" Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы.
Тема: " Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы | 567.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №54
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы
Тема:
«Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу»
Автор (или составитель)
воспитатель
Мелина Елена Александровна
2024 год
Цель: формирование представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе.
Задачи занятия:
Образовательные:
- Закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе;
- Совершенствовать умения делать выводы, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи;
- Расширять представления детей об осени как времени года, ее признаках.
Развивающие:
- Создавать условия способствующие совершенствованию речи как средства общения;
- формировать навыки коммуникативного общения;
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
Воспитательные:
- Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе;
- Обеспечить условия для воспитания поэтического вкуса.
Словарная работа: «рюен», «хмурень», «вересень», «грязник», «грудень».
Планируемый результат занятия: Дети умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи.
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: Беседы об осени; наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев на прогулке; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Чтение художественных произведений: «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: Репродукции картин художников об осени, корзинки, осенние листья разных видов, мешочек для игры, муляжи разных видов овощей и фруктов.
Ход занятия
Воспитатель:
- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Апполона Майкова.
Воспитатель читает стихотворение Апполона Майкова «Осень».
- Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение? (ответы детей)
- Из каких строк стихотворения вы поняли, о каком времени года идёт речь? (ответы детей)
- Правильно, об осени. Стихотворение так и называется «Осень».
- А где, в стихотворении, поэт наблюдает за признаками осени? (ответы детей)
- Верно, гуляя в лесу.
- К нам сегодня пришла очень привлекательная гостья.
- А кто она вы узнаете отгадав загадку:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень) (ответы детей)
- Молодцы, конечно же это красавица осень!
Воспитатель показывает картинку девушки-осени.
- Вы знаете, девушка-осень пришла к нам не просто так. Она очень по вам соскучилась! Вы стали уже совсем большими и она хочет узнать, ждали ли вы её, любите ли вы её и на сколько хорошо вы её знаете.
- Ну, что порадуем нашу осень своими знаниями? (ответы детей)
- Конечно осень, мы тебя не разочаруем!
- Ребята, мы с вами знаем, что сейчас за окном у нас осень.
- Давайте вспомним, какие признаки осень вы знаете?
- Так как вы уже подготовительная группа, не забывайте поднимать руку, если хотите ответить и обязательно, отвечаем полным ответом.
(ответы детей)
- Правильно, это и день короче, а ночь длиннее; небо серое, хмурое; часто идут дожди; перелетные птицы улетают на юг; дикие звери делают запасы на зиму, некоторые ложатся в спячку; люди надевают демисезонную одежду;
собирают урожай овощей, фруктов и зерна; на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
- А какие названия осенних месяцев вы знаете? (ответы детей)
- Верно: сентябрь, октябрь и ноябрь.
- А вы знаете, что когда - то давно, наши предки давали имена месяцам по их временной связи с явлениями природы и хозяйственными делами.
- Вот, например, Сентябрь раньше назывался «рюен» или «ревун» по завываниям ветра и диких животных. Но не все славяне одинаково называли месяцы. В другой части страны сентябрь назывался «хмурень».
- Как вы думаете, почему такое имя получил сентябрь? (ответы детей)
- Правильно, из-за погодных условий: небо начинают заволакивать тучи, часто идут дожди. А ещё называли «вересень» из-за цветущего в это время вереска.
- Октябрь раньше был «листопадом» из-за облетающих жёлтых и красных листьев. Также имел названия «грязник».
- Кто ответит, почему «грязник»? (ответы детей)
- Молодцы, из-за дождей, размывающих дороги и превращающих их в грязь. А также «свадебник» из-за свадеб, которые в это время традиционно справлялись крестьянами.
- Ноябрь назывался «груден» или «грудень» из-за обилия груды – замерзшей грязи и земли, лежащей на дорогах.
- В природе все имеет свой черед: за весной приходит лето, за летом – осень, потом наступает зима. В каждом времени года есть свои радости, своя прелесть, красота, свои краски.
- Как вы думаете, какой главный цвет зимы? (белый).
- А весны? (голубой, светло – зеленый).
- А летом, какие краски? (сочная зелень, яркие краски цветов, солнца).
- А какие краски у осени? (и зелень, и желтый, красный, оранжевый, лиловый, коричневый).
- Ребята, а как вы считаете, богатство, разнообразие красок какому времени года соответствуют? (ответы детей)
- Да, я с вами согласна, осени, но краски меняются: осенью они блекнут, гаснут, природа как бы «умирает», погружается в волшебный зимний сон.
- А сейчас мы откроем для нашей гостьи, картинную галерею.
Воспитатель выставляет несколько картин.
- Ребята, что на них изображено? (природа). (ответы детей)
- Конечно, это природа!
- Давайте вспомним, как называются картины, изображающие природу? (пейзаж) (ответы детей)
- Верно, пейзаж.
- Какому времени года посвящены эти пейзажи? (осени). (ответы детей)
- Давайте внимательно посмотрим на эти пейзажи и подумаем, меняются ли краски осени?
Воспитатель вместе с детьми, рассматривают, колорит осенних пейзажей, отмечают изменение осенних красок.
- Мы видим, что в осени можно отметить три этапа: ранняя осень, «золотая» осень, поздняя осень.
- Какой пейзаж соответствует ранней осени? (ответы детей)
- Согласна с вами, здесь еще и зеленый цвет, но деревья начинают уже желтеть, небо голубое – настроение светлое и радостное.
- А где мы видим «золотую» осень? (ответы детей)
- Какой главный цвет? (ответы детей)
- Верно, желтый – «золотой».
- И вот осень завершается – поздняя осень. Краски потемнели, потускнели, деревья стоят голые, небо хмурое.
- А как вы думаете, с изменением красок осени, меняется ли наше настроение? (ответы детей).
- У нас сейчас за окном «золотая осень».
- Какое настроение эта осень у вас вызывает? (ответы детей)
- Отлично, конечно весёлое, восхищаемся красотой!
- А какое настроение вызывает поздняя осень? (ответы детей)
- Верно, (грустное, скучное, унылое).
- А чтобы у нас с вами сейчас настроение не испортилось, мы немножко подвигаемся.
Проводится физминутка.
Ходит осень по дорожке
Промочила в лужках ножки. (шаги на месте вокруг себя)
Ходит осень, бродит осень,
Ветер с клена листья сбросил (руки вверх- вниз).
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
- Вот и подняли себе настроение!
- Вы все и не один раз гуляли в различных парках, может кто-то ходил в лес.
- Давайте вспомним, одинаковые ли там все растут деревья? (ответы детей)
- Конечно же, нет! У нас растёт очень много разнообразных деревьев.
- Какие, например, вы знаете деревья? (ответы детей)
- Ой, как много вы знаете!
- А чтобы наша гостья убедилась, что вы знаете, мы поиграем с вами в игру. Она называется « Какой лист?»
Проводится игра.
Дидактическая игра « Какой лист?»
Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы - берёзовый лист.
- Отлично, какие вы молодцы!
- Дети, а вы знаете, почему листья желтеют и опадают?
- Если бы листья не опадали, то деревья бы погибли, тому есть причины.
С листьев деревьев испаряется вода. Летом дерево берет влагу из почвы. Но с похолоданием, воды в почве уменьшается, а зимой из промерзшей земли извлечь воду невозможно. Поэтому деревья с листьями зимой из-за недостатка воды погибли бы, высохли бы.
Зимой после сильных снегопадов ветви сильно склоняются к земле под тяжестью снега, некоторые веточки ломаются. А если бы были ещё и листья, на ветках было бы ещё больше снега и ветки бы ломались. Сбрасывая листья, деревья защищают себя от повреждений под напором снега.
Опавшие листья перегнивают и служат подкормкой для растений. А ещё листья утепляют почву и корни растений от промерзания.
- Но ведь осенняя пора это не только листопад, дожди и ветер.
- Что ещё приносит нам любимая осень? (ответы детей)
- Конечно же богатый урожай!
- Какое разнообразие фруктов и овощей мы получаем осенью!
- Поделитесь своим знанием фруктов и овощей. (ответы детей)
- Молодцы!
- А для лучшего запоминания, мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек».
Проводится игра «Чудесный мешочек».
Ход игры: воспитатель показывает мешочек и говорит
Я - чудесный мешочек,
Всем ребятам я — дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.
После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».
- Отлично, как же хорошо вы знаете виды овощей и фруктов!
- Посмотрите, сколько хорошего настроения, красоты, богатого урожая дарит нам незаменимая осень.
- Как вы думаете, смогли бы мы жить без такой прекрасной поры, как осень? (ответы детей)
- Вы правы, конечно же нет! Ни в одном времени года нет такого разнообразия природных красок и такого обилия урожая.
- Ребята, вы любите осень? (ответы детей)
- Но знаете, ребята, нашей гостье осени пора возвращаться домой.
- Вы сегодня так блистали своими знаниями, осень очень довольна, что вы её так любите и ждёте!
- Что мы скажем нашей гостье? (ответы детей)
- Спасибо, что пришла к нам в гости, дорогая осень! Но совсем мы с ней не прощаемся, мы будем наблюдать на прогулках, как осень будет менять краски в нашей природе и радоваться вместе с ней.
- Вам понравилась сегодня такая встреча? (ответы детей)
- Что нового вы сегодня узнали? (ответы детей)
- Что вам больше всего понравилось? (ответы детей)
- Что больше всего запомнилось? (ответы детей)
Приложение:
Левитан Исаак Ильич. Осень. 1889
Исаак Левитан «Золотая осень»
Алексей Саврасов - осень
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу
middot; Развивать восприятие окружающего мира через образы музыки, поэзии, живописи....
Конспект НОД по окружающему миру на тему: "Кроет уж лист золотой опавшую землю в лесу"
Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Кроет уж лист золотой опавшую землю в лесу"...
Презентация «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…»
Расширять представления об осенних изменениях в природе . Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к природе.....
«Кроет лист золотой влажную землю в лесу»
Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп компенсирующей направленности для детей сТНР, по разделу "Ознакомление с природой"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».(Подготовительная группа.)
Расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. ...