Открытое занятие по экологии «Путешествие в мир насекомых».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Кондрашова Анастасия Олеговна

Открытое занятие по экологии

 

«Путешествие в мир насекомых».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение -1 «Белоснежка» г.Шарыпово

                                 

Открытое занятие по экологии

«Путешествие в мир насекомых»

                                                 

                                                  Выполнили: воспитатели

                                                                                  Кондрашова А.О. Загребельникова Е.Н.

                                                                                 подготовительной группы № 9 «Звездочка»

                                     Март 2023 года.

Цель: Создание социальной ситуации для обобщения и закрепления знаний детей о многообразии насекомых.

Задачи:

Образовательные: 

-Совершенствовать умение составлять слова из букв.

-Обобщать и закреплять знания детей о насекомых;

-Систематизировать знания детей о насекомых, об их многообразии и многочисленности; их строении, питании, передвижении; закрепить характерные особенности данного вида живых организмов; узнавать насекомых по внешнему виду, называть части тела.

-Совершенствовать умение обобщать представления о временах года, формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано.

-Закрепить умение детей составлять группы насекомых. 

-Создать условия для закрепления правил поведения в природе. Не разрушать условия жизни насекомых.

-Совершенствовать творческие умения детей рисовать в технике градиент. 

-Совершенствовать умения анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения.

Развивающие: 

-Развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, активизировать память и обогатить словарный запас детей по теме.

-Развивать связную и образную речь, умение вести диалог отвечая на вопросы полным предложением, задавать вопросы, совершенствовать звукопроизношение.

-Развивать творческие способности детей, используя различные материал (бумага, краски, гуашь, кисти.)

-Активизировать внимание детей, оценивать свой результат работы.

Воспитательные: 

-Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, к маленьким соседям по планете;

-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, желание помочь, способствовать сплочению детского коллектива, умение работать сообща;              

-Воспитывать умение не перебивать друг друга, совершенствовать любознательность и внимательность. 

 -Воспитывать стремление и интерес к творчеству.

- Воспитывать интерес к ООД.

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие (ФЦКМ)

Интеграция образовательных областей: Познание, речевое развитие, социально – коммуникативное. 

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, музыкальная, двигательная.

Методические приемы: наглядные, словесные, игровые, практические, икт.

Здоровьесберегающие технологии: смена деятельности, физ.минутка.

Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми и пауками во время прогулок, беседа «Такие разные насекомые». Проведение занятий по экологии, чтение сказок и рассказов о животном мире, изготовление поделок животных, насекомых, проведение дидактических игр по экологии, проведение акций, чтение стихов, загадок, скороговорок, проведение упражнений в подборе слов с уменьшительно -  ласкательными суффиксами, употреблении существительных в косвенных падежах. просмотр презентаций.

Оборудование: декорация деревьев, доска, фигурки насекомых, картинки насекомых, конверты с заданиями, картинки цифр с буквами, икт, презентации, аудиозаписи звуков насекомых и леса, столы, краски, кисти, мольберт, листы, стаканчики для воды, влажные салфетки, смайлики.

                                                        Ход ООД:

Организационный момент:

Дети входят в зал с воспитателем.

Звучит музыка леса (или просто музыка настроения).

Воспитатель: Доброе утро!

                       Для начала встанем в круг,

                        сколько радости вокруг!

                        Мы все за руки возьмемся и друг, другу улыбнемся!

                        Мы готовы поиграть!

                        Можно встречу начинать!

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель: - В это весеннее утро, я надеюсь у всех хорошее настроение!

Дети отвечают.

Воспитатель: - Вот с таким настроением мы и начнем наше занятие.

- Ребята, нам надо повторить правила поведения на занятиях.

Дети повторяют правила.

Воспитатель: - Ребята, ведь в жизни нашей часты чудеса.

Секрет чудес необычайных,

Узнаем мы за полчаса.

Орешек знаний тверд, но все же,

Мы не привыкли отступать,

Нам расколоть его помогут волшебные слова:

       «Хочу все знать!» (на экране появляются эти слова)

Воспитатель: Послушайте загадку: Дом со всех сторон открыт,

                                                             Он резною крышей крыт.

                                                             Заходи в зеленый дом –

                                                             Чудеса увидишь в нем.

Воспитатель: Догадались?

Дети говорят.

Воспитатель: Конечно – это лес!

Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес, попутешествовать по тропинкам, отдохнуть на полянках. Подышать лесным воздухом.

Воспитатель: - Ребята, чтобы гулять по лесу, нам надо вспомнить правила поведения.

Дети говорят правила поведения в лесу.

Воспитатель: - Хорошо. Повторили правила, мы можем продолжать наше путешествие.

Звучит тихо музыка       Воспитатель: Закройте глаза,

                                                            я скажу волшебные слова,

                                                            и мы очутимся в лесу.

                                                            Ну-ка глазки закрывайте,

                                                            В путешественников превращайтесь.

                                                            Раз, два, три, четыре, пять –

                                                            Будем глазки открывать! 

Открываются шторы на экране лес.

Воспитатель: - Ой, ребята, наше волшебство получилось!

- Какая чудесная тропинка! Пойдемте по тропинке.

Дети проходят ближе к экрану, где картинка леса.

Воспитатель обращается к ребятам: - Кого мы можем встретить в лесу?

Дети отвечают: зверей, птиц.

Воспитатель: - Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека. Птицы разлетятся, если увидят столько ребят.

Воспитатель: - Ребята, на тропинке стоит доска, а на ней цифры, смотрите они не по порядку.

На мольберте цифры с буквами (1, 4, 2, 3, 6, 8,7,9).

Воспитатель: -Может это нам подсказка, о чем будет речь? Наверно здесь секрет, давайте по порядку поставим цифры, и узнаем, что это значит.

Воспитатель вызывает по имени ребенка. (либо вызывается звездочка недели и составляет по порядку цифры, замечают слово).

Дети читают:                     НАСЕКОМЫЕ.

Воспитатель: - Так вот о чем идет речь, о насекомых.

- Ребята, есть в лесу такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком, и их очень много, они повсюду: на деревьях, на цветах, на земле и в воздухе.

Воспитатель: - Ребята, в какое время года появляются насекомые?

Дети отвечают: Весной.

Воспитатель: - Почему именно весной?

Дети: - Потому-что солнце начинает греть, появляются растения, поэтому появляются насекомые.  

(Можно добавить звуки насекомых.)

Дети реагируют на звуки, можно спросить, кто пролетел.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

                                 Домовитая хозяйка,

                                 Полетала над лужайкой.

                                 Похлопочет над цветком.

                                 Он поделится медком.

                                               (пчела).

Дети: - Это пчела.

Воспитатель: - Верно. А вот и наша пчёлка!

Воспитатель показывает пчелку на дереве.

Воспитатель: Что это у пчелки?  

Воспитатель берет конверт.

Воспитатель: - «Посмотрите здесь много насекомых. (дети разглядывают картинки насекомых)», и листок.

Воспитатель читает: «Дорогие ребята, в нашем лесу стали просыпаться насекомые, и все перепуталось, бабочки с жуками, пауки с муравьями.  В лесу ужас. Помогите нам решить вопрос: Что есть у насекомых общего и чем они отличаются? И тогда насекомые успокоятся и каждый займётся своим делом.»

Воспитатель: -Ребята. Поможем насекомым?

Воспитатель вывешивает на мольберт картинки насекомых (бабочки, стрекозы, жуки, божья коровка, пчела, муравья, муху, комара, таракана, блоху, овода, блоху. гусеницу и др.

Общее: тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко, а также есть 4 крыла, 6 ножек, жало, усики. Это бабочки, стрекозы, жуки, божья коровка, пчела. У некоторых насекомых нет крыльев, вместо жала хоботки, челюсти.

Различие: У мух и комаров по два крыла.

Комары, мухи, пчелы, шмели издают жужжание,

Бабочки, мотыльки, божьи коровки не издают звуков.

Воспитатель: - А, на какие виды делятся насекомые.

Дети отвечают: вредные и полезные.

Воспитатель предлагает разделить на вредных и полезных насекомых, деля доску по полам.

Дети поправляют картинки на мольберте.

Воспитатель: - Умницы, пчела довольна вашими знаниями.

Воспитатель: Наше путешествие по лесу продолжается.

Воспитатель: - Ребята, давайте присядем на полянку, отдохнем.

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: -  Ой, подождите, я что-то увидела, под деревом кто-то сидит и на нас глядит, вот это да.

Дети: - это МУРАВЕЙ.

Воспитатель подходит к муравью и берет листок.

Воспитатель раскрывает листок: -Ребята, он нам предлагает отгадать загадки:

                                                                Всех жучков она милей, спинка алая у ней.

                                                                На спинке кружочки – черные точки.

                                                                                         ( божьей коровки)

                                                               У нее четыре крыла,

                                                               тело тонкое словно стрела.

                                                               И большие, большие глаза.

                                                               Называют ее….. (стрекоза).

                                                               Волосатая зеленая,

                                                               в листьях прячется она,

                                                               хоть и много ножек,

                                                               бегать она не может.

                                                                                     (гусеница)

                                                               Она яркая, красивая, легкокрылая.

                                                               Сама похожа на цветок,

                                                               и любит пить цветочный сок.

                                                                                      (бабочка)

                                                              Он работник настоящий,

                                                              очень, очень работящий.

                                                              Под сосной в лесу густом,

                                                              из хвоинок строит дом.

                                                                                   (муравей)

Воспитатель: - А еще муравей знает, что вы поете песенки, ему хочется послушать.

- Давайте споем.

Дети поют песенку про муравья.

Воспитатель: - Ребята, муравей доволен, попрощаемся с муравьем.

-Наше путешествие продолжается. Что-то я устала, а вы ребята?

- Предлагаю минутку отдыха, но раз мы в лесу, то предлагаю поиграть.

- Вставайте.

                                            Физминутка

(возможно сопровождение под музыку)

Засиделись насекомые на полянке.

Расправили свои крылья и полетели.

Летит пчела жужжит ж – ж - ж .

Летит комарик звенит з – з -  з .

Кузнечики запрыгали.

Прилетела бабочка, закружилась,

крылышками запорхала.

Вдруг налетел ветер, зашумел,

бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все.

Вот мы и отдохнули.

Воспитатель: - Наше путешествие продолжаете.

Воспитатель: - Ребята, осторожно, что это?

Дети говорят, паутина. Это же паук!

Воспитатель: Кто это в паутине?

Дети: - Бабочка.

Воспитатель: - Ребята, нам надо освободить ее, она может погибнуть, ее съест паук.

- А у паука в паутине листок, посмотрим?

Воспитатель берет листок и читает.

«Я паук, не жук, сижу тихонько и охочусь.

Попала в мои сети красавица одна.

Если вы поиграете со мной,

Выпущу ее домой.».

Воспитатель: - Ребята, поможем освободиться бабочку из плена?

Дети: - Да.

Воспитатель продолжает читать: - Хочу убедиться в ваших знаниях о насекомых, не путаете ли вы насекомых с другими обитателями леса.  Предлагаю игру «Четвертый лишний».  

Воспитатель: Тогда, будьте внимательны.   

Дети отвечают.

Воспитатель: Ребята, вы просто знатоки.

(Либо на слуховое восприятие задание.)

1. Заяц, ёж, лиса, шмель.

2. Трясогузка, паук, скворец, сорока. 

Проговаривает ребенок. Паук это не насекомое поскольку у всех насекомых по 6 ножек а у паука 8 ножек. Пауки НЕ насекомые и НЕ животные. Пауки это паукообразные! Животные - это ЦАРСТВО, поэтому и пауки тоже тут. Но конечно, класс не насекомые, а паукообразные.

Воспитатель: - Правильно, поэтому вы и не назвали насекомое сейчас.

3. Бабочка, стрекоза, муравей, енот.

4. Лягушка, комар, муха, бабочка.

Воспитатель: - Отлично справились.

Воспитатель: - А сейчас внимательно слушайте слова, подумайте, какие из них подходят:

1. Муравью: зеленый, порхает, мед, паутина, муравейник.

2. Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая.

3. Бабочке: улей, порхает, большие глаза, красивая.

Воспитатель: - Умнички, все правильно отвечали. Смотрите, паук довольный, и освободил нашу красавицу.

Воспитатель: - Ребята, я вижу, мы не одни в лесу.

Подходит к ребятам художник и начинает диалог.

Художница: - Здравствуйте ребята, вы тоже решили путешествовать по лесу. Вот услышала вас и решила подойти к вам. Сейчас весна, всё пробуждается в лесу, очень хочется запечатлеть на холсте прекрасное. Может вы мне поможете.

Дети: «Да».

Художница: - Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте.

                                                       Если крылья распахнет —

                                                       Красотой с ума сведет.

                                                       На лугу она летает,

                                                       Всех собою удивляет.

                                                                                 (бабочка)

Художница: - Видно, вы знатоки насекомых. Я, приглашаю вас, в свою лесную художественную мастерскую.

(Дети рассаживаются за столы)

Художница: - Предлагаю вам продолжить наше занятие, мы с вами закрашивали листки красками и восковыми мелками, сегодня я предлагаю поцарапать листки, и создать портрет бабочки, знаю, что вы спасли от злого паука прелестную красавицу – бабочку.

Дети согласились. (Звучит спокойная музыка). После творчества, дети делятся впечатлениями от работы.

Художница: - Спасибо вам ребята, с вами было интересно, вы меня вдохновили на другие работы. До свидание.

Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться в детский сад. Прежде чем, мы окажемся в детском саду, давайте садим на полянку и проговорим. Как надо себя вести в лесу, чтобы уберечь насекомых, да и других жителей леса?

Дети проговаривают.

Воспитатель: Я очень рада, что вы ребята понимаете, что насекомые, это часть природы, а природу надо беречь.

Нам пора возвращаться. Закрывайте глазки, прочитаю волшебные слова:

                                                «Раз, два, три, четыре, пять вот и в садике опять».

Воспитатель: - Ребята, хочу вас спросить, понравилось вам путешествие?

                           Где мы были? Что узнали? С кем встретились?

Дети отвечают.

Воспитатель: - Хотелось вам снова путешествовать?

- На столе есть символы, которые каждый может взять и разместить на доске, «Понравилось или не понравилось.».

                          Ритуал окончания занятия

                                              Спасибо скажем мы не раз:

                                              Всему живому вокруг нас.

                                              Как хорошо на свете жить.

                                              Как хорошо уметь дружить!

                                             

 

                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии «Путешествие в таинственный мир насекомых»

Программное содержание: обобщить представления детей о многообразии насекомых-Закрепить  знания об условиях их обитания-Развивать внимание, память, воображение-Развивать связную речь детей-Воспит...

Открытое занятие по экологии "Путешествие в весенний лес"

Конспект открытой НОД в средней группе...

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Насекомые»

Расширить и систематизировать знания детей о разнообразном мире насекомых.Познакомить детей со строением тела насекомых; учить выделять характерные признаки насекомых; расширять и систематизировать зн...

Открытое занятие по экологии "Путешествие в лес"

Занятие -путешествие в лес. ребята знакомятся с обитателями леса, выполняют задания....