ООД «Полезное ископаемое – уголь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Бехлер Елена Владимировна

1.Тема: «Полезное ископаемое – уголь»

2.Задачи:

Образовательная:

-  систематизировать знания детей о профессиях;

- познакомить детей со свойствами каменного угля;

- поддерживать интерес детей к экспериментированию,

Развивающая:

- развивать способность анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов, делать простейшие обобщения.

Воспитательная:

- воспитывать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к окружающему миру, умение работать в коллективе.

3. Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное.

4.Виды образовательной деятельности: коммуникативная, экспериментирование, двигательная.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_poleznoe_iskopaemoe_ugol.docx21.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 6"

«Полезное ископаемое – уголь»

Исполнитель:

воспитатель 1 кв. категории Бехлер Е.В.

1.Тема: «Полезное ископаемое – уголь»

2.Задачи:

Образовательная: 

-  систематизировать знания детей о профессиях;

- познакомить детей со свойствами каменного угля;

- поддерживать интерес детей к экспериментированию,

Развивающая:

- развивать способность анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов, делать простейшие обобщения.

Воспитательная:

- воспитывать уважение к людям разных профессий, бережное отношение к окружающему миру, умение работать в коллективе.

3. Образовательная область: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное.

4.Виды образовательной деятельности: коммуникативная, экспериментирование, двигательная.  

5. Оборудование:  презентация, мешочек с углем, карточки для рассказа о угле,  халаты для экспериментов – 8 штук, одноразовые тарелочки - 8 штук, лупа – 8 штук, одноразовые стаканы с водой – 8 штук, 8 ложечек, 1 тканевая салфетка, 1 молоток, влажные салфетки.

6. Предварительная работа.

Беседы о России  и ее богатствах, о природных ископаемых и их роли в жизни человека, рассматривание карты России, отгадывание загадок, д\и «Живая – неживая природа»,  сюжетно – ролевая игра «Научная лаборатория», подвижная игра «Геологи».

Рассматривание природных ископаемых в энциклопедиях. Просмотр презентаций о полезных ископаемых. Просмотр мультфильмов по мотивам сказок Бажова.

Ход занятия

Организация

Время

Содержание

1. Организационный этап

    Организация детей: дети с воспитателем заходят в группу и становятся в круг.

   

1 мин

-Ребята добро пожаловать в лабораторию «Мудрого Филина», проходите в круг. Посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся.

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу.

Нам здороваться ни лень:

Всем "Привет! " и "Добрый день! ";

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

В: Ребята, проходите на стульчики.

2.Мотивационо-побудительный этап

    Организация детей: дети и воспитатель сидят на стульчиках в кругу.

   

Проводится Д\и «Собери рюкзак геологу».

Ход: Детям необходимо взять с мольберта картинки с изображением снаряжения для геологов.  (Примерные картинки:  компас, молоток-кирка, карта, канат, фонарь, рюкзак, блокнот, лупа, телевизор, диван, светильник)

Дети встают в круг и танцуют под музыку.

5 мин

В: Сегодня вы будете маленькими исследователями, помощниками мудрого филина.  Посмотрите, вот посылка, ее сегодня утром принесли в лабораторию. Эта посылка от геологов. Но Филин не смог ее открыть. Поможем ему?

 Д: Да.

В: Для этого нужно выполнить несколько заданий. Скажите, кто такие геологи?

Д: это люди, которые ищут полезные ископаемые.

В: Какие полезные ископаемые вы знаете?

Д: уголь, песок, глина, соль, нефть, мел, известняк, природный газ

В: Молодцы! Эти природные богатства геологи ищут, а потом  люди добывают из глубин земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

В: Вот еще одно задание, когда геологи отправляются в экспедицию, они берут с собой рюкзак. Вам нужно собрать в рюкзак все  самое необходимое.

Д\и «Собери рюкзак геологу»

В: Молодцы, рюкзак собрали. Вот  последнее задание: Отгадайте загадку.

 С виду, не приглядный камень,

Он в земле лежит пластами.

Чтоб наверх его поднять,

Надо в шахте побывать.

Под землею огоньки-

Это в шахте горняки.

Отбивают молотками

Этот очень, нужный камень.

Он несёт в дома тепло,

От него, кругом светло,

Чёрный и блестящий,

Помощник настоящий.

Д: уголь

В (открывает посылку и достает каменный уголь): Правильно. Вот он, какой этот каменный уголь. Этот каменный уголь добывается в нашей стране. А что делают исследователи.

Д: исследуют, изучают.

В: И мы сегодня будем с вами исследовать каменный уголь, который прислали геологи.

В: Проходим за столы.

3. Информационно-аналитический этап: Ребята проходят за столы.

1 мин

В: Ребята, походим и садимся за столы.

В: Ребята, а ученые при исследовании  соблюдают правила безопасности, о которых нам сейчас расскажет мудрый филин.

Слайд 3: (Филин рассказывает правила безопасности.

При проведении опытов нужно: сидеть только на своем рабочем месте;

соблюдать тишину; быть внимательным; не трогать предметы без разрешения; не брать ничего в рот и не пробовать на язык; выполнять работу только после объяснения).

В: Ребята все внимательно услышали правила безопасности.

Д: Да

В: Будем их соблюдать.

Д: Да

4. Практический этап:

Дети сидят за столами.

Воспитатель ударяет молотком по кусочку угля, и он рассыпается.

15 мин.

В: Тогда приступаем к исследованию угля, а этом нам помогут наши помощники: глаза, нос, руки и оборудование, которое лежит на столе. Внимание на экран.

Слайд: Внимательно исследуйте цвет, запах и поверхность угля.

В: Ребята, как мы с вами определим цвет?

Д: С помощью глаз. Уголь по цвету черный.

В: А сейчас возьмем лупу и внимательно посмотрим на уголь. Что вы увидели?

Д: Уголь блестит.

В: Правильно, уголь черный и блестящий.

В: А как мы определим поверхность угля?

Д: На ощупь. Можно погладить его.

Погладьте уголь пальчиками, какой он?

Д: Шершавый.        

В: А сейчас возьмите лупу посмотрите на уголь.

Что вы видите?

Д: Углубления, шероховатые дорожки, бугорки.

В: Правильно, уголь шершавый.

В: Ну а сейчас определим запах. Как мы это сделаем?

Д: Понюхаем.

В:Есть запах.

Д: Нет.

В: Значит уголь не имеет запаха.

Слайд: Определите, можно ли рисовать углем?

В: ребята, как мы сможем определить может ли уголь рисовать?

Д: порисовать углем.

В: возьмите картон и проведите по нему  углем. Скажите, можно ли рисовать углем?

Д: Да, углем рисовать можно.

В: Посмотрите, дети на свои руки – от работы с углем у нас испачкались руки, значит, он пачкается.

В: Мы можем сделать вывод, что углем можно рисовать т он может пачкать руки.

Слайд: Почему уголь называют каменным? И определите его прочность.

 В: Как вы думаете, почему уголь называют каменным?

Д: Твердый, как камень.

В: Как вы определили?

Д: Сжали руками, надавили пальчиками.

В: А как мы определим прочность угля?

Д: Ударим по углю.

Сейчас мы проверим, прочность каменного угля. Я сейчас буду показывать, а вы внимательно смотреть.

В: скажите прочный уголь или нет?

Д: Нет.

В: уголь хрупкий.  Он рассыпался  при ударе на более мелкие кусочки.

В: Значит мы делаем вывод, что уголь твердый, как камень. Но очень хрупкий.

Слайд: Определите, что произойдет, если опустить уголь в воду?

В: Посмотрите, есть ли у вас на столе вода?

Д: Да.

В: Как вы думаете, что произойдёт, если мы опустим каменный уголь в воду?

(Предположения детей)

В: Поставьте колбу  с водой перед собой и опустите кусочек угля в воду. Что произошло?

Д: уголь утонул.

В: Какой вывод мы можем сделать?

Д: Уголь тяжелый.

В: А теперь давайте помешаем уголь палочкой, что мы видим. Растворился уголь? Это ещё одно свойство угля – в воде он не растворяется.

В: Ребята, а у угля есть еще одно свойство, о нем нам расскажет наш мудрый филин.

Слайд:  Главное свойство угля – он может гореть.  Посмотрите.

В: Да, ребята, уголь обладает главным свойством –это горение. Но проверять мы это не будем, а поверим нашему филину.

В: Итак, мы сегодня провели эксперименты с углем и выяснили какими свойствами он обладает. А теперь вспомните все, что мы сегодня узнали об угле и опираясь на подсказки расскажите о нем.

Д: Уголь черный и  блестит. Уголь на ощупь шершавый. Он не пахнет.  Твердый, как камень. Но хрупкий. Углем можно рисовать и  он пачкается. Он тяжелый и не растворяется. Уголь может гореть.

Слайд 15: Какие вы молодцы, вы исследовали уголь и стали настоящими учеными.  И на прощание я хочу вам подарить необычные карандаши.

В: Ребята, скажем мудрому филину спасибо.

Д: Спасибо.

В: Карандаши эти необычные, они изготовлены из каменного угля. И мы с вами будем рисовать ими в группе. Наша работа в лаборатории закончена.

5. Заключительный этап:

Дети сидят за столами, передают карандаши по кругу и высказывают свое мнение.

3 мин.

В: Ребята, вам сегодня понравилось? Сейчас, каждый по очереди выскажет свое мнение, что вам больше всего понравилось?

А вам я хочу дать домашнее задание, дома вместе с родителями найдите в энциклопедиях или в интернете информацию о том, где можно применить каменный уголь, что из него можно сделать.  А сейчас наведем на рабочих столах порядок,  попрощаемся с гостями и пойдем обратно в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Самое полезное ископаемое"

Презентация к НОД "Формирование целостной картины мира"...

Соль полезное ископаемое

Занятие по ознакомлению с окружающим миром...

Детям о полезных ископаемых.Базальт.

Краткое описание,распространение и применение человеком....

Мел - полезное ископаемое Брянской области.

Краткое описание, распространение и применение....

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Полезные ископаемые России: каменный уголь»

Интеграция областей: ПР., РР., С-КР.,ФР.Возрастная группа: 5-6 лет.Цель:  Сформировать представление детей о каменном угле.Задачи:·        Познакомить де...

Методическая разработка занятия по окружающему миру "Полезное ископаемое- каменный уголь"

Опытно-экпериментальная деятельностьПодготовительная к школе группа...