ООД «Полезное ископаемое – уголь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
1.Тема: «Полезное ископаемое – уголь»
2.Задачи:
Образовательная:
- систематизировать знания детей о профессиях;
- познакомить детей со свойствами каменного угля;
- поддерживать интерес детей к экспериментированию,
Развивающая:
- развивать способность анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов, делать простейшие обобщения.
Воспитательная:
- воспитывать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к окружающему миру, умение работать в коллективе.
3. Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное.
4.Виды образовательной деятельности: коммуникативная, экспериментирование, двигательная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ood_poleznoe_iskopaemoe_ugol.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 6"
«Полезное ископаемое – уголь»
Исполнитель:
воспитатель 1 кв. категории Бехлер Е.В.
1.Тема: «Полезное ископаемое – уголь»
2.Задачи:
Образовательная:
- систематизировать знания детей о профессиях;
- познакомить детей со свойствами каменного угля;
- поддерживать интерес детей к экспериментированию,
Развивающая:
- развивать способность анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов, делать простейшие обобщения.
Воспитательная:
- воспитывать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к окружающему миру, умение работать в коллективе.
3. Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное.
4.Виды образовательной деятельности: коммуникативная, экспериментирование, двигательная.
5. Оборудование: презентация, мешочек с углем, карточки для рассказа о угле, халаты для экспериментов – 8 штук, одноразовые тарелочки - 8 штук, лупа – 8 штук, одноразовые стаканы с водой – 8 штук, 8 ложечек, 1 тканевая салфетка, 1 молоток, влажные салфетки.
6. Предварительная работа.
Беседы о России и ее богатствах, о природных ископаемых и их роли в жизни человека, рассматривание карты России, отгадывание загадок, д\и «Живая – неживая природа», сюжетно – ролевая игра «Научная лаборатория», подвижная игра «Геологи».
Рассматривание природных ископаемых в энциклопедиях. Просмотр презентаций о полезных ископаемых. Просмотр мультфильмов по мотивам сказок Бажова.
Ход занятия
Организация | Время | Содержание |
1. Организационный этап Организация детей: дети с воспитателем заходят в группу и становятся в круг.
| 1 мин | -Ребята добро пожаловать в лабораторию «Мудрого Филина», проходите в круг. Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся. Станем рядышком, по кругу, Скажем "Здравствуйте! " друг другу. Нам здороваться ни лень: Всем "Привет! " и "Добрый день! "; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. – ДОБРОЕ УТРО! В: Ребята, проходите на стульчики. |
2.Мотивационо-побудительный этап Организация детей: дети и воспитатель сидят на стульчиках в кругу.
Проводится Д\и «Собери рюкзак геологу». Ход: Детям необходимо взять с мольберта картинки с изображением снаряжения для геологов. (Примерные картинки: компас, молоток-кирка, карта, канат, фонарь, рюкзак, блокнот, лупа, телевизор, диван, светильник) Дети встают в круг и танцуют под музыку. | 5 мин | В: Сегодня вы будете маленькими исследователями, помощниками мудрого филина. Посмотрите, вот посылка, ее сегодня утром принесли в лабораторию. Эта посылка от геологов. Но Филин не смог ее открыть. Поможем ему? Д: Да. В: Для этого нужно выполнить несколько заданий. Скажите, кто такие геологи? Д: это люди, которые ищут полезные ископаемые. В: Какие полезные ископаемые вы знаете? Д: уголь, песок, глина, соль, нефть, мел, известняк, природный газ… В: Молодцы! Эти природные богатства геологи ищут, а потом люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве. В: Вот еще одно задание, когда геологи отправляются в экспедицию, они берут с собой рюкзак. Вам нужно собрать в рюкзак все самое необходимое. Д\и «Собери рюкзак геологу» В: Молодцы, рюкзак собрали. Вот последнее задание: Отгадайте загадку. С виду, не приглядный камень, Он в земле лежит пластами. Чтоб наверх его поднять, Надо в шахте побывать. Под землею огоньки- Это в шахте горняки. Отбивают молотками Этот очень, нужный камень. Он несёт в дома тепло, От него, кругом светло, Чёрный и блестящий, Помощник настоящий. Д: уголь В (открывает посылку и достает каменный уголь): Правильно. Вот он, какой этот каменный уголь. Этот каменный уголь добывается в нашей стране. А что делают исследователи. Д: исследуют, изучают. В: И мы сегодня будем с вами исследовать каменный уголь, который прислали геологи. В: Проходим за столы. |
3. Информационно-аналитический этап: Ребята проходят за столы. | 1 мин | В: Ребята, походим и садимся за столы. В: Ребята, а ученые при исследовании соблюдают правила безопасности, о которых нам сейчас расскажет мудрый филин. Слайд 3: (Филин рассказывает правила безопасности. При проведении опытов нужно: сидеть только на своем рабочем месте; соблюдать тишину; быть внимательным; не трогать предметы без разрешения; не брать ничего в рот и не пробовать на язык; выполнять работу только после объяснения). В: Ребята все внимательно услышали правила безопасности. Д: Да В: Будем их соблюдать. Д: Да |
4. Практический этап: Дети сидят за столами. Воспитатель ударяет молотком по кусочку угля, и он рассыпается. | 15 мин. | В: Тогда приступаем к исследованию угля, а этом нам помогут наши помощники: глаза, нос, руки и оборудование, которое лежит на столе. Внимание на экран. Слайд: Внимательно исследуйте цвет, запах и поверхность угля. В: Ребята, как мы с вами определим цвет? Д: С помощью глаз. Уголь по цвету черный. В: А сейчас возьмем лупу и внимательно посмотрим на уголь. Что вы увидели? Д: Уголь блестит. В: Правильно, уголь черный и блестящий. В: А как мы определим поверхность угля? Д: На ощупь. Можно погладить его. Погладьте уголь пальчиками, какой он? Д: Шершавый. В: А сейчас возьмите лупу посмотрите на уголь. Что вы видите? Д: Углубления, шероховатые дорожки, бугорки. В: Правильно, уголь шершавый. В: Ну а сейчас определим запах. Как мы это сделаем? Д: Понюхаем. В:Есть запах. Д: Нет. В: Значит уголь не имеет запаха. Слайд: Определите, можно ли рисовать углем? В: ребята, как мы сможем определить может ли уголь рисовать? Д: порисовать углем. В: возьмите картон и проведите по нему углем. Скажите, можно ли рисовать углем? Д: Да, углем рисовать можно. В: Посмотрите, дети на свои руки – от работы с углем у нас испачкались руки, значит, он пачкается. В: Мы можем сделать вывод, что углем можно рисовать т он может пачкать руки. Слайд: Почему уголь называют каменным? И определите его прочность. В: Как вы думаете, почему уголь называют каменным? Д: Твердый, как камень. В: Как вы определили? Д: Сжали руками, надавили пальчиками. В: А как мы определим прочность угля? Д: Ударим по углю. Сейчас мы проверим, прочность каменного угля. Я сейчас буду показывать, а вы внимательно смотреть. В: скажите прочный уголь или нет? Д: Нет. В: уголь хрупкий. Он рассыпался при ударе на более мелкие кусочки. В: Значит мы делаем вывод, что уголь твердый, как камень. Но очень хрупкий. Слайд: Определите, что произойдет, если опустить уголь в воду? В: Посмотрите, есть ли у вас на столе вода? Д: Да. В: Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду? (Предположения детей) В: Поставьте колбу с водой перед собой и опустите кусочек угля в воду. Что произошло? Д: уголь утонул. В: Какой вывод мы можем сделать? Д: Уголь тяжелый. В: А теперь давайте помешаем уголь палочкой, что мы видим. Растворился уголь? Это ещё одно свойство угля – в воде он не растворяется. В: Ребята, а у угля есть еще одно свойство, о нем нам расскажет наш мудрый филин. Слайд: Главное свойство угля – он может гореть. Посмотрите. В: Да, ребята, уголь обладает главным свойством –это горение. Но проверять мы это не будем, а поверим нашему филину. В: Итак, мы сегодня провели эксперименты с углем и выяснили какими свойствами он обладает. А теперь вспомните все, что мы сегодня узнали об угле и опираясь на подсказки расскажите о нем. Д: Уголь черный и блестит. Уголь на ощупь шершавый. Он не пахнет. Твердый, как камень. Но хрупкий. Углем можно рисовать и он пачкается. Он тяжелый и не растворяется. Уголь может гореть. Слайд 15: Какие вы молодцы, вы исследовали уголь и стали настоящими учеными. И на прощание я хочу вам подарить необычные карандаши. В: Ребята, скажем мудрому филину спасибо. Д: Спасибо. В: Карандаши эти необычные, они изготовлены из каменного угля. И мы с вами будем рисовать ими в группе. Наша работа в лаборатории закончена. |
5. Заключительный этап: Дети сидят за столами, передают карандаши по кругу и высказывают свое мнение. | 3 мин. | В: Ребята, вам сегодня понравилось? Сейчас, каждый по очереди выскажет свое мнение, что вам больше всего понравилось? А вам я хочу дать домашнее задание, дома вместе с родителями найдите в энциклопедиях или в интернете информацию о том, где можно применить каменный уголь, что из него можно сделать. А сейчас наведем на рабочих столах порядок, попрощаемся с гостями и пойдем обратно в группу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Самое полезное ископаемое"
Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира"...
Соль полезное ископаемое
Занятие по ознакомлению с окружающим миром...
Детям о полезных ископаемых.Базальт.
Краткое описание,распространение и применение человеком....
Мел - полезное ископаемое Брянской области.
Краткое описание, распространение и применение....
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе на тему: «Полезные ископаемые нашего Белгородского края»
Рассказать детям о полезных ископаемых нашего родного края...
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Полезные ископаемые России: каменный уголь»
Интеграция областей: ПР., РР., С-КР.,ФР.Возрастная группа: 5-6 лет.Цель: Сформировать представление детей о каменном угле.Задачи:· Познакомить де...
Методическая разработка занятия по окружающему миру "Полезное ископаемое- каменный уголь"
Опытно-экпериментальная деятельностьПодготовительная к школе группа...