Насекомые рядом с нами
план-конспект урока по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Образовательная ситуация в старшей группе
Тема: «Насекомые вокруг нас»
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности
Задачи:
- обеспечить условия для выражения детей своего мнения;
- способствовать развитию навыков взаимодействовать со сверстниками (в парах);
Cоздать условия для:
- внутренней потребности включения в деятельность с помощью беседы с опорой на личный опыт детей;
- осознанного принятия детьми «детской» цели;
- участия в ситуациях речевого общения, вызывающих потребность быть активными и доброжелательными;
- развития умений задавать вопросы, отстаивать свою точку зрения;
- развития умений выявлять причину затруднения в деятельности, выбирать способы преодоления затруднения;
- развития представлений о разновидностях насекомых;
- развития умений выделять характерные признаки насекомых;
- развития познавательной активности детей в процессе выполнения исследования;
- развития умений корректировать действия свои и сверстника;
- осознания себя как участника деятельности и для сформированности элементарных навыков самооценки.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Ход образовательной ситуации
Организация рабочего пространства | Деятельность педагога | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия/ задачи | |
Введение в ситуацию | ||||
- Муха-цокотуха, муха по полю пошла, муха денежку нашла - Интересно кто такая эта муха-цокотуха? - Я смотрела передачу и обнаружила, что оказывается насекомых очень много видов. Я нашла картинки, но теперь не знаю, все ли они насекомые. - Вы мне не поможете разложить картинки? - Сможете? | Дети стоят в кругу, высказывают свои ответы из личного опыта | Создать условия для мотивации детей на включение в деятельность Создать условия для осознанного принятия детьми «детской» цели | ||
Актуализация знаний и умений | ||||
- Ребята, что мы знаем о насекомых? - Какие они бывают? | Дети высказывают свои ответы | Создать условия для актуализации знаний детей о насекомых | ||
Затруднение в ситуации | ||||
На столах разложены картинки с насекомыми (бабочки, жуки, муравьи и т.д.) | Дидактическая игра «Подбери картинку» - Ребята, сколько видов насекомых? - А нас сколько? - Что нужно нам сделать? - Каждая пара выберет себе картинки и попробует определить, к какому виду они относится. - Вы уверены, что правильно выполнили задание? - Мне кажется, что в программе было показано иначе. - Смогли мы определить к какому виду относится то или иное насекомое? - Почему не смогли? - Что нам надо узнать? - Как это можно сделать? - Где можно узнать всё о насекомых? | Дети делятся на пары Дети раскладывают картинки с насекомыми рядом с аналогом. Дети называют причину затруднения Дети предлагают разные варианты: спросить у взрослого, посмотреть в энциклопедии | Создать условия для самостоятельного выбора партнера, поддерживания отношений сотрудничества между сверстниками Создать условия для развития умений детей выявлять причины затруднения, выбирать способы преодоления затруднения; Создать условия для тренировки мыслительных операций (мышление, речь) | |
«Открытие» нового знания (способа действия) | ||||
На мольбертах расположены картинки с насекомыми | Выставка насекомых - Давайте посетим выставку насекомых. - Найдите насекомое к своему виду. Посмотрите, какой вид насекомых на вашем столе. - Что изображено на вашей картинке? - Какое насекомое по внешнему виду? - Какие отличительные особенности имеет - Вы знаете, как называется этот вид насекомого? ВЫВОД - Все ли насекомые одинаковые? - Что общего? - Чем отличаются? | Каждая пара детей находит насекомое по своей картинке, выделяют его свойства и признаки по внешнему виду. Дети подходят к каждому столу, высказывают свою полученную информацию Дети встают в круг, отвечают на вопросы | Создать условия для развития умений выделять свойства и признаки мёда; развития умений корректировать действия свои и сверстника Создать условия для развития представлений детей о том, что существуют разнообразие насекомых | |
Включение нового знания в систему знаний и умений | ||||
Дидактическая игра «Подбери насекомое» - Теперь мы сможем разложить картинки к своим видам? - Разложите своих насекомых. - Правильно мы разложили? | Дети раскладывают картинки по видам | Создать условия для сохранения у детей интереса и осознанного отношения к выполняемой деятельности; отстаивать свою точку зрения | ||
Осмысление | ||||
- Кому вы помогали? - Как нам это удалось? | Дети встают в круг, высказываются по поводу выполненной работы | Создать условия для создания ситуации успеха и проговаривания детьми условий, которые позволили достигнуть «детской» цели |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром (экология), рисованию и музыке. Тема: «Удивительное рядом с нами» (Еж обыкновенный).
На занятии уточняются знания детей о жизни ежей в природе, об особенностях внешнего вида и поведения, об особенностях питания, передвижения, защиты. Художественное слово вызывает эмоциональный о...
Подборка материалов на тему «Цифры рядом с нами» (цифры в пословицах, поговорках, загадках, стихах)
Данная подборка предназначена для воспитателей подготовительных групп детского сада и для учителей начальной школы. Загадок, пословиц и поговорок с использованием цифр можно найти немало в различных и...
Конспект занятия по экологии на тему "Кто живет рядом с нами"
Конспект занятия по экологии на тему "Кто живет рядом с нами", соответствует требованиям написания конспекта для аттестации на соответствие занимаемой должности...
Открытое занятие по окружающему миру. Растения рядом с нами. Комнатное растение.
Беседа с детьми о комнатных растениях. Условия содержания комнатных растений. Их размножение. Рисование комнатного растения с натуры....
Экологическое воспитание «Насекомые синоптики», из цикла «Чудо рядом с нами».
Знакомство детей с явлениями, которые люди наблюдают в природе....
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей предшкольного возраста на тему:«Насекомые рядом с нами»
Познакомить детей с жизнью некоторых насекомых, рассказать об их образе жизни, увлечь детей маленьким, но очень интересным « миром», в котором живут эти крошечные существа. Познакоми...
Экологический проект "Насекомые рядом с нами"
Цель: Формирование общего представления детей о насекомых, их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни насекомых, сформировать у детей ...