Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Эта удивительная Африка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Смагина Валентина Николаевна

Познакомить детей с континентом Африка, с его природными зонами (пустыня, саванна, джунгли), с условиями приспособления к жизни животных и растений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_afrika.docx26.46 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №6 "Светлячок"

Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной к школе группе                                                                                 «Эта удивительная Африка»

                                                                                                 

                                                                                                     Подготовила:                                                                                                                                    воспитатель

Смагина Валентина Николаевна

п. Малое Луговое

2020 год

Задачи:

1.        Образовательные: познакомить детей с континентом Африка, с его природными зонами (пустыня, саванна, джунгли), с условиями приспособления к жизни животных и растений. Упражнять детей в составлении кратких описательных рассказов о животных: внешний вид, характерные особенности. Расширять и обогащать   словарный запас детей за счет новых слов: саванна, пустыня Сахара, джунгли, река Нил, а также названиями животных.                                                                                                                                                                                                                                  

2.        Развивающие: Развивать любознательность, внимание, воображение, память дошкольников.                                                                                                                                                                                        

3.        Воспитательные: Воспитывать интерес к животному миру Африки

Оборудование: попугай, панамы, бассейн с песком, макеты растений и животных, маски животных, колонка с аудиозаписью звуков самолета, рев тигра, мультимедийная презентация Джунгли.

Ход образовательной деятельности:

Вводная часть.                                                                                                    Воспитатель в образе путешественника с попугаем в руках заходит в группу, здоровается с детьми. - Ребята, как вы думаете, кто я? (Ответы детей.)                                                              

Воспитатель: - Да, я - путешественница. Я путешествую по всей нашей планете Земля. Представляете, сегодня утром ко мне в окно залетел попугай и без конца повторяет одни и те же слова, вот послушайте: (включает аудиозапись). Ребята, как вы думаете, откуда ко мне мог прилететь попугай?                                                                                                                 Дети: - Из Африки.                                                                                                 Воспитатель: - А почему попугай называет Африку самой-самой? Как мы можем узнать, что же там такого "самого-самого"?  (Ответы детей.)                                                                                                                 Воспитатель: - Конечно, мы можем совершить путешествие в Африку и узнать, но что нам делать с попугаем? Вы согласны побыть

путешественниками и отправиться в Африку?    (Ответы детей.)                                                                                                                     Основная часть.                                                                                                           Воспитатель: - А вы знаете, что такое Африка? Где находится Африка, посмотрим на глобусе. (рассматривают на глобусе материк Африка). Ребята в Африке жарко?     (Ответы детей).  Подойдите к стульчикам и выберите вещи, которые необходимы в жаркой Африке.                                                                                                                                                                                                               Воспитатель: - Как мы можем добраться до Африки? (смотрят на глобусе местоположение материка).    (Ответы детей.)                                                                                                                       Воспитатель: - Предлагаю отправиться на самолете. И на всякий случай наденем парашюты. Расставим руки в стороны, как самолет крылья, и ...полетели. (звук рева самолета). Наш самолет- как серебряная птица в небе утреннем кружится... Вдалеке я вижу Африку. Посмотрите, что там внизу. Внизу бескрайние пески, аэродрома нет, как же наш самолет приземлится?                                                                                                                                                  Дети: - Давайте спустимся на парашютах.                                                                                                    Воспитатель: - Конечно, дергаем за кольцо и прыгаем. Парашют наш покружился, покружился и на песочек опустился, опустился. Куда мы с вами приземлились?  (Ответы детей.)                                                                                                                                                                                 

Воспитатель: - Мы с вами попали в пустыню, которая называется Сахара. Как вы думаете, почему это место называют пустыней?                                                                                                  Дети: - Пустыня от слова "пусто", здесь ничего нет.                                         Воспитатель: - В Африке много пустынь, а пустыня Сахара – самая большая пустыня мира. Здесь годами не бывает дождей. Чем покрыта земля в пустыне?    (Ответы детей.)                                                                                                                                                                                                                        Воспитатель: -  От горячего солнца песок прогревается до такой высокой температуры, что в нем может сварится яйцо.                                                                                     Воспитатель: -Ребята, посмотрите, что здесь растет? (Ответы детей.)                                                   Воспитатель: - А как они могут расти, если здесь подолгу нет дождей? Зачем этим растениям такие длинные корни? Такие длинные корни им нужны для того, чтобы доставать до воды, ведь в глубине песка протекают грунтовые воды.  Интересно, а кто-нибудь еще живет в пустыне? А хотите проверить, опустите руки в песок. (дети находят жителей пустыни).                                                                                              Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, как они выживают в горячем песке?                                                                                                                                 Воспитатель: -  Животные выкапывают глубокие норы, там где влажно и прохладно и прячутся от жары.                                                                                                                Что нам делать с жителями пустыни, может заберем их с собой? Может, кто-нибудь знает, на каком животном можно передвигаться по пустыне?                                                                                      

Воспитатель: Верблюда называют кораблем пустын. Как вы думаете почему?                                                                                                            Воспитатель: - Верблюды очень сильные и выносливые животные. Они перевозят тяжелые грузы, людей, очень долго ходят по пустыне. Ребята, а как вы думаете, как же они выживает в пустыне? А может кто-то из вас знает, зачем верблюду горбы? В горбах у верблюда находятся жир, за счет которого он и питается. Перед тем, как отправиться в путь, хозяин дает верблюду много воды и корма. За один раз верблюд может выпить 10 ведер воды. Ребята, может мы оставим попугая в пустыне?  Сможет он здесь выжить?                                                                                                           Воспитатель: - Как называется эта пустыня?                                                                  Воспитатель: - Ой, ребята, что это за звук? Пойдемте скорее. Здесь высокая трава, проходим, подымаем высоко ноги. Нас может подстерегать опасность, присели, посмотрим в бинокли, никого не видно.  Пойдемте дальше. Пустыня осталась позади, а перед нами часть Африки, которая называется саванна. Это равнина, покрытая высокой растительностью. Кого вы видите?                                                 Хотите поиграть в игру "Отгадай животное по описанию"? Один ребенок описывает животное, его размер, окрас, чем питается и особенности внешнего вида, а все остальные отгадывают. Давайте, начну я.

Воспитатель: - А дальше продолжаете описывать вы. (ребенок описывает животное, остальные дети отгадывают и находят животное в траве).                Воспитатель: - Ребята, скажите, зачем зебре полоски?  (Ответы детей.)                                                                                                                                Воспитатель: - Зебры живут табунами и когда на них пытается напасть хищник, они убегают. Смотрите, что бывает, когда много зебр бегут. Какой цвет вы видите по краю круга? (Демонстрация вращающегося диска).                                                                                                           Воспитатель:-Полоски перемешиваются и кажется, что бежит серое облачко.                                                                                                                    Воспитатель: - Вы запомнили у какого животного самая длинная шея? Какое животное самое большое? Какое животное самое быстрое? Какая птица самая крупная? (ответы детей). А как называется эта часть Африки?                                   Физкультминутка «Саванна»                                                                                          По саванне мы гуляем, за природой наблюдаем,                                                                                                                                                                                                        Вверх на солнце посмотрели, вниз на травку поглядели,                                                                                        Ветерок слегка подул, вправо-влево куст качнул. Солнце светит ярко, нам в саванне жарко!                                         

Воспитатель: - Ой ребята, посмотрите, мы подошли к реке. Эта река называется Нил. Река Нил является одной из крупнейших рек в мире. Давайте ее переплывем. (дети переплывают реку под слова воспитателя).                                      Ой, а куда это мы вышли. (на экране появляется картинка джунглей) Воспитатель: - Кто знает, куда это мы попали? (Ответы детей.). Правильно-  это джунгли тропический лес. Скажите, Джунгли и лес на нашей Родине похожи или отличается чем-то?        (Ответы детей.)                                                                                                                  Воспитатель: - Благодаря частым дождям, влажному и тёплому климату, растительность в тропическом лесу богата и многообразна. Какие здесь растут деревья? (ответы детей). Деревья огромной высоты, пальмы кокосовые, банановые, апельсиновые, лимонные деревья, трава, лианы, которые лезут наверх и перепутываются. Кто же из животных здесь живет? (Ответы детей.)                                                                                                                                                                                   Воспитатель: - Ребята, хотите поиграть в прятки с этими животными (дети надевают маски животных проводится игра "Прятки животных»).                                                                                                                    Как-то раз в далеких джунглях попугаи, обезьянки поиграть решили в прятки, раз, два, три, четыре, пять, выходи скорей искать!                           Воспитатель: - Ребята, давайте снимем маски. Сейчас в джунглях начнется дождь. (проводится психогимнастика «Африканский дождь»).                                                                                                   В Африке поднялся ветер. (Трем ладони).                                                              

Начинает капать дождь. (Клацанье пальцами).                                                            

Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).                                Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).                                                              

А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).                                                                       Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).                                                                   Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).                                                                       Редкие капли падают на землю. (Клацанье пальцами).                                                   

Тихий шелест ветра. (Протирание ладоней). Солнце! (поглаживание себя).     Воспитатель: - Так, как называется эта часть Африки? Как вы                                                                                                                                    думаете, мы можем оставить в джунглях попугая? Сможет он здесь выжить?                                                                                                               Заключительная часть.                                                                                        Воспитатель: - Посмотрите на экран, вот материк Африка. Вспомним все части, где мы побывали.  А кто был самый внимательный и ответит на вопрос: «Так почему же попугай повторял слова «Африка самая-самая»?                                                                                                                  Кто-нибудь из вас хотел бы жить в Африке? А в какой его части и почему? (ответы детей). Спасибо, ребята, что вы путешествовали со мной. Мне было очень интересно и весело с вами. Ну, а теперь нам пора возвращаться в детский сад. На чем же мы вернемся? Посмотрите, звери из джунглей нам что-то приготовили. Это же воздушный шар! Беремся за веревочки и летим домой. (Воспитатель с детьми "улетают на воздушном шаре" под музыку).                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Разные виды транспорта»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  в подготовительной к школе группе Тема: «Разные виды транспорта»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Березы тоже плачут»

На данном занятии  дети смогут научиться узнавать деревья по породам, описывать их, давать характеристику березе, учить бережному отношению к деревьям, в том числе при сборе березового сока....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Волга-труженица»

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе  на тему: «Волга-труженица»...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.

Разработанный конспект позволяет развивать элементарные математические представления у детей 6-7 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных особенн...

КОНСПЕКТ образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе

Формирование знаний о плавучести предметов;представление о механизме всплытия подводной лодки; формирование навыков эксперементирования и наблюдения в процессе поисково-познавательной деятельности;вос...

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наземный транспорт».

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитиюв подготовительной к школе группе«Наземный транспорт».Целевой ориентир: ребенок знает и называет виды транспорта, имеет пре...