Занятие по экологическому воспитанию для детей старшей логопедической группы «В лаборатории у Знайки»
план-конспект занятия по окружающему миру

Мусиец Татьяна Николаевна

Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха; формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.

Образовательные задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;

-расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

-дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, дать представление о том, что ветер - это движение воздуха, а звуки – воздушные волны).

-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

-активизировать и расширять словарный запас.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

-развивать умение делать выводы;

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по экологическому воспитанию для детей старшей логопедической группы

«В лаборатории у Знайки»

Подготовила воспитатель старшей                                                                                     логопедической группы,                                                                                                             высшей квалификационной категории                                                                                     Мусиец Т.Н. МБДОУ Д/С №30

г. Михайловск

Тема: « В лаборатории у Знайки»

Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха; формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.

Образовательные задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха;

-расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений;

-подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

-дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха, дать представление о том, что ветер - это движение воздуха, а звуки – воздушные волны).

-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

-активизировать и расширять словарный запас.

Развивающие:

-развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности;

-развивать умение делать выводы;

Воспитательные:

-воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде;

-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Предварительная работа:

Ознакомление с понятием «воздух», экспериментирование по наличию и выявлению свойств воздуха, наблюдение за температурой воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека. Чтение художественной литературы, детских энциклопедий.

Оборудование: воздушные шары в корзине, пакеты полиэтиленовые, бумажные веера, бумажная салфетка, пластиковые стаканы с водой, коктейльные трубочки, коробочки (с цитрусом, луком, чесноком, кофе, яблоком), весы из палки, веревки, с двумя одинаково надутыми шарами на концах, зубочистки, карточки для опытов, стенд «Дневник наблюдений».

Ход занятия.

Организационный момент.

В: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте, поздороваемся

(приветствие детей).

Придумано кем-то просто и мудро,
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
«Доброе утро» - солнцу и птицам,
«Доброе утро» - улыбчивым лицам!

В: Ребята, сегодня утром, когда я подошла к группе, увидела странную коробочку, которая стояла около входа.  Интересно, что в ней, давайте посмотрим…

Письмо.

Отгадайте что я?                                                                                                                    Отгадайте, какой я?                                                                                                              Расскажите для чего я?

В: Ребята, что это может быть?

Д: Мы тоже ничего не видим.

В: В коробке что-то должно быть, но я, например, ничего не вижу, а вы?

Д: И мы ничего не видим.

В: Может, понюхаем? (дети нюхают и приходят к выводу, что ничего не чувствуют). Я ничего не понимаю…. Заглянем ещё раз, что вы видите внутри коробки?

Д:  Мы видим только стенки и дно.

В: Может, кто – то догадался, что это может быть?

Д: Нет.

В: В письме есть и загадка, постарайтесь её отгадать. Тогда и узнаем, что в коробке.

Загадка.

Через нос проходит в грудь                                                                                                                     И обратно держит путь                                                                                                                                Он невидимый, но всё же                                                                                                                       Без него мы жить не можем!

Д: Это воздух! 

В: Правильно! В коробке воздух! Скажите, пожалуйста, так что такое воздух?

Д: Воздух, это то, чем мы дышим.

В: Правильно! А каким воздухом полезно дышать?

Д: Полезно дышать чистым и свежим воздухом.

В: Как вы думаете, где же находится этот чистый свежий воздух? 

Д: В парке. 

В: Самый чистый воздух – в лесах, садах и парках, так как там много растений и деревьев. А растения еще называют «легкими нашей планеты», потому что растения очищают воздух от загрязнения. А в городах, что загрязняет воздух? 

Д: Транспорт, фабрики и заводы. 

В: Ребята, а когда мы в помещении находимся, мы дышим свежим воздухом? 

Д: Не всегда. 

В: Что надо делать, чтобы воздух был свежим? 

Д: Проветривать.

 В: Верно! Только проветривать помещение следует тогда, когда в нем нет людей. Как вы думаете почему? 

Д: Может продуть и заболеешь. 

В: Все верно, ребята! Мы дышим воздухом, поэтому надо чаще гулять на улице, проветривать помещение и стараться чаще бывать в лесу, парках и садах, где много растений. И подальше находится от дорог, где много транспорта.

Звучит звонок скайпа. На экране появляется Знайка:

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Я – Знайка из Цветочного города! Я хотел заняться исследованием воздуха, но меня срочно вызвали на научную конференцию. Не могли бы вы провести опыты с воздухом в моей лаборатории и сделать выводы? Ребята, пожалуйста, мне нужна ваша помощь! Если вы согласны, то вас ждет путешествие на воздушном шаре!

В: Ребята, поможем Знайке? А вот и воздушный шар. Занимайте места в корзине. Полетели! (Звучит музыка)

Перед нами шар воздушный                                                                                                          Он огромный, словно дом!                                                                                               Путешествие начнем мы                                                                                                                           Полетим сейчас на нем!

-- Ребята, поможем шару скорее долететь (физминутка):

Мы летим над облаками, (развести руки в стороны, слегка покачаться вправо-влево)                                                                                                                                        Мы хватаем их руками, (выполнять хватательные движения четыре раза)   Задеваем головой. Ой! (наклонить голову и накрыть ее двумя руками)                                   Если дома не сидится, (поманить к себе три раза одной рукой)                                  Приглашаем прокатиться (три раза - другой)

(Звучит звук спускающего шара)

В: Дети, у нас проблема! Шар начинает спускаться. Что нужно для того, чтобы воздушный шар поднялся ввысь? (Теплый воздух). Предлагаю подумать, при произношении, какого звука мы выдыхаем теплый воздух? (Ш) Что нам нужно сделать для этого?

Артикуляция звука (Ш) по акустическим признакам:

Наши зубы мы смыкаем,                                                                                                              Вперед губы выдвигаем, язычок как вверх мы поднимаем,                                                             воздух теплый-теплый ровно выдыхаем.

-- Ребята, смотрите, мы снова поднимаемся ввысь! (звучит музыка)

В: Вот лаборатория Знайки. Сегодня я буду старшим научным сотрудником лаборатории, а вы моими младшими помощниками. Согласны?

Д: Да.

В: Но помните, в лаборатории нужно соблюдать строгое правило:

НИЧЕГО НЕ ТРОГАТЬ БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ СТАРШЕГО СОТРУДНИКА!

Мы будем с вами проводить опыты, делать выводы. А поможет нам дневник наблюдений, в котором нарисованы задания.  При проведении опытов ученые пользуются разными приборами, предметами: и острыми, и стеклянными. Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? Какие из них надо соблюдать нам с вами?

Д: Не шуметь. Нельзя ничего брать в рот. Будь осторожен со стеклянными предметами. Будь осторожен с колющими предметами, не играй с ними! Аккуратно обращаться с посудой. Слушать старшего научного сотрудника. Внимательно следить за результатом опыта. Закончив наблюдение, сделать вывод.

В: Ребята, перед тем как проводить опыты, давайте разомнём наши пальчики:

Пальчиковая гимнастика:

Надувайся, шарик, больше (соединить пальцы обеих рук в виде шара.)                            Лучше щечки раздувай (надавливаем на противоположные пальцы с усилием.) Поиграй ты с нами дольше:                                                                                                         Катись, прыгай и летай (хлопки.)

В: Итак! Приступаем! Ребята, кто-нибудь из вас видел воздух? Посмотрите вокруг, налево, направо, вверх, вниз, вы видите воздух?

Д: Нет.

В: А он есть, значит, он какой?

Д: прозрачный, невидимый.

В: Чтобы воздух увидеть его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Итак, начинаем свой первый опыт.

ОПЫТ № 1. «Увидеть воздух»

В: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? 

Д: ничего. 

В: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закрываем его. Пакет полон воздуха и похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Возьмём тоненькую палочку и проткнём пакет, поднесём к лицу, что чувствуете?

Д: Воздух.

ВЫВОД: Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать, и мы смогли это сделать. Воздух можно почувствовать, пакет пуст - воздуха в нём нет.

ОПЫТ № 2. «Движение воздуха»

В: А теперь приступаем ко второму опыту. Кладу лёгкую салфетку на край стола и взмахом книги привожу салфетку в движение, салфетка падает со стола.  Почему салфетка слетела со стола? Я до неё не дотронулась.

Д: Ветер ее сдул.

В: Хотите почувствовать ,как движется воздух? Посмотрите, у вас на столе лежат веера из бумаги, давайте ими помашем. Сделайте лёгкий ветерок, а теперь сильный. Какой вывод можно сделать?

ВЫВОД: ветерок – это воздух, который движется.

ОПЫТ № 3. «Где спрятался воздух, имеет ли он форму?»

В: Приступаем к третьему опыту. Воздух повсюду …и даже внутри нас!!! Хотите его увидеть? Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.

Дети выполняют.

В: Что вы увидели?

Д: пузырьки воздуха.

В: Дуем сильно, а теперь слабо. Пузырьков было одинаковое количество?

Д: когда дуем слабо, пузырьков мало, а когда сильно - много.

В: Какие еще пузырьки мы можем надуть?

Д: Мыльные!

В: Когда вдыхаем много воздуха, то пузырьков много, а если мало, то и пузырьков мало. Мы увидели воздух, который находится внутри нас. И мыльные пузыри мы тоже заполняем воздухом, который внутри нас.

ВЫВОД: Воздух не имеет формы. Воздух повсюду …и даже внутри нас!!!  Ребята, а давайте представим, что мы – пузырьки воздуха на дне реки и поднимаемся со дна вверх на поверхность реки.

Психогимнастика: «Пузырьки на дне реки» (звучит музыка)

Дети садятся на колени, наклоняются вперёд как можно ниже. Затем медленно поднимают голову, выпрямляют спину, поднимаются, медленно встают, выполняют волнообразные движения. Поднимают руки вверх, разводят в стороны ладонями вверх, покачиваются из стороны в сторону. Вот оказались пузырьки на поверхности воды.

ОПЫТ № 4.«Узнай по запаху»

В: А можно ли, почувствовать запах воздуха? Сам воздух запаха не имеет, но может запах переносить. По запаху, перенесённому из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.                                                                                                       Каждому из вас я предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лук, яблоко, чеснок).

ВЫВОД: Воздух запаха не имеет. Но может его переносить.

ОПЫТ № 5.«Имеет ли воздух вес?»

В: Это мы сейчас и проверим.

Два одинаково надутых воздушных шарика, зубочистка, весы (палка длиной около 60-ти см. На её середине закреплена верёвочка, а на концах воздушные шары).

-- Ребята, подумайте, что произойдёт, если вы проткнёте один из шаров острым предметом? (Шар лопнет).                                                                                                                         -- Проткните зубочисткой один из надутых шаров.                                                                                  -- Из шарика выйдет воздух, а конец, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Шарик без воздуха стал легче).                                                                                                                -- Что произойдёт, если проткнуть и второй шарик? (Шар лопнет)                                                                  -- Проткните зубочисткой второй шарик.                                                                                              --У вас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые.

ВЫВОД: Воздух имеет вес.

ОПЫТ № 6. «Воздух и звук»

В: Возьмите воздушный шар. Держите шар близко к уху и слегка постучите ногтем с другой стороны. Несмотря на то, что вы лишь слегка коснулись ногтем шара, в ушах слышен громкий шум. Когда вы надули шарик, вы заставили воздух внутри сжаться. Воздух внутри шарика «заволновался», из-за этого волнения мы слышим звук.

ВЫВОД: звуки – это волны, только воздушные. Наши глаза их не видят, но уши слышат.

В: Уважаемые младшие помощники! Мы проделали большую работу, а теперь нам пора возвращаться в наш детский сад. Предлагаю добавить воздуха в наш воздушный шар и отправиться в путь. Только нужно сделать это правильно: вдыхаем воздух медленно носиком, живот при этом надувается, плавно выдыхаем через рот, губы приоткрыты, живот при этом втягивается.

Дыхательная гимнастика:

Мы весело и дружно                                                                                                                       Надуем шар воздушный.                                                                                                             Шарик красный, шар красивый                                                                                                                 Надуваем сильно–сильно.                                                                                                          Выдох-вдох, выдох-вдох                                                                                                                                                   Мы надули шарик – ох!

В группу заходит Знайка:

-- Здравствуйте, ребята! Свою работу на конференции я закончил. А вы провели опыты с воздухом в моей лаборатории?

Д:  Да, Знайка, мы справились с твоим заданием! И сейчас расскажем тебе, что узнали о воздухе.

Дети подходят к стенду «Дневник наблюдений» и рассказывают о свойствах воздуха, прикрепляя карточки на тучки.

Знайка: Спасибо, ребята, вы очень постарались! Молодцы! Как бы мне хотелось с вами поработать в моей лаборатории еще. Ведь здесь мы можем исследовать и воду, и магнит, и бумагу, и многое другое.

Д: Знайка, а мы вот знаем, что звуки – это волны, только воздушные. Наши глаза их не видят, но уши слышат. И сейчас в благодарность тебе за интересные опыты, мы покажем удивительный номер, который связан с этим свойством воздуха.

В: Да, Знайка, представляем твоему вниманию «Воздушный бумажный оркестр»!

Прощание со Знайкой. Полет на воздушном шаре в детский сад.

Рефлексия.

В: Итак, где мы сегодня побывали?                                                                                              Что делали в лаборатории?                                                                                                       Какой опыт вам показался интересным больше всего?                                                                Какая взаимосвязь воздуха с нашей планетой Земля?                                                                                        Как нужно заботиться о чистоте воздуха?

В: Ребята, сегодня на занятии вы были очень внимательны, ловко справлялись, проделывая опыты, логически мыслили, вы отвечали полными предложениями и все эти качества помогли вам узнать много интересного. Я уверена, что все полученные знания вы будете помнить и применять их в жизни. А теперь, ребята, помощники мои юные, я хочу подарить вам воздушные шары, надувайте воздухом шары и поиграйте. Спасибо, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы

Формирование представления детей о свойствах воды. Развитие дивергентного мышления при выборе способа действия, развитие тактильных восприятий. Стимулирование самостоятельного формирования выводов дет...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы "Уход за комнатными растениями"

Цель: учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь ме...

конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы

с помощью данного конспекта в игровой непренужденной форме с детьми старшего дошкольного возраста можно закрепить знания о птицах, животных, насекомых Среднего Поволжья....

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы "Путешествие с капелькой"

создать целостное представление о воде как о природном явлениипознакомить со свойствами воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная)...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы "Наш друг - воздух"

Конспект занятия "Наш друг - воздух" предназначен для занятия по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....