Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Помоги Федоре найти посуду. Золотая хохлома»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Ознакомление детей со старинным русским народным промыслом "Хохлома", с основными видами росписи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Баландина Маргарита Владимировна
МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад №224»
Кемеровская область – Кузбасс, г. Новокузнецк
воспитатель
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Помоги Федоре найти посуду. Золотая хохлома»
Тема: «Помоги Федоре найти посуду. Золотая хохлома»
Цель:
- ознакомление детей со старинным русским народным промыслом - хохлома, с основными видами росписи.
Задачи:
- дать представление о декоративной росписи - хохлома. Познакомить с историей ее возникновения, с этапами подготовки посуды к росписи, орнаментом и видами хохломской росписи;
- развивать наблюдательность, мышление, память, диалогическую речь, активизировать и обогащать словарь; развивать общие представления о мотивах хохломской росписи;
-воспитывать у детей интерес к искусству, творчеству своего народа.
Методы и приемы: беседа, показ слайдов, рассматривание иллюстраций, художественное слово, игра, слушание музыки.
Словарная работа: хохлома, лужение, бельё, отлип, орнамент.
Предварительная работа: рассматривание росписи посуды других народных промыслов, отгадывание загадок о посуде, чтение произведения К. И. Чуковского «Федорино горе»
Оборудование:
- иллюстрации орнамента хохломы, аудиозапись - русские народные мелодии, мяч, проектор, стол – ярмарка.
1. Вводная часть
Ход занятия:
Педагог: Ребята, я получила письмо от Федоры. Знаете кто это?
Дети: Да, это героиня из произведения Корнея Ивановича Чуковского «Федорино горе».
Педагог: верно. Послушайте, что Федора пишет. «Друзья, помогите, у меня беда. Вся посуда от меня убежала»
Ребята, нам нужно как можно быстрее выручать Федору из беды. Но чтобы нам оказаться в сказке, нам надо произнести волшебные слова: «Крибли, крабле, бумс»
А вот и сама Федора нас встречает. Что случилось, Федора? Почему от тебя вся посуда убежала?
Федора: Да, я знаю, что сама виновата. Не мыла я посуду, дома за порядком не следила. Вот и посуда убежала. Что делать?
Педагог: ничего, Федора, еще все можно исправить, мы с ребятами тебе поможем.
2. Основная часть
Беседа
Педагог: - Ребята, давайте назовем предметы посуды? Я вам буду бросать мяч, кто его поймает, тот и называет предмет посуды. (Педагог бросает мячик детям, у кого мяч, тот и отвечает)
- Какая бывает посуда, если она сделана из пластмассы, из дерева, из алюминия, из железа, из фарфора и т.д.)?
- Зачем человеку нужна посуда?
Педагог: Как вы думаете, ребята, Федоре нужна посуда?
Дети: конечно, нужна.
Педагог: Значит на нужно помочь Федоре ее найти?
Федора, а как выглядит твоя посуда? Как мы ее можем отличить от другой?
Федора: а у моей посуды есть очень красивый орнамент. Она расписана хохломской росписью.
Педагог: Ребята. Вы хотите узнать о старинном русском народном промысле - хохлома?
Присаживайтесь, ребята, поудобнее. (Педагог показывает презентацию «Золотая хохлома» Звучит русская народная мелодия)
Хохломская роспись – это яркое явление народного декоративно-прикладного искусства. Ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем людям о счастье свободы, о жаре любви, о жажде красоты…
Русский народный художественный промысел возник в XVII веке. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным тонами и золотом по золотистому фону. Иногда используют и зеленый цвет.
Педагог: ребята, хотите узнать, как создаются изделия с хохломской росписью?
Дети: Да.
Педагог: Это очень сложный процесс. Сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер на токарном станке, снимает резцом излишки древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа — «бельё» (неокрашенные изделия) — резные ковши и ложки, поставцы и чашки. (Педагог показывает резные неокрашенные изделия детям)
Сперва заготовку сушат, а затем шлифуют. Высушенное и отшлифованное изделие подготавливают под роспись. Вначале его обмазывают льняным маслом, а затем особым составом - грунтом. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его.
Следующий этап — «лужение», мастер втирает в поверхность изделия алюминиевый порошок. Все выполняется вручную. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи.
На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
В росписи применяются масляные краски. Расписные изделия выглядят ярко, несмотря на темный фон. Используются такие краски как…красный, желтый, оранжевый, немного зеленого и голубого, и конечно чёрный фон. Очень часто используется золотой цвет. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Традиционные элементы хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Педагог: ребята, давайте возьмем в руки кисти и попробуем нарисовать элементы хохломы. (дети берут в руки воображаемые кисти, рисуя ими в воздухе.)
Физминутка:
Ветка плавно изогнулась (рисуют в соответствии со словами)
И колечком завернулась. (рисуют кольцо)
Рядом с листиком трёхпалым (листочки)
Земляника цветом алым.(садятся на корточки, рисуют точками ягоду)
Засияла, поднялась, (встают)
Сладким соком налилась.
А трава, как бахрома, (махи рукой, мазки)
Золотая хохлома! (хлопают в ладоши)
Педагог: молодцы, ребята, какой красивый узор вы нарисовали. Присаживайтесь на стульчики.
Педагог: а сейчас мы узнаем, какие виды росписи у изделий хохломы.
Для изделий хохломы используются два типа росписи: «верховая» – красным и чёрным цветом на золотистом фоне и «под фон» – золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне.
Традиционный орнамент из вьющихся трав и цветов, празднично нарядный колорит росписи, сочетание огненно-алого, черного цвета и сверкающего золота, придают хохломским изделиям подлинную драгоценность, благодаря чему пользуются популярностью во всем мире. Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов. (Педагог показывает картинки)
Вид орнамента «травка» — узор из крупных и мелких травинок.
Вид орнамента «пряник» — обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура — квадрат или ромб — украшенная травкой, ягодами, цветами.
Вид орнамента «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне.
Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется.
И последний этап: расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
Большую известность изготовление такой посуды получило в XIX веке: хохломские изделия продавались на Нижегородской ярмарке. Изделия покупались не только в России, но и во многих странах мира. Эта посуда привлекала своей яркостью и красотой. При этом изделия были дешевы и прочны в употреблении: покрывавший их лак был так хорош, что выдерживал высокую температуру. От горячей пищи посуда не меняла цвета, не теряла своей красивой росписи.
Педагог: ну вот, ребята, много интересного мы узнали о «Золотой хохломе». А сейчас нам нужно помочь Федоре найти ее посуду с хохломской росписью.
Для этого мы отправимся с вами на ярмарку. Там очень много разной посуды.
Игра «Найди Федорину посуду» (Звучит русская народная мелодия, на столе расположены предметы посуды с разными видами росписи: гжель, городецкая и т.д., ребята выбирают посуду с хохломской росписью)
Ребята, вам нужно найти посуду, расписанную хохломской росписью.
(Дети учатся отличать хохлому от других видов росписи, рассматривают орнамент)
3. Заключительная часть
Педагог: молодцы, ребята, смогли отличить посуду, расписанную хохломской росписью.
-Федора, наши ребята, помогли найти твою посуду.
Федора: вот спасибо, ребята, что помогли мне найти мою посуду. Обещаю, что теперь я буду ее беречь и любить.
Я хочу, ребята, вас отблагодарить и подарить вам деревянные изделия, которые вы сможете украсить орнаментом хохломы.
Педагог: Спасибо, дорога Федора! Ну а нам, ребята, пора отправляться в детский сад. «Крибли, крабле, бумс»
- Ребята, что интересного вы узнали на занятии?
- Как отличить хохломскую роспись от других видов росписи?
- Какие виды орнамента хохломской росписи вы запомнили?
- Какие цвета используют мастера при нанесении орнамента?
Дополнительная литература:
Интернет – ресурсы: https://infourok.ru/prezentaciya-istoriya-iskusstva-na-temu-hohlomskaya-rospis-831596.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ТЕМА: "ЧАСЫ"
занятие с использованием ИКТ...
конспект по познавательному развитию для старшей группы: Помоги Незнайке и Почемучке сохранить дружбу.
План конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме «Поможем Незнайке и Почемучке сохранить дружбу». Интеграция образовательных областей: («Познаватель...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)
ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Я здоровье берегу - сам себе я помогу»
Программные задачи: Формировать представления детей о том, что здоровье - главная ценность человеческой жизни. Расширять знания о том, что полезно и что вредно для здоровья. Уточнить представления о п...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Помоги птицам зимой»
Программное содержание: Познакомить детей с картой - схемой «Птицы». Закрепить понятия «перелетные» и ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Где можно найти воздух». 2021г.
НОД по познавательному развитию в средней группе «Где можно найти воздух»...