Проект " Музей на полке. Природа Ярославского края"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Малахова Анна Владимировна

Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема экологии. Поэтому важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с природой. Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.
Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.

Данный проект реализуется во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, наблюдениях, в трудовой деятельности, где дети получают представления об особенностях природы родного края. Задача педагогов в том, чтобы впечатления детей были яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Новизна проекта заключается именно в том, что в результате его выполнения дети получают глубокие знания о своей малой Родине, ее природе при единстве и координации всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родителей, а также создают что – то новое, своё – «музей на полке»!

Цель:
Создание мини – музея,  как новая форма совместной работы педагогов и родителей по формированию у детей гуманного, бережного отношения к природе.

Задачи:
Обогащать представления детей о природных богатствах родного края.

Формировать представления о музее.

Обогащать  развивающую предметно – пространственную среду ДОУ.

Развивать интерес и любознательность детей к познанию природы своего региона.

Развивать познавательные способности к познавательной деятельности.

Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через ознакомление с природой при взаимодействии с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon prezentatsiya_muzey_na_polke.pdf1.44 МБ
Файл tekst_muzey_na_polke.docx334.47 КБ
Файл plan_proekta.docx23.93 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Обогащение РППС группы материалами и оборудованием:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №211»

Проект

«Музей на полке

«Природа Ярославского края»

C:\Users\User\Desktop\medved-priroda-buryi-progulka-morda-poza-vzgliad.jpg   C:\Users\User\Desktop\133628-zimuiushchie-ptitsy-iaroslavskoi-oblasti-15.jpg

http://mtdata.ru/u14/photo1760/20218841775-0/original.jpg

Подготовила:

Малахова А.В.

Ярославль, 2023

Тип проекта: групповой, долгосрочный

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители (законные представители)

Сроки реализации проекта: с 13.11.2023 по 31.05.2024

Актуальность.  Одной из наиболее актуальных проблем современного общества является проблема экологии. Поэтому важно особое внимание уделять пониманию детьми своего неразрывного единства с природой. Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества. Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её.
Красота родной природы рождает патриотизм, любовь к Родине, привязанность к тому месту, где ты живёшь.
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение положительно влияет на ребёнка, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
 

Данный проект реализуется во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, наблюдениях, в трудовой деятельности, где дети получают представления об особенностях природы родного края. Задача педагогов в том, чтобы впечатления детей были яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Новизна проекта заключается именно в том, что в результате его выполнения дети получают глубокие знания о своей малой Родине, ее природе при единстве и координации всех участников педагогического процесса: педагогов, детей и родителей, а также создают что – то новое, своё – «музей на полке»!

Цель:
Создание мини – музея,  как новая форма совместной работы педагогов и родителей по формированию у детей гуманного, бережного отношения к природе.

Задачи:
Обогащать представления детей о природных богатствах родного края.

Формировать представления о музее.

Обогащать  развивающую предметно – пространственную среду ДОУ.

Развивать интерес и любознательность детей к познанию природы своего региона.

Развивать познавательные способности к познавательной деятельности.

Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей через ознакомление с природой при взаимодействии с родителями.

Предполагаемый результат:

Повысится уровень знаний и представлений детей о природе Ярославского края;

уровень любви и уважения к культурному и историческому наследию родного края.

Повысится познавательная активность детей, информационная культура,  логическое и творческое мышление, воображение.

Родители будут вовлечены в активную совместную деятельность.

Этапы проекта:

Подготовительный: с 13 ноября по 8 декабря

Основной (практический):  с 11 декабря по 3 мая

Заключительный: с 6 мая по 31 мая



Предварительный просмотр:

Планирование работы по проектной деятельности

Этапы

Сроки

Программа действий

Содержание работы с детьми

Содержание работы с родителями

Подгото-вительный

с 13 ноября по 8 декабря

-изучение материала по теме проекта;
-определение цели и задач, сроков реализации;
-подбор методической литературы, иллюстрированного материала;
-составление перспективного плана

проекта;
-разработка тематического планирования музея и музейных экспозиций;

-разработка алгоритма по созданию мини – музея.

- выявление первоначальных представлений воспитанников о природе Ярославского края;

- знакомство с понятиями «Музей», «Мини- музей»

-проведение предварительной работы с родителями, анкетирование «Экологическое воспитание детей»;

-привлечение родителей к участию в проекте.

Основной

С 11 декабря по 29 декабря

Работа над разделом мини - музея «Библиотека»

-подбор загадок, стихов и авторских произведений о природе, животных;

-проведение бесед с детьми. оформление раздела «Библиотека» детской литературой и иллюстрациями по теме проекта;

- «Красная» книга.

Разучивание стихотворения Владимира Орлова « Нас в любое время года….».

Рассматривание детской литературы о природе Ярославского края.

Изготовление календаря природы.

Рассматривание и изучение некоторых видов животных и растений, занесенных в «Красную» книгу.

Участие родителей в обогащении экспонатами раздела «Библиотека» в мини-музее.

Основной

С 9 января по 19 января

Работа над разделом мини-музея «Природа леса»: деревья, кустарники и растения Ярославского края.

Подбор презентации,  иллюстрированного материала, дидактических игр.

Беседа «Растительный мир: деревья, кустарники, травянистые растения Ярославского края».

Показ презентации по теме беседы. Работа по схеме с изображением частей дерева (ствол, ветви, крона, корень, листья),частей растения(стебель, корень, листья, бутон, цветок).

 Разрезные картинки «Рябина», «Берёза», «Ель», «Ромашка», «Василёк». Чтение сказки Г.Х.Андерсена «Ёлка»

Изготовление альбома «Растительный мир Ярославской области»

Основной

С 22 января по 9 февраля

Работа над разделом мини-музея «Природа леса»: дикие животные Ярославского края. Подбор презентаций, аудиозаписей,   иллюстрированного материала, дидактических игр.

Рассматривание картин, иллюстраций о лесе, диких животных Ярославского края.

Чтение произведений о жизни животных в лесу  П.Бажов «Серебряное копытце», «Зимовье». Загадывание загадок о диких животных.
Прослушивание аудиозаписи «шум леса и звуки диких животных», «пожар в лесу».

 Рассматривание иллюстраций леса, загрязненного леса, пожара в лесу; диких животных и их детенышей.

Рисование диких животных.

Участие родителей в реализации проекта: изготовление макета «Дикие животные»

Основной

С 12 февраля по 22 февраля

Работа над разделом мини-музея «Природа леса»: птицы Ярославского края. Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала, дидактических и подвижных игр.

Беседа о птицах нашего края с использованием наглядного материала.

Слушание аудиозаписи «Голоса леса».

Чтение рассказов Г. Скребицкого, М. Пришвина, В Бианки о птицах.

Загадки. Лепка «Снегирь и синичка». Аппликация « Птицы»

Изготовление кормушек для птиц.

Памятка для родителей «Как подкармливать зимующих птиц»

Основной

С 26 февраля по 7 марта

Работа над разделом мини-музея «Природа леса»: насекомые Ярославского края. Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала, дидактических и подвижных игр, аудиозаписей, презентаций.

Беседа о насекомых нашего края с использованием наглядного материала.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Подвижные игры «Поймай комара»,

«Птицы и бабочки».

Просмотр мультфильмов: «Муха-Цокотуха», «Стрекоза и муравей», «Лунтик», «Пчелка Майя», «Дюймовочка».

Прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».

Раскраски «Мир насекомых». 

Изготовление макета «Луг». Насекомые, выполнены из пластилина и природного материала. Консультация «Первая помощь при укусах насекомых»

Основной

С 11 марта по 22 марта

Работа над разделом мини-музея «Природа леса»: грибы и ягоды Ярославского края. Подбор художественной литературы, иллюстрированного материала, дидактических игр, презентации.

Беседы: «Грибное царство, ягодное государство», «Как правильно срезать грибы. Можно ли вырывать с корнем»,

«Почему съедобные грибы так полюбились людям. Какие грибы полюбились лесным жителям»

Беседа-обсуждение «Что можно приготовить из грибов и ягод».

Заучивание стихов о грибах.

Презентация «Ядовитые грибы». Отгадывание загадок. Лепка «Грибы»

Участие родителей в реализации проекта: мини - макет «Грибы в лесу»

Основной

С 25 марта по 5 апреля

Работа над разделом мини-музея «Игротека».

-подбор экологических дидактических, сюжетных, настольно-печатных игр для познавательной деятельности воспитанников.

Дидактические игры «Объекты природы похожи на…?», «Расскажи обо мне», «Расскажи почему?», «Кто я?», «Узнай дерево», «Живая и неживая природа»; игры по экологии (см картотеку игр), составление рассказов по мнемотаблицам, изучение экологических знаков; подвижные игры с экологическим содержанием «Дед Мазай и зайцы», «Кукушка», «Не намочи крылья», «Ястребы и ласточки».

Памятка для родителей «Экологические игры с ребёнком»

Основной

С 8 апреля по 19 апреля

Работа над разделом мини-музея «Лаборатория».

Подбор разнообразных коллекций камней, плодов и семян, шишек, песка, ракушек,   причудливо изогнутых веток.

Экспериментальная деятельность: «Устроим запруду», «Игры с камешками», «Песок», «Невесомая вода», «Фонтанчик». Цикл наблюдений за объектами живой и неживой природы. Рассматривание картин: «Поздняя осень», «Семья лосей летом», «Лесник спасает зайцев», «Зимняя подкормка диких животных», «Помощь зимующим птицам».

Создание экспозиции «От камня до песчинки» или «Что у нас под ногами».

Эксперименты с камнями.

Труд: выращивание рассады, зелёного лука.

Помощь в пополнении РППС раздела «Лаборатория» мини- музея

Основной

С 22 апреля по 3 мая

Работа над разделом мини-музея «Галерея».

Организация выставки творчества детей по теме проекта: рисунки, оригами, поделки из природного материала, пластилина и т.п.

Оригами: «Заяц», «Лиса», «Медведь», «Цветок». Рисунки цветов, грибов, деревьев.

Нетрадиционные техники аппликации: крупой, макаронами и с помощью природного материала.

Выставка поделок совместного творчества с родителями и самостоятельной деятельности детей.

Участие родителей в реализации проекта:

пополнение раздела «Галерея» поделками, изготовленными с ребёнком дома.

Заключительный

С 6 мая по 31 мая

Создание «музея на полке», определение его места размещения. Создание паспорта мини-музея.

Сборка ранее разработанных и  изученных разделов мини-музея в единое целое

«Музей на полке».

Презентация проекта «Музей на полке «Природа Ярославского края»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе "Природа родного края"

Прими все, что есть в природе.Ищи истину в природе вместе с ребенком.Старайся ни чему не учить ребенка на прямую, возьми в помощники природу и учись сам.Искренне восхищайся красотой природы и вс...

проект "Знакомим детей с природой родного края"

Создавая условия для развития познавательно-исследовательской деятельности в природе, мы формируем представления дошкольников об объектах живой и неживой природы,  осознанно - правильное отношени...

Проект для детей «Разнообразие природы родного края»

Природа удивительна и разнообразна.  Так давайте любить и охранять ее. Данный материал будет полезен воспитателя и интересен детям.   ...

Методическая разработка. Педагогический проект "Детские писатели о природе родного края".

Авторский педагогический проект помогает использовать все области образовательной программы по ознакомлению детей с художественной литературой природоведческого характера в подготовительной группе дет...

Познавательно – творческий проект экологической направленности «Береги природу родного края»

laquo;Береги природу родного края»Цель проекта: Формирование бережного отношения к природе и всему живому через экологическое воспитание.Задачи проекта:Образовательная: Формировать у детей элем...

Педагогический проект "Ознакомление дошкольников с природой родного края"

Проект представляет собой систему работы по формированию у детей экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности,...

Природа Ярославского края

Детям познавательный документ о природе Ярославского края. Кратко и лаконично. Советую....