Тематический проект для старших дошкольников: «Космос: из прошлого в будущее» Экологическое воспитание.
статья (старшая группа)

Бухтина Ирина Геннадьевна

 Тематический проект для старших дошкольников: «Космос: из прошлого в будущее»

 

Цель: Знакомство с базовыми понятиями окружающего мира, историей развития человеческого мировоззрения о космическом пространстве, возможностями и перспективами его практического использования в настоящем и будущем.

Задачи: расширение кругозора детей и развития их воображения, создание базовых представлений о космосе.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети и воспитатель старшей группы 7 корпус 3  ГБОУ Школа №222.

Видео можно посмотреть здесь: 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Космос из прошлого в будущее"28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический проект для старших дошкольников:

 «Космос: из прошлого в будущее»

                                                                                     ГБОУ Школа № 222

                                                                     

                                                           Воспитатель: Бухтина Ирина  Геннадьевна

Москва 2022 г.

      Цель: Знакомство с базовыми понятиями окружающего мира, историей развития человеческого мировоззрения о космическом пространстве, возможностями и перспективами его практического использования в настоящем и будущем.

Задачи: расширение кругозора детей и развития их воображения, создание базовых представлений о космосе.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети и воспитатель старшей группы 7 корпус 3

Наши дети, едва начиная говорить, сразу вливаются в огромное информационное пространство, наполненное различными знаниями, любопытными вещами и всеми теми чудесами, которыми с ними готовы поделиться взрослые. Иногда, прислушиваясь к разговорам, телепередачам и роликам в интернете, они выхватывают лишь отдельные доли какой-то картины, не представляя ее целиком. Поэтому важной задачей для воспитателя детского сада является правильное сочетание этих разрозненных частей, их соединение таким образом, чтобы мир маленького ребенка наполнился красотой, пониманием и безграничными возможностями.

В апреле каждого года все мировое сообщество отмечает День Космонавтики. Для нас его символами являются первый спутник и взлетевший на орбиту первым наш соотечественник – Юрий Алексеевич Гагарин. Но наши малыши, еще недавно просившие достать с ночного неба звездочку, зачастую не понимают, каким образом человечество могло пройти путь от страхов перед природными явлениями до свободных полетов в стратосферу.         

      Именно для этих целей был создан тематический проект «Космос: из прошлого в будущее». Его задачей является ознакомление детей старшей группы детского сада, возраста пяти – шести лет, с историей и формированием развития человеческого мировоззрения о космосе, теорией строения космического пространства и солнечной системы, историей создания и запуска первых летательных аппаратов, преодолевших земное притяжение и вышедших за пределы атмосферы.

Проект рассчитан на несколько информационных занятий и одно закрепляющее - викторину, включивших в себя:

  1. Рассказ на тему «Мироустройство древних».

В программном содержании данного раздела представлен разбор исторических мифов и сказаний, с помощью которых люди пытались осознать свое место в мире. Как один из наглядных примеров использован сюжет народов древней Индии о безбрежном мировом океане, плавающей в нем бессмертной черепахе и стоящими на ней слонами, чьи мощные спины удерживают земную сферу, вокруг которой вращается солнце, а маленькие звездочки всего лишь прибиты гвоздиками к прозрачной крышке. Поднятая в виде беседы тема закрепляется воспитателем с помощью стихов-загадок, показанных воспитателем иллюстраций и нарисованных детьми на основе сюжета картинок, отражающих не только представление, но также полет фантазии. Целью раздела является знакомство детей с историей и мировоззрением предков, формированием любознательности и развитием воображения.

      2.   Беседа и рассказ на тему «Гелиоцентрическая система».

Здесь наши дети узнают о таинственном и загадочном мире капитанов дальнего плавания, открывших своими океанскими путешествиями то, что Земля на самом деле – шар. Они получают представление о великой эре Галилея и телескопов, через которые люди впервые увидели другие планеты солнечной системы. Ребята знакомятся с тем, что планеты имеют не только собственные названия – настоящие имена, но также отличаются друг от друга внешним видом, массой, строением и местом в пространстве. А с помощью настольной лампы, изображающей Солнце, они с легкостью ответят на вопросы, почему ночь меняется днем, а зима – весной, почему летом жарко, а осенью дуют холодные ветра.

Подача материала в виде рассказа закрепляется наглядными пособиями в виде атласа, карточек с картинками и названиями, а также игры «Парад планет», где каждый ребенок становится ее частью: планетой, астероидом, кометой или светилом, что позволяет усвоить новые сведения в динамике.

В этом разделе мы отрабатываем не только стремление к познанию, но и развитие физических качеств личности: ловкость, быстроту, умение ориентироваться в пространстве, воспитание ответственности перед командой.

Материал: Тематический комплект Инны Морозовой «Практические развивающие занятия «Космос»; «Астрономия для детей. Материалы». Атлас «Солнечная система».

  1. А теперь мы переходим к ознакомительно-исследовательской работе «Сила притяжения».

Наверно каждый человек однажды задумывался о том, почему брошенный камень, капающий с небес дождь или оторвавшийся от дерева лист всегда падает вниз. Поэтому в данном разделе мы размышляем о силе земного и межпланетного притяжения, используя опыты с мячиком и магнитом.  

Наблюдая и исследуя, дети получают представление о силе тяжести, которая не только удерживает людей на поверхности планеты, но также и всю ее экосферу, что закрепляется воспитателем с помощью динамичной игры в мяч, демонстрации потока воды, притяжения металлических предметов к магниту и лепки планет Солнечной системы, как образца существующего между планетами тяготения. Кроме совершенствования познавательных навыков и активации мышления, дети учатся удерживать внимание и улучшают мелкую моторику пальцев.

Развивающей средой занятия является глобус, мячики, магнит и пластилин.

Материал: Екатерина Архипова. «Сила притяжения»

  1.  Главным событием нашего проекта является тема «День космонавтики».

Конечно еще с тех самых пор, когда первобытный человек взвалил на свои крепкие плечи тушу саблезубого тигра и поднял глаза вверх, ему захотелось потрогать звезды или хотя бы приспособить месяц для освещения пещеры. Но для этого нужно было попасть в небеса. Чего только люди для этого не придумывали: гигантскую лестницу, крылья, как у птиц, огромную пушку, но реализовать это желание удалось лишь в прошлом веке с изобретением ракет.

В этом разделе наши детки знакомятся не только с возможностями современного технического прогресса, но и с его историей, выраженной в полете космических кораблей с первым спутником на борту, собачками Белкой и Стрелкой, а также первым человеком в космосе – Юрием Гагариным.

Основной задачей является закрепление детьми основополагающих понятий «космонавт», «ракета», «спутник», «скафандр», а также знакомство с именами и личностями народных героев.

Поднятая тема усваивается с помощью иллюстраций, игры «Ракета» и детского творчества (ручной труд «ракета» и рисунков детей).

Материал: Ирина Арутюнова «Путешествие в космос»

  1.  И последним пунктом обширной познавательной программы является веселая викторина с элементами математической игры, закрепляющая полученную информацию и счет.

Разве не интересно теперь, после всего услышанного, проехать через кратеры Марса на луноходах? Или в погоне за метеором пересечь созвездие Большой Медведицы? Это очень весело, особенно, если соревнуются сразу две команды!

На этом этапе, кроме закрепления знаний, дети учатся вместе работать, учатся взаимопомощи и настойчивости в достижении цели. Понимают, как важно сопереживать друг другу, а еще – стремиться к успеху.

Все эти прекрасные и полезные навыки ребята приобретают вместе с систематическими знаниями о космосе, историей его освоения и стоящих перед любознательным человечеством задачами.

          Название разработки: «Космос: из прошлого в будущее»

Подготовлено автором: Бухтина Ирина Геннадьевна

Должность: Воспитатель 7 группы, 3 корпус

Видеоролик можно посмотреть здесь:

         https://vk.com/video692847573_456239056 

Дополнительные материалы:

Бутова Ю.В. «Космическое путешествие»

Твердохлеб Ю.В. «Космическое путешествие»

Абрамова О.В. «Атласы звездного неба»

Качур Е. «Увлекательная астрономия»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ Тема: «Авиаконструкторы. Лента времени: из прошлого в будущее»

           В настоящее время в России разработана и действует стратегия социально-экономического развития страны до 2020 года, разработанная в 2011 году более чем ...

Детско-родительский проект «Листая с гордостью страницы. Мценск – прошлое, настоящее, будущее»

Детско-родительский проект направлен на патриотическое воспитание детей....

Познавательно-исследовательский проект старшей группы «Часы: из прошлого в будущее»

С понятием «время», «часы», мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать важные качес...

Практико – ориентированный проект для детей старшего дошкольного возраста «Профессии прошлого – профессии будущего».

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. Проблема формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий в дошкольной педагогике разработана недостаточно...