занятие "ДВЕ ВАЗЫ"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Технологическая карта
ФИО педагогического работника ДОУ: Першикова Любовь Николаевна
Направление: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
группа: подготовительная
Тема занятия (по КТП) «Две вазы»
Тип занятия: Комбинированное (повторение изученного материала сочетается с получением новых знаний).
Дата проведения занятия: 26.12.23г.
Планируемые результаты в соответствии с ФОП ДО: Дети научились узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета; закрепили правила безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики; развилась память, мышление, воображение; укрепили дружеские взаимоотношения между собой в группе.
Средства обучения: Печатные (разрезные картинки ваз), демонстрационно-наглядные (вазы, бокалы, цветы, камушки, вода, осколки бокала, цветок в горшке), электронные образовательные ресурсы (проектор, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация).
Характеристика этапов занятия:
| Название и цель этапа занятия | Содержание этапа (задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов) | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся/воспитанников |
1 | Мотивация, самоопределение к деятельности Цель: эмоционально настроить и мотивировать детей на дальнейшую деятельность. |
Проведение коммуникативной игры - приветствия, что способствует возникновению у дошкольников чувства сплочённости и единства
Воспитатель предъявляет детям проблемную игровую ситуацию, требующую разрешения не столько через получение знаний, но и проведение различных опытов. Рассматривание посылки, диалог с педагогом, ответы на вопросы, помогли совместно с детьми определить тему предстоящей деятельности, и поставить перед ними определенные задачи.
| -Доброе утро, ребята!
-Собрались все дети в круг, -Какое хорошее настроение у всех теперь! - Ребята сегодня утром я обнаружила коробку-посылку. На посылке написано «От Незнайки, ребятам подготовительной группы». -Мы с вами какая группа? -Значит это нам. - Вы знаете, кто такой Незнайка? - А из какого он произведения? -Правильно, а напомните кто написал данное произведение? Верно, молодцы! - Ну что посмотрим, что в посылке? (Открывает посылку, комментирует содержимое). Ребята в посылке письмо и много конвертов, в них что-то лежит, давайте прочтём письмо и тогда всё станет понятно. (Зачитывает письмо). «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Мне очень нужна ваша помощь. У меня случилось большая неприятность. Знайка сделал для жительниц нашего городка вазы в подарок, а я их разбил. Даже не знаю почему они разбились, я уронил коробки с вазами на пол, а когда открыл там лежали лишь осколки. Помогите мне, пожалуйста, склеить осколки, одному мне не справиться». - Ну что ребята, поможем Незнайке? -Ребята, но прежде чем помочь Незнайке, мы отправимся в лабораторию. Вы помните, что такое лаборатория? - Верно ребята, это место где проводят опыты и исследования. - Вот и мы сегодня будем с вами исследователями, пройдем в нашу лабораторию. | -Доброе утро!
Дети собираются в круг, выполняют действия в соответствии с текстом. Устанавливают контакт с педагогом. Улыбаются в ответ. Повторяют действия воспитателя
Внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, проявляют желание помочь
Ответы детей на поставленные вопросы.
- Подготовительная.
-Да, это тот, который ничего не знает. -«Приключение Незнайки и его друзей»
-Николай Носов.
- Да
- Да.
- Это место где проводят опыты.
|
2 | Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся/воспитанников, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, память, мышление, воображение. | Детям даются новые знания, необходимые для решения поставленной проблемы на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Дети дают ответы на поставленные педагогом вопросы, проводят опыты. | -Ребята, что вы видите у меня на столе?
-Саша, поставь один цветок в вазу, Таня, а ты в другую вазу. Ребята, что вы видите в этой вазе (стеклянной?) -А в другой вазе, что видите? - В вазе, в которой видно воду и стебель из чего она сделана? -Правильно, из стекла, значит ваза какая? -А в вазе, в которой мы ничего не видим, из чего она сделана? -Верно, если она сделана из керамики значит, ваза какая? -Молодцы ребята. Продолжаем наши исследования. | Ответы детей на поставленные вопросы.
Вазы, цветы, бокалы, цветные шарики.
-Воду, стебель цветка.
- Ничего не видно.
- Из стекла.
- Стеклянная.
- Из керамики. - Керамическая |
3 | Освоение новых знаний и способов деятельности Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах керамики и стекла и безопасном ее использовании, за счет проведения опытов, включение воспитанников в диалогическую речь с педагогом.
| Дают ответы на поставленные педагогом вопросы, проводят опыты, включаются в диалог с воспитателем, стремятся высказываться. | -Ребята посмотрите на бокал, какой он?
- Правильно. А другой бокал какой? -Верно, молодцы. (Кладёт в бокалы по одному разноцветному шарику). -Ребята, вы что-нибудь видите? -Что можно сказать про наши бокалы? - Теперь нальем воды в наши бокалы. Пропускают наши бокалы воду? -Значит каким свойством обладают предметы из керамики и стекла? Водонепроницаемость. - А что вы видите на столе еще? Как вы думаете, почему люди делают керамические горшки для цветов?
Правильно, молодцы. Ребята назовите мне предметы, которые делают из стекла? - А предметы, которые делают из керамики? Как вы считаете, если уронить изделие из керамики или стекла, что с ними произойдёт? -А почему? -Верно ребята, хрупкие. Эти предметы нельзя ронять, бросать. Вот почему у Незнайки разбились все вазы. Они раскололись от удара об пол. -Поэтому, мы с вами как должны обращаться с предметами из стекла и керамики? - (Показывает осколки). Ребята осколки очень опасны. -Как вы думаете почему? - Верно, если вы нечаянно что-нибудь разбили из стекла или керамики, чем нужно воспользоваться, чтобы собрать осколки? | Ответы детей на поставленные вопросы.
-Керамический.
- Стеклянный. - Да, в стеклянном видно камень, в керамическом нет.
- Стеклянный – прозрачный, а керамический непрозрачный. Нет.
- Водонепроницаемость.
-Цветок в керамическом горшке.
-Потому что корням цветов свет не нужен.
- Окна, очки, стёкла для автомобилей, аквариум.
- Вазы, чашки, тарелки, горшки для цветов.
- Разобьются.
-Хрупкие - Очень осторожно, бережно.
-Острые.
- Веником и совком, пылесосом. |
4 | Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель: развивать память, внимание, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, образного мышления и воображения.
| Дети отвечают на вопросы педагога. Для устранения переутомления используется и проводится с детьми дыхательная гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз (дети выполняют действия согласно тексту). Дети самостоятельно выполняют задание. | -Давайте вспомним из чего изготавливают стекло? -Назовите профессию кто изготавливает предметы из стекла? Дыхательная гимнастика. - Из чего изготавливают керамические изделия? -Назовите профессию, кто изготавливает керамические изделия? Физкультминутка. -Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. Возвращение с лаборатории. Проводит игру «Четвертый лишний» Проводит гимнастику для глаз после работы с интерактивной доской. Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза.) ( Продолжают сидеть с закрытыми глазами.) (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.) Нарисуем букву о, получается легко. (Глазами рисуют букву о.) ( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.) ( Глаза смотрят вправо- влево.) -Что же в наших конвертах? - Их необходимо склеить по образцу (показ воспитателя как собрать вазу). Проводит пальчиковую гимнастику. Поиграем-ка немножко (Дети хлопают в ладоши). Да похлопаем в ладошки. Пальчики мы согреваем, каждый пальчик разминаем. (Растирают каждый пальчик) Их сжимаем, разжимаем.
(Сжимают пальцы в кулак и разжимают). -Перед вами клей, кисточки, доставайте содержимое конверта. Посмотрите на осколки, возьмите лист бумаги и на нём соберите вазу как мозаику. -Молодцы. Теперь начнём наклеивать вазу. -Где мы должны намазывать клеем детали? -Правильно, не на столе, не на фоновом листе, а на клеёнке. Можно приступать к работе.
| -Песок, сода.
-Стеклодув.
Делают дыхательную гимнастику. - Глины
-Гончар
Выполняют действия согласно тексту физкультминутки (совместно с воспитателем).
Дети выбирают лишний предмет на доске и свой ответ аргументируют (указывают на свойства предметов).
Выполняют гимнастику для глаз в соответствии с текстом.
Занимают рабочие места, открывают конвертики от Незнайки.
- Разбитые вазы.
Смотрят за работой воспитателя.
Делают пальчиковую гимнастику.
Выполняют задание по образцу.
-На клеенке.
Дети выполняют задание. |
5 | Подведение итогов занятия, рефлексия Цель: обобщить полученные знания, воспитывать эмоциональную отзывчивость, вызвать желание помогать другим.
| Детям дается возможность высказаться по поводу полученной информации, отвечая на вопросы подвести итог занятия, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального настроя. | -Ребята, вы все большие молодцы, у вас все получилось! - А какое место мы с вами посетили? -Из каких материалов были изготовлены предметы в нашей лаборатории? -Вспомните как называется профессия человека, который изготавливает предметы из стекла, а из керамики? -Мы помогли Незнайке? -Если вам понравилось наше занятие улыбнитесь! И похлопайте в ладоши, потому что вы настоящие мастера | Дети размещают свои работы на доске.
-Лаборатория.
-Керамики и стекла.
-Стеклодув, гончар.
-Да.
Дети улыбаются, хлопают в ладоши. |
Рефлексивный анализ занятия
ФИО педагога ДОУ: Першикова Любовь Николаевна
Направление: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
группа: подготовительная
Тема занятия (по КТП) «Две вазы».
Тип занятия: Комбинированное (повторение изученного материала сочетается с получением новых знаний).
Дата проведения занятия: 26.12.23г.
Планируемые результаты в соответствии с ФОП ДО: Дети научились узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета; закрепили правила безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики; развилась память, мышление, воображение; укрепили дружеские взаимоотношения между детьми в группе.
Средства обучения: Печатные (разрезные картинки ваз), демонстрационно-наглядные (вазы, бокалы, цветы, камушки, вода, осколки бокала, цветок в горшке), электронные образовательные ресурсы (проектор, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация).
Виды деятельности воспитанников (индивидуальная, групповая)
Этапы | Название, содержание и цель этапа занятия[1] | Вопросы рефлексивного анализа | Ответы аттестуемого педагога |
1 этап | Мотивация, самоопределение к деятельности Определение темы занятия
Цель: эмоционально настроить и мотивировать детей на дальнейшую деятельность. | 1. Опишите особенности данного этапа на примере проведенного занятия: - какова цель занятия? - как происходит процесс формулирования цели? (цель формулируется педагогом или является результатом совместной деятельности педагога и воспитанников?). | 1. -Цель: Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета; закреплять правила безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики; развивать память, мышление, воображение; воспитывать дружеские взаимоотношения детей в группе. - Исходя из проблемной ситуации, совместно с педагогом воспитанники сформулировали цель.
|
2 этап | Актуализация знаний и способов деятельности воспитанников необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы
Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, память, мышление, воображение | 2. Какие приемы актуализации знаний и способов деятельности Вы использовали? (практикоориентированное знание, научная новизна, противоречия, проблемы и др.) | 2.Для актуализации знаний и способов деятельности предлагалась ребятам вспомнить практикоориентированные знания, которые понадобятся им для изучения темы. Создание поисковых, проблемных ситуаций, использование разнообразных речевых игр активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Созданная проблема будет побуждать детей к действию, вызывать интерес к изучаемой теме, желание помочь кому-то, научиться самим, то есть выполнить работу, запланированную педагогом. Дети включаются в игру, проблемную ситуацию: высказывают свое мнение, сочувствуют, беседуют, осмысливают постановку цели.
|
3 этап
| Освоение новых знаний и способов деятельности
Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах керамики и стекла и безопасном ее использовании, за счет проведения опытов.
| 3. Как организована работа по освоению новых знаний и способов деятельности на занятии: репродуктивно или продуктивно? | 3. Реализация системно-деятельного подхода я начала с создания внутренней потребности детей включения в образовательную деятельность путем заинтересованности, методом побуждения детей к действию, вызывать интерес к изучаемой теме, желанию помочь кому-то. Для этого использовала посылку и письмо. Постановка и принятие детьми цели помочь Незнайке. В ходе дальнейшей деятельности дети применяли полученные знания, анализировали, давали свои варианты ответов, сравнивали, рассматривали предметы из керамики и стекла. Давали ответы, опираясь на личные примеры и впечатления из жизни. Проводили сравнение, эксперимент, старались самостоятельно применить полученные знания. На итоговом этапе была проведена систематизация знаний и организована рефлексия с детьми. Работа по усвоению новых знаний организованно продуктивно.
|
4. Какие приемы, методы использовались для достижения планируемых результатов? | 4. На занятии сочетала наглядные и словесные, практические методы. Использовала прием внезапного появления предмета (посылки и письма), дидактическую игру, беседы, физкультминутку и дыхательную гимнастику, гимнастику для рук и глаз. Применяемая на занятии наглядность соответствовала возрасту детей, использовалась в меру, в соответствующий момент занятия. Детально продумывала пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов и проведении опытов. Наглядность была точно согласована с содержанием материала, эстетически выполнена. Ее размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
| ||
5. Проанализируйте использование образовательных на этом этапе. | 5. | ||
6. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта воспитанников с целью развития их познавательной активности и самостоятельности | 6.На занятии использовалась связь теории с практикой с целью обогащения жизненного опыта воспитанников и развития их познавательной активности и самостоятельности. Данному занятию предшествовала работа в лаборатории по изучению состава стекла и керамики и знакомство с профессиями (стеклодув и гончар). Экскурсия в гончарную мастерскую местных умельцев. Показ виртуальной экскурсии «Стекольный завод». На предыдущем занятии дети посещали гончарную мастерскую и лепили изделия из глины, закрепляли полученные знания на практике. Поэтому легко отвечали на вопросы связанные с профессиями стеклодув и гончар.
| ||
4 этап | Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель: развивать память, внимание, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, образного мышления и воображения.
| 7. Какие методы работы использовались: частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный (укажите используемые) | 7. Использовались словесные методы, наглядные методы, практические методы Дети активно вступали в диалог с педагогом, затем применяли полученные данные на практике. |
8. Создавались ли нестандартные ситуации при применении новых знаний, обобщении и систематизации? |
| ||
9. Формулировались ли вопросы проблемного характера, предлагались ли задания, направленные на освоение способов деятельности |
| ||
5 этап | Подведение итогов занятия, рефлексия
Цель: обобщить полученные знания, воспитывать эмоциональную отзывчивость, вызвать желание помогать другим.
| 10. Какие приемы, способы оценивания применены? Что доминировало: оценивание педагогом или самооценивание, взаимооценивание воспитанниками? | В целях побуждения детей к самооценки расположила готовые работы ваз на доске. Использовала метод похвалы и вопросы. --Если вам понравилось наше занятие улыбнитесь! И похлопайте в ладоши, потому что вы настоящие мастера. Дети наглядно продемонстрировали степень удовлетворенности своей работы и эмоциональное настроение ( улыбнулись воспитателю и похлопали в ладоши). |
11. Проводилось ли оценивание по видам и уровням достижений? Было ли оно дифференцированным? |
| ||
12. Какие способы оценивания использовались? Какова педагогическая целесообразность примененных способов и приемов оценивания результатов деятельности воспитанников? Подводились ли итоги занятия самими воспитанниками? |
| ||
6 этап | Показатели общеметодологической направленности занятия (без привязки к определённому этапу) | 13. Проанализируйте соответствие содержания занятия требованиям реализации рабочей программы |
|
14. Какие использовались приемы для усиления воспитательного потенциала? |
| ||
15. Использовались ли ЦОР при проведении занятия? |
| ||
16. Осуществлялась ли дифференциация на занятии? |
| ||
17. Какие приемы использовались для реализации системно-деятельностного подхода: - поощрялась ли инициатива воспитанников задавать вопросы, комментировать, вовлекались ли воспитанники в дискуссию по постановке целей и задач? - задавались ли фронтальные вопросы или персонифицировались так, чтобы они имели личностную адресность по отношению к разному контингенту воспитанников? - какие приёмы / формы организации деятельности использовались? - оказывалась ли помощь воспитанникам в формировании умения обобщать высказываемые идеи по ключевым вопросам? |
| ||
18. Какой методический инструментарий использовался для развития личностного потенциала воспитанников? - использовались ли отдельные приемы и технологии личностно-развивающего обучения и воспитания (проблемно-задачная, диалогическая, имитационного моделирования; игровая и другие , укажите какие использовались)? - включались ли в деятельность воспитанники с низкой мотивацией к обучению? Какие использовались приёмы для этого? Как активизировалась позитивная мотивация деятельности у воспитанников группы? |
|
Подпись аттестуемого педагога /расшифровка:_____________________________/Першикова Л.Н.
Дата выполнения задания 26.12.23г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pershikova_teh_karta_analiz_kategorya.docx | 41.09 КБ |
Предварительный просмотр:
УТВЕРЖДЕНО
протоколом заседания аттестационной комиссии комитета
образования, науки и молодежной политики Волгоградской области
№11/23 от 23.11.2023 года
Технологическая карта
ФИО педагогического работника ДОУ: Першикова Любовь Николаевна
Направление: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
группа: подготовительная
Тема занятия (по КТП) «Две вазы»
Тип занятия: Комбинированное (повторение изученного материала сочетается с получением новых знаний).
Дата проведения занятия: 26.12.23г.
Планируемые результаты в соответствии с ФОП ДО: Дети научились узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета; закрепили правила безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики; развилась память, мышление, воображение; укрепили дружеские взаимоотношения между собой в группе.
Средства обучения: Печатные (разрезные картинки ваз), демонстрационно-наглядные (вазы, бокалы, цветы, камушки, вода, осколки бокала, цветок в горшке), электронные образовательные ресурсы (проектор, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация).
Характеристика этапов занятия:
Название и цель этапа занятия | Содержание этапа (задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов) | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся/воспитанников | |
1 | Мотивация, самоопределение к деятельности Цель: эмоционально настроить и мотивировать детей на дальнейшую деятельность. | Проведение коммуникативной игры - приветствия, что способствует возникновению у дошкольников чувства сплочённости и единства Воспитатель предъявляет детям проблемную игровую ситуацию, требующую разрешения не столько через получение знаний, но и проведение различных опытов. Рассматривание посылки, диалог с педагогом, ответы на вопросы, помогли совместно с детьми определить тему предстоящей деятельности, и поставить перед ними определенные задачи. | -Доброе утро, ребята! -Собрались все дети в круг, -Какое хорошее настроение у всех теперь! - Ребята сегодня утром я обнаружила коробку-посылку. На посылке написано «От Незнайки, ребятам подготовительной группы». -Мы с вами какая группа? -Значит это нам. - Вы знаете, кто такой Незнайка? - А из какого он произведения? -Правильно, а напомните кто написал данное произведение? Верно, молодцы! - Ну что посмотрим, что в посылке? (Открывает посылку, комментирует содержимое). Ребята в посылке письмо и много конвертов, в них что-то лежит, давайте прочтём письмо и тогда всё станет понятно. (Зачитывает письмо). «Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Мне очень нужна ваша помощь. У меня случилось большая неприятность. Знайка сделал для жительниц нашего городка вазы в подарок, а я их разбил. Даже не знаю почему они разбились, я уронил коробки с вазами на пол, а когда открыл там лежали лишь осколки. Помогите мне, пожалуйста, склеить осколки, одному мне не справиться». - Ну что ребята, поможем Незнайке? -Ребята, но прежде чем помочь Незнайке, мы отправимся в лабораторию. Вы помните, что такое лаборатория? - Верно ребята, это место где проводят опыты и исследования. - Вот и мы сегодня будем с вами исследователями, пройдем в нашу лабораторию. | -Доброе утро! Дети собираются в круг, выполняют действия в соответствии с текстом. Устанавливают контакт с педагогом. Улыбаются в ответ. Повторяют действия воспитателя Внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, проявляют желание помочь Ответы детей на поставленные вопросы. - Подготовительная. -Да, это тот, который ничего не знает. -«Приключение Незнайки и его друзей» -Николай Носов. - Да - Да. - Это место где проводят опыты. |
2 | Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся/воспитанников, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, память, мышление, воображение. | Детям даются новые знания, необходимые для решения поставленной проблемы на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность. Дети дают ответы на поставленные педагогом вопросы, проводят опыты. | -Ребята, что вы видите у меня на столе? -Саша, поставь один цветок в вазу, Таня, а ты в другую вазу. Ребята, что вы видите в этой вазе (стеклянной?) -А в другой вазе, что видите? - В вазе, в которой видно воду и стебель из чего она сделана? -Правильно, из стекла, значит ваза какая? -А в вазе, в которой мы ничего не видим, из чего она сделана? -Верно, если она сделана из керамики значит, ваза какая? -Молодцы ребята. Продолжаем наши исследования. | Ответы детей на поставленные вопросы. Вазы, цветы, бокалы, цветные шарики. -Воду, стебель цветка. - Ничего не видно. - Из стекла. - Стеклянная. - Из керамики. - Керамическая |
3 | Освоение новых знаний и способов деятельности Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах керамики и стекла и безопасном ее использовании, за счет проведения опытов, включение воспитанников в диалогическую речь с педагогом. | Дают ответы на поставленные педагогом вопросы, проводят опыты, включаются в диалог с воспитателем, стремятся высказываться. | -Ребята посмотрите на бокал, какой он? - Правильно. А другой бокал какой? -Верно, молодцы. (Кладёт в бокалы по одному разноцветному шарику). -Ребята, вы что-нибудь видите? -Что можно сказать про наши бокалы? - Теперь нальем воды в наши бокалы. Пропускают наши бокалы воду? -Значит каким свойством обладают предметы из керамики и стекла? Водонепроницаемость. - А что вы видите на столе еще? Как вы думаете, почему люди делают керамические горшки для цветов? Правильно, молодцы. Ребята назовите мне предметы, которые делают из стекла? - А предметы, которые делают из керамики? Как вы считаете, если уронить изделие из керамики или стекла, что с ними произойдёт? -А почему? -Верно ребята, хрупкие. Эти предметы нельзя ронять, бросать. Вот почему у Незнайки разбились все вазы. Они раскололись от удара об пол. -Поэтому, мы с вами как должны обращаться с предметами из стекла и керамики? - (Показывает осколки). Ребята осколки очень опасны. -Как вы думаете почему? - Верно, если вы нечаянно что-нибудь разбили из стекла или керамики, чем нужно воспользоваться, чтобы собрать осколки? | Ответы детей на поставленные вопросы. -Керамический. - Стеклянный. - Да, в стеклянном видно камень, в керамическом нет. - Стеклянный – прозрачный, а керамический непрозрачный. Нет. - Водонепроницаемость. -Цветок в керамическом горшке. -Потому что корням цветов свет не нужен. - Окна, очки, стёкла для автомобилей, аквариум. - Вазы, чашки, тарелки, горшки для цветов. - Разобьются. -Хрупкие - Очень осторожно, бережно. -Острые. - Веником и совком, пылесосом. |
4 | Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель: развивать память, внимание, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, образного мышления и воображения. | Дети отвечают на вопросы педагога. Для устранения переутомления используется и проводится с детьми дыхательная гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз (дети выполняют действия согласно тексту). Дети самостоятельно выполняют задание. | -Давайте вспомним из чего изготавливают стекло? -Назовите профессию кто изготавливает предметы из стекла? Дыхательная гимнастика. - Из чего изготавливают керамические изделия? -Назовите профессию, кто изготавливает керамические изделия? Физкультминутка. -Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали. Возвращение с лаборатории. Проводит игру «Четвертый лишний» Проводит гимнастику для глаз после работы с интерактивной доской. Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. (Закрывают оба глаза.) ( Продолжают сидеть с закрытыми глазами.) (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.) Нарисуем букву о, получается легко. (Глазами рисуют букву о.) ( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.) ( Глаза смотрят вправо- влево.) -Что же в наших конвертах? - Их необходимо склеить по образцу (показ воспитателя как собрать вазу). Проводит пальчиковую гимнастику. Поиграем-ка немножко (Дети хлопают в ладоши). Да похлопаем в ладошки. Пальчики мы согреваем, каждый пальчик разминаем. (Растирают каждый пальчик) Их сжимаем, разжимаем. (Сжимают пальцы в кулак и разжимают). -Перед вами клей, кисточки, доставайте содержимое конверта. Посмотрите на осколки, возьмите лист бумаги и на нём соберите вазу как мозаику. -Молодцы. Теперь начнём наклеивать вазу. -Где мы должны намазывать клеем детали? -Правильно, не на столе, не на фоновом листе, а на клеёнке. Можно приступать к работе. | -Песок, сода. -Стеклодув. Делают дыхательную гимнастику. - Глины -Гончар Выполняют действия согласно тексту физкультминутки (совместно с воспитателем). Дети выбирают лишний предмет на доске и свой ответ аргументируют (указывают на свойства предметов). Выполняют гимнастику для глаз в соответствии с текстом. Занимают рабочие места, открывают конвертики от Незнайки. - Разбитые вазы. Смотрят за работой воспитателя. Делают пальчиковую гимнастику. Выполняют задание по образцу. -На клеенке. Дети выполняют задание. |
5 | Подведение итогов занятия, рефлексия Цель: обобщить полученные знания, воспитывать эмоциональную отзывчивость, вызвать желание помогать другим. | Детям дается возможность высказаться по поводу полученной информации, отвечая на вопросы подвести итог занятия, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального настроя. | -Ребята, вы все большие молодцы, у вас все получилось! - А какое место мы с вами посетили? -Из каких материалов были изготовлены предметы в нашей лаборатории? -Вспомните как называется профессия человека, который изготавливает предметы из стекла, а из керамики? -Мы помогли Незнайке? -Если вам понравилось наше занятие улыбнитесь! И похлопайте в ладоши, потому что вы настоящие мастера | Дети размещают свои работы на доске. -Лаборатория. -Керамики и стекла. -Стеклодув, гончар. -Да. Дети улыбаются, хлопают в ладоши. |
Рефлексивный анализ занятия
ФИО педагога ДОУ: Першикова Любовь Николаевна
Направление: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.
группа: подготовительная
Тема занятия (по КТП) «Две вазы».
Тип занятия: Комбинированное (повторение изученного материала сочетается с получением новых знаний).
Дата проведения занятия: 26.12.23г.
Планируемые результаты в соответствии с ФОП ДО: Дети научились узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета; закрепили правила безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики; развилась память, мышление, воображение; укрепили дружеские взаимоотношения между детьми в группе.
Средства обучения: Печатные (разрезные картинки ваз), демонстрационно-наглядные (вазы, бокалы, цветы, камушки, вода, осколки бокала, цветок в горшке), электронные образовательные ресурсы (проектор, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация).
Виды деятельности воспитанников (индивидуальная, групповая)
Этапы | Название, содержание и цель этапа занятия[1] | Вопросы рефлексивного анализа | Ответы аттестуемого педагога |
1 этап | Мотивация, самоопределение к деятельности Определение темы занятия Цель: эмоционально настроить и мотивировать детей на дальнейшую деятельность. | 1. Опишите особенности данного этапа на примере проведенного занятия: - какова цель занятия? - как происходит процесс формулирования цели? (цель формулируется педагогом или является результатом совместной деятельности педагога и воспитанников?). | 1. -Цель: Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета; закреплять правила безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики; развивать память, мышление, воображение; воспитывать дружеские взаимоотношения детей в группе. - Исходя из проблемной ситуации, совместно с педагогом воспитанники сформулировали цель. |
2 этап | Актуализация знаний и способов деятельности воспитанников необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы Цель: активизировать мыслительную деятельность детей, память, мышление, воображение | 2. Какие приемы актуализации знаний и способов деятельности Вы использовали? (практикоориентированное знание, научная новизна, противоречия, проблемы и др.) | 2.Для актуализации знаний и способов деятельности предлагалась ребятам вспомнить практикоориентированные знания, которые понадобятся им для изучения темы. Создание поисковых, проблемных ситуаций, использование разнообразных речевых игр активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Созданная проблема будет побуждать детей к действию, вызывать интерес к изучаемой теме, желание помочь кому-то, научиться самим, то есть выполнить работу, запланированную педагогом. Дети включаются в игру, проблемную ситуацию: высказывают свое мнение, сочувствуют, беседуют, осмысливают постановку цели. |
3 этап | Освоение новых знаний и способов деятельности Цель: продолжать формировать представления детей о свойствах керамики и стекла и безопасном ее использовании, за счет проведения опытов. | 3. Как организована работа по освоению новых знаний и способов деятельности на занятии: репродуктивно или продуктивно? | 3. Реализация системно-деятельного подхода я начала с создания внутренней потребности детей включения в образовательную деятельность путем заинтересованности, методом побуждения детей к действию, вызывать интерес к изучаемой теме, желанию помочь кому-то. Для этого использовала посылку и письмо. Постановка и принятие детьми цели помочь Незнайке. В ходе дальнейшей деятельности дети применяли полученные знания, анализировали, давали свои варианты ответов, сравнивали, рассматривали предметы из керамики и стекла. Давали ответы, опираясь на личные примеры и впечатления из жизни. Проводили сравнение, эксперимент, старались самостоятельно применить полученные знания. На итоговом этапе была проведена систематизация знаний и организована рефлексия с детьми. Работа по усвоению новых знаний организованно продуктивно. |
4. Какие приемы, методы использовались для достижения планируемых результатов? | 4. На занятии сочетала наглядные и словесные, практические методы. Использовала прием внезапного появления предмета (посылки и письма), дидактическую игру, беседы, физкультминутку и дыхательную гимнастику, гимнастику для рук и глаз. Применяемая на занятии наглядность соответствовала возрасту детей, использовалась в меру, в соответствующий момент занятия. Детально продумывала пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов и проведении опытов. Наглядность была точно согласована с содержанием материала, эстетически выполнена. Ее размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. | ||
5. Проанализируйте использование образовательных на этом этапе. | 5. | ||
6. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами связи теории с практикой, использование жизненного опыта воспитанников с целью развития их познавательной активности и самостоятельности | 6.На занятии использовалась связь теории с практикой с целью обогащения жизненного опыта воспитанников и развития их познавательной активности и самостоятельности. Данному занятию предшествовала работа в лаборатории по изучению состава стекла и керамики и знакомство с профессиями (стеклодув и гончар). Экскурсия в гончарную мастерскую местных умельцев. Показ виртуальной экскурсии «Стекольный завод». На предыдущем занятии дети посещали гончарную мастерскую и лепили изделия из глины, закрепляли полученные знания на практике. Поэтому легко отвечали на вопросы связанные с профессиями стеклодув и гончар. | ||
4 этап | Применение новых знаний, обобщение и систематизация Цель: развивать память, внимание, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, образного мышления и воображения. | 7. Какие методы работы использовались: частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный (укажите используемые) | 7. Использовались словесные методы, наглядные методы, практические методы Дети активно вступали в диалог с педагогом, затем применяли полученные данные на практике. |
8. Создавались ли нестандартные ситуации при применении новых знаний, обобщении и систематизации? | |||
9. Формулировались ли вопросы проблемного характера, предлагались ли задания, направленные на освоение способов деятельности | |||
5 этап | Подведение итогов занятия, рефлексия Цель: обобщить полученные знания, воспитывать эмоциональную отзывчивость, вызвать желание помогать другим. | 10. Какие приемы, способы оценивания применены? Что доминировало: оценивание педагогом или самооценивание, взаимооценивание воспитанниками? | В целях побуждения детей к самооценки расположила готовые работы ваз на доске. Использовала метод похвалы и вопросы. --Если вам понравилось наше занятие улыбнитесь! И похлопайте в ладоши, потому что вы настоящие мастера. Дети наглядно продемонстрировали степень удовлетворенности своей работы и эмоциональное настроение ( улыбнулись воспитателю и похлопали в ладоши). |
11. Проводилось ли оценивание по видам и уровням достижений? Было ли оно дифференцированным? | |||
12. Какие способы оценивания использовались? Какова педагогическая целесообразность примененных способов и приемов оценивания результатов деятельности воспитанников? Подводились ли итоги занятия самими воспитанниками? | |||
6 этап | Показатели общеметодологической направленности занятия (без привязки к определённому этапу) | 13. Проанализируйте соответствие содержания занятия требованиям реализации рабочей программы | |
14. Какие использовались приемы для усиления воспитательного потенциала? | |||
15. Использовались ли ЦОР при проведении занятия? | |||
16. Осуществлялась ли дифференциация на занятии? | |||
17. Какие приемы использовались для реализации системно-деятельностного подхода: - поощрялась ли инициатива воспитанников задавать вопросы, комментировать, вовлекались ли воспитанники в дискуссию по постановке целей и задач? - задавались ли фронтальные вопросы или персонифицировались так, чтобы они имели личностную адресность по отношению к разному контингенту воспитанников? - какие приёмы / формы организации деятельности использовались? - оказывалась ли помощь воспитанникам в формировании умения обобщать высказываемые идеи по ключевым вопросам? | |||
18. Какой методический инструментарий использовался для развития личностного потенциала воспитанников? - использовались ли отдельные приемы и технологии личностно-развивающего обучения и воспитания (проблемно-задачная, диалогическая, имитационного моделирования; игровая и другие , укажите какие использовались)? - включались ли в деятельность воспитанники с низкой мотивацией к обучению? Какие использовались приёмы для этого? Как активизировалась позитивная мотивация деятельности у воспитанников группы? |
Подпись аттестуемого педагога /расшифровка:_____________________________/Першикова Л.Н.
Дата выполнения задания 26.12.23г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».
Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь са...
Конспект занятия по ручному труду "Букет в вазе"
В конспекте представлена последовательность выполнения цветов из бумаги (оригами, аппликация). Дана ссылка на литературу....
конспект занятия по флористике в старшей группе "Ваза с цветами"
конспект занятия по флористике в старшей группе "ваза с цветами"...
"Цветы в вазе."
" Цветы в вазе."...
"Цветы в вазе."
"Цветы в вазе."...
Конспект НОД по ИЗО: «Античные вазы».
Дать детям представление об образной и смысловой стороне вазописи ДревнейГреции, развивать эстетический вкус и творческие способности детей, формировать знания воспитанников о древнегреческой жи...
Конспект НОД в старшей группе по рисованию в нетрадиционной технике: печать поролоном с трафаретом "Подарим маме вазу"
Конспект НОД в старшей группепо рисованию в нетрадиционной технике: печать поролоном с трафаретом «Подарим маме вазу»...