Загадочная вода
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Материал содержит конспекты по экспериментированию в старшей группе "Загадочная вода", "День воды", "Круговорот воды в природе", "Тайны льда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_nod_eksperementirovanie2.docx43.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект НОД

по познавательному развитию

в старшей группе «Лучик»

Тема: «Загадочная вода»

Выполнили: воспитатели

Мельникова Н.В.

2024 г.

Конспект НОД

по познавательному развитию в старшей группе

Тема «Загадочная вода»

Цель: познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

Образовательные: Уточнять и расширять знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, океаны, осадки, озёра и т. д. ;

Развивающие: 

Развивать познавательную активность ребёнка в процессе экспериментирования с водой.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.

Методы и приемы: словесный – вопросы детям, ответы детей, художественное слово (загадка, стихотворение); наглядный – рассматривание; практический – проведение опытов.

Демонстрационный материал: макет капельки, глобус, шум воды

Материал: На каждого ребёнка: пластиковые стаканчики один с водой, другой с молоком, один пустой стаканчик, ложки, «формочки» с солью и сахаром, «розетки» разной формы, яйца, баночки пластиковые, кисточки, краски, трубочки, кусочки льда

Словарная работа: жидкость, морская, речная, озёрная, родниковая, болотная, водопроводная

 Ход НОД.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, а давайте сегодня мы поговорим об одном из важнейших веществ в природе, без которого невозможна жизнь на Земле. Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, о каком веществе пойдёт речь.

Загадка. В морях и реках обитает,

но часто по морю летает,

А как наскучит ей летать,

на землю падает опять (вода).

Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воде (звучит шум воды).

- Я слышу какие-то звуки. Что это за звуки? (шум воды)

Воспитатель читает стихотворение «Вы слыхали о воде?».

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане и в водопроводном кране.

 Как сосулька замерзает, в лес туманом заползает.

 На плите у вас кипит, паром чайника шипит,

Без неё нам не умыться, не наесться, не напиться!

 Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

В руках у воспитателя макет капельки.

Воспитатель: Сегодня к вам в гости пришла капелька воды. Она хочет вас проверить- все ли о ней вы знаете. Где встречается капелька воды? 

Дети: Дождь, ручейке, реке, океане.

Воспитатель: Вода есть в реках, морях, океанах. Посмотрите на глобус. Каким цветом

обозначается вода на глобусе?

(Синего, голубого)

Воспитатель: Вода занимает на нашей планете гораздо больше места, чем суша-земля.

Воспитатель: А воду в море – как ее называют по-другому? (Морская). Воду в реке? В озере? В роднике? В болоте? В водопроводе? (речная, озёрная, родниковая, болотная, водопроводная).

Воспитатель: Как вы думаете, для чего нужна вода? (предположения детей).

Воспитатель: Люди пьют воду, варят суп, стирают одежду, каждый день умываются; вода нужна растениям, необходима рыбам; вода нужна всему живому на земле.

Воспитатель: Капелька приглашает вас отправиться в институт исследования воды. Давайте займём места лаборантов и проведём исследования. Но сначала нужно вспомнить правила поведения при проведении экспериментов.

1. Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.

2. Не трогай во время опыта руками лицо и глаза.

3. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не уронить, не рассыпать, не разбить.

4. Содержи свое рабочее место в чистоте.

5. Не забывайте после каждого опыта сделать вывод.

Физкультминутка “Дождик”.

Дождик песенку поет: Кап, кап… (дети свободно встряхивают кистями)

Только кто её поймет – кап, кап...? (недоуменно разводят руки в стороны)

Не поймем не я, ни ты, да, зато поймут цветы (показывают на себя, на соседа, изображают пальцами, как распускаются цветы)

И весенняя листва, и зеленая трава… (удерживают руки перед собой, сидя на корточках разводят руки в стороны, шевелят пальцами, словно гладят траву)

Лучше всех поймет зерно: (показывают, как держать зерно в руках)

Прорастать начнет оно. (совершают змеевидное движения руками снизу-вверх).

Опытно-исследовательская деятельность.

Опыт 1. «Вода- жидкое тело». Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой.

Что происходит с водой? (она льется)

Почему она льётся? (потому что она жидкая).

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Опыт 2. «У воды нет запаха». Дети нюхают воду. Чем пахнет вода? (совсем не пахнет). Хочу отметить, уважаемые исследователи, что вода, которая течет из водопроводного крана может иметь запах, потому что в неё добавляются специальные вещества с помощью которых воду очищают.

Вывод: Правильно, вода не имеет запаха.

Опыт 3. «У воды нет вкуса». Предложить детям через соломинку попробовать воду. Есть ли у воды вкус? (У чистой воды нет вкуса).

Вывод: своего вкуса у воды нет.

Опыт 4. « Вода прозрачная». 

Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. В каком из стаканчиков трубочки видны, а в каком нет? Почему? В стаканчике с водой мы видим трубочку, а в стакане с молоком – нет. Какой вывод мы можем сделать? (значит, вода прозрачная). Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунем ее в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через нее на трубочку, она не видна.

Вывод: вода прозрачная жидкость.

Опыт 5. «Вода- растворитель». 

Мы с вами растворяли сахар и соль. Что случилось с веществами, которые мы положили в воду? Растворился сахар (соль) в воде или нет? (ответы детей). Пряча в себе соль и сахар, вода не даёт их увидеть, не даёт потрогать и взять назад, но при этом она хранит их в себе. На самом деле соль и сахар не исчезли в воде, они растворились. Значит, вода является растворителем.

Воспитатель: А все ли вещества могут растворяться в воде, как вы думаете? А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Дети выполняют это задание. Если в воду налить несколько капель масла она также исчезнет как сахар и соль? Что произошло с маслом в воде? Масло не растворилось в воде: оно плавает на поверхности воды желтыми капельками. Воспитатель обращает внимание детей на стакан, где растворяли муку. Что же мы видим? (ответы детей) Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана.

Воспитатель: Молодцы ребята. Проведя сейчас опыты с солью, сахаром, маслом, мукой. С каким же новым свойством воды вы познакомились?

 Вывод: в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются совсем.

Опыт 6. Какой формы вода? 

На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. Что происходит? (вода принимает форму, в которую её переливают). Вспомните лужи после дождя. На дороге они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы.

Вывод: вода – жидкость, вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Опыт 7. « Твердое состояние воды». Уважаемые коллеги, подумайте и скажите: может ли вода быть твердой? (ответы детей).

Воспитатель: Что произойдет если воду поставить в холодильник?

Дети: Она замерзнет и превратится в лед.

Воспитатель: Предлагаю вам взять кусочек льда в руки и рассказать какой он (твердый, не прозрачный). Посмотрите, вода может быть жидкой, а может быть твердой.

Итог. Рефлексия. Воспитатель: Без воды, невозможно жить на земле. Мы с вами сейчас для себя сделали несколько открытий.

Воспитатель: Какими свойствами обладает вода в природе? (прозрачная, без вкуса и запаха).

Воспитатель: Вот именно такая вода и нужна всему живому на Земле.

Воспитатель: А если вдруг она поменяла свои свойства, стала ужасно пахнуть, стала мутной, появился неприятный вкус, что случилось с водой? (загрязнили).

Воспитатель:  Пригодна она для питья?

Воспитатель: А чтоб у нас было достаточно чистой воды, что нам нужно делать? (воду надо беречь и охранять, вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим).

Воспитатель: Что позволило нам побольше узнать о свойствах воды?

Воспитатель: Какой опыт для вас было самым трудным?

Воспитатель: Какие опыты с водой вы хотели бы ещё провести?

Воспитатель: Важно ли то, что вы сегодня узнали? Пригодится вам это в жизни?

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект НОД

по познавательному развитию

в старшей группе «Лучик»

Тема: «День воды»

Выполнили: воспитатели

Мельникова Н.В.

2024 г.

Конспект НОД

по познавательному развитию

 «День воды»

Цель: Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать навыки проведения опытов и экспериментов.

Развивающие: Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений и проведения опытов и экспериментов.

Воспитывающие: Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.

Методы и приемы: наглядный – рассматривание; словесный – вопросы, ответы детей, художественное слово (загадка, стихотворение), практический – экспериментирование.
Оборудование:  Глобус, ведро, стаканы с водой, лёд, термос, зеркало, соль, краски.

Словарная работа: пресная вода
Предварительная работа:  Чтение сказки «Два ручья». Наблюдение за водой в природе. Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»

Ход НОД: Организационный момент:

Игра-приветствие «Давайте порадуемся»
Давайте порадуемся солнцу и птицам, (дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам (Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете, (разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе (берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами

 Сюрпризный момент «Капелька»

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?

Воспитатель: Закройте глаза и приготовьтесь познакомиться с главным героем нашего занятия.

Звучит тихая музыка, воспитатель надевает на голову ободок с изображением капельки, берёт в руки глобус.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Узнали меня? Да я капелька!

Воспитатель: Отгадайте загадку.

С горы сбегая без труда,

Она гремит, как гром.
В морозный день она тверда

 —  Руби хоть топором!
Нагрей ее — и к небесам

Она взлетит тогда.
Теперь любой ответит нам:

Зовут ее — ... (вода).

Воспитатель: Я сегодня поиграют с вами, научу вас новому и интересному.

Воспитатель: Ребята, для чего нам нужна вода? (ответы детей)

Воспитатель: Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем. Во время дождя пьют и умываются наши зелёные друзья - деревья. Пить и купаться должны звери и птицы. Человеку не прожить без воды.

Воспитатель: Что произойдет с нашими комнатными растениями, если мы перестанем их поливать?

Дети: Завянут и погибнут.

Воспитатель: А какой станет наша групповая комната, если у нас не будет воды, чтобы вымыть пол?

Дети: Комната станет грязной.

Воспитатель: А если мы перестанем мыть руки?

Дети: Можем заболеть от грязных рук.

Воспитатель: А если человек не будет пить, то не сможет прожить без воды больше трех дней.

Ни умыться, ни напиться без воды.
Листику не распуститься без воды.
Без воды прожить не могут птица, зверь и человек.
И поэтому всегда всем везде нужна вода!
Воспитатель: Вы запомнили поговорку? «Где вода - там жизнь!» Как вы ее понимаете?

Воспитатель: Я принесла вам вот этот предмет. (Показ глобуса).

Воспитатель: Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля, уменьшенная во много-много раз.

Воспитатель: Синий цвет на глобусе означает … что?

Дети: Воду.

Воспитатель: Как по-вашему, много ли воды на нашей планете?

Дети: Много.

Воспитатель: Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит, какая на вкус?

Дети: Соленая.

Воспитатель: Годится соленая вода для питья?

Дети: Нет, соленая вода не пригодная для питья. 

Воспитатель: Соленой воды получается много и она непригодна для питья.

Воспитатель: Как называется вода, которую можно пить?

Дети: Пресная

Воспитатель: Правильно, пресная. А вы знаете, что пресной воды на нашей планете не так много.

А где мы с вами чаще всего встречаем воду?

Дети: В кране.

Воспитатель: А как вы думаете, откуда она берется?

Воспитатель: Мы каждый день пользуемся водой, почему она не кончается?

Дети: Потому что, в кране вода из реки, или подземного озера.

Воспитатель: А как вы думаете, нужно ли беречь воду, заботиться о её сохранности и чистоте? 

Дети: Чтобы сберечь воду, что нужно закрывать кран, не засорять водоёмы и т.д.

Воспитатель: Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Воспитатель: Сейчас мы пройдем в умывальную комнату.

Эксперимент «Берегите воду»

Дети открывают кран с водой, а затем закрывают его не до конца.

Воспитатель: Много ли воды льется сейчас из крана напрасно? Мало. Давайте подставим ведерко под эту тонкую струйку капелек и посмотрим, сколько воды наберется в ведре к концу нашего занятия.

 Эксперимент «Вода жидкая»

Воспитатель: А пока давайте присядем за столы и вспомним, какая вода бывает?

Дети: Жидкая.

Воспитатель: Как можно узнать, что она жидкая?

Дети: Нужно перелить из одного стакана воду в другой стакан.

Выходит ребенок и выполняет эксперимент: переливает воду из одного стакана в другой.

Воспитатель: Слышите? Как звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?

Дети: Жидкая.

Эксперимент «Вода не имеет цвет, запаха и вкуса»

Воспитатель: А какая она по вкусу? Дети пробуют на вкус чистую воду.

Воспитатель: А можно ли ее сделать соленой? Как? А сладкой? Кислой? Цветной? (Ответы детей.) 

Воспитатель вызывает детей и они проводит соответствующие опыты, добавляя в воду соль, сахар, краски.

Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь давайте немного отдохнём.

Физкультминутка «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания — руки вперёд.)
Сверху мостик — погляди. (Потягивания — руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.

Эксперимент «Вода жидкая, твёрдая, газообразная»

(Дети садятся за столы, воспитатель предлагает им взять в руки кусочки льда).

Воспитатель:  Что происходит со льдом? Почему он тает? (Ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, наши руки теплые, и поэтому льдинки растаяли и превратились в воду. Воспитатель: Значит, лед — это что?

Воспитатель: Правильно, лед — это тоже вода, только твердая и холодная.

Воспитатель: А вот посмотрите — термос. Давайте откроем его и посмотрим, что же там внутри. (Открывает, идет пар.)

Воспитатель: Что это? (Ответы детей.)

Воспитатель: Это пар от горячей воды. Давайте возьмем зеркало и подержим его над паром.

На зеркале образовались капли, вместе с детьми рассматривают их.

Воспитатель: Откуда же здесь взялась вода? (Ответы детей.)

Воспитатель: Значит, пар — это тоже вода.

Воспитатель: Делаем вывод: вода может быть жидкой, твердой и в виде пара.

Воспитатель: Много мы узнали о воде, а загадки про воду вы отгадывать умеете?

Белая вата плывет куда-то.
Чем вата ниже, тем дождик ближе.     (Облако.)

Кто плывет по небосводу
В черной шапке до бровей?
Кто по небу носит воду?
Подскажите, поскорей!   (Туча)

3.В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать – на землю падает опять (капелька)

Воспитатель: Молодцы ребята, умеете загадки отгадывать, а теперь давайте посмотрим, сколько у на воды утекло напрасно (дети идут в умывальник и смотрят, сколько воды в ведре)

Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько воды утекло напрасно, потому что мы не закрыли хорошо кран.

Воспитатель: Какой вывод мы можем сделать из этого опыта.

Воспитатель: Правильно нужно закрывать плотно кран, чтобы вода не утекала зря.

Итог. Рефлексия. Ребята мне пора идти, давайте вспомним, что же мы сегодня интересного узнали о воде. (ответы детей)

Капелька прощается и уходит.

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект НОД

по познавательному развитию

в старшей группе «Лучик»

Тема: «Круговорот воды в природе»

Выполнили: воспитатели

Мельникова Н.В.

2024 г.

Конспект НОД

«Круговорот воды в природе»

Цель: Расширить знания детей о значении воды в жизни человека.

Задачи:

Учить устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды; источниках питьевой воды.

Развивать речь, мышление, любознательность, наблюдательность. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать умение партнёра, а также отстаивать своё мнение, доказывать свою правоту.

Прививать бережное отношение к воде.

Методы и приемы: наглядный – рассматривание; словесный – вопросы, ответы детей, художественное слово (загадка, стихотворение), рассказ воспитателя; практический – опыт.

Словарная работа: Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия.

Оборудование: электрический чайник, холодное стекло. Схема круговорот воды в природе.

Иллюстрации на тему «Вода». Географическая карта мира или глобус. Ватный диск, стаканчики с грязной водой. Тетрадь, ручка.

Предварительная работа: Беседа с детьми о значении воды. Чтение рассказа "Как люди речку обидели" Н. А. Рыжовой. Чтение сказки "Путешествие Капельки". Проведение отдельных опытов с водой. Дидактическая игра "Кому нужна вода". Просмотр презентаций на тему: "Почему воду нужно беречь"

Ход НОД: Организационный момент.

Обратить внимание детей на карту.

Воспитатель: Так выглядит наша планета Земля, нашу планету недаром зовут голубой путешественницей космоса. Вот как много воды у нас на земле. О ней мы и будем сегодня с вами разговаривать. На нашей планете живет очень много людей, животных, растений и воды всем требуется тоже очень много. Как вы считаете, почему вода на нашей планете не кончается?

Воспитатель: В речке живет много капелек. Каждый день солнышко нагревает воду в морях и реках. И капельки воды превращаются в пар, становятся легкими и невидимыми, поднимаются высоко – высоко в небо. 

Демонстрация схемы круговорота воды в природе.

Воспитатель: Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. И пар снова превращается в воду. Капельки все собираются вместе и образуют маленькое облачко. Облачко растет и превращается в тучу. Когда туча становится совсем большой, капелькам в ней тесно, и они падают на землю: летом – дождиком, зимой – снежинками. Такое путешествие капельки называется круговоротом воды в природе.

Сейчас я вам покажу опыт, а вы поможете мне сделать выводы.

(Перед опытом необходимо так усадить детей, чтобы всем было хорошо видно и предупредить их, что нельзя покидать своё место во время опыта).

Опыт:

В электрическом чайнике кипит вода, пар из носика чайника вырывается хорошо видной струёй.

Воспитатель: Посмотрите и увидите, как из чайника выходит пар.

Воспитатель: Откуда он взялся в чайнике? Я туда наливала только воду!

Воспитатель: Вывод: Вода при нагревании превратилась в пар.

Затем к струе пара подносим холодное стекло. Подержали некоторое время над паром, выключив чайник, убираем, посмотреть на стекло. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды.

Воспитатель: Откуда? Ведь стекло, было сухим.

Вывод: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду. Вот так происходит в природе. 

обратить внимание на схему

Физкультминутка.

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, ребята, а где мы можем встретить воду на земле?

Воспитатель: Правильно, есть различные водоемы, в которых содержится вода. (иллюстрации)

Воспитатель: Правильно на Земле вода содержится во многих водоёмах морях и океанах, реках, ручьях, болотах и прудах.

Воспитатель: В морях и океанах вода солёная. Как вы думаете, можно её пить?

Воспитатель: Конечно, нет. А какую воду пьём мы?

Воспитатель: Не солёную.

Воспитатель: Да, не солёная вода- это пресная, она есть в реках, озёрах, прудах. После очистки люди эту воду используют. А теперь, скажите, откуда мы с вами берём воду? (из крана).

Воспитатель: Как вода попадает к нам в квартиру? (по трубам).

Воспитатель: Вода в наши квартиры поступает со станции очистки. На эти станции вода попадает из рек, озёр, подземных водохранилищ. Мы с вами сейчас проведем еще один опыт по очистке воды

Опыт «Очищаем воду» 

Предлагаю очистить воду с помощью фильтра, а фильтром нам сегодня будет служить простой ватный диск. Попробуем?

дети пропускают грязную воду через фильтр

Воспитатель: Какой стала вода?

Вывод: воду можно очистить с помощью фильтра.

Воспитатель: А как еще можно очистить воду,

Воспитатель: С помощью фильтра Барьер

Наш город Советский очень большой, чистой воды ему требуется много, поэтому из рек мы её берём тоже много.

Воспитатель: Каждый водоём — это живой организм. В нём живут, развивают, рождаются и умирают растения и животные. И сама вода в водоёме постоянно меняется. Иногда это зависит не только от времени года или растений и животных, которые в нём живут.

Изменение воды связано с деятельностью человека. Люди берут из водоёмов воду для заводов и фабрик, а выливают в них воду загрязнённую, испорченную, в которой уже не могут жить рыбы.

Иногда люди, отдыхая возле водоемов, моют в них машины, выбрасывают остатки пищи, бумагу, стёкла, банки из-под консервов. Всё это вредит жизни водоёмов, они заболевают, вода в них становится грязной, отравленной, в ней погибают растения и животные. Даже купаться в такой воде нельзя, можно заболеть. Поэтому загрязняя водоемы и больше и меньше - люди вредят, прежде всего самим себе. Они получают меньше чистой воды, меньше рыбы. Поэтому нам особенно надо ценить чистую воду. К воде надо относиться бережно, экономно, всегда закрывать кран, зря не лить, не засорять ручьи и реки.

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, что нужно делать, чтобы водоёмы не загрязнялись.

Давайте все ваши советы запишем вот в эту книгу «Книгу добрых дел и идей» (предложения детей воспитатель записывает в книгу).

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Конспект НОД

по познавательному развитию

в старшей группе «Лучик»

Тема: «Тайны льда»

Выполнили: воспитатели

Мельникова Н.В.

2024 г.

Конспект НОД

 «Тайны льда»


Цель: Развивать у детей познавательную активность, любознательность в ходе экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с некоторыми свойствами льда; формировать элементарные причинно-следственные связи: лёд в тепле тает и превращается в воду.

Развивающие: развивать мышление, внимание, память, умение наблюдать и анализировать; развивать у детей интерес к исследовательской деятельности; развивать умения детей делать выводы в ходе экспериментирования, поддерживать у детей желание экспериментировать; совершенствовать умение отвечать на поставленные вопросы; обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать умение работать самостоятельно; воспитывать навыки безопасного поведения в гололёд.

Методы и приемы: наглядный – рассматривание; словесный – вопросы, ответы детей, художественное слово (загадка, стихотворение), рассказ воспитателя; практический – опыт, игровой – пальчиковая гимнастика «Стою и снежинки в ладошки ловлю».

Словарная работа: гололёд, айсберг, хрупкий

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийное оборудование, презентация; для каждого ребёнка: кусочки льда, ледяные «кораблики», одноразовые тарелочки, блюдца, ложки, стаканчики, красная и синяя полоски бумаги, картинка, соль; салфетки; коробка; ёмкости с водой комнатной температуры; молоток; цветные льдинки.

Предварительная работа: Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»; просмотр мультфильма «Снежная Королева»; экспериментирование с водой, снегом, наблюдения в природе (что происходит с лужами, когда на улице мороз; что происходит со снегом, когда температура воздуха повышается). Чтение стихотворений, разгадывание загадок по теме снег, зима.

Ход НОД: Организационный момент.

Воспитатель: Я сегодня утром пришла на работу и нашла в группе вот эту красивую коробку. В коробке было очень странное письмо, вместо марок – три снежинки, а конверт из чистой льдинки. И письмо не на листке, а на беленьком снежке. А в письме было всего одно слово «Помогите!»

В коробке было ещё вот это обращение к вам, ребята.

Слайд № 2 Снежная Королева:

«Здравствуйте, ребята, я Снежная Королева. Вы знаете, что в сказке я холодная и равнодушная, но маленькая девочка Герда смогла отогреть моё ледяное сердце, и я стала доброй. А замок у меня остался мрачным и бесцветным. Я прошу вас помочь мне сделать его красивым и радостным».

Воспитатель: Что же делать, ребята? Вы готовы помочь Снежной Королеве? (Ответы детей).

Тогда нам нужно отправиться в сказку, но как мы туда попадём? (Ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю полететь туда на ковре – самолёте

(дети и воспитатель усаживаются на ковёр – самолёт) 

Слайд № 3 Ковёр – самолёт

Быстро летит ковёр – самолёт,

Словно на крыльях тебя он несёт.

Можно на нём, куда хочешь добраться,

Самое главное – крепче держаться.

Ребята, посмотрите, впереди виднеется замок Снежной Королевы, мы прилетели.

Слайд № 4 замок Снежной Королевы.

«В замке Снежной Королевы

Стены изо льда.

Всё спокойно в замке белом –

Блеск и тишина».

Слайд № 5 Снежная Королева

Воспитатель: А вот и сама хозяйка ледяного царства. Она рада, что мы пришли к ней в гости. Снежная Королева знает, что вы любите играть с игрушками, но у неё во дворце нет игрушек, а вместо них только льдинки. Она предлагает поиграть с льдинками и узнать секреты льда. Вы согласны? (Ответы детей).

Воспитатель: Тогда проходите за столы и присаживайтесь на стульчики.

Ребята, обратите внимание, здесь действительно только одни льдинки.

Давайте поиграем с ними.

Какие у вас сейчас руки? (Тёплые, сухие).

Воспитатель: Возьмите льдинку в руки и немного подержите. Какими теперь стали ваши руки? (Мокрыми, холодными).

Воспитатель: Почему мокрыми? (От тепла лёд тает и превращается в воду).

Воспитатель: Значит, что такое лёд? (Это замёрзшая вода).

Ребята, а ваши ладони не замёрзли? Давайте погреем их немножко.

Пальчиковая гимнастика:

Стою и снежинки

В ладошки ловлю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

Я зиму, и снег,

И снежинки люблю (сжимаем и разжимаем пальцы рук).

Но где же снежинки?

В ладошке вода (разводим руки в стороны, ладонь раскрыта).

Куда же исчезли снежинки?

Куда? (Раскрытые ладошки соединяем).

Растаяли хрупкие

Льдинки-лучи (Потряхиваем кистями рук, как будто стряхиваем капли воды).

Как видно, ладошки

Мои горячи (Прижимаем сложенные ладошки к груди)

Воспитатель: А теперь попробуйте нажать на лёд, согнуть, сжать. Поменял лёд свою форму? (Нет).

Положите кусочек льда в тарелку. Поменял лёд свою форму? (Нет).

Из тарелки переложите льдинку в стакан. А сейчас изменилась форма льда? (Нет).

Воспитатель: Почему? (Потому что лёд твёрдый). Мы убедились, что лёд твёрдый и не меняет свою форму.

Слайд № 6 – 7 Ледяные фигуры

Но есть такие мастера, которые могут сделать специальными инструментами из большого куска льда любые фигуры.

Воспитатель: А теперь попробуем положить льдинку в сосуд с водой и посмотрим, что будет происходить.

Что же происходит со льдом? (Лёд плавает, не тонет).

Воспитатель: Мы с вами сделали ледяные кораблики. Давайте мы и их опустим в ёмкость с водой. Что происходит? (Ответы детей).

Кораблики не утонули, они плавают. Почему, как вы думаете? (Ответы детей).

Лёд не тонет в воде, лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности. А где мы можем это увидеть?

(На реке). Слайд № 8

Слайд № 9 Айсберги

В холодных морях и океанах плавают огромные глыбы льда разной формы и разных размеров – айсберги. «Повторите это слово». Айсберги очень опасны для кораблей, так как на поверхности воды находится лишь небольшая часть айсберга, а большая его часть скрыта под водой.

Слайд № 10.

Если капитан корабля вовремя не заметит айсберг, то корабль на него может наткнуться и затонуть.

Воспитатель: Возьмите синюю полоску бумаги и положите на неё лёд.

Какого цвета стал лёд? Поменяйте полоску бумаги на красную. Какого цвета стал лёд? Какой можно сделать вывод? (Цвет льда меняется в зависимости от того, какого цвета бумага помещена под кусочек льда). А лёд имеет свой цвет? (Нет, лёд бесцветный).

Теперь положите под кусок льда картинку и посмотрите. Можно ли сквозь лёд что-нибудь разглядеть? Картинку видно? (Ответы детей). Значит, лёд какой? (Прозрачный).

Слайд № 11

Знаете, ребята, через лёд на реке иногда даже можно разглядеть плавающих рыбок.

А теперь я пройду и по каждому кусочку льда ударю молотком. Что произошло? (Лёд раскололся). Значит он какой? (Хрупкий).

Положите льдинку на тарелку. Подвигайте тарелкой влево-вправо. Что вы заметили? (Льдинка скользит по тарелке).

Значит лёд какой? (Скользкий).

Ребята, как вы думаете, лёд может быть кому – то полезен? (Да).

Кому? (Ответы детей).

Слайды № 12 – 13.

Воспитатель: Лёд используют в косметологии; прикладывают на больное место при ушибах; используют для хранения мороженого; для замораживания ягод; чтобы остудить напитки; для хранения и транспортировки продуктов.

Слайд № 14

Лёд играет большую роль в природе. Если бы поверхность рек и других водоёмов не покрывались льдом, то всё живое в реках замёрзло бы и погибло; лёд, как тёплое одеяло; под таким толстым и прочным покрывалом подводным жителям и растениям не страшен никакой мороз.

Воспитатель: Ребята, а вам нравится лёд? (Ответы детей).

Воспитатель: Чем? (Можно кататься на коньках, играть в хоккей, заниматься фигурным катанием). Слайд № 15.

Представьте, что вы маленькие фигуристы Слайд № 16:

Мы на лёд выходим ловко,

Потому что есть сноровка. Имитируем скольжение.

Ногу правую подняли

И назад её убрали. Нога вперёд и назад.

Ногу левую вперед-

Как красив же наш полёт. Нога вперёд и назад.

Мы танцуем вдохновенно,

Сядем - встанем мы мгновенно. Присесть, встать.

И покружимся на льду,

Как снежинки на ветру. Покружиться.

Слайд № 17.

Воспитатель: Но из-за того, что лёд скользкий, он может быть опасным. Можно упасть и получить травму:

Я люблю скользить по льду,

Хоть куда по льду пойду.

Но едва лишь сделал шаг,

На дорожку тут же – шмяк!

Как же в садик мне дойти?

Не ползком туда ж ползти!

Гололёд, гололёд…

По чуть-чуть скольжу вперёд.

Чтобы предупредить получение травмы в гололёд, нужно запомнить некоторые правила:

• в гололедицу лучше носить обувь на нескользящей подошве;

• передвигаться нужно осторожно, лучше мелкой, шаркающей походкой, если есть возможность, нужно держаться за поручни и другие опоры;

• нельзя бегать, толкаться;

• если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого.

Что ещё делают люди во время гололёда? (Дворники посыпают дорожки песком или солью). Слайд № 18.

Ребята, давайте, и мы насыплем соль на льдинки и посчитаем до десяти.

А теперь посмотрите, что произошло с вашими льдинками? (Ответы детей).

Какой мы сделаем вывод? Льдинки, посыпанные солью, начинают быстро таять.

А сейчас посмотрите, у вас много цветных льдинок, вам нужно выложить из них различные узоры. Мы подарим их Снежной Королеве, и она украсит ими свой замок. (Дети выкладывают узоры).

Нам пора возвращаться в детский сад:

Слайд № 19.

Ковёр – самолёт, возьми нас в полёт.

Будем возвращаться – начинай снижаться!

Вот мы и в детском саду.

Итог. Рефлексия. Ребята, вам понравилось наше сегодняшнее путешествие?

Что вы узнали? (Ответы детей: лёд – это замёрзшая вода. Лёд твёрдый и не меняет свою форму. Лёд легче воды, поэтому плавает на её поверхности. Лёд бесцветный, прозрачный, хрупкий, скользкий. Лёд может быть полезным и может быть опасным (гололёд). От соли лёд тает.

Молодцы!

Ребята, Снежная Королева благодарит вас за помощь, благодаря вашим красивым узорам из льдинок её замок станет цветным и весёлым.

На этом наше путешествие в царство Снежной Королевы заканчивается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Загадочная вода

конспект исследовательской деятельности...

НОД в старшей группе. Опыты с водой "Загадочная вода"

Конспект занятия в старшей группе....

Загадочная водичка»

сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека....

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе на тему «Загадочная вода».

В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны ...

"Загадочная вода"

Формирования знаний детей об окружающем мире, его экологической системе. Развитие  познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой....

Конспект интегрированного занятия по образовательным областям: «Познание» и «Художественное творчество» в старшем дошкольном возрасте: «Эта загадочная вода…».

Познакомить детей с образованием облаков, формировать элементарные представления о    круговороте воды в природе;Формировать новые способы познавательной деятельности...