занятие "ДВЕ ВАЗЫ"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Першикова Любовь Николаевна

Технологическая карта

ФИО педагогического работника  ДОУ: Першикова Любовь Николаевна

Направление: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.

группа: подготовительная

Тема занятия (по КТП) «Две вазы»

Тип занятия: Комбинированное (повторение изученного материала сочетается с получением новых знаний).

Дата проведения занятия: 26.12.23г.           

Планируемые результаты  в соответствии с ФОП ДО: Дети научились узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета; закрепили правила безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики; развилась память, мышление, воображение; укрепили дружеские взаимоотношения между собой в группе.

Средства обучения: Печатные (разрезные картинки ваз), демонстрационно-наглядные (вазы, бокалы, цветы, камушки, вода, осколки бокала, цветок в горшке), электронные образовательные ресурсы (проектор, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация).

 

Характеристика этапов занятия:

 

 

Название и цель этапа занятия

Содержание этапа (задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся/воспитанников

1

Мотивация,  самоопределение к деятельности

Цель:

эмоционально настроить и мотивировать детей на дальнейшую деятельность.

 

Проведение коммуникативной игры - приветствия, что способствует возникновению у дошкольников чувства сплочённости и единства

 

Воспитатель предъявляет детям проблемную игровую ситуацию, требующую разрешения не столько через получение знаний,  но и проведение различных опытов. Рассматривание посылки,  диалог с педагогом, ответы на вопросы, помогли  совместно с детьми определить  тему предстоящей деятельности, и поставить перед ними определенные задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Доброе утро, ребята!

 

-Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
Руки к солнцу протяните
Лучики его возьмите,
И к груди своей прижмите,
Друг другу подарите!

-Какое хорошее настроение у всех теперь!

- Ребята сегодня утром я обнаружила коробку-посылку. На посылке написано «От Незнайки, ребятам  подготовительной группы».

-Мы с вами какая группа?

-Значит это нам.

- Вы знаете, кто такой Незнайка?

- А из какого он произведения?

-Правильно, а напомните кто написал данное произведение? Верно, молодцы!

- Ну что посмотрим, что в посылке? (Открывает посылку, комментирует содержимое). Ребята в посылке письмо и много конвертов, в них что-то лежит, давайте прочтём письмо и тогда всё станет понятно. (Зачитывает письмо).

«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Мне очень нужна ваша помощь. У меня случилось большая неприятность. Знайка сделал для  жительниц нашего городка вазы в подарок, а я их разбил. Даже не знаю почему они разбились, я уронил коробки с вазами на пол, а когда открыл там лежали лишь осколки. Помогите мне, пожалуйста, склеить осколки, одному мне не справиться».

- Ну что ребята, поможем Незнайке?

-Ребята, но прежде чем помочь Незнайке, мы отправимся в лабораторию. Вы помните, что такое лаборатория?

- Верно ребята, это место где проводят опыты и исследования.

- Вот и мы сегодня будем с вами исследователями, пройдем в нашу лабораторию.

-Доброе утро!

 

Дети собираются в круг, выполняют действия в соответствии с текстом. Устанавливают  контакт с педагогом. Улыбаются в ответ.

Повторяют действия воспитателя

 

Внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, проявляют желание помочь

 

 

 

 

Ответы детей на поставленные вопросы.

 

- Подготовительная.

 

-Да, это тот, который ничего не знает.

-«Приключение Незнайки и его друзей»

 

 

-Николай Носов.

 

 

 

 

 

 

- Да

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Да.

 

 

 

 

 

- Это место где проводят опыты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся/воспитанников, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

Цель:

активизировать мыслительную деятельность детей, память, мышление, воображение.

Детям даются новые знания, необходимые для решения поставленной проблемы на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность.

Дети дают ответы на поставленные  педагогом вопросы, проводят опыты.

-Ребята, что вы видите у меня на столе?

 

-Саша, поставь один цветок в вазу, Таня, а ты в другую вазу. Ребята, что вы видите в этой вазе (стеклянной?)

-А в другой вазе, что видите?

- В вазе, в которой видно воду и стебель из чего она сделана?

-Правильно, из стекла, значит ваза какая?

-А в вазе, в которой мы ничего не видим, из чего она сделана?

-Верно, если она сделана из керамики значит, ваза какая?

-Молодцы ребята. Продолжаем наши исследования. 

Ответы детей на поставленные вопросы.

 

Вазы, цветы, бокалы, цветные шарики.

 

 

 

-Воду, стебель цветка.

 

- Ничего не видно.

 

 

- Из стекла.

 

 

- Стеклянная.

 

- Из керамики.

- Керамическая

3

Освоение новых знаний и способов деятельности

Цель:

продолжать формировать представления детей о свойствах керамики и стекла и безопасном ее использовании, за счет проведения опытов, включение воспитанников в диалогическую речь с педагогом.

 

 Дают  ответы на поставленные  педагогом  вопросы, проводят опыты, включаются в диалог с воспитателем, стремятся высказываться.

-Ребята посмотрите на бокал, какой он?

 

- Правильно. А другой бокал какой?

-Верно, молодцы. (Кладёт в бокалы по одному разноцветному шарику).

-Ребята, вы что-нибудь видите?

 -Что можно сказать про  наши бокалы?

- Теперь нальем воды в наши бокалы. Пропускают наши бокалы воду?

-Значит каким свойством обладают предметы из керамики и стекла?

Водонепроницаемость.

- А что вы видите на столе еще?

Как вы думаете, почему люди делают керамические горшки для цветов?

 

Правильно, молодцы. Ребята назовите мне предметы, которые делают из стекла?

- А предметы, которые делают из керамики?

Как вы считаете, если уронить изделие из керамики или стекла, что с ними произойдёт?

-А почему?

-Верно ребята, хрупкие. Эти предметы нельзя ронять, бросать. Вот почему у Незнайки разбились все вазы. Они раскололись от удара об пол.

-Поэтому, мы с вами как должны обращаться с предметами из стекла и керамики?

 - (Показывает осколки). Ребята осколки очень опасны.

-Как вы думаете почему?

- Верно, если вы нечаянно что-нибудь разбили из стекла или керамики, чем нужно воспользоваться, чтобы собрать осколки?

Ответы детей на поставленные вопросы.

 

-Керамический.

 

 

- Стеклянный.

- Да, в стеклянном видно камень, в керамическом нет.

 

- Стеклянный – прозрачный, а керамический непрозрачный.

Нет.

 

 

 

- Водонепроницаемость.

 

 

-Цветок в керамическом горшке.

 

 

 

 

 

-Потому что корням цветов свет не нужен.

 

- Окна, очки, стёкла для автомобилей, аквариум.

 

 

- Вазы, чашки, тарелки, горшки для цветов.

 

- Разобьются.

 

 

 

 

-Хрупкие

- Очень осторожно, бережно.

 

 

 

 

-Острые.

 

 

 

- Веником и совком, пылесосом.

4

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цель: развивать память, внимание, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, образного мышления и воображения.

 

Дети отвечают на вопросы педагога.

Для устранения переутомления используется  и проводится с детьми дыхательная гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз (дети выполняют действия согласно тексту).

Дети самостоятельно выполняют задание.

-Давайте вспомним из чего изготавливают стекло?

-Назовите профессию кто изготавливает предметы из стекла?

Дыхательная гимнастика.

- Из чего изготавливают керамические изделия?

-Назовите профессию, кто изготавливает керамические изделия?

Физкультминутка.

-Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Возвращение с лаборатории.

Проводит игру «Четвертый лишний»

Проводит гимнастику для глаз после работы с интерактивной доской.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

 (Закрывают оба глаза.)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.            

( Продолжают сидеть с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.     

 (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко.                  

 (Глазами рисуют букву о.)
Вверх поднимем, глянем вниз,  

( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)
Вправо, влево повернем,                                      

( Глаза смотрят вправо- влево.)
Заниматься вновь начнем. 

  -Что же в наших конвертах?

- Их необходимо склеить по образцу (показ воспитателя как собрать вазу).

Проводит пальчиковую гимнастику.

 Поиграем-ка немножко

 (Дети хлопают в ладоши).

Да похлопаем в ладошки.

 Пальчики мы согреваем, каждый пальчик разминаем.

(Растирают каждый пальчик)

Их сжимаем, разжимаем.

 

(Сжимают пальцы в кулак и разжимают).

-Перед вами клей, кисточки, доставайте содержимое конверта. Посмотрите на осколки, возьмите лист бумаги и на нём соберите вазу как мозаику.

-Молодцы. Теперь начнём наклеивать вазу.

-Где мы должны намазывать клеем детали?

-Правильно, не на столе, не на фоновом листе, а на клеёнке. Можно приступать к работе.

 

 

-Песок, сода.

 

-Стеклодув.

 

 

Делают дыхательную гимнастику.

- Глины

 

-Гончар

 

 

Выполняют  действия согласно тексту физкультминутки (совместно с воспитателем).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети выбирают лишний предмет  на доске и свой ответ аргументируют (указывают  на свойства предметов).

 

 

Выполняют гимнастику для глаз  в соответствии с текстом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занимают рабочие места, открывают конвертики от Незнайки.

 

 

- Разбитые вазы.

 

Смотрят за работой воспитателя.

 

 

Делают пальчиковую гимнастику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание по образцу.

 

 

 

-На клеенке.

 

 

Дети выполняют задание.

5

Подведение итогов занятия, рефлексия

Цель: обобщить полученные знания, воспитывать эмоциональную отзывчивость, вызвать желание помогать другим.

 

Детям дается возможность высказаться по поводу полученной информации, отвечая на вопросы подвести итог занятия, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального настроя.

 -Ребята, вы все большие молодцы, у вас все получилось!

- А какое место мы с вами посетили?

-Из каких материалов   были изготовлены предметы в нашей лаборатории?

-Вспомните как называется профессия человека, который изготавливает предметы из стекла, а из керамики?

-Мы помогли Незнайке?

-Если вам понравилось наше занятие улыбнитесь!  И похлопайте в ладоши, потому что вы настоящие мастера

Дети размещают свои работы на доске.

 

-Лаборатория.

 

-Керамики и стекла.

 

 

 

-Стеклодув, гончар.

 

 

-Да.

 

Дети улыбаются, хлопают в ладоши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивный анализ занятия

ФИО педагога ДОУ: Першикова Любовь Николаевна

Направление: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.

группа: подготовительная

Тема занятия (по КТП) «Две вазы».

Тип занятия: Комбинированное (повторение изученного материала сочетается с получением новых знаний).

Дата проведения занятия: 26.12.23г.           

Планируемые результаты  в соответствии с ФОП ДО: Дети научились узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета; закрепили правила безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики; развилась память, мышление, воображение; укрепили дружеские взаимоотношения между детьми в группе.

Средства обучения: Печатные (разрезные картинки ваз), демонстрационно-наглядные (вазы, бокалы, цветы, камушки, вода, осколки бокала, цветок в горшке), электронные образовательные ресурсы (проектор, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация).

Виды деятельности воспитанников  (индивидуальная, групповая)

 

Этапы

Название, содержание и цель этапа занятия[1]

Вопросы рефлексивного анализа

Ответы аттестуемого педагога

1 этап

Мотивация, самоопределение к деятельности

Определение темы занятия

 

Цель:

эмоционально настроить и мотивировать детей на дальнейшую деятельность.

1. Опишите особенности данного этапа на примере проведенного занятия:

- какова цель занятия?

- как происходит процесс формулирования  цели?

(цель формулируется педагогом или является результатом совместной деятельности педагога и воспитанников?).

1. 

-Цель: Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета; закреплять правила безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики; развивать память, мышление, воображение; воспитывать дружеские взаимоотношения детей в группе.

- Исходя из проблемной ситуации, совместно с педагогом воспитанники сформулировали цель.

 

2 этап

Актуализация знаний и способов деятельности воспитанников необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

 

Цель:

активизировать мыслительную деятельность детей, память, мышление, воображение

2. Какие приемы актуализации знаний и способов деятельности Вы использовали?

(практикоориентированное знание, научная новизна, противоречия, проблемы и др.)

2.Для актуализации знаний и способов деятельности предлагалась ребятам вспомнить практикоориентированные знания, которые понадобятся им для изучения темы.

 Создание поисковых, проблемных ситуаций, использование разнообразных речевых игр активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Созданная проблема будет побуждать детей к действию, вызывать интерес к изучаемой теме, желание помочь кому-то, научиться самим, то есть выполнить работу, запланированную педагогом. Дети включаются в игру, проблемную ситуацию: высказывают свое мнение, сочувствуют, беседуют, осмысливают постановку цели.

 

 

3 этап

 

Освоение новых знаний и способов деятельности

 

Цель:

продолжать формировать представления детей о свойствах керамики и стекла и безопасном ее использовании, за счет проведения опытов.

 

3. Как организована работа по освоению новых знаний и способов деятельности на занятии: репродуктивно или продуктивно?

3. Реализация системно-деятельного подхода я начала с создания внутренней потребности детей включения в образовательную деятельность путем заинтересованности, методом побуждения детей к действию, вызывать интерес к изучаемой теме, желанию помочь кому-то. Для этого использовала посылку и письмо. Постановка и принятие детьми цели помочь Незнайке. В ходе дальнейшей деятельности дети применяли полученные знания, анализировали, давали свои варианты ответов, сравнивали, рассматривали предметы из керамики и стекла. Давали ответы, опираясь на личные примеры и впечатления из жизни. Проводили сравнение, эксперимент, старались самостоятельно применить полученные знания. На итоговом этапе была  проведена систематизация знаний и организована рефлексия с детьми.

Работа по усвоению новых знаний организованно продуктивно.

 

4. Какие приемы, методы использовались для достижения планируемых результатов?

4. На занятии сочетала наглядные и словесные, практические  методы. 

Использовала прием внезапного появления предмета (посылки и письма), дидактическую игру, беседы, физкультминутку и дыхательную гимнастику, гимнастику для рук и глаз.

Применяемая на занятии наглядность соответствовала возрасту детей, использовалась в меру, в соответствующий момент занятия. Детально продумывала пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов и проведении опытов. Наглядность была точно согласована с содержанием материала, эстетически выполнена. Ее размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

 

 

5. Проанализируйте использование образовательных на этом этапе.

5.

6. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами  связи теории с практикой, использование жизненного опыта воспитанников с целью развития их  познавательной активности и самостоятельности

6.На занятии использовалась связь теории с практикой с целью обогащения жизненного опыта воспитанников  и развития их познавательной активности и самостоятельности.

Данному занятию предшествовала работа в лаборатории по изучению состава стекла и керамики и знакомство с профессиями (стеклодув и гончар). Экскурсия в гончарную мастерскую местных умельцев. Показ виртуальной экскурсии «Стекольный завод».

На предыдущем занятии дети посещали гончарную мастерскую и лепили изделия из глины, закрепляли полученные знания на практике. Поэтому легко отвечали на вопросы связанные с профессиями стеклодув и гончар.

 

 

4 этап

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цель: развивать память, внимание, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, образного мышления и воображения.

 

7. Какие методы работы использовались: частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный  (укажите используемые)

7. Использовались словесные методы, наглядные методы, практические методы

Дети активно вступали в диалог с педагогом, затем применяли полученные данные на практике.

8. Создавались ли нестандартные ситуации при применении новых знаний, обобщении и систематизации?

 

9. Формулировались ли вопросы проблемного характера, предлагались ли задания, направленные на освоение способов деятельности

 

 

5 этап

Подведение итогов занятия, рефлексия

 

Цель: обобщить полученные знания, воспитывать эмоциональную отзывчивость, вызвать желание помогать другим.

 

10. Какие приемы, способы оценивания применены? Что доминировало: оценивание педагогом или самооценивание, взаимооценивание воспитанниками?

В целях побуждения детей к самооценки расположила готовые работы ваз на доске.

Использовала метод похвалы и вопросы.

--Если вам понравилось наше занятие улыбнитесь!  И похлопайте в ладоши, потому что вы настоящие мастера.

Дети наглядно продемонстрировали степень удовлетворенности своей работы и эмоциональное настроение        ( улыбнулись воспитателю и похлопали в ладоши).

11. Проводилось ли оценивание по видам и уровням достижений? Было ли оно дифференцированным?

 

12. Какие способы оценивания использовались?

Какова педагогическая целесообразность примененных способов и приемов оценивания результатов  деятельности воспитанников? Подводились ли итоги занятия самими воспитанниками?

 

6 этап

Показатели общеметодологической  направленности занятия (без привязки к определённому этапу)

13. Проанализируйте соответствие содержания занятия  требованиям  реализации рабочей программы

 

14. Какие использовались приемы для усиления воспитательного потенциала?

 

15. Использовались ли ЦОР при проведении занятия?

 

16. Осуществлялась ли дифференциация на занятии?

 

17. Какие приемы использовались для реализации системно-деятельностного подхода:

 - поощрялась ли инициатива воспитанников задавать вопросы, комментировать, вовлекались ли воспитанники в дискуссию по постановке целей и задач?

- задавались ли фронтальные вопросы или персонифицировались так, чтобы они имели личностную адресность по отношению к разному контингенту воспитанников?

 - какие приёмы / формы организации деятельности использовались?

 - оказывалась ли помощь воспитанникам в формировании умения  обобщать высказываемые идеи по ключевым вопросам?

 

18. Какой методический инструментарий использовался для развития личностного потенциала воспитанников?

 - использовались ли отдельные приемы и технологии личностно-развивающего обучения и воспитания (проблемно-задачная, диалогическая, имитационного моделирования; игровая и другие , укажите какие использовались)?

 - включались ли в деятельность воспитанники с низкой мотивацией к обучению? Какие использовались приёмы для этого? Как активизировалась позитивная мотивация деятельности у воспитанников группы?

 

 

 

 

 

Подпись аттестуемого педагога /расшифровка:_____________________________/Першикова Л.Н.

Дата выполнения задания 26.12.23г.

 



 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pershikova_teh_karta_analiz_kategorya.docx41.09 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

протоколом заседания  аттестационной комиссии комитета

образования, науки и молодежной политики Волгоградской области

№11/23 от 23.11.2023 года

Технологическая карта

ФИО педагогического работника  ДОУ: Першикова Любовь Николаевна

Направление: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.

группа: подготовительная

Тема занятия (по КТП) «Две вазы»

Тип занятия: Комбинированное (повторение изученного материала сочетается с получением новых знаний).

Дата проведения занятия: 26.12.23г.            

Планируемые результаты  в соответствии с ФОП ДО: Дети научились узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета; закрепили правила безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики; развилась память, мышление, воображение; укрепили дружеские взаимоотношения между собой в группе.

Средства обучения: Печатные (разрезные картинки ваз), демонстрационно-наглядные (вазы, бокалы, цветы, камушки, вода, осколки бокала, цветок в горшке), электронные образовательные ресурсы (проектор, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация).

Характеристика этапов занятия:

Название и цель этапа занятия

Содержание этапа (задания для обучающихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов)

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся/воспитанников

1

Мотивация,  самоопределение к деятельности

Цель:

эмоционально настроить и мотивировать детей на дальнейшую деятельность.

Проведение коммуникативной игры - приветствия, что способствует возникновению у дошкольников чувства сплочённости и единства

Воспитатель предъявляет детям проблемную игровую ситуацию, требующую разрешения не столько через получение знаний,  но и проведение различных опытов. Рассматривание посылки,  диалог с педагогом, ответы на вопросы, помогли  совместно с детьми определить  тему предстоящей деятельности, и поставить перед ними определенные задачи.

-Доброе утро, ребята!

-Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся!
Руки к солнцу протяните
Лучики его возьмите,
И к груди своей прижмите,
Друг другу подарите!

-Какое хорошее настроение у всех теперь!

- Ребята сегодня утром я обнаружила коробку-посылку. На посылке написано «От Незнайки, ребятам  подготовительной группы».

-Мы с вами какая группа?

-Значит это нам.

- Вы знаете, кто такой Незнайка?

- А из какого он произведения?

-Правильно, а напомните кто написал данное произведение? Верно, молодцы!

- Ну что посмотрим, что в посылке? (Открывает посылку, комментирует содержимое). Ребята в посылке письмо и много конвертов, в них что-то лежит, давайте прочтём письмо и тогда всё станет понятно. (Зачитывает письмо).

«Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Незнайка. Мне очень нужна ваша помощь. У меня случилось большая неприятность. Знайка сделал для  жительниц нашего городка вазы в подарок, а я их разбил. Даже не знаю почему они разбились, я уронил коробки с вазами на пол, а когда открыл там лежали лишь осколки. Помогите мне, пожалуйста, склеить осколки, одному мне не справиться».

- Ну что ребята, поможем Незнайке?

-Ребята, но прежде чем помочь Незнайке, мы отправимся в лабораторию. Вы помните, что такое лаборатория?

- Верно ребята, это место где проводят опыты и исследования.

- Вот и мы сегодня будем с вами исследователями, пройдем в нашу лабораторию.

-Доброе утро!

Дети собираются в круг, выполняют действия в соответствии с текстом. Устанавливают  контакт с педагогом. Улыбаются в ответ.

Повторяют действия воспитателя

Внимательно слушают педагога, отвечают на вопросы, проявляют желание помочь

Ответы детей на поставленные вопросы.

- Подготовительная.

-Да, это тот, который ничего не знает.

-«Приключение Незнайки и его друзей»

-Николай Носов.

- Да

- Да.

- Это место где проводят опыты.

2

Актуализация знаний и способов деятельности обучающихся/воспитанников, необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

Цель:

активизировать мыслительную деятельность детей, память, мышление, воображение.

Детям даются новые знания, необходимые для решения поставленной проблемы на основе содержания разных разделов программы с опорой на наглядность.

Дети дают ответы на поставленные  педагогом вопросы, проводят опыты.

-Ребята, что вы видите у меня на столе?

-Саша, поставь один цветок в вазу, Таня, а ты в другую вазу. Ребята, что вы видите в этой вазе (стеклянной?)

-А в другой вазе, что видите?

- В вазе, в которой видно воду и стебель из чего она сделана?

-Правильно, из стекла, значит ваза какая?

-А в вазе, в которой мы ничего не видим, из чего она сделана?

-Верно, если она сделана из керамики значит, ваза какая?

-Молодцы ребята. Продолжаем наши исследования. 

Ответы детей на поставленные вопросы.

Вазы, цветы, бокалы, цветные шарики.

-Воду, стебель цветка.

- Ничего не видно.

- Из стекла.

- Стеклянная.

- Из керамики.

- Керамическая

3

Освоение новых знаний и способов деятельности

Цель:

продолжать формировать представления детей о свойствах керамики и стекла и безопасном ее использовании, за счет проведения опытов, включение воспитанников в диалогическую речь с педагогом.

 Дают  ответы на поставленные  педагогом  вопросы, проводят опыты, включаются в диалог с воспитателем, стремятся высказываться.

-Ребята посмотрите на бокал, какой он?

- Правильно. А другой бокал какой?

-Верно, молодцы. (Кладёт в бокалы по одному разноцветному шарику).

-Ребята, вы что-нибудь видите?

 -Что можно сказать про  наши бокалы?

- Теперь нальем воды в наши бокалы. Пропускают наши бокалы воду?

-Значит каким свойством обладают предметы из керамики и стекла?

Водонепроницаемость.

- А что вы видите на столе еще?

Как вы думаете, почему люди делают керамические горшки для цветов?

Правильно, молодцы. Ребята назовите мне предметы, которые делают из стекла?

- А предметы, которые делают из керамики?

Как вы считаете, если уронить изделие из керамики или стекла, что с ними произойдёт?

-А почему?

-Верно ребята, хрупкие. Эти предметы нельзя ронять, бросать. Вот почему у Незнайки разбились все вазы. Они раскололись от удара об пол.

-Поэтому, мы с вами как должны обращаться с предметами из стекла и керамики?

 - (Показывает осколки). Ребята осколки очень опасны.

-Как вы думаете почему?

- Верно, если вы нечаянно что-нибудь разбили из стекла или керамики, чем нужно воспользоваться, чтобы собрать осколки?

Ответы детей на поставленные вопросы.

-Керамический.

- Стеклянный.

- Да, в стеклянном видно камень, в керамическом нет.

- Стеклянный – прозрачный, а керамический непрозрачный.

Нет.

- Водонепроницаемость.

-Цветок в керамическом горшке.

-Потому что корням цветов свет не нужен.

- Окна, очки, стёкла для автомобилей, аквариум.

- Вазы, чашки, тарелки, горшки для цветов.

- Разобьются.

-Хрупкие

- Очень осторожно, бережно.

-Острые.

- Веником и совком, пылесосом.

4

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цель: развивать память, внимание, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, образного мышления и воображения.

Дети отвечают на вопросы педагога.

Для устранения переутомления используется  и проводится с детьми дыхательная гимнастика, физкультминутка, гимнастика для глаз (дети выполняют действия согласно тексту).

Дети самостоятельно выполняют задание.

-Давайте вспомним из чего изготавливают стекло?

-Назовите профессию кто изготавливает предметы из стекла?

Дыхательная гимнастика.

- Из чего изготавливают керамические изделия?

-Назовите профессию, кто изготавливает керамические изделия?

Физкультминутка.

-Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Возвращение с лаборатории.

Проводит игру «Четвертый лишний»

Проводит гимнастику для глаз после работы с интерактивной доской.

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.

 (Закрывают оба глаза.)
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.            

( Продолжают сидеть с закрытыми глазами.)
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.     

 (Открывают глаза, взглядом рисуют мост.)

Нарисуем букву о, получается легко.                  

 (Глазами рисуют букву о.)
Вверх поднимем, глянем вниз,  

( Глаза поднимают вверх, опускают вниз.)
Вправо, влево повернем,                                      

( Глаза смотрят вправо- влево.)
Заниматься вновь начнем. 

  -Что же в наших конвертах?

- Их необходимо склеить по образцу (показ воспитателя как собрать вазу).

Проводит пальчиковую гимнастику.

 Поиграем-ка немножко

 (Дети хлопают в ладоши).

Да похлопаем в ладошки.

 Пальчики мы согреваем, каждый пальчик разминаем.

(Растирают каждый пальчик)

Их сжимаем, разжимаем.

(Сжимают пальцы в кулак и разжимают).

-Перед вами клей, кисточки, доставайте содержимое конверта. Посмотрите на осколки, возьмите лист бумаги и на нём соберите вазу как мозаику.

-Молодцы. Теперь начнём наклеивать вазу.

-Где мы должны намазывать клеем детали?

-Правильно, не на столе, не на фоновом листе, а на клеёнке. Можно приступать к работе.

-Песок, сода.

-Стеклодув.

Делают дыхательную гимнастику.

- Глины

-Гончар

Выполняют  действия согласно тексту физкультминутки (совместно с воспитателем).

Дети выбирают лишний предмет  на доске и свой ответ аргументируют (указывают  на свойства предметов).

Выполняют гимнастику для глаз  в соответствии с текстом.

Занимают рабочие места, открывают конвертики от Незнайки.

- Разбитые вазы.

Смотрят за работой воспитателя.

Делают пальчиковую гимнастику.

Выполняют задание по образцу.

-На клеенке.

Дети выполняют задание.

5

Подведение итогов занятия, рефлексия

Цель: обобщить полученные знания, воспитывать эмоциональную отзывчивость, вызвать желание помогать другим.

Детям дается возможность высказаться по поводу полученной информации, отвечая на вопросы подвести итог занятия, качества выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального настроя.

 -Ребята, вы все большие молодцы, у вас все получилось!

- А какое место мы с вами посетили?

-Из каких материалов   были изготовлены предметы в нашей лаборатории?

-Вспомните как называется профессия человека, который изготавливает предметы из стекла, а из керамики?

-Мы помогли Незнайке?

-Если вам понравилось наше занятие улыбнитесь!  И похлопайте в ладоши, потому что вы настоящие мастера

Дети размещают свои работы на доске.

-Лаборатория.

-Керамики и стекла.

-Стеклодув, гончар.

-Да.

Дети улыбаются, хлопают в ладоши.

Рефлексивный анализ занятия

ФИО педагога ДОУ: Першикова Любовь Николаевна

Направление: Познавательное развитие. Ознакомление с окружающим миром.

группа: подготовительная

Тема занятия (по КТП) «Две вазы».

Тип занятия: Комбинированное (повторение изученного материала сочетается с получением новых знаний).

Дата проведения занятия: 26.12.23г.            

Планируемые результаты  в соответствии с ФОП ДО: Дети научились узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета; закрепили правила безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики; развилась память, мышление, воображение; укрепили дружеские взаимоотношения между детьми в группе.

Средства обучения: Печатные (разрезные картинки ваз), демонстрационно-наглядные (вазы, бокалы, цветы, камушки, вода, осколки бокала, цветок в горшке), электронные образовательные ресурсы (проектор, компьютер, интерактивная доска, мультимедийная презентация).

Виды деятельности воспитанников  (индивидуальная, групповая)

Этапы

Название, содержание и цель этапа занятия[1]

Вопросы рефлексивного анализа

Ответы аттестуемого педагога

1 этап

Мотивация, самоопределение к деятельности

Определение темы занятия

Цель:

эмоционально настроить и мотивировать детей на дальнейшую деятельность.

1. Опишите особенности данного этапа на примере проведенного занятия:

- какова цель занятия?

- как происходит процесс формулирования  цели?

(цель формулируется педагогом или является результатом совместной деятельности педагога и воспитанников?).

1. 

-Цель: Закреплять умение детей узнавать предметы из стекла и керамики, отличать их друг от друга, устанавливать причинно-следственные связи между назначением, строением и материалом предмета; закреплять правила безопасности с обращением с предметами из стекла и керамики; развивать память, мышление, воображение; воспитывать дружеские взаимоотношения детей в группе.

- Исходя из проблемной ситуации, совместно с педагогом воспитанники сформулировали цель.

2 этап

Актуализация знаний и способов деятельности воспитанников необходимых и достаточных для дальнейшего освоения темы/раздела рабочей программы

Цель:

активизировать мыслительную деятельность детей, память, мышление, воображение

2. Какие приемы актуализации знаний и способов деятельности Вы использовали?

(практикоориентированное знание, научная новизна, противоречия, проблемы и др.)

2.Для актуализации знаний и способов деятельности предлагалась ребятам вспомнить практикоориентированные знания, которые понадобятся им для изучения темы.

 Создание поисковых, проблемных ситуаций, использование разнообразных речевых игр активизировало мыслительную и речевую деятельность детей. Созданная проблема будет побуждать детей к действию, вызывать интерес к изучаемой теме, желание помочь кому-то, научиться самим, то есть выполнить работу, запланированную педагогом. Дети включаются в игру, проблемную ситуацию: высказывают свое мнение, сочувствуют, беседуют, осмысливают постановку цели.

3 этап

Освоение новых знаний и способов деятельности

Цель:

продолжать формировать представления детей о свойствах керамики и стекла и безопасном ее использовании, за счет проведения опытов.

3. Как организована работа по освоению новых знаний и способов деятельности на занятии: репродуктивно или продуктивно?

3. Реализация системно-деятельного подхода я начала с создания внутренней потребности детей включения в образовательную деятельность путем заинтересованности, методом побуждения детей к действию, вызывать интерес к изучаемой теме, желанию помочь кому-то. Для этого использовала посылку и письмо. Постановка и принятие детьми цели помочь Незнайке. В ходе дальнейшей деятельности дети применяли полученные знания, анализировали, давали свои варианты ответов, сравнивали, рассматривали предметы из керамики и стекла. Давали ответы, опираясь на личные примеры и впечатления из жизни. Проводили сравнение, эксперимент, старались самостоятельно применить полученные знания. На итоговом этапе была  проведена систематизация знаний и организована рефлексия с детьми.

Работа по усвоению новых знаний организованно продуктивно.

4. Какие приемы, методы использовались для достижения планируемых результатов?

4. На занятии сочетала наглядные и словесные, практические  методы.  

Использовала прием внезапного появления предмета (посылки и письма), дидактическую игру, беседы, физкультминутку и дыхательную гимнастику, гимнастику для рук и глаз.

Применяемая на занятии наглядность соответствовала возрасту детей, использовалась в меру, в соответствующий момент занятия. Детально продумывала пояснения, даваемые в ходе демонстрации объектов и проведении опытов. Наглядность была точно согласована с содержанием материала, эстетически выполнена. Ее размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

5. Проанализируйте использование образовательных на этом этапе.

5.

6. Приведите примеры и проанализируйте использование Вами  связи теории с практикой, использование жизненного опыта воспитанников с целью развития их  познавательной активности и самостоятельности

6.На занятии использовалась связь теории с практикой с целью обогащения жизненного опыта воспитанников  и развития их познавательной активности и самостоятельности.

Данному занятию предшествовала работа в лаборатории по изучению состава стекла и керамики и знакомство с профессиями (стеклодув и гончар). Экскурсия в гончарную мастерскую местных умельцев. Показ виртуальной экскурсии «Стекольный завод».

На предыдущем занятии дети посещали гончарную мастерскую и лепили изделия из глины, закрепляли полученные знания на практике. Поэтому легко отвечали на вопросы связанные с профессиями стеклодув и гончар.

4 этап

Применение новых знаний, обобщение и систематизация

Цель: развивать память, внимание, снятие напряжения, развитие мелкой моторики, образного мышления и воображения.

7. Какие методы работы использовались: частично-поисковой, проблемный, словесно-наглядный  (укажите используемые)

7. Использовались словесные методы, наглядные методы, практические методы

Дети активно вступали в диалог с педагогом, затем применяли полученные данные на практике.

8. Создавались ли нестандартные ситуации при применении новых знаний, обобщении и систематизации?

9. Формулировались ли вопросы проблемного характера, предлагались ли задания, направленные на освоение способов деятельности

5 этап

Подведение итогов занятия, рефлексия

Цель: обобщить полученные знания, воспитывать эмоциональную отзывчивость, вызвать желание помогать другим.

10. Какие приемы, способы оценивания применены? Что доминировало: оценивание педагогом или самооценивание, взаимооценивание воспитанниками?

В целях побуждения детей к самооценки расположила готовые работы ваз на доске.

Использовала метод похвалы и вопросы.

--Если вам понравилось наше занятие улыбнитесь!  И похлопайте в ладоши, потому что вы настоящие мастера.

Дети наглядно продемонстрировали степень удовлетворенности своей работы и эмоциональное настроение        ( улыбнулись воспитателю и похлопали в ладоши).

11. Проводилось ли оценивание по видам и уровням достижений? Было ли оно дифференцированным?

12. Какие способы оценивания использовались?

Какова педагогическая целесообразность примененных способов и приемов оценивания результатов  деятельности воспитанников? Подводились ли итоги занятия самими воспитанниками?

6 этап

Показатели общеметодологической  направленности занятия (без привязки к определённому этапу)

13. Проанализируйте соответствие содержания занятия  требованиям  реализации рабочей программы

14. Какие использовались приемы для усиления воспитательного потенциала?

15. Использовались ли ЦОР при проведении занятия?

16. Осуществлялась ли дифференциация на занятии?

17. Какие приемы использовались для реализации системно-деятельностного подхода:

 - поощрялась ли инициатива воспитанников задавать вопросы, комментировать, вовлекались ли воспитанники в дискуссию по постановке целей и задач?

- задавались ли фронтальные вопросы или персонифицировались так, чтобы они имели личностную адресность по отношению к разному контингенту воспитанников?

 - какие приёмы / формы организации деятельности использовались?

 - оказывалась ли помощь воспитанникам в формировании умения  обобщать высказываемые идеи по ключевым вопросам?

18. Какой методический инструментарий использовался для развития личностного потенциала воспитанников?

 - использовались ли отдельные приемы и технологии личностно-развивающего обучения и воспитания (проблемно-задачная, диалогическая, имитационного моделирования; игровая и другие , укажите какие использовались)?

 - включались ли в деятельность воспитанники с низкой мотивацией к обучению? Какие использовались приёмы для этого? Как активизировалась позитивная мотивация деятельности у воспитанников группы?

Подпись аттестуемого педагога /расшифровка:_____________________________/Першикова Л.Н.

Дата выполнения задания 26.12.23г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь сам себя напугал» и лепке «Ваза для весенних цветов».

Это открытое занятие я показывала в мае 2011 года. отзывы о нем были неплохие, поэтому решила опубликовать. Тема: Комплексное занятие по речевому развитию «Пересказ рассказа «Как медведь са...

Конспект занятия по ручному труду "Букет в вазе"

В конспекте представлена последовательность выполнения цветов из бумаги (оригами, аппликация). Дана ссылка на литературу....

конспект занятия по флористике в старшей группе "Ваза с цветами"

конспект занятия по флористике в старшей группе "ваза с цветами"...

"Цветы в вазе."

" Цветы в вазе."...

"Цветы в вазе."

"Цветы в вазе."...

Конспект НОД по ИЗО: «Античные вазы».

Дать детям представление об образной и смысловой стороне вазописи ДревнейГреции, развивать эстетический вкус и творческие способности детей, формировать знания воспитанников о древнегреческой жи...

Конспект НОД в старшей группе по рисованию в нетрадиционной технике: печать поролоном с трафаретом "Подарим маме вазу"

Конспект НОД в старшей группепо рисованию в нетрадиционной технике: печать поролоном с трафаретом «Подарим маме вазу»...