Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Природа Ярославского края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Акулова Любовь

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Природа Ярославкого края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priroda_rodnogo_kraya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

«Детский сад  № 27»

        

Конспект НОД

по экологии

«Природа

Ярославского края».

 (Старшая группа)

.

Акулова Любовь Олеговна

Г.Ярославль

2024 год

                

Программное содержание

        Развивать у детей интерес к изучению природы родного края, в частности растений, лесов, полей, лугов, рек, болот.

Расширить представление  детей о характерных особенностях отдельных экосистем.

Закрепить знания у детей условных обозначений. Самостоятельно строить модель, отображающую связь факторов внешней среды и роста растений.

Воспитывать у детей культуру поведения в природе: не оставлять мусор во время отдыха, не ломать и не рвать растения, бережно и заботливо относиться к ним.

Учить детей приемам культуры дискуссии.

 Расширять словарный запас детей, вводя в их речь слова: теплолюбивые, светолюбивые растения; равнина,  топь, трясина, этажи леса, злаки, водные растения, одиноко стоящее  растение, кроссворд.

Закрепить умение использовать в речи сложноподчиненные предложения.

Материал

Демонстрационный:

  •   макет «Природа Ярославского края» ,
  •   игрушечный компьютер с клавишной доской, где изображены условные

       обозначения леса, луга, поля, реки и болота,

  • игрушка «Экотопик»

Раздаточный:  у каждого ребенка

  • копия клавиатуры игрушечного компьютера,
  • гербарий одного растения, произрастающего в нашем крае,
  • набор условных обозначений факторов внешней среды – вода, свет, тепло, почва.

Предварительная работа

  • экскурсия в музей природы
  • наблюдения, экспериментальная деятельность, сбор растений для гербария и оформление его
  • работа с символами
  • чтение познавательной литературы
  • дидактические игры

Индивидуальная работа на занятии

        Дети с высоким уровнем развития:

  • Даются для работы более сложные условные обозначения по природе.
  • Дополнительное задание к занятию: выучить стихотворение Степановой из книги «Учебник по родной природе»
  • Даны менее знакомые растения из гербария (пижма, хвощ, папоротник, ольха, мох, тысячелистник, рожь).
  • Привлекаются к оказанию помощи детям с низким уровнем развития в выполнении практической работы.

  Дети со средним уровнем развития:

  • Задания  даются, как и для детей с высоким уровнем развития, но требуется поддержка воспитателя, дополнительные вопросы направляющего характера.

Дети с низким уровнем развития:

- Необходимо учить выражать свою точку зрения, использовать в речи   сложноподчиненные предложения.

  • Даются для работы менее сложные условные обозначения.
  • Требуется помощь в выполнении самостоятельных работ, эмоциональная поддержка и поощрение.
  • Даны распространенные растения из гербария нашей местности – береза, ромашка, крапива.

                                       ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети сидят на ковре вокруг макета «Природа Ярославского края» и рассматривают макет по отдельным экосистемам.

Воспитатель:

  • Что вы  видите на макете?

Дети:

  • Лес. Я вижу лес. Вот это лес.

Воспитатель:

  • А что такое лес? Докажите, что это лес?

Дети должны доказать, что это лес, приводить свои доказательства на заданную тему.

Дети:

  • Лес- это где растет много деревьев.
  • В лесу растут кусты и кустики.
  • Я считаю, что это лес, потому, что в нем много разных цветов и трав.
  • Я считаю, что это лес,  потому что в нем растут грибы.

Воспитатель:

  • Хорошо, доказали, что лес – это и деревья и кусты, и кустики, травы и цветы, грибы и мох. Как же это множество растений растут в лесу, не мешая друг другу? Как растения растут в лесу?

Дети:

  • Они растут лесенкой.
  • Я считаю, что растения растут этажами.

Воспитатель:

  • А как это этажами?

Дети:

  • Есть растения высокие – это деревья (сосна, ель, береза, дуб);  пониже (рябина, ольха, липа); затем кусты (калина, боярышник, орешник, шиповник); кустики (земляника, брусника, черника); травы и цветы (хвощ, папоротник, крапива, медуница, ландыш); грибы и мхи (боровик, подберезовик, мухомор, кукушкин лен).

Воспитатель:

  • Какой этаж считается первым? Тот, который выше всех и ближе к солнцу, или тот, который ниже всех и ближе к земле?

Дети:

  • Высказывают свое мнение, доказывают, почему так считают. (Выслушать несколько ответов детей).

Воспитатель подводит к выводу:

  • Первым считается тот этаж, который ближе к солнцу, эти растения светолюбивые, а тот этаж, который около земли, считается последним, там растут тенелюбивые растения.

Воспитатель предлагает вспомнить детям  стихотворение В. Степанова

                              «Что такое лес?»          

        Что такое лес?

        Сосны до небес

        Березы и дубы

        Ягоды, грибы

        Звериные тропинки

        Пригорки и низинки

        Мягкая трава

        На суку – сова

        Ландыш серебристый

        Воздух  чистый – чистый

        И родник с живой

        Ключевой водой.

Воспитатель:

  • Что можно еще увидеть на макете?

Дети:

  • Я вижу луг.
  • На макете есть луг и т.д.

Воспитатель:

  • Что растет на лугу?

Дети:

  • На лугу растут цветы. Я считаю, что на лугу растут травы .

     Луг – это ковер из цветов и трав. (Могут быть и другие ответы)

Воспитатель:

  • А деревья и кусты можно встретить на лугу?

Дети:

  • Да, но очень редко.
  • Они растут по одному.

Воспитатель:

  • Как можно назвать такое дерево?

Дети:

  • Одиноко стоящее дерево.  (Ответы нескольких детей).

Воспитатель:

  • А вы, дети, были летом на лугу?
  • Да!
  • Давайте представим с вами, что мы оказались на летнем лугу.

«Вокруг себя повернитесь, на летнем лугу окажитесь»

                        Физкультминутка.

Воспитатель:

  • Давайте, вдохнем аромат цветущих цветов и трав.

Дети делают глубокий вдох и выдох – дыхательная гимнастика.

Воспитатель:

  • Какие цветы и травы вы видите вокруг себя?

Дети:

  • ромашки,
  • колокольчики,
  • лютики, одуванчик,
  • гвоздика дикая,
  • подорожник,
  • пижма,
  • лопух,
  • крапива,
  • тысячелистник.

В заключение Миша М. читает стихотворение В. Степанова

                            «Что такое луг»

        Что такое луг?

        Ковер травы вокруг

             Цветов нарядных венчики

        Звонкие кузнечики

        Мяты аромат

        Лета нежный взгляд

        И до белых мух

        С дудочкой пастух.

Затем воспитатель показывает на поле.

  • Как это можно назвать?

Дети:

  • Это поле. Я считаю, что это поле.

Воспитатель:

  • Я предлагаю вам поиграть в игру – объяснялку. Согласны? Тогда начнем.Объясните, что такое поле? Свой ответ нужно начинать со слов: «Поле – это..»

Дети:

  • Поле – это где растет рожь, пшеница.
  • Поле – это то место, где люди сажают овощи и собирают урожай.
  • Поле – это широкая, бескрайняя равнина. У него не видно ни конца ни края.

        Физкультминутка.

Предлагается детям превратиться в колоски на поле:

      «Вокруг себя повернитесь, в колоски на поле превратитесь».

Дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются – колоски растут, выпрямляются, руки подняты вверх, ладошка к ладошке. Подул ветер – колоски – дети закачались из стороны в сторону. Ветер стих – колоски стоят неподвижно. Повторяют несколько раз.

В заключение ребенок читает стихотворение В. Степановой

                             «Что такое поле?»

        Что такое поле?

        Для коней раздолье

        Пашник полоса

        Метелочка овса

        В поле колосится

        Спелая пшеница

        И шумит там рожь

        Колючая, как еж

        Знает только птица

        Где его граница

        Ну а ты пойдешь

        Края не найдешь.

Воспитатель:

  • Мы с вами увидели лес, луг, поле. А что еще можно увидеть на макете «Природа родного края».

Дети:

  • Я вижу реку. А я болото.

Воспитатель:

-Чем отличается река от болота?

Дети:

  • В реке чистая вода,  а в болоте – грязная топь, тина, трясина.
  • В реке вода течет, на болоте стоит.
  • У реки есть берега, а у болота нет.
  • В реке растут водоросли, кувшинки, лилии, а на болоте – мох, ивовые кусты, клюква, есть болотные кочки.

Ребенок читает стихотворение В.Степановой

                                 «Что такое река?»

        Что такое река?

        На воде облака

        Над водою ивы

        Весенние разливы.

Воспитатель:

  • Мы с вами увидели, что в нашем Ярославском крае можно встретить лес, луг, поле, реку и болото. Разнообразна и красива природа нашего края.

Воспитатель предлагает детям занять места за столами, которые стоят буквой «П». В центре стоит стол, на котором стоит игрушечный компьютер.

        Вдруг стук в дверь. Появляется таинственный герой – игрушка Экотопик.

  • Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости. Меня зовут Экотопик.

Так меня зовут потому, что я люблю путешествовать в природе. Я родился рано утром, вместе с другими росинками, на месте подорожника. Все мои братья и сестры остались ждать теплых солнечных лучей, а я скатился на тропинку и отправился путешествовать, мне очень хотелось узнать о природе нашего края. Путешествовал я, путешествовал, и тропинка привела меня к вам, ребята.

(Обращает внимание на игрушечный компьютер).

  • Что это такое?

Воспитатель и дети:

  • Это компьютер. С помощью него мы изучаем природу родного края. Хочешь, мы тебя научим?
  • Да, очень! Предлагаем Экотопику сесть.

Воспитатель

  • Сейчас я буду вам показывать условные обозначения, вы должны найти их на распечатке  клавиатуры компьютера, которая лежит у каждого на столе. Кто их отыщет, будет работать с компьютером, подбирать соответствующую картинку.

    Например :

                                       смешанный лес        

                 

Воспитатель показывает несколько условных обозначений,  дети находят по ним нужную картинку  на компьютере.

Экотопик:

  • Какие вы молодцы, сколько всего знаете.

Воспитатель:

  • А  я хочу предложить детям еще одно задание: У каждого из вас есть лист гербария с растением нашего края и обозначения условий, которые нужны для роста растения. Вам необходимо подобрать  нужные условия жизни (почва, вода, температура, свет) для вашего растения.

Дети выполняют самостоятельную работу.

Воспитатель оказывает помощь и поддержку детям, у которых возникают трудности.

Затем выслушивает ответы нескольких детей.

Например:

Папоротник – это лесная трава, любит тень – потому мало света; любит влагу -  много или достаточно воды; средняя  температура, не очень плодородная  почва.

Экотопик:

  • Я очень доволен, что дети знают так много  о растениях нашего Ярославского  края. Они смогли совершить путешествие  всего за несколько минут, не выходя из группы. Природа нашего края очень красива.
  • Как же можно сохранить ее, чтобы она всегда могла нас радовать?

Дети:

  • Не ломать кусты и деревья.
  • Не рвать цветы.
  • Не сорить в лесу.
  • Убирать мусор за собой во время отдыха на природе.
  • Не оставлять костры в лесу.
  • Тушить костер, залить водой, засыпать землей.
  • Сажать деревья и цветы.

Экотопик:

  • Какие вы молодцы! Я знаю, что вы никогда не обидите природу. Приготовил вам за это подарки: кроссворд «Дары леса» и лесные сладости. После того, как отгадаете кроссворд, пришлете мне его в письме по адресу: «Живая природа». Экотопику.
  • А я отправляюсь путешествовать дальше. О своих приключениях напишу вам в письме. До свидания!

Дети прощаются с Экотопиком и приглашают его в гости.

 Воспитатель:

  • На этом наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа

Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...