Экскурсия по экспозиции "Музея К.Э. Циолковского" для детей старшего дошкольного возраста. "Дорога к звездам"
материал (подготовительная группа) на тему
Цель: Познакомить с жизнью К.Э.Циолковского, его научными открытиями и претворениями в жизнь его идей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskaya_ekskursiya_v_muzey_k.e.tsiolkovskogo_.docx | 40.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Обзорная экскурсия по экспозиции «Музея К.Э. Циолковского»
для старшего дошкольного возраста.
Название: «Дорога к звёздам»
Тема:«Вклад К.Э. Циолковского в космонавтику»
Цель экскурсии: Знакомство с жизнью Циолковского, его научными
открытиями и претворениями в жизнь его идей.
Задачи:
- объяснить важность и значение деятельности ученого для развития космонавтики;
- на примере жизни К.Э. Циолковского формировать стремление к саморазвитию, желанию получать новые знания, приносить пользу людям;
- воспитывать чувство гордости и патриотизма за нашу Родину, за её достижения в области освоения космоса;
- знакомить детей с простейшими музейными терминами и понятиями.
Начало. I зал «Жизнь и деятельность Циолковского»
Продолжительность: 8 минут
Количество экспонатов для демонстрации: 16
Вступление
Здравствуйте, ребята! Мы очень рады видеть вас у нас в гостях. Меня зовут Ирина Александровна. Сегодня вы пришли в музей – место, где хранится история. Вы уже большие и, я уверена, помните, как правильно вести себя в таких местах. Давайте вспомним главные правила:
Вы, друзья, пришли в музей, правила учите:
Это место не для шума, вы здесь не кричите.
Экспонаты не хватать, ничего не трогать,
Здесь не бегать, не скакать, не толкаться – строго!
Вам сейчас экскурсовод обо всем расскажет,
Вас по залам проведет, многое покажет.
(итак, не шумим, не бегаем, слушаем и поднимаем руку для вопросов).
Скажите, а знаете ли вы, как называется наш музей? Правильно «Музей К.Э. Циолковского».
Вы, наверняка, уже не раз слышали эту фамилию, Циолковский, и знаете, кем был этот человек и почему он стал очень известным. (10-15 секунд выслушиваю варианты). К.Э. Циолковский – великий человек, учёный, который с раннего детства мечтал о том, что люди научатся летать в космос и всю свою жизнь посвятил тому, чтобы эта мечта многих людей исполнилась. Наша экскурсия называется «Дорога к звездам». Сегодня вы узнаете много нового и интересного о детстве Циолковского, о его жизни и самых важных достижениях, увидите первую ракету, которую запустили в нашей стране, разглядите лунную поверхность, вспомните первых животных, которые полетели в космос и многое-многое другое. Вам уже интересно? Тогда внимательно слушайте.
Основная часть
Музей Циолковского неслучайно находится в нашем селе Ижевское (фото). Именно здесь в 1857 году (… лет назад) родился будущий ученый, открывший дорогу в космос. Ижевское – очень известное и старинное село, ему больше 600 лет! Раньше семьи были большие, многодетные и здесь жили много людей, намного больше, чем сейчас. Занимались в старину сельским хозяйством (разводили домашний скот, косили траву, сажали огороды, засевали поля), ловили рыбу и ходили на охоту – места были хорошие и плодородные. А еще в нашем селе жили славные бондари – мастера, которые изготавливали деревянные бочки (показываю картинку из портфеля). Бондари из Ижевского славились на всю Россию!
Вокруг Ижевского всегда было много лесов, и вот в 1849 году (….лет назад) сюда прислали работать лесничего (человек, который следит за охраной лесов) Эдуарда Игнатьевича Циолковского (фото) – это был папа будущего ученого. Он приехал в село со своей женой Марией Ивановной – мамой ученого. Сначала они жили в маленьком доме по улице Красной (фото), здесь у них родились старшие сыновья (давайте вместе подсчитаем, сколько старших братьев было у Циолковского – 1, 2, 3 - трое), им стало тесно, и они переехали в другой, более просторный дом. Здесь 17 сентября 1857 года в семье Циолковских родился пятый сын – Константин, будущий ученый, который станет известным на весь мир. Каждый год 17 сентября празднуется его День рождения – наш музей проводит игры, вечера, концерты.
Это его любимая детская фотография, о ней он говорил «Посмотрите, какой я здесь красивый и кудрявый». Костя был совсем маленький, когда они переехали жить в Рязань. Здесь прошло его счастливое детство. Он рос обычным ребенком, любил, как и вы, бегать, прыгать, кататься на велосипедах. Отличало его от других детей – желание забраться куда-нибудь повыше. Костя любил лазить на деревья, вышки, колокольни, оттуда наблюдал за птицами, мечтал, что сам научиться летать. Его так и дразнили в детстве – «птица».
А вот в 9 с половиной лет с ним произошло несчастье. Зимой он катался на санках, простудился, сильно заболел и получил осложнение на уши, он оглох и перестал слышать. Глухим он оставался до конца своей жизни.
Когда Косте было 11 лет, его семья переехала жить в город Вятку. Здесь, в Вятке, он вместе с братьями пошел учиться в гимназию (так раньше назывались школы). Из-за глухоты учился плохо. После смерти мамы, которая помогала ему в учебе, бросает гимназию, не окончив 3-го класса. Больше в школу Костя не ходил, нигде и никогда не учился и всего в жизни достиг самостоятельно, своими усилиями и желанием.
Костя Циолковский очень страдал из-за глухоты. Именно тогда он решил, что от него должен быть толк, что он непременно должен приносить пользу людям. Для этого ему нужны были знания, и эти знания он брал из книг – перечитал все, какие были дома.
В 14 лет он мог строить сложные подвижные предметы – для сестер кукольные домики, для братьев модели поездов, собирал часы с гирями.
Когда ему исполнилось 16 лет, его отправили в Москву. Целые дни он проводил в библиотеке, читал умные книги и получая новые знания. Жил он тогда очень скромно, питался лишь хлебом и водой. Был очень худой. Зато очень радовался своим знаниям.
Вскоре вся семья вместе с Костей вновь вернулась в родную Рязань, где он сдал экзамены и получил звание учителя математики. Вы должны запомнить, что основная профессия Циолковского - учитель.
В Рязани Циолковский собрал необычное устройство, похожее на детскую карусель (макет из портфеля). Взял бочонок, посадил туда цыплят, бочонок раскручивал по кругу на большой скорости, подсчитал, что вес цыплят увеличивался почти в 10 раз. Когда останавливал бочку, убеждался, что цыплята в безопасности. По такому принципу сейчас тренируются космонавты перед полетом. Такое устройство называется центрифуга (фото).
Циолковский уехал из Рязани и много лет работал учителем математики в городе Боровске Калужской области. Его ученики очень хорошо о нем отзывались: им нравилось, что на уроках было много наглядности и интересных опытов.
В Боровске он женился на Варваре Евграфовне. У них родились семеро детей. Семья жила дружно и все уважительно относились к занятиям отца. Когда К.Э. занимался наукой, в доме было тихо и дети его никогда не отвлекали.
Большую часть своей жизни К.Э. провел в городе Калуге. Здесь он продолжил работу учителя. В Калуге у них был маленький домик на самом берегу реки Оки. Почти всю мебель в доме учёный сделал сам. Оборудовал себе мастерскую на втором этаже. Там он проводил почти всё свое время, ставил опыты, наблюдал за звездами и мечтал, что совсем скоро человек сможет долететь до космических высот.
Видите эти необычные трубки? Это тоже изобретение Циолковского – слуховые трубки или слухачи. Их он делал для себя, чтобы лучше слышать.
К.Э. Циолковский дожил до 78 лет. Сейчас в доме, где жила его семья открыт для посетителей дом-усадьба Циолковского, а еще в Калуге работает большой музей истории космонавтики, тоже носящий имя учёного. В этом музее можно узнать и увидеть много интересного, связанного с жизнью Циолковского, макеты разных космических аппаратов, посетить огромный планетарий (фотографии из портфеля).
Примерно так выглядела обстановка в доме у родителей Циолковского, когда они жили в нашем селе Ижевское много лет назад.
К.Э. Циолковский говорил: «Хочу, чтобы моя работа принесла пользу людям». В следующем зале, вы узнаете, какие важные открытия совершил учёный.
II зал «Научные открытия Циолковского»
Продолжительность: 7 минут
Количество экспонатов для демонстрации: 9
Всю свою жизнь Циолковский мечтал придумать устройство, которое поднимет человека в воздух. На своей мастерской он проводил опыты, результаты записывал в тетради, рассказывал о своих идеях людям. Но в то время в мире еще не было даже самолетов, и в его идеи о полетах в космос почти никто не верил.
Своим самым любимым изобретением Циолковский называл металлический дирижабль. Перед вами макет (точно такой же предмет, только не настоящий) одного из его дирижаблей. Ученый считал, что на дирижаблях будут летать люди в будущем и перевозить на них грузы. С помощью специального станка, который Циолковский собрал сам, он делал листы металла волнистыми, склеивал их и надувал дирижабль с помощью такого насоса газом, который был легче воздуха, он-то и поднимал дирижабль вверх. Правда, построить настоящий большой дирижабль, как хотел ученый, тогда так и не удалось.
Циолковский мечтал и о самолетах, говорил, что они должны быть похожи на парящую в небе птицу. Первый самолет был деревянный, а построили его американцы братья Райт.
К.Э. писал книги о дальних планетах. Позднее окажется, что много, что он описывал в них – сбудется.
Циолковский первый предложил использовать ракету для полетов в космос. Главная его заслуга в космонавтике – это его знаменитая формула ракеты. Он рассчитал сколько нужно горючего, какой должен быть вес и скорость ракеты. Благодаря его формуле, уже после его жизни, в космос полетела первая и до сих пор летают ракеты современные.
Вот так представлял себе ракету ученый. Это макет – уменьшенная копия. Он говорил, что она должна быть похожа на вытянутую каплю, чтобы лететь быстрее, что в верхней части ракеты должны находиться люди – там безопаснее всего. Но посмотрите на обстановку внутри ракеты - всё как у нас в домах на земле: с книжками на полках, с ванными, с кроватями и столами. Как вы думаете, так в настоящей ракете может быть? Конечно, нет! На самом деле так в настоящей ракете быть не может. В космосе не действует сила притяжения, т.е. все предметы там не лежат на полках и столах, а летают в воздухе. Это состояние называется невесомостью (показываю фотографии космонавтов в космосе). Даже мы с вами, оказавшись внутри ракеты в космосе, парили бы в пространстве и могли бы, к примеру, спокойно ходить по потолку.
В следующей витрине вы видите рисунки ученого. По этим картинкам снимали фильм о полёте человека на Луну. Здесь Циолковский изобразил человека в невесомости – парящего в воздухе, нарисовал ракету, летающую вокруг Земли, и показал выход человека из ракеты в открытый космос. Тогда все это было фантастикой, потому что до настоящего полета было еще далеко.
К.Э. Циолковский первый заговорил о таких вещах, как ракеты, искусственные спутники, лучи лазера. О том, какие из его идей стали реальностью мы узнаете в следующем зале.
III зал «Воплощение идей Циолковского в жизнь»
Продолжительность: 8 минут
Количество экспонатов для демонстрации: 12
И вот мечты Циолковского начинают сбываться. В Ленинграде создают первые в мире реактивные двигатели, которые позволяют развивать огромные скорости. Только после этого в нашей стране удается запустить первую ракету. Она называлась очень просто «09», вот так она выглядела. Вскоре после этого стали запускать ракеты метеорологические для изучения атмосферы (воздуха) на больших высотах.
Реактивные двигатели использовались и при создании военной боевой техники во время Великой Отечественной войны (фото).
Вы знаете, что у нашей планеты есть естественный, природный, спутник – Луна. Она всегда находится рядом с нашей планетой, поэтому и называется спутник (попутчик Земли). А вот в 1957 году (… лет назад) из нашей страны запустили в космос первый в мире искусственный спутник. Это был вот такой металлический шар с антеннами, который летал вокруг нашей планеты. Все были очень рады этому событию.
А знаете ли вы, кто был первым живым существом, полетевшим в космос на ракете? Отгадайте загадку. Белый хвост, чёрный нос
Наши тапочки унёс
В уголок под кровать
И не хочет отдавать.
Чтобы узнать, как ведет себя живой организм в космосе, уже на втором таком спутнике запустили в космос первого четвероногого космонавта – собаку Лайку. К сожалению, когда отправляли Лайку, знали, что обратно она не прилетит, в то время возвращать космические корабли назад на Землю еще не умели. 6 дней Лайка жила в космосе. За «подвиг» ей установили памятник.
Совсем скоро научились возвращать корабли на землю, и уже тогда полетели в космос самые знаменитые в мире собачки - Белка и Стрелка. Они сделали 18 оборотов вокруг Земли, благополучно вернулись на Землю и стали очень знаменитыми. Про них даже сняли мультфильм. Отрывок из этого мультфильма вы сможете увидеть на большом экране после нашей экскурсии.
До человека в космос летало около 20 собачек, все они находились внутри такого спутника, последней была собака по кличке Звездочка.
После её возвращения на землю полетел в космос на ракете Восток первый в мире человек-космонавт, житель нашей страны Ю.А.Гагарин. Он был в космосе больше часа и первым из людей увидел нашу Землю со стороны из иллюминатора своего корабля, рассказал, какая она красивая и голубая, благополучно вернулся назад. Этот день стал очень важным для всего мира – люди научились летать в космос! Ежегодно в этот весенний день 12 апреля празднуется международный День космонавтики.
Это фотография первой в мире женщины-космонавта – В.В. Терешковой.
На следующем стенде мы видим фотографию еще одного известного космонавта – А.А. Леонова. Находясь в скафандре, он смог выйти из космического корабля в открытый космос – исполнилась еще одна мечта Циолковского!
Скоро научились строить межпланетные станции, и первую такую станцию запускали опять в нашей стране. Такие станции летали на Луну, поэтому их так и называли – Луны. Посмотрите, перед вами глобус (уменьшенная модель) Луны. Здесь можно увидеть обозначенные места прилунения станций. На обратной, темной, стороне Луны не прилунялись, потому, что Луна всегда повернута к нашей планете лишь одной своей стороной.
Физкультминутка
Чтобы вам было легче представить, как это происходит, я покажу вам вращение Земли и Луны на примере двух человек. Мне нужна ваша помощь. Дети берутся за руки и образуют плотный круг - это Земля, один стоит отдельно. Даю ему в руки мяч, с одной стороны он белый, с другой чёрный, – это Луна. Дети вращаются по кругу (вращение Земли вокруг своей оси), периодически поглядывая на мяч, другой ребенок вращает Луну (мяч) таким образом, что цвет, обращенный к кругу всегда один и тот же, и сам вращается вокруг Земли. Спрашиваю у детей, какую сторону они всегда видят? Одну и ту же. Так Луна вращается вокруг Земли).
Чтобы сфотографировать поверхность Луны с близкого расстояния и взять образцы лунного грунта, туда отправили специальную машину. А как она называлась, вы сами угадаете. Загадка («Дым идет из дымо-хода, пешком бродят пеше-ходы, коне-вод – коней разводит, ну а по Луне что ходит? Луно-ход»). Вы видите макет лунохода, здесь он маленький, его настоящий размер примерно с автомобиль.
А знаете ли вы, что на Луне никогда не бывает дождей, ветров, там нет даже воздуха, и если кричать вас совсем не будет слышно. Днем там очень жарко, как в печке, а ночью жутко холодно. Но зато, если бы мы оказались на Луне и были бы одеты в скафандры, то смогли бы очень высоко подпрыгнуть, намного выше, чем на Земле. И поднять смогли бы очень тяжелые вещи, которые даже бы не сдвинули бы на Земле.
Мы прощаемся с Луной и прямо сейчас отправляемся еще в один зал нашего музея. Там вы сможете увидеть часть настоящей ракеты, на которой люди летали в космос.
IV зал. Претворение космических идей Циолковского в жизнь.
Продолжительность: 7 минут
Количество экспонатов для демонстрации: 7
К.Э. Циолковский всю жизнь мечтал о том, что человек построит ракету и сможет полететь на ней в космос. Сейчас мы с вами находимся в зале, где можно увидеть часть такой ракеты. Вы видите настоящий спускаемый аппарат – это часть космического корабля, в котором космонавты возвращаются на Землю. Это единственное, что остается от всего космического корабля «Союз».
Внутри космонавты находятся в скафандрах и сидят в креслах, плотно пристегиваясь к нему ремнями, чтобы не сильно трясло во время полета.
Когда они летят на Землю на огромной скорости и падают вниз, спускаемый аппарат начинает гореть, вы видите, как обгорела его поверхность - обшивка.
Чтобы корабль не разбился о Землю, срабатывает парашют (показываю фото), на нем спускаемый аппарат плавно приземляется. Космонавты открывают люк и выбираются наружу, где их уже встречают другие люди – врачи, руководители полета. На специальной машине их везут на космодром, где они могут отдохнуть и рассказать о своем полете.
В этой витрине вы видите одежду космонавтов – знаете, как она называется? (скафандр). Правильно, такие скафандры надевают на себя космонавты, когда летят в космос и возвращаются обратно. Называются такие спасательные скафандры «Соколы», внутри них можно дышать - они помогают сохранить жизнь космонавтам.
А в таких тренировочных комбинезонах космонавты тренируются на Земле в Центре подготовки космонавтов.
Бывает, что в полете случаются поломки и нужно быстро забить гвоздь или закрутить гайку. Для этого в любой полет обязательно берут космические инструменты, некоторые из них сейчас перед вами. Давайте попробуем угадать, что здесь (молоток, отвертка, гаечный ключ, клещи). Все угадали только молоток, потому что он похож на земной. На самом деле он не такой обычный, как кажется. Оказывается, если в космос взять домашний молоток и ударить им по какой-нибудь твердой поверхности, то тебя отбросит назад, можно сразу улететь в обратную сторону. Чтобы этого не происходило, внутрь космического молотка насыпали железные шарики, при ударе они помогают избежать отскока. А на отвертке сделали специальную ручку – чтобы космонавт не крутился вокруг нее сам.
Как вы думаете, ракета, которая доставляет людей в космос большая? Конечно, да! Она большая, потому что состоит из многих важных частей, как конструктор (демонстрация ракеты из конструктора). Представьте, вот так выглядит ракета на стартовой площадке – космодроме, откуда ее запускают в космос. Снизу идут 4 ступени ракетоносителя с мощными реактивными двигателями – только благодаря им ракета долетает до космических высот. Внутри верхней части ракеты находятся люди – космонавты. После команды «Пуск!» ракета начинает взлетать, и от нее по очереди отделяются и падают ступени, она становится всё легче и легче, и летит быстрее, пока не окажется в космосе. Вы видите, она стала вполовину меньше! В таком виде космический корабль летает вокруг Земли (мяч и конструктор). А когда пора лететь домой, корабль снова делится на три части и лишь одна из них, та в которой находятся люди, летит на Землю. Вы догадались, как называется эта часть, в которой возвращаются космонавты? Правильно, спускаемый аппарат! Мы с ним уже знакомы.
Вам, наверное, интересно узнать, что и как едят космонавты в космосе? Посмотрите сюда – перед вами образцы космического питания. Здесь вы не увидите тарелки и чашки, которыми люди пользуются дома. В космосе их не используют, так как там есть состояние невесомости, и все продукты из них просто бы улетали. Вместо этого космонавты используют пакеты с измельченными и высушенными продуктами. Сначала в пакет добавляют кипяток, встряхивают, а затем прямо из пакетов и поедают получившуюся массу.
Шоколад и хлеб заранее упаковали маленькими кусочками, чтобы не было крошек.
Еще в космосе едят консервы и разнообразное питание в тюбиках: здесь и супы и каши и разные сладости.
Этот экспонат называется стыковочный агрегат, с помощью него один космический корабль может прямо в космосе присоединяться к другому (демонстрация на руках или фото). Он закрепляется с помощью рукояток и после этого можно переходить из одного корабля в другой.
Заключение
Наш музей часто посещают космонавты, они говорят: «Еще много лет мы будем использовать в своей работе гениальные идеи К.Э. Циолковского». Наша экскурсия подходит к концу. Давайте вспомним, что же мы увидели сегодня в нашем музее (1-2 минуты). Надеюсь, вам понравилось, и вы узнали что-то новое для себя. Когда вернетесь домой, обязательно попробуйте нарисовать какой-нибудь предмет из нашего музея – на память.
А сейчас мы предлагаем вам посмотреть на большом экране мультфильм о тех самых собачках, которые одними из первых слетали в космос (отрывок из мультфильма - 7 минут).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для детей старшего дошкольного возраста Дорогая моя столица, золотая моя Москва
Данная презентация может быть полезна воспитателям при ознакомлении старших дошкольников с защитниками столицы зимой 1941 года. Презентация поможет воспитать у детей чувство гордости за Победу нашего ...
Образовательный проект для детей старшего дошкольного возраста «Дорогами войны». (военно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста)
Авторский образовательный проект по нравственно-патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста. С использованием стихотворений, песен, сцен на военную тему.Данный проект способству...
ОД для детей старшего дошкольного возраста "Дороги добра"
Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о культуре православия через восприятие и понимание значимости традиционных нравственных идеалов и моральных норм для жизни личности, с...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Дорогою добра"
- формировать у детей представление о доброте, как важном человеческом качестве;- поощрять стремление детей совершать добрые поступки.- продолжать формировать представления о добре и зле;- учить поним...
сценарий музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Дорога на мельницу"
Сценарий музыкального спектакля для детей старшего дошкольного возраста, будет полезен музыкальным руководителям....
Конспект культурной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Дорогами А.С. Пушкина
Развивать интерес к литературному творчеству А.С. Пушкина....
Квест – игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Дорогой безопасности»
Сценарий квест - игры, содержащий игры и упражнения, направленные на обучение детей правилам дорожного движения...