Методические рекомендации по лексической теме "Насекомые"для детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Муравьева Мария Григорьевна

Методические рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи, мелкой моторики, и ознакомлению с художественной литературой у детей старшего дошкольного возраста по лексической теме "Насекомые".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nasekomye.docx482.02 КБ

Предварительный просмотр:

Насекомые.

  1. Повторить с ребенком названия насекомых, когда они появляются, какие части тела у них есть, их польза для людей, природы.

 

  1. Прочитать ребенку произведение К. И. Чуковского «Муха цокотуха»

  1.  «Какая? Какой?»

Бабочка (какая?) – красивая, яркая, пестрая…
Муравей  (какой?)– маленький, трудолюбивый, полезный…
Кузнечик (какой?) - …
Пчела (какая?) - …

4 . «Что делает?»

Пчела – жужжит, летает, жалит, собирает нектар…
Кузнечик – прыгает, стрекочет…

5.«Кто как передвигается» 
Зеленый кузнечик прыгает, а полосатая пчела … (летает).
Майский жук ползает, а маленький кузнечик …(прыгает).
Большеглазая стрекоза летает, а трудолюбивый муравей …(ползает).
Надоедливая муха летает, а красивая бабочка …(порхает).
Маленький комар летает, а большой кузнечик….

6.  «Сосчитай» - Один – два – пять.

Один комар, 2…- 5…

Один муравей,

Один кузнечик,…

Один таракан,…

Один клоп, …

Одна муха,…

Одна стрекоза,…

Одна оса,…

7. Исправь ошибки 
Муравей живет в улье.
Муха плетет паутину.
Комар ловит птиц.
Шмели строя муравейник.
Муравей вылез в муравейник.
Стрекоза летает под землей.
Бабочка порхает в цветком.
Пчела залетела из улей.

8. «4-й лишний» (назови лишний предмет и объясни свой выбор, используя слова «потому что»)
Муха, муравей, грач, пчела.
Стрекоза, жук, гусеница, собака.
Паук, голубь, синица, сорока.

9. Разделить на слоги (прохлопать) слова

(напомнить ребенку правило – Сколько гласных в слове, столько и слогов, и вспомнить те гласные, которые мы учили: А,У,О,И)

 Муха, оса, муравей, комар, кузнечик

10. Отгадай загадки.

Летит – кричит; сядет – молчит;

Кто его убьёт – свою кровь прольёт. (Комар)

Чёрен – да не ворон, рогат – да не бык,

Шесть ног без копыт. (Жук)

Мы – лесные жители, мудрые строители.

Из иголок всей артелью строим дом себе под елью. (Муравьи)

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком –

Он поделится медком. (Пчела)

11. Выучи стихотворение.

«Божья коровка».
Божья коровка –

Черная головка.

Улети на небо,

Принеси нам хлеба.

Черного и белого

Только не горелого.

12. Задания на мелкую моторику 

Пальчиковая гимнастика:

«Насекомые»
Раз, два, три, четыре, пять –

 (Сжимать - разжимать пальцы в кулак.)
Насекомых надо знать:

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большими).
Муха, бабочка, пчела,
Муравей, комар, оса,
Шмель, кузнечик и сверчок…

(Поочередно загибать пальцы рук, начиная с большого пальца правой руки).
И у каждого шесть ног!

(Поднять правую руку раскрытой ладошкой вверх, а левую сжать в кулачок, подняв верх большой палец – показать шесть пальцев.) 

 

- Обведи бабочку по точкам и раскрась.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/909049/5df5b83f-d59e-421f-8ee1-10970cc45a07/s1200?webp=false



Заштриховать по пунктирным линиям.

https://dlyarazvitiya.ru/wp-content/uploads/2018/11/shtrikhovki58.jpg

Пройди по лабиринту.

D:\Работа\ЛОГОПЕДИЯ\Картинки для работы\Лабиринты\Image (2).jpg

Корней Чуковский «Муха-Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

 

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

 

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

 

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

 

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

 

А букашки —

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

 

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

 

А сапожки не простые —

В них застёжки золотые.

 

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Мёду принесла...

 

«Бабочка-красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

 

Вдруг какой-то старичок

Паучок

Нашу Муху в уголок

Поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

 

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!»

 

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать

Не желают воевать!

И никто даже с места

Не сдвинется:

Пропадай-погибай

Именинница!

 

А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток,

Под мосток

И молчок!

 

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,

Зубы острые в самое сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.

 

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит,

Ухмыляется.

 

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

 

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

 

Муху за руку берёт

И к окошечку ведёт:

«Я злодея зарубил,

Я тебя освободил,

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!»

 

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки:

«Слава, слава Комару —

Победителю!»

 

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки —

То-то стало весело,

То-то хорошо!

 

Эй, сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

 

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали,

Бом! бом! бом! бом!

Пляшет Муха с Комаром

 

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

 

Козявочки с червячками,

Букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые,

Мужики богатые,

Шапочками машут,

С бабочками пляшут.

 

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

 

Веселится народ —

Муха замуж идёт

За лихого, удалого,

Молодого Комара!

 

Муравей, Муравей!

Не жалеет лаптей,—

С Муравьихою попрыгивает

И букашечкам подмигивает:

 

«Вы букашечки,

Вы милашечки,

Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

 

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат,—

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГТ»

 Авторы разработок:Асташенкова Н. В. учитель-логопед высшей квалификационнойкатегории  дошкольного отделения ГОУСОШ № 297 Пушкинского р-на г.Санкт-ПетербургаКлимова С. А.учитель-дефектолог высшей квал...

«Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Развитие лексической речи у детей старшего дошкольного возраста

Работа по развитию лексического запаса.Систематизация практического материала для организации речевых игр, эмоциональной лексики у дошкольников....

Учебно-методическое пособие «Комплексно-тематическое планирование по лексическим темам для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в соответствии с ФГОС»

В современных условиях воспитания и образования детей в дошкольных образовательных учреждениях федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) устанавливают нормы и положения, обязательны...

Методическое пособие "Развитие лексического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

Данная разработка была сделана на основе пособия О.И.Крупенчук "Научите меня говорить правильно", адаптирована для группы компенсирующей направленности для детей с ТНР. Материал представлен ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста(5-7 лет). Сборник конспектов образовательной деятельности по лексическим темам»

Способность к речи не дается человеку при рождении, а развивается в процессе жизнедеятельности параллельно с умственным и физическим развитием ребёнка и служит главным критерием его общего развития.Ес...