Проект "Мы друзья и защитники природы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Актуальность проекта. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой  к «природосообразному».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно

решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы,человека экологически грамотного.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_novikova_11gr.docx491.87 КБ

Предварительный просмотр:

                       Муниципальное автономное дошкольноевектор-клубники-иллюстрации-красный-19160838

          образовательное учреждение «Детский сад № 42»

Педагогический проект

 по познавательному развитию

«Мы-друзья  и защитники природы»

769558.jpg

Автор проекта:

Новикова Светлана Михайловна

воспитатель высшей

                                                                        квалификационной категории

Саранск 2024

ЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Тема

Педагогический проект

«Мы друзья и защитники природы»

Уровень реализации проекта

Дошкольная образовательная организация

Основание для разработки проекта

Приказ Управления образования Департамента по социальной политике Администрации городского округа Саранск №___01-02/125__ от «__27_» ____мая______ 201_9_ г. «О присвоении статуса инновационной площадки муниципальным дошкольным образовательным организациям городского округа Саранск», Приказ № 251 от 01.09.2019г. «О разработке инновационных проектов».

Вид проекта 

Информационно – исследовательский, групповой

Авторы проекта

Новикова Светлана Мхайловна, воспитатель

Участники проекта 

Дети 6-7 лет , воспитатели, музыкальный руководитель, родители,администрация

Продолжитель-ность проекта

Долгосрочный 

Срок реализации проекта

01.09.2023г.-31.05.2024г.

Место реализации

МАДОУ «Детский сад № 42»

Образовательная область

Познавательное развитие

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие;  физическое развитие

Виды деятельности

 Игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно - исследовательская.

Актуальность проекта. В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто

безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой  к «природосообразному».

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно

решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы,человека экологически грамотного.

2.Гипотеза проекта. Если в детском саду будут обеспечены благоприятные условия для воспитания гуманного отношения к природе с учетом возрастных особенностей дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку почувствовать чужую боль как свою собственную, то будут достигнуты высокие результаты в социально – нравственном развитии детей.

3.Цель проекта. Формирование у детей и родителей чувства сопричастности ко всему живому, гуманное отношение к окружающей среде и стремление проявлять заботу о сохранении природы.

4.Задачи проекта.

На уровне педагогов:

- проанализировать состояние экологического направления работы в МАДОУ, выявив предпосылки успешности осуществления инновационного направления;

 - сформировать мотивационную готовность у всех участников образовательного процесса к апробации новых технологий, форм, видов и содержания детской деятельности;

- создать эффективную систему непрерывного профессионального роста и повышения компетенции педагогов , целенаправленно ориентированную на осуществление инновационной деятельности, через использование творческих форм активизации и осмысления педагогической деятельности;

-организовать предметно-развивающую среду , обеспечивающую развитие творческой активности детей и позитивную динамику формирования природоохранного сознания ребенка через театрализованную деятельность;

 - установить партнерские взаимоотношения с семьями воспитанников, с окружающим социумом;

 -обобщить опыт инновационной деятельности и использовать его в дальнейшей практике работы.

На уровне детей:

Обучающие: закрепить и расширить знания детей об охране природы края; познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;

Развивающие: способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать сплоченность коллектива, логическое мышление, смекалку, в процессе игровой деятельности;

 Воспитательные: воспитывать чувства привязанности и любви к окружающему миру, воспитывать навыки экологически безопасного поведения в природе.

На уровне родителей:

– сформировать интерес к сотрудничеству с детским садом;

повысить педагогическую культуру в вопросах экологического воспитания;

– активизировать родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий.

5.Формы и методы реализации проекта.

Методы теоретического анализа:

– анализ социологической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;

– анализ документов и нормативно-правовой базы ,имеющегося в педагогической практике опыта по данной проблеме;

моделирование;

– обобщение педагогического опыта;

систематизация материалов инновационной деятельности.

Эмпирические методы

Наглядный метод:

– чтение педагогом русских народных сказок, художественных произведений русских и советских авторов, произведений фольклора и произведений с учетом регионального компонента.

наблюдения;

– показ сказок (детьми);

– рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

 – проведение дидактических игр;

– экскурсии, целевые прогулок;

– проведение опытов, экспериментов;

– просмотр научно-познавательных фильмов.

Словесный метод:

–творческой беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя, который предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

ответы на вопросы педагога, детей;

–проведение разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

– сообщения дополнительного материала воспитателем;

загадывания загадок;

– рассматривания наглядного материала;

– разбор проблемных экологических ситуаций;

– проведение тематических досугов,развлечений;

– литературные игры и викторины;

– опрос , анкетирование;

чтение литературных произведений родителями.

Практический метод:

– придумывание вариантов собственных движений, изготовление простейших декораций;

– организация продуктивной деятельности;

проведение игр (игры-драматизации, режиссерские игры, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки по произведениям и др.);

– изготовление кукол, атрибутов, макетов к сказкам , наглядных пособий;

организация постановки пьес, сказок, литературных произведений, а так же праздников;

– проведение экскурсий , целевых прогулок;

организация вечеров с родителями, показ спектаклей для родителей  и сверстников;

– художественное творчество;

– танцевальное и песенное творчество;

интерактивный метод:– включение зрителей в театральное действие.

метод моделирования ситуаций - создание вместе с детьми сюжетов - моделей, ситуаций – моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно - творческой деятельности;

метод ассоциаций – дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциации.

6.Нормативно-правовая база проекта.

7.Принципы реализации инновационного проекта.

Принцип психологической комфортности – создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», ориентация детей на успех. Театр – стартовая дорожка на успех.

Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Принцип целостного представления об окружающем мире – личностное отношение ребенка к полученным знаниям, умение применять их в жизни.

Принцип вариативности – развитие у дошкольников вариативного мышления, понимания возможности различных вариантов решения задач.

Принцип минимакса – позволяет учесть индивидуальные особенности дошкольников, обеспечить им продвижение вперед своим темпом.

Принцип системного подхода – от простого к сложному.

Принцип интеграции образовательных областей и включение театрализации во все виды детской деятельности.

Принцип экологизации  предметно - пространственной развивающей среды – ППРС обеспечивает совместную театрализованную деятельность дошкольников, являясь основой самостоятельного творчества каждого дошкольника.

Принцип проектирования зон театрализованной деятельности дошкольников – обеспечивает баланс между совместной и индивидуальной деятельностью дошкольников.

Принцип предоставление права и свободы выбора – создание условий для проведения наблюдений, проектно-исследовательской деятельности дошкольников, условий для моделирования, поиска и экспериментирования.

Принцип полифункциональности – использование оборудования и помещений группы и ДОО.

Принцип гендерного различия – возрастная и полоролевая адресность оборудования и материала.

8. Ожидаемые результаты

На уровне педагогов

– приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

– повышение экологической культуры педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

– пополнение развивающей среда в группе;

– повышение мастерства в организации активных форм сотрудничества с семьей.

На уровне детей 

– формирование элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе;

– поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым;

– развитие интереса к явлениям и объектам природы;

–развитие навыков экспериментирования, анализирования и умения делать выводы.

На уровне родителей

– обогащение уровня экологических знаний родителей;

– повышение экологической культуры родителей, появление понимания необходимости в экологическом воспитании детей;

– создание единого воспитательно - образовательного пространства ДОО и семьи по экологическому воспитанию дошкольников;

– появление возможности участия в совместных экологических проектах.

9.Продукты проектной деятельности

Совместное творчество детей и родителей:

Оформление выставки поделок и рисунков «Цветы вокруг нас», Создание «Площади Эколят». Выращивание цветов и растений на опытных и экспериментальных участках.

 Проект «Знакомим детей с огородом».

Дидактические игры по экологии.

Серии сценариев спектаклей на экологическую тему

10.Этапы реализации проекта:

Этап работы

Виды деятельности

(мероприятия в течении всего времени реализации этапа проекта)

Сроки проведения

1 этап. Организационный

 

Подготовительная работа:

постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Определение ожидаемого социально-значимого результата

01.09.2023г – 30.09.2023г

2 этап. Практический

 Совместная деятельность участников образовательного процесса по развитию эмоционально-чувствительного отношения детей к объектам живой и неживой природой, ценностных представлений об организации природоохранной деятельности, развитие способности к творческо-поисковой деятельности с учетом особенностей развития ребенка и социально-педагогических условий организации образовательной среды в условиях дошкольного учреждения и семьи. Поиск ответов на поставленные вопросы разными способами.

01.10.2023-30.04.2024г

3 этап. Обобщающий

Закрепление полученных знаний,

формулирование выводов детьми. Обобщение результатов работы по экологическому проекту "Мы – друзья и природы".

01.05.2024-31.05.2024г

11.Дорожная карта (план мероприятий) инновационного проекта

1 этап – Организационный (01.09.2023г – 30.09.2023г)

Дата

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

 

10.09.2023

Мониторинг с целью выявления экологических знаний.

Анкетирование родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

20.09.2023

Занятия в кружках

Родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте.

25.09.2023

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

Теоретические консультации:

«Как научить ребенка защищать природу».

«Воспитание у детей бережного отношения к природе»

Создание семейных архивов «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, дача)

26.09.2023

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

27.09.2023

Самостоятельная деятельность детей, совместная деятельность с детьми

2 этап – Практический (01.10.2023-30.04.2024гг.)

Дата

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

 

03.10.2023

Познавательное развитие

 Консультации: «Играя познаем природу»

«Наблюдения в природе весной»

16.03.2024

НОД «Юные экологи спешат на помощь»

Создание папки-передвижки «Берегите природу!

Пополнение уголка эксперементирования

20.03.2024

Наблюдение за развитием и цветением растений

Памятки: «Правила поведения в природе», «Доброта спасет природу»

20.11.2023

Рассматривание энциклопедии «Насекомые», «Мир вокруг тебя», «Подводный мир»

11.12.2023

Речевое развитие

Консультации: 

 "Азбука экологии на прогулках";

«Формирование у дошкольников экологических начал»

Беседы «Чем богата Земля?»

«Волшебная сила воды»

23.04.2024

Составление творческих рассказов:

 «Как мы отдыхали в лесу»

«Дети возле муравейника»

Театрализованное представление

Проведение фотосъемки на тему: «Я и природа»

14.03.2024

Беседы:

«Источники загрязнения воздуха»

«Как сберечь воду»

Пополнение картотеки

14.04.2024

Экологическая сказка «Дедушкин огород»

17.12.2023

Чтение художественной литературы:

М. Пришвин «Этажи леса», рассказы о животных

Папка-передвижка «О пользе овощей и фруктов»

20.03.2024

Художественно-эстетическое развитие

фотовыставка «Сохраним это чудо!»

24.04.2024

Конкурс рисунков на асфальте «Я дружу с Природой»

Фотовыставка «Вот как зелено вокруг!»

12.03.2024

Лепка: «Подснежники в корзине»

Выставка «Чудеса для людей из ненужных вещей».

14.02.2024

Рисование: «Рыбки в аквариуме»

02.03.2024

Слушание и разучивание песен: «Выглянуло солнышко», «Не дразните собак»

Социально –коммуникативное развитие

15.12.2023

Трудовой десант: «Укроем деревья снегом»

 Субботники

15.04.2024

Выращивание цветов и растений на опытных и экспериментальных участках.

Озеленение участка

Пополнение уголка природы цветами

11.02.2024

Дидактическае игра «Зеленый друг»

«Снежные фантазии»

Физическое развитие

12.04.2024

Акция «Скворечники для птиц»

Акция «Первоцветы»

11.11.2023

Русские народные игры: «Гуси-гуси…»; «Волк»; «Ворон»

Картотека подвижных игр экологической нгаправленности

18.04.2024

Экологический праздник «МЫ- защитники природы»

3 этап – Обобщающий (01.05.2024г.-31.05.2024г.)

Месяц,год

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

 

20.05.2024

Итоговый мониторинг

Подведение итогов реализации проекта

-соотнесение ожидаемых и реальных результатов;

- проведение итогового мониторинга результативности инновационной деятельности.

24.05.2024

Размещение результатов работы на сайте детского сада

24.04.2024

Презентация  инновационного проекта

Родительское собрание «Результаты инновационной деятельности»

Презентация проекта на Педагогическом Совете

12.Обеспечение проекта:

Материально-техническое

Групповое помещение, спортивная и прогулочная площадки, технические средства обучения.

Учебно-методическое

- Предметно – развивающая среда группы отвечает современным требованиям и составляет:

- уголок природы в группе;

-экологическая тропа на участке детского сада;

- цветники на участке детского сада;

- огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);

- экологические игры, физкультминутки;

- настольно-печатные игры, различные макеты, экспериментальный уголок.

- библиотечка книг с экологическим содержанием.

13.Выводы

- сформированы начала экологической культуры у детей;

- сформировано осознанное, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

- дети учатся практическим действиям по охране природы;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

  1.  

14.Литература

1.Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

2.Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

3.Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

4.Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

5.Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.

6. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

15.Портфолио (приложение) проекта

Приложение №1

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по экологии «Юные экологи спешат на помощь».

Приоритетная образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: подготовительная группа

Цель: Развитие представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой – допустимых и недопустимых действиях на природе, природоохранной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- Закрепить знания, полученные в процессе НОД по развитию экологических представлений.

-  Расширить представления детей о значимости воздуха, воды в жизни человека.

- Учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- Развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования.

- Развивать умение делать выводы и умозаключения.

- Развивать у детей способность находить связь неживой природы с живой природой и предметным миром.

- Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные:

-Воспитывать интерес к познанию природы посредством стихии воздуха, воды.

- Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру.

 Словарная работа: проговаривание с детьми скороговорок, активизация диалогической речи, закрепление пассивного словаря, активизация словаря: маршрутная карта, экологические точки, ЮнЭк.

Предварительная работа: прогулки, повседневные наблюдения, дидактические игры на экологические темы.

Материал и оборудование:

Проектор, экран, ноутбук, мольберт, , карточки, иллюстрации, , пять контейнеров с надписью того материала, который нужно в них  бросать (стекло, пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы), карточки с изображением «мусора»

Используемые формы организации продуктивной деятельности детей: групповая форма организации деятельности детей. Индивидуально-дифференцированный подход к детям, испытывающий трудности при выполнении каких-либо заданий.

Методические приемы:

Словесный: организационный момент, вопросно-ответная беседа, проговаривание скороговорок, дидактические игры.

Наглядный: рассматривание проблемной ситуации на экране,  работа с видеоаппаратурой.

Практический: работа с маршрутными картами, дидактическая игра «Сортировка мусора», опытно – исследовательская деятельность.

Мотив деятельности: проблемно-игровой

Ход занятия:

Воспитатель. Здравствуйте, ребята!

Я держу в ладошках солнце.

Я дарю его друзьям.

Улыбнитесь- это просто!

Лучик солнца- это вам!

Ребята, подарим друг другу лучики солнца- веселые и добрые улыбки.

Воспитатель : Ребята, вы любите природу?

Как понимаете выражение – «Беречь природу»?(ответы)

Воспитатель: Сегодня я приветствую вас на очередном заседании нашей организации «ЮнЭк», что означает «юные экологи».

Воспитатель: ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействии живых организмов с окружающей средой

Ребята, давайте ещё раз вспомним кто же такие экологи.

Ответы детей: Это учёные, которые изучают  природу, защищают её.

Экология – учит нас бережно относиться к окружающему миру, к нашей планете Земля.

Воспитатель. Ребята, отгадайте загадку. (загадка о глобусе)

Воспитатель. (показывает глобус) Верно, это глобус, модель нашей планеты Земля, уменьшенная во много раз. Так наша планета выглядит из космоса.

Посмотрите на глобус. Какой формы Земля?

Ответы детей. (Шар)

 Какой основной цвет нашей планеты?

Ответы детей (Голубой)

А что он обозначает?

Ответы детей (большая часть планеты занята морями и океанами)

Какие цвета вы видите ещё? Что они обозначают?

Ответы детей (Зеленый - леса, коричневый - горы, жёлтый - пески).

Воспитатель: Наша планета Земля очень красива, потому что, она живая, а почему мы её называем «живой»?

Ответы детей: На ней обитают люди, животные, рыбы, насекомые, растения. Воспитатель: Молодцы. Вот сколько замечательных соседей живёт с нами на Земле. А что необходимо для нашего существования на планете, вам помогут вспомнить загадки.

ЗАГАДКИ:

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все… (Солнце)

-Зачем нам нужно солнце? (Чтобы согревать всё живое на Земле)

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

Я и твердой быть могу! (Вода)

- Зачем нужна вода? (Чтобы пить, поддерживать гигиену)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Oн невидимый, и все же,

Без него мы жить не можем. (Воздух)

-Как вы думаете, зачем на Земле нужен воздух? (Чтобы дышать)

- Да, мы настолько привыкли к этому, что даже и не замечаем. Ну-ка давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.

- Что мы с вами вдохнули? (воздух)

- А теперь попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание.

- Что вы почувствовали, когда не дышали?  Вам было комфортно? (плохо)

- Какой вывод можно сделать?

- Воздух необходим для дыхания, человек без воздуха жить не может.

- А кто еще дышит воздухом? (птицы, звери, растения).

- Что было бы, если на земле исчез воздух? (не было бы жизни на земле)

- Правильно, тогда планета Земля стала бы безжизненным небесным телом.

- Сегодня мы с вами попробуем ответить на вопросы: «Есть ли воздух, где и как его обнаружить». А для этого я предлагаю вам, юным экологам, провести в нашей экспериментальной лаборатории несколько интересных опытов. А чтобы всё прошло успешно, нужно соблюдать определенные правила: приступать к выполнению опыта только после показа взрослого.

работать спокойно, аккуратно, не шуметь, не мешать друг другу, .

Эксперимент №1. «Почувствуй воздух».

- Есть ли воздух вокруг нас? (Ответы детей).

- Узнать это очень просто. Возьмите лист картона и помашите им у лица.

- Что вы чувствуете? (Ответы детей).

Эксперимент №2. «Поймаем воздух» опыт с полиэтиленовым пакетом.

-Приступим к исследованиям. Возьмите пакет, что в нем? (он пуст)

-Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь поймаем воздух пакетом и спрячем его внутрь, для этого закручиваем пакет.

-Посмотрите, пакет полон воздуха, он занял все место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким.

-Почему? (в нем нет воздуха)

- Вот мы с вами открыли первый секрет воздуха: он невидимый, прозрачный, чтобы его увидеть, его нужно поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его.

Эксперимент №3. «Есть ли воздух».

Воспитатель показывает детям пустую пластиковую бутылку.

- Ребята, как вы считаете, эта бутылка пустая? Посмотрите внимательно, есть ли в ней что-нибудь?

- А сейчас мы это проверим. Возьмем бутылку и таз с водой. Опустим бутылку в таз с водой, чтобы она начала заполняться. Что вы видите? (Ответы детей).

- Да, из горлышка выходят пузырьки. Это вода вытесняет воздух из бутылки.

- Почему же мы сначала думали, что бутылка пустая? (Воздух невидим, он прозрачный)

- Именно поэтому воздух называют невидимкой,но все пустые предметы на самом деле заполнены воздухом.

Эксперимент №4. «Имеет ли воздух запах».

- Продолжим исследования.

- Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. (Нет).

- Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Но он хорошо присваивает чужие запахи. Я возьму мандарин и очищу его. Что почувствовали? (запах мандарина).

- Следовательно, собственного запаха воздух не имеет, абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.

- Ребята, мы провели ряд опытов,  и узнали: какими свойствами обладает воздух и как его можно обнаружить. И сейчас подведем итоги нашим исследованиям.

- Воздух не имеет:

  • звука;
  • запаха;
  • вкуса;
  • цвета;
  • формы;
  • он есть везде;
  • И главное назначение воздуха в том, что мы им дышим.

Слайд 1. – Мигает надпись SOS!

Воспитатель: Ребята нам пришло срочное сообщение с планеты «Грин»

Слайд 1. – Мигает надпись SOS!

Воспитатель. Что это за надпись? (Ответы детей). Это сигнал бедствия, просьба о помощи! Что же случилось, давайте посмотрим.

Слайд 2. – Уважаемые жители планета Земля. Вас приветствуют жители планеты «Грин». Она очень похожа на вашу родную землю. Умоляем, помогите! Наша планета погибает!

Воспитатель. Как вы думаете, почему жители планеты Грин зовут нас на помощь? (ответы детей)

Воспитетель: Правильно, потому что мы юные экологи, члены организации «ЮнЭк»

 Ребята, нам нужно срочно отправиться на планету Грин и помочь ее обитателям.

Сейчас я вам раздам маршрутные листы. Ознакомьтесь с ними. Темными точками на этих маршрутных листках обозначены места экологического бедствия. Маршрут следует проходить в соответствии с цифрами, обозначенными на точках. На каждой точке необходимо выполнить задание и разместить природоохранный знак.

Вы готовы к хорошим поступкам? Тогда в путь!

Физминутка под музыкальное сопровождение (на фоне Слайд 3 «Космические пейзажи»)

Воспитатель. Ребята, мы прибыли на планету Грин. Слайд 4. –  изображения земли, водоема и неба. Трава пожухла и пожелтела, водоём стал цвета ржавчины, небо стало мутным и серо-красным. На земле и в воде разбросан мусор.

Сейчас мы с вами на первой точке экологического маршрута.  Давайте рассмотрим ее внимательно.

Воспитатель. Ребята посмотрите, это лес. Какой ужас. Какую экологическую проблему вы видите? Я чувствую запах гари. Это горит лес! Что же нужно делать? ( предполагаемые ответы детей: вызвать пожарных, засыпать песком)

Воспитаетль: Ребята, но мы с вами не на обычной планетеПоэтому у меня есть другое предложение. Посмотрите, на небе зависли дождевые тучки. Подогнать их можно к лесу, если быстро произнести скороговорки вместе со мной.

(дети и воспитатель быстро произносят скороговорки)

Воспитатель: Наконец-то пошел дождь!(СЛАЙД)

Молодцы , ребята, спасли лес от пожара. Давайте посмотрим, что могло бы мы не успели вовремя. (Слайд «Лес после пожара»)

Установите на маршруте нужный природоохранный знак. Задание выполнено!А нам пора дальше.

 Воспитатель. Мы находимся на следующей точке маршрута. ( Слайд) Сверяем ее с картойЧто мы видим здесь? ( загрязненный воздухКак вы думаете, из-за чего загрязнён воздух?

Ответы детей: фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитый дым.

Воспитатель. Всем живым существам для дыхания нужен чистый воздух. Многие фабрики и заводы выбрасывают из труб ядовитые газы, сажу, пыль. Они делают воздух непригодным для дыхания. Сажа и пыль также оседают растениях , почве и вредят им.

Воспитатель. Как же защитить воздух от загрязнения?

Ответы детей: На заводах и фабриках надо построить специальные фильтры (очистительные сооружения), нужно больше парков и садов, потому что листья растений хорошо очищают воздух.

Слайд .изображение голубого неба и белых облаков.

С этим заданием справились! Установите нужный природоохранный знак.

Воспитатель.  Нам пора дальше. (Слайд) Мы находимся на следующей точке маршрута .Это озеро, под названием Грин.  Расскажите, что случилось с озером? Каким оно стало?

Ответы детей: В реки и озера сливают грязную воду с заводов и фабрик, с жилых домов. От грязной воды страдает все живое, в реках и озерах гибнут рыбы, страдают растения на берегах. Загрязненная вода вредна для здоровья.

Воспитатель. Ребята, что же делать?

Ответы детей: Строить очистительные сооружения

Воспитатель:. Предлагаю очистить воду в инопланетной лаборатории

Проводится опыт «Очистка воды»

 Берем  два стакана. В одном стакане (положили комочек земли, перемешала.) Что стала с водой? Вода стала мутной, она помутнела. Но её можно очистить. В качестве фильтра используем  марлю. Кладем  её в воронку, переливаем помутневшую воду от земли через воронку в другой стакан. Смотрим, что стало с водой. Правильно, она стала чистой. Вывод: грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой (грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой). 

Воспитатель: Задание выполнено правильно. Какой знак будем устанавливать? (Слайд Чистое озеро)

Воспитатель: Итак , мы с вами на последней точку экологического бедствия. Что мы видим? (Слайд изображение мусорных свалок )Что за беда случилась с поляной? ( затоптали поляну, мусором закидали) . Почему нельзя мусорить?

Ответы детей: Мусор отравляет почву и наносит вред всему живому.

Воспитатель. 

 Я предлагаю научить жителей планеты Грин сортировать мусор. Научим?

Воспитатель. За работу, юные экологиПройдите к столам. Рассортируйте мусор с полянки по контейнерам, а затем выставьте необходимы природоохранительный знак.

дидактическая игра «Сортировка мусора»

Слайд изображение мусорных баков для раздельного сбора мусора, мусороперерабатывающего завода.

Воспитатель: Задание выполнено правильно

Воспитатель: Ребята, благодаря нашим советам и небольшой помощи, я думаю, мы помогли спасти планету Грин от экологической катастрофы! Но, чтобы вновь не случилась беда, жителям планеты нужно запомнить правила о том, как можно обращаться с природой, а как нельзя.

Давайте на память оставим им волшебное дерево с листочками-правилами.

Дидактическая игра «Можно-нельзя»

Воспитатель: Скажите мне, а такое бедствие может случиться на нашей планете, ведь пришельцы сказали, что Грин очень похожа на нашу Землю?

Ответы детей: Да, можетесли не выполнять правила обращения с природой.

Воспитатель. Да, ребята, все люди должны беречь и охранять  планету, на которой живут, ведь все мы являемся частью природы.

 (звучит музыка) Слайд  «Письмо из космоса»

«Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы помогли нам своими советами и навели порядок  на нашей планете .Теперь мы видим, что вы настоящие защитники природы -Юные экологии. До новых встреч!

Жители планеты Грин»

Воспитатель: Ребята, сегодня вы отлично справились с поставленными задачами и, я думаю, еще не раз сможете прийти на помощь природе и на своей планете!

А теперь нам нужно возвращаться в детский сад.

Звучит волшебная музыка.

Воспитатель: Вот мы и вернулись. Ребята, вам понравилось  быть членами организации ЮнЭк и помогать природе?

(ответы детей)

На каких маршрутных точках мы побывали, с какими экологическими проблемами встретились?

(ответы детей)

Воспитатель: Вы, ребята, все молодцы., настоящие защитники природы.

И поэтому я вручаю вам вот такие памятные значки организации ЮнЭк.

Помните:

Спасти поля, леса, луга

И чистую гладь рек-всю Землю

Можешь только ты ,

Разумный человек!

А теперь скажите, пожалуйста, Вам понравилось наше путешествие

Я хотела поблагодарить Вас дети за активное участие. 

 

Приложение №2

Дидактическая настольно-печатная игра «Зеленый друг»

Дидактическую игру «Зеленый друг» можно использовать в экологической работе с детьми от 5 до 6 лет для разминки, игрового момента на занятии, в индивидуальной работе, самостоятельной деятельности детей.

Автор: Новикова С., воспитатель  МАДОУ «Детский сад № 42».

Год создания:2022

Цель: расширение и закрепление знаний о растениях, местах их произрастания.
Задачи:

Образовательные: формирование умения различать овощи, фрукты, цветы  

( полевые и садовые), правильно их называть;

расширение представлений о местах произрастания деревьев, и плодов; формирование умения группировать предметы, определять пространственные связи;

Воспитательные: воспитание заботливого отношения к объектам природы;

Развивающие: развитие памяти, концентрации внимания, мышления, речевых навыков, моторики пальцев рук.

Ход игры:

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, случилась беда. Все растения, цветы,  овощи и фрукты перепутались и потеряли место своего произрастания! Нам надо быстро распределить их по своим местам! Справимся с заданием?

2. Основная часть
Вариант 1

Разложить игровой материал на столе, попросите детей назвать изображенное, обозначить одни плоды общим словом «овощи», другие – «фрукты». Воспитатель спрашивает у воспитанников, где растут овощи (на огородных грядках) и фрукты (на садовых деревьях). Попросите детей правильно разложить плоды, объяснив свой выбор.

Можно разделить игроков на две команды «Сад» и «Огород». Победит та, которая быстрее найдет свои плоды.

Если ребенок затрудняется с выбором. Тогда педагог должен развернуто описать растения и места их выращивания, а игрок – запомнить, повторить вслух.
Вариант 2

 Можно провести игру лото. Подготовьте карточки, изображающие места произрастания растений, и отдельно маленькие картинки фруктов,  овощей, цветов, листьев деревьев.

сад – яблоко, груша, абрикос, лимон, виноград, вишня, смородина

огород – помидор, огурец, капуста,  морковка, свекла, репчатый лук, горох.

палисадник – розы, гладиолусы, пионы, георгины, гвоздики, лилии, нарциссы, виолы;

луг – ромашка, василек, клевер, одуванчик, лютик, незабудка, колокольчик, медуница;

лесные ягоды – черника, брусника, голубика, рябина, костяника,

деревья – желуди, орехи,  еловые, сосновые, лиственничные шишки, кленовые крылатки.

Раздайте карточки с местами произрастания. Показывайте игрокам картинки, спрашивайте, что это, где растет. Игрок, у которого соответствующая карточка, забирает картинку. Если никто не узнал растение, оно отправляется обратно в кучу. Побеждает игрок, быстрее остальных собравший 8 картинок.

3. Практическая часть

Выкладывание карточек по своим местам.

4.Заключительная часть.

Ребята, какие вы молодцы, справились с заданием.

5.Фоторяд:



https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/02/18/zelenyy_lug.docx_image6.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/02/18/zelenyy_lug.docx_image4.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/02/18/zelenyy_lug.docx_image3.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/02/18/zelenyy_lug.docx_image7.jpg

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2022/02/18/zelenyy_lug.docx_image5.jpg

Приложение №3

Анкета для родителей

-«Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

-Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?

-На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

-Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?

-Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?

-Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?

-Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?

Приложение №4

Сценарий экологической сказки

«Дедушкин Огород»

                                                               

                                       

Пояснительная записка.

         Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

         Необходимо отметить, что экологические сказки учат: познавать окружающий мир, воспитывать чувство причастности к благополучию в природе, думать о последствиях своих поступков по отношению к окружающему миру, об ответственности за сохранение ее богатства и красоты.

Цель: Обеспечение условий для проявления задатков актёрского мастерства детей в публичном выступлении.

Задачи:

Образовательная.  Приучать видеть и понимать красоту родной природы, формировать у детей ответственное отношение к ней.

Развивающая. Способствовать развитию личности дошкольников в процессе экологического воспитания, понимание содержания сказки; познавательного интереса к миру природы.

Воспитательная. Воспитывать в детях желание и обязанность соблюдать правила поведения при взаимодействии с природой и бережно относится к объектам живой и неживой природы.

Интеграция образовательных областей:

ОО «Речевое развитие»

Развивать речь, посредствам драматизации сказки.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Вызвать эмоциональный отклик, желание защитить природу. Умение

включаться в театрализованную деятельность согласно сценарию.

ОО «Познавательное развитие»

Совершенствовать представления детей о разнообразии природного мира.

Закрепить и обобщить представления о растениях и животных.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Приобщить детей к сценическому искусству, совершенствовать движения и

эмоции.

ОО «Физическое развитие»

Совершенствовать физические качества посредством разнообразных форм

двигательной деятельности.

Словарная работа: коренья, вонзились, испить, поскользнулась, магнитофон.

  Предварительная работа: Разыгрывание сказки. Разучивание сценария, подготовка костюмов. Беседы «Не бросай мусор в траву», «Не ломай деревья»

   Методические приемы: мотивация, показ способа действий исследовательской работы.

Словесный: организационный момент, вводная беседа.

Наглядный: просмотр сказки.

Практический: сбор мусора, сбор урожая.

   Условия и особенности реализации:

Постановка предназначена для детей  старшего дошкольного возраста, в рамках инновационной деятельности.

   Место проведения: музыкальный зал МАДОУ, групповая комната.

   Аудитория, адресность: старший дошкольный возраст.

   Материал, реквизиты, оборудование, костюмы:

Демонстрационный: модель огородадеревья, кустарники, цветы, грибы, бутылки, баночки, фантики из-под конфет, пакеты,  овощи, ведра, магнитофон.

Раздаточный: мешки для мусора.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи, костюмы персонажей, декорации: дома, грядка в огороде, садово-огородный инвентарь, овощи, деревья, родник, река, мусор, пень, знаки на экологическую тему

Музыкальное оформление: аудиозапись «Голоса природы», песня «Вместе весело шагать..», фоновая музыка.

Художественное оформление и костюмы

Зал создает иллюзию деревушки. В зоне деревни оформлен огород, грядка.

Костюмы:

1. Костюмы: дедушки, бабушки, внучки, собачки, мышки и кошки.

Мотив детской деятельности: сказочный с присутствием игровых персонажей.

Формы организации – подгрупповая, парная.

Действующие лица: дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка.

Литературный сценарий

Под музыку (Вместе весело шагать…) дети входят в музыкальный зал.

Вступительное слово: Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем вашему вниманию театрализацию экологической сказки «Дедушкин огород» по мотивам русской народной сказки «Репка», которую покажут дети подготовительной  группы №4.

Ведущий:

По лесу молва прошла. Что весна уже пришла.

Вот сорока подлетает. Уж она, наверно, знает.

Звучит музыка (летит сорока и останавливается)

Сорока

Я сорока – белобока. Далеко летаю, новости все знаю.

Кошмар-р! кошмар-р, что творится!

Воды негде напиться!

В огороде ничего не родится!

Страдают люди и птицы!

Всем об этом рассказала,

Я трещала, я трещала,

Но не сколько не устала.

Дальше полечу, новости всем я растрещу!

Звучит музыка (сорока улетает).

Ведущий 1:

Вот так новости! А ведь сорока правду говорит. Река грязная, к роднику не подойти. А в огороде… Сейчас вам сказку расскажу, все как было покажу.

Ведущий 2:

Весна – пора посадки овощей.

На пенечке дед сидит

И с тоскою в огород глядит.

Дед -:

Чтоб зимой не голодать,

Надо что-то предпринять….

Посажу-ка огород

Вырастит капуста, и морковь, чеснок и лук,

Будет в грядке густо.

А потом я соберу урожай богатый,

Угощу своих друзей

Будут они рады!

Ведущий 2 :

Быстро сказка сказывается, да не быстро дело делается. День за днем идет, а на грядке ничего не растет. Долго Дед ждал урожая, ждал и не дождался.

Дед  - :

Не растет мой урожай,

Он в земле остался.

Что же делать? Как мне быть?

Надо бабку мне спросить.

Ведущий 2:

Позвал дед Бабку.

Дед  - : Бабка!

(Под музыку входит бабка, обходит грядку, спрашивает деда)

Бабка: Расскажи-ка, мне дед, чем ты тут занимаешься?

Дед:

Бабка, посмотри, посадил я капусту, лук, морковь, чеснок и лук. Но у меня почему-то ничего не растет. Как быть, что делать?

Бабка:

Как что делать? Огород свой,

Поливать ты должен.

Ты сходи дед за водой,

Вырастит быть может.

Ведущий 1:

И пошел Дед за водой

К речке, что поближе.

Зачерпнул он два ведра

И воскликнул:

Дед: Ну, делаааааааааа!

Ведущий 1:

К огороду дед пришел

С грязною водою,

Бабке показал ведро:

Бабка: Ужас! Что ж такое?

Ведущий 2:

Вода радужной была,

С запахом бензина.

Дна не видно у ведра….

Бабка: А полить нам огород, так необходимо.

Дед :  Что же делать? Как нам быть?

Вместе дед и баба: Надо внучку нам спросить.

Вместе дед и баба  зовут внучку:  Внучкаааааа!

Ведущий 1 :

Внучка прибежала.

Вот. Что им сказала.

(Под музыку внучка скачет подскоками)

Внучка :

Где ты воду набирал –

У реки завод стоял.

Сбрасывал он в воду,

Грязные отходы.

Наша речка громко плачет,

Можно в ней найти и мячик, и баклажку и дерюжку,

И железку от колес…,

В общем, все, кто что принес.

Деда, лучше в лес пойдем,

За холмом родник найдем

В нем течет вода всегда

Хрустально-чистая она.

(Вместе внучка, бабка, дед под музыку «Вместе весело шагать…»  пошли за водой)

Ведущий 1 :

Взяли они ведра и отправились к роднику. Нашли родник, но подойти никак не могут. Кругом мусор, ветки.

Дед : Да здесь сначала убрать надо, почистить.

Бабка :

Как же вам не стыдно, люди!

Долго ль мусорить мы будем?

Что же будет если мы

Не очистим все пруды!

Мы почистим родничок,

Чтоб звенел, как ручеек!

Будет чистая вода,

И прозрачной, как слеза(Соавтор: Топорова И.В. муз .рук.)

(Вместе внучка, бабка, дед убирают мусор)

Ведущий 2:

И пришли с водой опять.

Стали землю поливать.

Урожай все не растет….

Ничего дед не поймет. (дед чешет затылок)

Вместе: Что же делать? Как нам быть?

Внучка : Надо Жучку нам спросить (внучка зовет жучку). Жучка!

Ведущий 1 :  Жучка прибежала. Вот, что им сказала.

(под музыку выбегает и тявкает жучка)

Жучка :

Чтобы огород растить

Нужно землю прорыхлить.

Ведущий 1:

Жучка грабельки взяла,

Начала рыхлить она.

И полола и рыхлила.

Мусор лишь один нарыла.

Жучка:

Ох, не справлюсь я сама

Позову – ка Кошку с мышкой я.

Ведущий 2:

Прибежали Кошка с мышкой.

Стали землю очищать.

Доставали банки, склянки,

И бумажки собирать.

Кошка, мышка  (говорят вместе)

Сколько мусора скопилось! Помогите детвора!

Ведущий 1 :

Прибежали к ним ребята,

Они были так им рады!

Вместе мусор все собрали,

Урожай все поджидали.

Ведущий 2 :

Сколько времени прошло,

Вот и солнышко взошло,

После дружных всех работ.

Вырос дедов огород.

И капуста уродилась, лук, морковка и чеснок.

Урожай собрали дружно.

(Все вместе собирают овощи в корзину)

Игра «Овощи» (речь с движением).

Дети встают полукругом и выполняют движения в соответствии с текстом.

В огород пойдем, урожай соберем.

Мы морковки натаскаем

И картошки накапаем.

Срежем мы кочан капусты

Круглый, сочный, очень вкусный.

Чеснока нарвем немножко

И вернемся по дорожке.

Дед .:

Угостить друзей нам нужно!

Ведущий 1 :

Бабка сделала салат,

Угостила всех ребят.

А ребята поспешили,

Знаки к речке притащили.

Кошка :

Чтоб родничок наш бился,

Чистою водой струился,

Фантики и мусор положи в пакет,

И тогда природа знать не будет бед.

Жучка :

Должен знать и помнить каждый,

Если мусор сыпать в пруд,

То в таком пруду однажды,

Рыбы попросту помрут.

Мышка:

Чтобы птицы пели,

Чтоб росли цветы.

Защищать природу

Можем только мы.

Ребенок 1

Давайте дошколята, природу охранять!

О ней не на минуту, не надо забывать.

Ведь цветы, леса, поля и реки,

Это все для нас навеки.

(Под музыку летит сорока)

Сорока:

Ура! Ура! Что творится!

Вода в реке искрится!

В лесу родник струится!

В огороде все родится!

Мне здесь нравится друзья,

С вами тут останусь я!

Ведущий 1:

Давайте, друзья, в любую погоду,

Будем беречь родную природу.

Ведущий 2:

И от любви заботливой нашей,

Все дети хором: Станет земля и богаче и краше!

Дети стоят полукругом и исполняют песню «Экология»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мы друзья и защитники природы»

Конспект развлечения по экологии...

Сценарий экологического праздника " Эколята-друзья и защитники природы"

Материал разработан в рамках эколого-биологического проекта "Эколята -дошколята"...

Сценарий экологического праздника " Эколята-друзья и защитники Природы"

Сценарий праздника в рамкахприродоохранного социально-образовательного проекта "Эколята-дошколята"...

Сценарий спортивно-музыкального праздника "Мы друзья и защитники природы"

Сценарий спортивно-музыкального праздника "Мы друзья и защитники природы" в рамках проекты "Эколята-дошколята"...

Проведение тематических «Уроков Природолюбия» с «Эколятами» – друзьями и защитниками природы.

Использование экологической тропы с детьми дошкольного возраста....

Конспект занятия "Мы друзья и защитники природы"

Интегрированное экологическое занятие...