План самообразования воспитателя по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Интересный план

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования

воспитателя Шайдуллиной Гульназ Наиловны

по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель:

1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень.

2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир экспериментирования.

3. Глубже изучать методическую литературу по данной теме.

4. Пополнять опытно-экспериментальный уголок.

Задачи:

1. Как можно больше включать опытно-экспериментальной деятельность в активную жизнь детей подготовительной группы.

2. Закрепление пройденного материала в индивидуальной деятельности.

3. Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

Актуальность темы

Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е.Тимирязев

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельностия, мне стала интересной эта тема по самообразованию. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
На сегодняшний день, научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Перспективное планирование

месяц

Формы работы

самореализации

С детьми

С родителями

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме.

Изучить опыт работы других педагогов по теме на интернет - сайтах.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Опыты с песком и глиной, почвой.

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.»

Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми”

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Создание «Копилки опытов и экспериментов»

#1057;вет и тень.

#1057;вет повсюду.

3. Солнце дарит нам тепло и свет.

#1055;розрачность веществ.

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».

#1043;де вода?

#1050;акая бывает вода?

#1042;ода - растворитель

Очищение воды

#1042;одяная мельница

Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Декабрь

Пополнение «копилки опытов и экспериментов»

  1. Вода при замерзании расширяется.
  2. Замерзшая вода.

#1058;ающий лед.

#1058;вердая вода. Почему не тонут айсберги?

Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

Январь

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы.

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

#1042;оздух.

2.Воздух сжимается.

#1042;оздух расширяется.

#1055;очему дует ветер?

Папка-передвижка для родителей и детей «Хочу все знать»

Февраль

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

#1053;а свету и в темноте.

#1043;де лучше расти?

#1052;ожет ли растение дышать?

#1041;ережливые растения.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Март

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

#1056;азведчики.(зеркало)

#1057;олнечные зайчики.

3. Мир ткани.

#1052;ир пластмасс.

Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Апрель

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Показ открытого занятия с элементами экспериментирования.

«Волшебное сито»

«Что отражается в зеркале?»

«Фонтанчики - радуга»

Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.

Май

Аналитическая справка по теме самообразования

#1057;ила тяготения.

#1059;прямые предметы.

#1069;кспериментирование со звуком. Поющая струна.

#1069;кспериментирование с электричеством. Как «увидеть» молнию?

Анкетирование родителей

Фотовыставка «Экспериментируем дома».



Предварительный просмотр:

План самообразования

воспитателя Шайдуллиной Гульназ Наиловны

по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» (подготовительная группа)

Цель:

1. Продолжать повышать свой профессиональный уровень.

2. Продолжать учить узнавать с детьми удивительный мир экспериментирования.

3. Глубже изучать методическую литературу по данной теме.

4. Пополнять опытно-экспериментальный уголок.

Задачи:

1. Как можно больше включать опытно-экспериментальной деятельность в активную жизнь детей подготовительной группы.

2. Закрепление пройденного материала в индивидуальной деятельности.

3. Изучение методик, технологий по опытно-экспериментальной деятельности.

Актуальность темы

Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е.Тимирязев

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях и как игровая деятельность способствует развитию целостной личности. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

В основе данной экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников, отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающему обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т.п.

Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности, мне стала интересной эта тема по самообразованию. Изучив теоретический материал по данному вопросу, я сделала вывод о том, что необходимо изучить методики экспериментирования более углубленно, т.к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции.
На сегодняшний день, научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.

Перспективное планирование

месяц

Формы работы

самореализации

С детьми

С родителями

Сентябрь

Изучить литературу по данной теме.

Изучить опыт работы других педагогов по теме на интернет - сайтах.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Опыты с песком и глиной, почвой.

Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-исследовательской деятельности.»

Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми”

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь

Создание предметно-развивающей среды

Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Создание «Копилки опытов и экспериментов»

#1057;вет и тень.

#1057;вет повсюду.

3. Солнце дарит нам тепло и свет.

#1055;розрачность веществ.

Памятки для родителей «Я познаю мир»

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитие ребенка».

#1043;де вода?

#1050;акая бывает вода?

#1042;ода - растворитель

Очищение воды

#1042;одяная мельница

Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности»

Декабрь

Пополнение «копилки опытов и экспериментов»

  1. Вода при замерзании расширяется.
  2. Замерзшая вода.

#1058;ающий лед.

#1058;вердая вода. Почему не тонут айсберги?

Рекомендации в уголок «Опыты со снегом»

Январь

«Хочу все знать»

Поиск интересной информации о явлениях природы.

Участие в конкурсах и выставках различного уровня.

#1042;оздух.

2.Воздух сжимается.

#1042;оздух расширяется.

#1055;очему дует ветер?

Папка-передвижка для родителей и детей «Хочу все знать»

Февраль

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

#1053;а свету и в темноте.

#1043;де лучше расти?

#1052;ожет ли растение дышать?

#1041;ережливые растения.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Март

Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности».

#1056;азведчики.(зеркало)

#1057;олнечные зайчики.

3. Мир ткани.

#1052;ир пластмасс.

Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности»

Апрель

Деловая игра «Аукцион идей»

Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности

Показ открытого занятия с элементами экспериментирования.

«Волшебное сито»

«Что отражается в зеркале?»

«Фонтанчики - радуга»

Открытый просмотр родителями непосредственно образовательной деятельности.

Май

Аналитическая справка по теме самообразования

#1057;ила тяготения.

#1059;прямые предметы.

#1069;кспериментирование со звуком. Поющая струна.

#1069;кспериментирование с электричеством. Как «увидеть» молнию?

Анкетирование родителей

Фотовыставка «Экспериментируем дома».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

План самообразования по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми раннего возраста»

Материал предназначен для воспитателей детского сада.группы раннего возраста....

План по самообразованию на тему «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он...

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ"

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ"...

ПЛАН работы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников).

ПЛАНработы над темой самообразования Тема: Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ (старших дошкольников). Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе опытно-экспери...

План по самообразованию на тему "Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников"

В 2019-2020 году я начала работу над темой самообразования «Опытно-экспериментальная деятельность старших дошкольников». Выбрала я эту тему потому, что у детей возникает потребность в эксп...

План самообразование по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников»

Цель:развитие познавательной активности детей в процессе экспериментальной деятельности. Задачи.Изучение литературы по исследуемой проблеме;Обобщить и систематизировать опыт педагогической деятел...