Конспект ОД в старшей группе: «Земля - наш общий дом»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект ОД в старшей группе
«Земля - наш общий дом»
Конспект ОД в старшей группе «Земля — наш общий дом»
Цель: формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.
Задачи.
1. Расширять представления детей о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ. Вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты, и желание взаимодействовать с природой. Формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей. Закреплять понятие, что мы – люди — являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимо одно и то же: вода, солнце, воздух
2. Развивать и корригировать познавательную активность, умение устанавливать причинно-следственные связи в процессе совместной работы. Развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
3. Воспитывать любознательность, потребность в получении информации и соблюдении правил поведения в природе, ответственное и бережное отношение к окружающему миру, родной природы. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Материалы и оборудование: картинки живой и не живой природы, пакеты, трубочки, шарик, крышки от фломастеров, баночки, апельсин, лук, резиновые игрушки, краски, бумага.
Словарная работа: планета Земля, суша, живая и неживая природа, заповедник, Красная книга кляксография.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций на тему природы, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц, чтение художественной литературы о природе.
ОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.
-Послушайте, у каждого человека есть свой дом, и у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев есть дом. А как можно назвать наш общий дом? (ответы детей)
- Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца. Посмотрите на экран, на нашу Землю, какой ее видно с космоса, наша планета самая красивая из всех планет (слайд).
- А какие ещё планеты вы знаете? (Венера, Марс, Юпитер, Меркурий, Нептун, Уран, Сатурн).
Какая она, наша Земля? Что и каким цветом обозначено?
Ребята, я вам загадаю загадку, а вы отгадайте её, пожалуйста.
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло-голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,
Человек и время года - это всё вокруг… (природа)
-Кто скажет, что же такое природа? (Это мир, который нас окружает.)
Воспитатель: Ребята, а что именно нас с вами окружает в природе?
(солнце, небо, деревья, птицы, животные, рыбы, насекомые, растения.)
-Этот мир такой разнообразный и неповторимый.
Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы.
- Что такое мир живой природы?
Дети: растения, птицы, животные- то, что растет, развивается, размножается.
Воспитатель: - Что такое мир неживой природы?
Дети: Это то, что не растет, не питается, не дышат, не двигаются, не размножаются.
Воспитатель: Что относится к миру неживой природы?
Дети: Камни, скалы, река, солнце, песок…
Воспитатель: - Сейчас мы проведём игру: «Живая и неживая природа» (картинки).
Природа имеет важное значение в жизни каждого человека. Ведь кроме красоты и прекрасного настроения, она дает человеку то, без чего жизнь невозможна.
А что именно, вам расскажут загадки:
1 ребёнок:
Не огонь, а больно жжет.
Не пекарь, а печет.
(Солнце)
Воспитатель: может ли человек прожить без солнечного света и тепла?
Дети: нет
Воспитатель: почему? (Ответы детей).
Послушайте следующую загадку:
2 ребёнок:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него прожить не можем.
(Воздух)
Воспитатель: а без воздуха можем мы прожить?
Дети: нет
Воспитатель: а почему?
Дети: воздух нужен для дыхания, человек может прожить несколько дней без пищи, без воды, а вот без воздуха он может прожить лишь несколько минут.
Следующая загадка:
3 ребёнок:
Меня пьют, меня льют,
Всем я нужна, кто такая я?
(Вода)
Воспитатель: правильно, вода, для всех сегодня такая обычная и привычная. Сможем мы прожить без воды? Почему? (Ответы детей)
Воспитатель: без воды невозможно существование всего живого.
Ребёнок: Повсюду где бежит вода
Цветет земля, цветет страна...
- Вот что дает природа всему живому для жизни: воздух, солнце, воду. Сегодня ярко светит солнце, журчат ручьи и вокруг свежий воздух.
Воспитатель: Человек живет в природе, от природы зависит его жизнь. А как вы думаете, ребята, от человека зависит красота природы?
Дети: зависит, потому что они сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки.
Воспитатель: а всегда ли человек помогает природе? Может ли он губить природу? Как?
Дети: человек загрязняет реки, вырубает леса, отлавливает животных, птиц, рыбу, загрязняет воздух.
Воспитатель: человек на Земле все свои знания и умения должен направить на охрану и защиту природы на нашей планете.
-Давайте ребята, вспомним, что хорошо, а что плохо для нашей планеты.
Показ слайдов. Игра «Хорошо - плохо».
-Чтобы сохранить природу люди создали такое место, которое охраняется государством - заповедники. И издали книгу, а называется она «Красная книга» (показ слайдов).
Физминутка:
Ветер веет над полями
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Воспитатель: Ребята, а что окутывает нашу Землю как одеяло? Защищает от сильного нагрева и остывания? (воздух). А что же это такое – воздух? Можно ли увидеть, пощупать, понюхать? Давайте мы пойдём в нашу лабораторию. Сегодня поговорим о свойствах воздуха и проведем эксперименты, как настоящие ученые-исследователи. Они работают в помещении, где имеется разнообразное оборудование для опытов, а как это помещение называется? Лаборатория.
В: Какие правила нужно соблюдать в лаборатории?
Дети : соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно. Занимайте свои места за столами.
В: Итак, начнем наши опыты:
В: Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей)
Эксперимент № 1 «Как поймать воздух? »
В: Возьмите целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.
В: Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?
В: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?
Вывод: воздух можно почувствовать.
В: А вы знаете как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 2 « Как можно увидеть воздух »
В: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
В: Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух.
В: Можно ли услышать воздух? Как его можно услышать? (ответы детей)
Эксперимент № 3 «Слышим воздух»
В: Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух.
В: А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух, а если лопнуть, будет хлопок.
С помощью чего мы услышали воздух? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик).
Вывод: воздух можно услышать разными способами. А еще когда дует ветер, он гоняет воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, хлопок)
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
В: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей)
- Как пахнет еда, духи, конфеты
В: Правильно
В: А сейчас проделаем следующее: с закрытыми глазами нужно буде вам ощутить ароматы (апельсин, лук).
Вы замечательно справились. Молодцы.
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес »
В: Это мы сейчас проверим.
В: На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины
В: Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки?
( воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
В: Ребята, вы же знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) - Да
Эта техника называется кляксография.
В: Сейчас мы с вами изобразим природу при помощи воздуха, красок и трубочек
- Дети выполняют самостоятельно работу
В: Итак, мы сегодня провели опыты. Вам понравилось ? (ответы детей)
В: Что больше всего? Ответы детей
Ребята, а про что у нас были опыты? (про воздух)
Скажите, а где самый чистый воздух? (в лесу)
А почему? (потому - что там много деревьев)
Давайте мы с вами тоже сделаем свой лес и посадим наши деревья. Обязательно поставим знаки правил поведения в природе
(проходим сажать деревья)
Воспитатель: Чтобы сберечь нашу планету Земля, надо быть умным и добрым. Друг природы — это, кто? (Мы). А что мы все вместе должны делать? Сажать цветы, деревья, кормить птиц, не оставлять мусор. Как вы думаете, вы будете настоящими друзьями природы?
Молодцы ребята! Сегодня у вас всё получилось! В конце, что может сказать Даниил?
- Стих поэта Ивана Дайнеко:
«Есть на земле огромный дом,
Под крышей голубой.
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели
Всегда ты будешь в нем,
Природою родной земли
Зовется этот дом»
Воспитатель: Вам на память, ребята, игра « Зоопарк настроения»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной игры – путешествия для детей старшей группы : - «Земля – наш общий дом!»
Занятие, направленное на формирование целостности картины мира через познавательную деятельность....
Конспект экологического занятия в старшей группе "Земля - наш общий дом"
В конспекте изложена информация для формирования у детей представления о земном шаре как планете, как месте обитания живых существ, которым необходимы чистая вода, воздух, земля; о том что планета нах...
Конспект интегрированной НОД в старшей группе «Земля – наш общий дом»
Формировать представление детей о планете Земля и жизни людей на планете,прививать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей....
Конспект НОД с детьми старшей группы «Земля наш общий дом» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально коммуникативное развитие»
Цель: Расширять представления о планете Земля. Задачи:1. Воспитывать бережное отношение к Земле – своему дому.2. Расширять представления детей о том, что Земля - общий дом для всех люд...
Конспект НОД в старшей группе "Земля -наш общий дом"
Конспект " Земля -наш общий дом"...
Конспект НОД в старшей группе «Земля – какая она?» (эвристическая беседа)
Знакомство с предсталениями древних людей о форме Земли. Знакомство с глобусом, его назначением, историей. Проведение эксперимента....
Конспект НОД в старшей группе "Земля - наш ообщий дом"
Цели:- расширять представление о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;- формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни челов...