" Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы.

Тема: " Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу ".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №54

Конспект  занятия

по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы

Тема:

«Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу»

Автор (или составитель)

воспитатель

Мелина Елена Александровна

2024 год

Цель: формирование представлений об осени и типичных осенних изменениях в природе.

Задачи занятия:

Образовательные:

- Закреплять умения устанавливать связь между признаками в природе;

- Совершенствовать умения делать выводы, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи;

- Расширять представления детей об осени как времени года, ее признаках.

 

Развивающие:

- Создавать условия способствующие  совершенствованию речи как средства общения;
- формировать навыки коммуникативного общения;

- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Воспитательные:

- Способствовать воспитанию любви и бережного отношения к природе;

- Обеспечить условия для воспитания поэтического вкуса.

Словарная работа: «рюен», «хмурень», «вересень», «грязник», «грудень».

Планируемый результат занятия: Дети  умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи.

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое  развитие.

Предварительная работа:  Беседы об осени; наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев на прогулке; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Чтение художественных произведений: «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: Репродукции картин художников об осени, корзинки, осенние листья разных видов, мешочек для игры, муляжи разных видов овощей и фруктов.

Ход занятия

Воспитатель:

- Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших светлых улыбок, ведь каждая улыбка - это маленькое солнышко, от которой становится тепло и хорошо. Поэтому я предлагаю вам чаще улыбаться друг другу и дарить окружающим хорошее настроение!

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Апполона Майкова.

Воспитатель читает стихотворение Апполона Майкова «Осень».

- Ребята, как вы думаете, о чём это стихотворение?   (ответы детей)

- Из каких строк стихотворения вы поняли, о каком времени года идёт речь?   (ответы детей)

- Правильно, об осени. Стихотворение так и называется «Осень».

- А где, в стихотворении, поэт наблюдает за признаками осени?  (ответы детей)

- Верно, гуляя в лесу.

- К нам сегодня пришла очень привлекательная гостья.

- А кто она вы узнаете отгадав загадку:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)    (ответы детей)

- Молодцы, конечно же это красавица осень!

Воспитатель показывает картинку девушки-осени.

- Вы знаете, девушка-осень пришла к нам не просто так. Она очень по вам соскучилась! Вы стали уже совсем большими и она хочет узнать, ждали ли вы её, любите ли вы её и на сколько хорошо вы её знаете.

- Ну, что порадуем нашу осень своими знаниями?      (ответы детей)

- Конечно осень, мы тебя не разочаруем!

- Ребята, мы с вами знаем, что сейчас за окном у нас осень.

- Давайте вспомним, какие признаки осень вы знаете?

- Так как вы уже подготовительная группа, не забывайте поднимать руку, если хотите ответить и обязательно, отвечаем полным ответом.

 (ответы детей)

- Правильно, это и день короче, а ночь длиннее; небо серое, хмурое; часто идут дожди; перелетные птицы улетают на юг; дикие звери делают запасы на зиму, некоторые ложатся в спячку;  люди надевают демисезонную одежду;

собирают урожай овощей, фруктов и зерна; на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.

- А какие названия осенних месяцев вы знаете?  (ответы детей)

- Верно: сентябрь, октябрь и ноябрь.

- А вы знаете, что когда - то давно, наши предки давали имена месяцам по их временной связи с явлениями природы и хозяйственными делами.

- Вот, например, Сентябрь раньше назывался «рюен» или «ревун» по завываниям ветра и диких животных. Но не все славяне одинаково называли месяцы. В другой части страны сентябрь назывался «хмурень».

- Как вы думаете, почему такое имя получил сентябрь?   (ответы детей)

- Правильно, из-за погодных условий: небо начинают заволакивать тучи, часто идут дожди. А ещё называли «вересень» из-за цветущего в это время вереска.

- Октябрь раньше был «листопадом» из-за облетающих жёлтых и красных листьев. Также имел названия «грязник».

- Кто ответит, почему «грязник»?     (ответы детей)

- Молодцы, из-за дождей, размывающих дороги и превращающих их в грязь. А также «свадебник» из-за свадеб, которые в это время традиционно справлялись крестьянами. 

- Ноябрь назывался «груден» или «грудень» из-за обилия груды – замерзшей грязи и земли, лежащей на дорогах. 

- В природе все имеет свой черед: за весной приходит лето, за летом – осень, потом наступает зима. В каждом времени года есть свои радости, своя прелесть, красота, свои краски.

- Как вы думаете, какой главный цвет зимы? (белый).
- А весны? (голубой, светло – зеленый).

- А летом, какие краски? (сочная зелень, яркие краски цветов, солнца).

-  А какие краски у осени? (и зелень, и желтый, красный, оранжевый, лиловый, коричневый).

- Ребята, а как вы считаете, богатство, разнообразие красок какому времени года соответствуют? (ответы детей)

- Да, я с вами согласна, осени, но краски меняются: осенью они блекнут, гаснут, природа как бы «умирает», погружается в волшебный зимний сон.

- А сейчас мы откроем для нашей гостьи, картинную галерею.

Воспитатель выставляет несколько картин.

- Ребята, что на них изображено? (природа).    (ответы детей)

- Конечно, это природа!

- Давайте вспомним, как называются картины, изображающие природу? (пейзаж)   (ответы детей)

- Верно, пейзаж.

- Какому времени года посвящены эти пейзажи? (осени).  (ответы детей)

- Давайте внимательно посмотрим на эти пейзажи и подумаем, меняются ли краски осени?

Воспитатель вместе с детьми, рассматривают, колорит осенних пейзажей, отмечают изменение осенних красок.

- Мы видим, что в осени можно отметить три этапа: ранняя осень, «золотая» осень, поздняя осень.

- Какой пейзаж соответствует ранней осени?   (ответы детей)

- Согласна с вами, здесь еще и зеленый цвет, но деревья начинают уже желтеть, небо голубое – настроение светлое и радостное.

- А где мы видим «золотую» осень? (ответы детей)

- Какой главный цвет? (ответы детей)

- Верно, желтый – «золотой».

- И вот осень завершается – поздняя осень. Краски потемнели, потускнели, деревья стоят голые, небо хмурое.

- А как вы думаете, с изменением красок осени, меняется ли наше настроение? (ответы детей).

- У нас сейчас за окном «золотая осень».

- Какое настроение эта осень у вас вызывает?   (ответы детей)

- Отлично, конечно весёлое, восхищаемся красотой!

- А какое настроение вызывает поздняя осень?  (ответы детей)

 - Верно, (грустное, скучное, унылое).

- А чтобы у нас с вами сейчас настроение не испортилось, мы немножко подвигаемся.

Проводится физминутка.

Ходит осень по дорожке

Промочила в лужках ножки. (шаги на месте вокруг себя)

Ходит осень, бродит осень,

Ветер с клена листья сбросил (руки вверх- вниз).

Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)

И листочки собираем (наклоны вперед)

Собирать их каждый рад

Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)

- Вот и подняли себе настроение!

- Вы все и не один раз гуляли в различных парках, может кто-то ходил в лес.

- Давайте вспомним, одинаковые ли там все растут деревья?  (ответы детей)

- Конечно же, нет! У нас растёт очень много разнообразных деревьев.

- Какие, например, вы знаете деревья?   (ответы детей)

- Ой, как много вы знаете!

- А чтобы наша гостья убедилась, что вы знаете, мы поиграем с вами в игру. Она называется « Какой лист?»
Проводится игра.

Дидактическая игра « Какой лист?»

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы - берёзовый лист.

- Отлично, какие вы молодцы!

- Дети, а вы знаете, почему листья желтеют и опадают?

- Если бы листья не опадали, то деревья бы погибли, тому есть причины.

С листьев деревьев испаряется вода. Летом дерево берет влагу из почвы. Но с похолоданием, воды в почве уменьшается, а зимой из промерзшей земли извлечь воду невозможно. Поэтому деревья с листьями зимой из-за недостатка воды погибли бы, высохли бы.

Зимой после сильных снегопадов ветви сильно склоняются к земле под тяжестью снега, некоторые веточки ломаются. А если бы были ещё и листья, на ветках было бы ещё больше снега и ветки бы ломались. Сбрасывая листья, деревья защищают себя от повреждений под напором снега.

Опавшие листья перегнивают и служат подкормкой для растений. А ещё листья утепляют почву и корни растений от промерзания.

- Но ведь осенняя пора это не только листопад, дожди и ветер.

- Что ещё приносит нам любимая осень?  (ответы детей)

- Конечно же богатый урожай!

- Какое разнообразие фруктов и овощей мы получаем осенью!

- Поделитесь своим знанием фруктов и овощей.  (ответы детей)

- Молодцы!

- А для лучшего запоминания, мы с вами поиграем в игру «Чудесный мешочек».

Проводится игра «Чудесный мешочек».

Ход игры:  воспитатель показывает мешочек и говорит

Я - чудесный мешочек,

Всем ребятам я — дружочек.

Очень хочется мне знать,

Как вы любите играть.

Дети складывают в мешочек муляжи овощей и фруктов. Далее по очереди берут из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достают.

После этого дети собираются в группы «Овощи», «Фрукты».

- Отлично, как же хорошо вы знаете виды овощей и фруктов!

- Посмотрите, сколько хорошего настроения, красоты, богатого урожая дарит нам незаменимая осень.

- Как вы думаете, смогли бы мы жить без такой прекрасной поры, как осень? (ответы детей)

- Вы правы, конечно же нет! Ни в одном времени года нет такого разнообразия природных красок и такого обилия урожая.

- Ребята, вы любите осень?  (ответы детей)

- Но знаете, ребята, нашей гостье осени пора возвращаться домой.

- Вы сегодня так блистали своими знаниями, осень очень довольна, что вы её так любите и ждёте!

- Что мы скажем нашей гостье?  (ответы детей)

- Спасибо, что пришла к нам в гости, дорогая осень! Но совсем мы с ней не прощаемся, мы будем наблюдать на прогулках, как осень будет менять краски в нашей природе и радоваться вместе с ней.

- Вам понравилась сегодня такая встреча?  (ответы детей)

- Что нового вы сегодня узнали?  (ответы детей)

- Что вам больше всего понравилось?  (ответы детей)

- Что больше всего запомнилось?   (ответы детей)

Приложение:

Левитан Исаак Ильич. Осень. 1889

https://ic.pics.livejournal.com/anchiktigra/18346223/4175436/4175436_original.jpg                                 Исаак Левитан «Золотая осень»https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bffc3e71b7337ad2b12d530a7838d33a-l&ref=rim&n=13&w=1080&h=742

Алексей Саврасов - осень

https://art-assorty.ru/wp-content/uploads/2018/10/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5%D0%B9-%D0%A1%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D0%B2-%D0%9E%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу

middot;        Развивать восприятие окружающего мира через образы музыки, поэзии,  живописи....

Презентация «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…»

Расширять представления об осенних изменениях в при­роде . Учить замечать приме­ты осени. Воспитывать бережное отношение к природе.....

«Кроет лист золотой влажную землю в лесу»

Материал будет полезен воспитателям подготовительных групп компенсирующей направленности для детей сТНР, по разделу "Ознакомление с природой"...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».(Подготовительная группа.)

Расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».

Цель: расширять представления об осенних изменениях в природе всентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитыватьбережное отношение к окружающей природе....

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...» (подготовительная к школе группа)

Образовательная область: «Познавательное развитие»Возрастная группа: подготовительная к школе группаТема ООД: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...»Цель: Создание усло...