Конспект комплексного занятия по ознакомлению с Окружающим миром по теме «Масленица-проводы зимы» (вторая младшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Зайцева Татьяна Ивановна

Цель занятия:

Познакомить детей с историей, традициями, русского народа.

Программные задачи

Образовательные:

  • познакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями;
  • познакомить с русским народным фольклором, используя заклички, хороводы;
  • продолжать обогащать словарный запас и усваивать лексико-грамматические категории.

Обращать внимание на правильное звукопроизношение.

Развивающие:

  • развивать познавательную сферу детей, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать все виды памяти, выдержку, зрительное, слуховое внимание;
  • развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства);
  • корригировать и развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю. Воспитывать коммуникативные навыки.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с Окружающим миром по теме «Масленица-проводы зимы» (вторая младшая группа)

Цель занятия:

Познакомить детей с историей, традициями, русского народа.

Программные задачи

Образовательные:

  • познакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями;
  • познакомить с русским народным фольклором, используя заклички, хороводы;
  • продолжать обогащать словарный запас и усваивать лексико-грамматические категории.

Обращать внимание на правильное звукопроизношение.

Развивающие:

  • развивать познавательную сферу детей, зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать все виды памяти, выдержку, зрительное, слуховое внимание;
  • развивать эмоционально-волевую сферу детей (выдержку, усидчивость, умение выражать свои чувства);
  • корригировать и развивать мелкую и общую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение и патриотическое отношение к истории русских традиций, любовь к родному краю. Воспитывать коммуникативные навыки.

 Организация и методика проведения непрерывной основной образовательной деятельности

I Вводная часть (организационный, мотивационный этап)

Воспитатель:

Давайте поприветствуем друг друга.

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро! —
Солнцу и птицам.
— Доброе утро! —
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
Длится до вечера.

Я улыбнусь вам и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение. Присядьте на стульчики.

II. Основная часть (содержательно-деятельностный этап)

-Ребятки, мы с вами сегодня познакомимся с удивительной народной традицией, которую издавна чтут русские люди.

-Скоро закончится последний зимний месяц-февраль. Мы с вами уже заметили, что дни становятся длиннее, солнышко теплее, небо голубее. Именно в это время люди на Руси прощались с зимой и устраивали народные гулянья, уличные развлечения, наряжались в различные народные костюмы, ходили на торговые ярмарки. Дети играли в снежки, строили снежные крепости, катались с горки .

Праздник этот прозвали в народе "Масленица",и длился он целую неделю. Название Масленица возникло потому, что на этой неделе по обычаю пекут блины.  В это время люди пекли блины и угощали ими друг друга.

- Ребята, а на что похожи длины? (Блины очень похожи на маленькие солнышки, которые излучают свет и тепло и привлекают милость большого солнца и скорый приход весны.)

-Какой они формы, цвета? (круглые, желтые)

-Во время этой праздничной недели люди исполняли различные песни, заклички, водили хороводы. Давайте мы с вами послушаем и выучим такой стишок, чтобы весна поскорее пришла к нам:

Заучивание  заклички:

Подходи честной народ!

Весна красная идет!

Всех блинами угощает!

Счастья, радости желает

Рассматривание картин "Масленичные гулянья"

Главной участницей праздника является большая соломенная кукла-Масленица. Ее наряжали в платье, платок ,обували на ноги лапти и ставил посередине большой площадки ,чтобы всем было хорошо видно. Вокруг нее проводили различные игры, затеи, конкурсы, пели и веселились.

 Подвижная игра «Карусель»

В конце праздника-сжигали чучело Масленицы, символизируя прощание с зимой и встречу весны, а чтобы был богатый урожай, пепел развеивали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В этот день ходили к друг другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня пожалуйста». «Бог тебя простит»- отвечали на это и больше не вспоминали об обидах. Но даже если не было ссор и обид все равно говорили прости меня. Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощение. Так заканчивалась масленица.

 Коллективное рисование ладошками «Солнце и лучики».

Воспитатель:

На что похоже солнце?
На круглое оконце.
Фонарик в темноте.
На мяч оно похоже,
На блин горячий тоже
И на пирог в плите.
На жёлтенькую пуговку.
На лампочку. На луковку.
На медный пятачок.
На сырную лепёшку.
На апельсин немножко
И даже на зрачок.
Только если солнце мяч -
Почему же он горяч?
Если солнце - это сыр,
Почему не видно дыр?
Если солнце - это лук,
Все бы плакали вокруг.
Значит, светит мне в оконце
Не пятак, не блин, а солнце!
Пусть оно на всё похоже,
Всё равно всего дороже!

 Мы все вместе нарисуем большое солнышко, ладошками. Но для начала нужно пальчики размять:

Мы ладошки протянули.

И на солнышко взглянули. (Дети протягивают ладошки вперёд и ритмично поворачивают их вверх – вниз.)

Дай нам, солнышко, тепла,

Чтобы силушка была. (Делают движение пальцами, словно маня к себе.) Наши пальчики – малютки

 Не хотят ждать ни минутки, (Ритмично сгибают и разгибают пальцы.)

Тук – тук, молоточками, (Наклоняются и поочерёдно ритмично стучат кулачками по коленям.)

Хлоп – хлоп, лапоточками, (Ритмично хлопают по коленям.)

Прыг – прыг, словно зайки, Скачут на лужайке. (Стучат полусогнутыми пальцами по коленям.)

Дети приступают к рисованию, педагог помогает тем, кто затрудняется. Дети подходят к столу, встают перед ватманом, наносят отпечаток своей ладошкой. Макают ладони в гуашь и прикладывают к желтому кругу. Воспитатель. Посмотрите, какое солнышко у нас получилось. Яркое, необычное, и теплое.

III. Заключительная (рефлексивный этап)

 Воспитатель. Все сегодня молодцы, старались вместе работали и никто никому не мешал. Вы все делали дружно, поэтому у вас так красиво и получилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами дидактической игры во второй младшей группе “В гостях у бабушки”

Конспект "В гостях у бабушки" вызывает у деток только положительные эмоции,что не мало важно для детей данного возраста....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром с элементами дидактической игры во второй младшей группе “В гостях у бабушки”

Конспект "В гостях у бабушки" вызывает у деток только положительные эмоции,что не мало важно для детей данного возраста....

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и конструированию из бумаги во второй младшей группе, тема «Бумажная фея»

Познакомить детей с некоторыми свойствами бумаги (толстая – тонкая, прочная) в процессе выполнения с ней различных действий (сминание, разрывание, скручивание).Познакомить детей с использованием бумаг...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вот оно какое, наше лето» (вторая младшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вот оно какое, наше лето» (вторая младшая группа)Возраст детей: от 3-4 лет (2 младшая группа);Задачи:Цель: Формирование...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Как звери готовятся к зиме" вторая младшая группа

Дать детям представления о жизни диких животных зимой. Формировать интерес к окружающему миру. Познакомить и обобщить знания детей о жизни диких животных зимой; систематизировать и обогатить...