Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей старшей группы "Удивительные насекомые".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Елена Викторовна Жигулова

Данная занятие направлено на создание условий для формирования у детей представлений о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера) и их характерных признаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhigulova_e.v._zanyatie_nasekomye.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Жигулова Елена Викторовна

Воспитатель

МДОУ – детский сад № 27 «Сказка» муниципального образования

г. Саяногорск

Занятие для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром

  «Удивительные насекомые»

Цель: Создание условий для формирования у детей представлений о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера) и их характерных признаках.

 Задачи:

1. Закрепить и расширить знания детей о мире насекомых.

2. Уточнить представления детей о пользе насекомых.

2. Развивать зрительное восприятие, умение замечать характер насекомых, их особенности в музыкальных произведениях, переданными русскими композиторами

4. Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле, не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Материал к занятию: картинки из серии "Насекомые”, картинка о цикле размножения бабочки, игрушки (паук, жук, муравей), предупреждающие знаки о правилах поведения в природе.

1. Организационный момент:

Приветствие:

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, птицы!
Здравствуй, родная земля!
Здравствуйте, мои друзья!
Здравствуйте, здравствуйте,
Все, в ком добро живет!


В.: - Дети, какое время года сейчас? (Весна)
- Назовите весенние месяцы (март, апрель, май) 
- Сейчас месяц май – последний месяц весны.

-  Давайте перечислим признаки весны, которые мы наблюдали в марте и апреле.  (Растаял снег, текли ручейки, появилась трава, прилетели птицы, появились насекомые).
- Правильно, ребята, на земле великое множество насекомых, мы их называем шестиногими малышами. Давайте будем всех насекомых обозначать так (овал с шестью ножками), они такие маленькие, что их трудно разглядеть.

- Да и заметить многих трудно: у них защитная окраска.

II. Основная часть:
Игровое упражнение «Отгадай загадку»


1.Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел (Бабочка).


2.Имя взял у кузнеца,
Цвет - у огурца,
Крылья – у морошки,
Ножки – у блошки
 (Кузнечик).


3.Летит, пищит,
Ножки длинные тащит.
Случай не упустит:
Сядет и укусит
 (Комар)

4.Жу-жу, жу-жу,

Я на ветке лежу

Букву «ж» все твержу

Зная твердо букву эту

Я жужжу зимой и летом (Жук).

5.Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет,

Тогда перестанет (Муха).

6.Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой.

Похлопочет над цветком,

Он поделится медком (Пчела).

7.Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это…(божья коровка).

8.Муравей нашел былинку

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей

Он ползет уже с трудом,

Но зато, какой хороший

Муравьи возводят дом.

В.: - А где живут муравьи? (в муравейнике).

  • Пчелы – в ульях, осы строят дома похожие на бумажные фонарики, а у бабочки нет дома, для нее дом каждая шелковая травинка, каждое дупло, каждая удобная ветка.

Да и зачем ей дом, если живет она всего 2 недели и за такое короткое время ей надо узнать целый мир.

Физкультминутка «Бабочка»

Стоял цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется

Бабочка кружит и вьется.

В.: - Насекомые – удивительные существа, как вы думаете, где они были зимой? (спали).

 Верно, осенью они прячутся под опавшими листьями, под кору деревьев, в щели и засыпают.

А вы знаете, что бабочки, мухи, жуки никогда не бывают детишками.

 Они появляются на свет сразу взрослыми.

Вот бабочка откладывает много яиц, часть из них склевывают птицы, часть – унесут муравьи, а какая-то часть уцелеет.

Из них то и появятся гусеницы.

Пройдет время, и гусеница превратится в куколку. А из куколки появится бабочка.

Дидактическая игра «Кто что делает?»

В.: - Какие насекомые жужжат? (жуки, пчелы, осы, мухи, стрекозы).

- Пищат? (комар).

- Стрекочут? (кузнечики, сверчки)

- Какой звук издает бабочка? (никакой)

Гимнастика для глаз:

На полянку жук влетел

Зажужжал и запел – жжжжж

Вот он вправо полетел (дети смотрят вправо)

Вот он влево полетел (смотрят влево)

Жук, вот правая ладошка (правую руку вперед)

Жук, вот левая ладошка (левую руку вперед)

Жук наверх полетел,

И на веточку присел.

На носочки мы привстали,

Но жука мы не достали.

Хлопаем дружно: хлоп, хлоп, хлоп

Чтобы улететь он смог: жжжжж.

В.: - Высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не навредите жучку (Дети подпрыгивают и пытаются поймать жука на веревке)

В.: - Дети, как вы думаете, чем питаются насекомые?

- Кто из них вреден человеку (те, которые портят растения, переносят болезни, кусают).

- А кто полезен для человека? (уничтожают вредителей, собирают мед).

  • Вредные они или полезные, мы не должны их обижать и уничтожать. В природе все взаимосвязано. Представьте себе, что бы было, если бы не стало комаров, исчезли бы стрижи и ласточки, потому что они питаются комарами. Каждое насекомое занимает свое место в природе.

Показ запрещающих знаков: нельзя ловить бабочек, нельзя разорять муравейники, собирать цветы и т.д.

В.: - Иногда людей сравнивают с насекомыми: трудолюбивый как пчела, назойливый как муха, как вы думаете, про каких людей так говорят.

III. Заключительная часть:

В.: - Молодцы, ребята, как много нового мы сегодня узнали.

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: "НАСЕКОМЫЕ ОСЕНЬЮ"

Целью занятия является: развитие представлений детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; активировать познавательны...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Незнайка в стране насекомых»

План-конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Незнайка в стране насекомых»...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Эти удивительные камни"

Знакомство детей с разнообразием камней, выявлением свойств через опыты с камнями,  познакомить с информацией о пользе камня для человека....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Насекомые»

Уточнить представление детей о насекомых и их характрерных признаках...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Удивительный мир насекомых"

Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «НАСЕКОМЫЕ»

  Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе по теме «НАСЕКОМЫЕ»        ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о многооб...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Удивительный воздух».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром  в средней группе  «Удивительный воздух»....