Конспект занятия в группе дошкольного возраста (6-7 лет) «13 декабря – День медведя»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

13 декабря - День медведя

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx21.33 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №1 «Солнышко» п. Некрасовское

Конспект занятия в группе дошкольного возраста (6-7 лет)                     «13 декабря – День медведя»

Воспитатель Малышева М.В.

Цель: расширение и уточнение представлений детей о диком животном - медведе, о его приспособлении к жизни в природных условиях.

Задачи:

- Развивать разговорную речь детей.

- Учить поддерживать беседу, отвечая полными предложениями на заданные вопросы.

- Развивать творческую активность детей, вызвать положительные эмоции и интерес детей.

Ход занятия:

1. Организационный момент

Дети входят в группу  под музыку «Медведь».

Воспитатель:  ребята, я вам загадаю загадки, а вы послушайте, пожалуйста, внимательно - о ком в них говорится?

Летом он в лесу гуляет,

Жир он копит, набирает.

Зимой в берлоге отдыхает

И до весны там почивает.

Бродит по лесным дорогам,

Пчел пугает и шалит.

Строит осенью берлогу,

А зимой в ней тихо спит.

Дед в шубу одет, наружу мех, пугает всех.

Любит он коренья, мед,

Бурый он и косолапый.

Он лесу густом живет,

Спит когда – сосет он лапу.

(Медведь)

Воспитатель: правильно, ребята, конечно, это медведь. Сегодня мы будем отмечать необычный праздник – День Медведя. День Медведя – необычный праздник, который посвящается исконно русскому и любимому в народе зверю. Недаром про него и сказок много, и величают его по-разному – то Топтыгиным, то Медведюшкой, то Михал Потапычем, то косолапым сладкоежкой. Но всегда – с уважением.

  Бурый медведь – это самый крупный зверь, который водится в русских лесах. Летом и осенью основная его пища - это ягоды: малина, черника, брусника. Медведь – отличный рыболов и умеет сам ловить рыбу, очень любит мед, но такое угощение перепадает ему не часто. Само слово медведь – значит «поедающий мед».

  К зиме медведь старается запасти побольше жира в собственном теле. А на зиму он устраивает для себя специальный дом – берлогу, скрытую под снегом. Чаще всего берлога располагается в глуши леса, среди бурелома, под защитой толстых елей.

  Медведь - зверь могучий. Он способен преодолеть любые невзгоды.

   Этот зверь интересен своими повадками – 200 дней в году он проводит в зимней спячке. Его вес может достигать 800 килограммов. Как человек, он способен ходить на одних задних лапах.

   Медведь – один из основных персонажей русских народных сказок, наделяемый человеческими чертами, является символом плодородия, здоровья и силы и часто главенствует среди лесных зверей.

   У людей в старину существовало уважительное отношение к медведю – он считался хозяином леса, его облик принимал леший. Лешему, покровителю охоты, оставляли на пне первую добытую дичь. Считалось, что он может вывести из леса заплутавшего путника, но, если его рассердить, может, наоборот, завести человека в чащу и погубить.

   С весенним пробуждением медведя связывали наступление весны. Считалось, что медведь наделен особой мудростью, он способен защитить от колдовства, болезней и всевозможных бед. Считалось, что медведя даже нечистая сила боится.

Составление рассказа по картинке

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, а давайте теперь вы сами расскажете о медведе. Дети рассматривают и описывают медведя.

Какие бывают медведи? (бурые, белые)

Посмотрите, какой он? (большой, сильный и т. д.)

Какое тело у медведя? (громадное, неуклюжее, покрыто бурым (белым мехом).

Какая голова? (большая, шея? (маленькая, толстая).

А какие глаза? (маленькие, как пуговки, можно сказать глазки).

Уши — небольшие, кругленькие.

Ноги — сильные.

Когти — длинные, острые, крепкие.

Почему он косолапый? (ответы детей)

Чем питается медведь? (ответы детей)

А почему медведь много ест? (нагуливает жир)

Где он проводит зиму? (в берлоге)

Почему медведь впадает в спячку? (ответы детей)

   Мы уже хорошо познакомились с нашим русским медведем. Теперь давайте узнаем, какие есть у нашего знакомого – бурого русского медведя – заграничные родственники?

  Вот, например, родственник бурого мишки – медведь гималайский. (Показывает рисунок.) Еще его называют «мамафа», или белогрудый медведь. Это потому, что на груди у него расположен белый треугольник, похожий на детский фартучек. Этот мишка – один из самых больших в мире. Медведь с белым фартучком на грудке обитает на юге Дальнего Востока, в лесах Юго-Восточной Азии, в Гималайских горах, вот почему его прозвали так – гималайским. Белогрудый медведь так же ловок, как его бурый родственник, потому что хорошо лазает по деревьям. Даже на зимнюю спячку он устраивается в дупле дерева.

   А есть ли у нашего бурого медведя родственники в других частях света?

Например, в Австралии живет маленький медведь – коала, размер которого – почти как у игрушечных, до 50 см. (Показывает рисунок.) Коала живет в кронах эвкалиптовых деревьев и питается его листьями. Его имя – слово «коала» - переводится с местного языка как «не пьет». Он и в самом деле никогда не пьет. Потому что листья эвкалипта настолько сочные, что он не нуждается в воде. Хотя коалу и называют сумчатым медведем, или же медведем австралийским, из-за некоторой внешней схожести, к настоящим медведям она отношения не имеет никакого, коала и медведь даже не дальние родственники.

  А в Китае живет очковый медведь – панда. Панду еще называют бамбуковым медведем, потому что он поедает стебли бамбука. Как же управляется с тонкими стебельками большелапая панда? Она держит их в лапах и обкусывает. Природа наградила это животное как бы шестым пальцем. С его помощью большая панда ловко управляется с самыми тонкими стеблями бамбука.

  У бурого медведя, царя лесов, есть сородич, обитающий на далеком Севере, шкура которого имеет белый цвет. Его так и называют – белый медведь. Белые медведи – самые крупные хищники на нашей планете. В длину их тело достигает трех метров, а вес доходит до восьмисот килограммов. Практически все тело белого медведя покрыто густой шкурой белого или желтоватого оттенка. Такая окраска позволяет владыке Арктики маскироваться во время охоты. Охотятся белые медведи (а они являются отличными пловцами, в основном, на водоплавающих обитателей Северного Ледовитого океана. Их добычей становятся нерпы, тюлени, морские зайцы. Белые медведи обладают острым зрением и отличным обонянием, что позволяет им издалека обнаруживать добычу. В поисках пропитания белые медведи перемещаются на значительные расстояния, путешествуя по льдам Северного Ледовитого океана.

Интересные факты

 - Зимняя спячка медведя длится порядка двухсот дней.

 - Вес животного может достигать 800 кг.

 - Самым мелким представителем является малайский медведь. Его масса составляет от 30 до 60 кг, а длина – около 1,5 м.

 - Продолжительность жизни медведя – 25-40 лет.

 - На месте тяжелой битвы Ярослава Мудрого со свирепым медведем, спущенным на него жителями селения Медвежий угол, появился город русский Ярославль.

- К зимней спячке косолапый тщательно готовится, освобождая пищеварительную систему от остатков пищи и делая пробку из глины и земли в кишечнике.

 - Медведица рожает медвежат зимой, находясь в берлоге, практически не просыпаясь. Весят новорожденные зверята около 350 грамм.

 - Берн – город в Швейцарии, является самым медвежьим в Европе. Голова медведя – его символ.

Сегодня на нашем занятии вас ждут загадки, игры.

А сейчас я предлагаю вам отгадать медвежьи лакомства которые лежат в корзине. (изображение картины на слайд презентации)

Конкурс загадок.

1. Тёмно-красные кружочки,

Собраны в один комочек,

Мякоть сочная лечебна,

Сок той ягоды бесценный! (Малина)

2. Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины (Черника)

3. В домике скорлупке,

Живёт он, как в избушке,

Бывает грецким и лесным,

Кедровым не совсем большим! (Орех)

4. Само с кулачок, красный бочок,

Потрогаешь — гладко, откусишь — сладко. (Яблоко)

5. Загадаю вам загадку

Вкусный он и очень сладкий

Быть здоровым помогает

Его пчелы собирают... (Мед)

6. Землю пробуравил,

Корешок оставил,

Сам на свет явился,

Шапочкой прикрылся. (Гриб)

Воспитатель:  Молодцы. Все правильно отгадали! Медведи очень любят спелые ягоды, сладкие яблоки и душистый мед, Именно поэтому медведей зовут сладкоежками. А еще медведи любят овес молочной спелости. Про это писал сказку Виталий Бианки.

 Сегодня мы вспомним хорошо известные русские народные игры, в которые играли еще наши бабушки и дедушки. Познакомимся с играми новыми, играми других народов, главным героем которых, будет МЕДВЕДЬ!

1. «У медведя во бору»

Выбираем водящего, которого назначают «медведем». На площадке два круга: 1-ый — берлога «медведя», второй — дом, для всех остальных участников игры. Начинается игра, и дети выходят из дома со словами:

У медведя во бору, грибы. Ягоды беру. А медведь не спит, и на нас рычит.

После этих слов «медведь» выбегает из берлоги и старается поймать кого то из деток. Пойманный сам становится медведем.

Медведь — один из самых сильных обитателей нашего леса: сила удара лапой превышает собственный вес медведя в несколько раз - 1. 5 тонны!

Предлагаю вам  ребята помериться силой, но не с медведем, а друг с другом.

2. «Перетяжка»

Все мальчики, которые участвуют в этой игре, делятся на 2-е равные по числу участников команды. От каждой команды приглашаются по одному человеку. В центре площадки лежит метровая палка. Вышедшие участники хватают палку каждый со своей стороны и по команде начинают тянуть палку, каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону. Далее в центр площадки выходят следующие участники команд. Побеждает команда, набравшая большее количество индивидуальных побед.

Уважительно относились к медведю во все времена и жители Кавказа. Я хочу познакомить вас с дагестанской народной игрой.

3. «Слепой медведь»

Играющие свободно размещаются на ограниченной площадке. У каждого игрока две ложки. Игроки выбирают водящего - медведя, которому завязывают глаза. Они не сильными движениями стучат ложкой об ложку. Медведь идет на звук, стараясь запятнать кого-нибудь из играющих. Тот, кого медведь запятнает, становится водящим.

Водящий не должен подглядывать. Убегать за линию площадки игрокам не разрешается. Если медведь долго не может никого запятнать, надо поменять водящего.

Воспитатель: ну что же, ребята, на этом наше занятие закончилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в группе раннего возраста «День рождения у Кати»

Роль педагогического просвещения родителей к культурным традициям воспитания русского народа...

конспект занятия II группе раннего возраста во по познавательному развитию "Маша и Медведь в гостях у малышей" с применением дидактической игры.

Занятие по познавательному развитию "Маша и Медведь в гостях у малышей" в группе раннеговозраста направлено на формирование познавательных действий.  Все задачи реализуются через игровые ситуации...

Конспект занятия в группе дошкольного возраста с 4-5 лет «Мой город - Санкт-Петербург»

Конспект занятия в группе дошкольного возраста с 4-5 лет «Мой город - Санкт-Петербург»Интеграция образовательных областей:« Социально-коммуникативное развитие»«Позна...

Конспект занятия в группе дошкольного возраста 5-6 лет по речевому развитию "Весенняя фантазия"

Цель: составить рассказ по картине, выполненной детьми коллективно....

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста «День народного единства».

Конспект занятия для старшего дошкольного возраста«День народного единства».Цель: Приобщение детей к истории России и родного края.Задачи:Воспитывать патриотические чувства и гордость за с...

Конспект занятия в группе дошкольного возраста с 3 - 4 лет на тему «Дымковские игрушки»

Данное занятие способствует развитию эстетических чувств детей, содействию возникновения эмоционального отклика на произведения народного искусства....