Технологическая карта НОД с детьми старшей группы по теме "Извержение вулкана" (познавательное развитие)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
НОД с детьми старшей группы по теме "Извержение вулкана"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie_vulkan_2019_god.docx | 21.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная область | Познавательное развитие | ||||
Возраст детей, группа | Старшая группа | ||||
Тема НОД | «Извержение вулкана» | ||||
Цель | Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования. | ||||
Задачи | Образовательные: расширять представления детей об окружающем мире – об объектах (вулканах) и явлениях неживой природы (извержение вулкана). Развивающие: развивать у детей активность, инициативность и самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности. Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес и стремление к познанию окружающего мира. | ||||
Материал | Smart доска; ноутбук, столы; набор оборудования для проведения опыта. | ||||
Предполагаемый результат | |||||
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
| Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность, постановка детской цели | -Ребята, к нам пришли гости, давайте поздороваемся. Сегодня мы с вами пришли в лабораторию «Интересных открытий». Как вы думаете, зачем мы пришли в лабораторию? | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы | Интерес к познавательной деятельности | Ответы детей |
| Актуализировать знания детей | - Я сегодня у себя на столе обнаружила странные предметы. Кто знает, что это такое? Как называется? Для чего она нужна? Может, у кого-нибудь дома есть такой предмет? Чем же пемза отличается от обычного камня? (высказывания детей) -Давайте пройдем в лабораторию и сравним пемзу с обычным камнем. Ребята, сейчас мы вместе с вами будем исследовать пемзу. Возьмите ее в руки, потрогайте и скажите, какая она на ощупь? А камешек? Как вы думаете, почему пемза легкая, а камешек тяжелый? А как вы думаете, эти дырочки пустые или в них что-то есть? (предположения детей) Очень хорошо, но следует проверить ваши предположения. В лаборатории у нас все готово к проведению опыта: опустите камешки в воду, они тонут или нет? А теперь кусочки пемзы. Что произошло? (дети делают вывод) | Участвуют в диалоге. Проводят опыт. | Высказывают предположения | Правильные ответы |
| Создать мотивационную ситуацию, фиксация затруднения | Отгадайте загадку: Я плююсь огнем и лавой, Я – опасный великан! Славен я недоброй славой, И зовут меня… (вулкан) -Ребята, но пемза совсем не похожа на вулкан. Эта подсказка еще больше нас запутала. А вы бы хотели узнать, откуда взялся этот предмет? Тогда мы постараемся это выяснить, а также узнаем, что такое вулкан и как пемза с ним связана. | Дети сталкиваются с затруднением | Коммуникативные умения | Ответы детей |
| Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Воспитывать умение работать в команде. | -Пройдите к экрану. В некоторых местах на земле есть необычные горы. (Слайд №1) Когда они «спят» они мало отличаются от других гор. Вулкан – это огнедышащая гора. Он треугольной (конусообразной) формы. Похож на пирамиду, конус… Вулканы бывают действующие, спящие и потухшие. Действующий вулкан – когда идет извержение вулкана (слайд №2). Извержение вулкана начинается с появления дыма (слайд №3). Затем происходит взрыв (слайд№4). А на самой вершине вулкана находится кратер (слайд№5).Кратер – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне лежит огненная жидкость. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. Лава – это растопленные камни (слайд №6). Она течёт вниз по склону и вытекает очень далеко от вулкана. По пути она сжигает траву и деревья, уничтожает всё живое на пути, превращая в пепел. Когда лава утечёт далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни (слайд№7).А вы когда-нибудь слышали, шум извержения вулкана? Хотите услышать? (звук извержения вулкана) Спящий – это вулкан, который имеет вид обычной горы, но может в любой момент взорваться огненной лавой (слайд №8). Спящие вулканы копят силы, чтобы пробудиться. Потухшие – это те вулканы, которые работали в далеком-далеком прошлом (слайд №9). | Открывают новые знания | Интерес к познавательной деятельности | Просмотр презентации |
| Закреплять новые знания и способы их применения. | Ребята, я предлагаю с помощью опыта узнать, почему вообще происходит извержение вулкана. Надуваем и слегка сожмем в кулаке шарик, продолжаем надувать. Шарик будет раздуваться между пальцев. (делают опыт) -То же самое происходит и с лавой, когда горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх. В итоге происходит некий взрыв. -Когда лава вырывается из вулкана, на воздухе она остывает и затвердевает. Кусочки застывшей лавы – это и есть пемза. -Извержением вулканов занимаются специальные ученые-вулканологи. Мы с вами сейчас превратимся в вулканологов и попробуем разбудить спящий вулкан. Прежде чем начнем действовать, необходимо повторить технику безопасности: со всеми веществами следует обращаться очень осторожно. Ничего нельзя брать в рот. Работать под наблюдением взрослых строго по инструкции. Внутрь вулкана мы наливаем смесь (восп-ль выполняет опыт сам, дети следят за действиями воспитателя): пищевая сода, перемешанная с красной гуашью и жидкостью для мытья посуды. Это кислая- прекислая вода - в ней разведена лимонная кислота, ее вливаем в «вулкан». Вот и наш вулкан проснулся! | Применяют знания на практике | Усвоение новых знаний | Проводят опыты |
| Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности. | - Вам понравилось занятие? Что такое вулкан? (огнедышащие горы) - Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие) - С чего начинается извержение вулкана? (с появления дыма) - Что происходит дальше? (потом происходит взрыв). Как и почему происходит взрыв? (горы придавливают сверху, а лава с газами поднимается вверх и происходит взрыв) - Что остаётся после извержения вулкана? (застывшие камни, сгоревшие деревья) - Что такое лава? (огненная жидкость, растопленные камни) - Что такое пемза? (затвердевший кусочек застывшей лавы) - Молодцы, дети! Вы были внимательными, хорошо работали. | Дети собираются около воспитателя. Отвечают на вопросы воспитателя. | Самооценка | Ответы детей |
Доктор лечит нас от боли,
Есть учительница в школе,
Повар варит нам компот,
Парикмахер всех стрижет.
Шьёт портной для нас штаны.
И сказать мы вам должны:
Лишних нет у нас профессий,
Все профессии важны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта нод с детьми старшей группы Тема: «Дружба хороводов»
Технологическая карта нод с детьми старшей группы Тема: «Дружба хороводов»...
Презентация к технологической карте НОД с детьми подготовительной группы по речевому развитию по теме: "Мебель"
В презентации предложен картинный материал для дидактических игр для образования прилагательных суффиксальным способом, образования относительных прилагательных, согласования числительных с суще...
Технологическая карта (конспект) занятия в старшей группе по математическому развитию на тему "Счет до 8"
Цель занятия: закрепление счета до 8, посредством создания проблемной ситуацииЗадачи занятия:образовательные задачи: узнать каких предметов больше, каких меньше; уравнивать количество высоких и малень...
Технологическая карта НОД с детьми старшей группы «Витрины магазина»
ХЭР в старшей группе...
Технологическая карта совместной деятельности воспитанников старшей группы по познавательному развитию с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники «Путешествие в страну LEGO»
Цель: Создать условия для познавательного развития с использованием технологий LEGO-конструирования и робототехники в процессе представления детей программировать робомышь, конструировать мост с помощ...
Технологическая карта занятия с детьми старшей группы на тему "Космос"
Познакомить детей с 3D моделированием...
Технологическая карта занятия с детьми старшего дошкольного возраста по Художественно-эстетическому развитию Аппликация предметная «Птица счастья»
Материал для воспитателкй детского сада...