Конспект открытого занятия "А почему это бывает?"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Ляпина Наталья Николаевна

Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_lyapina_natalya.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№201» комбинированного вида

Конспект открытого занятия в подготовительной группе №8

Образовательная область «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». «Художественно-эстетическое развитие».

Разработала: воспитатель

Ляпина Наталья Николаевна

Барнаул 2021

Тема: «А почему это бывает?»

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

Задачи:

Образовательные:

  1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, его значимости для жизни на Земле.
  2. Формировать у детей исследовательские качества и положительную мотивацию к новым открытиям.
  3. Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом-кляксографией.

Развивающие:

  1. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
  2. Расширять словарный запас детей.
  3. Развивать любознательность, инициативность, самостоятельность.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Предварительная работа:

  1. Беседа «Живая и неживая природа»
  2. Рассматривание иллюстраций в энциклопедии.
  3. Наблюдение на прогулке за ветром.
  4. Загадывание загадок о воздухе.

Демонстрационные материалы: кусок резины, резиновая игрушка, воздушные шары трех цветов: синий, зеленый, красный; два прозрачных пластиковых стакана с водой, две пустые баночки с крышками, баночка эвкалиптового масла, два детских столика.

Оборудование: колпачки от фломастеров, полиэтиленовые пакеты, трубочки пластиковые, бумага ¼ листа, акварельные краски, стаканчики пластиковые, шапочки на голову (по количеству детей).

Вводная часть.

(Дети входят с воспитателем в группу).

Воспитатель: Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.

Дети: здравствуйте!

Воспитатель: А теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом (игра на общение).

Станем рядышком по кругу

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»

Игровой сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зеленый. Ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой-то стал маленький, грустный.

Дети: Он сдулся.

Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?

Дети: Надо его посильнее надуть.

Воспитатель: Сейчас я его надую (надувает). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри?

Дети: Воздух!

 Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Ученые работают в помещении, где много приборов для опытов. А как называется это помещение?

Дети: Лаборатория.

Воспитатель: В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Кто мне их напомнит?

Дети: Соблюдать тишину; не перебивать друг друга; не мешать друг другу; работать тихо, внимательно и аккуратно.

Воспитатель: Давайте оправимся в лабораторию проводить опыты. Но пойдем мы по необычной дороге, она узкая. Встанем друг за другом. Чтобы по ней пройти надо вначале пути подняться на носочки (идут на носочках). А в середине-встать на пяточки (идут на пяточках).

(Воспитатель читает)

Чтобы природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество – внимательность,

А поможет всё узнать наша наблюдательность!

Основная часть.

Воспитатель: проходите за столы, наденьте шапочки (дети стоят около столов).

Вот мы очутились в самой настоящей лаборатории. Итак, начнем наши опыты.

«Как поймать воздух»

Ребята, чтобы увидеть воздух, нужно его поймать. Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите, что в нем?

Дети: он пуст.

Воспитатель: Да, он пустой. Теперь вот так набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом?

Дети: Он изменил форму.

Воспитатель: Действительно, пакет изменил форму, он полон воздуха. Вот видите, мы поймали воздух!

А вы знаете, как можно увидеть воздух?

Дети: его надо поймать, но он прозрачный, невидимый.

Воспитатель: видим воздух при помощи трубочки и емкости с водой.

Вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы с могли это сделать. А теперь выпустим воздух из пакета (Дети садятся). Значит воздух есть среди нас. А внутри нас есть воздух, как вы думаете?

Дети: Есть!

Воспитатель: Давайте проверим. Перед каждым из вас стоит стаканчик с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в стакан тихо-тихо. Ой, ребята, что это происходит с водой?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Пузырьки? Как они там оказались? В стакане е была только вода?

Дети: Мы дули в трубочку, опущенную в воду.

Воспитатель: Верно, пузырьки - это воздух, который был внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит в виде пузырьков. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух.

Воспитатель: Имеет ли воздух вес?

Это мы сейчас проверим. На столе у меня предметы: резиновая игрушка, кусок резины. Я возьму кусочек резины и опущу его в воду. Что с ним произошло?

Дети: Он утонул!

Воспитатель: А теперь опущу   в воду резиновую игрушку. Что произошло с ней?

Дети: Она не тонет.

Воспитатель: А почему? Ведь игрушка же тяжелее кусочка резины? Что есть внутри игрушки?

Дети: Внутри игрушки есть воздух.

Воспитатель: правильно! А воздух легче воды. Поэтому игрушка не тонет.

А сейчас давайте отдохнём.

Физкультминутка «Хомка»

ХОМКА Хомка, хомка, хомячок! 

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт,

 Щёчки моет, шейку трёт.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку…

Раз, два, три, четыре, пять –

Хочет хомка сильным стать.

(Дети имитируют все движения хомячка)

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать?

Дети: Подуть в баночку или сдуть шарик.

Воспитатель: «Слышим воздух»

Верно, если подуть  какую-нибудь баночку или сдуть шарик. У вас на столах лежат колпачки от фломастеров. Возьмите, подуйте в колпачок. Что вы слышите?

Дети: Звук.

Воспитатель: А еще у меня есть воздушный шарик, давайте я попробую его потихонечку сдувать. Что вы слышите?

Дети:

Услышали писк, воздух выходит.

Воспитатель: С помощью чего мы услышали воздух?

Дети: Когда дули или сдували.

Воспитатель: Воздух мы услышали разными способами. А ещё когда дует ветер, он гоняет воздух,  и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой).

Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как?

Дети: Понюхать.

Воспитатель: «Узнай по запаху»

Что это у меня?

Дети: Баночки.

Воспитатель: Посмотрите, в них что-нибудь лежит, что-то есть?

Дети: Они пустые, но есть воздух.

Воспитатель: Правильно, воздух. Девочки, подойдите к столику. Понюхайте, чем пахнет воздух в этой баночке?

Дети: Пахнет ёлочкой (садятся на места). Я добавила масло.

Воспитатель: Молодцы! Действительно пахнет ёлочкой. А давайте проверим, чем пахнет воздух в другой баночке. Мальчики, подойдите к столику. Понюхайте, чем пахнет воздух в этой баночке?

Дети: Ничем не пахнет.

Воспитатель: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по-разному?

Дети: Чистый воздух не пахнет ничем. А запах ему придаёт вещество (масло), которое добавлено.

Воспитатель: Да, собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет, но может запахи переносить. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасаются.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать?

Дети: Да.

Воспитатель: Эта техника называется кляксографией. Хотите попробовать?

Дети: Хотим.

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. (Показывает технику  кляксографии: нужно капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть её при помощи трубочки в разные стороны)). Теперь попробуйте вы.

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня провели множество опытов  (дети выходят на ковер и встают в круг). Снимите шапочки.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось проводить опыты?

Дети: Понравилось!

Воспитатель: Какой опыт вам показался интересным больше всего?

Дети: Как поймать воздух? И т.д.

Воспитатель: Что вы сегодня нового узнали о воздухе?

Дети: Воздух есть вокруг нас, внутри нас. Воздух по весу легче воды. Воздух можно услышать разными способами: подуть в предмет или сдувать шарик.

Воспитатель: Как называется техника рисования воздухом?

Ети: Кляксография.

Воспитатель: Спасибо! Все сегодня хорошо работали, были внимательными, активными. На этом наше занятие закончено!

Список литературы

  1. В.И. Ковалько "Азбука физкультминуток для дошкольников", 2008-183
  2. Т.И. Бабаева Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство», 2016-77
  3. Е. В. Марудова  «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование», 2016-54
  4. Л.В. Рыжова « Методика детского экспериментирования. Книга для педагогов и родителей». 2017-163
  5. З.А. Михайлова  «Образовательная область «Познавательное  развитие»,2017-44
  6. ОЛ.А. Королева « Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ», 2014-28


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия "Почему так названа улица нашего города?"

Программное содержание:1.     Расширить знания детей о родном городе.2.     Познакомить детей с историей названия некоторых улиц города.3....

Конспект открытого занятияе ФЦКМ по детскому календарю средняя группа

Конспект открытого занятияе ФЦКМ по  детскому календарю средняя группа...

Конспект открытого занятия "Почему растаяла Снегурочка"

Данный материал предназначен для проведения занятий по ознакомлению с миром природы с детьми средней группы ДОУ. В ходе занятия дети знакомятся с русской народной сказкой "Снегурочка", отгадывают зага...

Конспект открытого занятия "Почему воду нужно беречь".

Рассматривание глобуса,схем, рисунков, плакатов....

Конспект открытого занятия с использованием технологии развития памяти (мнемотехника) Тема «Почему медведь зимой спит?»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие»Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная...

Конспект открытой образовательной деятельности «Почему зима холодная?» по познавательному развитию с детьми 3-4 лет.

Цель: - формировать у детей представление о времени года: зиме;- побуждать детей называть основные приметы зимнего периода: идет снег, стало холодно, дети и взрослые одели теплые вещи;- устанавливать ...

конспект открытого занятия "Почему летают птицы?"

Цель: Формирование у детей представления о птицах, как о живых существах со своими особенностями.Задачи:Задачи:Рассмотреть  строение тела птицы, отметить наличие крыльев, хвоста, разных видов пер...