Конспект занятия "Животные Севера России"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №20»
Конспект открытого занятия
«Животные Севера России»
Подготовила воспитатель:
Гришанова-Штанько Лилия Викторовна
город Курск, 2022
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе на тему: «Животные Севера России».
Приоритетная образовательная область: Речевое развитие
Интеграция образовательных областей:
• Социально-коммуникативное развитие
• Познавательное развитие
• Физическое развитие
Цель: Закрепить знания детей о животных Севера.
Задачи:
Образовательные:
- закрепление представлений о природе, погоде, животных Севера (их внешнем виде,).
- уточнение, расширение словаря по теме «Север» (Север, северный полюс, северное сияние, животное, белый медведь, морж, северный олень, рога, копыта, шерсть, ласты).
Развивающие:
- развитие связной речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные:
- воспитывать в детях доброжелательность, самостоятельность, бережное отношение к природе, животным.
Словарь:
-существительные: белый медведь, морж, северный олень, морской котик, касатка, белуха, полярная сова, кит, Север, лед, океан, ветер, снег, метель, туловище, голова, шея, рога, лапы, шерсть, ласты, клюв, крылья.
-прилагательные: белый, неуклюжий, большой, мохнатый, рогатый, коричневый, толстый, рогатый, пушистый.
Оборудование: глобус, карта России, картинки по теме, загадки.
Предварительная работа:
Беседы на тему «Животные Севера», рассматривание картин, иллюстраций, просмотр презентаций, видеофильмов о животных, чтение энциклопедий.
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Ты – мой друг, и я – твой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Лицом к друг другу повернулись,
Руку правую пожали,
Крепко так себя обняли.
Отошли и поклонились.
Вы готовы заниматься?
Ребята, вы знаете что это? Это глобус, модель нашей Земли. Как вы думаете, что обозначает этот голубой цвет? Правильно, это вода- моря, океаны- и ее очень много. И по всей земле живут разные животные. А сейчас я вам загадаю загадку:
Там очень-очень холодно, там всегда зима
Там лежат холодные вечные снега
Там медведи белые бродят круглый год
Морж усатый медленно в полынье плывёт
Отгадайте-ка ребятки, где находится загадка? (На Севере.)
Эта самая верхняя точка земли называется - Северный полюс. Туда можно добраться только на корабле или самолете, потому что он со всех сторон окружен океаном.
Воспитатель: Ребята, как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель: В каком городе мы живём?
Дети: Курске.
Воспитатель: Наша страна Россия – самая большая в мире. На крайнем севере нашей страны раскинул свои воды Северный Ледовитый океан. Арктика. Сегодня мы отправимся в путешествие на Крайний север России. Океан покрылся льдом. Лёд в Арктике никогда не тает. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Но летом бывает полярный день, когда солнце светит все время и не садится за горизонт.
А теперь давайте отправимся на Северный полюс.
Мы плывем на ледоколе
Ледокол идет по льду
Ледяное поле колет
Слева льдина проплывет
Справа айсберги встают
А друзья не унывают
И по-прежнему плывут.
Воспитатель: А на Севере какая погода?
Дети: Холодно, морозно.
Звучит аудиозапись вьюги.
Появляется Снеговик.
Снеговик: Здравствуйте ребята! А вы знаете кто я?
Дети: -Снеговик!
Снеговик: Я сегодня помогу вам провести экскурсию по Северному полюсу. Хотите?
Дети:- Да!
Снеговик: Речь с движением «Северная страна».
Где всюду холод, лёд и тень, (Дети обнимают себя за плечи)
Полгода – ночь, полгода – день. (Закрывают глаза ладонями, затем
открывают)
Из льда здесь люди строят дом. (Поднимают руки над головой – «крыша»)
И океан покрыт весь льдом. (Ладонями показывают льдины)
Зверей ты здесь почти не встретишь. (Ставят ладонь козырьком над глазами, руки разводят в стороны) и птиц ты в небе не заметишь. (Делают махи руками)
Лишь мишка белый, словно иней (Подражают походке медведя)
Хозяин ледяной пустыни.
Воспитатель: И вот мы с вами на Северном полюсе. Что здесь вы видите?
(показ картинок)
Дети: Много снега.
Воспитатель: А снег какой?
Дети: Мягкий, пушистый.
Воспитатель: А что еще мы видим на Севере?
Дети: Снежные горы, северное сияние.
Воспитатель: А что еще мы видим на Севере?
Дети: полярную ночь, полярный день.
Воспитатель: А как вы думаете, в таком суровом климате кто-нибудь живет? Ребята чтобы узнать какие животные живут на крайнем севере я предлагаю вам отгадать загадки про животных, вы готовы?
Дети: (Да, мы готовы).
Воспитатель: Если вы правильно отгадаете загадку, появится картинка – отгадка.
Снеговик: Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец и заботливый отец.
Трёхметровый великан, весит тыщу килограмм!
И в любую непогоду спрячет деток он в берлогу. (Белый медведь).
Раскидистые ветки ношу на голове.
На Севере холодном приходится жить мне.
Лишайник, мох и травку весной и летом ем. (Олень)
Мех серебрист. Мышей ловец.
С лисою схож, зовут... (Песец)
Два мощных имеет клыка,
Два ласта и два плавника,
Но этого дядю не трожь,
Прилёг отдохнуть толстый (Морж)
Летает бесшумно
Кругом голова
Полярная, бела птица… (Сова).
Воспитатель: Среди хищных зверей Севера самым крупным является – белый медведь
-Давайте попробуем описать белого медведя.
- Кто это? (это белый медведь)
- Какого он цвета? (белого)
- Части тела? (голова, большие лапы и маленький хвостик).
- Чем покрыто тело белого медведя (тело белого медведя покрыто густой шерстью).
- Чем питается белый медведь? (Белый медведь питается тюленями, морскими водорослями, песцами, крупной рыбой.) Живет на суше.
Воспитатель: А это северные олени. Они хорошо приспособлены к суровым условиям жизни.
Давайте опишем северного оленя.
- Кто это? (это северный олень).
- Какого он цвета (серого, белого, коричневого, а хвостик белый).
- Части тела? (туловище, длинные ноги, на ногах копыта, вытянутая голова на голове есть рога).
- Чем покрыто тело северного оленя (тело северного оленя покрыто шерстью).
- Чем питается северный олень (мхом, травой, лишайником). Живет на суше.
Давайте немного отдохнем.
Снеговик проводит физ.минутку: «У оленя дом большой».
У оленя дом большой (складываем руками над головой крышу дома)
Он глядит в свое окно. (показываем руками перед собой квадратное окно или одну руку кладем горизонтально, а другую ставим на нее и подпираем кулаком щеку)
Заяц по лесу бежит. (изображаем бег на месте)
В дверь к нему стучит. (изображаем стук кулаком в дверь)
Тук-тук! (стучим правой ногой в пол)
Дверь открой! (открываем дверь)
Там в лесу… (показываем большим пальцем за плечо)
Охотник злой! (изображаем руками ружье)
Быстро двери открывай, (делаем приглашающий жест - машем ладонью к себе)
Лапу мне давай! (выставляем руку вперед ладонью наружу)
Воспитатель: Молодцы, продолжим.
Воспитатель: Это животное называется морж. Он большой и неуклюжий Морж – это животное, которое занесено в Красную книгу. На него запрещено охотится.
Кто попробует описать моржа?
- Кто это? (это морж).
- Какого он цвета (коричневого или бурого). Живет на суше и в воде.
- Части тела? (у моржа маленькая голова и крупное вытянутое тело у моржа есть клыки. Клыки помогают моржу забираться на льдины. А еще у моржа есть ласты, которые помогают ему плавать.)
- Чем покрыто тело моржа (тело покрыто толстой кожей).
- Чем питается морж (молюсками, рыбой).
Воспитатель: Молодцы, продолжим.
Воспитатель: Это животное называется песец. Он похож на лису.
Кто попробует описать песца?
- Кто это? (это песец).
- Какого он цвета (белого, серого).
- Части тела? (у него есть голова, лапы, нос, длинный хвост)
- Чем покрыто тело песца (шерстью).
- Чем питается песец (мышами). Живет на суше.
Воспитатель: Молодцы, продолжим.
Воспитатель: Это животное называется полярная сова.
Кто попробует описать сову?
- Кто это? (это сова).
- Какого она цвета (белого, серого).
- Части тела? (у него есть голова, клюв, когти, глаза, крылья хвост)
- Чем покрыто тело совы (перьями).
- Чем питается сова (мышами). Живет на суше.
Воспитатель: Молодцы, продолжим.
Воспитатель: какие молодцы все загадки отгадали, описали всех животных теперь мы знаем кто живет на севере.
Снеговик: А теперь давайте немного погреемся. Встали у своих стульчиков.
Речь с движением:
На дворе у нас мороз.
Чтобы носик не замерз,
Надо ножками потопать.
Надо ручками похлопать.
Нам мороз не страшен,
Вот как мы попляшем.
Воспитатель: А сейчас я хочу рассказать вам о тех животных, про которых загадки я не загадывала.
Воспитатель: Это животное называется кит.
- Какого он цвета (белого, серого, черного).
- Части тела? (у него есть голова, хвост, плавники, рот, зубы, нос)
- Чем покрыто тело кита (кожей).
- Чем питается кит (планктоном, молюски, рачки).
Живет в воде.
Воспитатель: Это животное называется касатка.
- Какого она цвета (белого, серого, черного).
- Части тела? (у него есть голова, хвост, плавники, рот, зубы, нос)
- Чем покрыто тело кита (кожей).
- Чем питается кит (рыбой, нападает на дельфинов).
Живет в воде.
Воспитатель: Это животное называется белуха.
- Какого она цвета (белого, серого).
- Части тела? (у него есть голова, хвост, плавники, рот, зубы, нос)
- Чем покрыто тело белухи (кожей).
- Чем питается белуха (рыбой).
Живет в воде.
Воспитатель: Это животное называется морской котик.
Кто попробует описать котика?
- Кто это? (это котик).
- Какого он цвета (серого, черного, коричневого). Живет на суше и в воде.
- Части тела? (у котика маленькая голова и крупное вытянутое тело. А еще у котика есть ласты, которые помогают ему плавать.)
- Чем покрыто тело котика (тело покрыто шерстью).
- Чем питается котик (молюсками, рыбой).
Снеговик: Ребята предлагаю вам поиграть. Игра «Назови правильно».
У медведя толстые лапы. Значит какой он? – Толстолапый.
У песца острые зубы. Значит какой он? – Острозубый.
У морского котика короткая шерсть. Значит какой он? – Короткошерстный.
У оленя быстрые ноги. Значит какой он? – Быстроногий.
У моржа толстая кожа. Значит какой он? – Толстокожий.
Воспитатель: А теперь предлагаю вам ребята собрать картинки животных, которые живут на Севере нашей родины.
Дети собирают разрезные картинки.
Рифлексия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы познакомились с животными Севера и узнали много нового. Нам пора возвращаться обратно в наш родной детский сад.
Воспитатель: Дети давайте попрощаемся со Снеговичком.
Дети прощаются. Снеговик уходит.
- Где мы сегодня с вами побывали? (на севере)
- А каких животных мы с вами там повстречали (белого медведя, северного оленя, моржа - Молодцы. Вам понравилось наше путешествие? (да, очень)
- Какое животное вам больше понравилось (ответы детей)
- А в подарок вам я хочу подарить леденцы которые похожи на маленькие льдинки! Угощайтесь!
- Что нужно сказать?
Дети: Спасибо!
- На здоровье, до новых встреч
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта группы по знакомству с культурой и бытом народов Севера России.
Паспорт проекта, этапы работы над проектом и фотографии....
Конспект познавательного занятия в подготовительной логопедической группе ,,Путешествие на север России”
Дать детям определённый уровень знаний о Севере России; уточнять и расширять представления об изменениях в природе(неживая природа, растительный и животный мир); устанавливать связи между жизнью живот...
Конспекты НОД по позавательному развитию "Путешествие на север России"
Данный материал позволяет интересно,глубоко осветить Север, его климат, животных, людей....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие на север России»
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности в старшей группе. Закрепление знаний у детей о жизни народов Севера нашей страны, формирование чувства уважения к жизни, обычаям и ку...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Тема: "Путешествие на Крайний север России"
Занятие позволяет: закрепить знание детей о ЯНАО: народах, своеобразии быта людей (жилища, одежда, труд), растительном и животном мире, дать детям возможность почувствовать красоту природы Севера,разв...