Проект для детей старшей группы «Удивительный мир насекомых»
проект по окружающему миру (старшая группа)

Ахматова Ульяна Владимировна

Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; научатся самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия, овладеют обобщающим понятием «насекомые»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект для детей старшей группы «Удивительный мир насекомых»

Автор: Ахматова Ульяна Владимировна

Организация: МКДОУ  4

Населенный пункт: Сим, Челябинская область

1. Информационная карта проекта.

Название проекта: «Удивительный мир насекомых»

Автор проекта: Ахматова Ульяна Владимировна

Продолжительность проекта: 15. 06. 2023-15.07.2023 г.

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.

Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: Лето! Это удивительная пора в природе, когда красоту можно увидеть на каждом шагу. Нужно только не упустить увлекательные моменты, а показать их детям. Однажды во время прогулки дети увидели насекомых. Реакция ребят была неоднозначной. Часть детей выразили радость и неподдельный интерес, другие - испугались. Были и такие ребята, которые предложили уничтожить насекомых. Мнения разделились. В ходе беседы выяснилось, что знания дошкольников о насекомых очень скудные. Таким образом, возникла проблема: «Нужны ли насекомые? Пользу или вред они приносят? »

Цель проекта: Расширение знаний детей об особенностях внешнего вида и жизненного цикла насекомых, сформировать у детей чувства сопереживания к живой природе.

Задачи проекта:

Для детей:

Общеобразовательные:

- Расширять и систематизировать знаний детей о насекомых, местах их обитания, характерных особенностях;

- Формирование познавательного интереса к насекомым.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей бережное и чуткое отношение к природе

Развивающие:

- Развивать речь детей, активизировать словарный запас.

- Развивать умение делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами живой природы;

- Развивать коммуникативные навыки;

- Развивать эмоциональную отзывчивость;

Для педагогов:

1.Формулирование проблемы и продумывание методов и приёмов для решения данной проблемы.

2. Развитие системы продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса (вовлечение в проект детей и родителей).

3. Освоение дополнительной литературы.

 

Для родителей:

Непосредственное участие и оказание помощи в организации проекта.

 

Форма проведения итогового мероприятия проекта: спортивно-познавательное развлечение.

Название итогового мероприятия проекта «Эстафета насекомых»

 

Продукты проекта:

Для детей: коллективная аппликация «На полянке», выставка детских работ «Милые букашечки».

Для педагогов: подбор иллюстраций, создание электронной презентации.

Для родителей: изготовление масок для игры – драматизации «Муха – Цокотуха», консультация «Первая помощь при укусах насекомых», оформление книжек – малышек о насекомых.

 

Ожидаемые результаты по проекту:

Для детей:

Изучая насекомых и наблюдая за ними, у детей расширятся знания о насекомых, сформируется эмоциональное отношение к миру природы. Дети узнают о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые; научатся самостоятельно анализировать полученные результаты, находить сходства и различия, овладеют обобщающим понятием «насекомые»

Для педагогов:

Пополнение, накопление материала по теме «Насекомые», вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс.

Для родителей:

Освоение некоторых педагогических приёмов, необходимых в семейном воспитании, объективная оценка возможностей своего ребёнка и умение сотрудничать с ним, как с равноправным партнёром.

 

 

II. Краткое содержание проекта «Удивительный мир насекомых» 

 

Этапы проекта

Действия детей

Действия педагогов

Действия членов семьи и социальных партнеров

Подготовительный

Проблема: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?»

Прогнозирование: вызвать интерес к насекомым, желание им помочь и оберегать.

Исследовательская деятельность детей.

Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?

 

Решение проблемных ситуаций «Что было бы, если б не было насекомых?»

Поставить цель, исходя из интересов и потребностей.

Вовлечь дошкольников в решении проблемы.

Определить задачи и предполагаемый результат проекта.

Обратиться за консультациями к узкими специалистам детского сада.

Собрать материал, информацию.

Дать домашние задания родителям и детям.

Содействовать детям в сборе информации о насекомых.

Деятельностный

Выявить, как насекомые приспосабливаются к жизни в определенной экосистеме, прийти к выводу, что в экосистеме все взаимосвязано.

Театрализованная деятельность «Муха - Цокотуха»

Подвижные игры

Ручной труд из бросового материала «Полянка насекомых»

«На лугу» - коллективная аппликация

Изобразительная деятельность «Бабочка»;

 

 

Проведение дидактических и подвижных игр.

Мультимедийная презентация по теме: «Насекомые».

Чтение стихов, пословиц и рассказов художественной литературы по данной теме.

Проведение намеченных мероприятий.

Самостоятельные творческие работы: поиск и отбор материала участниками проекта.

Презентация «Эти милые букашки»

Подбор развивающих, дидактических игр по теме «Насекомые»

Рекомендации родителям по оформлению книжек-малышек.

Содействовать детям в воплощении замысла через наблюдения, рассматривании насекомых во время прогулок, беседы.

Завершающий

Презентация продуктов проекта

 

 

 

Продукт деятельности готовят к презентации.

Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Оформление выставки детских поделок «Удивительный мир насекомых»

Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»

Презентация проекта.

Содействовать фантазии и словотворчеству детей, помогать в подборе материала для оформления книжек – малышек о насекомых.

 

Осознание экологической ценности природы в ее единстве с человеком, сопереживание, сочувствие, содействие.

 

 

  1. Планирование (системная паутинка) по проекту

Удивительный мир насекомых

Познавательно-исследовательская деятельность

(исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)

Опытно – поисковая деятельность на участке: «Какие насекомые появились первые?

Просмотр мультфильма «Путешествие муравья» по сказке В. Бианки

Просмотр м/ф «Стрекоза и муравей» по басням Крылова

Просмотр мультимедийной презентации «Неизведанный мир насекомых»

Просмотр презентации «Жизнь насекомых»

Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя»

Наблюдение и рассматривание насекомых через лупу.

Наблюдение за насекомыми. Как передвигаются насекомые?

Наблюдение за насекомыми (муравей).

Наблюдение за жуками

Наблюдение за пауком.

Рассматривание изображений насекомых на иллюстрациях в книгах и альбомах.

Решение проблемных ситуаций: «Нужны ли насекомые?», «Пользу или вред они приносят?» Чтение художественной литературы (восприятие художественной литературы и фольклора)

«Счастливый жучок»- чтение рассказа Г. Скрябицкого

«Лесные хоромы» - чтение сказки М. Михайлова

Чтение стихов о насекомых.

"Тараканище", "Муха-цокотуха" К. Чуковский

В. Татарников «Зажжужала тут оса».

П. Синявский «Штрашная иштория».

Ян Бжехва «Муравей», «Комар».

Н. Нищева «На ромашке – две букашки».

В. Митько «Я кузнечика ловил».

Кабардинская сказка «Крестьянин и Муравей».

В. Бианки «Приключения муравьишки».

К. Ушинский «Капустница», «Пчелки на разведке».

В. Песков «Лечебница под сосной».

Чтение рассказа «Как появляется бабочка» Коммуникативная деятельность

(Общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками0

Беседы:

«Что мы знаем о насекомых?»

«Шестиногие малыши»

«Где зимуют насекомые?»

«Безопасность в природе»

Рассказ воспитателя «Таинственные превращения»;

«Загадки, которые мы любим» - отгадывание загадок

Составление описательного рассказа о насекомых;

Игровая деятельность

(сюжетно-ролевые игры, игру с правилами и другие виды игры)

Дидактические игры:

«Кто что умеет делать», «На полянке», «Бабочки», «Узнай, во что превратится гусеница», «Насекомые-великаны», «Исправь ошибку», «Кто как передвигается?», «Кто где живёт?»

Игры с Лунтиком («Кто не относится к насекомым», «На какую букву начинается», «От большего к меньшему», «Помоги пчёлке построить соты»)

«Узнай насекомое», Игра-драматизация по сказке «Муха-цокотуха».

Творческие игры с игрушками насекомыми Изобразительная деятельность

(рисование, лепка, аппликация)

«На лугу» - коллективная аппликация

Изобразительная деятельность «Поляна бабочек»;

Раскраски по теме «Насекомые»

«Улитки и гусеницы» - лепка

Рисование «Обведи насекомое по трафарету и раскрась».

Объёмная аппликация «Бабочка»

Двигательная деятельность

(овладение основными движениями0

Подвижные игры:

«Медведь и пчёлы»

«Бабочки и кузнечики»

«Жуки»

«Ласточки и мошки»

Игра малой подвижности «Кузнечики, пчёлы, жуки»

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Добрый жук»

Мини-игры на создание образа, «Какое насекомое я изображаю».

Спортивно-познавательное развлечение «Эстафета насекомых»

Продуктивная деятельность (конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

«Полянка насекомых» из бросового материала.

Конструирование из счётных палочек «Стрекоза»

Оригами «Бабочка»

Трудовая деятельность

самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице),

Подбор коллекции насекомых игрушечных муляжей.

Беседы о трудолюбии, обсуждение о трудолюбивых ленивых насекомых.

Помощь взрослым в изготовлении декораций к спортивно-познавательному мероприятию, украшению зала.

Музыкальная деятельность

(восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)

«Полёт шмеля» прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова

Передача образов насекомых в движениях под музыку.

Режимные моменты

(интеграция разных видов деятельности)

Гимнастика для глаз «Стрекоза»

Пальчиковая гимнастика «Жук», «Сороконожки», «Пчела».

Физкультминутка «Божьи коровки», «Пауки»

Артикуляционная гимнастика «Оса».

Формы взаимодействия с семьей и социальными партнерами

«Как привить любовь к природе» - папка-передвижка.

Творческое домашнее задание для детей и родителей: о любимом насекомом оформить книжку - малышку, используя рисунки, фотографии.

«Первая помощь при укусах насекомых» - информация в уголке здоровья.

Наблюдение за насекомыми во дворе, на даче, в деревне…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Удивительный мир насекомых»

Слайд 2

Проект «Удивительный мир насекомых" Вид проекта : познавательно — исследовательский Тема : Путешествие в мир насекомых Длительность проекта: 15.06.2023-15.07.2023 Возраст детей: 5-6 лет

Слайд 3

Задачи проекта : Формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; формировать у детей элементарные представления о насекомых их строении, способах передвижения; воспитывать бережное отношение к живому; развивать эмоциональную отзывчивость; формировать навыки исследовательской деятельности. Цель проекта : Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Удивительный мир насекомых»

Слайд 4

Актуальность: Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним. Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания. Дошкольник эмоционально восприимчив к миру природы, он удивляется, восторгается объектами природы, желает участвовать в нестандартных ситуациях, в альтруистической деятельности. Дошкольнику присущи чувства сопереживания, сочувствия, он любознателен. Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее . Любить и беречь природу может лишь тот, кто ее знает, изучает, понимает. Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому дошкольное учреждение занимает особое место в системе непрерывного экологического образования, где целенаправленно закладываются основы экологической культуры детей. Главная задача экологического образования дошкольников — формирование у них экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.

Слайд 5

Предварительная работа: Создание минимузея • подбор энциклопедий, журналов о насекомых • оформление ООД ,схем развития • подбор художественного слова • подбор дидактических игр(лото, пазлы ) • подбор дисков со звуками насекомых Предполагаемый результат: 1. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым. 2. Научатся различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, муравья и т.д. 3. Будут знать о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям. 4.Научатся составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы. 5. Ребята будут бережно относиться к природе, будут стремиться к правильному поведению по отношению к насекомым. 6. У ребят сформируется стремление к исследованию объектов природы, они научатся делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи. 7. Дети будут уверенно отличать, и называть характерные признаки разных насекомых. 8. У ребят будет сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. 9. К экологическому проекту будут привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даст большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Слайд 6

1 этап – подготовительный. подбор методической, научно-популярной и художественной литературы; разработка конспектов ООД, бесед; подбор иллюстраций, музыкального репертуара, презентаций, дидактических и подвижных игр по теме «Насекомые»; сбор материалов для детского творчества. Сотрудничество с семьей: консультации для родителей; привлечение родителей к созданию тематического альбома «Что я знаю о насекомых». Продукт проекта: оформление групповой выставки с работами детей; оформление тематического альбома «Что я знаю о насекомых»; викторина «Удивительные насекомые».презентация проекта 2 этап – организационный. Виды деятельности: Беседы «Путешествие в мир насекомых», «Кто приносит мед», «Где живут насекомые», «Польза или вред», «Зачем нужны букашки» Просмотр презентаций: «Насекомые», «Рождение бабочки», «Муравейник»; мультфильмов « Под грибом», « Лунтик », «Муха-цокотуха», «Стрекоза и муравей» Наблюдения за насекомыми (муравьями, бабочками, божьими коровками, пчелами, жуками) Дидактические игры «Узнай по описанию», «Подбери пару», «Кто лишний», «Загадай, я отгадаю», «Летает – не летает» Настольно-печатные игры лото «Насекомые», Подвижные игры «Мотыльки», «День – ночь», « Ловишки – муравьишки », «С цветка на цветок», «Мухоловка» «Поймай комара» «Хоровод насекомых» Чтение художественной литературы В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Паучок – пилот»; Г.-Х. Андерсен « Дюймовочка »; Г. Скребицкий «Счастливый жучок»; В. Зотов «Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук» (из книги «Лесная мозаика»); К. Ушинский «Пчелки на разведках»; К. Чуковский « Тараканище »; В. Сутеев «Под грибом»; Н. Владимирова «На полянке рос грибок»; Заучивание стихов А. Барто «Фонарик», Е. Жданова «Божья коровка», «Про жука» автор неизвестен. Чтение и заучивание загадок, пословиц, поговорок о насекомых; прослушивание музыкальных произведений, аудиоэнциклопедия «Удивительные насекомые». Творческая мастерская, конкурс рисунка на асфальте 3 этап – итоговый Групповая выставка с работами детей «Букашки-таракашки»; Тематический альбом «Что я знаю о насекомых»; Викторина «Удивительные насекомые»;

Слайд 7

Работа с родителями по проекту «Удивительный мир насекомых» - Памятка для родителей желающих участвовать в проекте. - Оказание помощи в подборе энциклопедий, художественной литературе, дидактических игр. - Выставка детских работ «Милые букашечки». - Консультация родителей «Значение насекомых» в природе».

Слайд 13

Результат: 1. У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам природы - насекомым. 2. Научились различать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, пчелу, кузнечика, муравья и т.д. 3.знают о пользе или вреде, которую приносят людям и растениям. 4.Научились составлять описательный рассказ о насекомом с использованием опорной схемы. 5. Ребята бережно относятся к природе, стремятся к правильному поведению по отношению к насекомым. 6. Дети уверенно отличают, и называют характерные признаки разных насекомых. 7. У ребят сформировано представление о том, что нельзя делить насекомых на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним. 9. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей даёт большой плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

Слайд 14

Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, помог выявить талантливых и одаренных детей, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка. Работа над данным проектом способствовала · накоплению у детей конкретных представлений о насекомых, их жизнедеятельности, среде обитания; формированию у детей интереса к насекомым; самостоятельному действию в повседневной жизни (различных видах детской деятельности), принимать живое заинтересованное участие в исследовательской деятельности, самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи и решать ее посредством эксперимента; развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребенка. Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами (нашего детского сада, других образовательных учреждений), а также всеми заинтересованными людьми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект для детей старшей группы: «Удивительные насекомые».

Цель: расширение и обогащение представлений у детей о многообразном мире насекомых и их значении в природе.Задачи :v Расширять и систематизировать знания детей о насекомых, местах ...

Краткосрочный проект для детей старшей группы "Удивительный мир насекомых"

Краткосрочный проект для детей старшей группы "Удивительный мир насекомых"...

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы «Удивительный мир насекомых»

Актуальность проблемы В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Их очень увлекает все, что происходит вокруг. Они все время задают вопросы: Кто это? Какой? Для чего? Почему? Про жучко...

Долгосрочный проект для детей старшей группы «Удивительный мир часов»

Цель: развитие интереса к истории возникновения различных видов часов, обогащение представлений детей о времени, часах, часовом механизме....

Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Удивительные насекомые".

Данная занятие направлено на создание условий для формирования у детей представлений о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера) и их характерных признаках....

Познавательно-исследовательский проект во второй младшей группе "Удивительный мир насекомых"

Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того, как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к «мелким тварям» – или у нас развивается фобия к ...

Проект во второй младшей группе «Удивительный мир насекомых»

Впервые мы встречаемся с насекомыми в раннем детстве. И от того как происходит эта встреча, зависит наше дальнейшее отношение к “мелким тварям” – или у нас развивается фобия к р...