Природные богатства
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Паршина Мария Александровна

«Камень – чудо природы и тайна её», - сказал поэт Э. Межелайтис. А всякое чудо и всякую тайну хочется познать. Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Люди научились добывать полезные ископаемые, без которых невозможно представить нашу жизнь. Ребёнок взял в руки мел или графитный карандаш и вот уже возникла тема для обсуждения. Какие загадки они хранят?  Какую пользу приносят человеку? Наш проект позволяет расширить представления  у дошкольников о полезных ископаемых и узнать, можно ли их увидеть в нашем городе СПБ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prirodnye_bogatstva.docx24.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Информационно - исследовательский проект

 «Природные богатства»

Педагоги:

Паршина Мария Александровна, учитель – логопед

Боброва Ирина Юрьевна, воспитатель

Санкт-Петербург

2024

Актуальность:

«Камень – чудо природы и тайна её», - сказал поэт Э. Межелайтис. А всякое чудо и всякую тайну хочется познать. Наша земля хранит множество самых настоящих богатств и сокровищ. Люди научились добывать полезные ископаемые, без которых невозможно представить нашу жизнь. Ребёнок взял в руки мел или графитный карандаш и вот уже возникла тема для обсуждения. Какие загадки они хранят?  Какую пользу приносят человеку? Наш проект позволяет расширить представления  у дошкольников о полезных ископаемых и узнать, можно ли их увидеть в нашем городе СПБ. 

Паспорт проекта

Проблема

Полезно камни наблюдать,
Над ними можно размышлять,
Ценней же прочего – желанье
Законы жизни их понять.
Прочесть сокрытые в них тайны,
Что им присуще, что – случайно.
И поделиться, рассказать,
О том, что удалось узнать.(Виктор Слётов)

На прогулке мы собрали разные камни, а из чего они состоят и как появляются? Могут ли они быть полезными для человека? Где их можно увидеть в нашем городе?

Полное наименование

проекта

«Природные богатства»  

Тип проекта

 Информационно - исследовательский

Цель проекта

Способствовать формированию у детей представлений о полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи проекта

Задачи:

Образовательные:

Познакомить с полезными ископаемыми и раскрыть их значение для человека.

Развивающие:

Формирование интереса к объектам неживой природы и навыков наблюдений за ними.

 Развивать познавательную активность через экспериментальную деятельность;

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к объектам неживой природы и сделанным из них предметам.

Образовательные области

ОО «Физическое развитие», ОО «Социально –

коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Период  (продолжительность)  и этапы реализации проекта

Краткосрочный (05.02.2024 – 09.02.2024)

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:

для детей

для педагогов

для родителей

для ДОУ

Дети  получили новые  представления о полезных ископаемых ;

Повысили уровень знаний педагогов о технологии проблемного обучения в ДОУ.

Позволили родителям проявлять инициативу и занять активную позицию в планировании и реализации мероприятия.

Создали мотивационную среду для работы у педагогических сотрудников ДОУ.

Участники проекта

Воспитанники старшего возраста (5-6 лет) группы компенсирующей направленности, педагоги группы, родители и ближайшие члены семьи

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)

1 этап – целеполагание: Проблемная ситуация с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Был у него сын – добрый молодец Иван-царевич. Решил царь испытать сына. Отправляет он его в дальнюю дорогу, а сам дает наказ: «Отыщи ты мне ключ Земли». Рисунок, «Какой ключ Земли нашёл Иван – царевич?» Цель: помочь детям высказать через рисунок свою мысль о том, что находится под землёй.  

2 этап – разработка проекта. Обсудили с детьми мероприятия проекта и решили привлечь родителей группы. Цель: привлечь внимание участников образовательного процесса группы к деятельности.  

3 этап – практическая часть. Подготовка запланированных мероприятий с детьми для проведения проекта (разучивание подвижных игр, ритмических композиций, раскрашивание раскрасок и т.д.). Цель: создавать условия для творческой самореализации детей группы.

4 этап – Картина из камней

Цель: развивать практические навыки детей при создании картины из камней

Презентация проекта

Картина из камней

Перспективы развития проекта

«Нужно ли беречь полезные ископаемые? Смогут ли люди в своей жизни обходиться без них?»

Оценка результативности проекта

В ходе проекта мы постарались предоставить дошкольникам возможность путём исследовательской деятельности продемонстрировать свои знания, умения и навыки в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Комплексно – тематическое планирование проекта:

ОО «Физическое

развитие»

Речь с движением«Мы геологами станем», «Картограф»

Пальчиковая гимнастика «Вулкан»

Подвижные игры: «Как люди используют гранит?»

РППС :

ОО «Социально –

коммуникативное

развитие»

 Сюжетно – ролевая игра «Мы геологи»

Театрализация Ф. Д. Кривин «Сказки добытые из - под земли» («Глиняная сказка»),«Гора, ветер, вода и мороз»

ОО «Познавательное

развитие»

ФЦКМ «Какие камни называют вулканическими»

Опыты «Извержение вулкана», «Могут ли камни плавать», «Какая у камня поверхность», «Можно ли поцарапать камень», «Могут ли камни издавать звук», «Откуда на камнях трещины», «Как лёд расширяет трещины», «Удивительный магнит»

РППС: кроссенс «Полезные ископаемые», «Магматические парочки»

ОО «Речевое развитие»

НОД  составление рассказа  «Как камешек ко мне в коллекцию попал»

Речевая игра «Я положил (положила) в свой рюкзак», «Что для чего»

Чтение художественной литературы: Александр Бабёнышев «Про вулканы», издательство: «Малыш» (1980 г); Наталья Крючкова «Вулканы»; Е. Борисов, И. Пятнова «В мире удивительных камней», издательство: «Малыш» (1965 г) (главы «Камень, который выбросил вулкан», «Камень, который ты ешь», «Камень, которым ты пишешь»); Аркадий Клёнов «Малышам о минералах», издательство: «Педагогика-Пресс», 1993 г.; Ф. Д. Кривин «Сказки добытые из-  под земли», издательство «Малыш», 1981 г.; И. Н. Рыжов «О чём шептались камешки», Эльвира Барякина «Геолог»,Андрей Усачев «Схема устройства Земли»
Просмотр передачи:Шишкин лес «Что такое вулканы», «Чевостик про вулканы», Шишкина школа природоведение «Полезные ископаемые», Кругосветное путешествие вместе с Хрюшей «Полезные ископаемые»

Мультфильмы: «Вулканы и гейзеры», «Вулканы Камчатки» («Бодо Бородо», сценарист Владимир Сахновский)

РППС: выставка книг в книжном уголке

ОО «Художественно – эстетическое

развитие»

Рисование «Вулканы Камчатки», Лепка «Проснувшийся вулкан»,   Конструирование из бумаги (оригами) «Гора -вулкан»

РППС: разрезные картинки «Вулканы Камчатки», «Три царевны подземного царства»  художник В. Васнецов

Прослушивание музыкальных произведений:

Лариса Яртова  «Вулканчики», Песня «Колыбельная вулкана» из мультфильма «Летающие звери» ( музыка Дмитрий Бюргановский, слова Сергей Васильев, Марина Ланда), логоритмика

«Сыпется, сыпется, сыпется песок,

Слышится, слышится, слышится

Сыпучий голосок

Ветер песню напевает ссс…,

И песочек насыпает ссс…

РППС: мнемотаблица логоритмики

Работа с родителями:

 «Экспериментальная деятельность дома» (на сайте ВКонтакте группы)

Список используемой литературы:
Н.А. Рыжова, Программа «Наш дом - природа» (блок «Что у нас под ногами»)

Н.А. Рыжова, «Лаборатория в детском саду и дома», учебно-методический комплект, Москва,  «Линка-Пресс», 2009 г

О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом», Москва, ТЦ «Сфера», 2002 г

Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего дошкольного возраста», СПб, «Детство – Пресс», 2015 г.

Полеховский Ю. С., Петров С. В. «Общераспространенные твердые полезные ископаемые», учебное пособие, СПб, Изд-во С.-Петербург ун-та, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Природные богатства нашего края"

Тема: Природные богатства нашего края. Предметное содержание.1.Расширять и обогащать знания детей о нашем крае.2.Дать элементарные представления о полезных ископаемых нашего края - нефти и газа.3...

Природные богатства Алтайского края

Конспект    непосредственно-образовательной деятельности       (старшая группа)...

Проект "Природные богатства Орловского края "

Природные богатства Орловского края....

ООД Конспект занятия в средней группе «Лес – наше самое большое природное богатство»

Обогащать и систематизировать знания детей о родной природе. Уметь внимательно слушать и сопереживать услышанному. Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине, желанию заботиться о ней....

Конспект ООД "Природные богатства России"

Конспект ООД "Природные богатства России"...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе Природные богатства Сакского района

Интегрированное занятие в подготовительной группе Природные богатства Сакского района...

Проект "Формирование представлений детей о природном богатстве Урала"

Данный материал поможет педагогам и родителям познакомить детей с природными богатствами родного края, сформировать представления о нём....