Разработка занятия по экологии в старшей группе «Путешествие в мир растений с Гриней»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Ширяева Дарья Николаевна

Цель занятия: формирование представлений об особенностях строения различных форм растений;
Задачи:
Образовательные:

  • систематизировать знания детей об общих и отличительных особенностях строения растений;
  • закрепить знания детей о различных формах растений (дерево, куст, травянистое растение);
    познакомить детей с многообразием представителей мира растений;

Развивающие:

  • развиваем логическое мышление- умение сравнивать объекты;
  • развиваем связную речь - умение давать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос;

Воспитывающие:

  • продолжаем воспитывать у детей навыки соблюдения правил поведения в природе;
  • воспитываем бережное отношение к растениям;

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное развитие", " Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие";

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»

Разработка занятия по экологии в старшей группе

«Путешествие в мир растений с Гриней»

Цель занятия: формирование представлений об особенностях строения различных форм растений;
Задачи:
Образовательные:

  • систематизировать знания детей об общих и отличительных особенностях строения растений;
  • закрепить знания детей о различных формах растений (дерево, куст, травянистое растение);
    познакомить детей с многообразием представителей мира растений;

Развивающие:

  • развиваем логическое мышление- умение сравнивать объекты;
  • развиваем связную речь - умение давать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос;

Воспитывающие:

  • продолжаем воспитывать у детей навыки соблюдения правил поведения в природе;
  • воспитываем бережное отношение к растениям;

Интеграция образовательных областей: "Познавательное развитие", "Социально - коммуникативное развитие", " Речевое развитие", "Художественно - эстетическое развитие";

Материалы и оборудование:

Для педагога:

- презентация и мультимедийное оборудование;

- игрушка Гриня;

Для детей:

- кружочки красного и зеленого цвета;

- раздаточные карточки - модели по теме - " Формы растений";

Предварительная работа:

  • Беседы по экологии
  • Чтение экологических сказок
  • Просмотр фильмов о загрязнении окружающей среды
  • Рисование запрещающих экологических знаков

ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Вводная часть. Дидактическое упражнение " Что лишнее?"
Слайд 2. Дорогие ребята, сегодня к нам в гости снова прилетел добрый друг Гриня, с которым мы уже давно знакомы. Ведь он наш главный помощник в получении знаний об окружающем мире, растениях. Грине очень понравились наши предыдущие занятия, на которых мы с вами изучали комнатные растения, экспериментировали с песком и глиной, смотрели фильмы о загрязнении окружающей среды. Вот и сегодня Гриня предлагает отправиться в путешествие в мир растений: познакомиться с ними, изучить как они растут, какими бывают и какую пользу приносят.

Слайд 3. Дети сидят на ковре. Гриня увидел в группе игру "Что лишнее?" и просит научить

его играть в неё. Воспитатель предлагает детям показать Грине, как нужно рассуждать в этой

игре, чтобы дать правильный ответ.

- Сосна, ворон, береза, одуванчик;

- Заяц, елка, подснежник, дуб;

- Колокольчик, пчела, рябина, роза;

Гриня отвечает на вопросы задания, намеренно путаясь, дети исправляют его ошибки.

Воспитатель обобщает ошибки Гриня, сообщает ему о том, что он дает неправильные

ответы, потому что пока что мало знает о растениях. Предлагает детям помочь Грине и

рассказать ему все, что они знают о растениях.

2. Основная часть. "Путешествие в мир растений"

1) Беседа с детьми на тему " Что вы знаете о растениях"

Слайд 4. Воспитатель предлагает детям побеседовать вместе с Гриней о том, кто такие растения, как они живут, почему человек не может прожить без растений. Вопросы к беседе:

- Как вы думаете, почему растения так называются - растения?

- Какие вы знаете растения?

- Как появляются новые растения?

- Почему растениям нужна вода?

- Почему человек так часто сажает растения?

- Почему дерево не падает?

- Что у всех растений общего?

- Где растут растения?

- Могут ли растения расти без солнца?

В ходе беседы воспитатель побуждает использовать в речи сложные предложения, добиваясь

полного ответа на вопрос. Воспитатель предлагает детям отправиться в виртуальное

путешествие в мир растений, которое поможет найти ответы на интересующие Гриню

вопросы. Предлагает занять места в "зрительном зале"

2) Работа со слайдами презентации " Путешествие в мир растений"

Дети садятся на стульчики перед экраном. Воспитатель сообщает им , что прежде, чем

отправиться в путешествие, необходимо вспомнить правила поведения в природе.

Слайд №5 - "Правила поведения в природе"

Воспитатель вместе с детьми вспоминают эти правила:

- нельзя разводить костер в лесу:

- нельзя ловить и приносить домой насекомых;

- нельзя топтать грибы;

- нельзя рвать цветы;

- нельзя рубить деревья в лесу;

- нельзя мусорить в природе;

Воспитатель просит Гриню и детей запомнить эти правила и не нарушать их и предлагает

отправится в путешествие.

Слайд №6. Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот и наша первая встреча. Вы узнали это

растение? (ответы детей). А берёза — это какое по форме растение? (если дети затрудняются

ответить на этот вопрос, воспитатель задает наводящие вопросы). Приходят к выводу, что

это дерево. Гриня приводит еще примеры деревьев: ель, яблоня, тополь.

Слайд № 7 - «Угадай, что где растет».

На слайде изображены различные деревья. Гриня спрашивает детей, где какое дерево можно

встретить, а затем предлагает снова сыграть в игру "Что лишнее?"

Слайд № 8 - Д/у "Что лишнее?" Дети вместе с Гриней определяют, что лишней является

картинка с одуванчиком, так это растение не является деревом. Воспитатель предлагает отправиться дальше.

Слайд № 9 - "Кустарники", на котором изображен куст малины

Воспитатель: Вот еще одно растение встречает нас. Вы его узнали? (малина) Скажите,

ребята, как вы думаете, малина — это тоже дерево? Ответы детей.

Слайд 10 – Воспитатель: Гриня, а ты как думаешь? Давайте разберемся и познакомимся еще с

несколькими растениями, которые растут в саду. Как вы думаете, что их объединяет и как

они называются? Гриня ты знаешь? Ответ: кустарники. Дети в ходе сравнения и обсуждения

вместе с Гриней делают вывод: у деревьев ствол - один, а у кустарников - много!

Слайд № 11 – «Что в корзинку мы берем».

У одних детей - картинки, изображающие разные дары природы. У других –

картинки в виде корзинок.

Дети – плоды под веселую музыку расходятся по комнате, движениями и мимикой

изображают неповоротливый арбуз, нежную землянику, прячущийся в траве гриб и т.д. Дети

– корзинки должны в обе руки набрать плодов. Необходимое условие: каждый ребенок

должен принести плоды, которые растут в одном месте (овощи с огорода и т.д.). Выигрывает

тот, кто выполнил это условие.

Слайд №12 - Д/у "Что лишнее?" Гриня вместе с ребятами определяют, что

лишней картинкой является картинка с оранжевой стрелкой - ромашка. Гриня высказывает

сомнение, что никак не может понять, что же это за растения - ромашка, одуванчик.... И не

дерево, и не куст!? Воспитатель обещает помочь разобраться во всем, если они отправятся

дальше.

Слайд №13 - Поляна с клевером. Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какая красивая

полянка! Но, прежде чем мы отправимся дальше, давайте вспомним правила поведения в

природе и немного поиграем с Гриней. Возьмите кружочки красного и зеленого цвета, что

лежат у вас на столе и вставайте друг за другом.

3) Подвижная игра "Стоп! Не навреди!"

Правила игры: Дети и Гриня начинают движение по воображаемому лесу. По сигналу

воспитателя - "Стоп!", останавливаются и оценивают предлагаемую воспитателем ситуацию.

Если ситуация не вредит природе, показывают зеленый кружочек и продолжают движение.

Если ситуация наносит вред природе, показывают красный кружочек, останавливаются и

находят правильное решение.

Ситуаци:

- перед нами тропинка в лесу, можем ли мы идти по ней;

- перед нами целая поляна колокольчиков, можем ли мы идти прямо по ней;

- перед нами надломленная ветка дерева, можем ли мы пройти мимо;

- перед нами поваленное дерево, можем ли мы присесть отдохнуть;

- перед нами горит костер под деревом, как мы должны поступить;

- нам встретилась девочка с большим букетом ландышей, можем ли мы идти дальше;

По окончании игры воспитатель хвалит детей, предлагает вернуться в " зрительный "зал и

продолжить виртуальное путешествие

Слайд №14 - на котором изображена поляна с васильками. Гриня: Ну вот! Теперь уже понятно,

это и не дерево, и не куст! Воспитатель: А что же это? Гриня: Это травянистые растения! Мы

с моими друзьями агрономиками уже знаем, как они называются, какие бывают, где растут и

какую пользу приносят. Ребята, у этих растений тоже есть корень, листья, цветы и ствол,

только ствол не похож на те, которые были у дерева и у кустарника. Он очень тоненький,

похожий на травинку. У этих растений ствол называется стебель, а растения с такими

стебельками называются - травянистыми растениями. На данной картинке – васильки!

Воспитатель: спасибо, Гриня!

Слайд №15 «Что было бы, если из леса исчезли…»

Ход  игры: воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали

ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и

животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Слайд №16 - Д/у "Что лишнее?" , на котором представлены картинки - роза, колокольчик,

клевер, васильки. Картинки в рамках разных цветов. Гриня дает правильный ответ: лишнее –

растение под в рамке красного цвета - роза. Воспитатель просит детей оценить ответ Грини

и еще раз обосновать его выбор.

Воспитатель подводит итог: растения бывают разные.

1. Есть деревья, кустарники, травянистые растения.

2. У всех растений есть корень, ствол или стебель, ветки, листья, цветы.

Воспитатель: Ребята, чтобы вам было легче запомнить, какие по форме бывают растения, я

придумала для вас карточки - "напоминалки". Они лежат у вас на столе. Карточки такие же,

как у меня на экране. Воспитатель: Возьмите карточки, и покажите, какая карточка будет

изображать дерево, какая - кустарник, какая - травянистое растение?

4) Дидактическое упражнение "Дерево, куст, травянистое растение".

Слайд 17. Дети стоят свободно в группе. Воспитатель называет разные растения, дети должны

определить форму растения и показать соответствующую карточку. Например: береза,

василёк, одуванчик, шиповник, тополь, колокольчик, сосна и т.д. Воспитатель: Мы

познакомились с разными растениями и определили, что есть у них общего, а чем они

отличаются.

3. Заключительная часть. Д/у "Исправь ошибки Грини"

Слайд 18. Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки Грини, которые он нарисовал

на занятиях с агрономиками, определяют ошибки: не нарисован корень, не нарисован ствол,

листья и т.д. В конце занятия воспитатель спрашивает Гриню понравилось ли ему на занятии.

Хвалит детей и их работы. Показывает последний слайд 19 презентации, на котором лес и

растения просят детей – не обижать их!


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект интегрированного занятия по экологии в старней группе Путешествие растений

интегрированное занятие по экологии в старшей группе на тему "Путешествие растений" с применением новых педагогических приемов: театрализация, моделирование, экспериментальная работа, коллекционирован...

Открытое занятие по экологии в старшей группе "Путешествие в страну лекарственных растений"

Развивать логическое мышление, умение отгадывать загадки, умение находить ударный гласный звук, умение определять место заданного звука в слове (начало, середина, конец), монологическую речь; развиват...

Конспект открытого интегрированного занятия по экологии в старшей группе "Путешествие в лес"

На занятии ребята показывают свои знания по всем областям, повторяют правила поведения на природе, рассказывают о хороших и плохих поступках. Очень переживают за погибшее дерево и коллективно решают, ...

Открытое интегрированное занятие по экологии в старшей группе «Путешествие в лес»

Открытое интегрированное занятие по экологии в старшей  группе «Путешествие в лес» Цель: Воспитывать любовь к природе, стремление беречь и охранять её.Преодолевать потребительско...

Занятие по экологии в старшей группе на тему: «Путешествие в страну комнатных растений»

Цель:Закрепить знания детей о растениях и их строении; о названии комнатных растений, продолжать обучать детей описывать растения, отмечая различия и сходства между ними.Уточнить представление о том, ...

Разработка занятия по экологии в старшей группе-презентация

Разработка занятия по экологии в старшей группе-презентацияНАРИНЕ ХАЧИНЯНРазработка занятия по экологии в старшей группе-презентацияНа сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с ...

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Путешествие капельки»

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Путешествие капельки»...