Конспект занятий по экологическому воспитанию с детьми старшей логопедической группы «Путешествие «Капельки».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

ВОСПИТАТЕЛИ:ФИСЮК М.А.,ТРУНОВА О.В.,

ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ, ВЫПОЛНЯЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЗАДАНИЯ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_kapelki.docx50.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение №157
«Детский сад комбинированного вида»

Конспект занятий по экологическому воспитанию с детьми
старшей логопедической группы

«Путешествие «Капельки».

Составил: воспитатель
Фисюк М.А.

Кемерово 2010.

Цель:

  • формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

Задачи:

  • формировать представление у детей о воде, её свойствах;
  • развивать умение у детей проводить исследовательскую деятельность, получать новые знания;
  • коррекция и развитие речевых навыков у детей; умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос; следить за звукопроизношением;
  • воспитывать усидчивость; интерес и способность детей работать в коллективе, группах.

Методические приемы:

  • художественное слово;
  • игровая, проблемная ситуация;
  • словесное объяснение;
  • вопросно-ответная форма;
  • наблюдение детей за работой воспитателя и другими детьми;
  • наглядное пособие;
  • индивидуальная работа.

тсо

  • магнитофон, оборудование для опытов.

Ход занятия

Формирование положительной мотивации.

Дети вместе с воспитателем проходят в группу, встают в кружок, берутся за руки.

Воспитатель: Доброе утро! Я Вам говорю.

Доброе утро! Я всех Вас люблю!

Желаю Вам хорошо заниматься!

Слушать внимательно, ума набираться!

(В это время в группу влетает голубой шарик).

Воспитатель: Ой, шарик. А как он к нам попал?

Дети:        Варианты ответов.

Воспитатель: А на что похож наш шарик?

Дети:        Варианты ответов.

Воспитатель: А мне кажется он похож на большую каплю воды. Согласны? (Незаметно лопаю шарик и роняю на пол маленькую «капельку» и загадки)

Воспитатель: А большая капля с сюрпризом. Посмотрите, из большой капли она превратилась в «маленькую капельку».

А ещё и загадки. Я их загадаю, а вы будьте внимательны и быстро их отгадайте.

Первая загадка:

Бежит, бежит, не выбежит,

Течет, течет, не вытечет, (вода)

Вторая загадка:

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без (воды).

Третья загадка:

Я и туча и туман,

И ручей и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадки, а о чем они?

О воде.

Воспитатель:

Сегодня мы много интересного узнаем о воде. Перед началом

занятия мы с вами попили волы. Она Васуспокоила.Вода

поможет вам лучше заниматься, думать.

Согласны?

Дети:

Да.

Воспитатель:

Хотите послушать сказку про эту «капельку»?

Дети:        Да, хотим послушать.

(Воспитатель предлагает детям сесть на стулья)

Воспитатель:

«Жила-была «Капелька». Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. «Капелька» испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе со всеми другими капельками. Упав на землю они образовали лужу. Теперь «Капелька» со своими подружками стала купаться и веселиться в луже.

После того, как «Капелька» оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже.

После того, как «Капелька» оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла и «Капелька» превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платья и падали на землю уже снежинками. Скучно стало «Капельке», когда лужа замерзла, ведь теперь она не могла двигаться.

Становилось все теплее и вскоре лужа растаяла и «капелька»снова могла двигаться, плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, «Капелька» стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако.

(Воспитатель показывает на магнитной доске)

Воспитатель:

Вам понравилась сказка?

Дети:

Да.

Воспитатель:

О чем же эта сказка?

Дети:

О «Капельке», капельках

Воспитатель:

Вы помните, во что превращалась «Капелька», капельки?

Дети:

В льдинку, снежинку, облако.

Воспитатель:

Всё правильно, и в льдинку, и в снежинку, и в облако. А хотите сами превратить капельку в льдинку?

Сегодня в нашей группе много гостей и мы всевместе побываем в «загадочной лаборатории» и узнаем о чудесных превращениях воды.

«Капелька», а ты хочешь посмотреть на превращения воды?

Тогда пойдем с нами, мы тебе всё покажем и всё расскажем (Воспитатель вместе с детьми и «Капелькой» проходят в «загадочную лабораторию».«Капельку» воспитатель вешает на доску).

Воспитатель:

Посиди «Капелька» здесь. А мы с детьми будем исследовать воду. Ребята, мы с Вами знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода - это жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой:

Дети:

Хотите убедиться, что вода - жидкое вещество?У Вас на столах лежат различные формы. Возьмите и рассмотрите, на что они похожи. А теперь возьми емкости с водой и аккуратно перелейте в свои формочки.

Что вы наблюдаете?

Вода льется. Варианты других ответов.

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, вода имеет форму?

Дети:

Варианты ответов.

Воспитатель:

Смотрите, вы все налили воду в разные формочки и какую же форму приняла вода?

Дети:

Воспитатель:

Кошки, собаки, машинки и т.д.

Да, вода принимает любую форму, в которую её наливают. Она может принять форму чайника и кастрюли и чашки (всё показывается).

Воспитатель:

Ребята, вода бывает не только в жидком состоянии. Вода умеет превращаться в пар. Хотите посмотреть как это происходит?

Дети:

Да.

(Воспитатель показывает детям спиртовку, уточняет вместе с ними, что это такое; зажигает и кипятит воду до образования пара.)

Спиртовка, что нам заменяет?

Воспитатель-Смотрите, сильно нагретая вода при пыткой температуре  превращается в пар. Его видно. А если мы сверху, положим,

стекло, то на стекле появится что        

(Дети разглядывают)

Дети:        Капельки воды.

Воспитатель:

Вода, во что превратилась в начале, при разогревании?

Дети:

В пар.

Воспитатель:

А пар во, что превратился?

Дети:

В капельки воды.

Воспитатель:

Значит пар это тоже....

Дети:

Вода

Воспитатель:

В паре расстояние между капельками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние воды называют газообразным, его можно изобразить так:

Воспитатель:

Ребята, а вы знаете, как в природе образуется лед? Вспоминайте сказку про «Капельку»

Дети:

Солнце греет не сильно, мало, вода остывает и превращается в лед.

Воспитатель:

А в домашних условиях мы как можем получить лед?

Дети:

В холодильнике

Воспитатель:

Помните, мы с вами наливали воду в форму и вместе ставили в холодильник?

Проверим, получился у нас лед или нет? (Воспитатель показывает форму со льдом)

Воспитатель: При низкой, холодной температуре, вода замерзла и превратилась в твердое вещество. Лёд.

Возьмите лёд в руки, рассмотрите его. Какой лёд?

Дети:

Твердый, холодный

Воспитатель:

Какую имеет форму? На что похож?

Дети:

Форму кубика, похож на кубик.

Воспитатель:

Сожмите крепко лёд.

Во что превращается лёд?

Дети:

В воду.

Воспитатель:

А почему?

Дети:

Руки теплые, горячие, лед стал таять.

Воспитатель:

Да, от тепла лед тает. А руки стали у вас какими? Приложите к щекам.

Дети:

Холодными.

Воспитатель:

Вот видите, как бывает, лёд забрал тепло ваших рук и отдал вам свой холод.

Вода может быть в твердом состоянии. Капельки здесь расположены плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое состояние воды можно выразить так:

Воспитатель:

Вы уже немного устали. Пойдемте, отдохнем.

(Дети с воспитателем встают в кружок, и проводится физминутка под музыку «Журчание воды).

Дождик капнул на ладошку

Воспитатель:

(правой рукой касаемся левой)

На цветы

(круговые движения правой рукой).

И на дорожку (обе руки перед собой)

Льется, льется - ой-ой-ой (покачивание головы)

Побежали мы домой (бег на месте).

(В кругу, на месте, после физминутки)

Ребята, вы сегодня уже много узнали о воде, а вы знаете кому нужна вода и зачем?

Воспитатель:        Я предлагаю нам поиграть в игру «Кому нужна вода?»

Вот перед вами изображено озеро, а вокруг разные картинки. Проведите «ручеек» от озера к той картинке, которой, как вы считаете нужна вода и сказать почему вы так думаете.

(Дети по очереди выполняют задание).

Воспитатель:

А почему вот эти картинки остались без «ручейков»?

Дети:

Им вода не нужна, они не живые.

Воспитатель:

А как вы думаете, что случится если не будет воды?

Дети:

Всё живое на земле погибнет

Воспитатель:

Да вы правы. Всему живому требуется вода, а иначе,

случится беда. И она у нас случилась. (Воспитатель выставляет два цветка)

Воспитатель:        Чем отличаются эти цветы друг от друга?

Что же случилось с цветком?

(Дети проверяют землю у одного и другого цветков)

Дети:

У него земля сухая, его не поливали, он засох.

Воспитатель:

И что же мы теперь будем делать?

Дети:

Его надо полить, побрызгать, убрать пыль с листьев.

Воспитатель:

Какие вы молодцы, добрые. Я согласна с вами, ему ещё можно помочь.

(Дети всё выполняют)

Воспитатель:        Поставим его на окно и будем с вами за ним наблюдать.

(Воспитатель обращается к «Капельке»)

Смотри «Капелька», какие у нас добрые, отзывчивые, заботливые дети. Воспитатель:        Ребята, а наше с вами путешествие с «Капелькой»

закончилось.

  1. Вам понравилось путешествовать с «Капелькой»?
  2. Что вы узнали о воде?
  3. Какие три новых состояния воды вы узнали?
  4. Кому нужна вода?
  5. Что полезного вы узнали для себя? (спросить каждого

ребенка)

Ребята, вы очень много узнали о свойствах воды, а малыши об этом не знают.

Возьмите «Капельку» с собой и расскажите им о воде. Попрощайтесь с гостями.

(Дети вместе с «Капелькой» уходят)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми средней возрастной группы ДОУ "Что такое лес?"

Формирование осознанно правильного отношения к природе в современном мире приобретает ещё большую значимость в связи с тем, что зачастую взгляд ребёнка останавливается на ярких обложках журналов, игру...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. "В гостях у сказки"

Воспитатель Глазунова Е.П. ГДОУ 42 Колпинского района Спб«В гостях у сказки»Занятие может быть проведено как итоговое, позволяющее установить уровень знаний детей по развитию речи и ознакомлению с уст...

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей логопедической группы « Капитошка» Тема: «С чего начинается Родина»

Закреплять знания детей о названии родного города, знакомить с его достопримечательностями.  Развивать интерес к малой родине. Воспитывать уважение и любовь к достопримечательностям, ку...

Конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «Будь другом природе»

Конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группе «Будь другом природе»....

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей логопедической группы "Волшебная соль"

Соль - это интересный материал для опытно - экспериментальной деятельности. На занятии мы развиваем интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закрепляем умение исследовать предмет с помощ...

Занятие по экологическому воспитанию для детей старшей логопедической группы «В лаборатории у Знайки»

Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха; формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.Образовательные...