Конспект занятия "Животные Севера России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гришанова-Штанько Лилия Викторовна

конспект заняти по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия208.64 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №20»

Конспект открытого занятия

«Животные Севера России»

https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0456/000ebddd-644c0452/hello_html_m3d5034d3.jpg

Подготовила воспитатель:

Гришанова-Штанько Лилия Викторовна

город Курск, 2022

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему«Животные Севера России».

Приоритетная образовательная область: Речевое развитие

Интеграция образовательных областей:

• Социально-коммуникативное развитие

• Познавательное развитие

• Физическое развитие

Цель: Закрепить знания детей о животных Севера.

Задачи:

Образовательные:

- закрепление представлений о природе, погоде, животных Севера (их внешнем виде,).

- уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Северсеверный полюссеверное сияниеживотное, белый медведь, морж, северный олень, рога, копыта, шерсть, ласты).

Развивающие:

- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Воспитательные:

- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.

Словарь:

-существительные: белый медведь, морж, северный олень, морской котик, касатка, белуха, полярная сова, кит, Север, лед, океан, ветер, снег, метель, туловище, голова, шея, рога, лапы, шерсть, ласты, клюв, крылья.

-прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый, рогатый, коричневый, толстый, рогатый, пушистый.

Оборудование: глобус, карта России, картинки по теме, загадки.

Предварительная работа:

Беседы на тему «Животные Севера», рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций, видеофильмов о животных, чтение энциклопедий.

Организационный момент: 

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг, и я – твой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Лицом к друг другу повернулись,

Руку правую пожали,

Крепко так себя обняли.

Отошли и поклонились.

Вы готовы заниматься?

Ребята, вы знаете что это? Это глобус, модель нашей Земли. Как вы думаете, что обозначает этот голубой цвет? Правильно, это вода- моря, океаны- и ее очень много.  И по всей земле живут разные животные. А сейчас я вам загадаю загадку:

Там очень-очень холодно, там всегда зима

Там лежат холодные вечные снега

Там медведи белые бродят круглый год

Морж усатый медленно в полынье плывёт

Отгадайте-ка ребятки, где находится загадка? (На Севере.)

Эта самая верхняя точка земли называется - Северный полюс. Туда можно добраться только на корабле или самолете, потому что он со всех сторон окружен океаном.

Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?

Дети: Россия.

Воспитатель: В каком городе мы живём?

Дети: Курске.

Воспитатель: Наша страна Россия – самая большая в мире. На крайнем севере нашей страны раскинул свои воды Северный Ледовитый океан. Арктика. Сегодня мы отправимся в путешествие на Крайний север России. Океан покрылся льдом. Лёд в Арктике никогда не тает. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Но летом бывает полярный день, когда солнце светит все время и не садится за горизонт.

А теперь давайте отправимся на Северный полюс.

Мы плывем на ледоколе

Ледокол идет по льду

Ледяное поле колет

Слева льдина проплывет

Справа айсберги встают

А друзья не унывают

И по-прежнему плывут.

Воспитатель: А на Севере какая погода?

Дети: Холодно, морозно.

Звучит аудиозапись вьюги.

Появляется Снеговик.

Снеговик: Здравствуйте ребята! А вы знаете кто я?

Дети: -Снеговик!

Снеговик: Я сегодня помогу вам провести экскурсию по Северному полюсу. Хотите?

Дети:- Да!

Снеговик: Речь с движением «Северная страна».

Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи)

Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем

открывают)

Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)

И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)

Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами, руки разводят в стороны) и птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)

Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)

Хозяин ледяной пустыни.

Воспитатель: И вот мы с вами на Северном полюсе. Что здесь вы видите?

(показ картинок)

Дети: Много снега.

Воспитатель: А снег какой?

Дети: Мягкий, пушистый.

Воспитатель: А что еще мы видим на Севере?

Дети: Снежные горы, северное сияние. 

Воспитатель: А что еще мы видим на Севере?

Дети: полярную ночь, полярный день.

Воспитатель: А как вы думаете, в таком суровом климате кто-нибудь живет? Ребята чтобы узнать какие животные живут на крайнем севере я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы?

Дети(Да, мы готовы).

Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, появится картинка – отгадка.

Снеговик:  Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец и заботливый отец.

Трёхметровый великан, весит тыщу килограмм!

 И в любую непогоду спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь).

 Раскидистые ветки ношу на голове.

На Севере холодном приходится жить мне.

Лишайник, мох и травку весной и летом ем. (Олень)

Мех серебрист. Мышей ловец.

С лисою схож, зовут... (Песец)

Два мощных имеет клыка,

Два ласта и два плавника,

Но этого дядю не трожь,

Прилёг отдохнуть толстый (Морж)

Летает бесшумно

Кругом голова

Полярная, бела птица… (Сова).

Воспитатель:  Среди хищных зверей Севера самым крупным является  – белый медведь

-Давайте попробуем описать белого медведя.

- Кто это? (это белый медведь)

- Какого он цвета? (белого)

- Части тела? (голова, большие лапы и маленький хвостик).

- Чем покрыто тело белого медведя (тело белого медведя покрыто густой шерстью).

- Чем питается белый медведь? (Белый медведь питается тюленями, морскими водорослями, песцами, крупной рыбой.) Живет на суше.

Воспитатель:  А это северные олени. Они хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.

 Давайте опишем северного оленя.

- Кто это? (это северный олень).

- Какого он цвета (серого, белого, коричневого, а хвостик белый).

- Части тела? (туловище, длинные ноги, на ногах копыта, вытянутая голова на голове есть рога).

- Чем покрыто тело северного оленя (тело северного оленя покрыто шерстью).

- Чем питается северный олень (мхом, травой, лишайником). Живет на суше.

Давайте немного отдохнем.

Снеговик проводит физ.минутку: «У оленя дом большой».

У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)

Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)

Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)

В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)

Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)

Дверь открой! (открываем дверь)

Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)

Охотник злой! (изображаем руками ружье)

Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)

Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)

Воспитатель: Молодцы, продолжим.

Воспитатель: Это животное называется морж. Он большой и неуклюжий Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.

Кто попробует  описать моржа?

- Кто это? (это морж).

- Какого он цвета (коричневого или бурого). Живет на суше и в воде.

- Части тела? (у моржа маленькая голова и крупное вытянутое тело у моржа есть клыки. Клыки помогают моржу забираться на льдины. А еще у моржа есть ласты, которые помогают ему плавать.)

- Чем покрыто тело моржа (тело покрыто толстой кожей).

- Чем питается морж (молюсками, рыбой).

Воспитатель: Молодцы, продолжим.

Воспитатель: Это животное называется песец. Он похож на лису.

Кто попробует  описать песца?

- Кто это? (это песец).

- Какого он цвета (белого, серого).

- Части тела? (у него есть голова, лапы, нос, длинный хвост)

- Чем покрыто тело песца (шерстью).

- Чем питается песец (мышами). Живет на суше.

Воспитатель: Молодцы, продолжим.

Воспитатель: Это животное называется полярная сова.

Кто попробует  описать сову?

- Кто это? (это сова).

- Какого она цвета (белого, серого).

- Части тела? (у него есть голова, клюв, когти, глаза, крылья хвост)

- Чем покрыто тело совы (перьями).

- Чем питается сова (мышами). Живет на суше.

Воспитатель: Молодцы, продолжим.

Воспитатель: какие молодцы все загадки отгадали, описали всех животных теперь мы знаем кто живет на севере.

Снеговик: А теперь  давайте немного погреемся. Встали у своих стульчиков.

Речь с движением:

На дворе у нас мороз.

Чтобы носик не замерз,

Надо ножками потопать.

Надо ручками похлопать.

Нам мороз не страшен,

Вот как мы попляшем.

Воспитатель: А сейчас я хочу рассказать вам о тех животных, про которых загадки я не загадывала. 

Воспитатель: Это животное называется кит.

- Какого он цвета (белого, серого, черного).

- Части тела? (у него есть голова, хвост, плавники, рот, зубы, нос)

- Чем покрыто тело кита (кожей).

- Чем питается кит (планктоном, молюски, рачки).

Живет в воде.

Воспитатель: Это животное называется касатка.

- Какого она цвета (белого, серого, черного).

- Части тела? (у него есть голова, хвост, плавники, рот, зубы, нос)

- Чем покрыто тело кита (кожей).

- Чем питается кит (рыбой, нападает на дельфинов).

Живет в воде.

Воспитатель: Это животное называется белуха.

- Какого она цвета (белого, серого).

- Части тела? (у него есть голова, хвост, плавники, рот, зубы, нос)

- Чем покрыто тело белухи (кожей).

- Чем питается белуха (рыбой).

Живет в воде.

Воспитатель: Это животное называется морской котик.

Кто попробует  описать котика?

- Кто это? (это котик).

- Какого он цвета (серого, черного, коричневого). Живет на суше и в воде.

- Части тела? (у котика маленькая голова и крупное вытянутое тело. А еще у котика есть ласты, которые помогают ему плавать.)

- Чем покрыто тело котика (тело покрыто шерстью).

- Чем питается котик (молюсками, рыбой).

Снеговик:  Ребята предлагаю вам поиграть.  Игра «Назови правильно».

У медведя толстые лапы. Значит какой он? – Толстолапый.

У песца острые зубы. Значит какой он? – Острозубый.

У морского котика короткая шерсть. Значит какой он? – Короткошерстный.

У оленя быстрые ноги. Значит какой он? – Быстроногий.

У моржа толстая кожа. Значит какой он? – Толстокожий.

Воспитатель: А теперь предлагаю вам ребята собрать картинки животных, которые живут на Севере нашей родины.

Дети собирают разрезные картинки.

Рифлексия:

Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомились с животными Севера и узнали много нового. Нам пора возвращаться обратно в наш родной детский сад.

Воспитатель: Дети давайте попрощаемся со Снеговичком.

Дети прощаются. Снеговик уходит.

- Где мы сегодня с вами побывали? (на севере)

- А каких животных мы с вами там повстречали (белого медведя, северного оленя, моржа        - Молодцы. Вам понравилось наше путешествие? (да, очень)

- Какое животное вам больше понравилось (ответы детей)

- А в подарок вам я хочу подарить леденцы которые похожи на маленькие льдинки! Угощайтесь!

- Что нужно сказать?

Дети: Спасибо!

- На здоровье, до новых встреч

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта группы по знакомству с культурой и бытом народов Севера России.

Паспорт проекта, этапы работы над проектом и фотографии....

Конспект познавательного занятия в подготовительной логопедической группе ,,Путешествие на север России”

Дать детям определённый уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе(неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью живот...

Конспекты НОД по позавательному развитию "Путешествие на север России"

Данный материал позволяет интересно,глубоко осветить Север, его климат, животных, людей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие на север России»

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Закрепление знаний у детей о жизни народов Севера нашей страны, формирование чувства уважения к жизни, обычаям и ку...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"

Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...