Ознакомление с окружающим миром. старшая группа Тема: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: развивать связную речь и обобщить и систематизировать представления детей об осени, об изменениях в природе.

Образовательные задачи:

- закреплять умения детей последовательно, в системе составлять рассказ по пейзажной картине;

- обогощать природоветческий словарь детей;

-упражнять детей в согласованиии прилагательных, глаголов, наречий с существительными.

Развивающие задачи:

-развивать: умение наблюдать за явлениями природы, устанавливать причинно-следственные связи между ними; художественное восприятие; зрительное и слуховое внимание.   

Воспитательные задачи:

-формировать основы художественной культуры;

-воспитывать организованность, дисциплинированность и навыки учебной деятельности.

Средства реализации: картины И.И. Левитана:  «Осенью в лесу», «Золотая осень», «Поздняя осень»; схема составления синквейна; рисунки медведя, белки; листы бумаги с нарисованными листьями деревьев; простой карандаш. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Ознакомление с окружающим миром

Тема: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».

Цель: развивать связную речь и обобщить и систематизировать представления детей об осени, об изменениях в природе. 

Образовательные задачи: 

- закреплять умения детей последовательно, в системе составлять рассказ по пейзажной картине;

- обогощать природоветческий словарь детей;

-упражнять детей в согласованиии прилагательных, глаголов, наречий с существительными.

Развивающие задачи: 

-развивать: умение наблюдать за явлениями природы, устанавливать причинно-следственные связи между ними; художественное восприятие; зрительное и слуховое внимание.    

Воспитательные задачи: 

-формировать основы художественной культуры;

-воспитывать организованность, дисциплинированность и навыки учебной деятельности.

Средства реализации: картины И.И. Левитана:  «Осенью в лесу», «Золотая осень», «Поздняя осень»; схема составления синквейна; рисунки медведя, белки; листы бумаги с нарисованными листьями деревьев; простой карандаш.  

Ход занятия:

-Доброе утро!  Рада вас всех видеть. Давайте вдохнем себя свежесть, доброту и красоту этого утра, а выдохнем обиды и огорчения.

Послушайте строки из стихотворения и определите тему нашего сегодняшнего занятия

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое,

Если дождик льется –

Это время года ….зовется.

 - Говорить мы будем об осени и ее особенностях. Присаживайтесь за столы.

- Дети, скажите, а как можно понять что наступила осень? Какие приметы осени вы знаете?А что бы вы не повторялись и не забыли чего-нибудь опирайтесь на схему.

-Я сегодня предлагаю вам поговорить об осени и обобщить наши знания об этой дивной поре.  Но для начала давайте с вами вспомним по каким же признакам мы определяем, что наступила осень? (картинка алгоритм описания «время года»

Дети: день короче, а ночь длиннее; на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад, небо серое, хмурое. Часто идут дожди; перелетные птицы улетают на юг; дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку; люди надевают демисезонную одежду; собирают урожай овощей, фруктов и зерна.

-Осень не всегда одинакова. Каждому месяцу соответствует свой период. Назовите осенние месяцы по порядку. ( Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Вслед за августом приходит, и деревья украшает

И богата она урожаем, это…….(ранняя осень ) Сентябрь (показываю на картине)

- Осень золото роняет, холод пташек угоняет….

До свиданья, лес и луг, мы летим на теплый юг. Это……. (золотая осень) Октябрь

-Поле черно-белым стало: падает то дождь, то снег.

А ещё похолодало - льдом сковало воды рек. Это …….(поздняя осень) Ноябрь

- Я вам предлагаю отправиться по следам осени по репродукциям картин Левитана.

- Посмотреть как знаменитый русский  художник-пейзажист Исаак Ильич Левитан видел осень в разные периоды.

- На доске, три пейзажа об осени. Рассмотрите их внимательно, на каком пейзаже изображена ранняя осень?

- Как вы догадались, что вам подсказало, что только начало осени? (трава на поляне. Она еще зеленая).

- Автор на картине изобразил пейзаж, поляны в лесу. На переднем плане мы видим еще не пожелтевшую зеленую траву, только листья папортника немного пожелтели и даже обрели желтоватый оттенок. С одной стороны, это еще зеленоватые кусты и деревья, а с другой стороны тонкие, золотисто-желтые березки. Они и придают картине ощущение осени. Солнце, как обычно, светит, но теперь оно не так греет, как раньше. Небо голубое и чистое, погода хорошая. Вот так вот увидел художник раннюю  осень и написал картину « Осень в лесу»

-Давайте выполним упражнение «Прогноз погоды».

Дети! Если на улице ветер, то погода какая? (ветреная).

Если идет дождь, то погода какая? (дождливая)

Если на улице пасмурно, то погода какая? (пасмурная)

Если на улице сыро, то погода какая? (сырая)

Если на улице ненастье, то погода какая? (ненастная)

Если на улице светит солнце, то погода   какая?    

-А теперь отдохнём. Выполним зрительную гимнастику стоя. Чтобы после нее рассмотреть две картины и найти отличия.

Вот стоит осенний лес!                                 (выполняем круговые

В нём много сказок и чудес!                        (движения глазами)

Слева – сосны, справа – дуб                         (влево – вправо)

Дятел сверху, тук да тук                               (вверх – вниз)

Глазки ты закрой, открой. Поиграли мы с тобой.

- Сели правильно, спину выпрямили, ноги подружили, руки положили. 

- Послушайте отрывок из стихотворения Ивана Бунина и определите к какой картине подходит это описание.

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной,

Стоит над светлою поляной!

-…  покажи какой из пейзажей подходит под описание в стихотворение. Объясни свой выбор.

Цитирование стихотворения с показом. 

-Какое время суток изобразил художник?(Мне кажется, что это начало дня, потому что день светлый и ясный.

- Подберите эпитеты, осень какая на картине? (Нарядная, золотая, веселая, красивая, яркая, торжественная….

- Что изобразил на своей картине Левитан? (деревья, луг, поля, реку.) 

- Как бы вы назвали эту картину?( ответы детей)

- Сам художник назвал ее « Золотая осень»

- Золотая осень восхищала и радовала художника. А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? Чем вам она нравится? (Когда я смотрю на картину, мне хорошо, радостно. Картина мне нравится тем, что погода нарисована солнечная, ясная. Мы видим тихую, спокойную осень)

- Да, Исаак Ильич Левитан изобразил огромное пространство земли с рекой, полями и лесами. Художник передал торжественную красоту золотой осени. Как она прекрасна на земле. (

- В этот период листья с деревьев опадают – это явление природы называется (листопад) и на земле получается пестрый ковер из листьев.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:Вот дубовый,

(Загибаем по одному пальчику на обеих руках)

Вот кленовый,Вот рябиновый резной,

Вот с березки — золотой,

Вот последний лист с осинки

(Спокойно укладываем ладони на стол)

Ветер бросил на тропинку.

- Дети давайте нарисуем как ветер срывает последние листочки и опускает их на землю.(раздает листы бумаги с изображением трех листов деревьев)

 -Наступила поздняя осень. Грустная, унылая пора. Последний пейзаж И. И. Левитан так и назвал его «Поздняя осень». Давайте по этой картине составим рассказ о поздней осени.

-Свой рассказ начните с предложения наступила поздняя осень. Опишите небо с тяжелыми облаках.

Скажите о деревьях, о траве. Какие цвета преобладают в природе в этот период. К чему готовится природа?

 Примерный рассказ

Наступила поздняя осень. Трава на полях убрана в стога.

Небо совсем пасмурное. На небе тёмно-синие тучи и серые облака. Осенью часто идут дожди и поэтому, образовались большие лужи. Нигде не видно птиц и не слышно птичьих голосов. С берёз уже облетели листья, поэтому они стоят совсем голыми: кажется, что им холодно и они потеснее прижимаются друг к другу.

Тёмные, тусклые тона отражают осеннее состояние природы.

- Лес в ожидании холодов, первых заморозков, первого снега.

Вся природа в ожидании - ещё немного и наступит зима. 

Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы дети, на мой взгляд, вы очень хорошо обобщили свои знания О каком времени года? На какие периоды делят осень?» об такой разной осени. И я вам хочу дать такое напутствие:

                            У природы нет – плохой погоды.

                             Каждая погода – благодать!

Давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Капельки-дождинки»  в подтверждение  этому!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу

middot;        Развивать восприятие окружающего мира через образы музыки, поэзии,  живописи....

Конспект НОД по окружающему миру на тему: "Кроет уж лист золотой опавшую землю в лесу"

Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Кроет уж лист золотой опавшую землю в лесу"...

Презентация «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу…»

Расширять представления об осенних изменениях в при­роде . Учить замечать приме­ты осени. Воспитывать бережное отношение к природе.....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».(Подготовительная группа.)

Расширять представления об осенних изменениях в природе в сентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе. ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ПРИРОДОЙ НА ТЕМУ: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу».

Цель: расширять представления об осенних изменениях в природе всентябре, октябре, ноябре. Учить замечать приметы осени. Воспитыватьбережное отношение к окружающей природе....

Конспект организованной образовательной деятельности по теме «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...» (подготовительная к школе группа)

Образовательная область: «Познавательное развитие»Возрастная группа: подготовительная к школе группаТема ООД: «Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу...»Цель: Создание усло...