Открытое занятие НОД в старшей группе в совместной деятельности с родителями воспитанников. Тема: «Водные ресурсы земли».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Открытое занятие НОД в старшей группе в совместной деятельности с родителями воспитанников. Тема: «Водные ресурсы земли». Было проведено для педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 104.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовила: воспитатель 1 категории
Страчкова Нина Анатольевна
МБДОУ «ЦРР – детский сад № 56 «Ромашка»
Алтайский край, г.Рубцовск 2023г.
Открытое занятие НОД в старшей группе в совместной деятельности с родителями воспитанников
Тема: «Водные ресурсы земли».
Цель: Расширять представление детей о водных ресурсах нашей планеты.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать общее представление дошкольников о водных ресурсах земли; о Всемирном дне водных ресурсов;
- расширять представления о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни, о том, почему нужно экономично относиться к водным ресурсам родного края;
- продолжать знакомить детей с водными ресурсами, такими как: озеро, родник, ключ, ледники;
- закреплять знания о пользе воды в жизни человека, животных и растений.
Развивающие:
- Развивать навык сотрудничества и партнерства родителей и детей в совместной
деятельности;
- развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать
выводы;
- развивать навык активного слушания, усидчивость,
- развивать стремление к поисково-исследовательской деятельности.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;
- воспитывать бережное отношение к воде, формировать навыки повседневного природоохранного поведения в отношении водных запасов.
Активизация и обогащение словаря: жидкость, водные ресурсы, водоёмы, родник, ключ, ледники, болото, пресная, пресноводные, океаническая вода, морские обитатели, жизненнонеобходима, всемирный.
Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Предварительная работа: беседы по теме, рассматривание иллюстраций источников воды, проведение опытов с водой на определение её свойств, просмотр познавательного видеофильма «Путешествие Капельки», презентации PowerPoint «Кому нужна вода».
Оборудование и материалы: мольберт, картинки для д/и «Кому нужна вода», глобус, иллюстрации земли из космоса, Капелька-мягкая игрушка, 2-3 иллюстрации, относящиеся к теме «Всемирный день водных ресурсов», ноутбук, видеопрезентация, музыка для весёлой зарядки, фоновая музыка, 3хлитровая банка и гранёный стакан, материалы для проведения опытов родителями.
Методы и приемы: видеопрезентация, рассказ педагога и родителей, вопросы, демонстрация опытов, наблюдение, д/игры, сотрудничество с родителями.
План реализации.
- Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте подарим нашим гостям доброту и свои улыбки.
(Дети проходят на ковёр и садятся на стульчики. Родители сидят уже тут же на стульях)
- У нас сегодня необычное занятие. Сегодня к нам на занятие пришли ваши мамы и папы. И они сегодня не зрители, а такие же участники, как и вы. Они тоже хотят узнать вместе с вами новое и интересное и поделиться с вами своими знаниями. Согласны, ребята? Тогда, я желаю, чтобы этот день всем принес радость и много новых интересных впечатлений!
II. Подготовительный этап. Целеполагание.
Вступительная беседа.
Воспитатель: - Ребята, Платон сегодня мне сказал, что хочет загадать вам одну непростую загадку. Давайте послушаем Платона.
(Ребёнок загадывает всем детям загадку)
Я и туча и туман,
И река, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу.
Что это?
(дети говорят свои предположения)
- Вода! Ой, ой, ой, ребята, а загадка то действительно не простая! Как вы догадались что это вода? По каким признакам узнали?
(Воспитатель с детьми разбирают каждую строчку загадки)
- Всё верно, ребята. Скажите, как вы думаете, о чём сегодня будет наше занятие? (о воде)
Воспитатель: (берёт гранёный стакан с водой, показывает детям)
- Да что это вообще такое - вода? (дети: это жидкость)
- А что вы можете рассказать про эту жидкость? (вода прозрачная, безвкусная, не имеет запаха, текучая…)
- Да зачем она нам нужна эта вода, ведь она безвкусная, не пахнет ничем, цвета не имеет…(дети возражают)
III. Основная часть.
- Д/и «Кому нужна вода».
Воспитатель: - Сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в игру «Кому нужна вода». Посмотрите, в коробочке у меня много разных картинок. Вы должны подобрать верную картинку и обосновать свой выбор. А затем прикрепить свою картинку на капельку. Только говорить нужно полным ответом.
(Например, вода нужна животным чтобы пить. Вода нужна растениям чтобы питаться. Вода нужна рыбам, потому что вода-это их дом. Вода нужна человеку чтобы готовить пищу. Вода нужна цветам чтобы расти. И т.д.)
(Дети выбирают картинки, говорят своё мнение и прикрепляют их на капельки)
Воспитатель: - Хорошо, ребята, всё правильно сказали. Какой вывод мы можем сделать? Кому на земле нужна вода? (ответы детей - вода на земле нужна всем: и животным, и растениям, и людям.)
Воспитатель (обобщает): - Да ребята, ни одно живое существо не сможет прожить без воды. Человек не может жить без воды и людям воды требуется очень много. Без воды не сделаешь самых простых дел, воду ничем не заменишь. И людям, и животным, и растениям, всем нужна вода. Вода – это жизнь. Она нам ЖИЗНЕННОНЕОБХОДИМА. Давайте повторим такое длинное слово.
2. Рассматривание глобуса.
Воспитатель: - Ребята, я хочу с вами рассмотреть один интересный предмет. (дети подходят вместе с воспитателем к большому глобусу)
- Скажите, что это за предмет? (глобус)
- Правильно. А что такое глобус? (модель нашей земли)
- Да, верно. Глобус - это модель нашей земли только в уменьшенном виде. Глобус может многое рассказать нам о нашей планете.
- А что же можно увидеть на глобусе? (ответы детей - глобус показывает форму планеты, она круглая. Мы видим расположение морей, океанов и суши, т.е. материков.)
- А как вы думаете, почему на глобусе так много синего цвета? Что обозначено этим цветом? (ответы детей - синий цвет – это вода: моря, океаны, реки, озера.)
- Правильно. Вот эти большие синие пятна – это бескрайние океаны, синие пятна поменьше – моря, небольшие синие области – это озёра, а вот эти тоненькие волнистые линии, посмотрите, как их много, это реки. Наша планета на большую часть состоит из воды. Посмотрите, из космоса наша планета видится голубой (показ иллюстраций). Этой краски на Земле больше, чем зеленой, коричневой, желтой. Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету ещё называют «голубой планетой». Вода, ребята, является самым главным богатством на планете.
3. Просмотр видео презентации (3 мин)
Воспитатель: - Ребята, а сейчас я предлагаю вам посмотреть интересное видео, из которого мы узнаем ещё больше интересного о воде. Садитесь на стульчики.
(дети смотрят презентацию и слушают педагога)
«…Как много воды на нашей планете! Вода сосредоточена в ледниках, в подземных водах и водоёмах на поверхности суши. Самые большие водоёмы планеты - это океаны и моря. Существует много разных водоёмов, созданных природой: родники, ручьи, реки, озёра, болота. Они называются естественными водоёмами.
Вода прячется и глубоко под землей. Там тоже есть озера и реки, только мы их не видим. Родник. Он берёт своё начало под землёй, течёт подземная вода по отверстиям, которые есть в земной коре, а затем пробивается через трещинки на поверхность. Родник также называют ключом, а потому родниковую воду - ключевой водой. Люди очень ценят ее, говорят, что она чистая, прозрачная, хрустальная.
Родники часто дают начало ручьям, но чаще ручьи текут с гор. Когда-то это был снег, лежавший на вершинах гор круглый год. Но вот снег растаял и побежали быстрые ручейки вниз. И все они все спешат к одному большому, широкому, звенящему ручью. Они сливаются, становятся шире и полноводнее, так образуется река. Иногда ручьи текут после сильного дождя и тоже текут в какую-нибудь реку. Маленькая река впадает в другую маленькую реку и вот уже течет большая полноводная река.
Рек на свете много, есть большие реки и маленькие речки и речушки. Текут они с возвышенных мест в сторону морей и океанов. Реки весной подпитываются талым снегом, а летом пополняются дождями. А горные реки получают влагу от таяния ледников.
Озеро - это водоем со всех сторон окруженный сушей. Когда вода находит впадину на земле (углубление), она заполняет её. Так образуется озеро. Озера тоже могут быть маленькие и большие, мелкие и глубокие. В озерах вода стоячая, нет течения, а ещё у озера нет берегов как у реки, потому что озеро имеет вытянутую форму, похожую на овал или круглую. Озера могут располагаться на различной высоте, самые красивые озера находятся в горах.
Болото – тоже относят к водоёмам. Болото – это участки суши, на которых скапливается и застаивается вода. На болоте всегда сыро. Болота – замечательные природные хранилища воды, в них берут начало многие реки. К тому же болота, словно огромные фильтры, очищают воду. Проходя через густые заросли мхов и трав, вода в болотах освобождается от пыли, вредных веществ и микробов. В реки из болот поступает чистейшая вода.
Все водоёмы на земле отличаются друг от друга и по размерам, и по форме, по солёности воды и их роли в природе. Но все они имеют огромное значение для всех живых организмов на нашей планете. Ведь наша планета живая потому, что на ней есть вода!»
(После просмотра презентации воспитатель задаёт вопрос)
Воспитатель: - Скажите, ребята, так много ли воды на нашей планете? (дети: много)
- Как вы думаете, а вся ли она пригодна для питья? (ответы детей)
- А что скажут ваши родители?
Родитель (папа Артёма Р.): - Ребята, несмотря на то, что воды на планете много, но не вся она пригодна для питья. Знаете, какая вода не пригодна для питья? Не пригодна для питья морская и океаническая вода. Во – первых, морская и океаническая вода неприятна на вкус, она очень солёная, а во-вторых, употребление такой воды очень вредно для человеческого организма и может привести к серьёзному заболеванию или даже смерти.
Воспитатель: - А какая вода нужна?
Родитель (папа Артёма Р.): - Вода пригодная для питья должна быть пресная. Пресная, это вода без солей. Пресноводная вода является подходящей и для питья, и для приготовления пищи и не наносит вреда здоровью человека. А берут пресную воду для нужд человека из рек, озёр, болот, подземных вод. Только сначала, конечно, воду очищают на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. А потом она уже поступает к нам в города.
Воспитатель: - Спасибо папе Артёма за полезную информацию!
4. Физминутка - весёлая зарядка «Ребёнок-медузёнок».
Воспитатель: - Ребята, в солёной воде морей и океанов могут жить и питаться только морские обитатели. Ребята, давайте мы с вами сейчас на минутку превратимся в морских жителей, вставайте скорее на весёлую зарядку.
5. Д/и «Какая бывает вода».
Воспитатель: - Ребята, мы отдохнули, а сейчас вставайте все в круг, давайте поиграем в игру «Доскажи словечко». И родителей тоже приглашаем поиграть.
- Итак, сейчас нужно будет подбирать разные слова к слову ВОДА. А поможет нам в этом Капелька (игрушка). Будем Капельку передавать и словечко подбирать. Какой может быть вода?
(холодная, грязная, мёрзлая, чистая, горячая, минеральная, солёная, речная, морская, океаническая, пресная, родниковая, святая, полезная, пресноводная, подземная, дождевая, ливневая, газированная, кипячёная, водопроводная …)
Воспитатель: - Молодцы и дети, и родители! А сейчас давайте послушаем маму Олега И.
Родитель (мама Олега И.): - Ребята, воды на планете много, а чистой воды мало, поэтому ее надо беречь (показывает 2-3 иллюстрации).
- 22 марта на всей планете отмечают Всемирный день воды или Всемирный день водных ресурсов. Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И рассказывает всем людям на Земле как важно беречь воду. В этот день все люди планеты должны друг другу напомнить, что, несмотря на то, что на нашей Земле запасов воды много, воду надо беречь, ведь вода – это жизнь и без воды жизнь на планете будет невозможна. Ведь жизнь есть только там, где есть вода!
- Ребята, наш край очень богат водоёмами. Какая река протекает в нашем городе? (Алей). Правильно, а ещё в нашем крае очень много красивейших озёр и много других рек. Это река Обь, Катунь, Чарыш и другие. И озёра – Малиновое озеро, Горькое озеро, Яровое озеро, Белое озеро, Егорьевское озеро, на котором вы все, наверное, отдыхали. И много-много других рек, и озёр.
- Мы, ребята, тоже должны беречь нашу воду, и не загрязнять её. А как мы с вами можем беречь воду?
Педагог: - Давайте, ребята, расскажем, как мы с вами можем помочь в сохранении воды на нашей планете.
1 ребенок: - Когда моешь руки – не включай сильно струю. Это не помешает умыться, а воды утечет меньше.
2 ребенок: - Машины моют на автомойках, нельзя мыть машины возле реки.
3 ребенок: - Воду попусту не лей, дорожить водой умей, закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан.
4 ребенок: - В речку, озеро, ручей и на берегу водоёма мусор не бросай, всегда убирай за собой.
Родитель (мама Олега И.): - Молодцы, ребята. Будем эти правила знать и соблюдать!
IV Заключительная часть.
1.Опыты с водой
Воспитатель: - Ребята, мы сегодня много говорили о воде. А я хочу ещё добавить, что вода – волшебница. Вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить различные фокусы и опыты. Вот сегодня на занятии, папа Платона и мама Данила приготовили вместе со своими детьми для нас удивительные опыты с водой, я бы даже сказала, что это фокусы. Давайте смотреть, ребята!
(Приглашаются по очереди пара - родитель с ребёнком, которые показывают по 1-2 опыта)
Воспитатель: - Давайте, поблагодарим, ребята, наших родителей, которые принимали участие сегодня в нашем занятии, рассказали нам много интересной и главное полезной информации, а также показали нам сегодня такие интересные опыты с водой.
(Воспитатель с детьми благодарят родителей за участие.)
- Скажите, ребята, а что если бы вдруг исчезла вся вода? Что бы произошло? (ответы детей: умерли бы все животные и растения, не утолили бы жажду и т.д.)
Воспитатель: - Конечно. Сложно представить жизнь без воды! Данил, расскажи нам стихотворение.
Давайте же воду все будем беречь.
От трат неразумных ее все стеречь.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда.
- Итог занятия.
Воспитатель: - Итак, ребята, скажите, о чём сегодня было наше занятие? Что вы нового узнали? Что вам понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Водные ресурсы Земли"
Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, реки, моря и т. д....
Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера». Тема - «Верность родной земле».
Конспект проведения занятия с детьми старшей группы по программе "Социокультурные истоки". Категория - «Вера». Тема - «Верность родной земле»....
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему : «Водные ресурсы Земли»
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе на тему : «Водные ресурсы Земли»Подготовила воспитатель Милославская А.Г.Це...
Календарно-Тематическое планирование во второй младшей группе тема :«Водные ресурсы земли» «Рыбы» Эксперименты с водой
Календарно-Тематическое планирование во второй младшей группе тема :«Водные ресурсы земли» «Рыбы» Эксперименты с водой...
Конспект ООД в старшей группе образовательная область «Познавательное развитие» Тема: «Водные ресурсы земли».
Расширять представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря, океаны и.т.д....
Конспект открытой организованной образовательной деятельности (ООД) по ознакомлению с природой в детском саду для детей старшей группы (5-6 лет) на тему: «Водные ресурсы Земли»
Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря....
Методическая разработка.Непосредственно образовательная деятельность. Ознакомление с окружающим миром .Тема: Водные ресурсы земли
Непосредственно образовательная деятельность. Ознакомление с окружающим миром Тема: Водные ресурсы землиСтаршая группа...