"Крылатые друзья - такие разные клювы" проект
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Партина Вера Владимировна

«Крылатые друзья - такие разные клювы». Познавательно-творческий, коррекционно-логопедический, экологический краткосрочный проект. Цели: мы хотим получить ответы на вопросы: рассмотрите строение клюва разных птиц. Как они устроены? Для чего тот или иной клюв используется? Как строение клюва связано с образом жизни птицы? Как человек может использовать в своей жизни приспособления, похожие на клювы птиц разного строения? Задачи проекта: привлечь обучающихся к решению актуальных научно-исследовательских задач; использовать все доступные источники информации для реализации поставленной цели; выбрать и использовать методы для решения таких вопросов как: узнать больше о строении клюва разных птиц, его функциях; выяснить, как и чем питаются птицы, расширить знания о среде обитания птиц, способах добывания пищи и жизнедеятельности птиц. Выяснить есть ли взаимосвязь между средой обитания птиц, способами добывания пищи и строением их клюва. Вызвать познавательный интерес к птицам у воспитанников. Развивать потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности. В проекте принимали участие 15 воспитанников группы «Бабочки» январь 2024 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №5 «Светлячок»

Арамильского городского округа

Проект «Крылатые друзья»

Старшая группа комбинированного вида (дети с ОВЗ) «Бабочки»

Направление: «Экология животных»

Разработчик проекта Партина Вера Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории,

МБДОУ «Детский сад комбинированного

вида №5 «Светлячок»

Арамильский городской округ

2024 г.

Технологическая карта проекта

Тип проекта — педагогический, экологический, практико-ориентированный, коллективный, краткосрочный.

Участники — воспитатели, дети старшей комбинированной группы «Бабочки», родители (опекуны), специалисты ДОУ.

Масштаб — с 9 по 12 января 2024 г.

Основание (актуальность темы) для разработки:

Мы в группе на занятиях много знакомимся с окружающим миром, как живой природы, так и неживой. Ознакомление проходит в соответствии с лексическими темами, например: «Зимующие птицы», «Перелётные птицы», «Птицы средней полосы Урала» и т.п. Но это, как оказалось – общая, поверхностная информация о наших пернатых друзьях. Мы считаем, что выбранная тема проекта поможет нам более детально изучить жизнь птиц. Ведь поставлены конкретные вопросы: «Рассмотрите строение клюва разных птиц?», «Для чего тот или иной клюв используется?», «Как строение клюва связано с образом жизни птицы?». Мы с большим интересом и энтузиазмом решили заняться проектной, научной и опытно-исследовательской деятельностью, реализовав свой проект в области экологии и ресурсосбережения.

Мы поставили перед собой цели, задачи и ожидаемые результаты, которые хотим получить.

Цели:

        Мы хотим получить ответы на вопросы:

1. Рассмотрите строение клюва разных птиц. Как они устроены? Для чего тот или

    иной клюв используется?

2. Как строение клюва связано с образом жизни птицы?

3. Как человек может использовать в своей жизни приспособления, похожие на

    клювы птиц разного строения?

Задачи:

  • Привлечь обучающихся к решению актуальных научно-исследовательских задач.
  • Использовать все доступные источники информации для реализации поставленной цели.
  • Выбрать и использовать методы для решения таких вопросов как: узнать больше о строении клюва разных птиц, его функциях; выяснить, как и чем питаются птицы, расширить знания о среде обитания птиц, способах добывания пищи и жизнедеятельности птиц.
  • Выяснить есть ли взаимосвязь между средой обитания птиц, способами добывания пищи и строением их клюва.
  • Вызвать познавательный интерес к птицам у воспитанников.
  • Развивать потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.

Основные принципы реализации данных задач:

  • Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении опирается на уже освоенное в предыдущем);
  • Доступность (усложнение материала с учётом возрастных особенностей детей);
  • Наличие потенциальных возможностей в формировании интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических) дошкольников;
  • Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую, экспериментальную, продуктивную и др.);
  • Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
  • Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
  • Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).

Ожидаемые результаты:

  • Мы используем все возможные и доступные источники информации, чтобы больше узнать о жизни птиц.
  • Используя научную информацию, выясним, как устроены клювы разных птиц и для чего тот или иной клюв используется.
  • Развитие потребностей воспитанников принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
  • Привлечение воспитанников к решению актуальных научно-исследовательских задач, с целью подтверждения, как человек использует в своей жизни приспособления, которые похожи на клювы птиц разного строения.
  • Мы сможем поделиться полученными знаниями с воспитанниками других групп и контентами соцсетей.

Гипотеза:

Предположим, что клюв для птицы нужен не только для того, чтобы добывать корм и поэтому он такой разный у разных птиц.

Формы и методы реализации проекта:

  • Подбор и чтение научной и познавательной литературы.
  • Подбор материала для творческой и игровой деятельности.
  • Наблюдение за птицами.
  • Загадывание и отгадывание тематических загадок и чтение стихотворений (Приложение 1).
  • Учебные занятия по теме (Приложение 2).
  • Информация в Интернет-пространстве.
  • Выставка книг, тематических картинок и иллюстраций по теме проекта (Приложение 3).
  • Просмотр обучающих видеоматериалов, мультфильмов (Приложение 4).
  • Игры «Кто лишний?», «На что похож клюв?» (Приложение 5).
  • Проведение большой викторины по теме (Приложение 6).
  • Продуктивная художественная деятельность «Разукрасим разных птиц», «Весёлый воробей» (Приложение 7).
  • Прослушивание аудиозаписи голосов птиц и их распознавание.
  • Изготовление кормушки для мелких птиц – синиц, воробьёв (Приложение 8).
  • Изготовление дидактической игры «Что едят птицы?» (Приложение 9).
  • Проведение опытно-исследовательской деятельности (Приложение 10).

Наблюдение за птицами в природе, с целью выяснения, чем и как питаются местные птицы, как используют свой клюв. Установка причинно-следственных связей строения клюва птиц с их способом добычи и употребления пищи.

Чтение познавательной литературы о жизни птиц и рассматривание иллюстраций с целью узнать как можно больше о внешнем строении и отличии птиц разного вида, среде их обитания и способах добывания пищи, и как результат, установка причинно-следственных связей строения клюва птиц с этими условиями.

Просмотр обучающих видеофильмов и мультфильмов про птиц с целью получения конкретных фактов о среде обитания большинства птиц в дикой природе. Установление причинно-следственных связей и ответов на поставленные вопросы – как взаимосвязано строение клюва птиц и их функции со средой обитания.

Совместно с родителями изготовление кормушки для мелких птиц на участке детского сада с целью проявления заботы о птицах и воспитания положительного отношения к ним.

Помимо проведения тематических учебных занятий была организована продуктивная художественная деятельность – изготовление поделок методом аппликации «Весёлый воробей», изобразительная деятельность «Разукрасим разных птиц».

Изготовление дидактических игр по теме Кейса, с целью проверить наши знания о форме и предназначении клюва, а также о разнообразном рационе питания птиц различного вида.

Подобрана тематическая выставка книг, картин и иллюстраций, с целью очного ознакомления воспитанников с особенностями строения клюва птиц и внешнего облика в целом.

Постепенно мы реализовывали цели Кейса и решая поставленные задачи мы узнали о строении птиц следующее: клюв состоит из двух частей - надклювья и подклювья, покрытых роговым чехлом. Ноздри расположены на надклювье. Клювы бывают очень разнообразны по форме и размеру. По ним мы можем судить об образе жизни птиц (как и чем питаются). Птицы подразделяются на виды в связи с тем, что и как они едят:

  • Насекомоядные (синицы, ласточки) имеют маленький и тонкий клюв.
  • Рыбоядные (цапли, кулик) имеют длинный клюв.
  • Хищники (орёл, ястреб) имеют толстый, короткий, крепкий и загнутый клюв.
  • Зерноядные (снегирь, дубонос) имеют короткий конический клюв.
  • Водоплавающие (лебедь, утки) имеют широкий уплощённый клюв.
  • Долбящие (дятлы) имеют сильный долотоподобный клюв.

Мы узнали и нашли подтверждение своей гипотезе для чего птицам клюв:

  • Чтобы вычерпывать из воды рыбу.
  • Чтобы хватать, удерживать и разрывать пищу.
  • Чтобы вскрывать раковины для добычи корма.
  • Чтобы собирать с поверхности воды крохотные растения, водоросли и всевозможные пищевые организмы.
  • Чтобы вытаскивать из-под коры насекомых и выдалбливать дупла, которыми пользуются некоторые другие представители животного мира.
  • Чтобы раскалывать орехи, шишки и всевозможные плоды.
  • Чтобы чистить своё оперение.
  • Чтобы кормить своих птенцов.
  • Чтобы собирать материал и строить свои гнёзда и жилище.
  • Чтобы нападать и защищаться от нападения.

Для птиц клюв имеет огромное значение – он заменяет им «руки». Это нос и рот. Это средство общения, передачи посланий и предупреждения соперников. Некоторые птицы клювом привлекают самок в брачный период. Клювом птицы долбят, роют, используют как орудия. Таким образом, мы делаем вывод, что строение клюва на прямую связано с тем, чем и как питаются птицы, каким способом они добывают себе и своим птенцам корм. Не маловажное значение имеет то, где селятся и живут птицы и к какому виду они относятся.

Строение клюва напрямую связано с образом жизни птиц:

  • Строение клюва плотоядных птиц (хищников) – острый, загнутый вниз, нужен для разрывания мяса;
  • Строение клюва водоплавающих птиц и фламинго – плоский, с роговыми пластинами и зубчиками, в которых застревают мелкие объекты при процеживании воды, зубцы удерживают скользкую пищу;
  • Строение клюва насекомоядных птиц – острый, тонкий, различной формы и длины, удобен для ловли насекомых;
  • Строение клюва зерноядных птиц – короткий, толстый и сильный, позволяющий совершать значительные сдавливающие усилия, им обладают птицы, питающиеся семенами и зёрнами.

Постепенно мы подошли к вопросу и нашли ответ на него «Как человек может использовать в своей жизни приспособления, похожие на клювы птиц разного строения. А ведь это сама Матушка – природа позаботилась об этом. Ведь представители пернатых появились на Земле за долго до человека. И люди, наблюдая за всевозможными явлениями в природе, приспосабливались и пытались выжить. На сегодняшний день существует множество инструментов и приспособлений, которые похожи на клювы птиц и выполняют определённую функцию:

У сокола, орла и совы клюв похож на рыболовный крючок;

У зимородка и цапли клюв похож на пику или шило;

У пеликана клюв похож на сачок или мешок;

У фламинго клюв выполняет функцию сита или дуршлага;

У уток, лебедей и гусей клюв как щипцы;

У древесного вьюрка клюв как ножницы для разрезания металла;

У дятла и кулика клюв как долото или стамеска;

У кактусового вьюрка клюв как тонкие плоскогубцы;

У клеста и тупика клюв как щипцы для раскалывания орехов;

У вальдшнепа клюв как тонкий хирургический пинцет.

Все перечисленные инструменты, приспособления и инвентарь человек использует в повседневной жизни, в быту, на кухне, в медицине, личной гигиене и во многом другом.

Ведь правда, как добра Матушка-природа к своим детям. Она дала каждому, то, чтобы жить, размножаться, заботиться о своём потомстве и делать новые открытия, наблюдая за тем, как продвигается и совершенствуется жизнь.

Выводы:

Реализуя задачи, поставленные в данном проекте, мы узнали много нового и раньше не знакомого о жизни птиц. Мы выяснили, что птицы всё и в большинстве случаев всегда делают с помощью клюва: строят гнезда, добывают пищу, проявляют нежность, чистят пёрышки, разговаривают друг с другом, а также ориентируются в мире запахов. Вместе с родителями мы сделали кормушку для птиц для нашего участка в детском саду и взяли на себя ответственность, чтобы наши пернатые друзья не оставались голодными. Ведь по статистике птицы погибают не от холода, а от голода. Мы будем следить за птичьей столовой и оберегать всех птиц, которые полюбят нашу кормушку и не будут нас бояться.

Наша деятельность принесла нам полезную информацию, сплочённость в команде, мы нашли ответы на все вопросы, творчески подошли к выполнению заданий не только по проекту, но и в повседневной жизни. Мы получили огромнейшее удовольствие и удовлетворение от своей работы.

Теперь мы никогда не забудем, что 1 апреля – международный день птиц. Но мы призываем всех – давайте будем заботиться о меньших не только по праздникам, но и всегда. Ведь мы – люди и это в наших силах!

Список используемой литературы и интернет-ресурсов:

1. Бианки В. «Кто чем поёт?», «Чей нос лучше?» сказки

2. Горький М. «Воробьишко»

3. Гурина Ирина «Как появляется птица»

4. Кучерявенко В.Т., Петрова Б. Корейские сказки/пересказ «Ласточка» серия

    «Сказки народов мира»

5. Лагутенко О. Зелёная книга. Занимательное природоведение

6. Плешаков А.А. «Зелёные страница», атлас определитель «От земли до неба»

7. «Птицы» -М.: ВАКО, 2017 (Мои первые вопросы и ответы). Издание развиваю-

    щего обучения.

8. Серия «Моя первая энциклопедия». От орла до воробья. Птицы Европы и

    России. Составитель и научный редактор серии В. Г. Бабенко

9. Толстой А. «Желтухин»

10. Видеоматериалы, мультфильмы https://www.youtube.com

11. Электронная библиотека https://bookre.org/reader

12. https://www.maam.ru/users/570954

13. https://sciencing.com/kind-song-birds-sing-night-8764192.html  

Приложение 1.

Загадывание и отгадывание тематических загадок, чтение стихотворений

Приложение 2.

Учебные занятия по теме

Приложение 3.

Выставка книг, тематических картинок и иллюстраций по теме Кейса.

Приложение 4.

Просмотр обучающих видеоматериалов, мультфильмов

Приложение 5.

Игры «Кто лишний?», «На что похож клюв?»

Приложение 6.

Проведение большой викторины по теме

Приложение 7.

        

 

Художественная деятельность «Разукрасим разных птиц», «Весёлый воробей»

Приложение 8.

Изготовление кормушки для мелких птиц – синиц, воробьёв

Приложение 9.

 

Изготовление дидактической игры «Что едят птицы?»

Приложение 10.

Проведение опытно-исследовательской и экспериментальной деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «Такие разные друзья».

Жукова Ольга Владимировна,воспитатель МБДОУ «ЦРР – д/с «Золотая рыбка» г. АбаканаКонспект непосредственно образовательной деятельности  во второй младшей группе.Тема: «Такие разные друзья».Образо...

"Такие разные друзья" Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы

"Такие разные друзья" Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы. ОО «Познавательное развитие» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое...

Конспект ООД "Мы такие разные! Мы - друзья!"

По теме самообразования "Гендерное воспитание дошкольников"...

Конспект по познавательному развитию в первой младшей группе "Такие разные друзья!"

Конспект по впознавательному развитию в первой младшей группе "Такие разные друзья"....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные» Тема: «Такие разные животные» (старшая группа

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»Тема: «Такие разные животные» (старшая группа...

Конспект занятия организованной образовательной деятельности в подготовительной группе Тема: «Такие разные деревья, такие разные веточки»

Основная образовательная область: познавательное развитие. Дополнительные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель: формирование первонач...