Ознакомление с окружающий миром детей, раннего возраста.
материал по окружающему миру
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oznakomlenie_s_okruzhayushchiy_mirom_detey_rannego_vozrasta.odt | 15.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Ознакомление с окружающий миром детей, раннего возраста.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребёнок познаёт то, что окружает его дома, в детском саду, со временем его жизненный опыт обогащается. Немалую роль в этом играют ежедневные впечатления от общения с людьми.
Дошкольнику не свойственна созерцательность, он стремится к активному взаимодействию с окружающей его средой.
Непосредственный контакт ребёнка с доступными ему предметами позволяет познать их отличительные особенности, но это порождает у ребёнка и множество вопросов. Значит, мир, чуть приоткрыв свои тайны, пробуждает любознательность у маленького человека, желание узнать больше нового.
Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. Вообще в яслях все занятия проходят в игровой форме.
Основополагающую роль для малышей в познании окружающей среды играют непосредственные действия, связанные с обследованием, рассматриванием нового предмета или игрушки. Я всегда стараюсь помнить, что знакомство с окружающим миром для ребёнка раннего возраста не является только забавой, это труд, который даёт основу первых знаний, а сам малыш не пассивный созерцатель, он – творец, потому что прикладывает активные, хотя и элементарные усилия к освоению действительности.
Мир развёртывающийся перед глазами ребёнка огромен и многолик. Малыша интересует всё : люди, предметы, пространство, животные, растения, явления природы. Я стараюсь постепенно знакомить детей со всеми этими явлениями. Особое внимание детей я обращаю на строение человека, все люди имеют глаза, руки, ноги, рот, уши и т. д. Называя эти части тела, я знакомлю детей со строением тела человека. Ребёнок запоминает названия частей тела и по моей просьбе показывает их. (Где у Маши глазки). Также я прошу показать глаза, нос, руки, ноги у куклы, закрепляя тем самым знания детей. В этом возрасте малыш начинает понимать эмоциональное состояние человека (засмеялся, заплакал). «Ты обидел Машу, она заплакала» – говорю я Саше, так делать нельзя, пожалей её. Я жалею Машу, привлекая к своим действиям обидчика.
Через игровую деятельность знакомлю детей с бытовой, трудовой деятельностью. Возможности малыша ещё ограничены, поэтому нецелесообразно давать много новой информации; надо постепенно расширять и обогащать его знания через практическое освоение предметной действительности.
С целью закрепления полученных знаний использую различные приёмы, например, обращаюсь к ребёнку с просьбой выполнить определённые действия. (Таня принеси мне пирамидку, Илья принеси мне шапку, одевай её на голову, сейчас пойдём гулять); приучаю выполнять несложные поручения: (Настя положи куклу в кроватку). К концу второго года малыши уже хорошо ориентируются в групповой комнате: знают, где находятся окна, двери потолок, пол, усваивают назначение спальни столовой, игровой, туалетной комнаты.
К началу третьего года жизни довольно высокого уровня достигают восприятие и память ребёнка, возрастает устойчивость внимания, зарождается образное мышление, которая позволяет понимать речь окружающих людей без наглядного сопровождения. Дети в ознакомлении с окружающим миром чаще всего руководствуются сюжетно – ролевой игрой. Малыши чаще начинают использовать предметы – заместители. На более высоком уровне осуществляется ориентировка ребёнка в окружающем, дальнейшая систематизация первых знаний: человек и жилище (дом, человек и растительный мир (выращивание овощей, человек и животный мир (забота о животных). Эти представления на третьем году жизни формируются постепенно – в процессе неоднократных наблюдений, рассказов взрослого, обобщения, сравнения. Я веду ребёнка от простого к сложному, помня о том, что он видит перед собой целостную, единую действительность, которую начинает познавать всерьёз уже с первых лет жизни. Однако любая информация должна облекаться в доступную для ребёнка форму. Представления, приобретённые в процессе наблюдений, уточняются в дидактических играх, инсценировках, при рассмотрении картин и иллюстраций. Так во время экскурсии по групповой комнате спрашиваю детей : «Покажите ковёр, какой он у нас? (красивый) на чём лежит ковёр? (на полу)». Одно и тоже программное содержание при повторении усложняется.
Начиная с первой младшей группы через игру и эмоциональное воздействие, я стараюсь вызвать у малышей интерес к познанию окружающего мира, в том числе и природы. Знакомлю детей с первыми игрушками, изображающими животных, использую различные дидактические игры: «Кто в домике живет?», говорящее лото «Домашние животные», которые можно проводить неоднократно, каждый раз изменяя число персонажей; игры – сюрпризы: «Кто- то постучался», «Ты кто?»; игры- забавы: «Солнечный зайчик», «Водичка- водичка» и другие. Позже показываю театрализованные игры с использованием кукольного и настольного театра. Кругозор детей постоянно расширяется наблюдениями за животными, явлениями природы, растениями, за поведением старших, наконец, привлекаю самих детей к посильному труду.
Во время дидактических игр и занятий по ознакомлению с животным миром одним из первых задаю вопрос: «Что зайчик кушает?», «Что кушает корова?», «Что кушает петушок?», и мы обязательно рассматриваем на картинках или в натуральном виде, чем питаются животные и птицы, зайчику – морковку, петушку – зерно и т. д. И даже если дети не сразу запомнят, что лошадь любит сено, а петушок –зерно, главное, чтобы малыши поняли, чтобы быть здоровыми, весёлыми нужно обязательно кушать, а в благодарность детям петушок запел свои песенки. Здесь мы с малышами вспоминаем потешку «Петушок – петушок». И вообще я очень большое внимание в познавательной деятельности уделяю потешкам и сказкам. Ознакомление у детей происходит ещё дома с мамой, когда она поёт малышу колыбельную или во время еды читает ребёнку сказку или поёт песенку. Потешки – это особый вид малого фольклорного жанра, как нельзя лучше способствует ознакомлению детей с окружающим миром. Во – первых потешка способствует образному восприятию мира. Герои– лисы, зайца, волка, медведя, петушка. Во – вторых потешка раскрывает характер героя. Лиса – хитрая, волк – сердитый, медведь – сильный, мышка – маленькая, но удаленькая. По ознакомлению с окружающим миром я знакомлю малышей с потешками: «Заюшка войди в сад», «Лиса по лесу ходила», «Сидит белка на тележке», «Коза – хлопота», «Огуречик, огуречик» и многими другими, в которых рассказывается о животных. При этом очень важно показать картинки, на которых изображены животные, подчеркнуть их отличительные особенности, а затем сходство, чтобы дети могли впоследствии узнавать и различать их на картинке, в игрушке. Всё, что связано с живыми объектами, даёт быстрый положительный результат, как в познавательном, так и в нравственном и эмоциональном смысле.
Зимой на прогулке мы с малышами рассматриваем снег и снежинки, снежинка на ладони тает и из неё получается вода. На нашем участке висят кормушки, и мы с малышами кормим птиц, дети очень радуются этому. Я стараюсь привить детям к животным, к птицам, понимание того, что слабого, беззащитного нельзя обижать, оставлять без помощи. Для того, чтобы к малышу пришло понимание природы, мало дать конкретные знания о ней, необходимо научить слушать её, радоваться ей, учить видеть прекрасное. Когда идёт снег или светит солнце, когда зеленеет трава или мерцают звёзды, учить слышать пение птиц, звон капели, шум ветра. Именно эти навыки обогащают душу и внутренний мир ребёнка, заставляют его глубже познавать окружающий мир, повышают интеллект и культуру.
Большое внимание в познании природного мира я уделяю работе с родителями. Прошу родителей малышей на прогулках или по пути домой из детского сада обращать внимание на погоду, явления природы, животных, птиц. В зависимости от развития детей рекомендую задавать им различные вопросы, например, «Какое время года?», «Как одеты люди?», «Снег какой?», «Почему капают сосульки?» и т. д. Советую родителям больше общаться с детьми, особенно в выходные дни. На родительских собраниях стараюсь затронуть темы нравственности, доброты, отношения детей к окружающему миру. Непосредственное общение ребёнка с родителями даёт очень многое, дети лучше понимают родственные связи, например, он мой братик, это моя бабушка, это мой папа и т. д. Малыши начинают понимать смысл слова – взрослые и смысл слова – дети.
В это же время начинаю знакомить малышей с профессиями. Вначале их внимание привлекаю к специализированному труду людей, работающих в садике: повара, медицинская сестра, прачка, дворник, воспитатели. Провожу экскурсию на кухню, где малыши видят, как повара готовят пищу, видят посуду – кастрюли большие и маленькие, чайники, разделочные доски и многое другое. Затем в группе мы с детьми обсуждаем и обыгрываем все запомнившиеся моменты в уголке «Кухня». Также знакомлю с профессией медицинской сестры, с обязанностями, которые она выполняет. В групповой комнате у нас оформлен уголок «Больница», где мы с малышами лечим кукол, зверей. После посещения медицинского кабинета всем детям сразу хочется быть доктором. Все полученные знания закрепляем в сюжетно – ролевой игре.
Пытливый взгляд ребёнка, умение подметить новое, появившееся в знакомом окружении, формирует представление о мире, в котором всё находится в движении, меняет свои состояния. У малышей постепенно складывается впечатление об окружающих предметах и явлениях в их развитии. Вот что было и вот что стало – говорят дети, подчёркивая словами изменчивую сущность явлений.
Детям чаще нужно предоставлять самостоятельность, не делать запретов в тех ситуациях, когда можно разрешить побегать босиком по траве, помочь полить растения на огороде. Эти действия составляют неповторимую особенность, которая должна не умилять взрослых своей забавностью, но и вызывать определённое чувство уважения. В свою очередь познавательная деятельность оказывает огромное влияние на развитие речи. У малыша появляется настоятельная потребность спрашивать взрослых о заинтересовавших его предметах и явлениях окружающего мира. Считается, что речь ребёнка формируется внутри познавательной деятельности.
Я знаю: ранний возраст – важный этап в жизни ребёнка. В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности : образного мышления, воображения, появляется готовность овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире. Именно в это время закладываются основы нравственности. Возрастает активность детей в разных видах деятельности: (игровой, трудовой, учебной).
Основной задачей в своей работе я считаю: наполнить повседневную жизнь ребёнка в группе интересными делами, включить малыша в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий НОД по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей раннего возраста (1,5 -2 года) на тему: « В гости к Петрушке»
Ребятки отправляются на паровозике в гости к Петрушке и его другу мишке. Дети произносят звукоподражание паровозика, дудочки, колокольчика. Поют песенки и расссказывают стихи....
Методическая разработка: Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с окружающим для детей раннего возраста (1,5 -2 года)
«В гости к Петрушке»....
Статья по разделу: "Работа с дошкольниками", тема: «Знакомство с окружающим миром детей раннего возраста»
В данной статье описаны различные методы ознакомления ребенка с природой и окружающим миром. ...
Ознакомление с окружающим миром детей раннего возраста через экспериментирование
Презентация "Ознакомление детей раннего возраста через экспериментирование"...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром детей раннего возраста
Програмное содержание:Познакомить детей с новым для них животным – кроликом, особенностями его внешнего вида (длинные уши, круглые глаза, на теле мягкая пушистая шерсть, короткий хвост, на...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром детей раннего возраста "Выходи, дружок, на зелёненький лужок".
Формирование представления о растениях(одуванчике,ромашке),развитие зрительного восприятия; связывания изображения со словом....