Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Зимующие птицы"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Данный материал позволит закрепить и уточнить представления детей в средней группе о зимующих птицах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.docx | 25.14 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зимующие птицы»
Цель: закрепить и уточнить представление детей о зимующих птицах. Рассказать о том, какая зависимость между внешним видом птиц и их питанием, движением и образом жизни. Воспитывать любовь к птицам, желание заботиться о них, помогать им. Обогатить словарный запас ребятишек.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами на прогулке. Просмотр иллюстраций, чтение рассказов о птицах. К занятию дети должны знать внешний вид нескольких зимующих птиц.
Материалы. Иллюстрации птиц. Аудиозапись с пением птиц.
Воспитатель: Пришла зима, хлопочет: укутала в снега
Все кочки и пенечки, скамейки и стога.
Зима велела дубу накинуть пышный мех,
На ель надела шубу, тепло укрыла всех.
Краснеют свиристели на веточках берез,
Они не улетели, а выдержат мороз? О. Высотская.
Как называют птиц, остающихся на зиму? (Ответы детей.)
Звучит музыка (на выбор воспитателя), появляется Зима.
Зима: Здравствуйте, ребята! Проверила я, как к зиме приготовились реки и озера. Как вы думаете, что я видела? (Ответы детей.)
Земля и деревья тоже ждут зиму. А вы знаете как? (Малыши рассказывают.)
Животные и те приготовились к встрече со мной. Кто мне про них проведает? (Ребята отвечают.)
А сейчас хочу устроить смотр другим обитателям лесов и полей. Что за птицы, смелые да выносливые, что меня не боятся и остаются зимовать? Вы их знаете? Назовите.
(Воробей, ворона, сорока, синичка, снегирь, чиж, дятел, клест, галка, голуби, свиристели, щеглы, овсянки.)
Как они выглядят, где селятся, чем питаются и какие звуки издают? Вот, например, кто это?
Маленький мальчишка в сером армячишке
По дворам шныряет, крошки собирает,
По ночам кочует, коноплю ворует. (Воробей.)
Воспитатель: Верно, а кто мне расскажет, как он выглядит? (Ставит иллюстрацию.) (Воробей – маленькая, очень подвижная птичка с округлой головой, короткой шеей, толстым яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв тонкий, толстый к концу заостренный.) У него короткие, но сильные ножки. Хвостик держит поднятым вверх. В холодную пору воробушки сидят прижавшись друг к другу, нахохлившись. Они чистоплотные, охотно купаются в лужах, песке, пыли. (Далее беседа строится в форме диалога: вопрос воспитателя, ответы ребят.)
Где же они зимуют? (В щелях стен, под крышами домов, в заброшенных гнездах.)
Где же они пищу находят? (Во дворах, на свалках, в кормушках.)
Вы слышали, какие они звуки издают? (Запись чириканья.) «Чив-чив, чир-чир, чере-ре-ре». Воробьи селятся стайками. Если воробьиный сторож заметит в небе хищника, то издает звук, похожий на «чрр», и вся стая улетает.
Зима: Эта птица-непоседа одного с березой цвета. Кто это? (Сорока.)
Воспитатель: Как она выглядит? (Иллюстрация сороки.)
(Сорока – крупная птица с красивым черно-белым оперением. Окраска перьев на голове, крыльях и хвосте с зеленоватым отливом, а на боках белая, отсюда ее прозвище «сорока-белобока». Хвост длинный. Ноги большие, сильные, клюв изогнут книзу.) Летают сороки не очень хорошо, предпочитая перепрыгивать с места на место. Ходит сорока небольшими шажками, с приподнятым хвостиком, а летая, хвост держит веером. Кто знает, почему ее называют сорокой-воровкой? (Любит блестящие вещи, уносит их и прячет.)
- Где же она гнездо устраивает? (В густых ветвях деревьев или кустарников.)
Гнездо имеет шарообразную форму, а вход располагается сбоку. Послушайте, какие звуки издает сорока. (Запись.) Напоминает треск, стрекот.
Зима: Сороки приносят пользу. Они истребляют насекомых и грызунов, переносят семена растений, в брошенных сорочьих гнездах селятся более мелкие птицы. (Ставит иллюстрацию синички.)
- Она маленькая птичка, и зовут ее… (Синичка.)
Воспитатель: Как они выглядят? (На голове черная шапочка, щеки белые, на горле и брюшке черная полоса, галстучек, спина желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост серые.) Свои гнезда синицы устраивают в дуплах мелких дятлов, углублениях и щелях гнилых пней и стволов, синичниках. Какие звуки издают, знаете? Послушайте. (Запись.) «Си-си-си-си». Представьте себе: синички уничтожают насекомых столько, сколько весят сами.
Зима (иллюстрация снегиря): Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. Кто это? (Снегирь.)
Воспитатель: Почему эта птица называется снегирь? (От слова снег.) Опишите его. (Верх головы, крылья, хвост и пятно под клювом черные. Спина голубовато-серая, надхвостье и подхвостье белые, брюшко у снегиря красное, а у снегирихи – серое, клюв короткий, толстый, черный.)
Как вы думаете, ребята, зачем снегирю толстый, короткий клюв? (Чтобы расклевывать ягоды рябины и есть зернышки, а также, чтобы справиться с семенами клена, липы…) Покупается. Послушайте, как она поет. (Запись.) «Фью-фью».
Зима (иллюстрация дятла): Я по дереву стучу, Червячка добыть хочу, Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой! Кто это? (Дятел.)
Воспитатель: Какой красивый! Кто хочет описать его? (Голова, шея, спина и крылья у него черные, а на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, от клюва вдоль тела идет черная полоса, внизу тельце белое, подхвостье и темя красные.) Летает дятел плохо, поэтому большую часть жизни проводит на дереве. Посмотрите, какой клюв у дятла. Зачем он такой ему нужен? (У дятла крепкий клюв, он им стучит по стволу дерева, долбит кору и вытаскивает из-под нее длинным и липким языком насекомых, живущих в коре деревьев. Дятла считают санитаром леса.
Зима (иллюстрация клеста):
Кто там прыгает, шуршит,
Клювом потрошит,
Голоском речистым, чистым,
Кле-кле-кле поет со свистом? (Клест.)
Воспитатель: Необычная птица, опишите ее. (Окраска оперенья у клеста оранжево-красная, крылья и хвост буро-черные, самка зеленовато-желтая.) Посмотрите, какой у нее клюв. Надклювье и подклювье изогнутые и перекрещиваются между собой. Таким клювом удобно щелкать орешки. Надо заметить, что клест – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. Для птенцов на деревьях строят теплые гнезда. Как поют клесты? (Запись.) «Кле-клв».
Зима (иллюстрация вороны):
Носит серенький жилет, но у крыльев черный цвет.
Видишь, кружат 20 пар и кричат:
Кар-кар-кар. (Ворона.)
Воспитатель: Опишите ее. (Черные голова, горло, крылья и хвост, остальная часть туловища серая.) Днем вороны промышляют в городе, а на ночь улетают в парк и ночуют на деревьях.
Физкультминутка
Воспитатель: Давайте поиграем в ворон.
Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны:
Кар-кар-кар.
Целый день они кричали,
Спать ребятам не давали
Кар-кар-кар.
(Дети бегают, размахивают руками.)
Только к ночи умолкаю и все вместе засыпают.
(Садятся на корточки, руки под щеку – засыпают.)
Зима: Много интересного вы про птиц знаете, я хочу вам по-другому загадки загадать. Отгадайте, что за птица? Воспитатель ставит в ряд иллюстрации птиц. Дети отгадывают.)
- Маленький, серенький, невзрачный, скромный.
Но все же драчливый, боевой, удалой! (Воробей.)
- Красногрудый, красноголовый, пестрокрылый, трудолюбивый. (Дятел.)
- Ловкая, непоседливая, чернохвостая, белобокая. (Сорока.)
- Чернохвостая, чернокрылая, горластая разбойница. (Ворона.)
- Маленькая, на брюшке черная полоса, юркая, ловкая. (Синица.)
- С крестообразным клювом, только она зимой птенцов выводит. (Клест.)
(Если дети путают названия птиц, можно построить разговор иначе.)
Воспитатель: Птицы разные. Продолжайте фразу, начатую мной.
- У синицы клюв тонкий, а у дятла (толстый).
- Ворона большая, а воробей (маленький).
- Вот снегирь малоподвижный, а синица (шустрая).
- Клест нарядный, а воробей (невзрачный).
- Синицы высиживают птенцов летом, а клест (зимой).
- Если снегирь мало двигается, то он какой? (Малоподвижный.)
- Если у синицы черная голова, то она какая? (Черноголовая.)
- Если у сороки белый бок, то она какая? (Белобокая.)
- Если у сороки черный хвост, то она какая? (Чернохвостая.)
- Если у снегиря красная грудь, то он какой? (Красногрудый.)
Вы запомнили, кто как поет?
Воробей – чирикает.
Клест – свистит.
Сорока – стрекочет.
Ворона – каркает.
Давайте устроим птичью ярмарку! Кто кем хочет быть?
Устроим похвалюшки (каждая птица себя хвалит, рассказывает о своих достоинствах).
Какую пользу птицы приносят людям?
Спасают от вредителей деревья, поля, огороды; радуют песней; украшают природу.
Как и чем мы можем помочь птицам зимой? (Подкормить.)
Зима: Теперь я спокойна, что вы не оставите птиц в беде. Пойду я – дел много, но вас я не забуду: когда выйдете на прогулку, поиграем. Пощипаю вам носы и щеки, да и бегать, чтобы согреться, заставлю! До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)
уточнить представления о видах зимующих птиц;закрепить понятие «зимующие» птицы.учить выслушивать ответы товарищей;активизировать в речи обобщающие слова: «дикие животные», «зимующие птицы...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Перелетные птицы"
В конспекте представлены игровые упражнения для формирования представлений о перелетных птицах у дошкольников с нарушением интеллекта....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Домашние птицы"
В конспекте представлены игровые упражнения по формированию представлений о домашних птицах у дошкольников с нарушением интеллекта...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром" Зимующие птицы"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром " Зимующие птицы"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы"
Образовательная область «Познавательное развитие». Конспект открытого ООС по ознакомлению с окружающим миром и развитию связной речи для детей с ЗПР 5-6лет «Зимующие...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Зимующие птицы». (средняя группа).
Учить распознавать зимующих птиц (воробей, ворона, синица, голубь) по внешнему виду, по издаваемым звукам. Расширять знания детей о зимующих птицах, их повадках....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Зимующие птицы" (в средней группе)
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром"Зимующие птицы" (в средней группе)Программное содержание:- уточнить представления о видах зимующих птиц;- закрепить понятие «зи...