Проект "Редкие животные нашего края".
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с редкими животными родного края, формированием знаний о них.

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не все владеют обобщающим понятием «дикие животные», не знают виды редких диких животных, которые находятся на грани исчезновения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_redkie_zhivotnye_nashego_kraya.docx523.4 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Редкие животные нашего края».

Наименование проекта

«Редкие животные нашего края»

Актуальность проекта

В детстве ребенок открыт миру и готов получать новые знания и опыт. В этом возрасте актуальным является формирование основ нравственного воспитания, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Особенно хорошо происходит формирование этих качеств посредством экологического образования, приобщения детей к природе, в частности – к животному миру. В настоящее время многим животным необходима помощь, они находятся на грани вымирания и нуждаются в особой защите. Поэтому так важно воспитать поколение, гуманно относящееся ко всему живому на Земле. Решению этого вопроса поможет наш проект посредством знакомства ребёнка с редкими животными родного края, формированием знаний о них.

Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не все владеют обобщающим понятием «дикие животные», не знают виды редких диких животных, которые находятся на грани исчезновения.

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Многие виды редких животных находятся на грани вымирания, занесены в Красную книгу. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, к животному миру, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир

Практическая значимость проекта

Использование данного проекта другими педагогами в ДОО.

Цель проекта

Совершенствование у детей представлений о редких животных нашего края, положительное отношение к представителям живой природы, через создание книги «Красная книга Свердловской области»    

Участники проекта

Воспитатель, дети старшей группы, родители.

Проблемный вопрос

Знаете ли вы, каких животных называют редкими?

Проблема проекта

Низкая заинтересованность детей о жизни диких животных

Задачи проекта

Задачи для детей:

обогащать и систематизировать знания о редких животных нашего края, их образе жизни, питании, жилищах, о подготовке животных к зиме, о значении диких животных в природе и для человека; развивать связную речь, составлять описательный рассказ о животном;

развивать познавательный интерес;

развивать поисковую деятельность;

подготовить с родителями страницу для красной книги с редким животным нашего края и принести в группу

Задачи для родителей:

Поучаствовать в онлайн-консультации с воспитателем на тему «Зачем знакомить детей с редкими животными нашего края»;

создание условий для оказания детям помощи в поиске источника ответа на поставленный вопрос; принимать участие в подборе материала для презентаций;

принимать участие в создании страничек для книги;

оказывать детям помощь в изготовлении поделок-животных из разных материалов.

Задачи для педагогов:

организовать и провести онлайн-консультацию с родителями на тему «Зачем знакомить детей с редкими животными нашего края» в WhatsApp;

познакомиться с Красной книгой;

развивать у детей познавательный интерес, повышать мотивацию к получению новых знаний;

Повышать активность родителей в создании совместных детско - родительских проектов.

Организовать и смотивировать детей на совместную деятельность;

Спланировать предстоящую работу;

Подготовить материалы для реализации проекта;

Привлекать родителей к участию в совместных мероприятиях: создании книги.

Сроки реализации

2 недели

Вид проекта

Информационно-творческий, краткосрочный

Продукт проекта

Альбом по теме: «Красная книга Свердловской области»

Особенности проекта

Сосредоточенность на достижении конечной цели

Ресурсы проекта (материальные, технические, информационные, человеческие)

Материальные: методическая литература, энциклопедии, наборы для сюжетно ролевых игр, игровые  наборы диких животных, книги про животных  с иллюстрациями, дидактические игры

Технические: ноутбук, принтер

Информационные: интернет ресурсы, художественная литература

Человеческие: дети, родители, воспитатель.

Риски

Отсутствие заинтересованности со стороны родителей

Нехватка времени на создание альбома

Итоги проекта

Создание альбома «Красная книга Свердловской области»

Деятельность детей

Деятельность родителей

Деятельность педагогов

Дети принимают участие в разных мероприятиях, создают поделки, участвуют в беседах, учат стихи про животных, рассматривают  картины, играют в сюжетно-ролевые игры, в дидактические игры, рассматривают энциклопедии.

Принимают участие в подготовке проекта, составления плана, принимают участие в совместных мероприятиях. Проводят беседы с детьми, смотрят фильмы, читают книги, помогают в составлении альбома «Красная книга Свердловской области»

Планировка этапов проекта, составление плана.

Пополнение уголка природы энциклопедиями, дидактическим материалом по данной тематике.

Подборка информации и фотографий для книги.

Мотивация детей на конструктивную деятельность через чтения художественной литературы, рассматривание картин и беседы.

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы; Составление плана работы;

Подбор художественной литературы: стихов, загадок, пословиц, сказок, песен о диких животных;

Подборка энциклопедий: «Красная книга России», «Что, как, почему?» Д.Литвинова, «Моя первая книга о животных» А.Никишин, «Все животные» Е. Ананьева, «Живой мир» Л.Колвин, Э.Спиэр; Энциклопедия животных М.Авдонина; работа с методическим материалом, литературой по данной теме;

сбор фотоматериала, картинок о диких животных. Сбор дидактического материала о животных: картотека «Дикие животные», умные карточки «Животные», дидактическая игра для детей «Большие и маленькие», домино «Дикие животные», «Обитатели леса»;

Знакомство с красной книгой.

Организация консультации с родителями

Методическая литература, интернет, компьютер, телефон

Компьютер, WhatsApp, литература (художественная, методическая), мультфильмы «Смешарики. Красная книга», «Развивающий мультик для детей про животных из Красной книги. Туттимульти», карточки для игры «Опиши животных»;

Лист, ручка для фиксации ответов детей

Компьютер, бумажный носитель, ручка

Отключение электричества/интернета

Непонимание сути вопроса, нежелание детей отвечать

Отключение электричества

Разработана стратегия реализации проекта

Подобран материал к теме «Редкие животные нашего края»

Сформулирован проблемный вопрос

Составлен план основного этапа

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

Утренний круг

Консультация с родителями

Вечерний круг

Игровая деятельность

Сон час

Утренний круг

Круглый стол

НОД «Речевое развитие»

Вечерний круг

ЧХЛ во время подготовки к полднику

НОД

Провести беседу с детьми на тему «Знаете ли вы редких животных нашего края?»

Провести онлайн-консультацию с родителями на тему «Зачем знакомить детей с редкими животными нашего края», ознакомление родителей с проектом.

Провести беседу с детьми на тему «Природа родного края»

Провести дидактическую игру с детьми «Помоги животным подготовиться к зиме», Лото «Дикие животные», Домино «Дикие животные», «Обитатели леса»

Отправить в группу в WhatsApp родителям ссылки на мультфильмы «Смешарики. Красная книга» (https://yandex.ru/video/preview/7275515844986578835), «Развивающий мультик для детей про животных из Красной книги.Туттимульти». (https://yandex.ru/video/preview/16644027012367999194)

Поход в зоопарк

Провести беседу с детьми о мультфильмах, которые они посмотрели дома с родителями

Послушать с детьми музыку «Голоса птиц»; «Голоса животных»

Организовать и провести мастер-класс для родителей на тему «Красная книга своими руками»

Составить рассказ с детьми, с помощью мнемотаблиц «Опиши животное»

Рассматривание картин и иллюстраций: «Дикие животные»

Прочитать детям рассказ «Как звери к зиме готовятся» (В. Бианки)

Провести с детьми игру «Угадай животное» (малой подвижности, вытягивает карточку с животным, показывает животного, остальные дети угадывали, что за животное)

Провести игру с детьми «Узнай по описанию»

Прочитать детям произведение «Аист и его ученики» (Пляцковский М.С.)

Провести беседу с детьми на тему «Почему в лесу нельзя шуметь?»

Провести занятие по лепке на тему «Белочка с орешком» (Художественно-эстетическое развитие)

«В гостях у лесных зверей», (ФЭМП)

Изготовление поделок, рисунков, аппликаций с животными.

 Воспитатель, дети

Воспитатель, родители

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Воспитатель, родители

Родители, дети

Воспитатель, дети

Воспитатель, родители

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Родители, дети

Дети узнали о редких животных нашего края

Родители ознакомлены с проектом

Дети ознакомлены с природой родного края

Проведена игра с детьми «Помоги животным подготовиться к зиме»

Отправлены в группу в Whats App родителям ссылки на мультфильмы «Смешарики. Красная книга», «Развивающий мультик для детей про животных из Красной книги.Туттимульти».

Дети познакомились с обитателями зоопарка

Проведена беседа с детьми о мультфильмах, которые они посмотрели дома с родителями; прослушана музыка «Голоса птиц»; «Голоса животных»

Организован и проведен мастер-класс для родителей на тему «Страницы красной книги»

Составлен рассказ с детьми, с помощью мнемотаблиц «Опиши животное»

Прочитан детям рассказ «Как звери к зиме готовятся» (В. Бианки)

Проведена с детьми игра «Угадай животное» (малой подвижности, вытягивает карточку с животным, показывает животного, остальные дети угадывали, что за животное); проведена игра с детьми «Узнай по описанию»

Детям прочитано произведение «Аист и его ученики» (Пляцковский М.С.)

Проведена беседа с детьми на тему «Почему в лесу нельзя шуметь?»

Проведено занятие по лепке на тему «Белочка с орешком», «В гостях у лесных зверей»

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

Оформление книги «Красная книга Свердловской области»

-Награждение участников, принявших участие в создании красной книги нашего края

выставки

-Презентация проекта на родительском собрании

Цель реализована. 80% родителей, принявших участие в реализации проекта, положительно отозвались о важности проделанной работы в воспитании детей

высокая

Выступление на пед. совете

Приложение 1

Консультация для родителей: «Животный мир нашего края»

Уважаемые родители, Вы поможете своему ребенку стать более любознательным, развитым и успешным, если:

1. Выясните, знает ли ребенок диких животных нашего края. Рассмотрите с ним картинки, изображающие диких животных.

2. Выясните, знает ли ребенок, почему этих животных называют «дикими» (живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами строят себе жилье).

3. Побеседуйте с ребенком о том, как зимуют дикие животные нашего края.

4. Вспомните с ребенком названия детенышей диких животных. Предложите поиграть в игру «Кто у кого?» Взрослый называет любое дикое животное, а ребенок называет детеныша этого животного.

5. Выясните, знает ли ребенок названия жилищ животных. Для уточнения знаний ребенка предложите ребенку поиграть в игру с мячом «Кто где живет?» Вы бросаете ребенку мяч и называете дикое животное; ребенок ловит мяч, называет его жилище и возвращает мяч вам.

6. Предложите ребенку отгадать загадки о диких животных.

7. Предложите ребенку подобрать слова, характеризующие диких животных.

( Например: медведь - бурый, большой, лохматый, неуклюжий, сладкоежка; лиса - рыжая, хитрая, ловкая, плутовка, коварная и т. д)

Приложение 2

Мастер-класс с родителями воспитанников

старшей группы

на тему:

«Красная книга своими руками»

65540_big_1519798567_65540.jpg

Подготовили:

Завялова Г.С.,

Саблина Н.А.

Камышлов, 2022 г.

Мастер-класс «Красная книга своими руками»

(создание книги своими руками)

Аннотация:

В ходе мастер - класса родители познакомятся с процессом изготовления книги. Особое внимание обращено на экологическое воспитание детей. Проблема сохранения всего живого на Земле. К мастер - классу подготовлена электронная презентация.

Цель:

Создание условий для включения родителей в активную деятельность по экологическому воспитанию детей.

Задачи:

Создать благоприятные условия для общения родителей, увлеченных одной общей темой;

Способствовать повышению интереса родителей к теме экологического воспитания детей и созданию рукотворной книги;

Практическое обучение родителей созданию книги своими руками.

         Форма проведения: творческая работа в группе.

Материалы:

Книжно - иллюстративная выставка: «По страницам Красной книги»; презентация для родителей.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор.

Раздаточный материал:

Листы ватмана размером А3, цветная бумага, канцелярские принадлежности (на каждого участника), распечатанные изображения животных и растений, информация о них.

Целевая аудитория: родители воспитанников.

Ход мастер - класса

(До начала мастер - класса родители знакомятся с выставкой: «По страницам Красной книги»)

Теоретическая часть

Воспитатель: Добрый вечер, дорогие родители! Сегодня мы с вами не будем придерживаться строгих правил родительского собрания. Я приглашаю вас на мастер - класс «Красная книга своими руками».  

С годами проблема сохранения нашей планеты становится все более актуальной. Спасение окружающей среды от пагубных воздействий волнует каждого человека, проживающего на Земле, независимо от его возраста и пола. Целенаправленное экологическое воспитание детей должно организовываться взрослыми, начиная с раннего возраста, чтобы с малых лет подрастающему поколению прививались любовь и забота об окружающей среде.

Сегодня мы с вами поговорим об одной из острых экологических проблем - быстром уменьшении численности многих видов животных и растений на Земле. Некоторые виды уже навсегда исчезли с лица нашей планеты, другие находятся на грани исчезновения. Очень часто человек не задумывается о последствиях исчезновения животных и растений, уничтожает их для достижения своих эгоистических целей. Одни срывают растения ради минутного наслаждения их запахом или видом, другие – истребляют животных из-за роскошного меха, бивней или из-за вкуснейшего мяса, третьи - из-за страха перед живыми существами.  При этом в Красную книгу занесены не только хищники, но и птицы, некоторые представители рыб и насекомых.

С каждым годом на нашей планете становится меньше различных представителей флоры и фауны. Чтобы не допустить полного исчезновения всего живого на Земле, люди стали задумываться, как можно не допустить исчезновения ни одной особи животного и растительного мира. Таким образом, они пришли к выводу, что растения и животные требуется охранять.

И наконец-то в 1963 году по решению Международного союза охраны природы и природных ресурсов (МСОП) была впервые издана Красная книга. В 1978 году такая книга появилась и в нашей стране.

Слайд1, 2

Воспитатель: А теперь я предлагаю Вам ознакомиться с презентацией «По страницам Красной книги».

Слайд 3

Воспитатель: как Вы думаете, уважаемые родители, для чего нужна Красная книга и почему был выбран именно этот цвет?

Родители: (ответы родителей).

Слайд 4

Воспитатель: Если мы заглянем в Красную книгу, то увидим, что страницы у Красной книги разноцветные. Как Вы думаете, почему страницы книги окрашены в разные цвета: черный, красный, желтый, белый, серый, зеленый?

Родители: (ответы родителей).

Воспитатель: Страницы Красной книги окрашивают в различные цвета не просто так. По цвету страницы можно узнать, в каком сейчас состоянии находятся те или иные растения, птицы, л животные. На чёрных страницах показаны животные, которые уже полностью исчезли с лица Земли. На красных страницах изображены исчезающие экземпляры, которые редко встречаются в окружающем мире и очень нуждаются в охране. На жёлтых страницах занесены животные и растения, чья численность в наше время сокращается. Еще немного неразумной деятельности человека, направленной на данные живые объекты, и они попадут на красные странички. На белых страницах помещены существа, которые живут на ограниченной территории, но при этом их всегда было немного. На серых страницах занесены малоизученные виды, которые обитают в труднодоступных местах. На зелёных страницах представлены животные и растения, которые были спасены от исчезновения.

Слайды 5-10 (Рассматривание страниц Красной книги)4

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам ознакомиться с некоторыми животными и растениями, которые занесены в Красную книгу.

Слайд 11

Воспитатель: Давайте обсудим причины исчезновения редких животных.

Родители: (обсуждение исчезновения редких животных)

Воспитатель: Причины исчезновения животных:

Загрязнение окружающей среды: например, загрязнение воды, почвы, воздуха бытовыми отходами.

Деятельность людей: имеется в виду строительство, разрушение местообитания живых существ в результате хозяйственной деятельности. Также не забываем и про пожары.

Во все времена люди убивали животных. Если раньше целью была добыча пропитания, то в наше время человек убивает животных ради интереса.

Слайд 12

Воспитатель: Скажите пожалуйста, что нужно сделать, чтобы животные и растения не исчезали?

Родители: (ответы родителей)

Воспитатель: Чтобы уберечь исчезающие виды растений, запомните главные правила:

не убивать животных;

не забирать диких животных к себе домой;

не срывать растения из Красной книги;

не разорять гнёзда;

не ловить насекомых;

не топтать и не пинать грибы.

Практическая часть

Воспитатель: Дорогие мои, родители, с Красной книгой мы познакомились, пришли к тому, что все растения и животные нуждаются в охране и сохранении.

  А сейчас я предлагаю вам заняться практической частью, совместно изготовить Красную книгу. Каждый ребенок мечтает о своей собственной книге, сделанной своими руками. В этом должен помочь им взрослый.  Ну, как же делать книгу своими руками. Давайте учиться вместе.

Для изготовления Красной книги нам понадобится ватман размером А3, изображения животных, растений и насекомых, информация о них. Ножницы, клей, карандаши и фломастеры. Я предлагаю вам разделиться на группы, подготовить информацию, которую нужно использовать для оформления странички Красной книги и начать работать.

Заключительная часть:

Воспитатель: Вот и готовы наши первые странички Красной книги. Я надеюсь, что вы сегодня научились чему-то новому и теперь можете продолжить работу над новыми страничками Красной книги уже совместно со своими детьми. И наша книга будет постепенно пополняться и расти.

Воспитатель: Вот и подошел к концу наш мастер-класс! Спасибо всем за ваше участие. А сейчас приглашаем вас на общее фото.

Приложение 3

Мнемотаблица «Дикие животные»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/09d8/000cdb17-4a0ea555/img10.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: В лесу (животные нашего края) DOC

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...

конспект занятия по формированию лексического строя речи "Дикие животные нашего края"

Конспект занятия по формированию лексического строя речи «Дикие животные нашего края»  в старшей - подготовительной группе Цели занятия:• Закреплять знания о диких животных и их жилища...

Дикие животные нашего края

Конспект занятий по экологическому воспитанию в старшей группе...

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»  Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме  «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...

Макет леса "Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края" 2 младшая группа

Цель: - оформление многофункциональной  предметно – развивающей среды для развития творческого потенциала воспитанников, формирования их знаний, умений и навыков.Задачи: - создать услов...