Проект для детей старшей группы «Удивительный мир насекомых»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; научатся самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия, овладеют обобщающим понятием «насекомые»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.7 КБ |
![]() | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Проект для детей старшей группы «Удивительный мир насекомых»
Автор: Ахматова Ульяна Владимировна
Организация: МКДОУ 4
Населенный пункт: Сим, Челябинская область
1. Информационная карта проекта.
Название проекта: «Удивительный мир насекомых»
Автор проекта: Ахматова Ульяна Владимировна
Продолжительность проекта: 15. 06. 2023-15.07.2023 г.
Тип проекта: познавательно-исследовательский.
Вид проекта: творческий, исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.
Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? »
Цель проекта: Расширение знаний детей об особенностях внешнего вида и жизненного цикла насекомых, сформировать у детей чувства сопереживания к живой природе.
Задачи проекта:
Для детей:
Общеобразовательные:
- Расширять и систематизировать знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;
- Формирование познавательного интереса к насекомым.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе
Развивающие:
- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.
- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;
- Развивать коммуникативные навыки;
- Развивать эмоциональную отзывчивость;
Для педагогов:
1.Формулирование проблемы и продумывание методов и приёмов для решения данной проблемы.
2. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (вовлечение в проект детей и родителей).
3. Освоение дополнительной литературы.
Для родителей:
Непосредственное участие и оказание помощи в организации проекта.
Форма проведения итогового мероприятия проекта: спортивно-познавательное развлечение.
Название итогового мероприятия проекта «Эстафета насекомых»
Продукты проекта:
Для детей: коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ «Милые букашечки».
Для педагогов: подбор иллюстраций, создание электронной презентации.
Для родителей: изготовление масок для игры – драматизации «Муха – Цокотуха», консультация «Первая помощь при укусах насекомых», оформление книжек – малышек о насекомых.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; научатся самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия, овладеют обобщающим понятием «насекомые»
Для педагогов:
Пополнение, накопление материала по теме «Насекомые», вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.
Для родителей:
Освоение некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании, объективная оценка возможностей своего ребёнка и умение сотрудничать с ним, как с равноправным партнёром.
II. Краткое содержание проекта «Удивительный мир насекомых»
Этапы проекта | Действия детей | Действия педагогов | Действия членов семьи и социальных партнеров |
Подготовительный Проблема: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?» Прогнозирование: вызвать интерес к насекомым, желание им помочь и оберегать. | Исследовательская деятельность детей. Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?
Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых?» | Поставить цель, исходя из интересов и потребностей. Вовлечь дошкольников в решении проблемы. Определить задачи и предполагаемый результат проекта. Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада. Собрать материал, информацию. Дать домашние задания родителям и детям. | Содействовать детям в сборе информации о насекомых. |
Деятельностный Выявить, как насекомые приспосабливаются к жизни в определенной экосистеме, прийти к выводу, что в экосистеме все взаимосвязано. | Театрализованная деятельность «Муха - Цокотуха» Подвижные игры Ручной труд из бросового материала «Полянка насекомых» «На лугу» - коллективная аппликация Изобразительная деятельность «Бабочка»;
| Проведение дидактических и подвижных игр. Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые». Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме. Проведение намеченных мероприятий. Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта. Презентация «Эти милые букашки» Подбор развивающих, дидактических игр по теме «Насекомые» Рекомендации родителям по оформлению книжек-малышек. | Содействовать детям в воплощении замысла через наблюдения, рассматривании насекомых во время прогулок, беседы. |
Завершающий Презентация продуктов проекта
| Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. | Оформление выставки детских поделок «Удивительный мир насекомых» Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых» Презентация проекта. | Содействовать фантазии и словотворчеству детей, помогать в подборе материала для оформления книжек – малышек о насекомых.
|
Осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, сопереживание, сочувствие, содействие. |
- Планирование (системная паутинка) по проекту
Удивительный мир насекомых
Познавательно-исследовательская деятельность
(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?
Просмотр мультфильма «Путешествие муравья» по сказке В. Бианки
Просмотр м/ф «Стрекоза и муравей» по басням Крылова
Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанный мир насекомых»
Просмотр презентации «Жизнь насекомых»
Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя»
Наблюдение и рассматривание насекомых через лупу.
Наблюдение за насекомыми. Как передвигаются насекомые?
Наблюдение за насекомыми (муравей).
Наблюдение за жуками
Наблюдение за пауком.
Рассматривание изображений насекомых на иллюстрациях в книгах и альбомах.
Решение проблемных ситуаций: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?» Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)
«Счастливый жучок»- чтение рассказа Г. Скрябицкого
«Лесные хоромы» - чтение сказки М. Михайлова
Чтение стихов о насекомых.
"Тараканище", "Муха-цокотуха" К. Чуковский
В. Татарников «Зажжужала тут оса».
П. Синявский «Штрашная иштория».
Ян Бжехва «Муравей», «Комар».
Н. Нищева «На ромашке – две букашки».
В. Митько «Я кузнечика ловил».
Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».
В. Бианки «Приключения муравьишки».
К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».
В. Песков «Лечебница под сосной».
Чтение рассказа «Как появляется бабочка» Коммуникативная деятельность
(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками0
Беседы:
«Что мы знаем о насекомых?»
«Шестиногие малыши»
«Где зимуют насекомые?»
«Безопасность в природе»
Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;
«Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок
Составление описательного рассказа о насекомых;
Игровая деятельность
(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)
Дидактические игры:
«Кто что умеет делать», «На полянке», «Бабочки», «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?»
Игры с Лунтиком («Кто не относится к насекомым», «На какую букву начинается», «От большего к меньшему», «Помоги пчёлке построить соты»)
«Узнай насекомое», Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха».
Творческие игры с игрушками насекомыми Изобразительная деятельность
(рисование, лепка, аппликация)
«На лугу» - коллективная аппликация
Изобразительная деятельность «Поляна бабочек»;
Раскраски по теме «Насекомые»
«Улитки и гусеницы» - лепка
Рисование «Обведи насекомое по трафарету и раскрась».
Объёмная аппликация «Бабочка»
Двигательная деятельность
(овладение основными движениями0
Подвижные игры:
«Медведь и пчёлы»
«Бабочки и кузнечики»
«Жуки»
«Ласточки и мошки»
Игра малой подвижности «Кузнечики, пчёлы, жуки»
Подвижная игра с речевым сопровождением
«Добрый жук»
Мини-игры на создание образа, «Какое насекомое я изображаю».
Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»
Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,
«Полянка насекомых» из бросового материала.
Конструирование из счётных палочек «Стрекоза»
Оригами «Бабочка»
Трудовая деятельность
самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),
Подбор коллекции насекомых игрушечных муляжей.
Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.
Помощь взрослым в изготовлении декораций к спортивно-познавательному мероприятию, украшению зала.
Музыкальная деятельность
(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
«Полёт шмеля» прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова
Передача образов насекомых в движениях под музыку.
Режимные моменты
(интеграция разных видов деятельности)
Гимнастика для глаз «Стрекоза»
Пальчиковая гимнастика «Жук», «Сороконожки», «Пчела».
Физкультминутка «Божьи коровки», «Пауки»
Артикуляционная гимнастика «Оса».
Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами
«Как привить любовь к природе» - папка-передвижка.
Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимом насекомом оформить книжку - малышку, используя рисунки, фотографии.
«Первая помощь при укусах насекомых» - информация в уголке здоровья.
Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне…
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проект «Удивительный мир насекомых" Вид проекта : познавательно — исследовательский Тема : Путешествие в мир насекомых Длительность проекта: 15.06.2023-15.07.2023 Возраст детей: 5-6 лет
Задачи проекта : Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности. Цель проекта : Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых»
Актуальность: Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен. Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее . Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей. Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.
Предварительная работа: Создание минимузея • подбор энциклопедий, журналов о насекомых • оформление ООД ,схем развития • подбор художественного слова • подбор дидактических игр(лото, пазлы ) • подбор дисков со звуками насекомых Предполагаемый результат: 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым. 2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, муравья и т.д. 3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям. 4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы. 5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым. 6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. 7. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых. 8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. 9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
1 этап – подготовительный. подбор методической, научно-популярной и художественной литературы; разработка конспектов ООД, бесед; подбор иллюстраций, музыкального репертуара, презентаций, дидактических и подвижных игр по теме «Насекомые»; сбор материалов для детского творчества. Сотрудничество с семьей: консультации для родителей; привлечение родителей к созданию тематического альбома «Что я знаю о насекомых». Продукт проекта: оформление групповой выставки с работами детей; оформление тематического альбома «Что я знаю о насекомых»; викторина «Удивительные насекомые».презентация проекта 2 этап – организационный. Виды деятельности: Беседы «Путешествие в мир насекомых», «Кто приносит мед», «Где живут насекомые», «Польза или вред», «Зачем нужны букашки» Просмотр презентаций: «Насекомые», «Рождение бабочки», «Муравейник»; мультфильмов « Под грибом», « Лунтик », «Муха-цокотуха», «Стрекоза и муравей» Наблюдения за насекомыми (муравьями, бабочками, божьими коровками, пчелами, жуками) Дидактические игры «Узнай по описанию», «Подбери пару», «Кто лишний», «Загадай, я отгадаю», «Летает – не летает» Настольно-печатные игры лото «Насекомые», Подвижные игры «Мотыльки», «День – ночь», « Ловишки – муравьишки », «С цветка на цветок», «Мухоловка» «Поймай комара» «Хоровод насекомых» Чтение художественной литературы В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г.-Х. Андерсен « Дюймовочка »; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»; В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика»); К. Ушинский «Пчелки на разведках»; К. Чуковский « Тараканище »; В. Сутеев «Под грибом»; Н. Владимирова «На полянке рос грибок»; Заучивание стихов А. Барто «Фонарик», Е. Жданова «Божья коровка», «Про жука» автор неизвестен. Чтение и заучивание загадок, пословиц, поговорок о насекомых; прослушивание музыкальных произведений, аудиоэнциклопедия «Удивительные насекомые». Творческая мастерская, конкурс рисунка на асфальте 3 этап – итоговый Групповая выставка с работами детей «Букашки-таракашки»; Тематический альбом «Что я знаю о насекомых»; Викторина «Удивительные насекомые»;
Работа с родителями по проекту «Удивительный мир насекомых» - Памятка для родителей желающих участвовать в проекте. - Оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр. - Выставка детских работ «Милые букашечки». - Консультация родителей «Значение насекомых» в природе».
Результат: 1. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым. 2. Научились различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, муравья и т.д. 3.знают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям. 4.Научились составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы. 5. Ребята бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к насекомым. 6. Дети уверенно отличают, и называют характерные признаки разных насекомых. 7. У ребят сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. 9. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даёт большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.
Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, помог выявить талантливых и одаренных детей, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Работа над данным проектом способствовала · накоплению у детей конкретных представлений о насекомых, их жизнедеятельности, среде обитания; формированию у детей интереса к насекомым; самостоятельному действию в повседневной жизни (различных видах детской деятельности), принимать живое заинтересованное участие в исследовательской деятельности, самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи и решать ее посредством эксперимента; развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребенка. Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами (нашего детского сада, других образовательных учреждений), а также всеми заинтересованными людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект для детей старшей группы: «Удивительные насекомые».
Цель: расширение и обогащение представлений у детей о многообразном мире насекомых и их значении в природе.Задачи :v Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/05/picture-655365-1693943471.jpg)
Краткосрочный проект для детей старшей группы "Удивительный мир насекомых"
Краткосрочный проект для детей старшей группы "Удивительный мир насекомых"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/29/picture-820297-1648533697.jpg)
Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Удивительный мир насекомых»
Актуальность проблемы В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучко...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/03/picture-992096-1520093212.jpg)
Долгосрочный проект для детей старшей группы «Удивительный мир часов»
Цель: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов, обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/17/picture-42337.jpg)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Удивительные насекомые".
Данная занятие направлено на создание условий для формирования у детей представлений о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера) и их характерных признаках....
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/05/picture-1085798-1670241969.jpg)
Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе "Удивительный мир насекомых"
Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того, как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к «мелким тварям» – или у нас развивается фобия к ...
Проект во второй младшей группе «Удивительный мир насекомых»
Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к р...