Игровое пособие из фетра по познавательному развитию «Универсальный планшет для малышей»
материал по окружающему миру (младшая группа)
«Универсальный планшет для малышей» является авторской разработкой по использованию развивающих игр из фетра, направленных на развитие познавательных способностей ребенка. Данное игровое пособие можно использовать, как определенный материал при проведении познавательных занятий, также он может быть любопытен и полезен родителям в индивидуальной работе с детьми.
Данное игровое пособие поможет педагогам дошкольной образовательной организации в процессе практической игровой деятельности с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igrovoe_posobie_iz_fetra_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 39.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровое пособие из фетра по познавательному развитию
«Универсальный планшет для малышей»
Подготовил:
воспитатель
Булгакова
Наталья Анатольевна
ст.Новоджерелиевская
2024г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3-5
Основная часть ………………………………………………………………..6-13
Заключение ………………………………………………………………………14
Список литературы ……………………………………………………………...15
Приложение № 1. Рекомендации по уходу за игрушками из фетра………....16
Приложение № 2. Как сделать фетр?…………... ………………………….17-18
Аннотация
к игровому пособию из фетра по познавательному развитию
«Универсальный планшет для малышей»
«Универсальный планшет для малышей» является авторской разработкой по использованию развивающих игр из фетра, направленных на развитие познавательных способностей ребенка. Данное игровое пособие можно использовать, как определенный материал при проведении познавательных занятий, также он может быть любопытен и полезен родителям в индивидуальной работе с детьми.
Данное игровое пособие поможет педагогам дошкольной образовательной организации в процессе практической игровой деятельности с детьми.
Введение
«Для ребят дошкольного возраста
игры имеют исключительное значение:
игра для них - учеба, игра для них - труд,
игра для них - серьезная форма воспитания.
Игра для дошкольников – способ познания окружающего»
Н.К. Крупская
Малыши играют всегда и везде. Это основной вид деятельности, в которой занимаются дети дошкольного возраста. Даже если ребёнок не посещает ДОУ, он получает новые знания и умения только через игру. Знакомство детей с окружающим их миром проходит через игру. Чтобы ребёнок получил удовольствие от игры, педагогами ДОУ разрабатываются развивающие дидактические пособия. С помощью этих пособий можно развивать детей, воспитывать их и обучать в течение игровой и образовательной деятельности. При этом данные материалы могут помочь, как научить ребенка чему-то новому, так и пробудить интерес к познаниям в ходе увлекательной игры.
В процессе игры дети лучше концентрируются и запоминают информацию. Сознательную цепь (вместе с памятью, запоминанием) ребенку легче всего освоить в процессе игры. Главной задачей педагогов дошкольного учреждения является превратить процесс обучения в игру, чтобы заинтересовать детей. Дети, играя, не задумываются о том, что они получают определенные знания и умения.
В процессе игры у детей развиваются умственная активность, тактильные и двигательные навыки. Работа с детьми должна быть увлекательной, динамичной и разнообразной. И это объективно заставляет педагогов ДОУ искать приёмы и способы работы с детьми. Стоит обратить внимание на знаменитые развивающие игрушки и пособия из фетра, так как психологи доказывают уникальные свойства фетра для детского творчества и развития. Именно поэтому я решила изготовить многофункциональное пособие из фетра.
Сегодня можно купить любое пособие, но, тем не менее, не всегда можно отыскать то, что требуется для работы. К тому же, дети быстро утрачивают интерес к уже освоенной игре, бесконечно приходится обновлять дидактический материал. Следовательно, можно самим сделать уникальные дидактические пособия для детей.
История фетра
Точное время изобретения фетра неизвестно. Однако ученые установили, что этот материал существовал уже в XVIII в. Остатки фетра были найдены в захоронениях кочевников в горах Алтая и Сибири. Этот материал использовался для шитья и украшения одежды и различных предметов.
Фетр – это вид войлочной ткани, которую производят из мягких видов шерсти и пуха. Из-за своей структуры, фетр стал очень моден в рукоделии. Его можно резать, клеить, сшивать, сгибать. Он крепкий и приятный на ощупь. А изготовленные игрушки из фетра получаются яркими. Фетровые поделки не требуют дополнительной отделки краев, их можно стирать, гладить, их сложно порвать. Все это важно особенно для детских игрушек.
Цель пособия: формирование познавательных способностей детей и интереса к окружающему миру.
Задачи:
Образовательные: развивать и расширять представления детей об окружающем мире.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, окружающему миру; воспитывать усидчивость, умение доводить дело до конца.
Развивающие: развивать наблюдательность, любознательность; способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей; развивать связную речь; развивать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук.
Ценность данного пособия заключается в том, что оно может быть использовано педагогом в процессе организации воспитательно – образовательного процесса с детьми раннего и младшего дошкольного возрастов по многим лексическим темам, а также в создании условий для знакомства детей с домашними и дикими животными, временами года, транспортом, в индивидуальной и коллективной работе с дошкольниками разной возрастной категории от самого раннего до подготовительного возраста. Уникальность представленного пособия состоит в том, что съемные элементы можно использовать в любой образовательной деятельности в соответствии с возрастом, а также в дальнейшем дополнить его новыми.
Многофункциональность данного пособия предполагает возможность его использования на любом этапе изучения нового материала, так и на этапе закрепления.
Новизна методического пособия заключается в том, что дидактические игры объединены в одном игровом поле, применение которого, позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребёнка. Также новизна данного пособия определяется его направленностью на создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса к изучению окружающего мира по отдельности и в целом, использования детьми в практической деятельности и повседневной жизни полученных знаний.
Практическая значимость данной работы состоит в том, что разработанное мною методическое пособие для педагогов по познавательному развитию детей от раннего до старшего дошкольного возраста апробировано и может быть внедрено в практику деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
Основная часть
Используемые формы и методы: беседа, игровые моменты, рассматривание иллюстраций, ознакомление с художественной литературой, наблюдения, дидактические игры, физкультминутки.
Целевая аудитория: данное пособие разработано для детей раннего и младшего возрастов.
Продолжительность занятий: 5-10 минут.
Материал методического пособия дает возможность педагогическим работникам детских садов выделить интересные фрагменты и при желании включить их в работу своей группы, обновляя образовательную практику.
Методическое пособие содержит практический материал, который может быть использован, как конкретный инструментарий при реализации познавательной и театральной деятельностей.
Предложенное методическое пособие поможет педагогам в процессе практической деятельности с детьми.
В перспективе данная разработка может быть использована в качестве места для развертывания разнообразных игровых сюжетов. Дидактические задачи усложняются, а вспомогательный материал (новые игры, элементы и т.д.) дополняется в соответствии с возрастом детей.
Характеристика дидактического пособия.
Данное пособие представляет собой игровое поле из жёсткого фетра, размером 40х60см. По всему периметру полотна пришита бейка, по ширине игрового поля в бейке есть отверстие, куда вставляется деревянный штапик длиной 70см, на концах штапика крепится шнур, за который можно полотно повесить в любом месте.
К пособию прилагается разнообразный дидактический материал: набор геометрических фигур, транспорт, элементы неживой природы, фигурки домашних и диких животных, фрукты, деревья, герои сказок.
Элементы игры изготовлены из мягкого и жёсткого фетра. Фигурки из мягкого фетра, изготовлены из двух слоёв фетра, края вручную обработаны обмёточным швом. Транспорт, одежда изготовлены из жёсткого фетра, элементы приклеены горячим пистолетом.
Пособие состоит из следующих разделов: «Экологические игры из фетра», «Театр из фетра», «Транспорт из фетра», «Конструирование из фетра».
«Экологические игры из фетра»
Дидактическая игра «Красивая картинка»
Задачи: способствовать развитию умений и навыков у детей раннего и младшего возраста в пространственном ориентировании на плоскости, развитие мелкой моторики, зрительного и слухового внимания.
Возраст: 2-3 года.
Оборудование: фетровые фигурки (животные, облака, солнце, снежинки, грибы, деревья, яблоки и груши).
Ход игры:
Воспитатель:
- Покажи и назови животное.
- Покажи яблоко, грушу.
- Покажи облако, солнце.
- Покажи дерево.
- Покажи снежинку
- Покажи грибы.
- Покажи снег.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
Задачи: формировать способность детей наблюдать изменения в природе; расширять представление о сезонных изменениях в природе; называть приметы каждого времени года; развивать связную речь.
Возраст: 3-5 лет.
Оборудование: сезонные элементы из фетра в ассортименте.
Ход игры.
Воспитатель:
- Какое сейчас время года?
- Почему вы думаете, что сейчас зима (весна, лето, осень).
- Назовите приметы зимы (весны, лета, осени).
Дети по очереди называют приметы зимы и крепят на фетровую основу соответствующий предмет с изображением названной приметы, составляя предложение.
Например:
- Я думаю, что сейчас зима, потому что идет снег.
Дидактическая игра «Оденем Машу и Мишу на прогулку» (по сезону)
Задачи: формировать представления детей об одежде, ее назначении, о различии пола человека; обобщать знания детей о сезонных предметах одежды, последовательностью её надевания; закреплять цвета; развивать связную речь.
Возраст: от 2 лет.
Оборудование: куклы Маша и Миша, предметы одежды (по сезонам).
Ход игры:
Воспитатель говорит о том, что Маша (Миша) позавтракала и хочет пойти на
прогулку (подвести детей к выводу, что Машу надо одеть на прогулку).
- Ребята, какое сейчас время года?
- А какую одежду носят зимой (весной, летом, осенью)?
- Почему зимой нужно надевать теплую шапку, тёплую куртку, брюки?
Дети выбирают и рассказывают о предметах одежды (аналогично с летней
одеждой).
- Вот и одели мы нашу Машу на прогулку.
Дидактическая игра «Составь картинку и расскажи»
Задачи: развить у детей мышление, воображение, речь.
Возраст: с 3 лет.
Оборудование: элементы из фетра в ассортименте (облака, солнце, сугробы, снежинки, капли дождя, листья (в ассортименте), цветы, грибы, деревья).
Ход игры:
Воспитатель:
- Какое сейчас время года?
- Ребята, предлагают составить картинку, выбрав нужные детали из фетра. Затем воспитатель просит описать картинку.
Дидактическая игра «Кто, где живёт»
Задачи: развитие умения узнавать животное и место его обитания по иллюстративному образу; формировать умение детей отчетливо и громко произносить слова, развивать слуховое внимание, прививать любовь к животным.
Возраст: с 2-3 лет.
Оборудование: фетровые фигурки домашних и диких животных, домик, ёлки.
Ход игры: На столе лежат фигурки животных и картинки изображения мест обитания (лес, дом). Ребёнок должен определить, где оно обитает, и «поселить» на соответствующей части полотна с изображением соответствующего места обитания, проговорить название животного.
Дидактическая игра «Кто как кричит?»
Задачи: развивать у детей слух, навыки звукоподражания; учить произносить слова отчётливо и внятно; воспитывать любовь к животным.
Возраст: от 2 до 3 лет.
Оборудование: фетровые фигурки диких животных (лиса, волк, ёжик, сова) и домашних животных (корова, коза, овца, свинья, собака, кошка, лошадь, утка, гусь и курица).
Ход игры: Педагог показывает фигурки животных и задает ребенку вопрос «Кто это?», «Как кричит?».
Дидактическая игра «Чья это мама?»
Задачи: упражнять детей в образовании названий детёнышей животных.
Возраст: 2 – 3 года.
Оборудование: фетровые фигурки диких животных (лиса, волк, медведь, заяц, ёжик, лось, сова) и домашних животных (корова, коза, овца, свинья, собака, кошка, лошадь, утка, гусь и курица).
Ход игры: Педагог показывает фигурки животных и задает ребенку вопрос «Чья это мама?».
Дидактическая игра «Путаница»
Задачи: расширять представления о сезонных изменениях в природе; воспитывать наблюдательность.
Возраст: с 2-6 лет
Оборудование: элементы из фетра в ассортименте (облака, солнце, сугробы, снежинки, капли дождя, листья (в ассортименте), цветы, грибы, деревья).
Ход игры:
Педагог заранее меняет местами некоторые детали. Дети должны внимательно посмотреть на игровое полотно и сказать, что не так.
Дидактическая игра «Расскажи о погоде»
Задачи: расширять представления о сезонных изменениях в природе; воспитывать наблюдательность.
Возраст: от 2 лет.
Оборудование: сезонные элементы из фетра в ассортименте.
Ход игры:
1 этап: Воспитатель рассказывает о состоянии погоды, сопровождая рассказ прикреплением соответствующих элементов.
2 этап: Воспитатель предлагает детям рассказать о погоде за окном, отразить свой рассказ на полотне.
«Транспорт из фетра»
Дидактическая игра «Помощь спешит»
Задачи: закреплять у детей знания о специализированном транспорте и о том, как он помогает людям.
Возраст: с 3 лет
Оборудование:
Ход игры:
Ребенку предлагается прикрепить на дорогу специализированный транспорт, который подходит по описанию. Транспорт описывает воспитатель.
Дидактическая игра «Угадай транспорт»
Задачи: закрепить представления детей о транспорте, умение по описанию узнавать предметы; развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.
Возраст: с 3 лет
Оборудование:
Ход игры:
Воспитатель загадывает детям загадки о видах транспорта. Ребята должны находить и показывать предметы - отгадки на игровом полотне.
Дидактическая игра «Летает, плавает, едет»
Задачи: формировать знания о видах транспорта - наземный, водный, воздушный; активизация в речи предметного словаря по теме «Транспорт».
Возраст: от 3 лет
Оборудование:
Ход игры:
Предложить ребенку посмотреть на игровое поле и найти по заданию воспитателя и показать различные виды транспорта. Например, воспитатель просит показать «наземный» вид транспорта, ребенок показывает на автомобили, автобус, самолёт и т.д.
«Театр из фетра»
Цель: развивать творческие способности детей через театрализованную деятельность.
Задачи: последовательное знакомство детей с видами театра (фланелеграф); совершенствование артистических навыков; работа над речью и интонацией; коллективное взаимодействие; умение сочувствовать и сопереживать.
Возраст:
Оборудование: персонажи сказок «Колобок», «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба», «Три поросёнка», «Лиса и заяц».
Дидактическая игра «Сделай так, как в сказке было»
Задачи: развитие наблюдательности и внимательности; развитие
грамматического строя речи, знакомить детей с предлогами: за, перед, до, после, между; учить ориентироваться в пространстве, развивать наглядное мышление. Развивать элементарные математические представления: сначала, потом, первый, второй, последний.
Возраст:
Оборудование: персонажи сказок
Ход игры.
Первый вариант: Воспитатель выкладывает перед детьми в хаотичном порядке сюжетные картинки, относящиеся к сказке. Дети должны выложить их в точном соответствии с тем, как происходят события в сказке.
Второй вариант: Воспитатель выкладывает перед детьми сюжетный ряд картинок к сказке и сознательно допускает одну или две ошибки. Дети должны найти ошибку и исправить ее, выложив геров в правильной последовательности.
Третий вариант: Воспитатель предлагает вниманию детей уже выложенный
сюжетный ряд картинок, но с отсутствием одного эпизода. Дети должны вспомнить, какого эпизода не хватает и передать его содержание. Четвертый вариант: Воспитатель раздает сюжетные карточки детям в руки, и они выстраиваются с ними в правильной последовательности.
Заключение
Познавательные игры и пособия, сделанные своими руками, могут стать незаменимыми помощниками педагогов, ведь они оригинальны, неповторимы и обладают огромным потенциалом для развития детей. Дети любят такие игрушки, потому что чувствуют в них тепло и душу людей. А развивающая предметно-пространственная среда благодаря замечательным пособиям обогащается элементами, стимулирующими как познавательные, так и речевые функции ребенка.
Список литературы
- Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности. Младшая группа», Издательство МОСКВА СИНТЕЗ, Москва, 2014
https://vk.com/wall-104207185_10561
http://sudaruchka.com/post296794501/
https://samaramur.ru/kniga-podelok-iz-fetra.html
https://irecommend.ru/content/fetrovoe-rukodelie-dlya-detok
Приложение № 1.
Рекомендации по уходу за игрушками из фетра.
Сухая чистка.
Если игрушка немного загрязнена, то для чистки подойдёт щётка для одежды или валик с липким слоем.
Влажная чистка.
Если изделие загрязнено не сильно, появилось пятнышко. То его можно почистить влажно салфеткой.
Рано или поздно игрушку из фетра придётся стирать.
Здесь подойдёт только бережная стирка.
Фетр легко стирается и при этом не теряет своих свойств.
Стираем вручную!!! В тёплой мыльной воде, около 30 градусов. Фетровое изделие ни в коем случае нельзя тереть. Просто слегка нажимаем на изделие, выпуская пузырьки. Не отжимаем! Даём воде стечь, слегка надавливая на игрушку. Берём два полотенца, между ними кладём игрушку, прижимаем - лишняя влага уйдёт. Даём игрушке полежать - скоро она высохнет.
Если вы будет следовать инструкции по уходу. Ваша книжка прослужит вам очень долго. Если вы хотите избавить игрушку от микробов (после болезни ребёнка, или вы давали игрушку кому то поиграть), пройдите по игрушке паром от утюга или парогенератора. К изделию утюгом сильно не прикасаться. Просто обдать паром.
Приложение № 2.
Рекомендации для педагогов и родителей. Как сделать фетр.
Как уже отмечалось, фетр — это высший сорт войлока. Изготавливается он методом выкатывания, валяния, или валки шерсти. В процессе валяния волокна шерсти сцепляются друг с другом и переплетаются. Это происходит благодаря чешуйчатой структуре шерсти. Способность волокон шерсти спутываться называется валкоспособностью.
При валке шерсть сплетается так, что ее волокна не теряют способности сокращаться под механическим воздействием, даже под воздействием влажности и температуры. Войлок теряет до 80 % площади, но становится очень плотным и прочным.
Листовой фетр для поделок можно изготовить своими руками.
Для изготовления фетра требуется пух или высококачественная шерсть. Чаще всего используют пух и шерсть кроликов, коз и тонкорунных овец. Подойдут и отходы меха ценных пушных зверей.
Вам потребуется
Пух или высококачественная шерсть, валик или скалка, пупырчатая пленка, салфетки, теплый мыльный раствор на основе хозяйственного мыла.
Совет: Приобретайте сырье у надежных фермеров, содержащих коз или кроликов. Вы наверняка выиграете в качестве. Но учтите, что в этом случае вам придется самостоятельно окрашивать шерсть в нужный цвет. Можно купить сырье в торговой сети, выбрав подходящий вам цвет.
Ход работы
1. Если шерсть приобретена у частных лиц, ее необходимо тщательно растеребить. Магазинное полуфабрикатное сырье уже готово к валянию, поэтому при работе с ним данный пункт пропускается. Процедура теребления отнимает много времени и сил. Нужно работать аккуратно, так как во время теребления с шерсти летит много пыли. Рекомендуется надевать защитную медицинскую маску и по возможности теребить шерсть на открытом воздухе, например на балконе. Благодаря тереблению, шерсть очистится от загрязнений. При сильном загрязнении сырья его можно предварительно постирать, но только вручную и очень аккуратно.
2. Чистый свободный стол застелить пленкой.
3. Развести концентрированный мыльный раствор. Обратите внимание, что для раствора подойдет только хозяйственное мыло! Раствор должен быть теплым. Для удобства рекомендуется налить его во флакон с дозатором.
4. Увлажнить стол мыльным раствором и разложить первый слой сырья.
5. Смочить разложенное сырье мыльным раствором и накрыть пленкой-пупыркой.
6. Прижать пленку, разгладить ее руками, чтобы равномерно распределить мыльный раствор.
7. Тщательно и равномерно прокатать сырье скалкой. Излишки воды и пену удалять салфеткой.
8. Уложить второй слой сырья и повторить шаги 5–7.
9. Продолжать обработку пуха и шерсти описанным способом, пока не образуется лист нужной толщины. Обычной укладывают 5–7 слоев.
10. Прокатав требуемое количество слоев, промокнуть остатки воды салфетками или полотенцем.
11. Неровности обрезать ножницами.
12. Оставить фетр до полного высыхания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональное авторское игровое пособие из фетра «Занимательные квадратики»
Здравствуйте! Хотим поделиться информацией о собственноручно изготовленном пособие «Занимательные квадратики». Пособие изготовлено из фетра. Предназначено для детей от 2 л...
"Применение наглядно-игровых пособий из фетра в познавательном развитии дошкольников"
Сегодня, ориентируясь на новые стандарты дошкольного образования, согласно которым необходимо обеспечить воспитанников разнообразием материалов и средств обучения, одной из наиболее...
«Волшебные звуковые дорожки». Игровые пособия из фетра на автоматизацию звуков для дошкольников с ТНР.
Использование игровых пособий во время автоматизации поставленных звуков - актуальное направление коррекционной работы логопеда с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи; в статье представлено автор...
Игровое пособие из фетра и пористой резины «Безопасный путь»
Описание вариантов игры с детьми по ПДД...
Многофункциональное авторское игровое пособие из фетра «Занимательные квадратики»
Многофункциональное авторское игровоепособие из фетра «Занимательные квадратики»АвторыПетрова Анастасия АлександровнаИгнатьева Александра АнатольевнаМБДОУ «Детский сад № 78», г...
Мастер-класс по изготовлению детского игрового пособия из фетра.
Аннотация к игре: https://disk.yandex.ru/d/NHUVvB975YCgmg?uid=30830058 Детское игровое пособие сделано из фетра сделанное в виде аппликации и спосо...
Мастер-класс по созданию наглядно-игровых пособий из фетра «Рождение прекрасной бабочки».
Цель - научить родителей создавать дидактические игры для игровой деятельности детей.Задача: познакомить родителей с техникой изготовления игрушек из фетра....