Разработка занятия по экологии в старшей группе «Путешествие в мир растений с Гриней»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Цель занятия: формирование представлений об особенностях строения различных форм растений;
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей об общих и отличительных особенностях строения растений;
- закрепить знания детей о различных формах растений (дерево, куст, травянистое растение);
познакомить детей с многообразием представителей мира растений;
Развивающие:
- развиваем логическое мышление- умение сравнивать объекты;
- развиваем связную речь - умение давать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос;
Воспитывающие:
- продолжаем воспитывать у детей навыки соблюдения правил поведения в природе;
- воспитываем бережное отношение к растениям;
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное развитие", " Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие";
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка занятия по экологии в старшей группе | 26.78 КБ |
«Путешествие в мир растений с Гриней» | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 57»
Разработка занятия по экологии в старшей группе
«Путешествие в мир растений с Гриней»
Цель занятия: формирование представлений об особенностях строения различных форм растений;
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей об общих и отличительных особенностях строения растений;
- закрепить знания детей о различных формах растений (дерево, куст, травянистое растение);
познакомить детей с многообразием представителей мира растений;
Развивающие:
- развиваем логическое мышление- умение сравнивать объекты;
- развиваем связную речь - умение давать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос;
Воспитывающие:
- продолжаем воспитывать у детей навыки соблюдения правил поведения в природе;
- воспитываем бережное отношение к растениям;
Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное развитие", " Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие";
Материалы и оборудование:
Для педагога:
- презентация и мультимедийное оборудование;
- игрушка Гриня;
Для детей:
- кружочки красного и зеленого цвета;
- раздаточные карточки - модели по теме - " Формы растений";
Предварительная работа:
- Беседы по экологии
- Чтение экологических сказок
- Просмотр фильмов о загрязнении окружающей среды
- Рисование запрещающих экологических знаков
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть. Дидактическое упражнение " Что лишнее?"
Слайд 2. Дорогие ребята, сегодня к нам в гости снова прилетел добрый друг Гриня, с которым мы уже давно знакомы. Ведь он наш главный помощник в получении знаний об окружающем мире, растениях. Грине очень понравились наши предыдущие занятия, на которых мы с вами изучали комнатные растения, экспериментировали с песком и глиной, смотрели фильмы о загрязнении окружающей среды. Вот и сегодня Гриня предлагает отправиться в путешествие в мир растений: познакомиться с ними, изучить как они растут, какими бывают и какую пользу приносят.
Слайд 3. Дети сидят на ковре. Гриня увидел в группе игру "Что лишнее?" и просит научить
его играть в неё. Воспитатель предлагает детям показать Грине, как нужно рассуждать в этой
игре, чтобы дать правильный ответ.
- Сосна, ворон, береза, одуванчик;
- Заяц, елка, подснежник, дуб;
- Колокольчик, пчела, рябина, роза;
Гриня отвечает на вопросы задания, намеренно путаясь, дети исправляют его ошибки.
Воспитатель обобщает ошибки Гриня, сообщает ему о том, что он дает неправильные
ответы, потому что пока что мало знает о растениях. Предлагает детям помочь Грине и
рассказать ему все, что они знают о растениях.
2. Основная часть. "Путешествие в мир растений"
1) Беседа с детьми на тему " Что вы знаете о растениях"
Слайд 4. Воспитатель предлагает детям побеседовать вместе с Гриней о том, кто такие растения, как они живут, почему человек не может прожить без растений. Вопросы к беседе:
- Как вы думаете, почему растения так называются - растения?
- Какие вы знаете растения?
- Как появляются новые растения?
- Почему растениям нужна вода?
- Почему человек так часто сажает растения?
- Почему дерево не падает?
- Что у всех растений общего?
- Где растут растения?
- Могут ли растения расти без солнца?
В ходе беседы воспитатель побуждает использовать в речи сложные предложения, добиваясь
полного ответа на вопрос. Воспитатель предлагает детям отправиться в виртуальное
путешествие в мир растений, которое поможет найти ответы на интересующие Гриню
вопросы. Предлагает занять места в "зрительном зале"
2) Работа со слайдами презентации " Путешествие в мир растений"
Дети садятся на стульчики перед экраном. Воспитатель сообщает им , что прежде, чем
отправиться в путешествие, необходимо вспомнить правила поведения в природе.
Слайд №5 - "Правила поведения в природе"
Воспитатель вместе с детьми вспоминают эти правила:
- нельзя разводить костер в лесу:
- нельзя ловить и приносить домой насекомых;
- нельзя топтать грибы;
- нельзя рвать цветы;
- нельзя рубить деревья в лесу;
- нельзя мусорить в природе;
Воспитатель просит Гриню и детей запомнить эти правила и не нарушать их и предлагает
отправится в путешествие.
Слайд №6. Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот и наша первая встреча. Вы узнали это
растение? (ответы детей). А берёза — это какое по форме растение? (если дети затрудняются
ответить на этот вопрос, воспитатель задает наводящие вопросы). Приходят к выводу, что
это дерево. Гриня приводит еще примеры деревьев: ель, яблоня, тополь.
Слайд № 7 - «Угадай, что где растет».
На слайде изображены различные деревья. Гриня спрашивает детей, где какое дерево можно
встретить, а затем предлагает снова сыграть в игру "Что лишнее?"
Слайд № 8 - Д/у "Что лишнее?" Дети вместе с Гриней определяют, что лишней является
картинка с одуванчиком, так это растение не является деревом. Воспитатель предлагает отправиться дальше.
Слайд № 9 - "Кустарники", на котором изображен куст малины
Воспитатель: Вот еще одно растение встречает нас. Вы его узнали? (малина) Скажите,
ребята, как вы думаете, малина — это тоже дерево? Ответы детей.
Слайд 10 – Воспитатель: Гриня, а ты как думаешь? Давайте разберемся и познакомимся еще с
несколькими растениями, которые растут в саду. Как вы думаете, что их объединяет и как
они называются? Гриня ты знаешь? Ответ: кустарники. Дети в ходе сравнения и обсуждения
вместе с Гриней делают вывод: у деревьев ствол - один, а у кустарников - много!
Слайд № 11 – «Что в корзинку мы берем».
У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других –
картинки в виде корзинок.
Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой
изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети
– корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок
должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает
тот, кто выполнил это условие.
Слайд №12 - Д/у "Что лишнее?" Гриня вместе с ребятами определяют, что
лишней картинкой является картинка с оранжевой стрелкой - ромашка. Гриня высказывает
сомнение, что никак не может понять, что же это за растения - ромашка, одуванчик.... И не
дерево, и не куст!? Воспитатель обещает помочь разобраться во всем, если они отправятся
дальше.
Слайд №13 - Поляна с клевером. Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какая красивая
полянка! Но, прежде чем мы отправимся дальше, давайте вспомним правила поведения в
природе и немного поиграем с Гриней. Возьмите кружочки красного и зеленого цвета, что
лежат у вас на столе и вставайте друг за другом.
3) Подвижная игра "Стоп! Не навреди!"
Правила игры: Дети и Гриня начинают движение по воображаемому лесу. По сигналу
воспитателя - "Стоп!", останавливаются и оценивают предлагаемую воспитателем ситуацию.
Если ситуация не вредит природе, показывают зеленый кружочек и продолжают движение.
Если ситуация наносит вред природе, показывают красный кружочек, останавливаются и
находят правильное решение.
Ситуаци:
- перед нами тропинка в лесу, можем ли мы идти по ней;
- перед нами целая поляна колокольчиков, можем ли мы идти прямо по ней;
- перед нами надломленная ветка дерева, можем ли мы пройти мимо;
- перед нами поваленное дерево, можем ли мы присесть отдохнуть;
- перед нами горит костер под деревом, как мы должны поступить;
- нам встретилась девочка с большим букетом ландышей, можем ли мы идти дальше;
По окончании игры воспитатель хвалит детей, предлагает вернуться в " зрительный "зал и
продолжить виртуальное путешествие
Слайд №14 - на котором изображена поляна с васильками. Гриня: Ну вот! Теперь уже понятно,
это и не дерево, и не куст! Воспитатель: А что же это? Гриня: Это травянистые растения! Мы
с моими друзьями агрономиками уже знаем, как они называются, какие бывают, где растут и
какую пользу приносят. Ребята, у этих растений тоже есть корень, листья, цветы и ствол,
только ствол не похож на те, которые были у дерева и у кустарника. Он очень тоненький,
похожий на травинку. У этих растений ствол называется стебель, а растения с такими
стебельками называются - травянистыми растениями. На данной картинке – васильки!
Воспитатель: спасибо, Гриня!
Слайд №15 «Что было бы, если из леса исчезли…»
Ход игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:
- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали
ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?
Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и
животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.
Слайд №16 - Д/у "Что лишнее?" , на котором представлены картинки - роза, колокольчик,
клевер, васильки. Картинки в рамках разных цветов. Гриня дает правильный ответ: лишнее –
растение под в рамке красного цвета - роза. Воспитатель просит детей оценить ответ Грини
и еще раз обосновать его выбор.
Воспитатель подводит итог: растения бывают разные.
1. Есть деревья, кустарники, травянистые растения.
2. У всех растений есть корень, ствол или стебель, ветки, листья, цветы.
Воспитатель: Ребята, чтобы вам было легче запомнить, какие по форме бывают растения, я
придумала для вас карточки - "напоминалки". Они лежат у вас на столе. Карточки такие же,
как у меня на экране. Воспитатель: Возьмите карточки, и покажите, какая карточка будет
изображать дерево, какая - кустарник, какая - травянистое растение?
4) Дидактическое упражнение "Дерево, куст, травянистое растение".
Слайд 17. Дети стоят свободно в группе. Воспитатель называет разные растения, дети должны
определить форму растения и показать соответствующую карточку. Например: береза,
василёк, одуванчик, шиповник, тополь, колокольчик, сосна и т.д. Воспитатель: Мы
познакомились с разными растениями и определили, что есть у них общего, а чем они
отличаются.
3. Заключительная часть. Д/у "Исправь ошибки Грини"
Слайд 18. Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки Грини, которые он нарисовал
на занятиях с агрономиками, определяют ошибки: не нарисован корень, не нарисован ствол,
листья и т.д. В конце занятия воспитатель спрашивает Гриню понравилось ли ему на занятии.
Хвалит детей и их работы. Показывает последний слайд 19 презентации, на котором лес и
растения просят детей – не обижать их!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект интегрированного занятия по экологии в старней группе Путешествие растений
интегрированное занятие по экологии в старшей группе на тему "Путешествие растений" с применением новых педагогических приемов: театрализация, моделирование, экспериментальная работа, коллекционирован...
Открытое занятие по экологии в старшей группе "Путешествие в страну лекарственных растений"
Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, умение находить ударный гласный звук, умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), монологическую речь; развиват...
Конспект открытого интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Путешествие в лес"
На занятии ребята показывают свои знания по всем областям, повторяют правила поведения на природе, рассказывают о хороших и плохих поступках. Очень переживают за погибшее дерево и коллективно решают, ...
Открытое интегрированное занятие по экологии в старшей группе «Путешествие в лес»
Открытое интегрированное занятие по экологии в старшей группе «Путешествие в лес» Цель: Воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её.Преодолевать потребительско...
Занятие по экологии в старшей группе на тему: «Путешествие в страну комнатных растений»
Цель:Закрепить знания детей о растениях и их строении; о названии комнатных растений, продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различия и сходства между ними.Уточнить представление о том, ...
Разработка занятия по экологии в старшей группе-презентация
Разработка занятия по экологии в старшей группе-презентацияНАРИНЕ ХАЧИНЯНРазработка занятия по экологии в старшей группе-презентацияНа сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с ...
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Путешествие капельки»
Конспект занятия по экологии в старшей группе «Путешествие капельки»...