Проект "Космос и человек" Образовательнпя область ФГОС «Познавательное развитие».
проект по окружающему миру

Мелентьева Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская СОШ № 1

Проект

«Космос и человек»

Образовательнпя область ФГОС

«Познавательное развитие»

2022г.

Полёт апрельский небо озарил

Рывок Земли в космические дали.

Гагарин первым подвиг совершил

приблизив то, о чем мы лишь мечтали.

Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой.

Продолжительность: краткосрочный, 4 недели.

Участники проекта: воспитатели старшей группы, дети, родители.

Проблема: Современные дети перестали интересоваться темой космоса. В эпоху первого полета человека на орбиту все дети страны мечтали стать космонавтами. В наши дни такие полеты стали обыденной реальностью, и поэтому интерес к космонавтике постепенно угасает.

Обоснование проблемы:

  1. Недостаточное внимание родителей к российскому празднику - День космонавтики.
  2. Поверхностные знания детей о космосе, первом человеке, полетевшем в космос, о

существовании праздника в России - День космонавтики.

Цель: формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

Задачи:

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.

2. Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах, созвездиях.

3. Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.

4. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

5. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта:

Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Вспомните свое детство, как интересно было смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

При реализации проекта «космос и человек» были использованы

следующие подходы:

- в процессе сотрудничества, взаимодействия происходит развитие коммуникативных навыков, развивается диалогическая речь;

- совместная продуктивная творческая деятельность создает атмосферу доброжелательности, взаимопомощи, благоприятного эмоционального климата;

- реализуя игровой проект, участники образовательного процесса “родители – дети – воспитатели” создают триаду содружества;

- у детей развивается собственное, личностное отношение к увиденному, услышанному, чувство радости от соприкосновения с космической красотой .

Этапы реализации проекта

1 этап

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация для родителей о предстоящей деятельности.
       3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.

2 этап

1. Проведение недели космоса в группе.
       2. Работа с родителями по заданной теме.
       3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

3 этап

1. Организация выставки о космосе (совместная работа детей, родителей, воспитателей)

2. Коллективное панно «Космические просторы». 
3. Стихи о космосе.

Предварительная работа:

1. Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Выставка познавательной литературы о космосе.                                   
3.      Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах.

4.      Подготовить раскраски в соответствии с  возрастом.

 

Беседы с использованием презентаций.

  1. «Что такое космос».

Задачи: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2.   «Планета - Земля».

Задачи: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.

3. Беседа:  «Луна - спутник Земли».

Задачи: расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.

4. Беседа:  «Планеты солнечной системы».

Задачи: расширять представления детей о планетах солнечной системы
     

 5.Беседа  «Из истории возникновения ракеты».

Задачи: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.

Календарное планирование проектной деятельности

Интеграция образовательных областей ФГОС.

1.Познание.

Тема: «Космонавт - почётная профессия».

Задачи: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.

2.Коммуникация
Тема: Нагибин Ю.М.  Рассказы о Гагарине. 
Задачи: познакомить  с биографией Ю.Гагарина. учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.

3. Конструирование
Задачи: «Летательные аппараты».
Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры к соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.

4. Рисование

Тема: «Загадочный мир космоса». 

Задачи: Уточнить знания детей о космосе: планеты Солнечной системы, современные летательные аппараты, первые космонавты.

Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, рисовать сначала простым карандашом с последующим раскрашиванием красками, выделять главное размером и цветом. Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику.

Активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль,

5.Аппликация
Тема: «Космонавты на луне».

Задачи: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.

 6. Лепка

Задачи: «Космонавты в скафандре».

Цель: учить детей лепить ракеты, спутники, лунаходы, используя игрушки и иллюстрации в качестве натуры; передавать пропорциональное соотношение частей и детали ; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Г.Юрмин, А.Дитрих. Потомучка. Веселая энциклопедия.- Москва, 1999.
  2. Калашников В. О звездах и планетах.
  3. Космос. Детская энциклопедия. -Москва, 2000.
  4. Леонов А. Я выхожу в космос.- Москва,1985.
  5. Левитан Е.П. Малышам о звездах и планетах.- Москва,1981.
  6. Почемучка. Под ред. А.Алексина.- Москва, 1992.
  7. Скоролупова О.А. Покорение космоса. – 2-е изд., Москва, 2007



Предварительный просмотр:

Реализация проекта

«Космос и человек».

В этом году в нашей группе осуществлён проект «Космос и человек».

Занятия и вся проектная деятельность была направлена на развитие умственных  способностей  детей, которые осуществлялись через различные виды детской деятельности.

Начали мы свой проект с беседы «Земля- наш дом».

F:\DCIM\106___04\IMG_0102.JPG

Также были проведены беседы: «Что такое космос», «Солнце- источник жизни на Земле».

Просмотрели презентации  «Космос для маленьких», «Космос и человек».

Дети познакомились с основными планетами, звёздами, кометами, Солнечной системой.

Рассматривая иллюстрации, книги, презентации о космосе

у детей сформировались  понятия о нашей Вселенной.

F:\DCIM\106___04\IMG_0114.JPG

Чтобы лучше всё это усвоить дети отражали свои впечатления в   самостоятельной художественной деятельности:

в лепке, рисовании, аппликации.

F:\DCIM\106___04\IMG_0044.JPG

F:\DCIM\106___04\IMG_0052.JPG

F:\DCIM\106___04\IMG_0056.JPG

Дети в своих работах  (лепке, рисунках и аппликации), изображали космонавтов, ракеты, летающие тарелки, луноходы. инопланетян, , звёзды, , роботов, кометы.

Получились очень интересные, замечательные работы.

F:\DCIM\106___04\IMG_0095.JPG

Во время проекта сделали коллективную аппликацию на тему:

 «Космос-это интересно».

F:\DCIM\106___04\IMG_0138.JPG

Цель  занятий:

 закрепление знаний и умений вырезать по контуру, не выходя за линии.

Ребятам очень нравится играть в подвижные игры на космическую тематику: «Космонавты», «Полёт на луну», «Космические дали».

F:\DCIM\106___04\IMG_0134.JPG

В течении всего проекта дети получили представление о космонавтах, о летательных аппаратах, познакомились с тем кто первый полетел в космос, закрепили знания о первом космонавте Ю.А.Гагарине.

В течение проекта были подобраны нужные материалы для книжного уголка.

F:\DCIM\106___04\IMG_0119.JPG

В проекте принимали участие и родители. Благодаря их фантазиям и помощи мы смогли оформить выставку под названием: «Космические дали».        

F:\DCIM\106___04\IMG_0025.JPGF:\DCIM\106___04\IMG_0028.JPG

F:\DCIM\106___04\IMG_0022.JPG

Выставка: «Космические дали».

H:\DCIM\106___04\IMG_0130.JPG

H:\DCIM\106___04\IMG_0139.JPG

H:\DCIM\106___04\IMG_0142.JPG

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0141.jpgC:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_0140.jpg



Предварительный просмотр:

Занятие «Космонавт-почётная  профессия»

Образовательная область ФГОС

«Познавательная деятельность»

с элементами логоритмики 

Задачи:

-        формировать познавательный интерес к профессии космонавта;

-        дать понятие о том, что космонавт - это человек, который обладает большим объемом знаний и умений, имеет крепкое здоровье;

-        развивать слухо-зрительно-двигательную координацию, речевые способности: по автоматизации поставленных звуков через логоритмические упражнения в словообразовании и грамматическом строе речи;

-        формировать самоконтроль;

-        воспитывать умения самостоятельно договариваться между собой в совместных действиях, а также уважение к трудной и опасной профессии космонавта.

Материал: карта звездного маршрута, арифметические действия, цифры, карточки с ритмическим рисунком, карточки со словами, объемные коробки для построек, молоточки.

Ход занятия

Воспитатель: Ежегодно 12 апреля наша страна отмечает День

космонавтики. Почему? (ответы детей)

Воспитатель: Да, в этот день 50 лет тому назад Юрий Гагарин совершил первый в мире космический полет. С того времени многие мальчики и девочки хотят стать космонавтами. Вы хотите стать космонавтами? (ответы детей) А каким он должен быть? (ответы детей) Дети, а сейчас вы готовы к полету в космос? Почему? (ответы детей)

стихи детей:

  1. Космонавтом хочешь стать,

     Должен много, много знать.

     Любой космический маршрут

     Открыт для тех, кто любит труд.

  1. Чтоб ракетой управлять,

     Нужно смелым, сильным стать.

     Слабых в космос не берут,

     Ведь полет нелегкий труд.

Воспитатель:  Много лет тому назад к полету в космос готовилось несколько летчиков, но все испытания выдержал на отлично Ю.Гагарин, и поэтому он первый совершил полет. Ребята, а вы готовы сегодня к испытаниям. В подготовке к полету в космос примут участия  I - «звездочки», II - «лучики».

Наш девиз - Звездочки сверкают, землю освещают, будем мы стараться, в космос собираться (I команда).

- Землю лучики согреют, всем становится теплее, будем все здоровыми, крепкими, веселыми. (II команда).

Воспитатель: Дети, будем космонавтами!

Ритмическое упражнение: «Будем космонавтами»

Каждый космонавт должен уметь ориентироваться по звездной карте. Внимательно смотрим на карту и запоминаем маршрут по звездам.

Ваша задача: точно пройти звездный путь.

В полете космонавты выполняют разные задания по изучению нашей планеты и космоса. Об этом они четко и внятно сообщают в центр управления. А я предлагаю вам поработать языком: «Кончик языка сейчас поработает у нас. Воздух глубоко вдыхаем, на звук «Р» - мы выдыхаем. Ваше задание: произнести и отхлопать слог по ритмическому рисунку.

(Детям раздаются карточки с ритмическими пачками).

Воспитатель: 

Во время полета космонавты получают радиосигналы с заданием. Например, сфотографировать определенные места на планете «Земля». Вам необходимо определить место на планете по сигналу: «яблоня-сад», «ширина-река», «глубина-море», «сосна-лес», «топь-болото», «жара-пустыня», «высота-гора», «береза-роща», «край-север», «неизвестность-остров» (Подведение итогов. Слово жюри).

-        Составить предложение из набора слов (воспитатель раздает карточки со словами, предлагает прочесть, вернуть слова на свои места и «подружить»)

Воспитатель: 

Наши космонавты умеют не только трудиться, но и красиво отдыхать (звучит песня «Если сильно захотеть»).

Песня «Если сильно захотеть»

Воспитатель: 

Космонавты - это очень умные люди, а вы, хотя еще и дошколята, но уже имеете небольшие знания о космосе, космических кораблях, о нашей планете.

Игра «Исправь ошибку»

 (воспитатель дает разные сообщения, а дети при необходимости исправляют).

Сообщения: «Мы живем на планете Москва»,

«По форме наша планета Земля напоминает блин»,

«Космонавт управляет самолетом»,

«На космонавте космическая шуба»,

«На голове космонавта шапка»,

«Ракета - водный вид транспорта»,

«Ракета стартует в космос с вокзала»,

«Ракета летит под Землей»,

«Космонавт смотрит в окно ракеты»,

«Луна - это спутник Марса»,

«Спутники ракеты движутся в космос по рельсам»,

«Первым увидел землю с космоса Юрий Гарин».

Воспитатель:

А теперь переходим к сборке комического корабля. 

Ребенок: 

На заводе слышен стук,

Молоточки тук-тук-тук.

Каждый что-то мастерит

И по-своему стучит

(под звуки мелодии с ритмическими изменениями дети повторяют ритм на молоточках). 

Воспитатель: Детали готовы, а теперь будем собирать космический корабль.

Игра «Собери корабль»

(каждая команда из коробок собирает корабль).

Воспитатель: Откуда стартуют ракеты?

На космодром вход посторонним запрещен, пройти могут только те, кто правильно наберет код. Дети подбирают цифры по арифметическим действиям и проходят на космодром.

Код набран правильно, и вход на космодром для вас открыт.

К подвигу гагаринцев вы готовы.

Ребенок: 

Мчатся ракеты к дальним мирам,

К подвигу сердце бьется,

Кто верит крылатым, как птица мечтам,

Тот цели своей добьется.



Предварительный просмотр:

Беседа

«Из истории возникновения ракеты»

Мечта человечества обрести крылья – теряется в глубине веков. Сколько же понадобилось времени, чтобы эта великая мечта стала реальностью? Мы свидетели бурного развития авиации. К сожалению, уподобиться птице человеку не суждено. Летать человек начал всего лишь без малого столетие, но подняться в воздух он сумел значительно раньше.

Висеть в воздухе – это не летать. Первые полёты совершались

на воздушных шарах, наполненных дымом от костров. В принципе, внутри шара может любой газ, легче окружающего воздуха. Воздушные шары – аэростаты – приспособили для путешествий, перевозки грузов, научных исследований. Со временем родилась идея сделать каркас этого транспортного средства жёстким – так появился дирижабль. На такого рода устройства начали ставить двигатели, что позволило перемещаться на огромные расстояния.

Настоящие самолёты, то есть управляемые аппараты тяжелее воздуха,

снабжённые двигателем, способные менять высоту и летать горизонтально, появились лишь на рубеже двух последних веков. Первые самолёты приводились в движение пропеллером-винтом.

Но для достижения больших скоростей и высот нужны иные двигатели. Если сжигать топливо в камере, а продукты сгорания – газы - выпускать в одном направлении, возможно, это заставит самолёт двигаться. И в 1910 году в воздух в Париже был поднят в воздух самолёт новой конструкции.  Это стало началом создания реактивного самолёта.

Именно реактивный двигатель позволил впервые превысить скорость звука, подняться на высоту 20 километров. Новые двигатели увеличили мощность и грузоподъёмность летающих машин настолько, что стало возможным перевозить по 200-300 пассажиров на тысячи километров, доставлять в самые разные точки земного шара сотни тонн грузов. Реактивный самолёт стал самым быстроходным современным видом транспорта.

Человек всегда стремился вырваться за пределы земного тяготения, но долгие годы об этом мечтали лишь поэты и писатели-фантасты. Осуществить эти мечты помогло использование ракет. Сами по себе они были известны давно, исторические источники отмечают их применение несколько столетий назад в Китае и Индии. Но это были небольшие устройства, и вряд ли кто-нибудь усматривал в них возможность заатмосферных путешествий. Космонавтика начала становиться на ноги, когда появились первые научные расчёты. Они доказывали выполнимость полёта по орбите вокруг Земли и даже далеко за её пределы с помощью реактивной техники, но создание её требовало новаторских конструкторских и инженерных решений. В обстановке глубокой секретности шла работа над космическими устройствами. И прошло поразительно мало времени с начала постройки первых, ещё во многом несовершенных, часто взрывающихся ракет до того, как человек сумел вырваться в космос, то есть достичь скорости около 8 километров в секунду! Всё это стало возможным, благодаря изобретённому авиацией реактивному двигателю.



Предварительный просмотр:

Рубрика для родителей: «Это интересно!»

История развития космонавтики

Космонавтика как наука, а затем и как практическая отрасль, сформировалась в середине XX века. Но этому предшествовала увлекательная история рождения и развития идеи полета в космос, начало которой положила фантазия, и только затем появились первые теоретические работы и эксперименты. Так, первоначально в мечтах человека полет в космические просторы осуществлялся с помощью сказочных средств или сил природы (смерчей, ураганов). Ближе к XX веку для этих целей в описаниях фантастов уже присутствовали технические средства - воздушные шары, сверхмощные пушки и, наконец, ракетные двигатели и собственно ракеты. Не одно поколение молодых романтиков выросло на произведениях Ж. Верна, Г. Уэллса, А. Толстого, А. Казанцева, основой которых было описание космических путешествий.

Надо сказать, что идея соединить космическое и земное направления человеческой деятельности принадлежит основателю теоретической космонавтики К.Э. Циолковскому.

В СССР начало практических работ по космическим программам связано с именами С.П. Королева и М.К. Тихонравова. В начале 1945 г. М.К. Тихонравов организовал группу специалистов РНИИ по разработке проекта пилотируемого высотного ракетного аппарата (кабины с двумя космонавтами) для исследования верхних слоев атмосферы. Проект было решено создавать на базе одноступенчатой жидкостной ракеты, рассчитанной для вертикального полета на высоту до 200 км.

Развернулись работы по подготовке запуска первого ИСЗ ПС-1. Был создан первый Совет главных конструкторов во главе с С.П. Королевым, который в дальнейшем и осуществлял руководство космической программой СССР, ставшего мировым лидером в освоении космоса.

Космонавтика уникальна тем, что многое предсказанное сначала фантастами, а затем учеными свершилось воистину с космической скоростью. Всего 56 лет прошло со дня запуска первого искусственного спутника Земли, 4 октября 1957 г., а история космонавтики уже содержит серии замечательных достижений, полученных первоначально СССР и США, а затем и другими космическими державами.

Уже многие тысячи спутников летают на орбитах вокруг Земли, аппараты достигли поверхности Луны, Венеры, Марса; научная аппаратура посылалась к Юпитеру, Меркурию, Сатурну для получения знаний об этих удаленных планетах Солнечной системы.

Триумфом космонавтики стал запуск 12 апреля 1961 г. первого человека в космос - Ю.А. Гагарина. Затем - групповой полет, выход человека в космос, создание орбитальных станций "Салют", "Мир"... СССР на долгое время стал ведущей страной в мире по пилотируемым программам.

Показательной является тенденция перехода от запуска одиночных космических аппаратов для решения в первую очередь военных задач к созданию крупномасштабных космических систем в интересах решения широкого спектра задач (в том числе социально-экономических и научных) и к интеграции космических отраслей различных стран.

Задачи, которые возникали при подготовке и реализации космических полетов, послужили толчком для интенсивного развития и таких общенаучных дисциплин, как небесная и теоретическая механика. Широкое использование новых математических методов и создание совершенных вычислительных машин позволило решать самые сложные задачи проектирования орбит космических аппаратов и управления ими в процессе полета, и в результате возникла новая научная дисциплина - динамика космического полета.

Большая работа по созданию ракет-носителей на базе баллистических ракет была выполнена в КБ "Южное", возглавлявшим  М.К. Янгелем. Надежность этих ракет-носителей легкого класса не знает аналогов в мировой космонавтике. В этом же КБ под руководством В.Ф. Уткина была создана ракета-носитель среднего класса "Зенит" - представитель второго поколения ракет-носителей.

Создаются спутниковые системы связи, охватывающие практически все страны мира и обеспечивающие двустороннюю оперативную связь с любыми абонентами. Этот вид связи оказался самым надежным и становится все более выгодным. Системы ретрансляции позволяют осуществлять управление космическими группировками с одного пункта на Земле. Созданы и эксплуатируются спутниковые навигационные системы. Без этих систем уже не мыслится сегодня использование современных транспортных средств - торговых судов, самолетов гражданской авиации, военной техники и др.

Произошли качественные изменения и в области пилотируемых полетов. Способность успешно работать вне космического корабля впервые была доказана советскими космонавтами в 1960-1970-х гг., а в 1980-1990-х гг. была продемонстрирована способность человека жить и работать в условиях невесомости в течение года. Во время полетов было проведено также большое число экспериментов - технических, геофизических и астрономических.

Важнейшими являются исследования в области космической медицины и систем жизнеобеспечения. Необходимо глубоко изучить человека и средства жизнеобеспечения тем, чтобы определить, что можно поручить человеку в космосе, особенно при продолжительном космическом полете.

Одним из первых космических экспериментов было фотографирование Земли, показавшее, как много могут дать наблюдения из космоса для открытия и разумного использования природных ресурсов.

В 1967 году в ходе автоматической стыковки двух беспилотных искусственных спутников Земли "Космос-186" и "Космос-188" была решена крупнейшая научно-техническая проблема встречи и стыковки космических аппаратов в космосе, позволившая в сравнительно короткие сроки создать первую орбитальную станцию (СССР) и выбрать наиболее рациональную схему полета космических кораблей к Луне с высадкой землян на ее поверхность (США). В 1981 году был совершен первый полет многоразовой транспортной космической системы "Спейс Шаттл" (США), а в 1991 году стартовала отечественная система "Энергия" - "Буран".

В целом решение разнообразных задач исследования космоса - от запусков искусственных спутников Земли до запусков межпланетных космических аппаратов и пилотируемых кораблей и станций - дало много бесценной научной информации о Вселенной и планетах Солнечной системы и значительно способствовало техническому прогрессу человечества. Спутники Земли совместно с зондирующими ракетами позволили получить детальные данные об околоземном космическом пространстве. Так, при помощи первых искусственных спутников были обнаружены радиационные пояса, в ходе их исследования было глубже изучено взаимодействие Земли с заряженными частицами, испускаемыми Солнцем. Межпланетные космические полеты помогли нам глубже понять природу многих планетарных явлений - солнечного ветра, солнечных бурь, метеоритных дождей и др.

Космические аппараты, запущенные к Луне, передали снимки ее поверхности, сфотографировали в том числе и ее невидимую с Земли сторону с разрешающей способностью, значительно превосходящей возможности земных средств. Были взяты пробы лунного грунта, а также доставлены на лунную поверхность автоматические самоходные аппараты "Луноход-1" и "Луноход-2".

Автоматические космические аппараты дали возможность получить дополнительную информацию о форме и гравитационном поле Земли, уточнить тонкие детали формы Земли и ее магнитного поля. Искусственные спутники помогли получить более точные данные о массе, форме и орбите Луны. Массы Венеры и Марса также были уточнены с помощью наблюдений траекторий полетов космических аппаратов.

Требования космонавтики обусловили необходимость конструирования комплексных автоматических устройств при жестких ограничениях, вызванных грузоподъемностью ракет-носителей и условиями космического пространства, что явилось дополнительным стимулом для быстрого совершенствования автоматики и микроэлектроники.

Результаты, получаемые в области спутниковой геодезии, особенно важны для решения военных задач, картирования природных ресурсов, повышения точности траекторных измерений, а также для изучения Земли. С использованием космических средств появляется уникальная возможность решения задач экологического мониторинга Земли и глобального контроля природных ресурсов. Результаты космических съемок оказались эффективным средством наблюдения за развитием посевов сельскохозяйственных культур, выявления заболеваний растительности, измерения некоторых почвенных факторов, состояния водной среды и т.д. Совокупность различных методов космической съемки обеспечивает практически достоверную, полную и детальную информацию о природных ресурсах и состоянии окружающей среды.

Помимо уже определившихся направлений, очевидно, будут развиваться и новые направления использования космической техники, например организация технологических производств, невозможных в земных условиях. Так, невесомость можно использовать для получения кристаллов полупроводниковых соединений. Такие кристаллы найдут применение в электронной промышленности для создания нового класса полупроводниковых приборов. В условиях невесомости свободно парящий жидкий металл и другие материалы легко деформировать слабыми магнитными полями. Это открывает путь для получения слитков любой наперед заданной формы без их кристаллизации в изложницах, как это делается на Земле. Особенность таких слитков - почти полное отсутствие внутренних напряжений и высокая чистота.

Возможность осуществления таких замыслов неразрывно связана с решением задач по созданию новых двигателей для полетов в космическом пространстве не требующих значительных запасов топлива, например ионных, фотонных, а также использующих природные силы - силу гравитации, торсионные поля и др.

Создание новых уникальных образцов ракетно-космической техники, а также методов космических исследований, проведение космических экспериментов на автоматических и пилотируемых кораблях и станциях в околоземном космосе, а также на орбитах планет Солнечной системы - благодатная почва объединения усилий ученых и конструкторов разных стран.

В начале XXI века в космическом полете находятся десятки тысяч объектов искусственного происхождения. В их число входят космические аппараты и фрагменты (последние ступени ракет-носителей, обтекатели, переходники и отделяющиеся детали).

Поэтому наряду с остро стоящей проблемой борьбы с загрязнением нашей планеты встанет вопрос борьбы с засорением околоземного космического пространства. Уже в настоящее время одной из проблем является распределение частотного ресурса геостационарной орбиты вследствие ее насыщения космическими аппаратами различного назначения.

Несомненным успехом мировой космонавтики было осуществление программы ЭПАС, заключительный этап которой - запуск и стыковка на орбите космических кораблей "Союз" и "Аполлон" - был осуществлен в июле 1975 г. Этот полет ознаменовал собой начало международных программ, которые успешно развивались в последнюю четверть XX века и несомненным успехом которых явились изготовление, запуск и сборка на орбите Международной космической станции.

 

Важнейшие этапы освоения космоса

В 1957 году под руководством Королёва была создана первая в мире межконтинентальная

баллистическая ракета Р-7, которая в том же году была использована для запуска первого в мире искусственного спутника Земли.

4 октября 1957 года запущен первый искусственный спутник Земли Спутник-1 (СССР).

3 ноября 1957 года запущен второй искусственный спутник Земли Спутник-2, впервые выведший в космос живое существо - собаку Лайку (СССР).

4 января 1959 года станция «Луна-1» прошла на расстоянии 6000 километров от поверхности Луны и вышла на гелиоцентрическую орбиту. Она стала первым в мире искусственным спутником Солнца (СССР).

14 сентября 1959 года станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны в районе Моря Ясности вблизи кратеров Аристид, Архимед и Автолик, доставив вымпел с гербом СССР (СССР).

4 октября 1959 года запущена АМС «Луна-3», которая впервые в мире сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны. Также во время полёта впервые в мире был на практике осуществлён гравитационный манёвр (СССР).

19 августа 1960 года совершён первый в истории орбитальный полёт в космос живых существ с успешным возвращением на Землю. На корабле «Спутник-5» орбитальный полёт совершили собаки Белка и Стрелка (СССР).

12 апреля 1961 года совершён первый полёт человека в космос (Ю. Гагарин) на корабле Восток-1 (СССР).

12 августа 1962 года совершён первый в мире групповой космический полёт на кораблях Восток-3 и Восток-4. Максимальное сближение кораблей составило порядка 6.5 км  (СССР).

16 июня 1963 года совершён первый в мире полёт в космос женщины-космонавта (Валентина Терешкова) на космическом корабле Восток-6 (СССР).

12 октября 1964 года совершил полёт первый в мире многоместный космический корабль Восход-1 (СССР).

18 марта 1965 гола совершён первый в истории выход человека в открытый космос. Космонавт Алексей Леонов совершил выход в открытый космос из корабля Восход-2  (СССР).

3 февраля 1966 года АМС Луна-9 совершила первую в мире мягкую посадку на поверхность Луны, были переданы панорамные снимки Луны (СССР).

1 марта 1966 года станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры, доставив вымпел СССР. Это был первый в мире перелёт космического аппарата с Земли на другую планету (СССР).

3 апреля 1966 года станция «Луна-10» стала первым искусственным спутником Луны  (СССР).

30 октября 1967 года произведена первая стыковка двух беспилотных космических аппаратов «Космос-186» и «Космос-188» (CCCР).

15 сентября 1968 года первое возвращение космического аппарата (Зонд-5) на Землю после облета Луны. На борту находились живые существа: черепахи, плодовые мухи, черви, растения, семена, бактерии. (СССР).

16 января 1969 года произведена первая стыковка двух пилотируемых космических кораблей Союз-4 и Союз-5. (СССР).

21 июля 1969 года - первая высадка человека на Луну (Н. Армстронг) в рамках лунной экспедиции корабля Аполлон-11, доставившей на Землю, в том числе и первые пробы лунного грунта. (США).

24 сентября 1970 года станция «Луна-16» произвела забор и последующую доставку на Землю (станцией «Луна-16») образцов лунного грунта. (СССР). Она же — первый беспилотный космический аппарат, доставивший на Землю пробы породы с другого космического тела (то есть, в данном случае, с Луны).

17 ноября 1970 года - мягкая посадка и начало работы первого в мире полуавтоматического дистанционно управляемого самоходного аппарата, управляемого с Земли: Луноход-1. (СССР).

15 декабря 1970 года - первая в мире мягкая посадка на поверхность Венеры: «Венера-7». (СССР).

19 апреля 1971 года запущена первая орбитальная станция Салют-1. (СССР).

13 ноября 1971 года станция «Маринер-9» стала первым искусственным спутником Марса. (США).

27 ноября 1971 года станция «Марс-2» впервые достигла поверхности Марса. (СССР).

2 декабря 1971 года 0 первая мягкая посадка АМС на Марс: «Марс-3». (СССР).

3 марта 1972 года - запуск первого аппарата, покинувшего впоследствии пределы Солнечной системы: Пионер-10. (США).

20 октября 1975 года станция «Венера-9» стала первым искусственным спутником Венеры. (СССР).

Октябрь 1975 года - мягкая посадка двух космических аппаратов «Венера-9» и «Венера-10» и первые в мире фотоснимки поверхности Венеры. (СССР).

12 апреля 1981 года - первый полёт первого многоразового транспортного космического корабля «Колумбия». (США).

20 февраля 1986 года - вывод на орбиту базового модуля орбитальной станции Мир

7 декабря 1995 года станция «Галилео» стала первым искусственным спутником Юпитера. (США).

20 ноября 1998 года - запуск первого блока Международной космической станции. Производство и запуск (Россия). Владелец (США).

24 июня 2000 года станция «NEAR Shoemaker» стала первым искусственным спутником астероида (433 Эрос). (США).

30 июня 2004 года станция «Кассини» стала первым искусственным спутником Сатурна. (США).

В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

Мониторинг знаний детей по теме «Мы и космос» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы: 

  • Какие планеты есть в нашей Солнечной системе?
  • Кто летает в Космос?
  • Кто первый полетел в космос?
  • Как звали первого космонавта?
  • На чем летают в космос?
  • Зачем люди летают в Космос?

Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о космосе.



Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Игримская СОШ № 1

«Весёлые старты»

Сценарий развлечения

ко Дню Космонавтики.

C:\Users\Сергей\Desktop\IMG_0121.JPG

                

Подготовила:

Мелентьева Е.В.

2020 г

12 апреля – День космонавтики!

В космической ракетеC:\Users\Сергей\Desktop\IMG_0121.JPG

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

В рамках празднования  «Дня космонавтики», 13 апреля 2017г. в детском саду прошёл спортивный праздник.

В нём принимали участие дети пдготовительной группы с родителями и воспитатели группы Кутеева Л.В., Мелентьева Е.В.

На празднике дети показали свои знания о космосе (отвечали  на вопросы,  отгадывали загадки, показали умение работать в команде), чем и порадовали своих родителей. Затем с уверенностью наши ребята прошли испытание в командных состязаниях «Я буду космонавтом».  Победила  дружба.

Сценарий спортивного праздника «День Космонавтики»

Для детей старшего дошкольного возраста.

Предварительная работа: чтение литературы

  • Рассматривание иллюстраций.
  • Беседа о первых космонавтах.

Цели:

Создать радостную, бодрую атмосферу.

  • Предоставить детям возможность активного отдыха.

Задачи:

Совершенствовать двигательные способности детей.

  • Развивать основные физические качества (силу, ловкость, быстроту, выносливость, координацию движений).
  • Воспитывать целеустремленность, командные качества.

Оборудование:

  • 4 Дуги;
  • 2 обруча;
  • 2 палки;
  • 2 пары сапог;
  • 2 обруча.

Спортивный праздник «День Космонавтики»

Дети входят в зал под музыку, обходят круг и выстраиваются полукругом.

Ведущий 1: Сегодня мы отмечаем один из самых интересных праздников на земле. Много лет назад, в 1961 году 12 апреля, впервые в мире в космос на космическом корабле «Восток» поднялся наш герой – космонавт один Юрий Гагарин. А как это было, давайте посмотрим.

Показ видеоролика «Подготовка к полету».

Ведущий 1: А давайте сегодня и мы отметим праздник «День Космонавтики», как следует, чтобы он нам запомнился. Вдруг после этого кто-то из вас - сам захочет стать космонавтом, чтобы прославить нашу страну. А чтобы стать космонавтом надо пройти испытания. Ребята, а вы знаете, какую подготовку должен пройти космонавт перед полетом?

Ребенок 1:

Рано утром я проснусь,

На зарядку становлюсь –

Приседаю и скачу,

Космонавтом стать хочу!

Ребенок 2:

Космонавтом чтобы стать,

Надо многое узнать:

Быть проворным и умелым,

Очень ловким, очень смелым.

Ведущий 2: А вы готовы пройти испытания? Но прежде чем приступить к испытаниям нам необходимо как следует разогреться. На разминку становись.

Разминка.

Все готово для полета, (дети поднимают руки сначала вперед, потом вверх)

Ждут ракеты всех ребят, (соединяют пальцы над головой, изображая ракету)

Мало времени для взлета, (маршируют на месте)

Космонавты встали в ряд. (Встали прыжком-ноги врозь, руки на поясе)

Поклонились вправо, влево, (делают наклоны в стороны)

Отдадим земной поклон (Делают наклоны вперед)

Вот ракета полетела (Делают прыжки на 2-х ногах)

Опустел наш космодром (Приседают на корточки, затем поднимаются)

Раз-два, стоит ракета, (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре - скоро взлет. (Разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца, (описывают руками большой круг)

Космонавтам нужен год. (Берутся руками за щеки и качают головой)

Но дорогой нам не страшно, (руки в стороны, корпус качают вправо-влево)

Каждый ведь из нас - атлет. (Сгибают руки в локтях, сжав кулаки)

Пролетая над Землей, (снова разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. (Поднимают вверх и машут)

Ведущий 2: А теперь начинаем спортивные состязания. Для начала поприветствуем 2 команды. Это команда «Спутник» и команда «Ракета».

Ведущий 1: Команды для приветствия приготовились!

Команда «Ракета».

Стать космонавтом все мы знаем –

Задача трудная для всех.

Соревнования начинаем

И твердо верим

В наш успех.

Команда «Спутник».

Чтобы в космос к звездам далеким летать,

Мы готовы сейчас все себя показать!

Ведущий 2: Итак, первое испытание называется «Космическая команда». Ведь для того чтобы полететь в космос, необходимо набрать дружную, сплоченную команду. Вот сейчас каждая команда должны образовать круг, взявшись за руки. Потом для начала я Вам всем скомандую «Гуляем!» В это время все должны опустить руки и просто прогуливаться по нашему залу. Но когда прозвучит команда «В ракету!», обе команды должны вновь собрать круг из своих игроков, взявшись за руки. А мы посмотрим, у какой команды это быстрее получится.

Под музыку команды играют.

Ведущий 1: Какие вы молодцы, собрали дружную команду. А теперь можно отправляться в космос.

Ведущий 2: Следующее испытание «Команда «На старт!». Перед каждой командой тоннель - это входной модуль космического корабля - и стойка, которая обозначает его люк. Вы по очереди пролезаете сквозь тоннель, забегаете за стойку - и вы уже в космическом корабле. Выигрывает та команда, которая быстрее всех выполнит задание и закончит посадку на корабль.

Дети проходят испытание.

Ведущий 1: А давайте немного отдохнем. Команды садятся. А вы знаете кто такие Белка и Стрелка? Белка и Стрелка — советские собаки-космонавты, первые животные совершившие орбитальный космический полёт и вернувшиеся на Землю невредимыми. Полёт проходил на корабле «Спутник-5». Старт состоялся 19 августа 1960 года, полёт продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Давайте посмотрим, как их готовили к полету.

Показ видеофильма «Белка и Стрелка готовятся к полету».

Ведущий 2: Ну что команды отдохнули? Тогда продолжаем. Следующее испытание называется «Велогонки». Мы научимся перемещаться на специальном мобильном планетоходе. Он есть на каждом космическом корабле, и используется для исследования новых планет. Чтобы планетоход двигался быстро, им должны управлять сразу два космонавта.

Сейчас, когда мы с вами тренируемся, планетоход заменит обыкновенная гимнастическая палка. Палку нужно оседлать 2-м участникам - они исследователи планеты. Каждому дуэту предстоит «проехать», удерживая между ногами палку, до поворотной отметки и обратно. Побеждает самые быстрые. Под музыку выполняют эстафету.

Ведущий 2: Молодцы. Итак, следующее испытание.

Ведущий 1: Оно будет забавной и развлекательной. А называется испытание - Примерь спортивный скафандр», и в ней победит та команда, чьи игроки в специальном «космонавтской» форме скорее пробегут поочередно определенный отрезок.

Ведущий 2: Вот какими будут условия новой игры. Посмотрите, каждая команда получает по паре вот таких огромных сапог - помните, в сказках были подобные сапоги, с помощью которых их владелец мог быстро передвигаться. Их даже называли по-особому - семимильными. Сейчас каждому из вас предстоит померить пару таких семимильных сапог.

По сигналу первый участник каждой команды надевает сапоги-скороходы, проходит дистанцию и, вернувшись на место, снимает сапоги, передает их следующему игроку своей команды. Чья команда быстрее выполнит задание, та и считается победительницей.

Команды выполняют испытание.

Ведущий 1: Пока наши команды отдохнут, мы послушаем стихи.

Ребенок 1.

Мы смотрим на синее небо,

А в небе нам звезды видны.

Сверкают, летая, кометы

И дарят мальчишкам мечты.

Ребенок 2.

Нам хочется в космосе всем побывать

И сделать один только шаг на Луну.

Желанье скорее успеть загадать,

Увидев упавшую с неба звезду.

Ведущий 2: Последнее испытание «Возвращение на Землю». Добежать до ориентира, пролезая в обруч (по три обруча), обежать ориентир, вернуться бегом. Эстафета передается хлопком. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.

Ведущий 1: Отлично! Вы молодцы, ребята, так много прошли испытаний, многое преодолели. Давайте подведем итоги, и посмотрим, чья команда выиграла.

Ведущий 2: А выиграла дружба. Нам пора заканчивать наш праздник, посвященный Дню Космонавтики.

Командам раздаются призы и дипломы. Зрителям шарики. На этом спортивный праздник «День Космонавтики» завершается.

C:\Users\Сергей\Desktop\IMG_0073.JPGC:\Users\Сергей\Desktop\IMG_0070.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в области ФГОС речевое развитие «Солнышко»

Для детей младшего возраста с 2-х до 3-х лет.(Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающая, проблемное обучение)...

НОД в области ФГОС речевое развитие "Капризная Аленушка"

конспект занятия по развитию речи "Капризная Аленушка"...

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Познавательное развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям  ФГОС  Познавательное развитие...

Проект "Космос и человек". Образовательная область ФГОС «Познавательное развитие».

Полёт апрельский небо озарилРывок Земли в космические дали.Гагарин первым подвиг совершилприблизив то, о чем мы лишь мечтали....

Выступление на педсовете: « Работаем по ФГОС» Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ. Развитие познавательной деятельности.

Что дает познавательная деятельность?В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу малы...

Образовательная деятельность по областям в соответствии с ФГОС Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей (Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие)

Месяц      Октябрь      Лексическая тема   Овощи.  Фрукты.Ознакомление с окружающим.Задачи коррекционно-развивающей работы  с деть...