Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Природа весной».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priroda_vesnoy.docx | 27.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка - детский сад № 45 «Флажок» |
Конспект занятия
по ознакомлению с окружающим миром
с детьми старшей группы
«Природа весной».
Составила воспитатель: Романцова С. А.
Саров
2016
Цель: Расширить и закрепить представления детей о весне, перелетных птицах.
Задачи:
- Продолжать учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
- Развивать слуховое, зрительное внимание, память, мыслительные операции.
- Продолжать учить детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе.
- Формировать умение детей образовывать слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
- Воспитывать интерес и любовь к окружающей нас природе.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, беседы по прочитанному, наблюдения.
Словарная работа:
Ледоход, первоцветы, водоплавающие.
Материал:
Картинки к загадкам, репродукции картин, картинки первоцветов, птиц, иллюстрации гнезд птиц.
Ход занятия
1.Организационный момент.
на доске картинки с признаками весны.
Воспитатель: - Отгадайте загадки и выберете отгадки.
- Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою
На солнце ее припечет
Заплачет она и умрет. (сосулька)
- Его весной и летом
Видим мы одетым
А осенью бедняжки
Сорвали все рубашки. (дерево)
- В голубой рубашке
Бежит по дну овражка. (ручеек)
- Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь
Улыбаешься в оконце
И зовут тебя все (солнце)
- Глядит из-под снега
Зеленый росток
Он первый весенний студеный цветок
(подснежник)
2. Основная часть.
Воспитатель: - К какому времени года подходят эти картинки?
Дети: - Эти картинки подходят к времени года весна.
Воспитатель :- Сколько месяцев длится весна?
Дети:- Весна длится 3 месяца.
Воспитатель: - А как называется 1 месяц весны?
Дети:-1 месяц весны март
Воспитатель:- В народе его называют «протальник». Как вы думаете почему?
Дети: - Потому-что появляются проталины.
Воспитатель:- А как называют 2 весенний месяц?
Дети:- 2 весенний месяц называют апрель.
Воспитатель:- Апрель-середина весны.
Воспитатель:- А почему этот месяц называют месяц «живой воды»?
Дети: – Это месяц так называют, потому что снег тает и превращается в воду.
Воспитатель:- Правильно, в апреле снег тает, образуется вода, вода испаряется, образуя много облаков на небе. На небе облака собираются в тучи и начинают идти дожди.
Воспитатель:- Посмотрите на картинку и скажите, что же в это время происходит на реках и озерах?
Дети: Лед на реках и озерах начинает таять, ломаться.
Воспитатель:- Как в природе называют это явление?
Дети:- Это называют ледоходом.
Воспитатель: - Земля прогревается, появляются первые цветы. Какие?
Дети:- Первые весенние цветы, это подснежники.
Воспитатель: - А кто знает, почему и их так назвали?
Дети:- Потому-что они растут из-под снега
Воспитатель:- Правильно, а как их еще называют?
Дети:- первоцветы.
Воспитатель:- Посмотрите на картинки и скажите как называются эти первоцветы?
Дети:- Мать и мачеха, медуница, сон-трава
Воспитатель:- А как называется 3 месяц весны?
Дети: - Май
Воспитатель:- В народе его называют – «травень», «цветень».
Воспитатель: - Как вы понимаете эти высказывания?
Дети:- Его так называют, потому что появляется трава и все начинает цвести.
Воспитатель: - Послушайте поговорку «Май весь год кормит»- как вы понимаете это высказывание?
Воспитатель:- Ребята, посмотрите на картины русских художников, изобразивших весну, и попробуйте догадаться, кто из них какой месяц весны нарисовал?
Воспитатель:- Ну а теперь давайте скажем, чем хорошо наступление весны и чем плохо?
Дети:- Хорошо – становится тепло, природа оживает, возвращаются птицы из теплых краев и другое.
Плохо – сыро и грязно, идут дожди, нет зимних развлечений и другое.
Физ. Пауза.
- Капли звонко капали (прыжки на месте),
- Все сосульки плакали (качаем головой, прижав руки к щекам),
- Солнце светит ярко (руки вверх, потягиваемся),
- Нам, сосулькам, жарко (обмахиваемся).
- С нас течёт уже вода (наклон вниз),
- Мы растаем навсегда (выпрямляемся).
3. Воспитатель:- Ребята, вы уже сказали, что с наступлением весны к нам возвращаются с южных краев птицы. Как они называются?
Дети:- Перелетные.
Воспитатель:- Посмотрите на иллюстрации птиц и найдите здесь лишнюю и объясните почему?
Дети:- Синица лишняя, т.к. она зимующая птица, а все остальные перелетные.
Воспитатель:- Каких еще перелетных птиц вы знаете?
Дети: - Аист, скворец, соловей, кукушка, лебедь, дикие утки и гуси.
Воспитатель:- Вспомните, почему все они улетают от нас осенью в теплые страны?
Дети:- Осенью у птиц нет корма, поэтому и улетают.
Воспитатель:- Посмотрите на иллюстрации, некоторые птицы прилетают «стайками» все вместе. Некоторые, например, журавли, выстраиваются «клином» в виде треугольника. Другие выстраиваются «цепочкой», в одну линию, некоторым птицам нужны вожаки, которые показывают дорогу.
Воспитатель: - Весной перелетные птицы возвращаются к нам, а чем они заняты?
Дети: - Они вьют гнезда.
Воспитатель:- А для чего птицы вьют и строят гнезда?
Дети: - Для того чтобы выводить птенцов.
Воспитатель:- А вы хотели бы узнать, как выглядят гнезда у птиц?
Воспитатель: - Выбирайте 1 картинку, кто на ней изображен?
Дети: - Это грач.
Воспитатель:– Грач большая птица. У него большой клюв. Грач первым прилетает к нам весной, питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева.
Воспитатель: - Выбирайте 2 картинку, кто на ней изображен?
Дети:- На картинке изображена ласточка.
Воспитатель: - Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
Воспитатель:- Выберите 3 картинку.
Дети: - Это скворец.
Воспитатель: - Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.
Воспитатель: - Посмотрите, какое большое гнездо у аиста. Аист крупна птица.
Воспитатель:- Но есть птица, которая не вьет гнезда, не высиживает яйца, может кто-нибудь знает?
Дети:- Это кукушка.
Воспитатель:- Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.
Воспитатель: - Но все эти птицы не умеют плавать.
Воспитатель: - Но есть перелетные птицы, которые умеют плавать, назовите мне их.
Дети:- Лебедь, дикие гуси и утки.
Воспитатель: - Как можно назвать их одним словом?
Дети: - Водоплавающие.
4. “Назови ласково”.
Воспитатель:- Ребята, встаньте, пожалуйста, в круг. Я буду бросать вам мяч, а вы мне будете его возвращать с ласковым ответом.
Длинный хвост – длинненький хвостик
Черная голова - уютное гнездо –
Белый пух - птица –
Галстук на шее - пестрое крыло –
5.Итог:
Воспитатель:- Ребята, скажите, пожалуйста, о чем сегодня мы беседовали на занятии?
- Что интересного вы узнали о перелетных птицах?
- Ребята, мне понравилось, как вы работали на занятии: внимательно слушали, думали, отвечали полными предложениями. Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в логопедической подготовительной группе. "Природа дарит чудеса"
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в логопедической подготовительной к школе группе .Тема: "Природа дарит чудеса"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста «В гостях у муравья»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми младшей группы "Дикие животные зимой"
Формирование представлений детей о жизни диких зверей зимой....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшей группы «Непоседы» в форме игры «Счастливый случай»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромс детьми старшей группы «Непоседы»в форме игры «Счастливый случай»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «В мире пластмассы»
Знакомство детей средней группы со свойствами и качествами предметов из пластмассы. Выявление свойств пластмассы....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы «В гостях у музыкального руководителя»
Знакомство детей с музыкальными инструментами. Рассказ о музыкальном руководителе, развитие эмоционально доброжелательного отношения к нему....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми средней группы с ОВЗ (нарушение зрения). «Встреча с Оранжевой Феей»
Одним из эффективных средств развития интереса у дошкольников к окружающему миру является использование на занятиях дидактических игр и занимательного материала, что способствует создани...
- Мне нравится (1)