КОНСПЕКТ ООД на тему: «9 Мая – День Победы» /для детей старшей группы компенсирующей направленности /
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Уткина Светлана Юрьевна

Воспитание патриотических чувств у детей, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №89 комбинированного вида»

городского округа Саранск

КОНСПЕКТ ООД

на тему:

 «9 Мая – День Победы» 

/для детей старшей группы компенсирующей направленности /

Подготовила и провела

 воспитатель: Уткина С.Ю.

                                                                                                         

                                                                                                                                                     

Саранск 2024

Цель: воспитание патриотических чувств у детей, уважение к народным героям, а также событиям времен Великой Отечественной войны.

 Образовательные задачи:

-  закрепить знания детей о празднике Победы;

- дать знания о том, что страну защищали не только армия, но и партизаны, среди которых были дети;

- формировать патриотизм и культуру, которые имеют огромное значение в социально - гражданском и духовном развитии личности ребенка;

- формировать познавательный интерес на основе демонстрации иллюстраций, музыкального сопровождения, взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Развивающие задачи:  

- способствовать развитию любознательности, кругозора детей, стремления узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны; 

        - продолжать работать над развитием связной речи, совершенствовать диалогическую и монологическую речь, закреплять умение отвечать на вопросы.

Воспитательные задачи:

- воспитывать чувства гордости за свой народ, уважения к его свершениям и достойным страницам истории нашей родины детей старшего дошкольного возраста;

- обеспечивать условия для нравственного воспитания детей, способствовать усвоению морально-нравственных норм и ценностей, принятых в обществе;

Словарная работа: формирование словарного запаса посредством ввода новых слов  «фашисты», «приютнее», «партизаны», «сигнальная азбука», «боевое оружие».

Методические приемы: показ иллюстраций, ситуативная беседа, речевая игра «Волшебная сила слов», физкультминутка «Боевая подготовка», художественное слово.

Материалы и оборудование: магнитно- маркерная доска, иллюстрации: «Дети герои ВОВ», иллюстрации к рассказу Ю. Королькова «Леня Голиков», музыкальные записи «Соколенок» сл. -Л. Куксо
муз. - Л. Афанасьев,  «Звуки природы», «Звуки военных действий»
, сигнальные флажки георгиевские ленты по количеству детей.

Предварительная работа: беседы с детьми о ВОВ, о родственниках-участниках ВОВ; чтение стихов, рассказов о войне и подвигах солдат; рассматривание иллюстраций о войне и портретов героев, разных видов оружия; заучивание стихотворений; прослушивание и заучивание песен о ВОВ.

Ход педагогического мероприятия:

Вводная часть

Дети входят в зал под тихую музыку вместе с воспитателем.

Воспитатель. Посмотрите, сколько гостей сегодня пришли к нам на занятие.  Давайте поздороваемся.

Игра в кругу «Волшебная сила слов»

Воспитатель. Сейчас мы с  вами поиграем в игру «Волшебная сила слов».  Нас окружает огромное множество слов. Я предлагаю вам подумать и найти среди множества слов, «весёлые» слова и назвать их (ответы детей). (Например: праздник, цирк, подарки, смех, щекотка, прогулка и т.д.).  

Воспитатель. Бывают и грустные слова. Какие «грустные» слова вы можете назвать? (ответы детей). (Например: болезнь, укол, расставание, лекарство и т.д.). А есть, ребята, слово «страшное» — это слово «война». Почему же оно такое страшное? (ответы детей)

Воспитатель. А теперь закройте глаза, мы послушаем тишину. (Мелодия 1)(В тишине слышен шум ветра, пение птиц, гул машин, чьи-то шаги).

Воспитатель. Это – мирная тишина. А сейчас откройте глаза.

Включается звуки военных действий. (Мелодия 2)

Воспитатель. Как вы думаете, что это за звуки? Слышны ли звуки выстрелов, рева танка в мирное время? Когда раздаются такие звуки? (ответы детей).

(Воспитатель предлагает присесть на стулья)

Воспитатель. Много лет назад был такой же, как сейчас теплый солнечный день. Люди занимались своим делом, работали, учились, дети ходили в детский сад. 

Но вдруг, внезапно, люди узнали, что на нашу землю напали фашисты, и 21 июня 1941года  началась Великая Отечественная война. Налетели вражеские самолеты, понаехали танки, пришли солдаты с оружием и сразу все изменилось.

Все люди поднялись на защиту своей Родины. На фронт ушли не только воины нашей армии, но даже женщины, и дети нередко убегали из дома, чтобы воевать с фашистами.

Одним из таких героев был Леня Голиков (1 иллюстрация). Писатель Ю. Корольков написал о нем рассказ. (Чтение рассказа Ю. Королькова «Леня Голиков» в сокращенном варианте)

Недалеко от озера, на крутом берегу Полы, стоит деревня Лукино, в которой жил с отцом, матерью и со своими сёстрами Лёня Голиков.

Ленька был невысокого роста, куда меньше своих однолеток-товарищей, но в силе и ловкости редко кто мог с ним сравниться.

Когда началась война с фашистами, почти все мужчины ушли в армию. В деревне остались только женщины, старики дети.

Мальчикам теперь было не до игр. Они всё время проводили в поле, заменяя взрослых. (2 иллюстрация).

Фашистские войска подходили всё ближе к деревне, где жил Лёнька. Жители деревни раздумывали, как им быть, и решили всей деревней ушли в лес, в самые глухие места, где фашисты не смогут их найти. Так и сделали.

Шло время. Как ни таились жители деревни, ушедшие в лес, фашисты всё же узнали, где они находятся. Однажды, возвращаясь в лесной лагерь, мальчики еще издали услышали, что из леса доносятся неясные крики, чей-то грубый смех, громкий плач женщин.

Среди землянок с хозяйским видом расхаживали гитлеровские солдаты. Из-за плечных мешков у них торчали разные вещи, которые они успели награбить.

В лесу с каждым днем становилось всё не приютнее и холоднее.

Вскоре немцы выгнали жителей из леса. Пришлось им снова вернуться в деревню: жили теперь тесно, по несколько семей в одной избе.

Наступила зима, говорили, что в лесах появились партизаны, но Лёнька и его товарищи не разу их не видели.

Вскоре Лёнька встретился со своим учителем Василием Григорьевичем. Он был партизаном, и привёл Лёньку к себе в отряд.

С этого дня Лёньку Голикова зачислили в партизанский отряд, а через неделю отряд ушел в другие места воевать с немцами.  Вскоре в отряде появился еще один паренек – Митяйка. Лёнька сразу подружился с Митяйкой.

Сначала ребятам не давали никаких поручений. Они только работали на кухне, пилили дрова, чистили картошку.

Но однажды их послали в разведку. Они узнавали и рассказывали командиру отряда, где расположились фашистские отряды, где стоят их пушки, пулеметы.

С каждым разом ребята получали всё более трудные задания. Теперь у Лёньки был свой автомат, который он добыл в бою. Как опытного партизана его брали даже для взрыва вражеских поездов.

Однажды во время выполнения такого задания Лёнька спас раненного товарища и его наградили медалью «За боевые заслуги».

Но однажды произошло следующее.

Разведчики-партизаны возвращались с неудачного задания. Лёнька немного от них приотстал. Он собирался догонять своих, но оглянувшись на дорогу, увидел, что по шоссе приближается легковая машина.

Он бросился вперед и залёг у моста за кучей камней.

Машина подошла к мостику, притормозила, и Лёнька, размахнувшись, бросил в нее гранату. Грохнул взрыв. Лёнька видел, как из автомобиля выскочил гитлеровец в белом кителе с красным портфелем и автоматом. (3 иллюстрация)

Лёнька выстрелил, но не попал. Фашист убегал, Лёнька погнался за ним. Офицер оглянулся и увидел, что за ним бежит какой-то мальчишка.  Совсем маленький. Если бы их поставить рядом, мальчик едва бы достал ему до пояса. Офицер остановился и выстрелил. Мальчишка упал. Фашист побежал дальше.

Но Лёнька не был ранен. Он быстро отполз в сторону и сделал несколько выстрелов. Офицер убегал….

Уже целый километр гнался Лёнька за фашистом, который всё время отстреливался. Он на ходу сбросил белый китель и остался в одной темной сорочке, целиться в него стало труднее.

Лёнька начал отставать.

В диске автомата оставался последний патрон, и этим последним выстрелом Лёнька поразил врага.

Он взял автомат, портфель и тяжело дыша, пошел назад. По дороге он подобрал брошенный фашистом белый китель и только тогда разглядел на нем генеральские витые погоны.

Лёнька напялил на себя генеральский китель, застегнул его на все пуговицы, засучил рукава, свисавшие ниже колен, поверх пилотки нахлобучил фуражку с золотыми разводами, которую нашёл в разбитой машине, и побежал догонять товарищей.

(4 иллюстрация)В таком виде Лёнька вышел на свет костра. Вид у него был такой уморительный, что грянул громкий хохот.

У Лёньки взяли портфель с документами, а потом вызвали к командиру.

-Ну молодец, - сказал он. – Такие документы и опытные разведчики раз в 100 лет добывают. Сейчас про них в Москву сообщать будут.

Очень часто, выполняя боевые задания, солдаты не могут переговариваться друг с другом, они объясняются с помощью определённых сигналов. И сейчас нам предстоит научиться выполнять так называемые «немые команды», которые подаются с помощью специальных флажков, запоминайте, смотрите на меня и запоминайте сигнальную азбуку:

Физкультминутка «Сигнальная азбука»

Руки вытянуты вперёд – команда строится в колонну.

Руки в стороны – встать врассыпную.

Руки вверх – сигнал «опасность», нужно присесть на корточки.

Руки вниз – команда «опасность миновала», можно встать.

Через некоторое время из Москвы пришла радиограмма, в ней говорилось, что надо представить к самой высокой награде всех, кто захватил такие важные документы. В Москве, конечно, не знали, что захватил их один Лёня Голиков, которому было всего 14 лет.

Так Лёня Голиков стал героем.(включить мелодию №3)

Лёня погиб, в неравном бою под селом Острая Лука.

На могиле Лёни Голикова в селе Острая Лука рыбаки поставили обелиск. (5 иллюстрация).А на берегу реки Полы юному герою воздвигнут памятник. Лёни Голикову были воздвигнуты памятники в Москве на ВВЦ (ВДНХ) у павильона юннатов. Кроме того, одному из кораблей Российского флота присвоено имя Лёни Голикова.

Завтра состоится этот памятный день для всего русского народа 9- мая День Великой Победы над фашистами, где будут собираться ветераны этой войны(6 иллюстрация). Ветеран – это те, кто участвовал в этой войне. Сейчас им уже много лет. Они защищали свою страну, когда были молодыми и здоровыми. Если завтра вы поздравите их с праздником и скажите спасибо, им будет очень приятно.

Воспитатель. Я предлагаю вам сейчас вспомнить, о чем мы с вами вели сегодня беседу.

Несколько лет назад появилась очень хорошая традиция. В День Победы люди прикалывают к одежде на грудь Георгиевскую ленточку в знак памяти о боевых заслугах нашего народа. Чёрный цвет означает дым, а оранжевый – огонь. Я дарю вам эти Георгиевские ленточки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия по развитию речи на тему "День Защитника Отечества" для детей старшей группы компенсирующей направленности

Данный конспект НОД по развитию речи на тему "День защитника Отечества" предназначен для детей старшей группы компенсирующей направленности(ЗПР/ЗПРР), но возможно его применение и в логопедических гру...

Проект на тему: «Здравствуй, весна! Мамин праздник» для детей старшей группы компенсирующей направленности (ОНР).

На современном этапе перед педагогами, работающими  с детьми дошкольного возраста  с тяжёлыми нарушениями речи ставится ряд задач, а именно:- реально обеспечивать индивидуализацию для каждог...

Конспект НОД детей старшей группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: « Рассматривание сюжетной картины «Осенний день в лесу» и составление рассказов по ней»

              Конспект непрерывной образовательной  деятельности детей старшей  группы компенсирующей направленности по развитию речи на тему: ...

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и музыкального руководителя для детей старшей группы компенсирующей направленности по теме «Осень»

Цель: Использование здоровьесберегающих технологий на занятии по закреплению знаний детей по теме «Осень» и формирование двигательных умений и навыков....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа. Лексическая тема «Почта»."

Цель: Учить согласовывать имена существительные с глаголами единственного и множественного числа.Задачи:1. Упражнять в подборе имён существительных к именам прилагательным и учить согласовывать их в р...