Конспект НОД познавательного направления для детей старшего дошкольного возраста "Край родной, навек любимый".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Содержание данного конспекта направлено на формирование у старших дошкольников нравственных качест, воспитание чувства патриотизма к малой и большой Родине на основе знакомства с культурно-историческими ценностями родного края с использованием ИКТ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nats.kultura_-_kopiya.docx | 42.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД для детей старшей группы
Тема: «Край родной, на век любимый».
Цель:
Формировать у детей нравственные качества, воспитывать чувство любви к малой и большой Родине на основе знакомства с историческими,
культурными ценностями родного края.
Задачи:
1.Знакомить детей с историей и культурой родного города, воспитывать чувство гордости за историческое прошлое и настоящее города.
2.Расширять знания детей о главных достопримечательностях города, его герба и символа.
3.Воспитывать чувство любви к родному краю, желание сделать его еще красивее.
4.Вызывать у детей чувство восхищения красотой родного края малой Родины.
5.Учить рассказывать о своем городе, про любимые места (Улицы, площади, парки, здания).
6.Развивать воображение и фантазию.
Методические приемы:
Иллюстрации и фотографии с изображением улиц, памятников родного города, презентация о родном крае, чтение стихов, беседа о родном городе, вопросы к детям.
Предварительная работа
Беседы о родном крае; рассматривание фотографий, иллюстраций, экскурсии по улицам города, слушание стихов о родном крае.
Ход НОД.
Воспитатель:
Мы живем в стране большой-
Матушке- России.
В ней так много городов и сел.
И все они красивы.
Но среди родных просторов
есть одно местечко,
Все зовут его Арзамас, здесь мое сердечко!
Почему, я люблю свой город?
Удивительно сказочный край, где луна на макушке у елок,
Где поверьте, поистине рай.
Почему, я люблю свой город?
Потому, что он нравится мне.
Потому, что он мой, он мне дорог.
Нет другого такого нигде!
Звучит песня Марка Бернеса «Родина».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, здесь лежит какой –то конверт. Адресовано нашему детскому саду, старшей группе. Интересно, что в нем? Прочитаем?
Дети:
Конечно, прочитаем!
Воспитатель:
«Здравствуйте, девчонки и мальчишки из детского сада. Пишут вам ваши друзья из Простоквашино – Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик. Мы узнали, что в Нижегородской области есть замечательный городок- Арзамас. Расскажите нам, пожалуйста, о своем городе. С нетерпением будем ждать ответа. До свидания, ваши друзья Дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик».
Дети, давайте расскажем о нашем городе жителям деревни Простоквашино!
Мы запишем наш рассказ на аудиодиск и отправим посылкой.
Воспитатель:
Здравствуйте, наши друзья из деревни Простоквашино!
Слушайте наш рассказ о нашем родном крае, о нашем городе.
Воспитатель:
Лучше нет родного края!
Жура –жура –журавель!
Облетал он сто земель.
Облетал, обходил
крылья, ноги натрудил.
Мы спросили журавля:
где же лучшая земля?
Отвечал он, пролетая:
лучше нет родного края!
Воспитатель:
Интересно! Как называется город, в котором мы живем?
Дети:
Наш город называется Арзамас.
Воспитатель: А область?
Дети: Область Нижегородская.
Воспитатель: Молодцы!
Послушаем стихи о нашем городе в исполнении детей.
1. Арзамас - это город старинный,
Край берёз, край лесов и полей.
Город статный, город красивый,
Край церквей и монастырей .
2. На земле прекрасной вырос
Добрый город Арзамас,
Сквозь столетья счастье вынес,
Чтоб согреть сердца сейчас.
3. Великолепен Арзамас!
Когда на город смотришь с юга,
Блестит на солнце как алмаз,
Большой собор своей округой.
4. Есть у города нашего
Свой особенный вид,
Золотыми церквями
На всю Русь знаменит.
5. Зайду я в парк – хранитель грез,
Ему мечту поведаю,
Среди раскидистых берез
С Гайдаром побеседую.
6. Тополей густые кроны,
Блеск огней в вечерний час,
Золотой он да зеленый,
Городок наш Арзамас!
7. Частицей милой Родины
Наш город Арзамас,
Тобою столько пройдено,
Так дорог ты для нас!
Воспитатель: У каждого города, как и у каждого человека, есть своя биография. Арзамас - город областного подчинения, районный центр, в 112 км. к югу от Нижнего Новгорода. Расположен на высоком правом берегу реки Теши (приток Оки). Крупный узел железнодорожных линий на Муром, Москву, и автодорог на Нижний Новгород, Владимир, Саранск и др. Население насчитывается свыше-150 тыс. человек. История Арзамаса уходит в глубь веков. На этой земле издавна жили мордовские племена. Название «Арзамас» образовано из мордовских слов "эрзя" и "маз", что означает красное (красивое) население мордовского племени зрзя. Вероятнее, Арзамас назван в честь мордовских князей Арзая и Масая.
г. Арзамас был основан в первой половине XVI века как город - крепость. 1578 год- официальная дата его основания.
Как вы думаете, есть у нашего города герб?
Конечно, есть.
Воспитатель: Правильно. Посмотрите на него (фотография герба).
Герб города изображен в форме щита, на золотом его поле два стропила, одно из которых красное, другое зеленое. Это говорит о высоком уважении государственных органов к провинциальному Арзамасу. Герб города был утвержден 16 августа 1781г. Автором герба являлся итальянец Франциск Санти. С самого основания города Арзамаса его жители не раз поднимались на защиту родного Отечества.
Воспитатель:
Также у нашего города есть свой символ. Посмотрите на него- это Арзамасский гусь. У него короткая округлая голова, сильно развиты мускулы щек, глаза голубые. Клюв толстый, желто-оранжевого цвета, кончик его белый с розовым кольцом. Лапы оранжевого цвета. Красавец, вынослив, преисполнен силы и горд. Издавна на арзамасской земле среди гусей устраивали зрелищные бои. Также большой арзамасский гусь был главным лакомством на Рождество и на свадьбах.
Воспитатель:
В городе построено много различных зданий.
Назовите эти постройки.
Дети: Детские сады и школы, музыкальная школа, музеи, храмы, библиотеки, магазины, больницы…
Воспитатель:
Какие красивые здания! Давайте погуляем по городу.
Арзамасская школа живописи А.В. Ступина (1802-1861) - это первая художественная школа в России, в которой могли учиться крепостные, получая при этом как художественное, так и общее образование. За 59 лет существования арзамасская школа выпустила более 150 художников.
В 1809 году за выдающиеся успехи А.В. Ступину было присвоено звание академика. Ступинская школа сыграла большую роль в распространении художественной культуры в России.
Арзамас по праву считается второй родиной замечательного детского писателя Аркадия Петровича Гайдара. В этом городе он провел детство и юность, отсюда ушел на гражданскую войну. И позднее он приезжал сюда не один раз. Город вошел в его творчество. В честь писателя назван парк культуры и отдыха им. А.П. Гайдара и музей-библиотека.
Проводится разминка.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом:
«Мы по городу шагаем (идут по кругу)
То, что видим, называем (образуют пары)
Светофоры и машины (поворачивают голову вправо)
Рынки и магазины (поворачивают голову влево)
Парки, улицы (взмахивают сначала правой рукой, затем левой)
Деревья и кусты (поднимают руки вверх, отпускают)».
Воспитатель:
На территории города находится много предприятий. В настоящее время Арзамас является одним из наиболее развитых промышленных центров Нижегородской области. На промышленных предприятиях выпускаются спец. автомобили, машины для коммунального хозяйства, технологическое оборудование для легкой промышленности, автопроводы и запасные части для автомобилей, изделия приборостроения и электроники, медицинская техника, швейные и минераловатные изделия, ватин, войлок, железобетонные конструкции, мебель, кондитерские, молочные, мясные, хлебобулочные изделия и многое другое. Арзамас - один из крупных центров культурной жизни Нижегородской области с широкой сетью образовательных заведений, учреждений культуры и искусства, здравоохранения; социальной защиты, предприятия жилищно-коммунального, бытового, торгового назначения.
Воспитатель: И еще одна достопримечательность нашего города – это величественный Воскресенский собор, воздвигнутый в знак победы над Наполеоном и в память о погибших отважных сынах России. Автором проекта собора был наш земляк, архитектор М.П. Коринфский. В 18 веке в Арзамасе было 36 церквей и 4 монастыря.
Воспитатель:
А теперь отгадайте загадку, что еще есть в нашем городе:
В два ряда дома стоят,
Квадратными глазами друг на друга глядят.
Дети:
Это улицы.
Воспитатель:
Да, в нашем городе много улиц.
Назовите улицу, на которой вы живете.
(Ответы детей).
- А какие еще улицы вы знаете?
Дети:
Есть улица Советская, Горького, Мира, Вахтерова, Победы, Калинина, Ступина…
А какие у нас улицы?
Дети:
Красивые, зеленые, чистые, широкие и узкие, длинные и короткие.
Воспитатель:
Как называют жителей нашего города?
Дети:
Жителей города называют арзамасчане.
Городок предо мною, как на ладони
Увитый зеленью, как бахромой.
Смотрю я на тебя и понимаю –
Ты для меня стал родиной второй…
У каждого из нас на земле есть место, где он родился и впервые увидел зорю, росу на траве, мамины глаза и ласковое солнце. Это место называют Малой
Родиной. Для многих из нас –это наш городок Арзамас.
Вы любите свой городок?
Дети: Да, любим.
Воспитатель: Какой прекрасный, удивительный мир нас окружает. Леса, поля, озера, небо, солнце...- это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна.
Послушаем стихи о природе в исполнении детей
1.Ты человек, любя природу, хоть иногда ее жалей,
В увеселительных походах не растопчи ее полей.
2.В вокзальной суматохи века ты оценить ее спеши,
Она наш давний, добрый лекарь, она – союзница души.
3.Не жги ее напропалую и не исчерпывай до дна,
И помни истину простую нас много, а она одна.
Много существует пословиц и поговорок, которые отражают любовь и преданность к родному краю, к своей Родине, к своему городу. (Рассказывают дети)
1. «Арзамас–городок – Москвы уголок»
2. «Один глаз глядит на нас, другой на Арзамас»
3. «Пирог арзамасский с рыбой астраханской»
4. «Город Арзамас, воевода не по нас»
5. Всякому мила своя страна.
6. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
7. В гостях хорошо, а дома лучше.
8. Где родился, там и пригодился.
Воспитатель:
А давайте немного пофантазируем.
Пройдет много лет. Станете вы взрослей. Что бы вы хотели увидеть в нашем городке? Каким хотите увидеть его в будущем?
(Ответы детей).
А сейчас давайте немного отдохнем и поиграем.
Физкультминутка:
«Соседи»
Дети сидят на ковре в кругу, за воспитателем проговаривают слова и выполняют движения.
«Соседей можно потолкать, потолкать, потолкать,
Соседей можно потолкать, потолкать.
(Дети качаются из стороны в сторону, толкая друг друга)
Соседей можно щекотать, щекотать, щекотать,
Соседей можно щекотать, щекотать.
(Дети щекочут соседа справа и слева)
Соседям можно пошептать, пошептать, пошептать,
Соседям можно пошептать, пошептать.
(Шепчут соседям справа и слева)
Соседей можно обнимать, обнимать, обнимать,
Соседей можно обнимать, обнимать.
(Обнимают соседей справа и слева).
Игру можно повторить несколько раз
Воспитатель:
У каждого человека есть Родина и каждый любит ее.
Любит место, где родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень.
Город Арзамас сохранил свой исторический облик, добрые традиции, заложенные разными поколениями его жителей, постоянно развивается и обустраивается.
Ну, вот мы с вами написали аудио письмо нашим друзьям из деревни Простоквашино.
Осталось только сказать им до свидания!
Литература:
1.Журнал «Дошкольное воспитание» № 10, 2008.
2.О.Д.Ушакова «Пословицы и поговорки».
3. «Мы живем в России» Н.Г.Зеленова, Л.Е.Осипова, 2008.
4. П. Еремеев «Арзамас – городок». - Арзамас, 1998г.
5. Щегольков Н. М. «Исторические сведения о городе Арзамасе». – Арзамас, 1911.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению для детей старшего дошкольного возраста «Поможем планете»
Цель: формирование у детей чувства бережного, ответственного отношения к природе.Задачи:учить детей фильтровать воду;учить детей садить семена в фасоли;закреплять правила поведения в природе;восп...
«ЭРУДИТ» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УСЛУГИ» ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Разработана на основе парциальной программы «Одарённый ребёнок» Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование логического мышления детей через использование занимательного математического материала. Занятия проводятся в игровой зан...
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста "Миасс - навек любимый"
Народное искусство, как искусство вообще, многофункционально, и одна из его функций –воспитательная. Конспект данного развлечения показывает один из вариантов нравственного воспитания детей посредст...
К проблеме проектирования предметно-развивающей среды познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста
В статье анализируется влияние среды на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Представлены рекомендации для педагогов по улучшению качества предметно-развивающей среды познавате...
Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Круговорот воды в природе"
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные воз...
Интерактивная игра познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Животные и птицы Кемеровской области"
Цель: Закрепление знаний у детей о животных и птицах Кемеровской области.Задачи: 1. Закреплять связную монологическую речь, слуховое восприятие.2. Развивать зрительное восприятие, активизи...
Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Семь чудес света"
Федеральный государственный стандарт ДО считает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования. Позна...