Иллюстрация как средство ознакомления с окружающей действительностью для дошкольника.
статья по окружающему миру

Художественно- эстетическое восприятие детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно- эстетической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл illyustratsiya_kak_sredstvo_oznakomleniya.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. Красивое в жизни и искусстве вызывает у ребенка радостное ощущение и благотворно влияет на развитие его эмоциональной сферы.
Картина, как художественное произведение ярко, эмоционально передает образ. Наблюдение окружающей действительности часто бывает кратковременным, поэтому применение картины позволяет не только обеспечить повторность восприятия, но и выделить главное, характерное для последующего изображения.
Различными изобразительными материалами и с помощью разнообразных художественных средств (композиция, перспектива, пропорции, светотень, цвет, штрих, фактура и т. п.) художники передают свои чувства, своё отношение к человеческим ценностям. Живопись требует длительного сосредоточения, рассматривания деталей картины, для того чтобы понять особенности образов. Поэтому знакомство детей с изобразительным искусством начинается с рассматривания произведений графики и прежде всего иллюстраций детских книг, выполненных известными художниками: В.Лебедевым, Ю.Васнецовым, Е.Рачевым, Е.Чарушиным, В.Канашевичем, И.Билибиным, Т.Мавриной, современными художниками-иллюстраторами Г.Скотиной, Т.Грудининой, М.Рудаченко, Т.Нехотиной по произведениям малого устного фольклора.

Заслуженный художник РФ Л. Токмаков писал: «… Искусство никогда не держало свои ворота распахнутыми для случайных прохожих. А детская книга при всей ее внешней простоватости — вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство — детская книжка». Рисунки в книге являются одним из первых произведений изобразительного искусства, с которыми встречается ребенок. Они помогают малышу понять содержание сказки, потешки, лучше представить себе героев, их внешность, характеры. Книжной графике принадлежит значительное место в эстетическом развитии детей. Образы героев сказок, песенок, потешек вызывают у них эмоциональный отклик. У детей развивается воображение, память. К. Д. Ушинский писал: «Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит». Так как картинка, созданная воображением самого ребенка, играет не меньшую роль в развитии речи. В результате длительного восприятия лучших произведений книжной графики дети становятся чуткими к цвету, форме. Их начинают интересовать изобразительные средства, которые использует художник. Ясность, простота, выразительность — критерии, которыми можно руководствоваться при отборе иллюстраций для детей.

Наблюдения за поведением детей младшего дошкольного возраста показали, что не все произведения изобразительного искусства воспринимаются ими одинаково.

Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого человека тем, что это — развернутая деятельность, которая нуждается во внешних опорах. В результате были отобраны произведения книжной графики и живописи, которые наиболее эффективны в работе с детьми среднего дошкольного возраста, определена последовательность этой работы. Методические приемы очень просты. На первом этапе необходимо постепенно «погружать» детей не в реальный, а в вымышленный мир сказочных персонажей, подобный тому, который они создают в своих играх. На втором этапе дети должны попытаться понять состояние персонажа — его движения и мимику. Ведь они могут быть разными: спокойными, расслабленными, агрессивными, приветливыми и хмурыми, уверенными в себе и даже растерянными. Поэтому задача состоит в том, чтобы дать малышу, по словам Е. Чарушина, «предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребенка, открыть ему новые, живописные ощущения мира». В старшем дошкольном возрасте ребенок начинает, выходить за пределы окружающей его действительности. Его теперь волнуют уже не только отношения, которые входят в круг его собственной жизни или складываются в ближайшем окружении. Ребенку становится интересным весь мир. В результате были отобраны произведения книжной графики и живописи, которые наиболее эффективны в работе с детьми этого возраста.

Воспитательная функция: развивает интерес к живописи; формирует первоначальные основы мировоззрения; активизирует интерес к общественной жизни страны; формирует нравственное сознание; закладывает представление о нравственно-эстетическом идеале.
В работе по ознакомлению детей с произведениями искусства можно использовать «полочку красоты» на которую раз в неделю выставляются произведения искусства (репродукции картин, книжки с иллюстрациями знаменитых художников, скульптуры) с которыми предварительно познакомили дети. Это дает возможность детям самостоятельно рассмотреть их. Для того чтобы дети не утратили интереса к произведениям искусства, можно чередовать их с образцами народного и декоративно-прикладного искусства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к перспективному планированию занятий по ознакомлению с окружающей действительностью

Основные задачи педагога по ознакомлению детей с окружающей действительностью-помочь ребенку получить разнообразные представления о предметах ближайшего окружения, растениях и животных, о челове...

РАЗВИВАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ «У ПРИРОДЫ НЕТ ПЛОХОЙ ПОГОДЫ»

Мир, окружающий нас, велик и многообразен! Как помочь ребенку-дошкольнику разобраться в нем, сформировать представление о мире, доступное его возрасту? Как сделать знакомство с окружающим миром интере...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Как хлеб на стол пришел»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающейдействительностью для средней группы«Как хлеб на стол пришел»...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы "Хлеб- всему голова"

На занятии используются ИКТ.Цель: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы, расширить и обогатить знания дошкольников о хлебе и его изготовлении....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы "Хлеб- всему голова"

На занятии используются ИКТ.Цель: познакомить детей с процессом выращивания пшеницы, расширить и обогатить знания дошкольников о хлебе и его изготовлении....

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью в средней группе «Как хлеб на стол пришел»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностьюв средней группе «Как хлеб на стол пришел»...

"Применение ИКТ в совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения как средство ознакомления с окружающей действительностью"

Дети с нарушением зрения не имеют реальных представлений о предметах и явлениях окружающего мира и могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. но чтоб эта картина ...