Рабочая программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего возраста "Я край родной познать хочу"
рабочая программа (старшая группа)
Рабочая программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего возраста "Я край родной познать хочу"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patriot._pr-ma.docx | 70.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Вознесенский детский сад
Принято Утверждаю педагогическим советом Заведующий МКДОУ МКДОУ Вознесенского детского сада В.П.Садовская Протокол № 1от 29.08.2024г. Приказ № 28 от 30.08.2024г.
Я край родной познать хочу
Рабочая программа по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей старшего возраста
Воспитатель: Щеглова А.А.
с.Вознесенка, 2024г.
Оглавление
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка……………………………………………………………….2
1.2. Актуальность …………………………………………………………………………2
1.3.Цель и задачи программы……………………………………………………………..3
1.4.Принципы программы……………………………………………………………….3
1.5.Планируемые результаты……………………………………………………………..4
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы реализации программы ……………………………………………………6
2.2. Тематическое планирование………………………………………………………… 6
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации предметно-развивающей среды……………………….14
3.2. Особенности взаимодействия с родителями…………………………………………15
3.3. Список литературы……………………………………………………………………17
3.4.Приложения……………………………………………………………………………..17
I.Целевой раздел
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания. Формируется система духовных ценностей, отвечающая потребностям современного общества, возрождается интерес к национальной культуре, внимание подрастающего поколения привлекается к проблеме толерантного отношения к представителям других национальностей, люди вновь учатся уважать труд, любить природу и быть небезучастными к судьбе страны.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально-региональный компонент. При этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. В связи с этим меняется позиция взрослого: поскольку ни один человек не может представительствовать от лица всей культуры, то он становится соучастником совместного познания окружающего мира.
1.2 Актуальность
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями «своей» социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. .Дошкольный возраст, как возраст становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится чувство патриотизма. Очень важно именно в этом возрасте привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.
Ребенок с детства приобщается к истокам народной культуры своей страны, малой родины, знакомится с произведениями устного народного творчества, народными хороводными играми, декоративно-прикладным искусством. Программа предполагает воспитание у детей уважения к другим народам.
В соответствии с ФГОС ДО и ФОП ДО патриотическое воспитание детей дошкольного возраста является одним из основных направлений в реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».
В каждом округе, регионе нашей страны есть необходимое содержание для патриотического воспитания дошкольников, в каждом месте свои природа, традиции, быт, история, достопримечательности, памятные места, талантливые люди, народное творчество, сплачивающие людей и показывающие величие родного уголка.
Нет и не может быть настоящего человека без любви к родному краю. Система ценностей начинает формироваться в дошкольном возрасте под воздействием ближайшего окружения, с которого начинается Родина для маленького человека.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по нравственно-патриотическому и экологическому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения и может быть использована как парциальная.
При разработке программы были изучены материалы имеющихся изданий по данной проблеме: методическое пособие «Патриотическое воспитание детей 4-6 лет» авторы Комратова Н.Г.,Грибова Л.Ф., пособие «Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников» авторы Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., программа «Наследие» автор М.Ю. Новицкая.
1.3 Целью программы является воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России и нравственно-патриотического отношения к малой Родине.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, своим близким;
- Формировать у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям;
- формировать представления о родном крае, воспитывать чувство гордости за своих земляков;
- формировать представления о России как о родной стране, о Москве как столице России;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России;
- формировать толерантность, чувства уважения к другим народам, их традициям;
Программа базируется на следующих подходах:
- Культурологический подход – подчеркивает ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
- Территориальный подход – путь от «близкого к далекому» – от любви к детскому саду, к улице, городу, краю к воспитанию любви к родной стране.
1.4. Принципы реализации программы
В основу реализации программ положены следующие принципы:
- принцип гуманизации предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноценного партнера, ориентироваться на общечеловеческие понятия – любовь к семье, родному краю, Отечеству;
- принцип дифференциации заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, городе, стране, национальных традициях, искусстве и культуре с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы;
- принцип интегративности реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, школой, краеведческим музеем; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования, когда содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой, интеграции всех видов деятельности при знакомстве с историей и культурой народов,
- принцип уникальности места лежит в основе отбора содержания с учетом региональных особенностей, социокультурного окружения. Территория района рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают ее своей родиной. Этот принцип предполагает изучение специфики природного и культурного наследия, духовных ценностей, историко-культурных, этнокультурных особенностей развития региона;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам: природа родного края, родной поселок, родная страна, родная культура;
- принцип наглядности – широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей, репродукций картин местных художников и т.д.;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
1.5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу года дети 4-5 лет должны:
- С удовольствием рассказывать о семье, семейном быте, традициях; активно участвовать в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направленных на что, чтобы порадовать взрослых, детей.
- Уметь рассказывать о своем родном селе.
- Рассказывать о желании приобрести в будущем определенную профессию (стать военным, пожарным, полицейским, спасателем и т.д.).
- Участвовать в наблюдениях за растениями, животными, птицами, рыбами и в посильном труде по уходу за ними; делиться своими познаниями о живом и не живом; не рвать, не ломать растения, бережно относиться к живым существам, не вредить им.
К концу года дети 5 -6 лет должны знать:
- Свой домашний адрес, название села, края..
- Знать названия близлежащих улиц.
- Иметь представления о жизни и быте людей
- Узнавать на фотографиях достопримечательности села , уметь рассказать о них.
- Знать профессии своих родителей.
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- У ребенка преобладает эмоционально-положительное отношение к малой родине, он хорошо ориентируется в ближайшем кдетскому саду и дому окружении, правилах поведения на улице.
- Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному селу, его интересует, почему село устроено именно так, обращает внимание на эстетическую среду села.
- С удовольствием включается в проектную деятельность, связанную с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
- Ребенок проявляет начала социальной активности: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям села.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).
К концу года дети 6 -7 лет должны знать:
- Краткие сведения об истории села .
- Названия близлежащих улиц, основные социальные объекты и достопримечательности села.
- Уметь находить на плане села знакомые улицы.
- Стихи, произведения местных поэтов
- Уметь составлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути в детский сад и обратно домой»
- Правила безопасного поведения в природе и на улицах села .
- Уметь рассказывать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
- Иметь элементарные представления о природе, о красной книге НСО
- Понимать сопричастность к социальной и окружающей среде, осознавать себя полноправным членом общества.
- Ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мое» по отношению к селу и его достопримечательностям.
- Хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому окружении, но и других улицах родного села. Знает и стремится выполнять правила поведения на улице.
- Ребенок проявляет любознательность по отношению к родному селу, его истории, памятникам, зданиям.
- С удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, создание мини-музеев, связанных с познанием малой родины, в детское коллекционирование.
- Ребенок проявляет инициативу в социально-значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами сельчан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям села.
- Отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т.д.).
Уровни усвоения программы
« Я край родной познать хочу».
- Высокий уровень – знает название села, области, страны, свой адрес;
называет и узнает (по иллюстрации, фотографии) достопримечательности, социально-значимые объекты села ; 4-5 улиц; знает и узнает флаг, герб, гимн России, ; называет народные праздники, игрушки, предметы быта; называет природные богатства России, края, села; знает природно-климатические зоны, ландшафты родного края; называет животных и растения родного края, занесенных в Красную книгу; имеет представления о заповедниках родного края, профессиях и имеет устойчивый интерес к труду взрослых; элементарные представления о жизни и традициях народа, населяющего село и НСО; знает стихи известных поэтов края; заботится об окружающей природе, близких, оказывает помощь, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей, умеет договариваться со сверстниками, анализировать поступки.
- Средний уровень - знает название села, области, страны, свой адрес; флаг,
герб, гимн России, края; затрудняется назвать достопримечательности, социальные объекты (по иллюстрациям, фотографиям), улицы (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки; с помощью взрослого называет природные богатства края, природно-климатические зоны; называет несколько животных и растений родного края; называет профессии родного края, но интерес к труду взрослых не устойчив; заботится о близких, проявляет дружелюбие, но не считается с интересами товарищей; не умеет договариваться с ними, не оказывает помощь; анализирует поступки с помощью взрослого.
- Низкий уровень -не знает названия села, края, страны, своего адреса, но узнает
флаг, герб, гимн; отсутствуют знания о достопримечательностях родного села; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки природные богатства края; природно-климатические особенности родного края; затрудняется назвать профессии своих родителей; не заботится об окружающих, не проявляет дружелюбия, не считается с интересами товарищей, не умеет договариваться с ними, не оказывает помощи, не может анализировать поступки.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, навыки по изучаемым темам.Цикл занятий по знакомству с родным краем целесообразно проводить в форме экскурсий по достопримечательным местам малой родины, занятий – путешествий в прошлое, будущее, настоящее. Организуются целевые прогулки, которые помогают детям в условиях активного исследования окружающего мира делать выводы о сезонных изменениях в природе, жизни городских птиц, об обитателях водоемов и т.д.
Большая роль в реализации программы отводится совместной деятельности воспитателя с детьми, так как воспитание чувств – процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности воспитатели широко используют дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые, театрализованные игры с детьми, которые помогают, опираясь на основной вид детской деятельности – игровой, формировать у детей соответствующие программным задачам знания и навыки. В совместную деятельность мы предлагаем включать беседы о родном крае, животных, растениях родного края; рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, организацию выставок предметов детского творчества.
Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия. Мы предлагаем проводить календарно-обрядовые праздники, утренники, развлечения.
Программа не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, к уровню развития ребенка, но предполагает активное участие родителей, детей, педагогов в ее реализации.
Содержание программы рассматривается не как информация, предметно предъявляемая ребенку взрослым, а как образы (природы, человека, семьи), развивающие душу, ориентирующие ребенка-дошкольника на ценности и смыслы гражданского образования. Данный подход к определению содержания региональной программы позволяет педагогу и родителю приобщиться к образованию как к искусству жизни вместе с ребенком, постижения его смыслов.
Программа рассчитана на 3 года и предназначена для работы с детьми в средней, старшей, подготовительной группах детского сада.
Занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительность деятельности: 20-30 минут (в зависимости от возраста детей)
2.2. Тематическое планирование
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Сентябрь
Мой любимый детский сад
Воспитывать добрые чувства и интерес к детскому саду, бережное отношение к игрушкам. Показать детям, что детский сад похож на семью: как и в семье, есть взрослые, которые заботятся о детях; есть дети.
Продолжать знакомить детей с трудом взрослых, работающих в детском саду.
Учить детей ориентироваться внутри детского сада и на его территории.
Домашние животные
Закрепить и расширить знания детей домашних животных, живущих рядом с нами (как выглядят, что едят).
Развивать умение выделять признаки сходства и различия, выражать их в речи.
Воспитывать гуманное отношение к ним.
Октябрь
На пороге большого мира
Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с благоустройством села (дворники, водители мусороуборочных машин и т. д.)
Формировать представления о малой Родине на основе ознакомления с улицей, на которой расположен дом ребенка, детский сад.
Закрепить знание своего домашнего адреса и адреса детского сада.
Познакомить детей с понятиями «село», «край».
Птицы НСО
Дать детям представления о птицах, обитающих на участке детского сада.
Уточнить и расширить знания детей о птицах: об их внешнем виде, питании.
Учить находить признаки сходства и различия, выражая их в речи.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к живой природе.
Ноябрь
Я живу в селе Вознесенка
Продолжать знакомство детей с родным селом , показать его красоту, вызвать восхищение детей; знакомить с достопримечательностями родного села
Закрепить знание своего домашнего адреса и адреса детского сада.
Воспитывать желание сохранять чистоту и порядок в своем селе.
Осень золото роняет
Расширять представления детей о характерных признаках осени на севере, учить самостоятельно находить их.
Уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений.
Продолжать учить распознавать некоторые лиственные деревья.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Декабрь
Организации и предприятия села
Познакомить детей с предприятиями города (школа, почта, магазины, фап, СДК), с профессиями.
Животные родного края
Дать детям представления о животных, обитающих в НСО.
Уточнить и расширить знания детей о способах подготовки к зимнему периоду зверей.
Формировать представление о том, как дикие звери приспосабливаются к жизни в зимних условиях (меняют внешний вид, чем питаются).
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе родного края.
Январь
О труде людей
Обогащать и расширять представления детей о работе сотрудников детского сада, родителей.
Воспитывать уважение к людям – труженикам.
Зима в селе
Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе, родному селу, закрепить название родного села, края.
Уточнить у детей представления о сезонных изменениях в природе, закрепить приметы зимы, названия зимних игр.
Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе родного края.
Февраль
Наша армия родная
Воспитывать уважение к людям, защищающим нашу Родину – защитникам Отечества.
Дать представления об особенностях службы в армии в мирное время.
Познакомить с качествами, которыми должен обладать современный солдат.
Обитатели воды — рыбы
Дать детям представление об озерах и реках родного края.
Уточнить и расширить представления детей о рыбах (их внешнем виде, питании, среде обитания).
Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать их в речи.
Воспитывать любознательность, бережное и заботливое отношение к природе родного края.
Март
В семье единой
Расширять знания о культурах разных народов, их национальной кухне, одежде, растениях и животных, народных подвижных играх
Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к сверстникам разных национальностей.
Формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России.
Растения на участке детского сада
Дать детям представления о растениях, произрастающих в селе (их внешнем виде), пользе, которую они приносят для человека. Учить узнавать растение по внешнему виду.
Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями.
Воспитывать желание беречь и охранять родную природу.
Апрель
В окно повеяло весной…
Расширить представления детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда реки и озера; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).
Учить наблюдать явления природы и устанавливать простейшие связи между ними.
Воспитывать у детей интерес и любовь к родной природе.
Весеннее пробуждение природы
Расширять представления детей об образе жизни зверей и птиц весной.
Закрепить с детьми знания о деревья, кустарниках, травах.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы, выражать их в речи.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.
Май
Труженики тыла
Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.
Дать детям представление о том, как люди чтут память о героях, защищавших нашу страну в годы ВОВ, о наших земляках.
Времена года
Закрепить и обобщить знания детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в природе.
Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой и многообразием.
СТАРШАЯ ГРУППА
Сентябрь
Я люблю свой детский сад
Продолжать знакомить детей с детским садом. Учить ориентироваться в помещениях детского сада.
Продолжать знакомство детей с трудом сотрудников детского сада, их обязанностями ( прачки, завхоза, заведующей и т.д.).
Воспитывать уважения к труду сотрудников, развивать у детей чувство благодарности за их заботу о детях.
Заповедные места НСО
Знакомить детей с заповедниками родного края; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе.
Воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют, заповедные уголки природы.
Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе, формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять.
Октябрь
На пороге большого мира
Формировать представления о малой Родине .
Рассказать о главных улицах села, закрепить знания детей о названиях улиц, учить детей ориентироваться в том районе, в котором они живут, знать свой домашний адрес.
Воспитывать уважение к людям, чей труд связан с благоустройством села, воспитывать желание самим участвовать в его благоустройстве.
Формировать представления детей о нашей стране России.
Птицы нашего края
Расширять у детей знания и представления о птицах, об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении к среде обитания, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой; дать понятия зимующие, перелетные птицы.
Воспитывать любовь к родной природе, учить заботиться о птицах.
Ноябрь
Моя малая Родина – село Вознесенка
Расширять представления о Родине на основе знакомства с селом . Закрепить представления детей об особенностях расположения села.
Познакомить с историческим названием села, историей его основания, с достопримечательностями родного села
Показать красоту родного села и вызвать восхищение детей.
Воспитывать желание сохранять чистоту и порядок в своем селе.
Осень в селе
Закрепить знания детей о приметах осени, уточнить знания детей об осенних изменениях в природе, вспомнить пословицы и поговорки.
Развивать наблюдательность, учить понимать закономерности явлений природы.
Воспитывать любовь к родной природе, чувство важности и необходимости всего, что происходит в ней.
Декабрь
Организации и предприятия села
.Познакомить детей с предприятиями города (школа, почта, магазины, и т.д.), с профессиями
.Животные родного края
Закрепить знания детей о диких животных, обитающих в НСО, пополнить имеющийся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных, их подготовке к зиме.
Воспитывать бережное отношение к богатству родной природы, желание ее охранять и оказывать ей посильную помощь.
Январь
О труде людей
Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда для общества.
Знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного края.
Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать свою профессию, стремление учиться и делать свою страну богаче и красивее.
Зима
Обобщить представления детей о зиме.
Закрепить знания о характерных признаках и названиях зимних месяцев; учить устанавливать связи и закономерности в природе.
Развивать интерес и любовь к природе родного края.
Февраль
Наши защитники
Воспитывать уважение к людям, защищающим нашу Родину – защитникам Отечества.
Дать представления об особенностях службы в армии в мирное время; продолжать знакомить с качествами, которыми должен обладать современный солдат.
Познакомить с памятниками защитникам Отечества.
Воспитывать гордость за историческое прошлое соотечественников.
Голубые глаза озер и рек
Дать детям представления об озерах и реках.
Дать понятие, что в водоеме, также как и на земле, обитают животные, растения, рыбы; познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, растений.
Воспитывать бережное отношение к водным обитателям.
Март
В семье единой
Познакомить детей с природой, особенностями быта, трудом, культурой, традициями других народов.
Знакомство со сказками народов России; показать детям, что многие сказки очень похожи, что культуры разных народов взаимосвязаны между собой.
Воспитание у детей эмоционально-положительного отношения к сверстникам разных национальностей.
Формирование чувства единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России.
Растения НСО
Расширить знания детей о многообразии растений, произрастающих в нашем краю.
Учить узнавать растения по внешнему виду, различать полезные растения и ядовитые.
Познакомить детей с климатическими зонами. Обогащать словарь детей названиями растений.
Воспитывать интерес к растительному миру родного края.
Апрель
Встреча с прекрасным
Дать представления, что в музее хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины, история нашего села.
Воспитывать эстетические чувства и уважения к землякам.
Весна в родном краю
Закрепить знания детей о весенних изменениях в живой и неживой природе.
Развивать умение сравнивать различные периоды весны;
Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края
Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе родного края.
Май
Этот День Победы
Углублять и уточнять представления о Родине – России.
Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
Закреплять знания о том, как защищали свою Родину в годы Великой Отечественной войны..
Воспитывать чувство уважения к ветеранам, желание заботиться о них. Чтить память бойцов-земляков, отдавших жизнь за свободу Родины, за мир на земле.
Времена года
Закрепить и обобщить знания детей о временах года, о сезонных изменениях, происходящих в природе.
Воспитывать любовь к родной природе, чувство восхищения ее красотой и многообразием.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Сентябрь
НСО – родной и любимый край
Закреплять представления о Новосибирской области, в которой мы живем.
Закрепить знания детей о названиях улиц, знать свой домашний адрес.
Человек охраняет природу
Продолжать знакомить детей с заповедниками своего края.
Показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае.
Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям , пробуждать желание охранять эти места.
Октябрь
На пороге большого мира
Расширять представления детей о родном крае, Продолжать знакомить с достопримечательностями села.
Закрепить знания о главном городе страны – Москве.
Продолжать формировать элементарные представления об истории России.
Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны.
Птицы («Красная книга» птиц)
Расширять у детей знания и представления о птицах, обитающих в НСО.
Закрепить знания об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении к среде обитания, о трудных и важных заботах птиц перед долгой зимой. Воспитывать любовь к родной природе, учить заботиться о птицах.
Закрепить представление о том, что в природе нет «ненужных» созданий, в ней все целесообразно, все находится в великом равновесии.
Ноябрь
Родной свой край люби и знай
Обобщить представления детей о географическом расположении НСО, их природных богатствах, промышленности края.
Осень
Формировать у детей интерес и любовь к родной природе.
Обобщить представления детей о типичных осенних явлениях в неживой природе .
Закрепить знания об особенностях существования растений осенью, обобщить знания об образе жизни и поведении животных осенью.
Декабрь
Промышленность НСО
Обобщить представления детей о промышленности.
Расширять понятия «промышленность» , умение классифицировать предметы (продукцию промышленных предприятий) по определенным признакам.
Продолжать формировать представления о том, что разные виды труда позволяют обеспечить разные потребности людей. Труд – это проявление заботы людей друг о друге.
«Красная книга» животных
Расширять у детей знания и представления о животных, обитающих в НСО.
Сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать.
Развивать у детей элементы экологического сознания.
Январь
О труде людей
Расширять представления о труде работников детского сада, школы, почты, библиотеки, больницы, пожарного, о значении их труда для окружающих.
Формировать представления о труде людей творческих профессий (художник, писатель, артист, музыкант).
Продолжать знакомить с профессиями, связанными со спецификой родного села.
Воспитывать уважение к труду взрослых, желание выбрать свою профессию, стремление учиться и делать свою страну богаче и красивее.
Зима в родном краю
Обобщить представления детей о типичных зимних явлениях в неживой природе .
Закрепить знания об особенностях существования растений зимой, обобщить знания об образе жизни и поведении животных зимой.
Формировать эстетическое отношение к зимней северной природе, запечатленной в произведениях художников коми края.
Формировать у детей интерес и любовь к родной природе.
Февраль
Наши российские воины
Закрепить знания о всенародном празднике воинов, уточнить, кто такие защитники Отечества.
Расширить и уточнить представления о Российской армии (российские воины охраняют границы нашей Родины), родах войск: о том, как увековечена память о земляках, которые защищали Россию.
Продолжать знакомить с пословицами о воинах, научить понимать и объяснять их значение.
Воспитывать чувство гордости за свой народ, армию, желание защищать родную страну.
Реки и озера края
Уточнить представления детей об озерах и реках края, их обитателях, роли человека в охране озер и рек.
Продолжать расширять и уточнять представления детей о жизни живых существ в условиях различных экосистем (озеро, река)
Развивать у детей элементы экологического сознания.
Март
В семье единой
Формировать представления детей о том, что Земля является домом для людей разных национальностей.
Познакомить детей с политической картой мира, с различной расовой принадлежностью населения планеты.
Знакомство с культурой, традициями других народов.
Растения («Красная книга» растений)
Уточнить и расширить знания детей о растениях, произрастающих в НСО, пользе, которую они приносят для человека.
Учить узнавать растение по внешнему виду, уметь определять лекарственные и ядовитые растения.
Продолжать знакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями.
Воспитывать желание беречь и охранять родную природу.
Апрель
Встреча с прекрасным
Продолжать знакомить с культурным отдыхом жителей села, с историей появления музея в селе (краеведческий)
Дать представления о том, что в музее хранятся лучшие произведения искусства, предметы старины, история нашего края.
Воспитывать любовь и уважение к прошлому нашего края.
Весна в родном краю
Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (увеличивается день, сильнее греет солнце, тает снег, освобождаются ото льда реки и озера; растет трава, зеленеют кустарники, зацветают цветы; появляются насекомые, возвращаются перелетные птицы).
Учить понимать связь между явлениями неживой природы и жизнью растений, животных, между явлениями неживой природы и сезонными видами труда.
Вызвать эстетические переживания от весеннего пробуждения природы.
Май
Солдатские письма
Закрепить знания о том, как воины – солдаты защищали нашу родину в годы ВОВ.
Продолжать знакомить с памятниками героям ВОВ.
Познакомить с героями ВОВ
Воспитывать уважение к ветеранам Великой отечественной войны.
Перемены в жизни села
Уточнить представления детей о переменах, происходящих в жизни села в разные сезоны.
Учить сравнивать жизнь зимнего, весеннего, летнего осеннего села, перемены, которые происходят в селе, как меняется одежда людей, какие работы они выполняют на улицах села.
Дать представление о том, для чего селу нужны зеленые насаждения (деревья защищают село от пыли, вредных газов и шума, радуют нас своей зеленью)
Воспитывать желание охранять и пополнять зеленые насаждения
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Особенности организации предметно-развивающей среды
Реализовать работу по нравственно – патриотическому воспитанию помогает развивающая среда в группе, созданная педагогами детского сада.
Для нравственно-патриотического воспитания в группе создан уголок патриотического воспитания «Моя Родина- Россия» (куда входят: символика страны, области, родного села, края; альбомы с фотографиями столицы области, страны; литература по патриотическому воспитанию.)
В уголке размещен:
1. Материал по социально – нравственному и патриотическому воспитанию:
· взрослые люди – профессии, тематические папки, дидактические игры;
· семья - подбор иллюстраций, тематических папок «Наши мамы», «Моя семья», изображающих семью, членов семьи в отдельности, показывающих взаимоотношения членов семьи - заботливое отношение, совместные действия, совместный отдых;
· дом, в котором ты живешь, - фотографии, иллюстрации разных архитектурных строений, различающихся по размеру, внешнему виду, материалу, назначению;
· ребенок и сверстники – подбор иллюстраций, тематические папки о детях - девочки, мальчики, игры детей, дети в разных ситуациях, дети трудятся, занимаются, играют и т.д.;
˗альбомы: «Моя семья», «Наш детский сад», «Я имею право», «Москва – столица
России», «Наша армия»;
˗иллюстрации, фотографии с изображением народных праздников;
˗иллюстрации с изображением животных наших лесов, природы ;
- растительный мир России;
- Материал для знакомства детей с «малой родиной» (детским садом, родным селом, родным краем):
- фотоматериалы, иллюстрации, подбор открыток, альбомов, тематических папок, различные пособия;
-папки-раскладушки.
Уголок «Библиотека», где находятся русские народные сказки, калмыцкие народные сказки и сказки народов России, потешки, загадки, былины о богатырях, рассказы о Великой Отечественной войне, об армии, произведения детских поэтов и писателей России
«Музыкальный уголок»: музыкальные народные инструменты, дидактические игры, фонотека с записями народных песен.
«Уголок природы»: альбомы, иллюстрации о животных, растениях, птицах, обитающих в наших лесах.
Правильно организованная среда в группе детского сада позволяет каждому ребенкубольше узнать о своей стране, народе, традициях народов России, научиться взаимодействовать с педагогами, сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
3.2. Особенности взаимодействия с родителями
1. Информационно – аналитическое направление реализуется через анкетирование, беседы, опросы родителей, качественный и количественный анализ полученных данных, и предполагает решение педагогических задач:
- Выявить интересы и предпочтения родителей;
- Выявить уровень их осведомленности в тех или иных вопросах образования и воспитания детей;
- Узнать семейный опыт, семейные традиции воспитания детей;
2. Познавательное направление реализуется через консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы, школы для родителей, родительские клубы. Основной задачей в этом направлении работы с семьей является повышение компетентности родителей в вопросах по патриотическому воспитанию ребенка дошкольного возраста.
3. Наглядно – информационное направление работы с родителями реализуется в подборе информации и оформлении родительского уголка, папок–передвижек. Родители имеют возможность, ознакомится с содержанием, материалами, наглядностью, которые используются на занятиях, а также узнать о формах и методах патриотического воспитания в условиях семьи, расширить осведомленность о народных праздниках, традициях, культуре и быте.
4. Развлекательное направление нередко пересекается с познавательным. Тем не менее, задачей работы в этом направлении является эмоционально обогащение в совместной творческой деятельности детей и родителей. К этому направлению относятся такие формы взаимодействия как родительские клубы, праздничные развлекательные программы, театрализованные представления .
5. Создание предметно-развивающей среды. Работа в этом направлении предполагает сотрудничество с родителями, их помощь и участие в оформлении мини- музеев в группе, в разработке проектов по темам, игровых макетов, предложенным воспитателями групп, в подготовке атрибутов к творческим играм, костюмов. Дети по-особенному относятся к этим вещам, зная, что в этом деле приложили свои старания их родители.
Итак, родитель, непосредственно участвующий в организации педагогического процесса, является незаменимым партнером и помощником педагогу, воспитателю. А ребенок испытывает гордость и радость, а главное получает положительный пример активной жизненной позиции. В личных беседах с родителями необходимо мотивировать их к помощи детям, к поощрению их стараний и достижений. (Приложение №1)
3.3.Список литературы
- Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ, 2005, №1
- Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004
- Дошкольникам о защитниках Отечества. /Под ред. Л.А.Кондрыкинской, М.: Сфера, 2006
- Жуковская Р.И., Виноградова И.Ф., Козлова С.А. Родной край, М, 1985
- Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А. Щербакова.- М.: АРКТИ, 2003
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина: Практическое пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ,2003
- Козлова С. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание, 2001, №9
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Моя малая Родина //Управление ДОУ. 2005, №1
- Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении // Управление ДОУ, 2004, №1
- Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников// Управление ДОУ, 2005, №1
- Мое отечество - Россия! Комплексная система воспитания патриотизма и гражданственности у детей дошкольного и младшего школьного возраста /Богачева И.В. и др.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005
- Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, 2010
- С чего начинается Родина? / Под ред. Л.А. Кондрыкинской.-М.:ТЦ сфера, 2003
- Сакавичене О.В. Патриотическое воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание, 2006, №2
- Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края//Управление ДОУ.-2005, №1.
- Пасынкова И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с культурой, историей, традициями коми-народа, 1998
Приложение №1
План работы с родителями
|
|
|
|
|
«Патриотическое воспитание детей в современных условиях» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме
Консультация для родителей Семейные ценности, как основа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста в социуме...
Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Презентация стихов на конкурс чтецов "Живое слово" в рамках площадки по духовно - нравственному и гражданско патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эта презентация демонстрир...
Программа духовно –нравственного и гражданско – патриотического воспитания детей дошкольного возраста (3-5 лет) "НАСЛЕДИЕ".
Содержание Пояснительная записка Комплексно - тематический план реализации программы Ожидаемый результат реализации программы Взаимодействие с родителями по патриотическому воспита...
Конспект занятия по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Салют Победы»
Любовь к Родине - это то, с чем человек входит в свою жизнь. Познакомить с историей своей страны и воспитать любовь к ней - один из самых важных аспектов в дошкольном воспитании. С целью воспитания у ...
«Вверх по лестнице, ведущей к духовности» дополнительная образовательная программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Срок реализаци
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813963","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"30813491","attributes":{"alt":"","class"...
Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Духовно – нравственное и нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...
Семинар - практикум Духовно - нравственное и нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста
Семинар - практикум Духовно - нравственное и нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста...