Мастер-класс для воспитателей «Опыты и эксперименты»
консультация
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности.
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, магнитом, водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_po_eksperimentalnoy_deyatelnosti_v_sredney_gruppe.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для воспитателей
«Опыты и эксперименты»
Мастер-класс подготовила:
воспитатель МАДОУ города Нижневартовска
ДС №38 «Домовёнок»
Бахтина Алина Аликовна
Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у воспитателей дошкольного образования по экспериментально-исследовательской деятельности.
Продемонстрировать некоторые виды экспериментирования с бумагой, магнитом, водой.
Ход мастер-класса
Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной исследовательской деятельности дошкольников.
Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка - дошкольника?
(Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности; творческих способностей, ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи; расширению кругозора детей; поддержанию у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности; обогащению словарного запаса; воспитанию у дошкольников гуманно-ценностного отношения к окружающей действительности.)
По мнению большинства выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом и нравственном развитии, а сенсорное воспитание является основным средством воспитания детей и их всестороннего развития. Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование наравне с игрой является ведущим видом деятельности, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников.
Опыт 1. «Лилия»
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Опыт 2. «Шишки»
Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет, она опять откроется!
Опыт 3. «Мандарины»
Как вы думаете какой мандарин утонет очищенный или неочищенный.
В стакан с водой опускают два мандарина (тонет очищенный, потому что неочищенный мандарин как бы в жилете)
Опыт 4. «Мы — фокусники»
Возьмите стакан с водой, опустите в стакан монетку. - Как достать монетку из стакана с водой, не замочив руки? Для этого у вас на столах лежат магниты, поднесите их к стакану с водой и медленно двигайте магнит по стенке стакана вверх. Что произошло? Монетка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. Таким образом, монетку можно легко достать, не замочив рук. Почему это произошло? Сила магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
Опыт 5. «Соломинка-пипетка»
Как можно перелить воду из одного стакана в другой, не касаясь стакана руками? Для проведения опыта вам понадобятся: трубочки для коктейля, стаканы с водой и один стакан без воды. Поставим пустой стакан посередине стола, а из стаканов с водой будем переносить воду с помощью трубочки для коктейля. Опустим трубочку в воду. Зажмём указательным пальцем трубочку сверху и перенесём к пустому стакану. Снимем палец с трубочки - вода вытечет в пустой стакан. Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.
- А сейчас предлагаю провести соревнование «Чей стол быстрее наполнит пустой стакан водой». Под музыку вы начинаете наполнять пустой стакан до отметки, как только музыка остановится, вы должны закончить. - Где мы используем такой прием? По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
Опыт 6. «Вулкан»
Нам необходимо: поднос, песок, пластиковая бутылочка, пищевой краситель, сода, уксус. Вокруг небольшой пластиковой бутылочки из глины или песка следует слепить небольшой вулкан — для антуража. Чтобы вызвать извержение, следует в бутылочку засыпать две столовые ложки соды, влить четверть стакана теплой воды, добавить немного пищевого красителя, а в конце влить четверть стакана уксуса.
Объяснение: Когда сода и уксус соприкасаются, начинается бурная реакция с выделением воды, соли и углекислого газа. Пузырьки газа и выталкивают содержимое наружу.
Опыт 7. «Сода + уксус»
Нам необходимо: бутылка, стакан уксуса, 4 чайных ложки соды, воздушный шарик. Наливаем стакан уксуса в бутылку, засыпаем соду в шарик, надеваем шарик на горлышко бутылки, медленно ставим шарик вертикально, высыпая при этом соду в бутылку с уксусом и наблюдаем за тем, как надувается шарик.
Объяснение: если добавлять соду в уксус, то происходит процесс, называемый гашение соды. Во время данного процесса выделяется углекислый газ, который и надувает наш шарик.
Опыт 8. «Лавовая лампа»
Нам необходимо: соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка. Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Все эти игры и опыты легкодоступны и очень интересны.
Наш мастер- класс помогает научить взрослых развивать любознательность ребенка, его стремление к маленьким «открытиям».
Конспект опытно-экспериментальной деятельности
в средней группе
«Удивительная соль»
Интегрированное занятие
Цель: формирование представлений о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.
Задачи
Образовательные:
-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах соли;
-формировать умение слушать педагога и выполнять задания
Развивающие:
-развивать умение устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента;
-развивать коммуникативные навыки в процессе экспериментирования
Воспитательные:
-воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
-воспитывать умение соблюдать правила техники безопасности,
Оборудование:
Проектор, экран, стаканчики с солью, стаканчики с кипячёной водой, тарелки, ложки, увеличительные стекла, пинцеты, клей, картофель, салфетки, кисти, цветной картон, халаты или фартуки.
Предварительная работа:
Беседа «Соль в нашей жизни», рассматривание энциклопедии, презентация «Удивительная соль», чтение сказки «Соль», разгадывание загадок, изготовление эмблем, ОД ХЭР в нетрадиционной технике рисования солью.
Ход ОД:
Воспитанники выходят в халатах (фартуках) и встают в круг.
В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся, и на место все вернёмся.
И друг другу улыбнёмся!
Воспитатель: Ребята, вот мы и подарили свои улыбки друг другу!
Посмотрите вокруг. Наша группа превратилась в научную лабораторию,
где проводят опыты.
А кто работает в лаборатории? (ученые).
Верно! А давайте мы с вами посмотрим на экран.
Гость на экране
Здравствуйте, ребята! (пауза). Меня зовут профессор Знайкина. Добро пожаловать в мою суперсекретную лабораторию! Я вам предлагаю стать моими помощниками и провести несколько экспериментов. А с каким материалом мы будем работать, вы узнаете, если отгадаете загадку.
Без нее, ребята, повар, как без рук,
И становится вся пища несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет - испытаешь боль.
Вы, конечно, догадались. Что же это?
Правильно! А какая бывает соль?
(пауза)
Молодцы! Желаю вам успешно провести опыты. Можете приступить.
Воспитатель: Интересно, ребята? Вот и наше занятие называется «Удивительная соль». Проверим, так ли это? Скорей в лабораторию!
Посмотрите, как много оборудования здесь! Прежде, чем приступить к занятию, давайте вспомним правила безопасности. (на экране)
- Нельзя толкаться.
- Важно соблюдать тишину и быть внимательными.
- Не трогать руками глаза.
Приступим!
Опыты
Возьмите в руки стаканчики с белым веществом. Что это?
Правильно, это соль. А что такое соль? Вот сегодня мы будем проводить эксперименты с мелкой солью.
- Посмотрите, какого цвета соль? Понюхайте её (без запаха). Вспомните, какая соль на вкус? А теперь потрогайте ложкой прямо в стакане. Хрустит?
Повторим.
- Насыпьте немного соли в тарелку. Что вы сделали, насыпали или налили? (насыпали). Значит соль какая? (рассыпчатая)
Возьмите пинцеты и лупы. Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль? (зернышки, кристаллы, крупинки).
Возьмите капельку воды и капните на соль. Что произошло? (соль впитала воду). А как вы думаете, почему? (соли много, воды мало).
Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью? (растворилась). Изменился ли цвет воды? (нет). А как вы думаете какой стал вкус у воды? Попробуйте на кончике ложки. (Солёная). Верно!
Так что же мы узнали о соли? (Она рассыпчатая, впитывает небольшое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды).
Ребята, а скажите, нужна ли людям соль? (Слайд) Где её применяют (солят еду, в заготовках на зиму, можно чистить посуду, в медицине полоскать нос и горло, чтобы не болеть).
Ребята, а еще соль незаменимый помощник зимой в гололед. (Слайд).
А теперь поиграем?
Д/игра «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить.
Яблоко, кукуруза, банан, капуста, конфета, огурец, малина, помидор, мороженое, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, мандарин, рыба, яйцо
Опыт «Плавающая картошка».
1 ребёнок проводит опыт, остальные наблюдают
Оборудование: два стакана с водой, две картошки, соль.
Для опыта берем 2 картошки и 2 стакана с водой. В один стакан насыпаем 3 ложки соли и хорошо перемешиваем, а другой стакан остается с водой. Положим в оба стакана картошку. Там, где была солёная вода, картошка всплыла, а в стакане с водой картошка утонула.
Вывод: соленая вода помогает держаться предметам на поверхности.
Понравился опыт? Любите картошку? Представьте, что мама варит картошку. Она добавит соль или сахар?
А давайте поможем маме, приготовим вкусный салат из капусты!
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Мы капусту рубим- рубим, - (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту режем-режем, - (энергичные движения прямыми ладонями вперед-назад)
Мы морковку трем-трем, - (растирание левой ладони правым кулачком)
Мы капусту солим-солим, - («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём. - (сгибание и разгибание кистей рук)
Молодцы, ребята! А вы знаете, что слово «Соль» связано с солнцем? Старинное название солнца «Солонь».
А теперь возьмите квадратики в руки, нарисуйте клеем солнышко и засыпьте солью. Стряхните в тарелку. Получилось?
Это солнышко и будет означать наше хорошее настроение.
Итоги занятия.
Понравилось вам экспериментировать?
Так что же такое соль? Что нового узнали про соль? Что запомнили?
Можем ли мы сказать, что соль удивительная?
Соль не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества!
Молодцы, мне понравились ваши ответы.
Вы так старались, что заслужили подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Опыты и эксперименты с природным материалом»
Важной целью современного образования является побуждение детей к познавательной активности и стремлению узнавать новое. Эксперименты в детском саду – удачно выбранная форма работы, которая сочетает в...
Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности «Космические эксперименты».
Мастер-класс «Космические эксперименты» не только перенесет всех участников в мир звезд и планет, но и познакомит с целым рядом серьезных понятий. Участники запомнят интересные факты о кос...
Мастер – класс для педагогов МДОУ на тему: Эксперимент- как метод исследования деятельности детей дошкольного возраста.
Эксперимент- как метод исследования деятельности детей дошкольного возраста....
Мастер класс для родителей по проведению опытов экспериментов с детьми
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становит...
Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"
Мастер-класс для родителей "Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях"...
Мастер – класс для родителей «Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»
Мастер – класс для родителей «Проведение опытов и экспериментов с детьми старшего дошкольного возраста в домашних условиях»...
Мастер - класс на тему: «Особенности проведения экологических экспериментов в условиях ДОУ»
Мастер - класс на тему: «Особенности проведения экологических экспериментов в условиях ДОУ»...