Конспект НОД в старшей группе «Земля – какая она?» (эвристическая беседа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Знакомство с предсталениями древних людей о форме Земли. Знакомство с глобусом, его назначением, историей. Проведение эксперимента.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе «Земля – какая она?» (эвристическая беседа)
Выполнила:
Воспитатель МБДОУ №33
Нижегородского района
Г. Нижнего Новгорода
Ямушева Марина Федоровна
Земля – какая она?
Цели: Подвести детей к пониманию, что наша планета Земля имеет форму шара.
Учить устанавливать и понимать причинно – следственные связи. Продолжать развивать интерес к познанию окружающего мира с помощью эксперимента. Познакомить с глобусом, его назначением и историей. Воспитывать интерес и уважение к людям – первооткрывателям.
Материал и оборудование: глобус, иллюстрации, мячи, фломастеры.
Ход занятия:
Воспитатель: Мы много узнали о космосе, Солнечной системе. Вы знаете, что мы живём на планете….Земля. А знаете ли вы, какая она, наша планета? Какой она формы?
Ответы детей.
В древности люди по-разному представляли, как выглядит наша земля. Одни считали, что она огромная и плоская, как блин, или как тарелка. В древней Индии люди представляли, что в огромном море из молока плавает огромная черепаха. На её спине стоят четыре слона, которые на своих могучих спинах держат Землю, плоскую как блин.
(рассказ сопровождается показом иллюстраций)
Многие мореходы недоумевали: ведь если Земля плоская, то на ней сразу всё должно быть видно. Значит, скорее она напоминает горбушку. Так и решили мореплаватели считать Землю горбатой, похожей на половинку яблока или апельсина, который лежит в блюдце с водой. Вода – море, а небо над ней, будто колпак.
Находились смельчаки, которые мечтали добраться до края Земли и посмотреть, а что там, на краю Земли, и можно ли с него упасть. Они отправлялись в путь пешком, или верхом на лошади, или на корабле.
Те люди, которые путешествовали пешком или верхом на лошади, добирались рано или поздно до большой воды – моря или океана. Они считали, что их путешествие закончено: вот он, край земли, и ничего, кроме воды ,дальше уже нет. Но были и такие, которые, дойдя до берега моря, пересаживались на корабль и продолжали своё путешествие. Вот эти мореплаватели и убедились, в том, что, отправляясь в путь из какого – то места и двигаясь всегда в одном направлении, они почему – то возвращаются туда, откуда начали своё путешествие. « Почему же так происходит?» - задумались люди. А как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Эксперимент:
Сейчас мы с вами превратимся в настоящих путешественников. Согласны?
Берём в руки мячи и фломастеры. Теперь представьте, что вы путешественники, и каждый из вас стоит на верхушке шара. Поставим туда кончик фломастера. Теперь наш путь пойдёт всё время вниз. Ведите фломастер вниз по мячу, а мяч поворачивайте вслед за движением фломастера. Фломастер нужно двигать аккуратно, в одном направлении. Если вы не спешили, всё сделали правильно, то где вы оказались? (Ответы детей) Правильно! В той точке, откуда начали свой путь.
Какой же вывод могли сделать путешественники, вернувшись после длительного путешествия в то же место, откуда начали свой путь? (Ответы детей) Правильно! Что Земля – это шар.
А теперь отгадайте мою загадку:
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны.
Дети: Глобус.
Правильно, ребята, это глобус.
В результате многочисленных путешествий люди создали много карт, на которых было отмечено расположение суши, морей, океанов. Чтобы представить себе не только поверхность Земли, но и её форму, учёные изобрели модель земли – глобус. Показываю глобус. На нём размеры нашей планеты уменьшены в десятки миллионов раз. Первый глобус сделал немецкий географ Бехайм. Глобус – маленькая модель земного шара. Большая часть поверхности глобуса покрыта голубой краской, что он обозначает? (Ответы детей) Правильно – это вода – моря и океаны. А что же обозначает зелёный цвет? (ответы детей). Коричневый цвет это…(ответы детей). Жёлтый…(ответы детей). Встречаются на суше голубые пятнышки и ниточки. Кто догадался, что это? (ответы детей). Если дети не догадаются, то объясняю, что это озёра и реки. А теперь мы попробуем найти на глобусе столицу нашей Родины. Как она называется? ( Москва). Наш любимый город Нижний Новгород, и реки на слиянии которых, стоит наш город, это….Ока и Волга. Рассматриваем глобус.
Ребята, мы сегодня были настоящими путешественниками, первооткрывателями, а в чём же вы убедились, проведя наш эксперимент с шарами? (Что Земля имеет форму шара).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-1204877-1581099335.jpg)
Конспект НОД в старшей группе "Земля - наш ообщий дом"
Цели:- расширять представление о том, что Земля - общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком;- формировать стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни челов...
Конспект НОД в старшей группе. Тема: Какого цвета снег. Где рождается снег?"
Подвести детей к пониманию того, снег только кажется белым, а на самом деле он бесцветный....
Конспект НОД в старшей группе "Ах, какая осень!"
Задачи:Образовательные:обобщить представления детей об осени как времени года, ее признакахуточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/07/picture-1432716-1667798630.jpg)
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Этическая беседа о гостеприимстве».
Познакомить детей с понятием «гостеприимство» и русским обычаем «приносить гостинцы»....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/25/picture-1465769-1679751725.jpg)
Конспект НОД в старшей группе "Бобры - какие они?"
Занятие о Воронежском заповеднике, о главных его обитателях - бобрах, их внешнем виде, где живут, чем питаются....