"Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
консультация по окружающему миру
В консультации рассматривается метод экспериментирования в воспитании экологической культуры дошкольников и особенности исследовательской деятельности детей разных возрастных групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_deyatelnost_kak_sredstvo_ekologicheskogo_vospitaniya_doshkolnikov.docx | 28.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов на тему:
«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников»
Глубокое знакомство с законами и свойствами окружающего ребенка мира трудно представить без исследовательской деятельности малыша в природе. Дошкольники любят экспериментировать, ведь эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления - наглядно-образного и наглядно-действенного.
В области экологического воспитания, метод экспериментирования особенно важен. Одной из задач воспитания экологической культуры дошкольников является ознакомление детей с взаимосвязями, существующими в природе. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребенок сам лично наблюдал процесс, участвовал в нем, эмоционально переживал, строил предположения, видел результат.
Особенности исследовательской деятельности детей разных возрастных групп.
Дети первой младшей группы «экспериментируют» постоянно, их деятельность – предметно-манипулятивная - является ведущей в их возрасте. В этом возрасте дети приобретают способность пристально рассматривать объекты и явления. Задача взрослого - организация сенсорнобогатой и безопасной среды для пополнения чувственного, сенсорного опыта детей.
Все организуемые взрослыми наблюдения являются кратковременными и осуществляются либо индивидуально, либо небольшими группами. Дети уже способны выполнять отдельные простейшие поручения, следовательно, начинают воспринимать инструкции и рекомендации. Однако к самостоятельной работе они еще не способны. Взрослый всегда должен быть рядом.
Со второй младшей группы уже можно начинать проводить с детьми элементарные опыты с неживой природой. По программе воспитания и обучения в детском саду во второй младшей группе дети изучают свойства воды (льется, переливается, нагревается, охлаждается); песка (сухой – рассыпается, влажный - лепится); снега (холодный, белый, от тепла тает). Кроме того, детей уже этого возраста учат понимать элементарные взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т.д.). Задачу экспериментирования в этом возрасте формулирует воспитатель, а дети ее понимают. При проведении простейших экспериментов, начинают отвечать на вопрос взрослого: «Как это сделать?», «что случится, если мы сделаем это?». Работа идет вместе с воспитателем. В плане соблюдения правил безопасности, необходим контроль воспитателя.
У детей этого возраста уже появляются первые признаки произвольного внимания. Непрерывное наблюдение может длиться 1-2 минуты. Они уже способны понимать простейшие одночленные цепочки причинно-следственных связей, но нуждаются в большой поддержке со стороны воспитателя.
На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство (слово «любознательность» еще не применимо). Они начинают задавать взрослым многочисленные вопросы природоведческого содержания. Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети второй младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным.
Дети уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому впервые начинают задавать вопросы «Почему?» и даже пытаются сами отвечать на некоторые из них.
В средней группе представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины расширяются. Дети становятся более активными. Дети часто задают вопросы на природоведческую тематику, которые можно использовать для организации опытов. При экспериментировании работают вместе с воспитателем, позже, под его контролем. Любят вопрос: «Угадай, что получится?». Продолжительность наблюдений увеличивается до 3-4 минут. Воспитатель детально комментирует ход эксперимента.
С детьми пятого года жизни впервые начинают проводиться эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею».
При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематические рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо. Давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу — пока только разницу.
Наконец, в средней группе можно пытаться проводить длительные наблюдения, которые хоть и не являются экспериментами в прямом смысле слова, но создают предпосылки для проведения длительных экспериментов в будущем году.
В старшем дошкольном возрасте любознательность находится на пике своей активности, не зря его называют возрастом «почемучек», и экспериментальная деятельность здесь – ведущий способ познания действительности.
Детей интересует все, что неизвестно. В этом возрасте детей учат устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями, понимать взаимосвязи между живой и неживой природой. Проводят множество опытов с водой, воздухом, изучают свойства и состав песка, глины, почвы. Дети могут самостоятельно проводить опыт, выслушав вначале инструкцию педагога с начала и до конца, они уже умеют сравнивать объекты между собой; находят не только различия, но и сходства. Начинают группировать объекты и явления по нескольким признакам, видят 2-3 звена причинно-следственных связей. В экспериментировании воспитатель побуждает детей к инициативе, учит прогнозировать результат опыта. Продолжительность непрерывного наблюдения в старшем возрасте увеличивается до 4-6 минут.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.
В этом возрасте можно уже проводить продолжительные эксперименты, длящиеся несколько недель. Также можно использовать метод решения экспериментальных задач. Для дошкольников доступны 3 типа экспериментальных задач:
- как доказать, что … (воздух может передвигать предметы и т.п.);
- сколькими способами можно осуществить это действие… (потушить свечу, перенести воду из одной банки в другую, сдвинуть предмет со стола и т.п.);
- предскажите, что получится, если… (положим иголку на поверхность воды, какой из предметов покатиться дальше, что будет с загрязненной мыльной водой почвой, что будет с растением, если… и т.д.)
Решение задач осуществляется в двух вариантах:
- дети проводят эксперимент, не зная результата, и таким образом приобретают новые знания;
- дети вначале предсказывают результат, а затем проверяют, правильно ли они мыслили.
Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратится за помощью. Да и то не сразу даст ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло.
Работа по экспериментированию в подготовительной группе носит еще более глубокий характер. В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводится к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. Безусловно, по сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез (простейших с точки зрения взрослого, но достаточно сложных для них), проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Семилетки способны делать выводы о скрытых (не воспринимаемых непосредственно) свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
В этом возрасте дети часто являются инициаторами опытов. Задача педагога – быть внимательным к детям и не упускать инициатив детей, превращая их в полноценные исследования. Детей в этом возрасте интересует все – как работает магнит, что такое ток, откуда дует ветер, что такое землетрясение и др. Опыт в ответ на детский вопрос – самый лучший ответ. В подготовительной группе задачей экологического воспитания является развитие умения детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями: ничто не берется из неоткуда и ничто не уходит в никуда. В природе все взаимосвязано: животные и растения, живая и неживая природа, человек и окружающая среда. Детям интересны опыты с водой, воздухом, почвой, камнями, светом, электричеством, изменением температуры веществ и пр. Дети уже достаточно самостоятельны и очень важно, доходчиво объяснить, что некоторые действия могут быть опасны, если проводить их без взрослых (с огнем, паром, водой, уксусом и др.).
Как организовать экспериментальную деятельность в детском саду.
В практике работы дошкольных учреждений в последнее время все больший акцент делается на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей, побуждая их к творческому отношению к выполняемой деятельности, самовыражению и импровизации в процессе. Во многих дошкольных учреждениях созданы самые разнообразные варианты лабораторий – от мини-лабораторий в группе до больших отдельных помещений.
Цель создания исследовательской лаборатории в развивающей среде группы развитие у детей познавательных способностей, повышения интереса к исследовательской деятельности и формирования основ научного мировоззрения.
Мини-лаборатория в группе обеспечивает возможность свободного, нерегламентированного взрослым экспериментирования и творческой активности в исследованиях, и одновременно возможности прибегнуть к помощи взрослого при анализе и обобщении полученных результатов.
Создание уголка экспериментирования, или мини-лаборатории в группе детского сада должно проходить постепенно. Для начала достаточно выделить несколько полочек и договориться с детьми, что здесь вместе мы станем создавать нашу собственную мини-лабораторию, где в свободное время можно будет самим проводить опыты и эксперименты. В это же время продемонстрировать детям 2-3 опыта, оборудование для которых специально составлено на отдельных подносах (для удобства переноса на стол). К каждому опыту прилагается карточка, на которой схематично нарисовано проведение опыта, при возможности есть способ зафиксировать результат (кармашки или липучки для фиксации фишек «да», «нет»). Сразу же с детьми необходимо оговорить правила работы в такой лаборатории:
За порядок здесь отвечают дети. Когда опыт окончен, итоги подведены, нужно самому навести порядок на подносе и убрать все в надлежащем виде на место. Это нехитрое правило избавит педагогов от возможных беспокойств и неудобств с беспорядком в уголке экспериментирования.
По истечении некоторого времени, когда все дети хорошенько познакомятся с опытами, представленными на подносах, карточки, изображающие последовательность действий опыта перемещают с подносов в картотеку опытов, а весь материал, выставляют на полочках в более компактном виде. При необходимости ребенок может взять карточку, набрать все необходимое на поднос и отправится к столу или коврику, чтобы еще раз провести этот опыт. На подносы же выставляются вновь малознакомые опыты, которые детям только предстоит самостоятельно проводить. Такие перемещения материалов и периодическое обновление уголка новыми экспериментами позволит сохранять интерес детей к этой деятельности. Когда дети познакомятся с несколькими экспериментами, содержание которых будет отражено на карточках экспериментов, целесообразно дополнить лабораторию различными природными и искусственными материалами, и предложить детям самим придумывать различные опыты и экспериментировать с разными веществами. Здесь лучше оговорить еще ряд правил работы:
- Брать на поднос только нужные для работы материалы;
- Пробовать на вкус можно только в том случае, если твердо уверен, какое вещество пробуешь;
- С сыпучими материалами работать только на подносе.
Содержание работы в уголке экспериментирования.
Экспериментирование можно гармонично вплетать в общий педагогический процесс. Опыт может являться как частью занятия, так и быть и отдельным организационно-педагогическим моментом. Можно также построить на отдельном эксперименте или их серии целое занятие. Все зависит от задачи, стоящей перед педагогом.
Главная задача – помочь ребенку в проведении исследований, сделать их познавательными и безопасными для самого ребенка и его окружения.
Структура экспериментирования может включать в себя следующие этапы[1]:
- постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
- выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
- проверка гипотез;
- вывод;
- фиксация результатов;
- вопросы детей.
Возможная перемена мест некоторых этапов не даст экспериментированию стать шаблонной деятельностью. Так, например, есть случаи, когда воспитатель сначала ставит опыт, и лишь затем дети выдвигают гипотезы, пытаясь объяснить увиденное. Не смотря на подвижность структуры экспериментирования, подведение итогов эксперимента, вывод, всегда должен присутствовать.
Педагогам желательно учитывать следующие рекомендации сопровождения детского исследования:
- Всегда подходите к проведению работы творчески.
- Учите детей действовать самостоятельно.
- Не сдерживайте инициативы детей.
- Не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
- прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;
- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
- Не забывайте подводить итог, делать вывод после проведенного эксперимента.
Умения и навыки исследователя, полученные в уголке экспериментирования, легко прививаются и переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Важно помнить, что самые ценные и прочные знания не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....
Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...
Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников.
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников. Опытничество – активный способ изучения окружающей природы, т.к. позволяет изучать явлен...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
консультация для молодых специалистов на тему "Опытно- эксперментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...