Конспект занятия по экологии. "Путешествие в страну насекомых".
план-конспект занятия (окружающий мир, старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по теме: «Насекомые» (старшая группа)
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые».
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
- Развивать зрительную и слуховую память.
- Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
- Развивать связную речь.
- Развивать образность речи.
- Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
- Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
- Развивать общую моторику, координацию.
- Продолжать учить группировать предметы по основным признакам.
Оборудование: предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза). Цветок, дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Мягкая игрушка – гусеница, стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха.
Ход занятия:
1 часть:Организационно-мотивацинная
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами отправимся в гости к маленьким жителям лесной полянки – насекомым. Подготовимся к путешествию:
«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки, через ветви пенечки.
Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»
Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо. Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Воспитатель:
- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
2 часть: Моделирование и разрешение проблемной ситуации
Воспитатель:
- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Малышкам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим малышам, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
- Закройте все глаза и повторяйте за мной:
- Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати! Вот мы с вами превратились в насекомых и полетим мы с вами на лесную полянку( ребята надевают маски-шапочки).. Проходите насекомые, садитесь. А вот и первый конверт с заданием от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.
- У нее четыре крыла,
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
- Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее... (пчела).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
- Он работник настоящий
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. ( муравей).
Воспитатель:
- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
- Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
- Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
- Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. ( Божья коровка).
Воспитатель:
- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
- Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок и их туловище состоит из трех частей(голова, грудь, брюшко). -А паук – это насекомое?(Нет, паукообразное. У него 8 лап и туловище состоит из двух частей(головогрудь, брюшко).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, оказывается среди насекомых есть хищные, полезные, вредные обитатели?
- Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)
- Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
- Молодцы все загадки отгадали, и на полянке появилась первое спасенное нами насекомое: пчела , но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдемте дальше.А вот второе задание от паука:
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
- Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.(Лишняя пчела, потому что она полезная, а все остальные относятся к хищным).
- Муха, кузнечик, бабочка, паук.(Лишний паук, потому что он не относится к насекомым).
- Шмель,муравей, стрекоза, комар.(Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают).
- Муравей, кузнечик, бабочка, таракан.(Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают).
- Воспитатель:
- Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.Но , ребята, вам не кажется что кто-то крадется к нашей полянке?
Появляется гусеница, ворчит, очень недовольна:
- Всё про пчелу, да про муравья, а про меня забыли.
Воспитатель:
-Нет, гусеница не забыли. Мы тебе поможем превратиться в бабочку. Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку. Воспитатель проводит беседу:
- Что сначала откладывает бабочка?
Ответы детей:
- Бабочка откладывает яйца.
Воспитатель:
- Кто появляется из яйца?
Ответы детей:
- Из яйца появляется гусеница.
Воспитатель:
- Что делает гусеница?
Ответы детей:
- Она питается листьями и растет.
Воспитатель:
- В кого она превращается?
Ответы детей:
- Гусеница превращается в куколку.
Воспитатель:
- Кто выходит из куколки?
Ответы детей:
- Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Воспитатель:
- Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо - (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
- Рассказы детей по цепочке ( сбор цепи превращения).
- Вот мы с вами спасли еще и бабочку. Но у нас остался еще один конверт с заданием от паука , давайте, посмотрим что же в нем.
- Воспитатель: Ребята, мне кажется, что наш паучок все перепутал ,составляя для нас задание. На картинках насекомые изображены комично: крылья у стрекозы, брюшко у божьей коровки...
- ( дети с воспитателем рассматривают картинки)
- Воспитатель: Вот так , паучок, все запутал в своей паутине. Я предлагаю вам разобрать эту путаницу.Постарайтесь найти себе друга или подругу, чтобы вместе исправить ошибки.
- ( На столах лежат разрезные картинки с изображением насекомых для составления правильного изображения насекомого).
- Дидактическая игра"...название?
- Воспитатель: Мы хотели исправить ошибки паука, мы с вами это сделали.А кто из вас вспомнит как передвигаеться и чем питается ваше насекомое?
- (стрекоза-летает, питается маленькими мошками, комарами, она-хищгица;кузнечик-прыгает, стрекочет, питаеться соком растений, нектаром цветов, насекомыми, хищник; божья коровка- летает, ползает, питается тлей, клещами, личинками жуков;комар-летает, питается комар-самец нектаром цветов и соком растений, а комариха - прокалывает кожу человека и животного; муха-летает, ползает,питается всем тем, что ест человек ).
- Воспитатель: Вот мы спасли с вами еще стрекозу, муху, комара, кузнечика, божью коровку.
. Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым!А нам поможет наш волшебный цветок оживить поляну, возьмите в руки чудо-магнит и поднесите к насекомому с низу, что получается? Правильно, наши насекомые двигаются.
А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
- Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
- Вам понравилось быть насекомыми?(Да.)
-Наше путешествие хотелось бы завершить стихами , вы мне поможите ?
Дети читают стихи о насекомых:
Сладко пахнут сосновой смолою
Разогретые темные пни.
Из иголочек высохшей хвои
Строят терем лесной муравьи.
Растет трава густая
В тени больших берез.
На скрипке там играет
Кузнечик-виртуоз.
Волшебные руланды
Выводит он смычком,
И льются серенады
Над садом вечерком.
Склонились низко лозы
Над гладью тихих вод,
Мы- быстрые стрекозы,
Здесь водим хоровод.
Без всякого усилья
Скользим мы над водой,
Сверкают наши крылья,
Прозрачною слюдой.
Бубенцом звенит веселым
Желтый липовый цветок.
Из него шмели и пчелы
Пьют душистый сладкий сок.
У божьей коровки не видно головки.
В оранжевом, в черную точку платочке.
Ее не ловите, пожалуйста, дети!
Милее она всех букашек на свете.
Бабочка-красавица,
В ярком, цветном платьице,
Покружилась, полетала,
Села на цветок, устала...
-Не для отдыха я села,
Я нектар цветочный ела.
Муха, муха-надоеда,
Прилетела к нам к обеду.
Видит муха:стол накрыт,
По тарелкам суп разлит!
Хлеб нарезан - можно есть.
Только где же мухе сесть?
Заведем правило: Не ловите бабочек, стрекоз, шмелей и др. насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии "Путешествие в мир природы"
Прививать детям любовь к живой и неживой природе. Ценить и оберегать то, что нас окружает. Дети чуткое творение бога, поэтому ребенок правильно воспринимает хорошие поступки окружающих. Если ребенок п...
Методическая разработка:конспект занятия по экологии "<ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕННИЙ ЛЕС>"
ПУТЕШЕСТВИЕ НА ПОЕЗДЕ....
Конспект занятия по экологии «Путешествие в сказочный лес»
Конспект занятия по экологии "Путешествие в сказочный лес" для старше-подготовительной группы....
Конспект занятия по экологии «Путешествие в таинственный мир насекомых»
Программное содержание: обобщить представления детей о многообразии насекомых-Закрепить знания об условиях их обитания-Развивать внимание, память, воображение-Развивать связную речь детей-Воспит...
конспект занятия по экологии "путешествие по экологической тропе"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ...
Конспект занятия по экологии «Путешествие в весенний лес»
Воспитывать любовь, бережное отношение к природе и проявлять заботу и внимание ко всему живому.Воспитывать интерес к весеннему пробуждению природы, желание любоваться ею....
Конспект занятия по экологии,,Путешествие на воздушных шарах"
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.-расширять знания о воздухе.-познакомить со свойствами воздуха и его значением в жизни человека.-развивать навыки лабораторных...