Использование цифровых образовательных ресурсов, как эффективное средство развития познавательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Данилейко Виктория Сергеевна

В данном конспекте представлена педогагическая находка для развития познавательной самостоятельности, которую я применяю в своей образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_nahodka_danileyko_v.s.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Полтавский детский сад «Берёзка» Полтавского района Омской области

Моя педагогическая находка

«Использование цифровых образовательных ресурсов

 как эффективное средство развития познавательной самостоятельности

  у детей старшего дошкольного возраста»

Данилейко Виктория Сергеевна, воспитатель

Полтавка, 2024 г.

Добрый день, уважаемые члены жюри,  коллеги!

Тема моей педагогической находки

«Использование цифровых образовательных ресурсов

 как эффективное средство развития познавательной самостоятельности

  у детей старшего дошкольного возраста»

Слайд 1

Одним из ключевых принципов современного дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и Федеральной образовательной программой является поддержка самостоятельности детей дошкольного возраста. Значимость развития таких личностных качеств как самостоятельность и инициативность у современных дошкольников обусловлена тем, что в условиях глобальной информатизации, стремительных изменений во всех сферах жизнедеятельности человеку важно уметь самостоятельно анализировать информацию, принимать решения, выполнять действия по достижению определенных целей.

В связи с этим развитие самостоятельности важно осуществлять уже  с дошкольного возраста. Источником развития личности дошкольников выступают различные виды деятельности, одной из них является познавательно-исследовательская деятельность.

Способность самостоятельно осуществлять познание окружающего мира является особо значимой, именно на этом аспекте самостоятельности базируется успешность ребенка в обучении. Поэтому развитие познавательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста представляет собой особый интерес с точки зрения подготовки детей к обучению в школе.

Слайд 2

Самостоятельность ребенка – это умение действовать по собственной инициативе, выполнять привычные дела без образца, помощи и контроля взрослых. Она выражается в заинтересованном принятии информации, желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умении усвоить способ познания и применить его на другом материале.

Современная трактовка понятия «познавательная самостоятельность» рассматривается как качество личности, выражающееся в проявлении инициативности, потребности осуществления нового действия с целью получения нового знания через познавательную деятельность.

Формирование познавательной самостоятельности является предметом изучения многих исследователей в области психологии и педагогики. Так, в научных трудах Алексея Николаевича Леонтьева, Василия Васильевича Давыдова, Льва Семеновича Выготского, Даниила Борисовича Эльконина подчеркивается огромная роль самостоятельности в формировании личности человека.

 Одним из важных условий является использование новых информационных ресурсов.

Однако не всегда педагоги активно внедряют в образовательную деятельность с воспитанниками цифровые образовательные ресурсы: мультимедийные презентации, интерактивные игры развивающего, обучающего и диагностического характера, компьютерные программы.

Слайд 3

Мной была поставлена задача выявить начальный уровень сформированности познавательной самостоятельность у детей подготовительной группы.

С этой целью я использовала методику Марины Николаевны Поляковой «Догадайся, что это за предмет». Детям  предъявлялся незнакомый предмет и предлагалось определить, что это за предмет и для чего он нужен.

По итогам анализа полученных результатов были сделаны следующие выводы:

высокий уровень – 20% (5 детей) - с интересом рассматривали предметы, брали их в руки, задавали вопросы, предлагали найти информацию о данном предмете в определенном источнике;

средний уровень – 68% (17 детей) - дети были заинтересованы в обследовании предмета, длительное время рассматривали его, пытались определить его назначение, но при неправильном ответе быстро сдавались и просили помощи взрослого;

низкий уровень – 12% (3 ребенка) - дети не были заинтересованы в обследовании предмета, прибегали к помощи взрослого в процессе определения назначения предмета, не желали обследовать предмет.

Эти результаты вы можете увидеть на диаграмме.

Результаты диагностики позволяют утверждать, что в данной группе дошкольников преобладает средний уровень развития познавательной самостоятельности.

 Во многом это обусловлено недостатками в использовании современных образовательных ресурсов, способствующих развитию познавательной  самостоятельности старших дошкольников.

Слайд 4

Исходя из проблемы, я определила цель своей деятельности:

Создание условий для развития познавательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста средствами ЦОР, а именно образовательного курса «Смогу сам».

С задачами вы можете познакомиться на слайде

Задачи:

 1. Изучить теоретические основы и методические аспекты по вопросу развития познавательной самостоятельности у старших дошкольников.

2. Провести начальную и итоговую диагностику уровня  развития  познавательной самостоятельности у воспитанников подготовительной группы. Сделать сравнительный анализ.

3.Создать условия для развития познавательной самостоятельности через использование ЦОР (образовательный курс «Смогу сам»).

4. Разработать методические рекомендации для педагогов детского сада и родителей по использованию образовательного курса для развития познавательной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 5

Выделяют три наиболее существенных компонента познавательной самостоятельности:

1) Мотивационный (является источником деятельности человека).

2)Содержательно-операционный (формирует стремление к пополнению знаний и овладению новыми способами деятельности). 3) Волевой (для достижения цели недостаточно одного стремления, нужно приложить волевые усилия).

Слайд 6

Мной был разработан и апробирован дистанционный образовательный курс «Смогу сам», направленный на развитие познавательной самостоятельности старших дошкольников.

В своей работе я применяю онлайн-платформу Wordwall.

На данной платформе размещены игры по ознакомлению с окружающим миром:

-дидактические игры «Мировой океан», «Полезные и вредные продукты», «С какой ветки детки», «Правила поведения в лесу» и другие.

 Систематически в рамках кружковой работы мной проводилась образовательная деятельность в подготовительной группе.

Дети постепенно осваивали  правила работы на онлайн-платформе. Знакомились с правилами и условиями  игры. В процессе освоения правил игры дети проявляли все больше самостоятельности. Они не боялись сделать ошибку, потому что её было несложно исправить.

Слайд 7

Слайд 8, 9, 10, 11

Для педагогов нашего детского сада я проводила консультации и практические семинары.

Поделилась опытом работы на муниципальной ярмарке «Функциональная грамотность дошкольников» в мае 2023 года  и на региональной Ярмарке педагогического мастерства в ноябре 2023 года представила мастер-класс по данной теме в г. Омске.

Слайд 12, 13, 14

Для выявления динамики уровня развития познавательной самостоятельности старших дошкольников была проведена повторная диагностика. Измерения проводились с помощью тех же методов и критериев, применяемых при первичной диагностике. Анализ результатов наблюдений за деятельностью детей показал, что дети стали активнее проявлять свою самостоятельность и рассматривали предметы сами, предлагали свои варианты ответов, стали выдвигать свои гипотезы. Высокий уровень показали 52% дошкольников (13 детей), средний уровень показали  11 дошкольников (44%), низкий уровень показал 1 ребенок (4%).

Сравнительные результаты исследования уровня развития познавательной самостоятельности старших дошкольников по итогам первичной и повторной диагностики вы можете увидеть на диаграмме.

Таким образом, можно отметить, что наблюдалась положительная динамика развития познавательной самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 15

Для родителей подготовила консультации и буклеты, а также предложила использовать материалы на моем сайте, сделав QR – код для удобного пользования.

Слайд 16, 17

Можно сделать вывод, что систематическое использование цифровых образовательных ресурсов позволяет расширить возможности  в образовательном процессе, сделать его простым, интересным и эффективным. Это положительно влияет на развитие познавательной самостоятельности  детей старшего дошкольного возраста.

Считаю, что педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и широко использовать в образовательном процессе цифровые образовательные ресурсы и уметь создавать свои.

Слайд 18

Приглашаю педагогов к сотрудничеству!

Мои координаты вы можете увидеть на слайде.

Слайд 19


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

Использование мобильного обучения с элементами дополненной реальности для организации образовательной деятельности как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста.

Дополненная реальность способна сделать восприятие информации воспитанниками гораздо проще и нагляднее. Принцип технологии дополненной реальности заключается в совмещении виртуальных и существующих об...

«Скоростная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Использование "скоростной лестницы" для развития координации движения детей старшего дошкольного возраста....

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Сообщение: "Наблюдение в природе как эффективное средство развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста".

В  настоящее время одной из основных задач, стоящих перед образованием, является владение человеком не только знаниями, но и умением добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому ...