Рабочая программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего возраста "Я край родной познать хочу"
рабочая программа (старшая группа)

Щеглова Анна Александровна

Рабочая программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего возраста "Я край родной познать хочу"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patriot._pr-ma.docx70.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Вознесенский детский сад

 

Принято                                                                                         Утверждаю                            педагогическим советом                                                              Заведующий  МКДОУ                                                                                                                           МКДОУ Вознесенского детского сада                                                       В.П.Садовская                                                       Протокол  № 1от 29.08.2024г.                                                     Приказ № 28  от 30.08.2024г.

 Я край родной познать хочу

Рабочая программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего возраста

Воспитатель: Щеглова А.А.

с.Вознесенка, 2024г.

Оглавление

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….2

1.2. Актуальность …………………………………………………………………………2

1.3.Цель и задачи программы……………………………………………………………..3

1.4.Принципы   программы……………………………………………………………….3

1.5.Планируемые результаты……………………………………………………………..4

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 2.1.  Формы реализации программы  ……………………………………………………6

2.2.  Тематическое планирование………………………………………………………… 6

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Особенности организации предметно-развивающей среды……………………….14

3.2. Особенности взаимодействия с родителями…………………………………………15

3.3.  Список литературы……………………………………………………………………17

3.4.Приложения……………………………………………………………………………..17

I.Целевой раздел

1.1  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возрождается интерес к национальной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей, люди вновь учатся уважать труд, любить природу и быть небезучастными к судьбе страны.

Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может представительствовать от лица всей культуры, то он становится соучастником совместного познания окружающего мира.

1.2 Актуальность

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. .Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Ребенок с детства приобщается к истокам народной культуры своей страны, малой родины, знакомится с произведениями устного народного творчества, народными хороводными играми, декоративно-прикладным искусством. Программа предполагает воспитание у детей уважения к другим народам.

 В соответствии с ФГОС ДО и  ФОП ДО патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из основных направлений в реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

В каждом округе, регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка.

Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького человека.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому и экологическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная.

При разработке программы были изучены материалы имеющихся изданий по данной проблеме: методическое пособие «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» авторы Комратова Н.Г.,Грибова Л.Ф., пособие «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» авторы Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., программа «Наследие» автор М.Ю. Новицкая.

1.3 Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России  и  нравственно-патриотического отношения к малой Родине.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

  • Формировать  чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;
  • Формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
  • формировать представления о родном крае, воспитывать чувство гордости за своих земляков;
  • формировать  представления о России как о родной стране, о Москве как столице России;
  • воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
  • формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;

Программа базируется на следующих подходах:

  1. Культурологический подход – подчеркивает ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
  2. Территориальный подход – путь от «близкого к далекому» – от любви к детскому саду, к улице, городу, краю к воспитанию любви к родной стране.

1.4. Принципы реализации программы

В основу реализации программ положены следующие принципы:

  • принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, ориентироваться на общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству;
  • принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, городе, стране, национальных традициях, искусстве и культуре с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
  • принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой, краеведческим музеем;  в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования, когда содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой, интеграции всех видов деятельности при знакомстве с историей и культурой народов,
  • принцип уникальности места лежит в основе отбора содержания с учетом региональных особенностей, социокультурного окружения. Территория района рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона;
  • принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: природа родного края, родной поселок, родная страна, родная культура;
  • принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, репродукций картин местных художников и т.д.;
  • принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
  • принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу года дети 4-5 лет должны:

  • С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
  • Уметь рассказывать о своем родном селе.
  • Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским, спасателем и т.д.).
  • Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.

К концу года дети 5 -6 лет должны знать:

  • Свой домашний адрес, название села, края..
  • Знать названия близлежащих улиц.
  • Иметь представления о жизни и быте людей
  • Узнавать на фотографиях достопримечательности села  , уметь рассказать о них.
  • Знать профессии своих родителей.
  • Знать правила поведения в природе.
  • Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
  • У ребенка преобладает эмоционально-положительное  отношение  к  малой  родине, он  хорошо  ориентируется  в  ближайшем  кдетскому  саду  и  дому  окружении,  правилах поведения  на улице.  
  • Ребенок  проявляет любознательность  по  отношению  к  родному селу,  его  интересует,  почему  село устроено  именно  так,  обращает  внимание  на эстетическую среду села.
  • С  удовольствием  включается  в  проектную деятельность,  связанную  с  познанием малой родины,  в  детское  коллекционирование.
  • Ребенок  проявляет  начала  социальной активности: участвует в социально значимых событиях,  переживает  эмоции,  связанные  с событиями  военных  лет  и  подвигами сельчан,  стремится  выразить  позитивное отношение  к  пожилым  жителям  села.
  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает,  воплощает  образы  в  играх, разворачивает сюжет и т.д.).

К концу года дети  6 -7 лет должны знать:

  • Краткие сведения об истории села .
  • Названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности села.
  • Уметь находить на плане села знакомые улицы.
  • Стихи, произведения   местных поэтов  
  • Уметь составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой»
  • Правила безопасного поведения в природе и на улицах села  .
  • Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
  • Иметь элементарные представления о природе, о красной книге  НСО
  • Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
  • Ребенок  проявляет  интерес  к  малой родине,  использует  местоимение  «мое»  по отношению  к  селу  и  его достопримечательностям.
  • Хорошо ориентируется  не  только  в  ближайшем  к детскому  саду  и  дому  окружении,  но  и других улицах родного села. Знает и стремится  выполнять  правила  поведения  на улице.
  • Ребенок проявляет любознательность по  отношению  к  родному  селу,  его истории, памятникам, зданиям.
  • С  удовольствием  включается  в проектную  деятельность,  детское коллекционирование,  создание  мини-музеев, связанных  с  познанием  малой  родины,  в детское  коллекционирование.  
  • Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах:  участвует  в  социально  значимых событиях,  переживает  эмоции,  связанные  с событиями  военных  лет  и  подвигами сельчан,  стремится  выразить  позитивное отношение  к  пожилым  жителям  села.
  • Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает,  воплощает  образы  в  играх, разворачивает сюжет и т.д.).

Уровни усвоения программы

« Я край родной познать хочу».

  • Высокий уровень – знает название села,  области, страны, свой адрес;

называет и узнает (по иллюстрации, фотографии) достопримечательности, социально-значимые объекты села  ; 4-5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России,  ; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, края, села; знает природно-климатические зоны, ландшафты родного края; называет животных и растения родного края, занесенных в Красную книгу; имеет представления о заповедниках родного края, профессиях и имеет устойчивый интерес к труду взрослых; элементарные представления о жизни и традициях народа, населяющего село   и  НСО; знает стихи известных поэтов   края; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.

  • Средний уровень - знает название села,  области, страны, свой адрес; флаг,

герб, гимн России, края; затрудняется назвать достопримечательности, социальные объекты (по иллюстрациям, фотографиям), улицы (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства  края, природно-климатические зоны; называет несколько животных и растений родного края; называет профессии родного края, но интерес к труду взрослых не устойчив; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей; не умеет договариваться  с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.

  • Низкий уровень -не знает названия села, края, страны, своего адреса, но узнает

флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки природные богатства   края; природно-климатические особенности родного края; затрудняется назвать профессии своих родителей; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Формы реализации программы

Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.Цикл занятий по знакомству с родным краем целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий – путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.

Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровой, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном  крае, животных, растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.

Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно-обрядовые праздники, утренники, развлечения.

Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.

Содержание программы рассматривается не как информация, предметно предъявляемая ребенку взрослым, а как образы (природы, человека, семьи), развивающие душу, ориентирующие ребенка-дошкольника на ценности и смыслы гражданского образования. Данный подход к определению содержания региональной программы позволяет педагогу и родителю приобщиться к образованию как к искусству жизни вместе с ребенком, постижения его смыслов.

Программа рассчитана на 3 года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей, подготовительной группах детского сада.

Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительность деятельности: 20-30 минут (в зависимости от возраста детей)

2.2. Тематическое планирование

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Сентябрь

Мой любимый детский сад

Воспитывать добрые чувства и интерес к детскому саду, бережное отношение к игрушкам. Показать детям, что детский сад похож на семью: как и в семье, есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети.

Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, работающих в детском саду.

Учить детей ориентироваться внутри детского сада и на его территории.

Домашние животные  

Закрепить и расширить знания детей домашних животных, живущих рядом с нами (как выглядят, что едят).

Развивать умение выделять признаки сходства и различия, выражать их в речи.

Воспитывать гуманное отношение к ним.

Октябрь

На пороге большого мира

Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с благоустройством села (дворники, водители мусороуборочных машин и т. д.)

Формировать представления о малой Родине на основе ознакомления с улицей, на которой расположен дом ребенка, детский сад.

Закрепить знание своего домашнего адреса и адреса детского сада.

Познакомить детей с понятиями «село», «край».

Птицы  НСО

Дать детям представления   о птицах, обитающих на участке детского сада.

Уточнить и расширить знания детей о птицах: об их внешнем виде, питании.

Учить находить признаки сходства и различия, выражая их в речи.

Воспитывать любознательность, бережное отношение к живой природе.

Ноябрь

Я живу в селе  Вознесенка

Продолжать знакомство детей с родным селом  ,   показать его красоту, вызвать восхищение детей; знакомить с достопримечательностями родного села  

Закрепить знание  своего домашнего адреса и адреса детского сада.

Воспитывать желание сохранять чистоту и порядок в своем селе.

Осень золото роняет

Расширять представления детей о характерных признаках осени на севере, учить самостоятельно находить их.

Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.  

Продолжать учить распознавать некоторые лиственные деревья.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Декабрь

Организации и предприятия села  

Познакомить детей с предприятиями города (школа, почта, магазины,  фап, СДК), с профессиями.

Животные  родного края

Дать детям представления о животных, обитающих в  НСО.

Уточнить и расширить знания детей о способах подготовки к зимнему периоду   зверей.

Формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях (меняют внешний вид, чем питаются).

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе родного края.

Январь

О труде людей

Обогащать и расширять представления детей о работе сотрудников детского сада, родителей.

 Воспитывать уважение к людям – труженикам.

Зима в селе  

Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, родному селу, закрепить название родного села, края.

Уточнить у детей представления о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы зимы, названия зимних игр.

Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе родного края.

Февраль

Наша армия родная

Воспитывать уважение к людям, защищающим нашу Родину – защитникам Отечества.

Дать представления об особенностях службы в армии в мирное время.

Познакомить с качествами, которыми должен  обладать современный солдат.

Обитатели воды — рыбы

Дать детям представление об озерах и реках  родного края.

Уточнить и расширить представления детей о рыбах (их внешнем виде, питании, среде обитания).

Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи.

Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе родного края.

Март

В семье единой

Расширять знания о культурах разных народов, их национальной кухне, одежде, растениях и животных, народных подвижных играх

 Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения  к сверстникам разных национальностей.

Формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России.

Растения на участке детского сада

Дать детям представления о растениях, произрастающих в селе  (их внешнем виде), пользе, которую они приносят для человека. Учить узнавать растение по внешнему виду.

Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями.

Воспитывать желание беречь и охранять родную природу.

Апрель

В окно повеяло весной…

Расширить представления детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда реки и озера; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

Учить наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.

Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе.

Весеннее пробуждение природы

Расширять представления детей об образе жизни   зверей и птиц весной.

Закрепить с детьми знания о деревья, кустарниках, травах.

Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Май

Труженики тыла

Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.

Дать детям представление о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы ВОВ, о наших земляках.

Времена года

Закрепить и обобщить знания детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в природе.

Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой и многообразием.

СТАРШАЯ ГРУППА

Сентябрь

Я люблю свой детский сад

Продолжать знакомить детей с детским садом. Учить  ориентироваться в помещениях детского сада.

Продолжать знакомство детей с трудом сотрудников детского сада, их обязанностями ( прачки, завхоза, заведующей и т.д.).

Воспитывать уважения к труду сотрудников, развивать у детей чувство благодарности  за их заботу о детях.

Заповедные места  НСО

Знакомить детей с заповедниками родного края; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.

Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют, заповедные уголки природы.

Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.

Октябрь

На пороге большого мира

Формировать представления о малой Родине .

 Рассказать о главных улицах села, закрепить знания детей о названиях улиц, учить детей ориентироваться в том районе, в котором они живут, знать свой домашний адрес.  

Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с благоустройством села, воспитывать желание самим участвовать в его благоустройстве.

Формировать представления детей о нашей стране России.

Птицы  нашего края

Расширять у детей знания и представления о птицах,  об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении к среде обитания, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой; дать понятия зимующие, перелетные птицы.

Воспитывать любовь к родной природе, учить заботиться о птицах.

Ноябрь

Моя малая Родина – село  Вознесенка

Расширять представления о Родине на основе знакомства с селом . Закрепить представления детей об особенностях расположения села.

Познакомить с историческим названием села, историей его основания, с достопримечательностями родного села

Показать красоту родного села и вызвать восхищение детей.

Воспитывать желание сохранять чистоту и порядок в своем селе.

Осень в селе  

Закрепить знания детей о приметах осени, уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, вспомнить пословицы и поговорки.

Развивать наблюдательность, учить понимать закономерности явлений природы.

Воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.

Декабрь

Организации и предприятия села

.Познакомить детей с предприятиями города (школа, почта, магазины,  и т.д.), с профессиями

.Животные  родного края

Закрепить  знания детей о диких животных, обитающих в   НСО, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных, их подготовке к зиме.

Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.

Январь

О труде людей

Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.

Знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного края.

Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать свою профессию, стремление учиться и делать свою страну богаче и красивее.

Зима  

Обобщить представления детей о  зиме.

Закрепить знания о характерных признаках и названиях зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе.

Развивать интерес и любовь к природе родного края.

Февраль

Наши защитники

Воспитывать уважение к людям, защищающим нашу Родину – защитникам Отечества.

Дать представления об особенностях службы в армии в мирное время; продолжать знакомить с качествами, которыми должен обладать современный солдат.

Познакомить с памятниками защитникам Отечества.

Воспитывать гордость за историческое прошлое соотечественников.

Голубые глаза озер и рек

Дать детям представления об озерах и реках.

Дать понятие, что в водоеме, также как и на земле, обитают животные, растения, рыбы; познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, растений.

Воспитывать бережное отношение к водным обитателям.

Март

В семье единой

Познакомить детей с природой, особенностями быта, трудом, культурой, традициями других народов.

Знакомство со сказками народов России; показать детям, что многие сказки очень похожи, что культуры разных народов взаимосвязаны между собой.

Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к сверстникам разных национальностей.

Формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России.

Растения   НСО

Расширить знания детей о многообразии растений, произрастающих в  нашем  краю.

Учить узнавать растения по внешнему виду, различать полезные растения и ядовитые.

Познакомить детей с климатическими зонами. Обогащать словарь детей названиями растений.

Воспитывать интерес к растительному миру родного края.

Апрель

Встреча с прекрасным

Дать представления, что в музее хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины, история нашего села.

Воспитывать эстетические чувства и уважения к землякам.

Весна  в родном краю

Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.

Развивать умение сравнивать различные периоды весны;

Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края

Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе родного края.

Май

Этот День Победы

Углублять и уточнять представления о Родине – России.

Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.

Закреплять знания о том, как защищали свою Родину  в годы Великой Отечественной войны..

Воспитывать чувство уважения к ветеранам, желание заботиться о них. Чтить память бойцов-земляков, отдавших жизнь за свободу Родины, за мир на земле.

Времена года

Закрепить и обобщить знания детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в природе.

Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой и многообразием.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Сентябрь

НСО – родной и любимый край

Закреплять представления о  Новосибирской области, в которой мы живем.

Закрепить знания детей о названиях улиц,  знать свой домашний адрес.

Человек охраняет природу  

Продолжать знакомить детей с заповедниками своего края.

Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае.

Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям  , пробуждать желание охранять эти места.

Октябрь

На пороге большого мира

Расширять представления детей о родном крае, Продолжать знакомить с достопримечательностями  села.

Закрепить знания о главном городе страны – Москве.  

Продолжать формировать элементарные представления об истории России.

Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.

Птицы  («Красная книга» птиц)

Расширять у детей знания и представления о птицах, обитающих в  НСО.

Закрепить знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении к среде обитания, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой. Воспитывать любовь к родной природе, учить заботиться о птицах.

Закрепить представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии.

Ноябрь

Родной свой край люби и знай

Обобщить представления детей о географическом расположении   НСО,   их природных богатствах, промышленности края.

Осень  

Формировать у детей интерес и любовь к родной природе.

Обобщить представления детей о типичных осенних явлениях в неживой природе  .

Закрепить знания об особенностях существования растений осенью, обобщить знания об образе жизни и поведении животных осенью.

Декабрь

Промышленность   НСО

Обобщить представления детей о промышленности.

Расширять понятия «промышленность» , умение классифицировать предметы (продукцию промышленных предприятий) по определенным признакам.

Продолжать формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечить разные потребности людей. Труд – это проявление заботы людей друг о друге.

«Красная книга» животных  

Расширять у детей знания и представления  о животных, обитающих в  НСО.

Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.

Развивать у детей элементы экологического сознания.

Январь

О труде людей

Расширять представления о труде работников детского сада, школы, почты, библиотеки, больницы, пожарного,  о значении их труда для окружающих.

Формировать представления о труде людей творческих профессий (художник, писатель, артист,  музыкант).

Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного села.

Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать свою профессию, стремление учиться и делать свою страну богаче и красивее.

Зима в  родном краю

Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе  .

Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой.

Формировать эстетическое отношение к зимней северной природе, запечатленной в произведениях художников коми края.

Формировать у детей интерес и любовь к родной природе.

Февраль

Наши российские воины

Закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники Отечества.

Расширить и уточнить представления о Российской армии (российские воины охраняют границы нашей Родины), родах войск: о том, как увековечена память о земляках, которые защищали Россию.

Продолжать знакомить с пословицами о воинах, научить понимать и объяснять их значение.

Воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, желание защищать родную страну.

Реки и озера края

Уточнить  представления детей об озерах и реках   края, их обитателях, роли человека в охране озер и рек.

Продолжать расширять и уточнять представления детей о жизни живых существ в условиях различных экосистем (озеро, река)

Развивать у детей элементы экологического сознания.

Март

В семье единой

Формировать представления детей о том, что Земля является домом для людей разных национальностей.

Познакомить детей с политической картой мира, с различной расовой принадлежностью населения планеты.

Знакомство с культурой, традициями других народов.

Растения   («Красная книга» растений)

Уточнить и расширить знания детей о растениях, произрастающих в   НСО, пользе, которую они приносят для человека.

Учить узнавать растение по внешнему виду, уметь определять лекарственные и ядовитые растения.  

Продолжать знакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями.

Воспитывать желание беречь и охранять родную природу.

Апрель

Встреча с прекрасным

Продолжать знакомить с культурным отдыхом  жителей села, с историей появления музея в селе (краеведческий)

Дать представления о том, что в музее хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины, история нашего края.

Воспитывать любовь и уважение к прошлому нашего края.

Весна  в родном краю

Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках  весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда реки и озера; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).

Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.

Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.

Май

Солдатские письма

Закрепить знания о том, как воины – солдаты защищали нашу родину в годы ВОВ.

Продолжать знакомить с памятниками героям ВОВ.

Познакомить с героями ВОВ  

Воспитывать уважение к ветеранам Великой отечественной войны.

Перемены в жизни села

Уточнить представления детей о переменах, происходящих в жизни  села в разные сезоны.

Учить сравнивать жизнь зимнего, весеннего, летнего осеннего села, перемены, которые происходят в селе, как меняется одежда людей, какие работы они выполняют на улицах села.

Дать представление о том, для чего селу нужны зеленые насаждения (деревья защищают село от пыли, вредных газов и шума, радуют нас своей зеленью)

              Воспитывать желание охранять и пополнять зеленые насаждения

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Особенности организации предметно-развивающей среды

Реализовать работу по нравственно – патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группе, созданная педагогами детского сада.

Для нравственно-патриотического воспитания  в группе создан уголок патриотического воспитания «Моя Родина- Россия» (куда входят: символика страны, области, родного  села, края; альбомы с фотографиями  столицы области, страны;  литература по патриотическому воспитанию.)

В уголке размещен:

1. Материал по социально – нравственному и патриотическому воспитанию:

·         взрослые люди –  профессии, тематические папки, дидактические игры;

·         семья - подбор иллюстраций, тематических папок «Наши мамы», «Моя семья», изображающих семью, членов семьи в отдельности, показывающих взаимоотношения членов семьи - заботливое отношение, совместные действия, совместный отдых;

·         дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;

·         ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях - девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются, играют и т.д.;

˗альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица

России», «Наша армия»;

˗иллюстрации, фотографии с изображением народных праздников;

˗иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы ;

 - растительный мир России;

  1. Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом, родным селом, родным краем): 

- фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные  пособия;

-папки-раскладушки.

 Уголок «Библиотека», где находятся русские народные сказки, калмыцкие народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России

«Музыкальный уголок»: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен.

«Уголок  природы»: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах.

Правильно организованная среда в группе детского сада позволяет каждому ребенкубольше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

3.2. Особенности взаимодействия с родителями

1. Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:

  • Выявить интересы и предпочтения родителей;
  • Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей;
  • Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей;

2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по патриотическому воспитанию ребенка дошкольного возраста.

3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок–передвижек. Родители имеют возможность, ознакомится с содержанием, материалами, наглядностью, которые используются на занятиях, а также узнать о формах и методах патриотического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.

4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы,  праздничные развлекательные программы, театрализованные представления .

5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении мини- музеев в группе,  в разработке проектов по темам, игровых макетов, предложенным воспитателями групп, в подготовке атрибутов к творческим играм, костюмов. Дети по-особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.

Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. В личных беседах с родителями  необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений. (Приложение №1)

3.3.Список литературы

  1. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ, 2005, №1

  1. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004
  2. Дошкольникам о защитниках Отечества. /Под ред. Л.А.Кондрыкинской, М.: Сфера, 2006
  3. Жуковская Р.И., Виноградова И.Ф., Козлова С.А. Родной край, М, 1985
  4. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А. Щербакова.- М.: АРКТИ, 2003
  5. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003
  6. Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание, 2001, №9
  7. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ. 2005, №1
  8. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении // Управление ДОУ, 2004, №1
  9. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ, 2005, №1
  10. Мое отечество - Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И.В. и др.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, 2010
  2. С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской.-М.:ТЦ сфера, 2003
  3. Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание, 2006, №2

  1. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ.-2005, №1.
  2. Пасынкова И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми-народа, 1998

Приложение №1

План работы с родителями


№ п/п


Месяц


Содержание работы


1.


Сентябрь


Родительское собрание по теме

 «Патриотическое воспитание детей в современных условиях»


2.


Октябрь


Оформление папки- передвижки «Растим патриотов»


3.


Ноябрь


Консультация для родителей по теме «Роль семейных традиций в воспитании будущего гражданина России»


4.


Декабрь


Выставка творческих работ детей и родителей по теме «Новогодние чудеса».


5.


Январь


Организация и помощь родителей в проведении экскурсии в ПЧ


6.


Февраль


Организация библиотеки для родителей с художественной литературой для детей «Защитники Отечества».


7.


Март


Консультация для родителей «Как знакомить детей с историческим прошлым России».


8.


Апрель


Привлечение родителей к благоустройству территории детского сада.


9.


Май


Оформление информационного стенда «Этих дней не смолкнет слава!», посвященного Дню Победы.

Участие родителей в подготовке и проведении праздника «День Победы».

Родительское собрание «Наши дети - будущее России».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме

Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...

Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эта презентация демонстрир...

Программа духовно –нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста (3-5 лет) "НАСЛЕДИЕ".

Содержание Пояснительная записка Комплексно - тематический план реализации программы Ожидаемый результат реализации программы Взаимодействие с родителями по патриотическому воспита...

Конспект занятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Салют Победы»

Любовь к Родине - это то, с чем человек входит в свою жизнь. Познакомить с историей своей страны и воспитать любовь к ней - один из самых важных аспектов в дошкольном воспитании. С целью воспитания у ...

Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...

Семинар - практикум Духовно - нравственное и нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Семинар - практикум Духовно - нравственное и нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...