Конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Занятие по экологии
В старшей группе
«Лес – наше богатство»
Цель: Создать условия для познавательного развития детей через закрепление представлений об экосистеме леса.
Образовательные задачи:
Уточнить и расширить представления о лесе и его обитателях. Показать взаимосвязь, взаимодействие живой и не живой природы. Систематизировать знания детей о правилах поведения в лесу.
Развивающие задачи:
Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателей.
Формировать связную речь и умение анализировать.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к ней.
Методы и приемы:Рассматривание, наблюдение, показ воспитателя, дидактическая игра, использование художественной литературы.
Материал: картины с изображением леса, экологические знаки, набор карточек с изображением диких животных, их жилья, лесных цветов, карточки с изображением живой и не живой природы, фотографии детей в лесу, клей, карандаши.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций и беседа о лесе с детьми. Чтение художественной литературы, загадки о диких животных, заучивание стихов
Ход занятия:
— Здравствуйте ребята. Ребята я вам предлагаю отправиться на прогулку. А куда вы узнаете.
Послушайте пожалуйста – музыка «голоса леса».
— Как вы догадались? Чьи голоса вы услышали? Что ещё можно услышать в лесу? (Ответы детей)
— Наш лес очень музыкален, он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна. Обратить внимание детей на картину леса.
Зачитать стихотворение С. Погорельский
Здравствуй лес, зелёный лес,
Полон сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвой
Ночью тёмной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре.
Кто в глуши твоей таится
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой не утаи!
Ты же видишь — мы свои.
— Лес — это целый мир, это дом для диких животных и птиц, насекомых и растений, как большая книга, которую нам предстоит узнать.
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в природе .
1. Игра «Правила леса» экологические знаки (символы)
1) «не рубите деревья»;
2) «не разводить костры»;
3) «не оставлять мусор»;
4) «не рвать цветы»;
5) «не разорять гнёзда птиц»;
6) «не губить муравейники»;
7) «не брать диких животных домой»;
8) «не ловить бабочек».
Ребята самостоятельно выбирают определенный символ и объясняют его значение. Обратить внимание детей — чем мы можем помочь лесу?
Воспитатель: . Тогда в путь!
Возьмемся за руки, друзья,
И по тропе лесной
Отправимся туда, где лес
Зовет своей листвой.
(Звучит музыка «Звуки леса») (идут змейкой)
Воспитатель: Ну вот, мы с вами в лесу. Как красиво здесь! Ребята, какой воздух в лесу?
Дети: Чистый, свежий.
Воспитатель: Как вы думаете, он отличается от воздуха, которым мы дышим в городе?
Дети: Да, отличается.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому, что в лесу много деревьев, они защищают нас от пыли, грязного воздуха, от загазованности машин.
Воспитатель: Давайте все вместе вдохнем глоток свежего воздуха!
Дыхательная гимнастика
Воздух свежий мы вдыхаем,
Руки к солнцу поднимаем.
Выдохнули, опустили
И ещё раз повторили.
Воспитатель: А теперь можно присесть и подумать. А зачем нужен воздух, что произойдёт, если не будет воздуха? (Ответы детей.)
Воспитатель: Давайте проведём небольшой опыт и узнаем, что произойдёт, если воздух не будет поступать в наш организм. Закройте рукой нос. Вы можете дышать? почему? Воздух нам нужен, без него мы не сможем жить.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, кому ещё нужен чистый воздух, кто ещё не сможет жить без воздуха? (Животные, птицы.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите: на пенёчке лежит книга. Давайте её поближе рассмотрим. (звучит голос)
Много жалоб накопилось
У природы на людей.
Воды речек замутились,
Пересох в лесу ручей.
Стали сохнуть липы, клены
На обочинах дорог.
Скоро свои птичьи песни
Соловей нам не споет.
Воспитатель: Ребята, что это за книга? Соня, прочитай её название?
Дети: Жалобная книга природы.
Воспитатель: Молодец. Люди часто ведут себя в природе неправильно и не осторожно, наносят ей вред. И все свои жалобы природа собрала в этой книге. Давайте мы вместе с вами посмотрим её.
Воспитатель: Открываем первую страницу! Жалуется берёза: «Когда- то была я берёзой — красавицей, но пришли люди собрать берёзовый сок, сделали надрезы, собрали сок и ушли. Вытекает моя кровь – берёзовый сок. Плохо мне!».
Воспитатель: Ранней весной многие люди собирают берёзовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто знает, как можно помочь берёзе?
Дети: надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.
Воспитатель: Вот тогда берёзка обязательно выздоровеет. Ребята, а как можно предупредить других людей, чтобы когда они придут в лес, не совершали таких поступков. (Ответы детей),
Сейчас, ребята, давайте найдем знак «Не повреждай кору деревьев!» (Дети выбирают знак из предложенных). Мы поставим его в берёзовой роще.
А теперь мы немножко поиграем.
Физкультминутка:
Руки подняли и помахали-
это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули-
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем-
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Воспитатель: Следующая страница: «Мы – первоцветы, как только растаял снег, протянули навстречу ласковому весеннему солнышку свои нежные цветочки. Но пришли люди, потоптали, порвали эту красоту»
Воспитатель: Ребята, какие цветы называются первоцветами?
Воспитатель: Ребята, чтобы цветы появились на полянке, отгадайте загадки
Самый первый, самый тонкий
Есть цветок с названьем нежным.
Как привет капели звонкой,
Называется …(подснежник).
У занесенных снегом кочек, под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой. ( Пролеска)
Он и мачеха и мать,
Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)
Как гусята разбежались
Желтые цветочки.
Улыбнулись детворе
Нежные комочки (Гусиный лук)
Шмель цветочку очень рад, ах, медовый аромат!
И цветки красивые – розовые, синие. (Медуница)
Воспитатель: Какая красота в лесу! Молодцы, ребята! Как помочь первоцветам? Что нужно сделать, чтобы такого не повторилось? (Ответы детей.)
Глядя на эти великолепные растения, так хочется сказать:
Берегите первоцветы -
Весны первые шаги!
Ранним солнцем чуть согреты
Эти первенцы весны.
Поставим знак.
Но, в «Жалобной книге» есть ещё страница. Перевернем её.
Голос: «Ой, беда, беда
На муравейник кто-то наступил,
Потом камнями завалил!».
Воспитатель: Ребята, из чего делают свой дом муравьи? (Ответы) Муравьи строят свой дом из веточек, соломинок, песка, хвои. Мы поможем муравьям? Построим новый муравейник.
Подвижная игра «Муравей» (дети становятся в круг)
Муравей нашёл былинку, (наклоны)
Много было с ней хлопот,
Как бревно, взвалив на спинку (идут по кругу, «держа бревно»)
Он домой её несёт.
Он сгибается под ношей, (полуприсед)
Он ползёт уже с трудом (присед)
Но зато такой хороший (поворачиваются в круг, подняв руки к центру)
Муравьи возводят дом!
(Дети выполняют движения в соответствии со словами)
Воспитатель: Посмотрите, вот и получился муравейник. Как мы можем предупредить других людей, что здесь муравейник? (Ответы) Давайте мы поставим знак «Не разоряйте муравейники!»
Помощь человека — лесу необходима, и тогда лес откроет свои секреты.
— Да, ребята, лес это чудесное место. А для кого, ребята, это чудесный дом?
Ответы детей…(диких животных)
Игра «Закончи предложение»
Хитрая, как…..(лиса)
Быстрый, как…..(заяц)
Голодный, как…..(волк)
Неуклюжий, как…..(медведь)
Прыткая, как…..(белка)
Рогатый, как…..(лось)
Клыкастый, как…..(кабан)
Есть у каждого свой дом
Нам тепло уютно в нём.
И лесным животным тоже,
Домик свой найти поможем.
Игра «Найди дом».
Дети называют жилище дикого животного
Голос «Ребята, спасибо вам! Оставайтесь друзьями природы, берегите лес. Я - Жалобная книга природы хочу, чтобы мои страницы оставались всегда чистыми, чтобы никто не жаловался»
Воспитатель: Вот и закончилось наше необычное занятие. Ребята, расскажите, что мы с вами делали сегодня на занятии, какие игры вам понравились. Что нового вы узнали. Молодцы! Вы по - настоящему любите свою природу, знаете о ней многое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...