Открытое занятие по экологии «Путешествие в мир насекомых».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Открытое занятие по экологии
«Путешествие в мир насекомых».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение -1 «Белоснежка» г.Шарыпово
Открытое занятие по экологии
«Путешествие в мир насекомых»
Выполнили: воспитатели
Кондрашова А.О. Загребельникова Е.Н.
подготовительной группы № 9 «Звездочка»
Март 2023 года.
Цель: Создание социальной ситуации для обобщения и закрепления знаний детей о многообразии насекомых.
Задачи:
Образовательные:
-Совершенствовать умение составлять слова из букв.
-Обобщать и закреплять знания детей о насекомых;
-Систематизировать знания детей о насекомых, об их многообразии и многочисленности; их строении, питании, передвижении; закрепить характерные особенности данного вида живых организмов; узнавать насекомых по внешнему виду, называть части тела.
-Совершенствовать умение обобщать представления о временах года, формировать представления о том, что в природе все взаимосвязано.
-Закрепить умение детей составлять группы насекомых.
-Создать условия для закрепления правил поведения в природе. Не разрушать условия жизни насекомых.
-Совершенствовать творческие умения детей рисовать в технике градиент.
-Совершенствовать умения анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи; делать обобщения.
Развивающие:
-Развивать психические процессы: зрительное и слуховое восприятие, внимание, логическое мышление, активизировать память и обогатить словарный запас детей по теме.
-Развивать связную и образную речь, умение вести диалог отвечая на вопросы полным предложением, задавать вопросы, совершенствовать звукопроизношение.
-Развивать творческие способности детей, используя различные материал (бумага, краски, гуашь, кисти.)
-Активизировать внимание детей, оценивать свой результат работы.
Воспитательные:
-Воспитывать доброе, бережное отношение к природе, к маленьким соседям по планете;
-Воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, желание помочь, способствовать сплочению детского коллектива, умение работать сообща;
-Воспитывать умение не перебивать друг друга, совершенствовать любознательность и внимательность.
-Воспитывать стремление и интерес к творчеству.
- Воспитывать интерес к ООД.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие (ФЦКМ)
Интеграция образовательных областей: Познание, речевое развитие, социально – коммуникативное.
Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, музыкальная, двигательная.
Методические приемы: наглядные, словесные, игровые, практические, икт.
Здоровьесберегающие технологии: смена деятельности, физ.минутка.
Предварительная работа: Наблюдение за насекомыми и пауками во время прогулок, беседа «Такие разные насекомые». Проведение занятий по экологии, чтение сказок и рассказов о животном мире, изготовление поделок животных, насекомых, проведение дидактических игр по экологии, проведение акций, чтение стихов, загадок, скороговорок, проведение упражнений в подборе слов с уменьшительно - ласкательными суффиксами, употреблении существительных в косвенных падежах. просмотр презентаций.
Оборудование: декорация деревьев, доска, фигурки насекомых, картинки насекомых, конверты с заданиями, картинки цифр с буквами, икт, презентации, аудиозаписи звуков насекомых и леса, столы, краски, кисти, мольберт, листы, стаканчики для воды, влажные салфетки, смайлики.
Ход ООД:
Организационный момент:
Дети входят в зал с воспитателем.
Звучит музыка леса (или просто музыка настроения).
Воспитатель: Доброе утро!
Для начала встанем в круг,
сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся и друг, другу улыбнемся!
Мы готовы поиграть!
Можно встречу начинать!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: - В это весеннее утро, я надеюсь у всех хорошее настроение!
Дети отвечают.
Воспитатель: - Вот с таким настроением мы и начнем наше занятие.
- Ребята, нам надо повторить правила поведения на занятиях.
Дети повторяют правила.
Воспитатель: - Ребята, ведь в жизни нашей часты чудеса.
Секрет чудес необычайных,
Узнаем мы за полчаса.
Орешек знаний тверд, но все же,
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его помогут волшебные слова:
«Хочу все знать!» (на экране появляются эти слова)
Воспитатель: Послушайте загадку: Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем.
Воспитатель: Догадались?
Дети говорят.
Воспитатель: Конечно – это лес!
Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес, попутешествовать по тропинкам, отдохнуть на полянках. Подышать лесным воздухом.
Воспитатель: - Ребята, чтобы гулять по лесу, нам надо вспомнить правила поведения.
Дети говорят правила поведения в лесу.
Воспитатель: - Хорошо. Повторили правила, мы можем продолжать наше путешествие.
Звучит тихо музыка Воспитатель: Закройте глаза,
я скажу волшебные слова,
и мы очутимся в лесу.
Ну-ка глазки закрывайте,
В путешественников превращайтесь.
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем глазки открывать!
Открываются шторы на экране лес.
Воспитатель: - Ой, ребята, наше волшебство получилось!
- Какая чудесная тропинка! Пойдемте по тропинке.
Дети проходят ближе к экрану, где картинка леса.
Воспитатель обращается к ребятам: - Кого мы можем встретить в лесу?
Дети отвечают: зверей, птиц.
Воспитатель: - Но звери чаще всего боятся человека. Заяц трусливый, олень осторожный, волк тоже обойдет стороной человека. Птицы разлетятся, если увидят столько ребят.
Воспитатель: - Ребята, на тропинке стоит доска, а на ней цифры, смотрите они не по порядку.
На мольберте цифры с буквами (1, 4, 2, 3, 6, 8,7,9).
Воспитатель: -Может это нам подсказка, о чем будет речь? Наверно здесь секрет, давайте по порядку поставим цифры, и узнаем, что это значит.
Воспитатель вызывает по имени ребенка. (либо вызывается звездочка недели и составляет по порядку цифры, замечают слово).
Дети читают: НАСЕКОМЫЕ.
Воспитатель: - Так вот о чем идет речь, о насекомых.
- Ребята, есть в лесу такие жители, которые нас не испугаются, будут сидеть рядышком, и их очень много, они повсюду: на деревьях, на цветах, на земле и в воздухе.
Воспитатель: - Ребята, в какое время года появляются насекомые?
Дети отвечают: Весной.
Воспитатель: - Почему именно весной?
Дети: - Потому-что солнце начинает греть, появляются растения, поэтому появляются насекомые.
(Можно добавить звуки насекомых.)
Дети реагируют на звуки, можно спросить, кто пролетел.
Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:
Домовитая хозяйка,
Полетала над лужайкой.
Похлопочет над цветком.
Он поделится медком.
(пчела).
Дети: - Это пчела.
Воспитатель: - Верно. А вот и наша пчёлка!
Воспитатель показывает пчелку на дереве.
Воспитатель: Что это у пчелки?
Воспитатель берет конверт.
Воспитатель: - «Посмотрите здесь много насекомых. (дети разглядывают картинки насекомых)», и листок.
Воспитатель читает: «Дорогие ребята, в нашем лесу стали просыпаться насекомые, и все перепуталось, бабочки с жуками, пауки с муравьями. В лесу ужас. Помогите нам решить вопрос: Что есть у насекомых общего и чем они отличаются? И тогда насекомые успокоятся и каждый займётся своим делом.»
Воспитатель: -Ребята. Поможем насекомым?
Воспитатель вывешивает на мольберт картинки насекомых (бабочки, стрекозы, жуки, божья коровка, пчела, муравья, муху, комара, таракана, блоху, овода, блоху. гусеницу и др.
Общее: тело состоит из трех частей: голова, грудь, брюшко, а также есть 4 крыла, 6 ножек, жало, усики. Это бабочки, стрекозы, жуки, божья коровка, пчела. У некоторых насекомых нет крыльев, вместо жала хоботки, челюсти.
Различие: У мух и комаров по два крыла.
Комары, мухи, пчелы, шмели издают жужжание,
Бабочки, мотыльки, божьи коровки не издают звуков.
Воспитатель: - А, на какие виды делятся насекомые.
Дети отвечают: вредные и полезные.
Воспитатель предлагает разделить на вредных и полезных насекомых, деля доску по полам.
Дети поправляют картинки на мольберте.
Воспитатель: - Умницы, пчела довольна вашими знаниями.
Воспитатель: Наше путешествие по лесу продолжается.
Воспитатель: - Ребята, давайте присядем на полянку, отдохнем.
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель: - Ой, подождите, я что-то увидела, под деревом кто-то сидит и на нас глядит, вот это да.
Дети: - это МУРАВЕЙ.
Воспитатель подходит к муравью и берет листок.
Воспитатель раскрывает листок: -Ребята, он нам предлагает отгадать загадки:
Всех жучков она милей, спинка алая у ней.
На спинке кружочки – черные точки.
( божьей коровки)
У нее четыре крыла,
тело тонкое словно стрела.
И большие, большие глаза.
Называют ее….. (стрекоза).
Волосатая зеленая,
в листьях прячется она,
хоть и много ножек,
бегать она не может.
(гусеница)
Она яркая, красивая, легкокрылая.
Сама похожа на цветок,
и любит пить цветочный сок.
(бабочка)
Он работник настоящий,
очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом,
из хвоинок строит дом.
(муравей)
Воспитатель: - А еще муравей знает, что вы поете песенки, ему хочется послушать.
- Давайте споем.
Дети поют песенку про муравья.
Воспитатель: - Ребята, муравей доволен, попрощаемся с муравьем.
-Наше путешествие продолжается. Что-то я устала, а вы ребята?
- Предлагаю минутку отдыха, но раз мы в лесу, то предлагаю поиграть.
- Вставайте.
Физминутка
(возможно сопровождение под музыку)
Засиделись насекомые на полянке.
Расправили свои крылья и полетели.
Летит пчела жужжит ж – ж - ж .
Летит комарик звенит з – з - з .
Кузнечики запрыгали.
Прилетела бабочка, закружилась,
крылышками запорхала.
Вдруг налетел ветер, зашумел,
бегите скорее ко мне, прячьтесь. Убежали все.
Вот мы и отдохнули.
Воспитатель: - Наше путешествие продолжаете.
Воспитатель: - Ребята, осторожно, что это?
Дети говорят, паутина. Это же паук!
Воспитатель: Кто это в паутине?
Дети: - Бабочка.
Воспитатель: - Ребята, нам надо освободить ее, она может погибнуть, ее съест паук.
- А у паука в паутине листок, посмотрим?
Воспитатель берет листок и читает.
«Я паук, не жук, сижу тихонько и охочусь.
Попала в мои сети красавица одна.
Если вы поиграете со мной,
Выпущу ее домой.».
Воспитатель: - Ребята, поможем освободиться бабочку из плена?
Дети: - Да.
Воспитатель продолжает читать: - Хочу убедиться в ваших знаниях о насекомых, не путаете ли вы насекомых с другими обитателями леса. Предлагаю игру «Четвертый лишний».
Воспитатель: Тогда, будьте внимательны.
Дети отвечают.
Воспитатель: Ребята, вы просто знатоки.
(Либо на слуховое восприятие задание.)
1. Заяц, ёж, лиса, шмель.
2. Трясогузка, паук, скворец, сорока.
Проговаривает ребенок. Паук это не насекомое поскольку у всех насекомых по 6 ножек а у паука 8 ножек. Пауки НЕ насекомые и НЕ животные. Пауки это паукообразные! Животные - это ЦАРСТВО, поэтому и пауки тоже тут. Но конечно, класс не насекомые, а паукообразные.
Воспитатель: - Правильно, поэтому вы и не назвали насекомое сейчас.
3. Бабочка, стрекоза, муравей, енот.
4. Лягушка, комар, муха, бабочка.
Воспитатель: - Отлично справились.
Воспитатель: - А сейчас внимательно слушайте слова, подумайте, какие из них подходят:
1. Муравью: зеленый, порхает, мед, паутина, муравейник.
2. Пчеле: спинка, пасека, вредитель, трудолюбивая.
3. Бабочке: улей, порхает, большие глаза, красивая.
Воспитатель: - Умнички, все правильно отвечали. Смотрите, паук довольный, и освободил нашу красавицу.
Воспитатель: - Ребята, я вижу, мы не одни в лесу.
Подходит к ребятам художник и начинает диалог.
Художница: - Здравствуйте ребята, вы тоже решили путешествовать по лесу. Вот услышала вас и решила подойти к вам. Сейчас весна, всё пробуждается в лесу, очень хочется запечатлеть на холсте прекрасное. Может вы мне поможете.
Дети: «Да».
Художница: - Я сейчас загадаю загадку, а вы отгадайте.
Если крылья распахнет —
Красотой с ума сведет.
На лугу она летает,
Всех собою удивляет.
(бабочка)
Художница: - Видно, вы знатоки насекомых. Я, приглашаю вас, в свою лесную художественную мастерскую.
(Дети рассаживаются за столы)
Художница: - Предлагаю вам продолжить наше занятие, мы с вами закрашивали листки красками и восковыми мелками, сегодня я предлагаю поцарапать листки, и создать портрет бабочки, знаю, что вы спасли от злого паука прелестную красавицу – бабочку.
Дети согласились. (Звучит спокойная музыка). После творчества, дети делятся впечатлениями от работы.
Художница: - Спасибо вам ребята, с вами было интересно, вы меня вдохновили на другие работы. До свидание.
Воспитатель: Ребята, наше путешествие подошло к концу, надо возвращаться в детский сад. Прежде чем, мы окажемся в детском саду, давайте садим на полянку и проговорим. Как надо себя вести в лесу, чтобы уберечь насекомых, да и других жителей леса?
Дети проговаривают.
Воспитатель: Я очень рада, что вы ребята понимаете, что насекомые, это часть природы, а природу надо беречь.
Нам пора возвращаться. Закрывайте глазки, прочитаю волшебные слова:
«Раз, два, три, четыре, пять вот и в садике опять».
Воспитатель: - Ребята, хочу вас спросить, понравилось вам путешествие?
Где мы были? Что узнали? С кем встретились?
Дети отвечают.
Воспитатель: - Хотелось вам снова путешествовать?
- На столе есть символы, которые каждый может взять и разместить на доске, «Понравилось или не понравилось.».
Ритуал окончания занятия
Спасибо скажем мы не раз:
Всему живому вокруг нас.
Как хорошо на свете жить.
Как хорошо уметь дружить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по экологии " Путешествие с комнатными растениями"
Занятие по экологии в старшей группе....

Конспект занятия по экологии «Путешествие в таинственный мир насекомых»
Программное содержание: обобщить представления детей о многообразии насекомых-Закрепить знания об условиях их обитания-Развивать внимание, память, воображение-Развивать связную речь детей-Воспит...
Открытое занятие по экологии "Путешествие в весенний лес"
Конспект открытой НОД в средней группе...
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Насекомые»
Расширить и систематизировать знания детей о разнообразном мире насекомых.Познакомить детей со строением тела насекомых; учить выделять характерные признаки насекомых; расширять и систематизировать зн...
Открытое занятие по экологии "Путешествие в лес"
Занятие -путешествие в лес. ребята знакомятся с обитателями леса, выполняют задания....