ПРОЕКТ"СОХРАНИМ ПРИРОДУ МАЛОЙ РОДИНЫ"
проект по окружающему миру
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: экологический десант, беседы и игры, экологические акции, практическая деятельность и знакомство с экологическим календарём, фотоматериалы и др. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, создание фотоматериалов мероприятий проекта.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребёнка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_sohranim_prirodu_maloy_rodiny_ot_25.03.docx | 291.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Сохраним природу малой Родины»
Автор: воспитатель Кудряшова Анна Ильинична
Актуальность проекта
В современных же условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о взаимосвязях всего живого. Воспитывать чувства гордости за родную природу, бережного отношения к ней. Именно в это время формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны живые хорошие примеры перед глазами детей. Каждое слово взрослого, каждый жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношениях с природой, сохранения природного наследия. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Обоснование актуальности проекта:
Глобальное потепление, загрязнение воздуха и земли, изменение климата, сокращение числа редких животных и растений, появление новых заболеваний - вот далеко не все экологические проблемы, с которыми столкнулась наша планета.
Человек не может жить, не используя богатств природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много, много лет люди брали у нее все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас нелегко: исчезло немало разных видов животных и растений, а другие именно сейчас находятся на грани вымирания. Вместо лесов появились пустыни, высохли озера и реки. Природе плохо и ей нужно помочь. Изменить ситуацию можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Поэтому был разработан долгосрочный проект, подобран методический материал и создана разнообразная эколого-развивающая среда, являющаяся носителем экологической культуры, обеспечивающая непосредственный контакт ребенка с объектами природы и «живое» общение с ней.
Проблема. Низкий уровень осведомленности детей дошкольного возраста и их родителей об экологических проблемах, происходящих в мире и сформированности у них знаний, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде. Дети мало знакомы с насаждениями на территории поселка, им неизвестно о их состоянии, и что нужно делать, чтобы улучшить состояние этих объектов, увеличить их количество и площади.
Цель педагогическая: внедрение новых методов в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Задачи:
1. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
2. Повысить профессиональную компетентность.
Цель практическая: создать систему работы по приобщению дошкольников к проблеме загрязнения окружающей среды мусором, ориентированную на взаимодействие с семьей средствами проектной деятельности, поддержать новую традицию – эффективно вторично использовать отходы.
Задачи:
- Формировать познавательный интерес у детей, расширять представления о природе, о способах ее сохранения. Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
- Познакомить детей с редкими растениями и животными Тайшетского района.
- Развивать готовность детей участвовать в практических делах по улучшению природной среды своей малой Родины.
- Воспитывать любовь к природе родного края и необходимость ее охраны, нетерпимость к бессмысленной порче растений, уничтожению птиц, животных, насекомых.
Предполагаемый результат. У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природе;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите охране природы;
- повысится уровень экологической культуры личности.
У педагогов:
- повышение профессионализма;
- внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию, активное участие детей, педагогов и родителей в реализации проекта.
Особенностью данного проекта является неотъемлемая часть деятельности педагога, родителя с детьми в рамках работы ДОУ, в которой выявляется характер детско-родительских отношений, определяются проблемы и задачи, выстраиваются пути реализации данных задач в разнообразной деятельности с детьми. Особую практичную ценность проекта представляют материалы приложений: экологический десант, беседы и игры, экологические акции, практическая деятельность и знакомство с экологическим календарём, фотоматериалы и др. В процессе реализации этого проекта проводятся: анкетирование, создание фотоматериалов мероприятий проекта.
Совместная деятельность сближает родителей и детей учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами. Для ребёнка ведь тоже важно взаимопонимание между взрослыми воспитателями и родителями.
Вид проекта: информационный, групповой, краткосрочный ( 2022г).
Участники проекта: дети старшей разновозрастной группы (5-7 лет), педагоги, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта.
I этап: Подготовительный (аналитический)
Опрос детей, вводные беседы с целью актуализации знаний, формулировка проблемы, определение цели и задач проекта.
Составление плана реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Поиск различных средств достижения целей, подбор методического и дидактического материала, литературы.
Взаимодействие с родителями: беседы, консультирование, обсуждение проекта, выявление возможностей, средств, необходимых для его реализации, проведение анкетирования (Приложение 1).
Подбор материала, форм и методов работы с семьей.
II этап: Основной (реализация намеченных планов)
Проведение комплекса мероприятий по теме проекта, включающего в себя работу с детьми и родителями (Приложение 2).
III этап: Заключительный
Подведение итогов, внесение поправок в случае нерешенных проблем.
Экологический КВН «Защитим природу вместе».
Оформление выставки «Очумелые ручки» (поделки из бросового материала)
Список использованной литературы:
- Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду», М. Просвещение, 2021г.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!»: Детство – пресс, 2002г.
- Иллюстрированная энциклопедия почемучек / пер. с англ. Кабановой. – М.: АСТ: Астрель, 2018г.
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой; «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2019г.
- Николаева С.Н. «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду». МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2020г.
- Обухова Л.Г., А.В. Кочерина, А.В. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию от 4 – 7 лет». – Москва 2018 г.
- Чернякова Н. «Экологическая работа в ДОУ»; Сфера, 2020 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета для родителей
1. Какие отходы накапливаются в наибольшем количестве в вашей семье за неделю?
2. Сортируете ли вы мусор для утилизации?
3. Каким способом утилизируете отходы (сжигание, мусорные баки и т.д.)
4. Используете ли вы бросовый материал для поделок с детьми и дизайна своего двора?
5. Знаете ли вы, чем опасны бытовые отходы?
6. Проводите ли вы беседы с детьми о вреде бытовых отходов?
7. Как вы поступаете с отходами после различных прогулок на природу?
8. Используете ли вы в семье литературу по экологической направленности?
9. Приобщаете ли вы детей к уборке территории возле своего дома?
10. Приучаете ли вы детей убирать за собой мусор?
11. Какую информацию вы бы хотели узнать о бытовых отходах?
12. Удовлетворены ли вы организацией утилизации бытовых отходов в нашем городе?
Ваши предложения по утилизации отходов в нашем городе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Модель реализации проекта
Мероприятия | Сроки | Участники |
Работа с родителям. Изготовление поделок и атрибутов для игр и оформление детского сада и участка. Привлечение родителей к экологическим акциям. | 1 неделя марта | Дети, родители, педагоги |
Изготовление с родителями кормушек на участок детского сада. | ||
Беседа: «Отдых в парке, лесу, на реке» | ||
Сбор макулатуры | ||
Разработка «Разрешающих и запрещающих знаков» (что можно и нельзя делать в природе) | 2 неделя марта | Дети, родители, педагоги |
Экологическая акция «Чистота вокруг нас» | ||
Выставка рисунков «Не губите природу», «Здоровая планета», «Правила поведения в природе». | ||
Волшебный декупаж (из ненужного мусора делаем нужные вещи). | ||
Опытно-экспериментальная деятельность: «Рассортируем мусор», «Как переработать мусор», «Закопаем мусор в землю» | ||
Занятие: «Как защитить родную природу?» | 3 неделя марта | Дети, родители, педагоги |
Беседа: «Откуда берется и куда девается мусор» | ||
Занятие: «Волшебное превращение ненужных вещей» | ||
Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно». | ||
Выпуск экологической газеты: «Меньше мусора – больше здоровья» | ||
Изготовление атрибутов для театрализованных игр из бросового материала |
Приложение 3
Конспекты занятий
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему: «Как защитить родную природу?»
Программная задача: Познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды мусором, сформировать навыки экологически грамотного поведения: почему и как нужно убирать мусор в городе, в лесу, на реке.
Материал: иллюстрации по теме, плакаты, дидактическая игра «Сортируем мусор правильно».
Ход образовательной деятельности.
- Ребята, посмотрите, к нам в группу пришло электронное письмо от Всезнайки.
Давайте посмотрим, что там внутри. Тут какие-то фотографии (демонстрация фотографий грязного города).
Воспитатель: Большинство современных производств загрязняют окружающую среду выбросами в воздух и в воду своих отходов. Но от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Однако эти отходы содержат в себе нужные для хозяйства вещества: металлы, стекло и бумагу, пластмассу. Мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бутылки, старые бытовые приборы и многое другое.
- Как вы думаете, ребята, как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается?
Дети: мы выбрасываем мусор в мусорное ведро или контейнер.
Воспитатель: А куда же дальше попадет мусор?
Дети: машина забирает мусор из контейнеров, баков и увозит их куда-то.
Воспитатель: Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальные машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека.
Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: А ведь на месте свалок могли быть парки, леса. Кроме свалок существуют мусоросжигающие заводы, но при сжигании мусора образуются вредные вещества, попадающие в воздух, которым мы дышим. Но еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки материалов, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.
Давайте подумаем, а как мы можем помочь окружающей среде?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, выбрасывать мусор нужно в специально отведенные места, меньше использовать в быту изделия, изготовленные из вредных материалов, можно делать поделки из ненужных вещей.
- А теперь я предлагаю вам, играя, собрать мусор.
Физкультминутка.
Мы по улице идем, на которой мы живем.
Мы бумажки и стекляшки собираем и кладем.
Раз в ведро, а два в корзину,
Наклоняем дружно спину
Если дружно потрудиться
Все вокруг преобразится!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку или на завод?
Почему?
Воспитатель: Да, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создают новые вещи, которые люди используют вновь, это позволяет сберечь природные богатства нашей планеты: нефть, газ, лес, воду.
А еще мусор сортируют, в зависимости от материала, из которого изготовлен. Как Вы думаете почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка (демонстрация карточек с нарисованными баками)
-Давайте придумаем значки для этих баков, чтобы всем было понятно. А у кого во дворе есть такие баки?
Ответы детей. Дидактическая игра – «Сортируем мусор правильно» .
Воспитатель: А как еще мы, ребята можем помочь взрослым в решении проблем загрязнения окружающей среды? В разных видах образовательной деятельности, в кружках, играх мы можем изготовить из твердых бытовых отходов какие-нибудь поделки и предметы.
(демонстрация образцов поделок)
Ответы детей.
Воспитатель: Вот какие молодцы! Вы сегодня научились не просто сортировать мусор, а вы научились беречь природу, ее богатство, дарить новую «жизнь» использованным материалам.
Посмотрите, какой красивый наш город, когда в нем нет мусора и кругом чистота (показ фотографий чистого города)
И сегодня на прогулке я предлагаю организовать трудовой «зеленый патруль по уборке территории нашего сада»
ИТОГ.
-Откуда же берется мусор?
- Куда девается мусор?
- Ребята, что мы можем сделать для того, чтобы наш город был чистым?
Воспитатель: Сегодня Вы приобрели новые знания по сбережению и охране нашей природы, об утилизации бытового мусора, поделитесь своими знаниями с родителями, друзьями, чтобы они, тоже бережно относились к окружающему нас миру.
Конспект НОД на тему
«Волшебное превращение ненужных вещей»
Цель: знакомство детей с принципами сбора и утилизации бытовых отходов.
Задачи:
1. Уточнить представления детей об источниках возникновения мусора.
2. Развивать умение анализировать экологическую проблему.
3. Развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детском саду.
4. Содействовать развитию умения дифференцировать предметы по материалу, из которого они были изготовлены.
5. Формировать умение сортировать мусор при его сборе.
6. Воспитывать аккуратность, бережное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
Листочки бумаги по количеству детей,
Книжки «Наши добрые дела» по количеству детей, цветные карандаши, фломастеры,
Различная упаковка (для д/игры «Сортируем мусор правильно»)
Фонограмма «Голоса леса»
Глобус
НОД проводится по подгруппам.
Ход образовательного процесса
Воспитатель. Ребята, Валли – житель мусорного города сегодня прислал нам в письме интересное стихотворение. Послушайте его и подумайте, о чем в нем рассказывается.
Мусорная фантазия.
Не бросайте никогда корки, шкурки, палки -
Быстро наши города превратятся в свалки.
Если мусорить сейчас, то довольно скоро
Могут вырасти у нас Мусорные горы.
Но когда летать начнут в школу на ракете -
Пострашней произойдут беды на планете:
Как пойдут швырять вверху в космос из ракеты
Банки, склянки, шелуху, рваные пакеты...
Вот тогда не полетят в Новый год снежинки,
А посыплются как град старые ботинки.
А когда пойдут дожди из пустых бутылок -
На прогулку не ходи: береги затылок!
Что же вырастет в саду или в огороде,
Как пойдёт круговорот мусора в природе?..
И хотя мы в школьный класс не летим в ракете,
Лучше мусорить сейчас отвыкайте, дети!
Дети. О мусоре, что нельзя загрязнять планету, бросать корки, шкурки, палки.
Воспитатель. Каждый житель нашей планеты ежегодно выбрасывает приблизительно тонну мусора - полный кузов грузовика. На планете более 6 миллиардов жителей. Представляете, сколько мусора скапливается на земле? Какие огромные пространства занимают мусорные свалки и полигоны? Вероятно, скоро нам придется спасаться от мусора? (Вспоминаем про мусорный город).
Давайте же разберемся, что же выбрасывают люди, каким бывает мусор?
Дети. Банки, бутылки, фантики, коробки, мебель, железки, игрушки и т.д.
Воспитатель. Правильно, сколько бывает разного мусора. Но этот мусор бывает разного вида.
- пищевые отходы - это все что попадает в мусорное ведро с кухни;
-твердые бытовые отходы - это стекло, пластик, металл, бумага, текстиль….
- после строительства или ремонта образуется строительный мусор - это плитка, бетон, штукатурка, кирпичи, грунт и т. д.
Самыми вредными является пластиковые отходы. Они накапливаются очень быстро, потому что люди используют много одноразовой посуды, пластиковых бутылок, пакетов, упаковочного материала. Сжигать пластмассу нельзя. При сжигании выделяется ядовитый газ. Закапывать в землю бессмысленно, пластмасса очень медленно разлагается.
Ежегодно от каждого человека, проживающего в России, остается очень много мусора. Ежедневно мы выбрасываем консервные банки, различные упаковки, бумагу, бутылки, предметы из пластмассы и пластика, старые бытовые приборы и многое другое. Как мы избавляемся от мусора? Куда он потом девается? Ребята, а куда вы выбрасываете все ненужные вещи?
Дети. В мусорное ведро.
Воспитатель. Затем мусор попадает в мусорный контейнер.
А куда вывозят контейнеры с мусором?
Дети. На свалку.
Воспитатель: Самое плохое, что люди иногда выбрасывают мусор не в мусорное ведро или контейнер, а просто на улицу. От этого становятся грязными улицы, засоряется почва, растениям труднее расти и дышать. Вид улиц становится тоже некрасивым.
Я предлагаю вам немного поиграть. Посмотрите, как красиво и чисто в нашей группе. А теперь каждый из вас возьмет и кинет на пол ненужные листочки бумаги, обрезки от нашей аппликации. Посмотрите, что стало с группой? А ведь каждый из вас кинул только одну бумажку!
Дети: грязно, некрасиво
Воспитатель: Давайте наведём чистоту и соберём весь мусор в мусорную корзину. Посмотрите, как опять стало чисто и красиво!
Воспитатель: Да, ежедневно в городе образуется огромное количество мусора, который вывозят специальными машинами и отправляют на свалку. Свалка – это скопление мусора. Мусор выделяет ядовитые вещества, а это опасно для здоровья человека. Вспомните, возле ваших домов стоят мусорные баки. Если машины ежедневно вывозят мусор – запаха там почти нет, если же мусор не вывозится довольно долгое время, то проходить мимо таких баков неприятно. Почему?
Дети: Некрасивая куча, неприятный запах.
Воспитатель: Такой же запах выделяется и на больших свалках за пределами нашего города, отравляя воздух и почву вокруг. А ведь на месте свалок могли быть парки, леса…
Кроме свалок, существуют мусоросжигательные заводы, но при сжигании мусора образуются вредные, опасные вещества, попадающий в воздух, которым мы дышим.
Еще бывают мусороперерабатывающие заводы, где после специальной переработки мусора, получают новый материал, из которого уже изготавливают новые полезные изделия, тем самым сберегая природные богатства нашей страны.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, для чистоты окружающей природы, как лучше поступить с мусором: вывозить на свалку, закапывать, сжигать или отправлять на мусороперерабатывающий завод? Почему?
Дети: На завод, меньше загрязняется воздух и почва, а еще могут там сделать новый материал.
Воспитатель: Да, действительно, на специальных заводах бытовой мусор перерабатывается, из него создаются новые вещи, которые люди вновь используют, что позволяет сберечь природные богатства нашей планеты. А какие?
Дети: Лес, вода, земля
Воспитатель: Ребята, во многих странах жители, прежде чем выбросить мусор, его сортируют, в зависимости от материала, из которого он изготовлен. Это облегчает переработку на заводе. Теперь так начали делать и в некоторых городах нашей страны.
Воспитатель: Давайте и мы поучимся сортировать мусор по материалу, из которого сделана упаковка.
Дидактическая игра «Сортируем мусор правильно».
Воспитатель: Вот какие молодцы! Все справились с заданием и правильно разложили мусор по корзинам.
Воспитатель: Когда мы покупаем в магазине какие-то вещи или продукты, то, как правило, они во что-то упакованы (коробки, пакеты, бумагу и т.д.). Ребята, а как вы думаете, что можно сделать из старой упаковки?
Воспитатель: Что можно сделать, чтобы мусора в природе стало меньше? Давайте попробуем применить творческое воображение. И научимся их мастерить.
Дети мастерят.
Показ глобуса.
Воспитатель: Посмотрите, какая большая наша планета, сколько стран. Природа таит в себе много тайн, славиться своей уникальной красотой и в наших с вами руках сохранить ее. Я думаю, что мы с вами будем заботиться о нашей природе, защищать ее. А как?
Дети: Не мусорить, не делать много свалок, соблюдать правила, очищать природу.
Воспитатель читает стихотворение и звучит фонограмма «Голоса леса».
Пусть на земле не умирают реки
И стороной обходит их беда.
Пусть чистой остаётся в них навеки
Студёная и вкусная вода.
Любите родную природу-
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша навеки родная земля
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрее!
Приложение 4
Тематические наблюдения и эксперименты
Наблюдение
В течение нескольких дней обращайте внимание детей на то, что мы ежедневно выбрасываем мусор. Куда он девается? Из квартиры домов, выбрасывают ли что-нибудь дети? Что делают с мусором их родители? Как поступают с отходами в детском саду? Можно ли увидеть мусор в окрестностях детского сада? Откуда он там берется? Есть ли рядом с садом мусорные баки и урны?
Во время прогулки или экскурсии проверьте, есть ли мусор. В каких местах его больше всего и почему? Обратите внимание ребят на то, как красивы чистые участки, и как неприятно посещать те места, где люди не убрали за собой.
Эксперименты
Эксперимент: «Мусор в земле»
В землю закопать предметы из стекла, пластика, бумаги, металла, а так же пищевые отходы (очистки картофеля, апельсина), листья и мелкие ветки.
Через определенный промежуток времени проверять состояние материалов. Отметить результат воздействия на них солнца, дождя, почвы.
Фиксировать с детьми свои наблюдения. По истечении эксперимента сделать вывод о том, какой материал и отходы разложились в почве и что необходимо делать людям с твердым мусором для охраны окружающей среды.
Эксперимент: «Мусор в воде»
В ведро с водой поместить разные бытовые отходы. Через несколько дней проверить состояние воды и помещенных в нее предметов. Отметить состояние воды с мусором (стала мутной, плохо пахнет и др.).
Пропустить воду через фильтр и сделать вывод о влиянии загрязнений на состояние водоемов.
Эксперимент: «Рассортируем мусор».
Собрать разные бытовые отходы в большую мусорную корзину. Подготовить разного цвета ведерки для рассортировки разного вида отходов и предложить детям проделать эту работу.
Обсудить важность такой работы для дальнейшей переработки мусора и сохранения окружающей среды.
Приложение 5
Акция: «Чистота вокруг нас»
Цель: формирование представлений о чистоте окружающей среды для жизни на планете, обучение детей основам поддержания чистоты в различных местах: дома, в детском саду, на природе.
№ п/п | Этапы акции | Совместная деятельность педагога с детьми | Взаимодействие с семьёй |
1. | Экологическая тревога: загрязнённый участок | Беседы, наблюдения, труд Чтение О. Солопова «Приключение кота Леопольда и его друзей во дворе»
| Трудовой десант «Посадка саженцев деревьев на участке детского сада» |
2. | Экологические знаки | Распределение знаков на участке детского сада
| Изготовление знака «Не сорите!» |
3. | Экологическая газета | Рисование «Какую пользу принесу я планете?» | Памятка «Последствия влияния мусора на природу (бумага, консервная банка, стекло). |
Приложение 6
Консультация для родителей «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.
Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.
Прививать с раннего возраста любовь к природе необходимо по двум причинам: во - первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во-вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств: гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают - «ласкают» котенка и пр.). Иногда ошибочно думают, что эмоциональное воздействие природы является естественной основой для воспитания положительного к ней отношения.
Из внешнего отношения к природе не рождается, а только может родиться глубокое осознанное чувство любви и гуманного отношения к ней. Интересный пример приведен в книге Б. Рябинина «О любви к живому»: «Ребенок пугает голубей. На первый взгляд невинное занятие. Но ведь он развлекается, пугая, ему нравится, что голуби при его приближении взмахивают крыльями и улетают, что его боятся, - и вот тут-то, как говорится, и зарыта собака, здесь корень и первопричина зла».
Необходимо руководство взрослого, чтобы внешнее эмоциональное отношение к природе переросло в нравственно-эстетическое чувство, предполагающее активную, действенную позицию ребенка. Как показывает практика, у детей недостаточно развито инициативное, самостоятельное отношение к объектам природы. Ребенок не обидит увиденного на улице одинокого котенка, но и не поможет ему; не будет ломать ветки дерева, но и не подвяжет сломанные. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему, развитие навыков ухода за животными и растениями, зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи. У детей часто преобладают эгоистические и утилитарные мотивы общения с объектами природы («Люблю с собакой играть», «Я свою кошечку в одеяльце заворачиваю и бантики завязываю», «Люблю в лес ходить, с папой грибы собирать»), тем не менее, ему доступны добрые поступки, бескорыстный труд.
Наличие знаний еще не говорит об осознанном и устойчивом положительном отношении ребенка к природе. Поэтому так важно включать ребенка в каждодневную заботу о растениях и животных, находящихся дома: «Посмотри, не сухая ли земля в цветочных горшках», «Приготовь корм попугаю», «Покорми собаку», «Смени воду кошке», «Посей овес для корма птиц» и т.п. Большое значение имеют просмотры телепередач «О животных». Хорошо, если сначала родители просматривают передачу, фиксируют внимание на том материале, который будет интересен ребенку, продумывают доступный комментарий и при повторении передачи вместе с ребенком смотрят ее.
Во время прогулок интересно показать детям растения, занесенные в Красную книгу, познакомить ребят с лекарственными травами, рассказать, почему их так называют. Дети легко запоминают такие названия, как мать-и-мачеха, валериана, подорожник и др. После таких бесед они бережно относятся к растениям, даже широко распространенным. Таким образом, каждый ребенок должен хорошо знать правила обращения с объектами природы. Целесообразно, чтобы эти правила формулировались не в негативной («на рвать», «не топтать», «не ломать»), а в позитивной форме (как помогать, заботиться, оберегать).
Важно создать эмоциональный контакт ребенка с природой: пусть самостоятельно побродит, отыщет что-то необычное, тихо посидит на пригорке, послушает пение птиц или журчание ручья, просто поглядит вокруг себя. Конечно, эмоциональное отношение ребенка к природе во многом определяется и отношением самого взрослого, поэтому хорошо, когда родители знают много стихов, песен, загадок о природе и используют их во время прогулок и наблюдений.
Взаимосвязь этического и эстетического способствует формированию действенной любви к природе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе на тему "Сохраним природу малой Родины"
Данная работа имеет филосовское содержание (мои размышления о природе и человеке)....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВА СОПЕРЕЖИВАНИЯ ПРИРОДЕ МАЛОЙ РОДИНЫ
Методическая разработка: результаты работы....
Проект "Сохраним природу Ставрополья"
Предложенный проект поможет познакомить детей старшего возраста с природными особенностями Ставропольского края....
Экологический проект «Сохраним природу вместе»
Наша планета- наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен бережно к нему относиться, сохраняя все его ценности и богатства.Экологоориентированное направление работы детского сада можно выдели...
экологический проект "Сохраним природу вместе"
экологический проект "Сохраним природу вместе"...
Краткосрочный проект «Сохраним природу от пожаров!»
Формирование у детей дошкольного возраста осознанного и ответственного отношения к выполнению требований пожарной безопасности в природе (лесу)....
История и природа малой Родины по материалам экспозиции дошкольного музея
История и природа малой Родины по материалам экспозиции дошкольного музея...