Конспект НОД по теме: «Зелёная аптека открыта»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шарипова Виктория Павловна

Конспект НОД по теме: «Зелёная аптека открыта»

Цель: Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу. Рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе (крапива, одуванчик, подорожник, мята и др.), их ценности для здоровья, правил пользования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_ekologii.docx23.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по теме: «Зелёная аптека открыта»

Цель: Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях. Формировать умение и желание активно беречь и защищать природу. Рассказать о многообразии трав произрастающих в нашем районе (крапива, одуванчик, подорожник, мята и др.), их ценности для здоровья, правил пользования.

Задачи:

Образовательные: Закрепить с детьми знания о лекарственных растениях, об их целебных свойствах. упражнять детей узнавать лекарственное растение по запаху, закреплять знания о лекарственных растениях.

Развивающие: Развивать мышление, умение делать выводы, обогащать словарный запас путем выделения слов.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать ответы детей, дополнять их. Воспитывать любовь к природе.

Речевые: пополнение словаря: настой, отвар, лекарственные растения Формировать у детей умение правильно называть лекарственные растения.

Оборудование: Игрушка Божьей коровки; стол с лекарственными растениями; засушенные лекарственные растения, зашитые в холщовые мешочки (мята, шалфей, душица). Лекарственные растения (подорожник, мята, ромашка, крапива, одуванчик): карточки с изображением лекарственных растений.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Приоритетная образовательная область: Познавательное развитие.

Предварительная работа: Беседы, рассматривание и разучивание стихов о лекарственных растениях.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня утром я встретила Божью коровку и она сказала мне замечательную новость, хотите знать какую?

Дети: Конечно хотим.

Воспитатель: Она приглашает нас в гости чтобы познакомить с лекарственными растениями. Вы знаете, что это такое? Пойдёмте скорее, сейчас Божья коровка нам всё расскажет. Она нас уже ждёт.

Дети проходят на веранду, где стоят три стола с иллюстрациями растений и игрушка Божьей коровки.

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с Божьей коровкой, она очень рада нас снова видеть.

Дети: (здороваются)

Воспитатель: Дети, расскажите Божьей коровке, чем и как вас лечат, когда вы заболеваете?

Дети: Таблетками, микстурами,

Воспитатель: Божья корка хочет вас познакомить с разными лекарственными растениями. Вы знаете, почему растения называются лекарственными?

Дети: Потому что ими можно лечиться.

Воспитатель: Правильно! Лечение растениями зародилось в глубокой древности. Для того чтобы заниматься этим весьма непростым делом, нужно знать, как выглядят лекарственные растения. Как найти в природе нужное растение? Где его искать: в лесу, в поле, на болоте? Нужно знать, как и когда растения надо собирать, чтобы оно не потеряло своих лекарственных свойств, как правильно хранить собранные растения. У одних растений ценные вещества находятся в листьях — значит, что нужно собирать?

Дети: Нужно собирать листья;

Воспитатель: У других — в корнях, что нужно собирать?

Дети: Коренья

Воспитатель: У некоторых — в цветках и плодах. И собирать мы будем что?

Дети: Цветы и ягоды.

Воспитатель: Особую помощь оказывают лекарственные растения в походе, на прогулке, вдали от дома, когда нет таблеток, нельзя сделать уколы.

И сегодня, на нашем занятии «Зеленая аптека открыта», Божья коровка  познакомит  нас с некоторыми лекарственными растениями, научит находить их в природе, расскажет об их использовании человеком.

Дети подходят к столу, где стоит картинка «Луг»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что изображено на этой картинке?

Дети: На картинке изображён луг.

Воспитатель: Правильно, и растения на столе Божья коровка положила те, что растут на лугу, значит, как они называются?

Дети: Луговые.

Воспитатель: Молодцы! А теперь давайте познакомимся с лекарственными растениями, которые растут на лугу.

Воспитатель показывает детям растение – Подорожник

Воспитатель: Ребята, посмотрите на это растение, кто знает, как оно называется?

Дети: Это растение называется подорожник. Кто расскажет стихотворение про него?

1 ребёнок:

По обочинам дорожки,

У реки, на берегу,

Распластался подорожник

На тропинках, на лугу.

Корешок короткий, прочный.

И к нему со всех сторон

Прилепились, как шнурочки,

Тонких  «Нитей»  батальон.

Сердцевидные листочки,

Шиты строчкой сверху вниз,

У корней растут пучочком-

Вкруг стебля все собрались.

2 ребёнок:

Стебелёк упругий, жёсткий,

Держит плотный колосок.

И невзрачный и неброский-

Подорожника цветок,

Но лечить бронхиты можно,

В ранке – кровь остановить:

Лист помыть и осторожно

К свежей ранке приложить.

Ты найдёшь его повсюду:

В поле, парке и в саду.

Из него готовят блюда.

Отведёт он и беду.

Это чудное лекарство.

И всегда он под рукой.

А здоровье –  вот богатство.

Береги его, друг мой!

Воспитатель: Почему его так назвали?

Дети: Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил свое название.

Воспитатель: У подорожника плотные, жесткие листья, а корень сильный, ветвистый, уходит глубоко в землю. Как распространяется подорожник?

Дети: (отвечают свои варианты)

Воспитатель: Семена подорожника опадают на влажную землю и разбухают. Потом они легко прилипают к обуви, колесам машин и разносятся по округе.

Подорожник незаменим в походе. Его прикладывают при ссадинах, укусах насекомых, ожогах. Настой листьев подорожника применяют как отхаркивающее средство при бронхите, пневмонии, коклюше, астме.

Отваром полощут полость рта при воспалении десен, зубной боли.

Воспитатель показывает Ромашку

Воспитатель: Ребята, посмотрите на это растение, кто его узнал?

Дети: Это ромашка.

Воспитатель: Правильно! При многих заболеваниях хорошо помогает ромашка. Расскажите стихотворение про ромашку

Ребёнок:

Меня желтоглазым цветком называют,

Сорвали цветок — лепестками гадают,

А чтобы счастливым поистине стать,

Не стоит, поверьте, ромашки срывать.

Воспитатель: Ребята, Божья коровка говорит, что Родина ромашки — Америка.

Чай из ромашки с медом и сахаром дают пить детям. Выпейте отвар ромашки на ночь — сон будет крепким и спокойным. Применяют ее от простуды и кашля.

Воспитатель: А сейчас, отгадайте загадку

Шел я лугом по тропинке,

Видел солнце на травинке.

Но совсем не горячи

Солнца белые лучи.    (Крапива)

Воспитатель показывает детям крапиву

Воспитатель: А вы знаете почему крапиву назвали крапивой? Название крапивы связано с главными признаками крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины. Как ее называют в народе? Почему?

Дети: Ее называют «жгучка», потому что жжется.

Воспитатель: А, почему крапива жжется?

Дети: (отвечают свои варианты)

Воспитатель: Листья и стебли крапивы покрыты множеством жгучих волосков. Если посмотреть лист крапивы под лупой, то увидим очень маленькие волоски. Каждый волосок, полон едкой жидкостью. Когда мы касаемся листка, волосок прокалывает кожу. Верхняя часть волоска отламывается и в рану попадает едкая жидкость.

Ещё крапиву назвали двудомной, потому, что у нее два дома. Первый дом там, где на одних кустах созревает пыльца. Ветер переносит пыльцу на другой куст, где есть небольшие цветочки. Это второй дом крапивы. И здесь созревают семена крапивы.

Кто расскажет стихотворение про крапиву?

1 ребёнок:

Ей спасибо за здоровье

Все в народе говорят.

Нам вообразить порою

Трудно, сколько в ней добра!

Ну, а в недалёком прошлом

Волокном своим она

Службу в технике несла.

Сколько всяких дел хороших!

Пряжа, ткани и верёвки,

И шпагат, да и канат,

Снасти рыбакам, прелёгкие,. -

Вот изделий скромный ряд.

2 ребёнок:

О целебных свойствах листьев…

Двести лет тому назад

В Травнике, в том, в рукописном,

О крапиве говорят.

Любит очень нас крапива,

Дарит столько нам добра!

Мы б её сильней любили,

Воспитатель: Крапива как лекарственное растение известно очень давно. Одна крапива заменяет семерых врачей — гласит народная мудрость. Ее используют как кровоостанавливающее средство, настой из цветов применяют при заболеваниях кожи, употребляют как ранозаживляющее средство, на стой из листьев крапивы используют для полоскания горла при ангинах, а также для укрепления корней волос. Свойство крапивы «кусаться» издавна используют в медицине как отвлекающее средство при ревматизме и ломоте суставов. Стебель и листья крапивы усажены жгучими волокнами, острые концы которых очень хрупкие. Несмотря на жгучесть, листья крапивы съедобны после кулинарной обработки, годятся для щей и салатов.

Воспитатель: Вот еще про одно лекарственное растение Божья коровка приготовила вам загадку, слушайте внимательно.

Коль в ночи опять не спится,

Не сомкнуть никак ресницы

Простынь ерзаньем измята

Выпьем чай из листьев…. (мяты)

Воспитатель показывает мяту

Воспитатель: Правильно, это мята. Какое полезное вещество есть в мяте?

Дети: В мяте содержится ментол. Он успокаивает и уменьшает боль.

Воспитатель: Правильно, ребята. Ещё ментол помогает в лечении сердца, насморка, ангины.  В мяте есть фитонциды. Они убивают микробов.

Отваром мяты полощут рот, ее добавляют в зубную пасту, так как она придает свежеть дыханию и уничтожает бактерии.  Она помогает при простуде, головной боли, бессоннице. Если человека укачивает в машине или на корабле, то надо подышать ароматом масла мяты и все пройдет. Если на тряпочку капнуть несколько капель мятного масла, то комары не будут подлетать - они боятся запаха мяты. А давайте спросим у Божьей коровки, кто еще и для чего использует мяту?

- Мяту используют кулинары (повара). Свежие листья добавляют в салаты, супы, рыбные и мясные блюда. Используют мяту для приготовления напитков и сладостей. Ее добавляют в конфеты и жвачку.

Воспитатель: Следующая загадка будет такая.

Горел в траве росистой

Фонарик золотистый

Потом померк, потух

И превратился в пух      (одуванчик)

Воспитатель показывает одуванчик

Воспитатель: Какие же болезни лечит одуванчик?

Дети: (отвечают свои варианты)

Воспитатель: Одуванчик применяют   для улучшения   аппетита. Его молодые листья используют в качестве салата. Если сломать стебелёк одуванчика, то на месте разрыва всегда   появляются   млечный сок. Млечным соком смазывают мозоли, и бородавки. Из   него варят   варенье. Лекарства из одуванчика используют от бессоницы, от зубной боли  и  глазных  болезней.

Воспитатель: Дети, кто расскажет нам стихотворение об одуванчике.

Ребёнок:

Округлился одуванчик,

Одуванчик распушился!

Был зеленый сарафанчик

За ночь в шубку перешился!

Очень жарко летом в шубке,

Ветерок помог цветочку:

Налетел, оставив в юбке –

Будет зябко только ночкой.

Физкультминутка: «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик!         (приседают, потом медленно встают)

Стебель тоненький, как пальчик       (поднимают руки вверх)

Если ветер быстрый, быстрый -     (разбегаются в разные стороны)

На полянку налетит

Всё вокруг зашелестит      (говорят –ш-ш-ш-)

Одуванчика тычинки,

Разлетятся хороводом       (берутся за руки и идут по кругу)

И сольются с небосводом.

Воспитатель: Ребята, а сейчас Божья коровка приглашает вас подойти ко второму столу.

Дети подходят к столу с картинкой «Лес»

Воспитатель: Ребята, скажите, почему на этом столе стоит картинка «Лес»

Дети: Потому что здесь находятся лесные лекарственные растения.

Воспитатель: Правильно, А вот какие это растения, мы сейчас узнаем.

На зеленом шнурочке

Белые звоночки.

Белые горошки на зеленой ножке.  (ландыш)

Дети: Это ландыш

Воспитатель показывает ландыш

Воспитатель: Ландыш - самый ароматный и самый изящный цветок. Из семян ландыша делают капли, которые успокаивают сильное сердцебиение, а также добавляют в одеколон и мыло.

Ребёнок:

Родился ландыш в майский день

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень, и весь он зазвенит.

И этот звон услышит луг,

И птицы, и цветы.

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты.

Воспитатель: Ну а теперь поговорим о ягодах.

Красненька Матрешка, беленько сердечко. Что это?

Дети: Малина

Воспитатель показывает малину

Воспитатель: Малина растет в лесу. Любят ее насекомые, звери и птицы, малину заваривают в чай при простуде. Расскажите мне, что вы знаете о малине.

Ребёнок:

Малина нынче уродилась

Не где-нибудь – у нас в саду!

И нам с сестрёнкой приходилось

Забыть про всякую еду.

Мы рвали ягодки, смотрели,

Как бы не съесть нам червяка.

Но червяков, на самом деле,

У нас в малине нет пока.

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с Божьей коровкой познакомим вас с мать-и-мачехой.

Воспитатель показывает мать-и-мачеху

Воспитатель: Это яркий желтый цветок на мохнатом стебельке. Появляется он весной вместе с подснежниками. Он так торопится, что не успевает выпустить листья.

Люди варят из этих цветов отвары и лечатся от кашля. Понюхав его, вы почувствуете запах мела. Поэтому пчелы, бабочки спешат к ним напиться сладкого нектара. Листья заваривают кипятком и пьют отвар при кашле.

Кто знает стихотворение про мать-и-мачеху?

Ребёнок:

Мать-и-мачехи цветки
Словно солнца огоньки.
На пригорочке растут,
Прям из снега — и цветут!

Воспитатель: Ну и последнее лекарственное растение, о котором поговорим, — тысячелистник обыкновенный.

Воспитатель показывает детям тысячелистник

Воспитатель: Это растение применяется как кровоостанавливающее, используют его отвар для полоскания полости рта.

Некоторые садоводы используют отвары из тысячелистника для уничтожения тли.

Ребёнок:

Не играю, не мечтаю,
Сижу – листики считаю…
И не тысяча здесь вовсе,
А всего лишь триста восемь.
Кто-то был давно неправ:
Лепестки не сосчитав,
Без особого призвания
Дал неверное название.
Не считали, но напрасно:
Почемучка я ужасный,
Я в ботанике – отличник,
Почему тысячелистник
???

Пальчиковая гимнастика « На полянке»

Здравствуй, полянка большая!              Пальцы правой руки по очереди

Здравствуй, трава-мурава!                     «здороваются» с пальцами левой,

Здравствуй, ягодка лесная!                    похлопывая друг друга кончиками.

Ты поспела  и вкусна.

Мы лукошечко несем,

Всю тебя мы соберем.                           Одновременное соединение одноименных

пальцев.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас подойти к третьему столу, где лежат мешочки с лекарственными растениями. В каждом мешочке - цветочек ,понюхайте, подержите, названье скажите.

Дети угадывают растения. Если не угадывают, воспитатель подсказывает.

Дидактическое упражнение "Чудесный мешочек"

Действия: Дети подносят к носу по одному разные мешочки и по запаху определяют какое растение находится в мешочке, затем показывают его карточке-картинке или на предыдущих столах.

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше знакомство с лекарственными растениями, но все же я и Божья коровка хотим узнать, что вы поняли и какой для себя сделали вывод?

Дети: Нужно беречь и любить природу.

Воспитатель: И все вместе давайте скажем самые важные слова, которые должны помнить и взрослые и дети:

Дети: (хором)

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Нод на тему «Зелёный огонёк» в старшей группе

Конспект  Нод на тему «Зелёный огонёк» в старшей группеПрограммное содержание:Цель: закреплять знания детей о Земле – нашем общем доме.Задачи:1.  Показать богатства земли, которые знают дети...

Конспект НОД с использованием ИКТ для детей старшей группы по теме «Зелёная аптека»

Занятие проводилось в рамках реализации проекта "Зеленая аптека"...

Совместная театрализованная деятельность с детьми .Тема: « Зелёная аптека»

  Авторская сказка, придуманная воспитателем Стрюковой М. И.  по        мотивам детских стихов. Эта сказка является результатом  совместной...

Конспект НОД на тему ««Зелёная служба Айболита» - уход за комнатными растениями» с детьми подготовительного к школе возраста

Цели: Учить детей определять по внешним особенностям растений их хорошее или болезненное состояние; выявить недостающие условия и способы ухода, которые могут их восполнить; совершенствовать умение ...

Конспект нод по экологии "Зелёная аптека"

конспект нод по экологии дл детей 5-6 лет...

Конспект сценария развлечения на тему: "Зелёная аптека"

Здесь собран небольшой материал о лекарственных растениях, овощах, фруктах, ягодах и деревьях, что составляет альтернативу таблеткам и пилюлям, т е традиционной медицине....