Конспект НОД познавательного направления для детей старшего дошкольного возраста "Край родной, навек любимый".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

кашаева елена николаевна

Содержание данного конспекта направлено на формирование у старших дошкольников нравственных качест, воспитание чувства патриотизма к малой и большой Родине на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края с использованием ИКТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nats.kultura_-_kopiya.docx42.93 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД для детей старшей группы

Тема: «Край родной, на век любимый».

Цель:

Формировать у детей нравственные качества, воспитывать чувство любви к малой и большой Родине на основе знакомства с историческими,

культурными ценностями родного края.

Задачи:

1.Знакомить детей с историей и культурой родного города, воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее города.

2.Расширять знания детей о главных достопримечательностях города, его герба и символа.

3.Воспитывать чувство любви к родному краю, желание сделать его еще красивее.

4.Вызывать у детей чувство восхищения красотой родного края малой Родины.

5.Учить рассказывать о своем городе, про любимые места (Улицы, площади, парки, здания).

6.Развивать воображение и фантазию.

Методические приемы:

Иллюстрации и фотографии с изображением улиц, памятников родного города, презентация о родном крае, чтение стихов, беседа о родном городе, вопросы к детям.

Предварительная работа

Беседы о родном крае; рассматривание фотографий, иллюстраций, экскурсии по улицам города, слушание стихов о родном крае.

Ход НОД.

Воспитатель:

Мы живем в стране большой-

Матушке- России.

В ней так много городов и сел.

И все они красивы.

Но среди родных просторов

есть одно местечко,

Все зовут его Арзамас, здесь мое сердечко!

Почему, я люблю свой город?

Удивительно сказочный край, где луна на макушке у елок,

 Где поверьте, поистине рай.

Почему, я люблю свой город?

Потому, что он нравится мне.

Потому, что он мой, он мне дорог.

Нет другого такого нигде!

Звучит песня Марка Бернеса «Родина».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь лежит какой –то конверт. Адресовано нашему детскому саду, старшей группе. Интересно, что в нем? Прочитаем?

Дети:

Конечно, прочитаем!

Воспитатель:

«Здравствуйте, девчонки и мальчишки из детского сада. Пишут вам ваши друзья из Простоквашино – Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик. Мы узнали, что в Нижегородской области есть замечательный городок- Арзамас. Расскажите нам, пожалуйста, о своем городе. С нетерпением будем ждать ответа. До свидания, ваши друзья Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик».

Воспитатель:

Дети, давайте расскажем о нашем городе жителям деревни Простоквашино!

Мы запишем наш рассказ на аудиодиск и отправим посылкой.

Воспитатель:

Здравствуйте, наши друзья из деревни Простоквашино!

Слушайте наш рассказ о нашем родном крае, о нашем городе.

Воспитатель:

Лучше нет родного края!

Жура –жура –журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил

крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

лучше нет родного края!

Воспитатель:

Интересно! Как называется город, в котором мы живем?

Дети:

Наш город называется Арзамас.

Воспитатель: А область?

Дети: Область Нижегородская.

Воспитатель: Молодцы!

Послушаем стихи о нашем городе в исполнении детей.

1.  Арзамас - это город старинный,
    Край берёз, край лесов и полей.
    Город статный, город красивый,
    Край церквей и монастырей .

2. На земле прекрасной вырос

    Добрый город Арзамас,

    Сквозь столетья счастье вынес,

    Чтоб согреть сердца сейчас.

3. Великолепен Арзамас!

    Когда на город смотришь с юга,

    Блестит на солнце как алмаз,

    Большой собор своей округой.

4. Есть у города нашего

    Свой особенный вид,

    Золотыми церквями

    На всю Русь знаменит.

5. Зайду я в парк – хранитель грез,

    Ему мечту поведаю,

    Среди раскидистых берез

    С Гайдаром побеседую.

6.  Тополей густые кроны,

      Блеск огней в вечерний час,

      Золотой он да зеленый,

      Городок наш Арзамас!

7.   Частицей милой Родины

      Наш город Арзамас,

      Тобою столько пройдено,

      Так дорог ты для нас!

Воспитатель: У каждого города, как и у каждого человека, есть своя биография. Арзамас - город областного подчинения, районный центр, в 112 км. к югу от Нижнего Новгорода. Расположен на высоком правом берегу реки Теши (приток Оки). Крупный узел железнодорожных линий на Муром, Москву, и автодорог на Нижний Новгород, Владимир, Саранск и др. Население насчитывается свыше-150 тыс. человек. История Арзамаса уходит в глубь веков. На этой земле издавна жили мордовские племена.  Название «Арзамас» образовано из мордовских слов "эрзя" и "маз", что означает красное (красивое) население мордовского племени зрзя. Вероятнее, Арзамас назван в честь мордовских князей Арзая и Масая.

 г. Арзамас был основан в первой половине XVI века как город - крепость.  1578 год-  официальная дата его основания.

Как вы думаете, есть у нашего города герб?

Дети:

Конечно, есть.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на него (фотография герба).

Герб города изображен в форме щита, на золотом его поле два стропила, одно из которых красное, другое зеленое. Это говорит о высоком уважении государственных органов к провинциальному Арзамасу. Герб города был утвержден 16 августа 1781г. Автором герба являлся итальянец Франциск Санти. С самого основания города Арзамаса его жители не раз поднимались на защиту родного Отечества.

Воспитатель:

Также у нашего города есть свой символ. Посмотрите на него- это Арзамасский гусь. У него короткая округлая голова, сильно развиты мускулы щек, глаза голубые. Клюв толстый, желто-оранжевого цвета, кончик его белый с розовым кольцом. Лапы оранжевого цвета. Красавец, вынослив, преисполнен силы и горд. Издавна на арзамасской земле среди гусей устраивали зрелищные бои. Также большой арзамасский гусь был главным лакомством на Рождество и на свадьбах.

Воспитатель:

В городе построено много различных зданий.

Назовите эти постройки.

Дети: Детские сады и школы, музыкальная школа, музеи, храмы, библиотеки, магазины, больницы…

Воспитатель:

Какие красивые здания! Давайте погуляем по городу.

Арзамасская школа живописи А.В. Ступина (1802-1861) - это первая художественная школа в России, в которой могли учиться крепостные, получая при этом как художественное, так и общее образование. За 59 лет существования арзамасская школа выпустила более 150 художников.http://www.school14.org/image/arzamas/0006s.jpg

В 1809 году за выдающиеся успехи А.В. Ступину было присвоено звание академика. Ступинская школа сыграла большую роль в распространении художественной культуры в России.

Арзамас по праву считается второй родиной замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара. В этом городе он провел детство и юность, отсюда ушел на гражданскую войну. И позднее он приезжал сюда не один раз. Город вошел в его творчество. В честь писателя назван парк культуры и отдыха им. А.П. Гайдара и музей-библиотека.http://www.school14.org/image/arzamas/0007s.jpg

Проводится разминка.

 Дети выполняют движения в соответствии с текстом:

«Мы по городу шагаем (идут по кругу)

То, что видим, называем (образуют пары)

Светофоры и машины (поворачивают голову вправо)

Рынки и магазины (поворачивают голову влево)

Парки, улицы (взмахивают сначала правой рукой, затем левой)

Деревья и кусты (поднимают руки вверх, отпускают)».

Воспитатель:

На территории города находится много предприятий. В настоящее время Арзамас является одним из наиболее развитых промышленных центров Нижегородской области. На промышленных предприятиях выпускаются спец. автомобили, машины для коммунального хозяйства, технологическое оборудование для легкой промышленности, автопроводы и запасные части для автомобилей, изделия приборостроения и электроники, медицинская техника, швейные и минераловатные изделия, ватин, войлок, железобетонные конструкции, мебель, кондитерские, молочные, мясные, хлебобулочные изделия и многое другое. Арзамас - один из крупных центров культурной жизни Нижегородской области с широкой сетью образовательных заведений, учреждений культуры и искусства, здравоохранения; социальной защиты, предприятия жилищно-коммунального, бытового, торгового назначения.http://www.school14.org/image/arzamas/0008s.jpg

Воспитатель: И еще одна достопримечательность нашего города – это величественный Воскресенский собор, воздвигнутый в знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России. Автором проекта собора был наш земляк, архитектор М.П. Коринфский. В 18 веке в Арзамасе было 36 церквей и 4 монастыря.
Воспитатель:
http://www.school14.org/image/arzamas/0004s.jpg

А теперь отгадайте загадку, что еще есть в нашем городе:

В два ряда дома стоят,

Квадратными глазами друг на друга глядят.

Дети:

Это улицы.

Воспитатель:

Да, в нашем городе много улиц.

Назовите улицу, на которой вы живете.

(Ответы детей).

- А какие еще улицы вы знаете?

Дети:

Есть улица Советская, Горького, Мира, Вахтерова, Победы, Калинина, Ступина…

А какие у нас улицы?

Дети:

Красивые, зеленые, чистые, широкие и узкие, длинные и короткие.

Воспитатель:

Как называют жителей нашего города?

Дети:

Жителей города называют арзамасчане.

Воспитатель:  

Городок предо мною, как на ладони

Увитый зеленью, как бахромой.

Смотрю я на тебя и понимаю –

Ты для меня стал родиной второй…

У каждого из нас на земле есть место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называют Малой

Родиной. Для многих из нас –это наш городок Арзамас.

Вы любите свой городок?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, озера, небо, солнце...-  это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.

Послушаем стихи о природе в исполнении детей

1.Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей,

   В увеселительных походах не растопчи ее полей.

2.В вокзальной суматохи века ты оценить ее спеши,

   Она наш давний, добрый лекарь, она – союзница души.

3.Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна,

   И помни истину простую нас много, а она одна.

Воспитатель:

Много существует пословиц и поговорок, которые отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине, к своему городу. (Рассказывают дети)

1. «Арзамас–городок – Москвы уголок»
2. «Один глаз глядит на нас, другой на Арзамас»

3. «Пирог арзамасский с рыбой астраханской»

4. «Город Арзамас, воевода не по нас»

5.  Всякому мила своя страна.

6.  Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

7.  В гостях хорошо, а дома лучше.

8.  Где родился, там и пригодился.

Воспитатель:

А давайте немного пофантазируем.

Пройдет много лет. Станете вы взрослей. Что бы вы хотели увидеть в нашем городке?  Каким хотите увидеть его в будущем?

(Ответы детей).

А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем.

Физкультминутка:

«Соседи»

Дети сидят на ковре в кругу, за воспитателем проговаривают слова и выполняют движения.

«Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать,

Соседей можно потолкать, потолкать.

(Дети качаются из стороны в сторону, толкая друг друга)

Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать,

Соседей можно щекотать, щекотать.

(Дети щекочут соседа справа и слева)

Соседям можно пошептать, пошептать, пошептать,

Соседям можно пошептать, пошептать.

(Шепчут соседям справа и слева)

Соседей можно обнимать, обнимать, обнимать,

Соседей можно обнимать, обнимать.

(Обнимают соседей справа и слева).

Игру можно повторить несколько раз

Воспитатель:

У каждого человека есть Родина и каждый любит ее.

Любит место, где родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень.

Город Арзамас сохранил свой исторический облик, добрые традиции, заложенные разными поколениями его жителей, постоянно развивается и обустраивается.

Ну, вот мы с вами написали аудио письмо нашим друзьям из деревни Простоквашино.

Осталось только сказать им до свидания!

Литература:

1.Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2008.

2.О.Д.Ушакова «Пословицы и поговорки».

3. «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова,                 2008.

4. П. Еремеев «Арзамас – городок». -  Арзамас, 1998г.

5. Щегольков Н. М. «Исторические сведения о городе Арзамасе». – Арзамас, 1911.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению для детей старшего дошкольного возраста «Поможем планете»

Цель: формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.Задачи:учить детей фильтровать воду;учить детей садить семена в фасоли;закреплять правила поведения в природе;восп...

«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко

Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей  через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой  зан...

Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Миасс - навек любимый"

Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из его функций –воспитательная. Конспект данного развлечения показывает один из вариантов нравственного воспитания детей посредст...

К проблеме проектирования предметно-развивающей среды познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста

В статье анализируется влияние среды на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации для педагогов по улучшению качества предметно-развивающей среды познавате...

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Круговорот воды в природе"

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные воз...

Интерактивная игра познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Животные и птицы Кемеровской области"

Цель: Закрепление знаний у детей о животных и птицах Кемеровской области.Задачи:   1. Закреплять связную монологическую речь, слуховое восприятие.2. Развивать зрительное восприятие, активизи...

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Семь чудес света"

Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Позна...