Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Природа Ярославского края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром "Природа Ярославкого края"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 27»
Конспект НОД
по экологии
«Природа
Ярославского края».
(Старшая группа)
.
Акулова Любовь Олеговна
Г.Ярославль
2024 год
Программное содержание
Развивать у детей интерес к изучению природы родного края, в частности растений, лесов, полей, лугов, рек, болот.
Расширить представление детей о характерных особенностях отдельных экосистем.
Закрепить знания у детей условных обозначений. Самостоятельно строить модель, отображающую связь факторов внешней среды и роста растений.
Воспитывать у детей культуру поведения в природе: не оставлять мусор во время отдыха, не ломать и не рвать растения, бережно и заботливо относиться к ним.
Учить детей приемам культуры дискуссии.
Расширять словарный запас детей, вводя в их речь слова: теплолюбивые, светолюбивые растения; равнина, топь, трясина, этажи леса, злаки, водные растения, одиноко стоящее растение, кроссворд.
Закрепить умение использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Материал
Демонстрационный:
- макет «Природа Ярославского края» ,
- игрушечный компьютер с клавишной доской, где изображены условные
обозначения леса, луга, поля, реки и болота,
- игрушка «Экотопик»
Раздаточный: у каждого ребенка
- копия клавиатуры игрушечного компьютера,
- гербарий одного растения, произрастающего в нашем крае,
- набор условных обозначений факторов внешней среды – вода, свет, тепло, почва.
Предварительная работа
- экскурсия в музей природы
- наблюдения, экспериментальная деятельность, сбор растений для гербария и оформление его
- работа с символами
- чтение познавательной литературы
- дидактические игры
Индивидуальная работа на занятии
Дети с высоким уровнем развития:
- Даются для работы более сложные условные обозначения по природе.
- Дополнительное задание к занятию: выучить стихотворение Степановой из книги «Учебник по родной природе»
- Даны менее знакомые растения из гербария (пижма, хвощ, папоротник, ольха, мох, тысячелистник, рожь).
- Привлекаются к оказанию помощи детям с низким уровнем развития в выполнении практической работы.
Дети со средним уровнем развития:
- Задания даются, как и для детей с высоким уровнем развития, но требуется поддержка воспитателя, дополнительные вопросы направляющего характера.
Дети с низким уровнем развития:
- Необходимо учить выражать свою точку зрения, использовать в речи сложноподчиненные предложения.
- Даются для работы менее сложные условные обозначения.
- Требуется помощь в выполнении самостоятельных работ, эмоциональная поддержка и поощрение.
- Даны распространенные растения из гербария нашей местности – береза, ромашка, крапива.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Дети сидят на ковре вокруг макета «Природа Ярославского края» и рассматривают макет по отдельным экосистемам.
Воспитатель:
- Что вы видите на макете?
Дети:
- Лес. Я вижу лес. Вот это лес.
Воспитатель:
- А что такое лес? Докажите, что это лес?
Дети должны доказать, что это лес, приводить свои доказательства на заданную тему.
Дети:
- Лес- это где растет много деревьев.
- В лесу растут кусты и кустики.
- Я считаю, что это лес, потому, что в нем много разных цветов и трав.
- Я считаю, что это лес, потому что в нем растут грибы.
Воспитатель:
- Хорошо, доказали, что лес – это и деревья и кусты, и кустики, травы и цветы, грибы и мох. Как же это множество растений растут в лесу, не мешая друг другу? Как растения растут в лесу?
Дети:
- Они растут лесенкой.
- Я считаю, что растения растут этажами.
Воспитатель:
- А как это этажами?
Дети:
- Есть растения высокие – это деревья (сосна, ель, береза, дуб); пониже (рябина, ольха, липа); затем кусты (калина, боярышник, орешник, шиповник); кустики (земляника, брусника, черника); травы и цветы (хвощ, папоротник, крапива, медуница, ландыш); грибы и мхи (боровик, подберезовик, мухомор, кукушкин лен).
Воспитатель:
- Какой этаж считается первым? Тот, который выше всех и ближе к солнцу, или тот, который ниже всех и ближе к земле?
Дети:
- Высказывают свое мнение, доказывают, почему так считают. (Выслушать несколько ответов детей).
Воспитатель подводит к выводу:
- Первым считается тот этаж, который ближе к солнцу, эти растения светолюбивые, а тот этаж, который около земли, считается последним, там растут тенелюбивые растения.
Воспитатель предлагает вспомнить детям стихотворение В. Степанова
«Что такое лес?»
Что такое лес?
Сосны до небес
Березы и дубы
Ягоды, грибы
Звериные тропинки
Пригорки и низинки
Мягкая трава
На суку – сова
Ландыш серебристый
Воздух чистый – чистый
И родник с живой
Ключевой водой.
Воспитатель:
- Что можно еще увидеть на макете?
Дети:
- Я вижу луг.
- На макете есть луг и т.д.
Воспитатель:
- Что растет на лугу?
Дети:
- На лугу растут цветы. Я считаю, что на лугу растут травы .
Луг – это ковер из цветов и трав. (Могут быть и другие ответы)
Воспитатель:
- А деревья и кусты можно встретить на лугу?
Дети:
- Да, но очень редко.
- Они растут по одному.
Воспитатель:
- Как можно назвать такое дерево?
Дети:
- Одиноко стоящее дерево. (Ответы нескольких детей).
Воспитатель:
- А вы, дети, были летом на лугу?
- Да!
- Давайте представим с вами, что мы оказались на летнем лугу.
«Вокруг себя повернитесь, на летнем лугу окажитесь»
Физкультминутка.
Воспитатель:
- Давайте, вдохнем аромат цветущих цветов и трав.
Дети делают глубокий вдох и выдох – дыхательная гимнастика.
Воспитатель:
- Какие цветы и травы вы видите вокруг себя?
Дети:
- ромашки,
- колокольчики,
- лютики, одуванчик,
- гвоздика дикая,
- подорожник,
- пижма,
- лопух,
- крапива,
- тысячелистник.
В заключение Миша М. читает стихотворение В. Степанова
«Что такое луг»
Что такое луг?
Ковер травы вокруг
Цветов нарядных венчики
Звонкие кузнечики
Мяты аромат
Лета нежный взгляд
И до белых мух
С дудочкой пастух.
Затем воспитатель показывает на поле.
- Как это можно назвать?
Дети:
- Это поле. Я считаю, что это поле.
Воспитатель:
- Я предлагаю вам поиграть в игру – объяснялку. Согласны? Тогда начнем.Объясните, что такое поле? Свой ответ нужно начинать со слов: «Поле – это..»
Дети:
- Поле – это где растет рожь, пшеница.
- Поле – это то место, где люди сажают овощи и собирают урожай.
- Поле – это широкая, бескрайняя равнина. У него не видно ни конца ни края.
Физкультминутка.
Предлагается детям превратиться в колоски на поле:
«Вокруг себя повернитесь, в колоски на поле превратитесь».
Дети сидят на корточках, затем медленно поднимаются – колоски растут, выпрямляются, руки подняты вверх, ладошка к ладошке. Подул ветер – колоски – дети закачались из стороны в сторону. Ветер стих – колоски стоят неподвижно. Повторяют несколько раз.
В заключение ребенок читает стихотворение В. Степановой
«Что такое поле?»
Что такое поле?
Для коней раздолье
Пашник полоса
Метелочка овса
В поле колосится
Спелая пшеница
И шумит там рожь
Колючая, как еж
Знает только птица
Где его граница
Ну а ты пойдешь
Края не найдешь.
Воспитатель:
- Мы с вами увидели лес, луг, поле. А что еще можно увидеть на макете «Природа родного края».
Дети:
- Я вижу реку. А я болото.
Воспитатель:
-Чем отличается река от болота?
Дети:
- В реке чистая вода, а в болоте – грязная топь, тина, трясина.
- В реке вода течет, на болоте стоит.
- У реки есть берега, а у болота нет.
- В реке растут водоросли, кувшинки, лилии, а на болоте – мох, ивовые кусты, клюква, есть болотные кочки.
Ребенок читает стихотворение В.Степановой
«Что такое река?»
Что такое река?
На воде облака
Над водою ивы
Весенние разливы.
Воспитатель:
- Мы с вами увидели, что в нашем Ярославском крае можно встретить лес, луг, поле, реку и болото. Разнообразна и красива природа нашего края.
Воспитатель предлагает детям занять места за столами, которые стоят буквой «П». В центре стоит стол, на котором стоит игрушечный компьютер.
Вдруг стук в дверь. Появляется таинственный герой – игрушка Экотопик.
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, гости. Меня зовут Экотопик.
Так меня зовут потому, что я люблю путешествовать в природе. Я родился рано утром, вместе с другими росинками, на месте подорожника. Все мои братья и сестры остались ждать теплых солнечных лучей, а я скатился на тропинку и отправился путешествовать, мне очень хотелось узнать о природе нашего края. Путешествовал я, путешествовал, и тропинка привела меня к вам, ребята.
(Обращает внимание на игрушечный компьютер).
- Что это такое?
Воспитатель и дети:
- Это компьютер. С помощью него мы изучаем природу родного края. Хочешь, мы тебя научим?
- Да, очень! Предлагаем Экотопику сесть.
Воспитатель
- Сейчас я буду вам показывать условные обозначения, вы должны найти их на распечатке клавиатуры компьютера, которая лежит у каждого на столе. Кто их отыщет, будет работать с компьютером, подбирать соответствующую картинку.
Например :
смешанный лес
Воспитатель показывает несколько условных обозначений, дети находят по ним нужную картинку на компьютере.
Экотопик:
- Какие вы молодцы, сколько всего знаете.
Воспитатель:
- А я хочу предложить детям еще одно задание: У каждого из вас есть лист гербария с растением нашего края и обозначения условий, которые нужны для роста растения. Вам необходимо подобрать нужные условия жизни (почва, вода, температура, свет) для вашего растения.
Дети выполняют самостоятельную работу.
Воспитатель оказывает помощь и поддержку детям, у которых возникают трудности.
Затем выслушивает ответы нескольких детей.
Например:
Папоротник – это лесная трава, любит тень – потому мало света; любит влагу - много или достаточно воды; средняя температура, не очень плодородная почва.
Экотопик:
- Я очень доволен, что дети знают так много о растениях нашего Ярославского края. Они смогли совершить путешествие всего за несколько минут, не выходя из группы. Природа нашего края очень красива.
- Как же можно сохранить ее, чтобы она всегда могла нас радовать?
Дети:
- Не ломать кусты и деревья.
- Не рвать цветы.
- Не сорить в лесу.
- Убирать мусор за собой во время отдыха на природе.
- Не оставлять костры в лесу.
- Тушить костер, залить водой, засыпать землей.
- Сажать деревья и цветы.
Экотопик:
- Какие вы молодцы! Я знаю, что вы никогда не обидите природу. Приготовил вам за это подарки: кроссворд «Дары леса» и лесные сладости. После того, как отгадаете кроссворд, пришлете мне его в письме по адресу: «Живая природа». Экотопику.
- А я отправляюсь путешествовать дальше. О своих приключениях напишу вам в письме. До свидания!
Дети прощаются с Экотопиком и приглашают его в гости.
Воспитатель:
- На этом наше занятие окончено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/28/picture-554535-1419755619.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром...
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/06/picture-651144-1704536156.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/06/picture-651144-1704536156.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/06/picture-651144-1704536156.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/06/picture-651144-1704536156.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе "Кто живёт в лесу? (Ознакомление детей с животным миром родного края)"
Интересное занятие в игровой форме....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/06/picture-1134468-1554522875.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/08/picture-1204133-1578466349.jpg)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа
Конспект занятияпо ознакомлению с окружающим миромна тему: «Нравственно-патриотическоевоспитаниедошкольников в процессе ознакомления с родным краем.» Старшая группа...