План самообразования воспитателя по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Интересный план
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_eksperementirovanie.docx | 22.39 КБ |
samoobrazovanie_eksperementirovanie.docx | 22.12 КБ |
Предварительный просмотр:
План самообразования
воспитателя Шайдуллиной Гульназ Наиловны
по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель:
1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень.
2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир экспериментирования.
3. Глубже изучать методическую литературу по данной теме.
4. Пополнять опытно-экспериментальный уголок.
Задачи:
1. Как можно больше включать опытно-экспериментальной деятельность в активную жизнь детей подготовительной группы.
2. Закрепление пройденного материала в индивидуальной деятельности.
3. Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
Актуальность темы
Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельностия, мне стала интересной эта тема по самообразованию. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
На сегодняшний день, научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Перспективное планирование
месяц | Формы работы самореализации | С детьми | С родителями |
Сентябрь | Изучить литературу по данной теме. Изучить опыт работы других педагогов по теме на интернет - сайтах. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». | Опыты с песком и глиной, почвой.
Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.» Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми” Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь | Создание предметно-развивающей среды Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; Создание «Копилки опытов и экспериментов» | #1057;вет и тень. #1057;вет повсюду. 3. Солнце дарит нам тепло и свет. #1055;розрачность веществ. | Памятки для родителей «Я познаю мир» |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка». | #1043;де вода? #1050;акая бывает вода? #1042;ода - растворитель Очищение воды #1042;одяная мельница
| Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности» |
Декабрь | Пополнение «копилки опытов и экспериментов» |
#1058;ающий лед. #1058;вердая вода. Почему не тонут айсберги? | Рекомендации в уголок «Опыты со снегом» |
Январь | «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | #1042;оздух. 2.Воздух сжимается. #1042;оздух расширяется. #1055;очему дует ветер?
| Папка-передвижка для родителей и детей «Хочу все знать» |
Февраль | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | #1053;а свету и в темноте. #1043;де лучше расти? #1052;ожет ли растение дышать? #1041;ережливые растения.
| Фотовыставка «Юные исследователи». |
Март | Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | #1056;азведчики.(зеркало) #1057;олнечные зайчики. 3. Мир ткани. #1052;ир пластмасс.
| Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» |
Апрель | Деловая игра «Аукцион идей» Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности | Показ открытого занятия с элементами экспериментирования. «Волшебное сито» «Что отражается в зеркале?» «Фонтанчики - радуга» | Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности. |
Май | Аналитическая справка по теме самообразования | #1057;ила тяготения. #1059;прямые предметы. #1069;кспериментирование со звуком. Поющая струна. #1069;кспериментирование с электричеством. Как «увидеть» молнию? | Анкетирование родителей Фотовыставка «Экспериментируем дома». |
Предварительный просмотр:
План самообразования
воспитателя Шайдуллиной Гульназ Наиловны
по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» (подготовительная группа)
Цель:
1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень.
2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир экспериментирования.
3. Глубже изучать методическую литературу по данной теме.
4. Пополнять опытно-экспериментальный уголок.
Задачи:
1. Как можно больше включать опытно-экспериментальной деятельность в активную жизнь детей подготовительной группы.
2. Закрепление пройденного материала в индивидуальной деятельности.
3. Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.
Актуальность темы
Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».
Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.
Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности, мне стала интересной эта тема по самообразованию. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
На сегодняшний день, научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Перспективное планирование
месяц | Формы работы самореализации | С детьми | С родителями |
Сентябрь | Изучить литературу по данной теме. Изучить опыт работы других педагогов по теме на интернет - сайтах. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». | Опыты с песком и глиной, почвой.
Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. | Консультация для родителей на тему: «Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.» Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми” Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». |
Октябрь | Создание предметно-развивающей среды Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы; Создание «Копилки опытов и экспериментов» | #1057;вет и тень. #1057;вет повсюду. 3. Солнце дарит нам тепло и свет. #1055;розрачность веществ. | Памятки для родителей «Я познаю мир» |
Ноябрь | Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка». | #1043;де вода? #1050;акая бывает вода? #1042;ода - растворитель Очищение воды #1042;одяная мельница
| Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности» |
Декабрь | Пополнение «копилки опытов и экспериментов» |
#1058;ающий лед. #1058;вердая вода. Почему не тонут айсберги? | Рекомендации в уголок «Опыты со снегом» |
Январь | «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | #1042;оздух. 2.Воздух сжимается. #1042;оздух расширяется. #1055;очему дует ветер?
| Папка-передвижка для родителей и детей «Хочу все знать» |
Февраль | Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. | #1053;а свету и в темноте. #1043;де лучше расти? #1052;ожет ли растение дышать? #1041;ережливые растения.
| Фотовыставка «Юные исследователи». |
Март | Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | #1056;азведчики.(зеркало) #1057;олнечные зайчики. 3. Мир ткани. #1052;ир пластмасс.
| Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» |
Апрель | Деловая игра «Аукцион идей» Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности | Показ открытого занятия с элементами экспериментирования. «Волшебное сито» «Что отражается в зеркале?» «Фонтанчики - радуга» | Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности. |
Май | Аналитическая справка по теме самообразования | #1057;ила тяготения. #1059;прямые предметы. #1069;кспериментирование со звуком. Поющая струна. #1069;кспериментирование с электричеством. Как «увидеть» молнию? | Анкетирование родителей Фотовыставка «Экспериментируем дома». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...
План самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»
Материал предназначен для воспитателей детского сада.группы раннего возраста....
План по самообразованию на тему «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он...
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"...
ПЛАН работы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников).
ПЛАНработы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников). Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспери...
План по самообразованию на тему "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"
В 2019-2020 году я начала работу над темой самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников». Выбрала я эту тему потому, что у детей возникает потребность в эксп...
План самообразование по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»
Цель:развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности. Задачи.Изучение литературы по исследуемой проблеме;Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятел...