Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Полезные ископаемые России: каменный уголь»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Интеграция областей: ПР., РР., С-КР.,ФР.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Цель: Сформировать представление детей о каменном угле.
Задачи:
· Познакомить детей с происхождением каменного угля, со способами
добычи из недр земли; использование каменного угля в жизнедеятельности человека.
· Познакомить с крупнейшими месторождениями каменного угля.
· Развивать мышление, память, внимание; развивать интерес к экспериментально-опытнической деятельности.
· Воспитывать любовь к Родине, к ее богатствам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_ood-kamennyy_ugol.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №40» г.о. Саранск
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром
Тема: «Полезные ископаемые России: каменный уголь»
(старшая группа)
Составила и провела воспитатель:
Ишмуратова Н.Н.
Саранск
Интеграция областей: ПР., РР., С-КР.,ФР.
Возрастная группа: 5-6 лет.
Цель: Сформировать представление детей о каменном угле.
Задачи:
- Познакомить детей с происхождением каменного угля, со способами
добычи из недр земли; использование каменного угля в жизнедеятельности человека.
- Познакомить с крупнейшими месторождениями каменного угля.
- Развивать мышление, память, внимание; развивать интерес к экспериментально-опытнической деятельности.
- Воспитывать любовь к Родине, к ее богатствам.
Методы и приемы: беседа, вопрос-ответ, опыт, загадка, физкультминутка, гимнастика для глаз, д/игра.
Словарная работа: каменный уголь.
Материалы и оборудование:
Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, физическая карта, красные флажки, схема добычи каменного угля, салфетки, лупа, сигнальные карточки - схемы, картинки по теме, шапочки на каждого ребенка.
Предварительная работа:
Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы о неживой природе.
Ход НОД:
Дети стоят полукругом.
-Ребята, скажите, что нас окружает? (предметы)
-А еще что? (природа)
-Какая бывает природа? (живая и неживая)
-Назовите признаки живой природы. (дышит, размножается, растет, двигается, умирает, питается)
-Предлагаю вам поиграть в игру: «Живое – неживое»
-Я буду называть предметы, а вы поднимать карточку нужного цвета, зеленую, если предмет живой природы, красную, если предмет неживой природы. (солнце, камень, дерево, небо, цветы, вода)
-Молодцы, справились.
-Дети, вы все знаете мультфильм «Простоквашино», так вот Шарику почтальон Печкин принес посылку от дяди Федора, и он просит помочь нас ему разобраться.
-Ну, как поможем?
-Давайте посмотрим, что в этой посылке? Ребята, да тут письмо, надо его прочитать.
Письмо: «здравствуй Шарик, я знаю, что у вас кончились дрова и тебе нечем топить печь, и тебе жалко рубить деревья, вот я решил послать тебе эту посылку – сюрприз, надеюсь, ты все поймешь, что к чему. Твой друг дядя Федор.»
-Ну что ребята, поможем Шарику разобраться, что к чему?
-Да тут еще и загадка: с виду неприглядный камень
Он в земле лежит пластами
Чтоб наверх его достать
Надо в шахте побывать
Под землею огоньки
Это в шахте горняки
Молотками отбивают
Этот очень нужный камень.
-Что это?
-Правильно, это каменный уголь. (показ каменного угля)
-Скажите, а каменный уголь, к какой природе относится? (к неживой)
-Мы с вами много говорили про каменный уголь, и сегодня мы продолжим работу, и изучим свойства каменного угля, узнаем, как его добывают, как и где использует его человек.
-Ребята, а как называются люди, которые все изучают?
-Да, ученые.
-Вот я вам сегодня предлагаю немного побыть учеными, давайте наденем шапочки, как знак мудрости.
-Я вас приглашаю в нашу лабораторию, для работы.(дети проходят за столы)
-Перед вами уважаемые коллеги, все необходимое для работы, посмотрите.
-Вот каменный уголь, что вы можете о нем сказать?
-Какого он цвета? (черный)
-Я как ваш помощник, буду вам помогать, и все найденные свойства буду фиксировать на доске в виде сигнальных карточек.
-Уголь твердый или мягкий?
-Как вы узнали? (да, нужно на него надавить пальцем)
-Гладкий или шершавый?
-Блестящий или матовый?
-Возьмите его в руки, потрогайте, а теперь посмотрите на руки, что вы заметили?
-Да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.
-Коллеги, как вы думаете, а он прочный? Давайте проверим.
Физкультминутка.
Опыт: воспитатель молотком ударяет по каменному углю.
-Что произошло? (да, он рассыпался)
-Давайте сделаем вывод: каменный уголь прочный, но не настолько, как например мрамор, и от удара он рассыпается.
-Как называется это свойство? Какой он? (хрупкий)
-А теперь возьмите лупу и рассмотрите его.
-Какой он? (бугристый, как дерево)
-А сейчас ученый Иван расскажет нам, что он сам знает про каменный уголь.
Сообщение: «каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения, его основу составляют остатки древних болотистых, погибших растений и деревьев, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф»
-ученый Илья дополнит.
Сообщение: «такой торф лежит много, много лет и потом превращается в каменный уголь»
-Уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте сделаем это.
Опыт: «опускаем уголь в воду»
-Что происходит с водой? (вода помутнела, пошли пузырьки)
-Почему пошли пузырьки? Что это такое? (это выходит воздух)
Вывод: правильно, в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. При опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.
-А что произошло с углем? (он утонул)
-Какой можно сделать вывод? Уголь тяжелый.
-А как вы думаете уголь растворяется?
-Давайте проверим.
Опыт: возьмите палочки и помешайте. Сделайте вывод.
-уголь не растворяется.
-правильно, уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.
-сейчас ученый Георгий скажет нам о главном свойстве угля.
Сообщение: «каменный уголь хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет для отопления жилых домов, помещений, используется как топливо на заводах и фабриках»
- нужен ли человеку каменный уголь? (из каменного угля получают лаки, краски, используют для получения лекарства, пластмассы, духов, используют как твердое и жидкое топливо)
-а ученый Андрей нам расскажет как добывают каменный уголь.
Гимнастика для глаз.
Сообщение: «добыча каменного угля производится как на поверхности, так и глубоко под землей. Для добычи под землей строят шахты – это глубокие и темные колодцы. В стволах шахт устанавливают подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение»
-Николай, коллега продолжите, пожалуйста.
Сообщение:«шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в специальные вагонетки и на них перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там грузят в вагоны и везут туда, где он нужен»
-труд шахтеров очень трудный и тяжелый. Их нелегкий труд облегчают специальные машины.(показ слайдов)
-давайте посмотрим на карту, а Денис нам расскажет, где находятся залежи каменного угля.
Сообщение:« у нас есть места, где есть много каменного угля, целые залежи. Недалеко от Москвы – тульское месторождение, в Новокузнецке, на реке Печоре»
-давайте флажками отметим эти места.
-а теперь уважаемые коллеги, давайте еще раз повторим все свойства каменного угля, а я запишу, и сделаем вывод, зачем дядя Федор прислал Шарику каменный уголь. И это письмо, и посылку отправим назад в Простоквашино.
-ребята, а Шарик заранее знал, что мы с вами во всем разберемся, и прислал нам в подарок кусочки каменного угля, я вам сейчас их раздам на память о нашем занятии. А вы дома поделитесь своими знаниями со своими родителями.
-Всем спасибо за работу, вы сегодня все были молодцы, трудились на занятии, как «шахтеры»!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "С днем рождения Россия"
Конспект занятия для дошкольников ко Дню независимости России, о России, о символах РФ....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие по Золотому Кольцу России»
Форма организации занятия: занятие - путешествие.Задачи: Образовательные:Познакомить с городами, образующими Золотое кольцо России;Систематизировать и расширить знания по теме;Учить д...
НОД по Ознакомление с окружающим миром. Тема: Мое Отечество – Россия
Тема: Мое Отечество – Россия.Цель: 1. Формировать у детей интерес к получению знаний о России, о столице нашей Родины.2. Развивать у д...
НОД по ознакомлению с окружающем миром . Тема "Путешествие по России"
Цель: Создать условия для развития детей чувства патриотизма и любви к своей Родине....
Конспект занятия "Ознакомление с окружающим миром" Тема: Полезная и вредная еда. Старшая группа
Данное занятие помогает формированию у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни и представления детей о вредных и полезных продуктах....
Конспект открытого занятия Ознакомление с окружающим миром Тема: « В мире насекомых»
Конспект открытого занятияОзнакомление с окружающим миромТема: « В мире насекомых»Цель :Расширять представления детей о разнообразии насекомых.Задачи:Закреплять знания о строении насекомых...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе."Россия – Родина моя"
quot;Россия – Родина моя" Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Задачи:- закрепить у детей знания о российском государстве;-познакомить детей с го...