Конспект занятий по экологическому воспитанию с детьми старшей логопедической группы «Путешествие «Капельки».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
ДЕТИ ЗНАКОМЯТСЯ СО СВОЙСТВАМИ ВОДЫ, ВЫПОЛНЯЯ РАЗНООБРАЗНЫЕ ЗАДАНИЯ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_kapelki.docx | 50.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №157
«Детский сад комбинированного вида»
Конспект занятий по экологическому воспитанию с детьми
старшей логопедической группы
«Путешествие «Капельки».
Составил: воспитатель
Фисюк М.А.
Кемерово 2010.
Цель:
- формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Задачи:
- формировать представление у детей о воде, её свойствах;
- развивать умение у детей проводить исследовательскую деятельность, получать новые знания;
- коррекция и развитие речевых навыков у детей; умение отвечать полным ответом на поставленный вопрос; следить за звукопроизношением;
- воспитывать усидчивость; интерес и способность детей работать в коллективе, группах.
Методические приемы:
- художественное слово;
- игровая, проблемная ситуация;
- словесное объяснение;
- вопросно-ответная форма;
- наблюдение детей за работой воспитателя и другими детьми;
- наглядное пособие;
- индивидуальная работа.
тсо
- магнитофон, оборудование для опытов.
Ход занятия
Формирование положительной мотивации.
Дети вместе с воспитателем проходят в группу, встают в кружок, берутся за руки.
Воспитатель: Доброе утро! Я Вам говорю.
Доброе утро! Я всех Вас люблю!
Желаю Вам хорошо заниматься!
Слушать внимательно, ума набираться!
(В это время в группу влетает голубой шарик).
Воспитатель: Ой, шарик. А как он к нам попал?
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: А на что похож наш шарик?
Дети: Варианты ответов.
Воспитатель: А мне кажется он похож на большую каплю воды. Согласны? (Незаметно лопаю шарик и роняю на пол маленькую «капельку» и загадки)
Воспитатель: А большая капля с сюрпризом. Посмотрите, из большой капли она превратилась в «маленькую капельку».
А ещё и загадки. Я их загадаю, а вы будьте внимательны и быстро их отгадайте.
Первая загадка:
Бежит, бежит, не выбежит,
Течет, течет, не вытечет, (вода)
Вторая загадка:
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды - Жить нельзя нам без (воды).
Третья загадка:
Я и туча и туман,
И ручей и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадки, а о чем они?
О воде.
Воспитатель: | Сегодня мы много интересного узнаем о воде. Перед началом занятия мы с вами попили волы. Она Васуспокоила.Вода поможет вам лучше заниматься, думать. Согласны? |
Дети: | Да. |
Воспитатель: | Хотите послушать сказку про эту «капельку»? |
Дети: Да, хотим послушать.
(Воспитатель предлагает детям сесть на стулья)
Воспитатель: | «Жила-была «Капелька». Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. «Капелька» испугалась и, спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе со всеми другими капельками. Упав на землю они образовали лужу. Теперь «Капелька» со своими подружками стала купаться и веселиться в луже. После того, как «Капелька» оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. После того, как «Капелька» оказалась на земле, не долго ей пришлось играть в луже. На улице стало холодать, лужа постепенно замерзла и «Капелька» превратилась в льдинку. Её подружки нарядились в красивые платья и падали на землю уже снежинками. Скучно стало «Капельке», когда лужа замерзла, ведь теперь она не могла двигаться. Становилось все теплее и вскоре лужа растаяла и «капелька»снова могла двигаться, плавать. Но дни становились всё жарче и жарче, солнышко припекало всё сильнее и сильнее, «Капелька» стала очень легкой и полетела вверх, и в небе со своими подружками они образовали белое пушистое облако. |
(Воспитатель показывает на магнитной доске)
Воспитатель: | Вам понравилась сказка? |
Дети: | Да. |
Воспитатель: | О чем же эта сказка? |
Дети: | О «Капельке», капельках |
Воспитатель: | Вы помните, во что превращалась «Капелька», капельки? |
Дети: | В льдинку, снежинку, облако. |
Воспитатель: | Всё правильно, и в льдинку, и в снежинку, и в облако. А хотите сами превратить капельку в льдинку? Сегодня в нашей группе много гостей и мы всевместе побываем в «загадочной лаборатории» и узнаем о чудесных превращениях воды. «Капелька», а ты хочешь посмотреть на превращения воды? |
Тогда пойдем с нами, мы тебе всё покажем и всё расскажем (Воспитатель вместе с детьми и «Капелькой» проходят в «загадочную лабораторию».«Капельку» воспитатель вешает на доску).
Воспитатель: | Посиди «Капелька» здесь. А мы с детьми будем исследовать воду. Ребята, мы с Вами знаем, что вода состоит из мелких капелек, хотя они и соединены друг с другом, но не очень крепко, поэтому вода растекается. Вода - это жидкое вещество, и это можно изобразить вот такой схемой: |
Дети: | Хотите убедиться, что вода - жидкое вещество?У Вас на столах лежат различные формы. Возьмите и рассмотрите, на что они похожи. А теперь возьми емкости с водой и аккуратно перелейте в свои формочки. Что вы наблюдаете? Вода льется. Варианты других ответов. |
Воспитатель: | Ребята, как вы думаете, вода имеет форму? |
Дети: | Варианты ответов. |
Воспитатель: | Смотрите, вы все налили воду в разные формочки и какую же форму приняла вода? |
Дети: Воспитатель: | Кошки, собаки, машинки и т.д. Да, вода принимает любую форму, в которую её наливают. Она может принять форму чайника и кастрюли и чашки (всё показывается). |
Воспитатель: | Ребята, вода бывает не только в жидком состоянии. Вода умеет превращаться в пар. Хотите посмотреть как это происходит? |
Дети: | Да. |
(Воспитатель показывает детям спиртовку, уточняет вместе с ними, что это такое; зажигает и кипятит воду до образования пара.)
Спиртовка, что нам заменяет?
Воспитатель-Смотрите, сильно нагретая вода при пыткой температуре превращается в пар. Его видно. А если мы сверху, положим,
стекло, то на стекле появится что
(Дети разглядывают)
Дети: Капельки воды.
Воспитатель: | Вода, во что превратилась в начале, при разогревании? |
Дети: | В пар. |
Воспитатель: | А пар во, что превратился? |
Дети: | В капельки воды. |
Воспитатель: | Значит пар это тоже.... |
Дети: | Вода |
Воспитатель: | В паре расстояние между капельками больше, чем в воде, и они быстрее двигаются, «разлетаются». Такое состояние воды называют газообразным, его можно изобразить так: |
Воспитатель: | Ребята, а вы знаете, как в природе образуется лед? Вспоминайте сказку про «Капельку» |
Дети: | Солнце греет не сильно, мало, вода остывает и превращается в лед. |
Воспитатель: | А в домашних условиях мы как можем получить лед? |
Дети: | В холодильнике |
Воспитатель: | Помните, мы с вами наливали воду в форму и вместе ставили в холодильник? |
Проверим, получился у нас лед или нет? (Воспитатель показывает форму со льдом)
Воспитатель: При низкой, холодной температуре, вода замерзла и превратилась в твердое вещество. Лёд.
Возьмите лёд в руки, рассмотрите его. Какой лёд?
Дети: | Твердый, холодный |
Воспитатель: | Какую имеет форму? На что похож? |
Дети: | Форму кубика, похож на кубик. |
Воспитатель: | Сожмите крепко лёд. Во что превращается лёд? |
Дети: | В воду. |
Воспитатель: | А почему? |
Дети: | Руки теплые, горячие, лед стал таять. |
Воспитатель: | Да, от тепла лед тает. А руки стали у вас какими? Приложите к щекам. |
Дети: | Холодными. |
Воспитатель: | Вот видите, как бывает, лёд забрал тепло ваших рук и отдал вам свой холод. Вода может быть в твердом состоянии. Капельки здесь расположены плотно друг к другу и двигаются медленно. Твердое состояние воды можно выразить так: |
Воспитатель: | Вы уже немного устали. Пойдемте, отдохнем. |
(Дети с воспитателем встают в кружок, и проводится физминутка под музыку «Журчание воды).
Дождик капнул на ладошку
Воспитатель: | (правой рукой касаемся левой) На цветы (круговые движения правой рукой). И на дорожку (обе руки перед собой) Льется, льется - ой-ой-ой (покачивание головы) Побежали мы домой (бег на месте). (В кругу, на месте, после физминутки) Ребята, вы сегодня уже много узнали о воде, а вы знаете кому нужна вода и зачем? |
Воспитатель: Я предлагаю нам поиграть в игру «Кому нужна вода?»
Вот перед вами изображено озеро, а вокруг разные картинки. Проведите «ручеек» от озера к той картинке, которой, как вы считаете нужна вода и сказать почему вы так думаете.
(Дети по очереди выполняют задание).
Воспитатель: | А почему вот эти картинки остались без «ручейков»? |
Дети: | Им вода не нужна, они не живые. |
Воспитатель: | А как вы думаете, что случится если не будет воды? |
Дети: | Всё живое на земле погибнет |
Воспитатель: | Да вы правы. Всему живому требуется вода, а иначе, |
случится беда. И она у нас случилась. (Воспитатель выставляет два цветка)
Воспитатель: Чем отличаются эти цветы друг от друга?
Что же случилось с цветком?
(Дети проверяют землю у одного и другого цветков)
Дети: | У него земля сухая, его не поливали, он засох. |
Воспитатель: | И что же мы теперь будем делать? |
Дети: | Его надо полить, побрызгать, убрать пыль с листьев. |
Воспитатель: | Какие вы молодцы, добрые. Я согласна с вами, ему ещё можно помочь. |
(Дети всё выполняют)
Воспитатель: Поставим его на окно и будем с вами за ним наблюдать.
(Воспитатель обращается к «Капельке»)
Смотри «Капелька», какие у нас добрые, отзывчивые, заботливые дети. Воспитатель: Ребята, а наше с вами путешествие с «Капелькой»
закончилось.
|
ребенка)
Ребята, вы очень много узнали о свойствах воды, а малыши об этом не знают.
Возьмите «Капельку» с собой и расскажите им о воде. Попрощайтесь с гостями.
(Дети вместе с «Капелькой» уходят)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми средней возрастной группы ДОУ "Что такое лес?"
Формирование осознанно правильного отношения к природе в современном мире приобретает ещё большую значимость в связи с тем, что зачастую взгляд ребёнка останавливается на ярких обложках журналов, игру...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ. "В гостях у сказки"
Воспитатель Глазунова Е.П. ГДОУ 42 Колпинского района Спб«В гостях у сказки»Занятие может быть проведено как итоговое, позволяющее установить уровень знаний детей по развитию речи и ознакомлению с уст...
Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию с детьми старшей логопедической группы « Капитошка» Тема: «С чего начинается Родина»
Закреплять знания детей о названии родного города, знакомить с его достопримечательностями. Развивать интерес к малой родине. Воспитывать уважение и любовь к достопримечательностям, ку...
Конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста «Будь другом природе»
Конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми подготовительной к школе группе «Будь другом природе»....
Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей логопедической группы "Волшебная соль"
Соль - это интересный материал для опытно - экспериментальной деятельности. На занятии мы развиваем интерес к окружающему миру, открывая новое в знакомом. Закрепляем умение исследовать предмет с помощ...
Занятие по экологическому воспитанию для детей старшей логопедической группы «В лаборатории у Знайки»
Цель: формирование представлений об основных свойствах воздуха; формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности.Образовательные...
Конспект занятия по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста на тему «Обитатели болота»
формировать представления детей об обитателях болота...