Беседа на тему «Насекомые» для детей старшего возраста
материал по окружающему миру (подготовительная группа)

Переверзева Татьяна Алексеевна

Беседа на тему «Насекомые» для детей старшего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл беседа насекомые19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа на тему «Насекомые» для детей старшего возраста

Цель: дать детям представление о разнообразных насекомых.

Задачи:

1. Сформировать представление о различных насекомых и их важной роли в жизни человека.

2. Закрепить знания детей об опасных для жизни и здоровья насекомых, с которыми они могут столкнуться в природе. Познакомить с правилами поведения при встрече с такими насекомыми.

3. Воспитывать ответственное отношение к своей жизни и необходимость избегать опасных ситуаций.

4. Развивать интерес к изучению окружающей природы с соблюдением осторожности и осмотрительности.

Словарная работа: обогащать и активизировать словарь детей, вводя новые слова: оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ.

Материалы к занятию: предметные картинки с изображениями разнообразных насекомых и их среды обитания, игрушки в виде насекомых.

Ход беседы:

Часть 1. Рассматривание насекомых и обсуждение их внешнего вида, сходств и различий.

Воспитатель начинает беседу с рассказа о том, что насекомые окружают нас повсюду — в лесу, на лугу, у реки. Затем детям предлагается рассмотреть выставленные иллюстрации.

— Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка).

— Чем все насекомые похожи друг на друга? Что у них есть общего?

Воспитатель обобщает ответы детей:

— Муравей, божья коровка, кузнечик, бабочка, комар, муха, пчела, оса — это всё насекомые. Насекомыми называют животных, у которых шесть ног, а тело состоит из трёх частей: головы, на которой находятся два ушка, средней части и брюшка.

— Но насекомые отличаются друг от друга. Подскажите, по каким признакам вы смогли узнать комара? (У комара ……….)

— Как вы определили, что это оса? (У осы ……….)

— Как вы узнали муравья? (У муравья ……….)

Но все насекомые такие маленькие, их трудно разглядеть. Да и не всех можно заметить. Попробуйте спрятать листочек цветной бумаги на столе. Каждый ребёнок берёт небольшой квадрат зелёного, жёлтого или коричневого цвета (разных оттенков). На столе лежат большие листы таких же цветов и оттенков.

— Почему насекомые легко прячутся? Потому что их окраска такая же, как и места, где они любят находиться.

— Зачем им такая окраска? Для защиты от врагов. (Показать детям изображение кузнечика на зелёной траве, жука-короеда на стволе дерева.)

— Посмотрите, кто это? Спина красная, на ней чёрные круги, с каждой стороны по три ноги. Это божья коровка.

Подошла к травинке и начала есть небольшие круглые существа, которые с аппетитом запускали свой хоботок в листья и сосали из них сок. Это тля.

— Как вы думаете, кто из них полезен человеку, а кто приносит вред? Божья коровка уничтожает различных вредителей сада и полей.

— А почему божья коровка такая яркая? Ведь её хорошо видно на зелёном листе, её любая птица заметит. Оказывается, эта малышка умеет хорошо защищаться. В минуту опасности она выделяет жидкость белого цвета, похожую на молоко, которая плохо пахнет. Она-то и отпугивает врагов. Поэтому божья коровка несъедобна для птиц.

— Как вы думаете, почему это насекомое прозвали коровкой?

Она является маленьким санитаром, она спасает от гибели сады и огороды, поедая более мелкое насекомое — тлю. Божью коровку надо беречь.

Не найдёшь у нас пилы,

Не рубили мы стволы,

Не стучали топором,

А под елью вырос дом.

О каком доме говорится в загадке? (О муравейнике.)

Муравейник — это дом для муравьёв, которые являются друзьями человека. Они спасают лес, уничтожая вредных насекомых. Однако, если муравейник потревожить, то он может больно обжечь, выделяя муравьиную кислоту для защиты.

Весной муравейник выглядит как куча старой хвои и мусора, и муравьёв не видно. Но после того, как сойдёт снег, они вылезут погреться на солнце. После долгого зимнего сна муравьи обессилели и не шевелятся. Они даже не могут отстреливаться от непрошеных гостей едкой муравьиной кислотой. Но через несколько дней они примутся за работу.

Птица дрозд прыгает по муравейнику. Он разгребает лапами муравьиную кучу, но не ест муравьёв. Он вытягивает в стороны крылья и сидит так десять минут. Многие птицы так делают. Муравьи заползают им под крылья и быстро «вычёсывают» всё, что там скопилось, а заодно опрыскивают тело птицы остро пахнущей кислотой.

Пчела летит собирать сладкий сок с первых цветов, чтобы потом у нас был вкусный и полезный мёд. Она тоже ярко окрашена, чтобы предупредить: «Не подходи! Ужалю!»

Крылья бабочки всегда покрыты мелкими чешуйками, которые важны для неё. Если даже некоторые чешуйки будут стёрты, бабочка не сможет летать и погибнет. Если взять бабочку в руки, то можно увидеть пыльцу на пальцах.

У бабочки длинный тонкий изогнутый хоботок, который она опускает внутрь цветка и пьёт сладкий сок. Она любит открытые цветки, чтобы сесть на них и видеть, что происходит вокруг.

У бабочки нет дома, она живёт всего две недели и за это время узнаёт мир. Она появляется на свет сразу взрослой, а из отложенных яиц выходят гусеницы.

Гусеница — это злостный вредитель, у неё много врагов. Она является особым лакомством для птиц, но с помощью различных уловок ей удаётся спасаться от гибели. Пройдёт время, и гусеница превратится в куколку, совсем неподвижную с виду. А из куколки появится бабочка.

У этого насекомого полосатое брюшко и пара прозрачных крыльев. Оса — хищное насекомое, она выкармливает своих личинок белковой пищей — мухами, пчёлами, пресмыкающимися и млекопитающими. Сама же она питается нектаром цветов и спелыми сочными плодами.

У самого берега заросшего водоёма, среди тростника, камышей и хвощей, быстро снуют в погоне за более мелкими насекомыми стрекозы. Эти существа имеют вытянутое тело, голову с большими сложными глазами и две пары прозрачных вытянутых крыльев. Стрекозы — дневные хищные насекомые, они откладывают свои личинки в воду. Личинки этих насекомых — страшные подводные хищники, нападающие даже на маленьких рыбок. Через один-три года личинки превратятся во взрослых стрекоз, способных жить на суше.

Назовите насекомых, которые относятся к хищным: стрекоза, кузнечик и божья коровка.

Почему их называют хищниками? Потому что они охотятся за другими насекомыми.

Назовите полезных насекомых: бабочка, пчела и муравей.

Какую пользу приносят пчёлы, бабочки и муравьи? Пчёлы опыляют цветы, дают нам мёд и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.

Назовите вредных насекомых: муха разносит микробы, гусеница ест листья растений, комар.

Часть 2. Правила поведения при встрече с насекомыми

Насекомые приносят большую пользу, но иногда они могут быть опасны. Поэтому важно знать, как защититься от них.

Открытые части тела следует смазывать средствами, отпугивающими насекомых. Отправляясь в лес, надевайте длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, а также головной убор.

Если вы увидели осиное гнездо, не приближайтесь к нему, чтобы не разозлить ос.

Если рядом с вами летает пчела, не машите руками и постарайтесь перейти в другое место. Если пчела вас ужалила, удалите жало и протрите место укуса содовым раствором.

Встретив на своём пути муравья, не пытайтесь его поймать. Наблюдайте за ним издалека, чтобы не спровоцировать атаку.

От комаров можно защититься с помощью специальных мазей. Наибольшее количество комаров летает вечером или утром, а днём они прячутся в густой растительности. В лесу комары могут атаковать в течение всего дня.

Чтобы избавиться от мух, не оставляйте гниющие продукты и нечистоты, которые могут привлечь этих насекомых. Соблюдайте правила поддержания чистоты дома и на улице.

Клещи — опасные насекомые, которые могут впиваться под кожу и вызывать заболевания. После прогулки по лесу или лугу обязательно осмотрите своё тело.

Увидев насекомых на природе, наблюдайте за ними, но не берите их в руки. Это может навредить насекомому и привести к укусу.

Итог беседы:

— Расскажите, пожалуйста, каких насекомых вы знаете?

— Где живут насекомые?

— Чем отличаются насекомые от птиц?

— Что случится, если не будет насекомых?

— Как защищаться от насекомых?

Ответы детей.

— В природе всё взаимосвязано. Каждое насекомое, даже если оно опасно для нас, может приносить пользу окружающей среде. Давайте будем внимательны и осторожны при встрече с обитателями природы. А чтобы не ошибиться, мы будем изучать детскую энциклопедию о живых обитателях растительного и животного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие комплексного планирования лексических тем "Домашние животные","Насекомые"для детей старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с ТНР

Разработка двух  комплексно -тематических лексических тем: "Домашние животные", "Насекомые" для детей старшеко дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нар...

Конспект беседы на тему: «Насекомые» для детей средней группы

Конспект беседына тему: «Насекомые»для детей средней группы...

НОД по лексической теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

НОД по лексической теме "Насекомые" по формирования лексико-грамматических категорий и связному высказыванию для детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

Проект по теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста.

Проект разработан с целью формирования у детей познавательного интереса и бережного отношения к насекомым....

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

Методические рекомендации по лексической теме "Насекомые"для детей старшего дошкольного возраста.

Методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи, мелкой моторики, и ознакомлению с художественной литературой у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Н...

Презентация по теме "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: расширить и уточнить знания детей о насекомых, их характерных признаках; развивать умение видеть сходства и различия; рассказать о пользе и вреде насекомых; расширить словарный запас; упражнять ...